Анализ стихотворения Анны Ахматовой
статья по теме

Пояснительная записка

 

Моя творческая работа представляет подробный анализ стихотворения А.А.Ахматовой, название которого определяется по первой строке. Я постаралась обозначить главную тему и основной лейтмотив ахматовского стихотворения и выразить свое видение поэтического мира Анны Андреевны. Определила стилевую направленность стихотворения, основные средства выразительности и стилистические фигуры, установила размер стиха, которым написано поэтическое произведение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkursnaya_rabota_cheburakhinoy_festival.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Моя творческая работа представляет подробный анализ стихотворения А.А.Ахматовой, название которого определяется по первой строке. Я постаралась обозначить главную тему и основной лейтмотив ахматовского стихотворения и выразить свое видение поэтического мира Анны Андреевны. Определила стилевую направленность стихотворения, основные средства выразительности и стилистические фигуры, установила размер стиха, которым написано поэтическое произведение.

Анна Ахматова

***

Кого когда-то называли люди  

Царем в насмешку, Богом в самом деле.

Кто был убит - и чье орудье пытки

Согрето теплотой моей груди...

Вкусили смерть свидетели Христовы,

И сплетницы-старухи, и солдаты,

И прокуратор Рима - все прошли

Там, где когда-то возвышалась арка,

Где море билось, где чернел утес, -

Их выпили в вине, вдохнули с пылью жаркой

И с запахом бессмертных роз.

Ржавеет золото, и истлевает сталь,

Крошится мрамор - к смерти все готово.

Всего прочнее на земле печаль,

И долговечней - царственное слово.

( 1945 г. )

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ

«Я и Отец - одно»

(Евангелие от Иоанна; 10; 30;)

Перед нами стихотворение Анны Андреевны Ахматовой. Оно не имеет названия и небольшое по объёму - всего пятнадцать строк, изящное, получившее в ахматовском исполнении глубокое философское звучание.

Читая первое четверостишие, мы догадываемся, о ком пишет поэтесса.

Тысяча с лишним лет до современного летоисчисления.... Голгофа.... Огромный деревянный крест.... И Иисус Христос, истерзанный, замученный, распятый на этом кресте. Как будто слышим слова, которые тихо произносит Иисус перед смертью, в минуту нестерпимой душевной и физической муки: «Отче! Отпусти им, ибо не знают, что делают».

Свидетелями кровавой казни оказались тысячи людей. И Понтий Пилат - прокуратор Римской империи. Знаем, что Пилат не желал смерти Христу: «Я не повинен в крови Праведника сего...». И он умыл руки перед многотысячной толпой, подчёркивая этим свою непричастность к смерти Бога - человека.

Ахматовой свойственна   повествовательная манера изложения своих мыслей, чувств и переживаний. Мы не встречаем в стихотворении восклицательных или вопросительных интонаций, риторических обращений. Здесь звучат грустные, трагические ноты. «Орудье пытки» - маленький крестик - бережно хранит поэтесса. Она «несет» свой, жизненный, крест. Как истинная христианка, Ахматова готова разделить боль и мучения Христа, согреть теплом своего сердца его истерзанную душу.

У каждого из нас предначертанный Богом жизненный путь, свой «крест», или, как мы называем, судьба. И мы должны «нести» крест, не сетуя ни на какие жизненные невзгоды. Такова философия человеческого бытия.

Основной мотив ахматовского стихотворения: ничто не вечно в окружающем нас реально существующем мире (материальное). Любовь, Бог, Жизнь вечны (духовное).

«Я есмь воскресение и жизнь, верующий в Меня, если и умрёт, оживёт» (Евангелие от Иоанна; 11; 25).

Эти слова принадлежат Иисусу Христу. Ахматова понимает их так.

В нашем мире со временем все превращается в прах, всё тленно: мелеют моря, пересыхают озёра и реки, оскудевает земля, разрушаются целые города... Бог есть Любовь, Истина, Жизнь, а значит, и Бессмертие.

