Методические материалы по теме "Творчество Анны Ахматовой"
презентация к уроку на тему

Пиманова Елена Павловна

Методическая разработка по творчеству А. А. Ахматовой включает в себя три разработки урока.  Каждый из них  раскрывает основные направления ее творчества, такие как мотив памяти и скорби, тема Родины и судьба самой поэтессы. Работа с  поэтического текста помогает развивать у обучающихся умения и навыки анализа поэтического текста; воспитывать любовь и уважение к классической поэзии, умение видеть и чувствовать прекрасное.

 

Содержание:

1.Аннотация.

2.Введение.

3.Литература.

4. Разработка урока  «Жизнь и творчество А. Ахматовой».

5. Разработка урока «Тема Родины в лирике Ахматовой»

6. Разработка урока «Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием»

7. Приложение (презентации к урокам).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

АННА АХМАТОВА 1889-1966 «Стихи- это рыдание над жизнью» А.Ахматова.

Слайд 2

«Златоустой Анной Всея Руси» называла Ахматову Марина Цветаева. Гениальное пророчество Цветаевой оправдалось: Анна Ахматова стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным знамением своего века. Она приняла и разделила трагическую долю России, не пошла на компромисс с «железным веком», не уступила его моральному прессу. Анна Ахматова родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой. Её отец Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером-механиком флота. Через год семья переехала в Царское Село, где будущая поэтесса прожила до 16 лет. « Мо первые воспоминания- царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня выводила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царкосельскую оду»

Слайд 3

Отрочество и юность Ахматова- это учёба в Царкосельской и Киевской гимназиях, стихи начавшиеся «не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина ( « На рождение порфирородного торока») и Некрасова ( Мороз, Красный Нос»)» Лето семья Горенко проводила обычно под Севастополем. Впечатления этих лет нашли отражение в её ранней поэме « У синего моря» Бухты изрезали низкий берег, Все паруса убежали в море, А я сушила солёную косу, за версту от земли на плоском камне….

Слайд 4

Среди отмеченных Ахматовой в автобиографии событий жизни- учёба на Высших женских курсах в Киеве, брак с поэтом Николаем Степановичем Гумилёвым 25 апреля 1910 года, поездка в Париж, знакомство со стихами Иннокентия Анненского… И всё же главные веки жизни, Ахматова связывает со своими лирическими стихами. 1912 год стал знаменательным и первым. В этом году вышел первый её сборник «Вечер», родился её единственный сын, будущий учёный Лев Николаевич Гумилёв. В 1914 году появилась вторая книга « Чётки»,»Белая стая» появилась в сентябре 1917 года. В середине 20-х годов Ахматова внимательно изучает архитектуру старого Петербурга, а так же жизнь и творчество А.С.Пушкина. Позднее была война, ленинградская блокада, выступления в госпиталях, где она «впервые узнала, что такое п палящий жар древесная тень и звук воды.»В 1944 году она вернулась в Ленинград: «Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли « Три сирени» и «В гостях у смерти». Н.С.Гумилёв Гумилёв и Ахматова и их сын Лев

Слайд 5

В 1962 году ею закончена «Поэма без героя», которая писалась на протяжении 22 лет. Между тем в Италии ей вручили международную премию «Этна-Таормина»- за 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборников стихов. В Англии же в 1965 году присудили степень почётного доктора Оксфордского университета.

Слайд 6

Ахматова приняла, разделила и по мере сил старалась облагородить, гуманизировать своё время: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных» Псевдоним. Ставший именем великого поэта, достался юной Ане Горенко « в наследство» от прабабушки, татарской княжны, увековеченной в Сказке о чёрном кольце: « Мне от бабушки татарки, были не всегда подарки». Отец не желал, чтобы фамилия Горенко была «опозорена» подписью под стихами. И сразу же после выхода первого сборника « Вечер» в русской литературе произошла своеобразная революция-появилась Анна Ахматова», вторая великая лирическая поэтесса после Сапфо».

Слайд 7

Умерла А.Ахматова в Москве, похоронена В Комарове под Ленинградом.

Слайд 8

Творчество Ахматовой как крупнейшее явление культуры XX века получило мировое признание. Ахматова, действительно, самая характерная героиня своего времени, явленная в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери. Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера переломанной эпохи, его истоков, ломки, нового становления.



Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Нерехтский политехнический техникум Костромской области»

Методическая разработка раздела  по литературе

«Творчество  Анны Ахматовой»

                                                                                                                                                                     Разработала: Пиманова Е.П.                                                                                                                                                    

                                                                                                преподаватель литературы                                                                                                                                                        

                                                                                       ОГБПОУ «Нерехтский                                                                                                                                                                        

                                                                                                  политехнический техникум»

2015 год

Аннотация

Методическая разработка по творчеству А. А. Ахматовой включает в себя три разработки урока.  Каждый из них  раскрывает основные направления ее творчества, такие как мотив памяти и скорби, тема Родины и судьба самой поэтессы. Работа с  поэтического текста помогает развивать у обучающихся умения и навыки анализа поэтического текста; воспитывать любовь и уважение к классической поэзии, умение видеть и чувствовать прекрасное.

