Внеклассная работа
статья на тему
Основным предназначением нашего колледжа как социального института является содействие развитию личности обучающего, создание условий для самосовершенствования и самореализации подрастающего поколения.
Целью воспитательной деятельности педагогического коллектива является воспитание и формирование социально - активной личности, обогащенной знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности с высокими нравственными ценностями.
Приоритетами воспитательного процесса в колледже являются гуманистическая направленность и социализация образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tseli.docx | 29.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели: создать условия для сотрудничества в достижении понимания учащимися понятий «доброта» и «милосердие»; познакомить учащихся с именами известных российских меценатов.
Задачи: личностное развитие – развитие готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной деятельности, социальной мобильности и познавательной компетенции; формирование ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора;
социальное развитие – формирование нравственных качеств, правильного представления о толерантном поведении; воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил; развитие стремления быть терпимым в обществе людей;
познавательное развитие – развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, памяти и внимания, рефлексии;
коммуникативное развитие – воспитывать чувство уважения друг к другу, внимательность, готовность прийти на помощь к тем, кто в ней нуждается; формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности.
Основные понятия: добро, милосердие, меценат, достоинство, честь, долг, любовь, дружба, обязательность.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Ресурсы: основные – компьютер, мультимедийный проектор
дополнительные – программы Power Point, авторская презентация, фрагмент видеофильма, музыкальное сопровождение
Предварительная подготовка:
- Проведение анкетирования обучающихся, обработка полученной информации, представление результатов.
- Подбор музыкального сопровождения внеклассного мероприятия.
- Сбор материала обучающимися группы о меценатах, пословицы и поговорки о добре и милосердии.
План мероприятия:
- Что такое добро? (результаты анкетирования, пословицы, афоризмы)
- Без чего невозможна доброта (игра)
- Святитель Иосаф Белгородский
- Меценаты
- Добрые дела в нашем городе
Эпиграф: Кто доброе сеет — добро его плод, кто злое посеет — злодейство пожнет. (Саади)
Сценарий внеклассного мероприятия
1. Вступительная часть.
Чтец 1:
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте: Вся в голубой и звёздной красоте, Земля добра, она дарит нас хлебом, | Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!» (Поэт А. Н. Чепуров) |
Ведущий 1. Всю свою жизнь, с самого детства, человек познает, что такое хорошо и что такое плохо. Это мы получаем «с молоком матери», знакомясь со сказками, общаясь с друзьями…. Одни люди уже в 15 лет понимают, что за все, что для тебя делается хорошего, надо платить добром, а другие и в конце своего жизненного пути требуют благ только для себя, ничего не отдавая взамен.
Накануне мы провели анкетирование среди обучающихся первого курса. Они ответили на вопросы:
1) Как вы понимаете слово «добро»?
2) Трудно ли быть добрым в наши дни?
3) Нужно добро современному миру?
Итоги анкетирования (на слайде).
Ведущий 2. О том, что добро необходимо человеку знали наши далекие предки. Их мудрость отражена в народных пословицах и поговорках. Назовите известные вам поговорки и пословицы о доброте. Чему учат они нас?
Обучающиеся перечисляют заранее подготовленные пословицы и поговорки:
- Учись доброму — плохое на ум не пойдёт.
- Про доброе дело говори смело.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Худо жить без доброго слова.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Ведущий 2. Пословицы учат:
- совершать хорошие добрые поступки, хвалить за хорошее и не всегда замечать недостатки людей;
- шутить по- доброму;
- быть чистосердечным в отношении с собеседником;
- не спешить обвинять в чем-то, пока не разберешься в причинах, быть благодарным и т. д.
Чтец 2:
Доброта – вещь удивительная. Быть легче добрым или злым? Наверно, легче злым. Быть добрым – значит отдавать Тепло свое другим. Быть добрым – значит понимать
| И близких и чужих И радости порой не знать, Заботясь о других. Конечно, доброму трудней, И все же посмотри: Как много у него друзей! А злой всегда – один… |
Ведущий 1. Известные просветители, писатели, поэты уделяли и уделяют много внимания этой проблеме.
В.А. Сухомлинский “ Вы живете среди людей, проверяйте свои поступки сознанием: не причиняете ли вы зла, неприятностей, неудобств своими поступками. Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо”.
