Методическая разработка-Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция.
методическая разработка по теме

Шишуева Елена Александровна

Методическая разработка посвящена вопросам обучения учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля знаний и умений как ключевой образовательной компетенции. Автор предлагает различные способы организации самоконтроля  и взаимоконтроля ЗУН  на уроках производственного обучения, где предложенные приемы выступают не только как средство выявления знаний учащихся и определение степени усвоения ими материала, но и как способы дальнейшего  углубления знаний.

В данной Методической разработке обобщен опыт работы мастера п/о по организации и проведению занятий с использованием специальной программы по подбору причесок на компьютере, практических заданий на основе самостоятельного составления графических схем стрижек и причесок.

Методическая разработка может быть рекомендована мастерам производственного обучения профессиональных училищ и колледжей. Данные рекомендации помогут мастерам производственного разнообразить методы и приемы работы с учащимися по формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon методическая разработка162.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Автор:  Шишуева Елена Александровна

Мастер производственного обучения

по профессии «Парикмахер»

Тема: Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как ключевая образовательная компетенция.

Форма: Методическая разработка

Методическая разработка посвящена вопросам обучения учащихся навыкам самоконтроля и взаимоконтроля знаний и умений как ключевой образовательной компетенции. Автор предлагает различные способы организации самоконтроля  и взаимоконтроля ЗУН  на уроках производственного обучения, где предложенные приемы выступают не только как средство выявления знаний учащихся и определение степени усвоения ими материала, но и как способы дальнейшего  углубления знаний.

В данной Методической разработке обобщен опыт работы мастера п/о по организации и проведению занятий с использованием специальной программы по подбору причесок на компьютере, практических заданий на основе самостоятельного составления графических схем стрижек и причесок.

Методическая разработка может быть рекомендована мастерам производственного обучения профессиональных училищ и колледжей. Данные рекомендации помогут мастерам производственного разнообразить методы и приемы работы с учащимися по формированию навыков самоконтроля и взаимоконтроля.

Введение

Качество подготовки специалиста — это тот главный показатель, с которым связывают свои ожидания производственники при первых встречах с молодыми рабочими. Качественная и производительная отдача нужна предприятию сегодня, немедленно. Производство не может ждать, пока рабочий достигнет требуемого уровня квалификации и будет безукоризненно делать свое дело. И хотя все понимают, что в реальной жизни молодому специалисту требуется адаптация к новым условиям, какое-то время на «врастание» в производственный процесс, тем не менее, умение адекватно оценивать свою профессиональную деятельность  - требование, предъявляемое каждому выпускнику.

        Научные исследования и практический опыт подтверждают, что самоконтроль является важнейшим компонентом производственного обучения. Особенно очевидна его роль в формировании профессиональных    умений    и    навыков,    развитии    личности.

        Овладение умениями и навыками, как пишет известный психолог В.В. Чебышева, без активного самоконтроля невозможно. Формирование действий и их уточнение в процессе упражнений совершается на основе сопоставления совершаемых действий с правилами и требованиями к их выполнению.

Проблеме разработки и поиска наиболее эффективных приёмов формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля учащихся уделяли большое внимание такие известные педагоги, как    К. Д. Ушинский, Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев и многие другие, но до сих пор в практике профессионального обучения перед педагогом встаёт много вопросов:

  • как создать условия для возникновения самооценочной и взаимооценочной деятельности учащегося;
  • как превратить учащегося в активного субъекта контрольно – оценочной деятельности;
  • как сформировать адекватную самооценку и взаимооценку учащихся.

Эти задачи я постаралась решить в данной методической разработке. На основе анализа теоретических источников, опыта работы известных педагогов, а также собственного опыта работы,  я постаралась систематизировать основные положения и выработать рекомендации для мастеров производственного обучения по организации самоконтроля и взаимоконтроля.

Проведение самоконтроля требует волевых усилий, настойчивости, умения преодолевать трудности. Поэтому формирование самоконтроля является одним из важнейших условий воспитания воли и характера учащихся, приучения их критически относится к своей работе. Самоконтроль придаёт учащимся уверенность в своих силах и свидетельствует о достигнутом уровне самостоятельности и познавательной активности.

Проблема формирования навыков самоконтроля и взаимоконтроля является очень актуальной в современном образовательном процессе. Овладение навыками самоконтроля способствует тому, что учащиеся в процессе производственного обучения начинают постепенно критически оценивать качество своей работы, выполняемые действия, преобразовывать знакомые приёмы работы и переносить их, при необходимости, в новые условия.

Самоконтроль в сложной системе процесса обучения находится в органической связи с такими важными качествами будущих рабочих, как умение планировать, свой труд, ответственность, самостоятельность. Умения и навыки самоконтроля, рациональной организации труда и планирования носят название общетрудовых. Эти умения и навыки имеют широкое значение и необходимы во всех видах деятельности.