Содержание:

1.Аннотация.

2.Введение.

3.Литература.

4. Разработка урока  «Жизнь и творчество А. Ахматовой».

5. Разработка урока «Тема Родины в лирике Ахматовой»

6. Разработка урока «Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием»

7. Приложение (презентации к урокам).

Введение.

При изучении творчества поэтов «Серебряного века» нельзя не остановиться на творчестве Анны Ахматовой. Курс школьной программы не предполагает большого количества часов, поэтому хочется остановиться на каких-то конкретных темах, помочь обучающимся  раскрыть поэтический мир поэтессы. Анна Ахматова, русская поэтесса, снискавшая славу еще до начала первой мировой войны. Как будто она была избрана самой судьбой испытать неосознанную и просто унаследованную от прошлого ее современниками систему ценностей сперва под действием той волны энтузиазма, которая захлестнула массы в предвкушении грядущего коммунистического рая, а затем в условиях безумного репрессивного режима - сталинского тоталитарного государства. Как и некоторые другие поэты ее поколения, Анна Ахматова оказалась в положении, когда сочинение стихов ставило под угрозу само ее существование. Вопросы, в иное время представляющие собой лишь тему для интеллектуальных раздумий, стали вопросами жизни и смерти. Писать или не писать - и то и другое решение в равной степени могло обернуться для нее или, хуже того, для ее сына тюрьмой и гибелью, ибо уже превратилось из факта личной жизни в акт политический. То, что вопреки всякой логике поэт пришел к пониманию, что в такое время у него нет иного выбора (  он должен продолжать заниматься своим ремеслом даже против собственной воли), а также то, что это величайшее испытание еще раз подтвердило жизнеспасительную силу поэтического слова, может служить ответом тем, кто ставит под сомнение роль литературы.

Анна Андреевна Ахматова (Горенко) вошла в русскую поэзию в те годы, когда жесточайшая политическая реакция, наступившая после поражения первой русской революции, сменилась новым подъемом революционного рабочего движения. Первые сборники Анны Ахматовой “Вечер” и “Четки” принесли ей быструю и громкую всероссийскую известность. Она выступила как представительница акмеистического течения в поэзии, декларировавшего свою преемственность от символизма, но противопоставлявшего символическому стремлению к непознаваемому “мир звучащий, красочный, имеющий формы, вес и время”. Стихи Ахматовой, представленные в этих сборниках, лишены какого бы то ни было словесного украшательства, свойственного некоторым акмеистам. Они афористически кратки, ясны, выразительны. В них Анна Ахматова предстает как поэт с большой поэтической индивидуальностью и сильным лирическим талантом. Сильный и самобытный талант Ахматовой спасал стихи этих сборников от скуки, вызываемой бесконечным варьированием одних и тех же тем влюбленности, разочарования, разрыва и разлуки. Это актуально и в наши дни.
Любовь — чувство, которое определяет для ахматовской героини смысл жизни. Оно — естественное состояние человека, роковое слияние душ, боль и мука, для описания которых поэт прибегает к почти натуралистическим деталям.
“Великая земная любовь” — вот движущее начало всей лирики Ахматовой. Ахматова назвала любовь “пятым временем года”. Из этого-то необычного, пятого, времени увидены ею остальные четыре, обычные. В состоянии любви мир видится заново.
В лирической героине стихов Ахматовой, в душе самой поэтессы постоянно жила жгучая, требовательная мечта о любви истинно высокой, ничем не искаженной.
Самое важное в ее ремесле — жизненность и реалистичность, способность увидеть поэзию в обычной жизни — уже было заложено в ее таланте самой природой.
Гражданские мотивы органично входят в творчество поэта, их наличие вытекает из представления Ахматовой о высоком предназначении поэзии. Поэзия не только сладкий дар песнопения, но и веление небес, тяжелый крест, который нужно нести достойно.
         “Реквием” — одно из крупнейших произведений Ахматовой — был написан в 1935—1940 годах. В нем звучит тоска от внезапной разлуки, когда сраженная горем женщина чувствует себя оторванной, отрезанной от всего мира с его радостями и заботами. Великая Отечественная война застала Ахматову в Ленинграде. Находясь среди героических граждан замыкаемого в железное кольцо блокады Ленинграда, Ахматова новыми глазами взглянула на окружающую ее жизнь. Много глубокой, горючей скорби в стихах, написанных Ахматовой в трудные дни войны. Однако нет в этих стихах ни безнадежности, ни отчаяния. В них звучат гнев и уверенность в неизбежном возмездии и вера в будущее, олицетворенное в детях, спасенных от смерти. Стихами, написанными за последние годы, Анна Ахматова заняла свое, особое, не купленное ценой каких-либо моральных или творческих компромиссов место в современной поэзии. Путь к этим стихам был труден и сложен. И по праву творчество великой поэтессы занимает особое место в современном образовательном процессе.