С.Я. Маршак «Пусть будет добрый ум у вас, а сердце умным будет».
В.М. Шукшин «Добрый, добрый… Эту медаль носят через одного. Добро – это доброе дело, это трудно. Это непросто. Не хвалитесь добротой, не делайте хотя бы зла».
Д.С. Лихачев. « В каждом из нас есть маленькое солнце - доброта. Это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству. Это чудесное свойство помогает людям жить, творить, делать жизнь красивой и прекрасной».
II. Игровой момент
Ведущий 1. Первый шаг к доброте - вежливость. А знаете ли вы «вежливые» слова?
Игра «Доскажи словечко»
Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день)
Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)
Если друг попал в беду,…(помоги ему)
Решай споры словами, …(а не кулаками)
Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание)
Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте)
Ведущий 1. Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говорить ласково, нежно, негромко. Глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что, от улыбки хмурый день становится светлей.
Игра «Собери слово»
У слова «доброта» есть много слов – спутников. Ребята, из предложенных слов и слогов, соберите слова, которые тесно связаны с понятием «добро».
Милосердие - лоси-мир-еде
Меценат - цена-мет
Уважение – у-жена-вие
Сострадание – сос- рада-тени
Бескорыстие – сытие-бес-кор
Благотворительность - вор-нос-лель-Бог-таитть
Чтец 3:
Доброту не купишь на базаре, Искренность у песни не займёшь. Не из книг приходит к людям зависть. И без книг мы постигаем ложь. Все учились по одним программам, Но не всем пошло ученье впрок. Тот, как был, - так и остался хамом. Этот вот - от чванства занемог. | Видимо, порой образованью Тронуть душу не хватает сил. Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был. Значит, доброта была вначале?.. Пусть она приходит в каждый дом, Что бы мы потом ни изучали, Кем бы в жизни ни были потом. (Андрей Дементьев) |
III. Святитель Иоасаф Белгородский
Ведущий 2: Человек, делающий другим добро, умеющий сопереживать, чувствует себя счастливым. Человеколюбие общества, семьи, отдельного человека определяется, прежде всего, отношением к детям, старикам, к самым беззащитным и нуждающимся в помощи, к «братьям нашим меньшим», к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье.
В истории нашего родного края есть личности, которые для нас являются образцом для подражания. Среди них наш духовный защитник. Ребята, вы знаете, кто является духовным защитником Белгородчины?
На нашей малой Родине почитают святителя Иоасафа Белгородского.
Обучающийся 1: Святитель Иоасаф обладал безграничной любовью и милосердием к ближнему. Перед великими христианскими праздниками, он посылал преданного себе келейника в дома бедняков с подарками. Этому келейнику Иоасаф давал наказ — положив дар у окна или порога дома, три раза стукнуть в стену, для того чтобы привлечь внимание хозяев, и поспешно удалиться.
Обучающийся 2: Однажды перед праздником Рождества Христова келейник святителя заболел, и св. Иоасаф оделся сам в простонародную одежду и, взяв подарки, отправился к жилищам нищих. Совершив свое шествие и раздав всю милостыню, поздно возвращался святитель домой. У входа в храм в это время стоял привратник, и увидев входившего в калитку святителя, он окликнул его. Не желая быть узнанным по голосу, преосвященный не ответил на оклик сторожа. В темноте захватил его сторож под сводами храма и, заметив его простонародную одежду, начал допрашивать его кто он и откуда.
Обучающийся 1: Иоасаф молчал, стараясь высвободиться из рук, но сторож, видя усилие его уйти без ответа, нанес ему несколько сильных ударов по спине. В этот момент привратник увидел лицо святителя, и узнав его, пришел в большой испуг. На следующий день, рано утром, св. Иоасаф позвал привратника в свои покои. Придя к святителю, испуганный привратник со страхом ожидал наказания. Каково же было его удивление, когда вдруг святитель стал щедро его угощать, наградив деньгами и одеждою за бдительность и с миром отпустил домой.
Обучающийся 2: Все дела милосердия св. Иоасаф старался творить так, "чтобы левая рука не знала, что делает правая" (Мф. 6,3). Но Господь иногда открывал людям их тайного благодетеля. Однажды келейник по поручению Владыки, купив на базаре дрова, приказал извозчику отвезти их во двор бедной семьи, но не говорить, от кого они присланы. Хозяйка дома, вдова с тремя малолетними детьми, хотела было узнать у извозчика, кто прислал дрова, но, подняв глаза вверх, увидела в воздухе "в сиянии" святителя Иоасафа.