«Вначале было Слово, и Слово это Бог».  Царственное слово Ахматовой - слово Иисуса Христа: «Я есмь путь, и истина, и жизнь: Никто не приходит к Отцу, как только через меня» (Евангелие от Иоанна; 14; 6).

Обратим внимание на дату создания стихотворения - 1945 год. В этом памятном сорок пятом русский народ одержал победу над фашистской Германией. Только любовь русского человека к родной земле, к людям, вера в справедливость, вера в Бога спасли человечество от бессмысленной гибели. Анна Ахматова размышляет вместе с нами: ненависть и злоба порождают смерть и ведут к забвению.

В анализируемом стихотворении поэтическая речь Анны Андреевны отличается особой выразительностью. Чтобы не оставить читателя равнодушным, чтобы затронуть струнки его души, она пытается передать свое эмоциональное состояние, душевное волнение при помощи разнообразных художественных средств - тропов. С этой целью она умело использует метафоры («теплота груди», «ржавеет золото», «истлевает сталь»), эпитеты («бессмертные розы». «царственное слово», «жаркая пыль»), олицетворения («море билось»...). Ахматова обращается к инверсии и выделяет в стихотворных строках именно сказуемое, помещая его на почётное первое место: «вкусили смерть свидетели Христовы», «чернел утёс», «крошится мрамор», «возвышалась арка».

Силлабо-тонический стих - ямб, который использует Ахматова, придаёт повествовательному изложению поэтессы строго определённый ритм. Ямб - это двухсложная стопа, имеющая ударение на втором слоге. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Это гибкий и легкий размер, хорошо передающий ритм разговорной и декламационной речи. В ахматовском стихотворении не все стопы одинаковы. Размер стиха в них иногда не совпадает с числом ударений. Происходит выпадение одного из ударений. Тогда на помощь ямбу приходит облегчённая стопа, состоящая из двух неударных слогов. Например:

Когó когдá-то назывáли лю'  ди

        ,              ,                                  ,

Царём в насмешку, Бóгом в самом деле,

         ,        ,         ,      ,         ,

Кто был убит и чьё орудье пытки

        ,               ,        ,          ,

Согрето теплотой моей груди...

Здесь в первом стихе ударение выпало в третьей стопе, во втором стихе - в четвёртой стопе, а в четвёртом ударение выпало во второй стопе.

Ритм силлабо-тонического стиха, в данном случае ямба, используемый Ахматовой, производит на читателя и слушателя сильное эмоциональное впечатление.

Автор:    Чебурахина А.Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы по теме "Творчество Анны Ахматовой"

Методическая разработка по творчеству А. А. Ахматовой включает в себя три разработки урока.  Каждый из них  раскрывает основные направления ее творчества, такие как мотив памяти и скорби, те...

Анализ стихотворения Эдгара А. По "Ворон" (Text analysis "The Raven").

Анализ стихотворения Эдгара Аллана По "Ворон" выполнен полностью на английском языке и подойдёт для учащихся и студентов, которые изучают отдельные аспекты языка (стилистику, индивидуальное чтение и т...

Творчество Анны Ахматовой

АннотацияДанная методическая разработка посвящена проблеме наиболее результативного изучения поэзии Анны Ахматовой. Затрагивает пути становления Ахматовой как поэта, а также особенности ее творчества ...

Альбом Анна Ахматова

Альбом содержит биографические сведения из жизни Анны Ахматовой и является дополнительным пособием для изучения творчества поэтессы....

Урок литературы "Анна Ахматова. Великий лирик ХХ века» (к юбилею писателя)

Урок литературы в старших классах знакомит учащихся  с творчеством поэтессы,ализиром ее произведений, в том числе и  поэмой  «Реквием». На уроке я  использую  прои...

Анна Ахматова

Материал для урока литературы по теме: "Муза Царского села"...