Литература:

1.Ахматова А. Автобиографическая проза. // Литературное обозрение. – 1989. – №5.

2.Найман А.Г. Рассказы об А. Ахматовой. – М.: Вагриус, 1999.

3.Павловский А.И. А. Ахматова: Жизнь и творчество: Книга для учителя. – М.:  Просвещение, 1991

4.Чуковская Л.К. Записки об А. Ахматовой. Книга 1. 1938-1941. М.: Книга, 1989.

5.Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. – М.: Издательство МГУ, 1998.


ТЕМА УРОКА:  Жизнь и творчество А. Ахматовой.

(1час)

Цели занятия:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством Ахматовой, посредством использования библиографических данных о биографии поэтессы; 
  2. Развивать у обучающихся умения и навыки анализа поэтического текста; 
  3. Воспитывать любовь и уважение к классической поэзии, умение видеть и чувствовать прекрасное. 

Оборудование: - портрет А. Ахматовой;

                           - выставка книг;

                           - компьютер (презентации), музыкальное сопровождение,  видеопроектор, экран;

                           - тетради;

                   - свеча.

Предварительная работа -  задание для студентов:

- подготовить презентации по биографии и  творчеству Анны Ахматовой;

- выразительное чтение стихов Анны Ахматовой

Основные этапы занятия:

- организационный момент;

- актуализация опорных знаний и мотивация обучающихся;

- изучение нового материала;

- закрепление;

- домашнее задание;

- рефлексия.

Формы и методы:
фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ, выразительное чтение), наглядные, практические.

Тип урока: урок нового материала (урок-встреча). 

Прогнозируемые результаты: обучающиеся рассказывают о жизни и творчестве поэтессы; выразительно читают ранние стихотворения А. А. Ахматовой, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка, определяют мотивы и темы ранней лирики А. А. Ахматовой; интерпретируют стихотворения.

Технологическая карта урока:

Эпиграф: « Стихи – это рыдание над жизнью»

/ А. Ахматова/

Основное содержание урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Результат совместной деятельности

1. Организационный момент:

- проверка готовности к уроку.

2 мин.

Проверяю готовность к уроку: наличие тетрадей, хрестоматий, сборников стихов.

Проверяют свою готовность к уроку.

Задан темп работы

2. Актуализация опорных знаний и мотивация обучающихся.

5 мин.

Подводим итог по творчеству поэтов «Серебряного века».

Задаю вопросы:

- кого из поэтов «Серебряного века» вы знаете?

- вспомните, к какому литературному течению принадлежала А. Ахматова, кто был ее единомышленником? В чем заключалась суть  этого течения?

Мотивация учебной деятельности

Преподаватель:

 Наш сегодняшний урок посвящён творчеству одного из величайших поэтов Серебряного века, представителя акмеизма. Анна Ахматова многое пережила, но на всю жизнь сохранила в себе тот огонёк, который позволил ей писать стихи, остающиеся созвучными чувствам многих поколений, выросших с этим именем на устах. Поэзия Анны Ахматовой — это образец русской культуры. Королева Серебряного века! Её называют преемником великого а. С. Пушкина!

Слушают и отвечают:

- Мы познакомились с творчеством А. Блока,                    В. Маяковского, С. Есенина.

- Акмеизм, литературное течение, сплотившее больших русских поэтов, прежде всего Гумилева, Мандельштама, Ахматову, генетически связан с символизмом, но противостоял его крайности. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначальную ценность слова. Акмеисты выработали тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя – через психологически значимый жест, движение, деталь. Манера «материализации» переживаний была характерна, прежде всего, для творчества Ахматовой.

Знание истории литературы.

3. Изучение нового материала.

- тема урока;

- постановка  цели урока

и принятие цели обучающимися.

- биография

/ презентация/

- беседа по творчеству поэтессы

- Сборник «Белая стая»

/ чтение и анализ стихов/

- закрепление материала

25 мин.

Сообщаю тему урока:

Чтение преподавателем стихотворения И. Талькова  «Поэты не рождаются случайно».

Анна Андреева Ахматова.

Наиболее трагичный поэт предреволюционного десятилетия. Судьба уготовила ей нести на своих плечах и бремя славы, и тяжесть отчаяния. Чего только не выпало на её долю: и личные трагедии, и две революции, и две страшные войны, и обиды, и предательства.

Наш сегодняшний урок – урок-встреча с замечательной поэтессой 20 века  Анной Андреевной Ахматовой.

Ставлю цель урока:

 Цель нашего урока - проследить как в творчестве Ахматовой отразились основные моменты её судьбы, судьба народа и страны, в которой она жила; эпиграф и тема урока выведены на экран (Слайд 1).

Пересказать биографию поэта всегда трудно, где найти слова, которые бы не опошлили и не приземлили бы мыслей и поступков великого человека. Ведь в них кроме обычного прозаического содержания заключена неповторимость и уникальность жизни гения. И чтобы понять гениальность Ахматовой, давайте обратимся к временам жизни Анны Андреевны, обратимся к тем, кто был близок и дорог, перевернём литературную страничку и «услышим» голос и мысли самой поэтессы. 