Чтец 4:
Храните, Люди, красоту! Она дается вам от Бога, Какой бы не была дорога, Храните, Люди, красоту! Дарите, Люди, доброту! Дарите щедро, без утайки И богачу, и попрошайке, Дарите, Люди, доброту! Имейте и храните честь | Живите сердцем, и, мечтайте! Любите, ждите и прощайте, Не забывая слово "честь". Храните, Люди, красоту! Дарите, Люди, доброту! Живите сердцем, и, мечтайте, И каждый час, и каждый миг С Любовью новый день встречайте, Чтоб не угас в душе родник! ( Андрей Дементьев) |
IV. Меценаты.
Ведущий 1: Среди тех, кто помогают обществу и осуществляют благотворительность – меценаты. В словаре Ожегова дается следующее определение слова «меценат», — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
История России наполнена множеством разнообразных действующих лиц. Среди них особое место принадлежит отечественной благотворительности. Киевский князь Владимир Святославович любил пиры и празднества, но пировал не с одними своими боярами, а хотел делиться своими утехами со всем народом. Он созывал народ отовсюду, кормил, поил всех пришедших, раздавал неимущим потребное и даже, заботясь о тех, которые сами не в состоянии были явиться на княжий двор, приказывал развозить по городу пищу и питье. А какова история происхождения меценатства?
Обучающийся 3: Итак, мы в Риме до нашей эры. Императором Рима был провозглашен Октавиан. Как "сын божественного Цезаря", Октавиан был приравнен к богам, и в провинциях ему стали воздвигать храмы. Стремясь оставить о себе добрую память у потомков. Август начал перестраивать Рим, используя средства, какие ранее шли на завоевательные войны. Он окружил себя писателями и художниками, понимая. Август лично присутствовал на публичных чтениях новых произведений и появлялся во время литературных чтений. Чаще всего они происходили у друга Августа — Мецената. Меценат привлекал в свой кружок самых талантливых писателей и поэтов того времени. Он был сказочно богат и щедро вознаграждал тех, кто восхвалял блага нового режима и достоинства самого Августа.
Обучающийся 4: Деятельность по упорядочению и государственному регулированию благотворительности была начата при Екатерине II. При ней были учреждены первые светские учреждения подобного рода. Складывается система сословной опеки. К концу XVIII—началу XIX в. относится создание крупнейших государственных организаций, занятых делами призрения бедных. Ведомство учреждений императрицы Марии, созданное в 1797 г. женой императора Павла I Марией Федоровной. Со временем это учреждение превратилось в так называемое министерство благотворительности, которому к концу XIX в. подчинялись многие сотни богаделен, школ, сиротских домов, больниц, мастерских, различных училищ. Вторая крупнейшая государственная организация - Императорское человеколюбивое общество - была организована по инициативе Александра I в 1816г. Обе эти организации существовали в значительной степени на казенные субсидии, но также и на пожертвования частных лиц.
Обучающийся 5: В XVIII — первой половине XIX века в Российской империи, главным образом в двух столичных городах — Петербурге и Москве, было создано несколько крупных учреждений общественно-культурного назначения. Наиболее известным было учрежденное по инициативе Александра III Императорского Русского музея, открывшего свои двери для посетителей в 1898 г.
Обучающийся 4: Во второй половине XIX в. благотворительность получает невиданный доселе размах, приобретает новые формы и виды, а сеть благотворительных заведений охватывает буквально всю Россию. К 1917 году в России имелось более 12 тысяч благотворительных учреждений различного назначения. Именно в этот период благотворительность в России стала тем социальным феноменом, многие проявления которого до сих пор вызывают восхищение и удивление. Имена Бахрушиных, Сабашниковых, Третьяковых, Солдатенкова, Морозовых, Боткиных, Щукиных, С.И.Мамонтова, И.Д.Сытина, П.В. Мешкова и целого ряда других видных отечественных предпринимателей неотделимы от Просветительства и культурного созидания в нашей стране.