Умение   планировать   свой   труд,   проводить   самоконтроль является также одним из важнейших условий формирования у учащихся добросовестного отношения к труду.

Основные приемы и методы работы  по организации самоконтроля и взаимоконтроля, изложенные мною в данной работе, могут быть полезны не только мастерам производственного обучения  профессиональных образовательных учреждений, но и педагогам общеобразовательных школ.

Глава 1. Содержание работы педагога по организации взаимоконтроля и формирования навыков самоконтроля учащихся.

§1. Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, как основная

образовательная компетенция.

Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлён, обладает познанием и опытом. Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, способностей), имеющих отношение к определённому виду деятельности. Нам близки взгляды голландских психологов, в частности, Д. Шона, который построил  «действенно – ориентированную модель» компетентности в противовес технически – рациональному подходу. В его концепции компетентность представлена как двухуровневое образование, где первый уровень составляет «знание - в - действие», а второй – является рефлексивным. Причём, последний состоит из двух компонентов: «рефлексия в действии» и «рефлексия о действии».

Другим примером может служить четырёх уровневая модель компетентности, также предложенная группой голландских исследователей:

  • Поверхностный уровень представлен инструментальными знаниями и навыками, которые необходимы для осуществления деятельности.
  • Второй – «уровень промежуточных умений» - включает коммуникативные способности человека, понимание им общих (научных и технических) принципов, а также умение ориентироваться в организационной среде. Первые два уровня авторы называют профессиональной компетентностью.
  • К третьему, более глубокому уровню относятся приобретаемые в процессе социализации нормы, ценности и стандарты поведения. Сюда же относятся моральные критерии и знание этикета.
  • Четвёртый уровень представлен в модели авторов такими сугубо личностными характеристиками, как самооценка.

Термин, компетентностный подход является относительно новым для российского образования, но многие компоненты образовательной компетентности закладывались и развивались у учащихся и ранее. Ведущие педагоги формировали у учащихся:

  • навыки самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познавательными объектами: знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности;
  • Умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения;
  • Умениям самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её;

В опыте своей работы я также уделила большое внимание формированию выше перечисленных знаний и умений. В тоже время, ориентируясь на цель: становление и развитие ключевых образовательных компетенций, при всём разнообразии задач. важнейшей для нас является задача создания системы формирования самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся на уроках производственной деятельности.        

Учитывая, что для учащихся значимыми являются и мотивы отношений, при проведении производственного обучения организую работу в парах (постоянного и переменного состава). За два занятия учащиеся запоминают технологию стрижек и причёсок. Для развития личностно – коммуникативных качеств, закрепления материала  использую такую форму урока, как урок – конкурс.

§ 2. Методы обучения учащихся самоконтролю и взаимоконтролю.

Методы - основа работы каждого мастера производственного обучения. Они определяют уровень его профессионального мастерства и составляют стержень всей учебной работы. Рассматривая общие требования к методам обучения, мы должны иметь в виду, что всякое обучение - процесс двуединый: он состоит из методов обучения и методов учения, т.е. включает в себя два вида деятельности, две системы - педагогическую и учебную. Следует заметить, что эти две системы имеют разные цели: мастер стремиться дать знания, сформировать у учащихся - мнения и навыки, воспитать их, а учащиеся усваивают знания, умения, способы деятельности.

Эти две системы взаимосвязаны. Определяющими являются методы обучения; их влияние остаётся в силе даже тогда, когда учащийся самостоятельно работает с учебником, справочником, схемой, выполняет производственную работу. Успех обучения зависит от соответствия методов работы мастера производственного обучения и способы работы учащихся.

Правильное сочетание деятельности мастера и учащихся в процессе производственного обучения возможно лишь в том случае, когда учащиеся сознательно относятся к учению. Поэтому задача мастера не только сообщать учащимся готовую информацию, но и формировать у них стремление настойчиво и самостоятельно овладевать профессией, воспитывать культуру труда, т.е. навыки планирования, организации труда и самоконтроля.

Для решения этой проблемы, важное значение, имеет обучение учащихся способам решения практических задач, применению технических средств, программированию.

Умение планировать свой труд, проводить самоконтроль - одно из важнейших условий сознательного усвоения учащимися общетрудовых умений и навыков. Опытным путём доказано, что даже самые длительные упражнения дают очень мало, если учащиеся  не   могут  правильно   определить  последовательность действий, проверить и оценить их в ходе упражнений, если они не видят недостатков в своих действиях.

При отсутствии планирования и самоконтроля любая учебная и производственная деятельность перестаёт быть самостоятельной и становится незавершённой.