Предлагаю послушать сообщение студента о биографии Анны Ахматовой.

Даю задание: по ходу сообщения составить краткую биографическую справку и записать в тетрадь (презентация)

Предлагаю одному из обучающихся  зачитать конспект по биографии поэтессы, а остальным студентам    внимательно слушать и делать дополнения по данному материалу.

Предлагаю ответить на вопрос

 (Слайд № 2):

- Как называются первые сборники Ахматовой? Каковы темы ее раннего творчества?

Слово преподавателя о том, что

поворотным моментом в творческой биографии Ахматовой стал вышедший в 1917 году сборник «Белая стая» (слайд № 3);  отмечена религиозность поэтессы; появление лирической героини – различные ипостаси русской женщины, а также отмечена сюжетность, дифференцированность и тонкость лирических переживаний.

Предлагаю послушать некоторые стихи: «Вместо мудрости… ».

«Молитва», «Я так молилась...»

 «Вместо мудрости…» (слайд №3)

- Что можно сказать об этом стихотворении?

- Какие ценности поднимаются в стихотворении?

- Какие новые качества появляются у лирической героини?

«Молитва» (слайд №4)

-Какая тема поднимается в этом стихотворении?

- Меняется ли образ Музы?

«Я так молилась…» (слайд№5)

- Какова тема этого стихотворения? Какие традиции продолжает А. Ахматова?

Предлагаю сделать вывод по прочитанным стихам сборника.

Слушают и записывают тему урока и эпиграф.

Принимают предложенную цель.

Обучающийся знакомит с биографией Анны Ахматовой по подготовленной им презентации, а остальные слушают и делают записи в тетрадь.

Обучающийся делает сообщение, а остальные студенты внимательно слушают и делают свои дополнения.

Обучающийся слушают вопрос и отвечают:

- «Вечер», 1912 год и «Четки», 1914 год. Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это проявляется драматически. Сама Ахматова говорила: «Стихи – это рыдание над жизнью». Любовь уже в ранних ее сборниках – чувство абсолютно земное, лишенное мистической потусторонности.

Обучающийся слушают и конспектируют.

Обучающиеся слушают стихи и анализируют их.

- Это размышления уже много пережившего человека, изменяется пространство: это и просторы России, и «затоптанные поля» первой мировой, и «темный город у грозной реки», Петербург. Изменяется и духовное пространство.

- Свобода, жизнь, смерть.

- Достоинство страдания, любви, способность и возможность соотносить свое чувство с простором мира.

- Тема тревоги за судьбу России.

- Да, он становится более предметным, живым, приобретает конкретные черты.

- Тема поэта и поэзии разрабатывается в традициях русской классики. Можно сопоставить со стихотворением Пушкина «Пророк».  

- Сборник имеет большое смысловое поле, глубину и разнообразие ассоциаций. Ахматову стали считать одним из первых поэтов России.

Записана тема урока и эпиграф. Принята цель урока.

Знакомство с биографией поэтессы и составлена краткая биографическая справка.

Умение составлять конспект.

Знание творчества поэтессы.

Конспект по материалу преподавателя.

Умение анализировать поэтический текст.

Умение делать вывод.

4. Закрепление материала

10 мин.

Предлагаю сделать письменный анализ любого стихотворения А. Ахматовой.

Выбирают понравившееся стихотворение и делают анализ в тетради.

Письменный анализ.

5. Домашнее задание

1 мин.

Предлагаю выучить наизусть стихотворение А. Ахматовой (на выбор).

Сделать устный  анализ стихотворения.

Записывают задание в тетрадь.

Домашнее задание записано.

6. Рефлексия

2 мин.

 Напоминаю цель урока,  и  подвожу итог: оценка работы студентов и предлагаю заполнить лист рефлексии.

Заслушивают оценки и заполняют лист рефлексии.

Заполнен лист рефлексии.

Приложение.

Рефлексия

Вопрос

Да

Скорее да, чем нет

Нет

Скорее нет, чем да

Понравилась ли вам форма проведения урока?

Чувствовали ли вы себя комфортно?

Вызвали ли затруднения задания урока?

Учит ли данный текст каким-то нравственным ценностям?

ТЕМА УРОКА:  Тема Родины в лирике Ахматовой

(1 час)

ЦЕЛЬ УРОКА: Развивать представление о поэзии Ахматовой, неразрывно связанной с Россией, русской культурой.

ОБОРУДОВАНИЕ:    - портрет А. Ахматовой;                    

                                      - выставка книг;

                                       - видеопроектор, экран, головной компьютер;

                                       - сборники стихов;

                                       - тетради.      

    Основные этапы урока:

- организационный момент;

- актуализация опорных знаний;

- изучение нового материала;

- закрепление;

- домашнее задание;

- рефлексия.

Формы и методы:
фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ, выразительное чтение), наглядные, практические.

Тип урока: урок нового материала .

