Формирование фонда оценочных средств
презентация к уроку
Формирование фонда оценочных средств для оценки образовательных результатов в рамках реализации ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fos.pptx | 127.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Оказать методическую помощь преподавателям в разработке оценочных средств по учебной дисциплине, МДК, профессиональному модулю Представить структуру фонда оценочных средств Выработать представление о строении оценочного средства в зависимости от вида контроля (аттестации), от его функциональной принадлежности Представить комплект оценочных средств (КОС) для оценки результатов освоения учебной дисциплины, профессионального модуля, в т.ч. макеты типовых заданий для оценки образовательных результатов
Глоссарий: В словаре-справочнике современного российского профессионального образования, опубликованном ФИРО в 2010 году, даются следующие определения: ОПОП – основная профессиональная образовательная программа (одна для каждой специальности). ОПОР – основные показатели оценки результата. ФОС – фонды оценочных средств. КОС – комплект (комплекс) оценочных средств. ПК – профессиональная компетенция. ОК – общая компетенция. УД – учебная дисциплина. ПМ – профессиональный модуль.
Общие положения Нормативной базой для формирования ФОС по специальностям СПО являются федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования (ФГОС СПО). ФОС создаются для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной профессиональной образовательной программы . ФОС – это комплекс контрольно-оценочных средств (далее– КОС), предназначенных для оценивания знаний, умений и компетенций студентов на разных стадиях их обучения.
Принципы формирования ФОС Порядок и условия оценивания определяются ОУ СПО самостоятельно и фиксируются локальными актами, утвержденными директором. Порядок проведения оценочных мероприятий и процедур раскрывают в Положении о проведении текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в ГБПОУ ВО «ХЛК им. Г. Ф. Морозова». ФОС разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно. ФОС по учебной дисциплине рассматривается и утверждается на заседании методического объединения, ФОС по профессиональному модулю, включающий оценочные материалы для проведения квалификационного экзамена, с представителями профильных предприятий (организаций), работодателями. При формировании ФОС учитывают, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в двух основных направлениях: - оценка уровня освоения дисциплин; - оценка освоенных компетенций.
ФОС формируются на ключевых принципах оценивания: валидности ; надежности; справедливости; своевременности; эффективности . Основными требованиями к ФОС являются: интегративность ; проблемно-деятельностный характер; актуализация в заданиях содержания профессиональной деятельности; связь критериев с планируемыми результатами; экспертиза в профессиональном сообществе.
Оценивание производится в форме: Текущего контроля знаний (устный опрос, проведение лабороторных , рассчетно-графических и иных работ, контрольных работ, тестирования, контроль самостоятельной работы обучающихся и т.д.). Промежуточной аттестации (зачет, Д/зачет, экзамен, квалификационный экзамен). Государственной (итоговой) аттестации ( экзамен).
Структура ФОС В состав ФОС по учебной дисциплине/профессиональному модулю входят: титульный лист; паспорт; КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся (могут разрабатываться по междисциплинарному курсу в целом (далее - МДК), разделам учебных дисциплин /профессиональных модулей, темам учебных дисциплин/профессиональных модулей); КОС для промежуточной аттестации обучающихся (могут разрабатываться по учебной дисциплине, МДК, учебной и производственной практике (по профилю специальности), в т.ч. для квалификационного экзамена.
КОС для текущего контроля знаний, умений студентов по учебным дисциплинам, МДК входят в их учебно-методический комплекс и хранятся в учебном кабинете, лаборатории, мастерской и т.п. у разработчика оценочных материалов. КОС для промежуточной аттестации студентов по учебным дисциплинам, МДК для экзамена (квалификационного) входят в состав учебно-методического комплекса (УМК) и хранится в методическом кабинете или в кабинете заместителя директора по учебной работе.
ФОС по специальности: ФОС по учебной дисциплине = КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся + КОС для промежуточной аттестации; ФОС по профессиональному модулю = КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и темам профессионального модуля + КОС для промежуточной аттестации по МДК учебной и производственной практике + КОС для квалификационного экзамена.
Комплект КОС для квалификационного экзамена Титульный лист; Спецификация; Требования к портфолио обучающегося; Форма аттестационного листа по практике; Форма оценочного листа (на каждого обучающегося); Форма сводной оценочной ведомости на учебную группу; Комплект заданий для проведения квалификационного экзамена; Пакет экзаменатора.
Алгоритм действия преподавателя ООД при разработке ФОС по учебной дисциплине Изучить: ФГОС СПО (общие и профессиональные компетенции) и ФКГОО по учебной дисциплине (требования к результатам обучения); Учебный план по специальности (для определения формы промежуточной аттестации); Соотнести требования ФГОС СПО с результатами по учебной дисциплине (определить важность учебной дисциплины, ее разделов для данной специальности); Разработать рабочую программу (уровень освоения дидактических единиц, определить профильные дидактические единицы (т.к. уровень их освоения - 3, т.е. продуктивный)); Разработать календарно-тематический план (КТП) по учебной дисциплине (для определения форм и сроков текущего контроля); Переходить к созданию ФОС по учебной дисциплине.