Обучающийся 5: Деятельность многих выдающихся благотворителей документально засвидетельствована. Отметим ряд случаев. Крупный сахарозаводчик П. А. Терещенко пожертвовал на различные цели около 5 млн. рублей. Только в Киеве на его средства строились Политехнический институт, детский приют, ночлежный дом, городская канализация, дом бесплатных квартир, больница для рабочих.
Обучающийся 6: В этом году мы отмечаем 160 лет - со дня рождения Ивана Николаевича Терещенко (1854-1903) – сахарозаводчика, мецената. Терещенко И. Н. родился в 1854году. Село Никаноровка возникло в конце XVIII в. и располагалось на землях крупного землевладельца Ивана Николаевича Терещенко. Имение И. Н. Терещенко имело площадь более 5400 десятин. Центром его имения было сельцо Тимирязево Кладовской волости (ныне с. Архангельское Губкинского района).
Обучающийся 7: Об Иване Николаевиче сохранилась семейная легенда. Отец приобщал его к семейному делу смолоду, однако из-за сумасбродства сына вынужден был отказаться от идеи сделать из него еще одного сахарного магната. Случилось это после того, как Иван, блистательный офицер, посватавшись к местной красавице, Елизавете Саранчевой, засыпал улицу, ведущую к ее дому сахаром, чтобы произвести впечатление на ее отца. Тот якобы пообещал, что позволит сыграть свадьбу только после того, как улицы покроются снегом. Невеста стала женой, а вот отцу расточительная выходка отпрыска не понравилась. Он отстранил сына от дел и отправил его в Европу собирать произведения искусства.
Обучающийся 8: Именно этому случаю Киев обязан своей коллекцией картин, которые Терещенко со временем передали в дар городу. Глядя на портреты Ивана Николаевича, где он запечатлен в уже зрелом возрасте, трудно заподозрить в нем подобное сумасбродство - вполне респектабельный господин.
В нашем Губкинском районе он оставил след, заложив в 1890 году в селе Архангельском сиреневый парк, который стал редчайшим образцом кустарникового пейзажного парка на территории не только Белгородчины, но и всей России. Парк занимал 26 гектаров и отличался большим сортовым разнообразием сирени, шиповника, боярышника, тѐрна, жимолости, бересклета, лещины, жѐлтой акации.
Обучающийся 9: Московским купцам Петру и Сергею Михайловичам Третьяковым наша страна обязана возникновением крупнейшего художественного собрания - Третьяковской галереи, которая создавалась их трудами и средствами несколько десятилетий и была подарена городу Москве в I 892 г.
Обучающийся 10: Савва Морозов Большую роль он сыграл в становлении Художественно-общедоступного театра. В 1898 он стал одним из директоров театра. Им был сделан самый крупный вклад в собранный для существования театра капитал — 10 тыс. руб.
Много средств отводилось Морозовым на улучшение социально-бытовых и производственных условий рабочих. При строительстве новой фабрики возводились цеха улучшенной планировки, строились новые казармы и больница. Для престарелых рабочих открывалась богадельня.
Обучающийся 11: Представителями известной московской купеческой семьи Бахрушиных только за 20 лет, было пожертвовано на нужды городского самоуправления около 4 млн. рублей. Причем только строительство больницы на Сокольническом поле для неизлечимых больных обошлось почти в 500 тыс. рублей. Число подобных примеров можно множить и множить
Чтец 5.
Спешите делать добрые дела, Которые всегда идут не в счет. Спешите делать добрые дела, Когда к вам благодарность не придет. Спешите делать добрые дела, Ни денег не сулящие, ни благ. Спешите делать добрые дела, Забыв на веки принцип "так на так". Спешите делать добрые дела, | Но не копите в памяти обид. Хоть тот, кому вы сделали добро, Вам этого по жизни не простит. Спешите делать добрые дела, Чтоб за свое добро любить других. Спешите делать добрые дела, Во имя утвержденья вас самих. Спешите делать добрые дела Получится – считайте, повезло! Спешите делать добрые дела, Чтоб не хватило времени на зло! |
V. Добрые дела в нашем городе
Ведущий 2: Отрадно, что ныне возрождаются такие забытые понятия, как «доброта», «милосердие», «благотворительность». Многие организации, отдельные граждане нашей страны осуществляют акции милосердия по отношению к воспитанникам детских домов, школ-интернатов, жителям домов престарелых, к инвалидам, воинам-афганцам.