Прогнозируемые результаты: обучающиеся  проводят связь между судьбой страны и судьбой поэтессы; выразительно читают стихи А. А. Ахматовой о Родине, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка; интерпретируют стихотворения.

Технологическая карта урока:

Эпиграф: «И в мире нет людей бесслёзней,
Надменнее и проще нас»

А.Ахматова

Основное содержание урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Результат совместной деятельности

1. Организационный момент:

 - проверка готовности к уроку.

2 мин.

Проверяю готовность к уроку: наличие тетрадей, хрестоматий, сборников стихов.

Проверяют свою готовность к уроку.

Задан темп работы

2. Актуализация знаний и мотивация обучающихся.

7 мин.

Предлагаю прочитать несколько стихов наизусть и дать анализ.

 Читают наизусть и анализируют прочитанные стихотворения.

Знание анализа поэтического текста.

3. Изучение нового материала.

- тема урока;

- постановка  цели урока

и принятие цели обучающимися.

- беседа о творчестве Ахматовой

- чтение и анализ стихотворений «Мне голос был…», «Все расхищено, продано, предано…», «Мужество».

2 мин.

10 мин.

15мин.

Сообщаю тему урока,

Ставлю цель урока; эпиграф и тема урока выведены на экран.

 (слайд №1)

Обращаю внимание на предыдущий урок (стих. «Молитва») (слайд №2-4), раскрываю кровную связь судьбы Ахматовой с судьбой России: замужество, арест сына, травля, исключение из Союза писателей мировое признание.

Напоминаю, что для Ахматовой слова «Родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для нее не было выбора – уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством:

«Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам…»

- В каком стиле написано это стихотворение?

- Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

Слово преподавателя:

- Два десятилетия спустя Ахматова восприняла Великую Отечественную войну как искупление народом исторического греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами. Ее патриотические стихи тех лет- вполне в духе советской поэзии.  

Предлагаю прочитать стихотворение «Мне голос дан…» и ответить на вопросы:

- Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?

- Каким образом выражена нравственная позиция автора?

- Какими художественными средствами создается тональность произведения?

- В критической литературе жанр этого стихотворения определяется как инвектива (резко обличительное по характеру произведение), подтвердите или опровергните это мнение.  

Предлагаю послушать стихотворение «Все расхищено, предано, продано…»

- Как рисуется образ Родины, каково настроение этого произведения? От какого лица идет речь?

Обращаю внимание на то, что в годы Великой Отечественной войны Ахматова видит свое предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Предлагаю прочитать стихотворение «Мужество» и ответить на вопрос:

- Как решается образ Родины в стихотворении «Мужество»?

Слушают и записывают тему урока и эпиграф.

Принимают предложенную цель.

Слушают материал и отвечают на вопросы:

- Оно выдержано в высоком стиле: старославянизм «не внемлю», «персен… не дам» в значении «не буду посвящать стихов», слова «растерзание», « изгнанник» и др.

- Противопоставляются не только уехавшие и оставшиеся. «Бросившие землю» (первая строфа) и «изгнанники» ( вторая строфа) – разные люди, и отношение автора к ним различно. К первым сочувствия нет. «Но вечно жалок мне изгнанник,/ Как заключенный , как больной». Можно предположить, что имеются в виду литераторы и философы, высланные из Советского Союза в 1922году в качестве враждебного элемента. Однако судьба оставшихся, жалеющих тех, кто изгнан «Темна твоя дорога, странник,/ Полынью пахнет хлеб чужой», не лучше: «Мы ни единого удара/ Не отклонили от себя». Политический протест против высылки цвета русской интеллигенции сочетается с величественным приятием собственного жребия. Исторически «оправдан будет каждый час» мученической жизни.

Слушают.

Слушают стихотворение и отвечают на вопросы:

- Революционная Россия в этом стихотворении - «край, глухой и грешный», окровавленный и покрытый «черным стыдом», «болью поражений и обид».

- Авторская позиция проявляется в композиционно выделенном катрене: готовность к худшему, невозможность поступить по-другому, поэтому «равнодушно  и спокойно» герой отстраняется от «речи недостойной». Остаться – значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и стыд, и скорбь.

- В первой части стихотворения стиль библейский, пророческий, размеренный, директивный, он создается неторопливым, торжественным ритмом, глаголами повелительного наклонения, анафорой (единоначатием строк), синтаксическим параллелизмом, настойчиво диктующими волю «голоса».

-Последнее четверостишие передает одно движение, спокойное, гордое: «руками я замкнула слух»; ни возмущения, ни прямого обличения нет – недостойно «скорбному духу» даже слушать подобные речи.  

- Картина разрушения, «черной смерти», «голодной тоски» в первых трех строчках противопоставлена всему остальному стихотворению, его светлой интонации, настроению надежды. «Чудесное» преображает и «развалившиеся грязные дома». Настроение стихотворения создается высокой лексикой: «светло», «небывалый», «созвездьями», «прозрачных», «небес», «чудесное», «желание», риторическим вопросом. Ахматова заявляет о себе не как «Я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

Читают стихотворение и отвечают на вопрос:

- Родина отождествляется с русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что нужно мужественно отстаивать. И здесь Ахматова говорит «Мы»  - это голос всего народа, объединенного Словом.