Навыки самоконтроля, необходимые будущему рабочему, складываются не сразу, а постепенно, в процессе всего периода обучения в училище и самое главное требуют не только знания способов их выполнения,  но и наличие определённого фонда интеллектуальных навыков, к которым относятся сравнение, анализ, синтез, обобщение, выводы.                                  

Самоконтроль, направленный на выявление ошибок и недостатков,  пополнение, углубление и уточнение имеющихся знаний, начинает выступать не только средством выявления знаний учащихся, но  и способом определения степени усвоения материала, а также способом дальнейшего их углубления.

Способы самоконтроля и планирования зависят от объёма и прочности знаний, от качества изготовляемых изделий, с которыми учащиеся соотносят свою деятельность.

Важной частью учебного процесса для подавляющего большинства специальностей является система упражнений по обучению планированию и самоконтролю:

1.  Пользование проверочными контрольными инструментами;

2.  Определение прямых и косвенных признаков самоконтроля;

3. Выполнение действий по образцу, показанному мастером, или эталонному изделию;

4.  Планирование    последовательности    обработки    деталей, выполнения работы и т.д.;

5.  Рациональная организация рабочего места;

6.  Выполнение действий по схеме, рисунку;

7.  Составление    простейших    планов    обработки    клиента, выполнение работы;

8.  Чтение чертежей, эскизов, рисунков, схем;

9.  Пользование контрольно - измерительными инструментами и т. д.

Теоретические   знания   учащихся   -   это,  важный,   но   не единственный   источник   для    обучения    их    самоконтролю. Другими источниками являются трудовой процесс, а также материально - техническое оснащение урока: плакаты, карты, видеоматериалы. Всё это даёт учащимся дополнительные знания и пути самокритично относится к выполненной работе. В формировании первоначальных навыков самоконтроля учащимися помогают специальные карты, в которых указаны объекты контроля, приёмы и способы самоконтроля. Если нет карты на ту или иную стрижку, то на вводном инструктаже я заостряю внимание учащихся, где они могут допустить дефект, что нужно сделать для избежания ошибок.

 А если всё - таки ошибки допущены, каким путём их исправить?

На каждом уроке производственного обучения я требую с учащихся, чтобы они сами контролировали выполняемые операции. Систематический контроль с моей стороны ведёт к более успешному формированию, навыков самоконтроля. Нетвёрдые знания вопросов спецтехнологии, материаловедения, затрудняют самоконтроль. В свою очередь самоконтроль, направленный на выявление ошибок и недостатков в учебной деятельности, побуждает учащихся к поиску причин этих недостатков, к пополнению, углублению и уточнению имеющихся знаний. Самоконтроль начинает выступать не только как средство выявления знаний учащихся и определение степени усвоения ими материала, но и как способ дальнейшего их углубления.

Способы самоконтроля зависят от объёма и прочности знаний, от качества выполненной работы, с которой учащиеся соотносят свою деятельность.

§ 2. Организация контроля за учебной деятельностью учащихся.

        Тщательный оперативный контроль за учебной работой обучающихся помогает лучше организовать учебный процесс, принять необходимые меры для устранения недостатков в обучении. В системе производственно-технического обучения основными методами проверки знаний, навыков и умений обучающихся являются:

  • наблюдение за состоянием учебно-производственной работы;
  • устный опрос;
  • проведение зачетов;
  • контрольные работы;
  • практические (лабораторные) работы.

        Правильное и целесообразное сочетание этих методов в течение периода обучения содействует достижению основной цели – повышению качества учебно-воспитательной работы.

            Наблюдение за состоянием учебно-производственной работы.

        Этот метод  должен применяться как при теоретическом, так и при производственном обучении. Наблюдая за усвоением обучающимися излагаемого материала, поведением их во время лабораторных работ, при решении задач и упражнений, беседуя с обучающимися, преподаватель уясняет степень их прилежания и понимания ими учебного материала.

        Правильная оценка знаний невозможна без изучения познавательных способностей, без определения того, с каким логическими операциями обучающийся лучше или хуже справляется, заучивает ли он книжный текст механически или излагает  материал  своими словами, каков его словарный запас, какова выразительность и эмоциональность ответов. Только на основе наблюдения и анализа вынесенных впечатлений можно составить правильную характеристику обучающегося.

        Наблюдая за активностью обучающихся  вовремя  устного опроса, преподаватель оценивает, насколько глубоко и полно усвоен ими материал не только по ответу обучающихся, но и по исправлениям и дополнениям других. За три-четыре правильных дополнения он может выставить активному обучающемуся оценку в журнал.

        Преподаватель может поставить оценку за качество выполненного у доски упражнения по только что объясненному материалу. Это обязывает  обучающихся более внимательно  слушать объяснения педагога и значительно повышает их активность.