Ведущий 1: Некоторые родители, имея своих детей, берут на воспитание детей-сирот из детского дома. Наши выдающиеся артисты и музыканты проводят концерты, средства от которых передают на благотворительные цели
Ведущий 2: Ежегодно в нашем горском округе проводятся различные благотворительные акции. Например, перед праздником Светлой Пасхи управлением социальной защиты населения, различными общественными организациями были организованы пасхальные обеды, сбор продуктовых наборов и куличей для одиноко проживающих престарелых граждан, многодетных семей. Большую поддержку оказали руководители предприятий, частные предприниматели.
Ведущий 1: Активно участвовали губкинцы в благотворительной акции «Чья-то жизнь - не просто мелочь», собранные средства пошли на лечение детей-инвалидов.
Ведущий 2: В рамках акции «Чужих детей не бывает» был организован сбор вещей, средств ухода, детского питания, книг, канцелярских товаров для детей, оставленных без попечения родителей и проходящих курс лечения в Губкипской детской больнице.
Во всех вышеназванных мероприятиях принимал участие наш колледж. (слайды «Наши добрые дела»)
Ведущий 1: В прошлом году мы приняли участие в городской акции «Раздели мою боль». Инициатором этой акции выступил Губкинский территориальный Совет женщин. «В городском округе проживает 418 детей – инвалидов. Среди заболеваний преобладают заболевания нервной системы, врожденные пороки развития, в том числе пороки сердца и др.
Фрагмент видеофильма
Ведущий 2: Помогать и не забывать о тех, кому нужна помощь - важные составляющие жизни человека. Участвуя в благотворительности, вы не только оказываете финансовую помощь на лечение детей, но и даете надежду на поддержку той семьи, которая оказалась на грани отчаяния. Болезнь ребенка - всегда тяжелое испытание не только для него самого, но и для его близких. Люди, которые получают помощь, начинают понимать, что они не одни. Ваше внимание к ним помогает найти силы для дальнейшей борьбы с болезнью ребенка. Также ваше личное участие в благотворительности может заинтересовать и заставить задуматься тех, кто когда-то проходил мимо, оставаясь равнодушным к чужой беде. Каждый ребенок имеет право на счастливое детство. Нужно только позаботиться о том, чтобы он был здоров.
Песня «Дорогами добра»
Прослушивается запись в исполнении Т. Рузавиной и С. Таюшева
VI. Рефлексия
Обучающиеся делятся своим опытом или вкладом, который они внесли и могут внести в повседневную жизнь: высказывают собственное мнение о добре, милосердии и о добрых делах, которые они мечтают совершить.
Ребята получают 2 цветных листа с изображением дерева:
№1 - «Дерево добра» и №2 – «Дерево желаний».
Задание:
- на листе №1 - «Дерево добра» - каждый обучающийся прикрепляет листочек-стикер с описанием совершенного доброго поступка.
- на листе №2 – «Дерево желаний» - с описанием доброго поступка, который хотел бы совершить.
Заключительное слово ведущего.
Используемая литература:
1. Дереклеева Н.И., Савчвенко М.Ю., Артюхова И.С. Справочник классного руководителя / М.: ВАКО, 2005. – 256 с
интернет-источники:
- http://yandex.ru/clck/jsredir?from
- http://www.docme.ru/doc/18394/klassnyj-chas--uroki-dobroty-
- http://www.shield-of-culture.org/
- http://out-of-school.area7.ru/
- http://otherreferats.allbest.ru/miscellaneous
- http://www.rosimperija.info/post/2240
- http://www.roerichs.com/Publications/Bulochnik/Bulochnik2.htm
Приложение:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассная работа с учащимися:методическое пособие для учителей и студентов
В пособии представлен материал по одному из разделов педагогики «Внеклассная работа с учащимися». Данный материал не является альтернативным, а служит систематизации и конкретизации знаниям, получаемы...
"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...
"Внеклассная работа в начальной школе: увлекательно и полезно..."
Одним из способов создания мотивации является включение ученика в процесс внеклассной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение...
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная методическая разработка содержит материал для проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...
Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе обучения иностранному языку.
Драматизация во внеклассной работе как средство расширения знаний учащихся в процессе изучения иностранному языку....
Внеклассная работа
В данных материалах отражены классные часы, буклеты и другое...