Записана тема урока и эпиграф. Принята цель урока.

Умение слушать и понимать.

Умение анализировать поэтический текст.

4. Закрепление.

5мин.

Обращаю внимание на тему урока и предлагаю обучающимся сделать вывод по теме.

Обучающиеся формулируют вывод и записывают его  в тетрадь:

- Точкой опоры для Ахматовой была родная земля, но отношения с Родиной были не просты. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом, голосом которого по праву стала.  

Умение формулировать вывод.

5. Домашнее задание.

1 мин.

Прочитать поэму Ахматовой «Реквием» и определить основную тему произведения.

Записывают домашнее задание.

Домашнее задание записано.

6. Рефлексия.

3 мин.

Напоминаю цель урока,  и  подвожу итог: оценка работы обучающихся. Прошу заполнить лист рефлексии.

Слушают и заполняют лист рефлексии.

Оценка работы обучающихся. Рефлексия заполнена.

Приложение.

                                                                         Рефлексия

Вопрос

Да

Скорее да, чем нет

Нет

Скорее нет, чем да

Понравилась ли вам форма проведения урока?

Чувствовали ли вы себя комфортно?

Вызвали ли затруднения задания урока?

Учит ли данный текст каким-то нравственным ценностям?

ТЕМА УРОКА:  Тема народного страдания и скорби в поэме «Реквием» (1 час)

ЦЕЛЬ УРОКА: показать, как исполнена поэмой гражданская и поэтическая миссия Анны Ахматовой, как история страны преломляется и отражается в ее творчестве.

ОБОРУДОВАНИЕ:   -портрет А. Ахматовой;

                           -выставка книг;

                           -видеопроектор, экран, головной компьютер;

                          - поэма «Реквием»;

                          - тетради.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА:

- организационный момент;

- актуализация опорных знаний;

- изучение нового материала;

- подведение итогов;

- рефлексия.

Формы и методы:
фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальные (рассказ, выразительное чтение), наглядные, практические.

Тип урока: урок нового материала .

Прогнозируемые результаты: обучающиеся  проводят связь между судьбой страны и судьбой поэтессы; выразительно читают стихи А. А. Ахматовой о Родине, анализируют их, раскрывая глубину и богатство лирического содержания; отмечают достоинства поэтического языка; интерпретируют стихотворения.

Технологическая карта урока:

Основное содержание урока

время

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Результат совместной деятельности

1.Оганизационный момент:

 -проверка готовности к уроку.

2 мин.

Проверяю готовность к уроку: наличие тетрадей, хрестоматий, сборников стихов.

Проверяют свою готовность к уроку.

Задан темп работы

2. Актуализация опорных знаний и мотивация обучающихся.

8 мин.

Предлагаю прочитать несколько стихов наизусть и дать анализ.

Читают наизусть и анализируют прочитанное стихотворение.

.

Знание анализа поэтического текста.

3. Изучение нового материала.

- тема урока;

-постановка  цели урока

и принятие цели обучающимися.

-тема скорби и страдания в поэме «Реквием»

-анализ каждой главы поэмы «Реквием»

2 мин.

20 мин.

.

.

Сообщаю тему урока

Ставлю цель урока;

эпиграф и тема урока выведены на экран. (слайд №1)

Предлагаю поближе познакомиться с творчеством поэтессы на примере поэмы «Реквием» / это глубоко трагическая поэма /. Сообщаю, что поэма «Реквием» является смысловым ключом, который задаёт  произведению скорбную тональность, подводя к теме и событиям, описанным автором. Знакомлю с композицией  поэмы «Реквием»: состоит из десяти стихотворений. Прозаического Предисловия, Посвящения, Вступления и двухчастного Эпилога. Включенное в поэму  Распятие также  состоит из двух частей. Поэме, кроме того, предпослан эпиграф из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали…». К сожалению Ахматовой не пришлось увидеть прижизненное издание своей поэмы : «Реквием» был напечатан в нашей стране только в 1988 году. (слайд №2 с эпиграфом).

Предлагаю прочитать прозаическое вступление  «Вместо Предисловия» и задаю вопросы, которые выводятся на экран (слайд №3):

 - Что мы видим в этой главе, какую картину рисует нам Ахматова?

 - Какая тема звучит в этой главе?

Предлагаю прочитать главу «Посвящение» (слайд№4). В главе появляются адресаты этого поэтического послания:

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что мне чудится в сибирской вьюге, что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный мой привет.

Задаю вопросы,  которые выводятся последовательно на экран:

- Что за образ возникает в этой главе?

-Что за сила превращает этот город - чудо человеческих рук, в нечто страшное, одичалое, лишенное человечности?  

Предлагаю прочитать главу «Вступление» (слайд№5). Задаю вопросы, которые последовательно выводят на экран:

-Какой образ появляется в этой главе?