        При выполнении практических (лабораторных) работ или при решении задач некоторые обучающиеся проявляют полную самостоятельность  и обычно заканчивают работу раньше всех. Однако, оценку некоторые преподаватели ставят только за объем и качество выполненного задания, нередко без учета степени самостоятельности и времени, затраченного на выполнение работы.

        При наблюдении за текущей работой отдельных обучающихся рекомендуется следовать следующим советам. Желательно, чтобы обучающиеся, намеченные для выборочного наблюдения, не знали  об этом. Иначе одни будут работать на показ, другие, наоборот, будут  смущаться и работать неровно; между  тем наблюдения ценны. тогда, когда работа протекает в обычных условиях. Добиться этого можно разными способами: выбором пункта для наблюдения на достаточном расстоянии от обучающегося; чередованием выборочных наблюдений с обходами рабочих мест других обучающихся; эпизодическим посещением рабочих мест наблюдаемых  обучающихся в продолжении производственного занятия и т.д. Собственный  опыт методиста поможет найти лучшие способы наблюдений в зависимости от цели, специальности обучающихся, планировки рабочих мест и др.        

§ 4. Самооценка учащегося.

        Споры вокруг вопроса о контроле и оценке знаний учащихся, поиски новых форм их совершенствования, как мне представляется, ведутся не всегда в нужном направлении. Мне кажется, что самый продуктивный подход в формировании самооценки и взаимооценки состоит в превращении учащегося в активного субъекта контрольно – оценочного компонента, в переходе от оценки педагога к самооценке учащегося или, что ещё лучше, совмещении этих двух видов оценки. Только сформированность навыков самоконтроля и взаимоконтроля, самооценки делают учащегося субъектом учебной деятельности. Речь идёт, таким образом, о том, чтобы учащийся сам оценивал свою учебную деятельность, а также деятельность своих сокурсников.

Каковы же приёмы, обеспечивающие формирование самооценки?

Для выработки адекватной самооценки учащихся в первую очередь надо включить их в процесс оценивания своей познавательной деятельности.

        Так, педагог А.И. Липкина считает, что формирование самооценки происходит при использовании следующих приёмов:

1. Оценка учащегося работы, выполненной другим, т.е. взаимооценка. По мнению автора, наличие информации о работе товарища является условием для возникновения самооценочной деятельности.

2. Учащийся, выполнивший работу, сам себе ставит оценку. Затем его работа оценивается педагогом, сопоставляются обе оценки, и выявляется степень объективности первой оценки.

        Можно предложить и следующий приём. После устного ответа педагог спрашивает у отвечающегося  учащегося, какую оценку он себе бы поставил. Затем обращается к группе с просьбой оценить в баллах ответ своего товарища.

        Однако доля формирования самооценки мало включить учащихся в оценивающую деятельность. Важно другое, а именно – вооружить учащихся теми критериями, руководствуясь которыми учащиеся  и будут осуществлять оценку и самооценку. Учащийся  должен уметь соотносить знания с заданным образцом, эталоном. Сверяя свои действия или конченый результат своей работы с эталоном, он учится оценивать свою деятельность. Именно такой подход формирования  оценочного компонента лежит в основе экспериментального  обучения Ш.А. Амонашвили.

Переход от оценки педагога к самооценке важен для превращения  учащегося в активного субъекта обучения. Одна из основных функций мастера в обучении - это управление познавательной деятельностью учащихся. Исходя из неё, он планирует учебно  – познавательную деятельность, ставит цели, мотивирует    её, осуществляет контроль, регулирование  и оценку. На разных этапах  обучения учащийся должен выступать в роли педагога. В нашем случае это означает, что он должен сам,  исходя из определенных критериев, оценивать свою познавательную деятельность. И чем чаще учащийся занимается самооценкой, тем увереннее он становится   субъектом обучения.

§ 5. Взаимоконтроль на уроках производственного обучения.

        

При стрижке волос, на уроках производственного обучения учащиеся лучше замечают, недостатки в работе товарищей, чем в своей работе. И поэтому на своих уроках я практикую такой метод, как взаимоконтроль, когда учащиеся проверяют работы друг друга, ошибки записывают и ставят оценки, а затем я сама проверяю и сопоставляю свои замечания с оценками, поставленными учащимися.

Как бы не был оснащён труд рабочего разнообразными картами, схемами, образцами, уровень развития умений и навыков самоконтроля и взаимоконтроля в первую очередь определяет квалификацию рабочего. Самоконтроль и взаимоконтроль означает сопоставление с намеченной целью того, что будет сделано, что запланировано. Он осуществляется прямым путём, когда учащиеся сами контролируют действия, а также косвенным путём с помощью анализа качества продукции. Эти и другие причины чрезвычайно важны для успешного развития самостоятельности в работе. Следует заметить, что в условиях производства невозможно каждый раз обращаться к справочникам, таблицам, картам, образцам.

В каждой профессии есть определённый фонд обязательных знаний, умений и навыков, которыми должен владеть рабочий. И эти знания, умения и навыки призваны давать учащимся непосредственно мы, мастера производственного обучения, а также преподаватели спецдисциплины.

Глава 2

Практика обучения учащихся самоконтролю учебных действий.

§ 1. Урок – конкурс на тему: «Причёски в дни торжеств».

Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики

РГОУ НПО «Профессиональное училище № 3 г.Алатырь»

ОТКРЫТЫЙ УРОК

ПО ТЕМЕ:

«Причёски в дни торжеств»

Мастер п/о Шишуева Е.А

Алатырь, 2008

План урока:

Тема программы: Причёски.

Тема урока: Причёски в дни торжеств.

Цель урока:

  1. Обучающая:
  • Формировать умения выполнения сложных элементов причёски.

Учебные задачи:

  • актуализировать знания учащихся о способах выполненият сложных элементов причёски.
  • Формировать умения выполнять элементы в соответствии с технологией  причёски.
  • Формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля выполнения практической работы в соответствии с критериями оценки.
  1. Развивающая:
  • Развивать креативное мышление, творческое воображение учащихся при выполнении причёски.
  1. Воспитывающая:
  • Формировать высокий уровень культуры учебного труда, ответственное отношение к делу, чувства прекрасного, эстетический вкус.

Тип урока:

  • Урок совершенствования и закрепления знаний и умений учащихся.

Вид урока:

Не традиционный: Урок – конкурс.

Методы обучения:

Деловые игры.

Межпредметные связи:

Технология парикмахерского дела – технология выполнения причёсок.

Материаловедение – материалы, используемые в причёсках.

Физиология кожи и волос – соблюдение личной гигиены учащихся, правила обслуживания клиента.

Материально техническое оснащение:

Наглядное пособие – плакаты, фотографии, щипцы для укладки волос, фен, гофре щипцы, лак, гель, декоративные заколки, компьютер, электронные программы по подбору причёсок.

Ход урока:

  1. Организационная часть:
  • отметить учащихся отсутствующих на занятиях.
  • Проверить внешний вид учащихся.
  1. Вводный инструктаж.
  • сообщить тему урока;
  • Сообщить цель урока;
  • Провести беседу по материалу пройденному на предыдущих  уроках:

- какие особенности имеют причёски в дни торжеств?

- в чём заключается красота длинных волос?

- какие вы знаете причёски, используемые в дни торжеств?

- какие фиксаторы применяют при выполнении причёски?

- какое соответствие должно быть между причёской, одеждой, макияжем?

- как правильно выполнить макияж?

- технология выполнения макияжа.

- техника безопасности при выполнении макияжа.

- техника безопасности при выполнении причёски.

-правила пользования электрооборудованием: сушуаром, щипцами, феном.

- техника безопасности при использовании электрооборудования.

- требования, предъявляемые к расческам.

- методы дезинфицирования расчёсок.

- сколько расчёсок, должен иметь парикмахер и почему?

- как готовить хлорамин?

 - через сколько дней менять хлорамин?

- правила обслуживания клиента.

*. Знакомство с правилами деловой игры:

из учащихся группы выбираются жюри -3 человека, ответственный за музыкальное оформление, фотограф, техническая служащая, остальные делятся на участников конкурса и клиентов.

  1. Текущий инструктаж:
  • условия конкурса:

1 этап  - 5 минут

наличие косметики, фиксаторов, инструментов, правильное закладывание пеньюара.

                                                            2 этап   -  20 минут

нанесение макияжа (макияж должен быть вечерний)

3 этап – 2ч. 30мин

Выполнение причёсок в стиле:

- Ракушка

- букле

- Фантазийная

- Цветок

- Торжественная

- Авангардная

4 этап –

демонстрация причёсок под музыкальное оформление с озвучивания девиза –

10 минут.

4. Заключительный инструктаж – 15 минут. Выступление членов жюри конкурса.

* Объявление результатов конкурса по всем этапам.

* Оценка качества работы каждого учащегося.

* выделение, кто из учащихся, добился отличного качества работы.

* разобрать наиболее характерные ошибки в работе учащихся.

5. Уборка рабочих мест.

6. Подготовка материально технической базы к следующему уроку.

Положение конкурса.

  1. Все этапы конкурса оцениваются по 5 – ти бальной системе.

   2. При нанесение макияжа учитывается качество и время..

      -Если закончили макияж на 5 минут р

аньше, то жюри прибавляют 1 балл больше.