-Какая точная психологическая деталь создается Ахматовой относительно лирической героини?

-Что является кульминацией этой части?

Предлагаю прочитать главу «Приговор» (слайд№6). Задаю вопрос, который выводится на экран:

- О чем мы узнаем в этой главе?

Предлагаю прочитать главу «Смерть» (слайд №7) и задаю вопрос, который выводится на экран:

- Как решается эта тема смерти в этой главе?

Делаю заключение о прочитанном, что если бы поэма повествовала только о судьбе одной героини (матери) и ее сына, то логично и закономерно было бы завершить поэму именно так. Но общенациональный и общечеловеческий контексты  не позволяют сделать этого. И возникает глава «Распятие».

Предлагаю прочитать главу «Распятие» (слайд№8).Задаю вопрос, который выводится на экран:

-Как решается эта тема в этой главе?

Предлагаю прочитать главу «Эпилог» (слайд №9). Задаю вопросы, которые последовательно выводятся на экран:

-Какую тему здесь поднимает поэт, и каким образом это происходит?

-Что может сделать человек в подобных трагических ситуациях?

Слушают и записывают тему урока и эпиграф.

Принимают предложенную цель.

Обучающиеся записывают в тетрадь название поэмы, слушают сообщение преподавателя.

Обучающиеся  читают главу «Вместо Предисловия» и отвечают на поставленные вопросы:

    - В этой главе представлен        мир невыносимого страдания и жертвенности. Показаны бесконечные по протяженности во времени  и в пространстве тюремные очереди, которые состояли в основном из женщин, каждая их которых надеялась получить весточку о судьбе сына, брата, мужа. Также передать нехитрую передачку. На их лицах мы видим оцепенелость от горя  и стертость лиц.  

   -В этой главе звучит тема самопожертвования.

-Здесь появляется образ Петербурга. Ахматова всегда восхищалась этим городом, но сейчас это мрачный желтый город, одичалый, он ошеломляет и потрясает.

-Это пренебрежение человеческими ценностями, она создает в городе атмосферу политического, духовного и физического насилия. Тем самым происходит превращение всего города в жертву.

Обучающиеся  читают главу «Вступление», затем  отвечают на поставленные вопросы:

-Здесь появляются «звёзды смерти» над Россией, которая для Ахматовой становится живым существом. Земля становится живым теплом, которое подвергается насилию вместе с народом.

-Лирическая героиня смотрит на себя как бы со стороны: « нет, это не я, это кто-то другой страдает. Я бы так не  могла…» это начало бреда и безумия

-Кульминацией здесь является образ креста и крестных мук сына. Тем самым Ахматова подводит нас к теме Христа.

Обучающиеся   читают главу «Приговор», затем  отвечают на поставленный вопрос:

-Здесь мы узнаем о судьбе арестованного сына, и героиня решает, как ей жить дальше, ведь она почти физически раздавлена: « и упало каменное слово на мою ещё живую грудь». Она не может выдержать разлуку с сыном и пытается убить память: «надо память до конца убить, надо, чтоб душа окаменела».

Обучающиеся  читают главу «Смерть», затем отвечают на поставленный вопрос:

- Тема смерти не нова. Ахматова решает ее по своему: для нее это не итог размышлений, а прямой вызов к ней, внутренняя отрешенность от жизни, она не хочет жить. Но героиня очень сильна духом и она побеждает бред безумия и жажду смерти.

Обучающиеся   читают главу «Распятие», затем отвечают на поставленный вопрос:

-Здесь рисуется библейское начало и это как бы расширяет пространство. Появляются ангелы, Магдалена с младенцем.

Обучающиеся  читают главу «Эпилог», затем отвечают на поставленные вопросы:

-Здесь вновь возникает тема памяти. Ахматова вспоминает клинопись страдания на женских лицах: «  я вижу, я слышу, я чувствую Вас… ».и здесь опять возникает тема ответственности и долга поэта перед немотой народного горя: «и я молюсь не о себе одной, а обо всех, кто там стоял со мною…».

-Мне кажется, что поэт может только совершить героический поступок: стать голосом стомиллионного народа, озвучить его немое страдание и запечатлеть его в своих стихах, то есть дать бессмертие

Записана тема урока и эпиграф. Принята цель урока.

Умение слушать.

Умение анализировать, видеть поэтический текст

4. Закрепление.

7 мин.

А теперь предлагаю вернуться к эпиграфу, который написан через 20 лет после поэмы.

- Как вы думаете, почему в эпиграфе к поэме о личном горе дважды звучит слово народ? 

 - В чем видит Ахматова свою поэтическую и человеческую миссию? 

 

Обращаю внимание на то, что «Реквием» стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мёртвым и живым. «Реквием» по сыну не мог не восприниматься как реквием по целому поколению. Создав «Реквием», Ахматова отслужила панихиду по безвинно осуждённым. Панихиду по своему поколению. Панихиду по собственной жизни.  Предлагаю обучающимся сделать самостоятельно вывод по прочитанной поэме и записать его в тетрадь.