(на макияж отводится 30 минут).

  1. При выполнении причёски также учитывается качество работы и время.

   -Если выполнили на 10 минут раньше, плюс один балл.

   - Если выполнили на 10 минут позже, минус один балл.

    - На выполнении причёски даётся 2ч.30минут.

  4.Барётся во внимание выполнении участниками девиза причёски.


Пятибалльная система оценивания причёски.

Фамилия, Имя,

отчество.

1

ЭТАП

2

ЭТАП

3

ЭТАП

4

ЭТАП

макияж

прическа

Макияж

(при нарушении)

Прическа

(при нарушении)

ИТОГО

Наличие

косметики оборудования

Макияж

Демонстрация причёски и девиз

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


Волосы являются едва ли не лучшим украшением женщины. Причесанные и уложенные в определённом порядке волосы могут подчеркнуть красоту лица и фигуры, или скрыть их недостатки.

        Форма прически связана с возрастными и индивидуальными особенностями человека:

        - с направлением в моде

        - назначением прически

        -  родом деятельности человека.

Форма прически может быть большая или маленькая, симметричная или ассиметричная.

 Линии причесок делятся на пять типов:

- индивидуальный

- обратный

- ацентрический

- концентрический

- фронтальный.

Прическа может состоять из множества отдельных элементов : волны, локоны, проборы, букли, крон, завитков, жгутиков, валиков, ракушек, косичек, всевозможных плетений и т.д.

Челка очень важный элемент прически, хорошо и правильно уложенная челка сделает прическу ещё более элегантной. Формы челки:

Объемная пышная; вогнутая к лицу; в виде бахромы; колечками; гребешками и т. д.

Прически условно подразделяются на две основные группы:

1- бытовые:      повседневные

                             - спортивные

                             - деловые

2- зрелищные:   театральные

                                  -юбилейные

                                   -свадебные

                                   -праздничные

                                   -фантазийные

                                   -конкурсные

Прежде, чем приступить к работе мастер (исполнитель) должен определить особенности внешнего вида клиента:

Подчеркнуть природные достоинства лица, шеи и в целом фигуры, и скрыть недостатки. Сделать правильный выбор, какая прическа подойдет – именно этому клиенту.

Мастер должен композиционно правильно объединить все элементы прически, учитывая индивидуальность клиента, новые направления моды (при разной длине волос). Мастер должен сделать клиента красивее обаятельнее. И все это зависит от мастерства, фантазии, актуальности исполнителя.

        Чтобы волосы сохраняли приданную им форму, при укладке применяют различные фиксирующие составы:

        Пенки, гели, муссы, желе, спреи, воск, лосьоны, лаки, и т. д.

Основные и вспомогательные принадлежности, используемые во время выполнения прически:

Расчески, щетки, гребни, фены, электрощипцы, бигуди, заколки, шпильки длинные и короткие, невидимки, ленты, резинки, тесьма и т. д.

Прическу можно украсить декоративной заколкой, сеточкой, цветами, изделиями пастежерных плетений.

Декоративные детали скрывают отдельные недостатки в прическе, а также применяются довольно широко для дополнения прически, помогают создать единый ансамбль с костюмом или платьем.

Прическа воспринимается в неразрывной связи с  макияжем и одеждой.

Причёски из длинных волос.

ДЛИННЫЕ ВОЛОСЫ – мечта любой женщины и подлинное богатство, они, как ни что другое делают их обладательницу женственной и привлекательной. Народная мудрость гласит: «Длинная коса – девичья коса».

Как, глядя на кинозвезд, на моделях с экрана мы мечтаем иметь такое украшение на собственной голове. Однако в реальной жизни все гораздо сложнее. Из–за нехватки времени, а иногда и средств, длинноволосая девушка из года в год носит  одну и туже прическу «пучок» или «хвост». Что делает её облик однообразным и скучным.  А между тем длинные волосы  тем и хороши, что служат  основой для многообразия в прическе и дают возможность, часто выглядеть по-новому. Однако, что возможно лишь при наличии определенных навыков.

 

Классические причёски.

Эти прически называются так, потому что дошли до нас из глубины веков из древней Греции. В основе лежит обыкновенный пучок, скрученный на затылке волос. Эта прическа отличается совершенством пропорции, и она всегда выглядит изящней. Перед выполнением прически волосы можно накрутить на крупные бигуди, в результате они станут более пышными. Волосы надо расчесать, собрать их в хвост на затылке. Еще раз щеткой от корней до хвостиков расчесать.  Хвост закрепить декоративной резинкой (обычная резинка обсекает волосы). Равномерно, туго скрутить хвост по всей длине, крепко держать его за конец. Далее обернуть его вокруг резинки у основания и закрепить шпильками, спрятать свободный конец под образовавшийся пучок. Для этого понадобится 7-8 шпилек. Их нужно заколоть так, чтобы они не были видны, на  последок обработать  передние  и боковые волосы лаком,  а также  сам пучок  слегка. Убирая выбившиеся волосинки, овладев техникой  простого пучка, можно потом его украсить его разнообразными аксессуарами, т.е. оживить тонким шарфиком вокруг пучка. Закрыть шпильки или заколки декоративным эластичным бантом или кружевом.

Бабочка – бантик.

Для этого необходимо собрать все волосы в хвост, разделить его на 3 части. Обернуть прядкой 1-ой  вокруг основания и закрепить шпилькой. Две другие прядки можно накрутить термобигудями или щипцы, гладко приминать сверху, выравнить и закрепить лаком для волос, затем боковые пряди  уложить в виде  валика и закрепить из нутрии заколкой -  невидимками, ладонями пригладить остальные волосы, на шее выбившиеся волосы зачесать под прическу и обработать лаком. Эта прическа легка. При исполнение не требует много времени, и больше подходят для удлиненных волос не одинаковой длины.

Ракушка валик.

В этой прическе выполняется начес по всей длине волос, чтобы волосы стояли у корня. Затем волосы вычесывают справа на лево или наоборот. При этом выглаживаем верхний слой и шпильками перекалываем волосы по вертикальному пробору от макушке до шее в затылочной зоне (невидимки вкалываем друг за другом по центру затылка, причем каждую последнюю невидимку от середины). Основную массу волос вычесываем щеткой от лица, одновременно накладываем эти волосы на невидимки, и, подворачивая кончики таким образом, чтобы сформировался ровный валик из волос в виде ракушки.  При этом шпильки  закалываем  с верхней стороны внутри массы волос. Челку можно уложить как отдельный элемент прически, в виде волны или кока, а ряд шпилек закрыть декоративной заколкой.

Нарядная прическа, уложенная в виде букле – буклированная.

Волосы собираются в хвост на макушке. Отделяем центральную часть хвоста, а оставшиеся волосы делим на четное число частей, начиная  с 4–ех. Каждую прядь начесываем, выравниваем, приглаживая и заворачивая в виде выпуклого конца , начиная с конца пряди. При этом каждое колечко  у основания пучка фиксируется шпилькой изнутри. Уложив нижний ряд в виде буклей, конец таким же способ делим, и укладываем центральную часть хвоста. При этом каждое кольцо фиксируется  лаком. Челка может быть уложена произвольно, выпукло на лицо либо в виде волны зачесывается назад. В завершении прическа фиксируется лаком. При этом каждую прядь можно накручивать на электрощипцы.

ПРИЧЕСКА - КАРАКУЛЕВЫЙ ПУЧОК.

Это одна из причесок включенных в список классических, ее основой является выполнение пучка в нижней затылочной зоне из маленьких прядей закрученных жгутом.

ТЕХНИКА ВЬШОЛНЕНИЯ ПРИЧЕСКИ. На увлажненные волосы нанести средство для укладки волос мусс или гель и вычесать всю массу волос к середине шее, собрать волосы в пучок и закрепить его. Разделить все волосы на мелкие пучки и тщательно, расчесывая каждую прядку, туго закрутить в жгут. В процессе накручивания прядки в жгут нужно наносить на прядку фиксирующие средства (гель или лак). Для придания жгуту дополнительной упругости. Затем жгут закрепим у основания основного пучка. Жгут по середине надеваем на шпильку и закрепляем в верхней затылочной зоне несколько жгутиков к центру и по бокам. Таким образом, формируем прическу    и     получаем     эффективный    пучок из мелких, закрученных жгутиком прядей, напоминающий крупный каракуль. Челку можно уложить произвольно. После выполнения прически, ещё раз фиксируем ее лаком с целью дальнейшего сохранения, и украсить можно декоративными шпильками или заколками (цветами). Особенно эффективно выглядит каракулевый пучок при выполнении из светлых волос.

ПРИЧЕСКИ В ДНИ ТОРЖЕСТВ.

Атмосфера торжеств, требует соответствующего усилия в одежде  и в прическе. Причем, от последней, зависит очень много, потому что гармонию общего не редко нарушает неудачно выбранная прическа. В дни свадебных торжеств в настоящее время платье невесты иногда бывает выполнено в стиле одежды середины 19 века. С длинной накрахмаленной юбкой и с большим декольте с множеством валанов и декоративных цветов или рюлик. Фасоны таких платьев часто предполагают и особый стиль причесок.