Обращаются к эпиграфу:

- Ахматова уже в эпиграфе открыто заявляет о своей главной роли в жизни – роли поэта, который разделил со своем народом трагедию страны. «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был». Она не конкретизирует, где, это «там» – в лагере, за колючей проволокой, в ссылке, в тюрьме; «там» – это значит вместе, в широком смысле слова. Таким образом, «Реквием» – это не только личная трагедия, но и трагедия народная.

-Выразить и донести скорбь и страдание «стомиллионного» народа

Обучающиеся слушают и  делают вывод: великая печаль и скорбь пронизывают всю поэму, напоминая нам о том, что бывают такие страшные времена, о которых следует говорить поэту, осознающему свой нравственный долг перед людьми, питающему своё творчество милосердием, состраданием и любовью.

Слушают и отвечают на вопросы.

Вывод, который обучающиеся делают самостоятельно.

5. Домашнее задание.

2мин

Предлагаю написать мини-сочинение на тему: «Реквием» -  памятник трагедии эпохи народа»

Записывают задание в тетрадь.

Задание записано.

5. Подведение итогов урока

3 мин.

Напоминаю цель урока,  и  подвожу итог: оценка работы обучающихся.

Слушают.

Оценка работы обучающихся.

6. Рефлексия

1 мин.

Предлагаю заполнить лист рефлексии.

Заполняют лист рефлексии.

Лист рефлексии заполнен.

Приложение.

                                                                        Рефлексия

вопрос

да

Скорее да, чем нет

нет

Скорее нет, чем да

Понравилась ли вам форма проведения урока?

Чувствовали ли вы себя комфортно?

Вызвали ли затруднения задания урока?

Учит ли данный текст каким-то нравственным ценностям?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Стихи – это рыдание над жизнью» / А. Ахматова/

Слайд 2

- Как называются первые сборники Ахматовой? -Каковы темы ее раннего творчества?

Слайд 3

«Вместо мудрости…» -Что можно сказать об этом стихотворении? - Какие ценности поднимаются в стихотворении? - Какие новые качества появляются у лирической героини? «Белая стая »

Слайд 4

- Какая тема поднимается в этом стихотворении? - Меняется ли образ Музы? «Молитва»

Слайд 5

- Какова тема этого стихотворения? Какие традиции продолжает Ахматова? «Я так молилась…»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема Родины в лирике Анны Ахматовой.

Слайд 2

Кровная связь с Родиной ощущалась особенно резко в самые тяжелые времена, начиная с первой мировой войны . В первые революционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 1921году арестован и расстрелян муж – Николай Гумилев. В 30-годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован ее единственный сын , Лев Гумилев. Во время войны Ахматова осталась в блокадном Ленинграде, затем эвакуация в Ташкент, и уже в 1944году она вернулась в освобожденный Ленинград. В 1946 году была открыта кампания против Ахматовой. Ее исключили из Союза писателей, и она стала изгоем в собственной стране. Только в середине 50-х годов стали появляться стихи Ахматовой, вышло несколько сборников. Связь с Родиной.

Слайд 3

. Только в середине 50-х годов стали появляться стихи Ахматовой, вышло несколько сборников . В последние годы жизни поэзия Ахматовой получила мировое признание. - в 1964 году стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина» в Италии. - В 1965 году- почетным доктором Оксфордского университета в Англии .

Слайд 4

«Молитва» - В каком стиле написано это стихотворение? - Какие противопоставления мы видим в этом произведении?

Слайд 5

«Мне голос дан …» - Как характеризуется в стихотворении революционная Россия? Каким образом выражена нравственная позиция автора? - Какими художественными средствами создается тональность произведения?

Слайд 6

«Все расхищено, предано, продано…» - Как рисуется образ Родины , каково настроение этого произведения? От какого лица идет речь?

Слайд 7

«Мужество» - Как решается образ Родины в стихотворении «Мужество »?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения Анны Ахматовой

Пояснительная записка Моя творческая работа представляет подробный анализ стихотворения А.А.Ахматовой, название которого определяется по первой строке. Я постаралась обозначить главную тему и осн...

Методическая разработка "Творчество А. А. Ахматовой"

В ходе занятия студенты знакомятся с поэмой А. А. Реквием, историей создания и публикации произведения, особенностями лирической героини....

Творчество Анны Ахматовой

АннотацияДанная методическая разработка посвящена проблеме наиболее результативного изучения поэзии Анны Ахматовой. Затрагивает пути становления Ахматовой как поэта, а также особенности ее творчества ...

Альбом Анна Ахматова

Альбом содержит биографические сведения из жизни Анны Ахматовой и является дополнительным пособием для изучения творчества поэтессы....

Урок литературы "Анна Ахматова. Великий лирик ХХ века» (к юбилею писателя)

Урок литературы в старших классах знакомит учащихся  с творчеством поэтессы,ализиром ее произведений, в том числе и  поэмой  «Реквием». На уроке я  использую  прои...

Анна Ахматова

Материал для урока литературы по теме: "Муза Царского села"...