Прически в дни торжеств должны выглядеть аккуратно, изящно и, обладать способностью, не терять свою форму на  протяжении всего торжества. Обычно события, происходящие в дни торжеств, снимают на видео пленки и которые в последствии напоминают об этом событие. Поэтому даже небольшое изменение формы прически может нарушить общий стиль и вызвать огорчение. Учитывая то обстоятельство, что  торжество может быть продолжительно, прическа невесты и других частей должны быть достаточно хорошо за фиксированы и не терять своей формы. Поэтому технология выполнения причесок к дню торжеств отличается от технологии  выполнения в обычные дни, а именно, в таких прическах применяется фиксированный метод. Суть фиксированного метода заключается в том, что в процессе дополнения прически каждый промежуточный этап укладки волос в прическу закрепляется лаком, что приводит к знаменательному повышению    расхода    фиксированных    средств    (лака).    По

сравнению расхода этих средств, при выполнении прически обычным методом.

Прически из длинных волос выполняются в следующей последовательности: хорошо расчесанные гребнем с редкими зубьями, а затем расческами с частыми зубьями. Волосы увлажняются при этом можно использовать мусс или пенку и кожный волосяной покров головы делится на зоны в зависимости от предполагаемой прически. Затем выполняется укладка волос или на бигуди или на электрощипцы, или фен причем располагать бигуди или делать накрутку на щипцы нужно в зависимости от задуманной прически ( куда будет та или иная прядка ). Форма и вид прически определяется структурой волос их естественным ростом и упругостью. Например, волосы, обладающие большей упругостью (жесткостью) и не подверженные воздействию химических препаратов. Плохо приобретают форму локона. Поэтому такие волосы лучше накрутить на бигуди небольшого диаметра или концы прядей таких волос необходимо убрать в прическу, не оставляя их свободными. В процессе выполнения торжественных причесок применяется укладка волос, выполненная комплексными методами, с помощью бигуди, укладка пальцами, с помощью электрощипцов, электрофена. После выполнения прически еще раз следует закрепить ее форму лаком (средняя, сильная фиксация). Мастерство парикмахера заключается в том, чтобы прическа, выполненная аккуратно и со вкусом дополняла облик общей гармонии с одеждой и была устойчива к внешним воздействиям, а также легкой и привлекательной.

§2. Сводная карта педагогических средств по формированию у учащихся ключевых компетенций: самоконтроля и взаимоконтроля на уроках производственного обучения.

Цель: «Создать условия для формирования самоконтроля».

Задачи: «Создать условия для применения знаний, умений и навыков в стандартных и в нестандартных условиях, для развития навыков учебной деятельности (сравнивать, анализировать, обобщать), организационно – коммуникативных умений (работа в парах постоянного и переменного состава), группах. Продолжить создание условий формирования ключевых компетенций.

Самоконтроль на уроках производственного обучения.

Самостоятельный разбор технологии стрижек, причёсок по плакату в последовательности графической части, рассказ по схеме, выполнение стрижек на клиенте, с учётом всех требований технологии.

Подбор причёсок по компьютеру с учётом технологии стрижек, причёсок.

Взаимоконтроль на уроках производственного обучения.

Работа в парах постоянного и переменного состава при выполнении различных операций парикмахерского искусства.

Выставки

Книг, журналов, статей, рефератов, клеевых изделий из натуральных волос из серии «парикмахерское искусство».

Рефлексия

Беседа в конце урока по вопросам:

Что понравилось и не понравилось на уроке?

Что бы вы могли предложить для организации деятельности на следующих уроках.

Наиболее сложно, но вместе с тем необходимо организовать самоконтроль и взаимоконтроль на уроках производственного обучения, мало зажечь огонь познания. Его надо поддерживать.

В результате многолетней работы по формированию ключевых компетенций удалось перевести учащихся с уровней отрицательного, безразличного отношения к профессии, к зрелым формам положительного отношения к учению – действенному, осознанному, ответственному, что привело к усвоению всеми учащимися базового уровня образования, формированию и развитию ключевых образовательных компетенций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по формированию у учащихся умений и навыков в процессе выполнения лабораторных и практических работ на уроках химии

Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии  среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет прикладной характер, является инстр...

Методическая работа "Организационно-педагогические условия развития профессионально-ориентированной коммуникативной компетенции студентов педагогического колледжа"

Методическая работа опытно-экспериментального характера, целью которой является теоретическое обоснование и проверка опытно-экспериментальным путем организационно-педагогических условий развития профе...

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы на основе ФГОС и примерных основных образовательных программ с учётом типа образовательной организации, особе...

3.3 Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывается, как выявляются и развиваются способности обучающихся)

Учет индивидуальных особенностей учащихся в построении образовательного процесса, выборе образовательных технологий, методик обучения (показывается, как выявляются и развиваются способности обучающихс...

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса».

Статья «Учет индивидуальных психологических особенностей учащихся в организации образовательного процесса»....