Паспорт ФОС (таблица) Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) - взять из рабочей программы учебной дисциплины; Профессиональные компетенции, общие компетенции (рабочая программа по учебной дисциплине); Наименование раздела, темы (рабочая программа, КТП); Уровень освоения темы (1-2-3) (из рабочей программы, п2.2 «Тематический план и содержание учебной дисциплины»); Наименование КОС: текущий контроль, промежуточная аттестация (КТП, рабочая программа).
Ответственность за формирование КОС и ФОС Заместители директора по учебной работе и производственному обучению несут ответственность за разработку содержания КОС и организацию формирования содержания ФОС по специальностям. Председатели МО несут ответственность за качество КОС, разработанных по учебным дисциплинам/профессиональным модулям, закрепленным за данной комиссией и включенных в ФОС.
Разработчик(и) несет( ут ) ответственность за: соответствие ФОС рабочей программе учебной дисциплины/профессионального модуля и требованиям ФГОС; соблюдение ключевых принципов оценивания; правильность оформления ФОС в соответствии с локальными актами ОУ СПО (единый стиль оформления).
Разработка ФОС Непосредственным исполнителем разработки комплекта КОС по УД, ПМ для ФОС является преподаватель, мастер производственного обучения. Комплект КОС может разрабатываться коллективом авторов по поручению председателя МО. Работы, связанные с разработкой комплекта КОС, вносятся в индивидуальные планы методической работы преподавателей. Допускается формирование единого ФОС по УД , реализуемой в рамках ОПОП из одной укрупненной группы по специальностям СПО.
Утверждение и хранение ФОС Комплект ФОС по УД утверждается председателем МО, по ПМ - заместителями директора по учебной работе, производственному обучению. Комплекты КОС по ПМ должны проходить экспертизу в профильной организации (экспертное заключение), по УД не проходят экспертизу у работодателей. КОС по УД/ПМ хранятся в УМК преподавателя, мастера п /о в учебном кабинете, лаборатории, мастерской. Электронный вариант ФОС по специальности предоставляется в методическую службу колледжа. ФОСы по специальностям СПО, реализуемым в колледже, являются собственностью учебного заведения.
Нормативная база ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС СПО по специальностям; Положение о формировании фонда оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в ГБОУ СПО «МДК им. А.А. Николаева»; Формирование фондов оценочных средств по специальностям среднего профессионального образования. Методические рекомендации. ГБОУ ДПО УМЦ ПОгМ , 2012 г. Составитель Е. В. Янченкова .
Приложения
Приложение 1 Форма титульного листа ФОС Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова» УтверждАЮ Зам. директора по УР _________________И.О.Фамилия «___»__________20__ г. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ/ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ______________________________ (наименование дисциплины, пм) __________________________________________ (код и наименование специальности) ___________________________________________ (уровень подготовки) с. Слобода 20__
Приложение 2 Оформление комплекта КИМ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова» Комплект контрольно-измерительных материалов по дисциплине ______________________________ основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности __________________________________________ (код и наименование специальности) с. Слобода 20 __
Приложение 3 Оформление комплекта КОС Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Хреновской лесной колледж имени Г.Ф. Морозова» Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ______________________________ (название) основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности __________________________________________ (код и наименование специальности) с. Слобода 20__
№ п / п Наименование КОС Материалы для представления в ФОС 1 Контрольная работа №1 - n по теме, разделу Комплект контрольных заданий по вариантам* 2 Вопросы для устного (письменного) опроса по теме, разделу Перечень вопросов по теме, разделу 3 Тест по теме, разделу Тест по теме, разделу* 4 Реферат, доклад сообщение, эссе Темы рефератов, докладов, сообщений, эссе* 5 Индивидуальный (групповой) проект, в т.ч. курсовой проект (работа) Темы и задания для выполнения обучающимися проектной деятельности* 6 Лабораторная работа Методическая разработка лабораторной работы* 7 Практическое занятие –деловая игра Методическая разработка практического занятия* 8 Практическое занятие –решение ситуационных задач Образцы ситуационных задач* 9 Практическое занятие – семинар, круглый стол Перечень тем для изучения и(или) обсуждения 10 Практическое занятие – расчетно-графическая работа Образцы расчетно-графических заданий* 11 Рабочая тетрадь Образцы заданий 12 Портфолио Требования к материалам обучающихся для включения в портфолио * материалы, отмеченные * должны содержать критерии оценки показателей результатов обучения, эталоны решений заданий, ключи к тестам и т.п. Примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по учебной дисциплине/темам, разделам, МДК профессионального модуля Приложение 4
№ п / п Наименование КОС Материалы для представления в ФОС 1 Контрольная работа по учебной дисциплине, МДК Комплект контрольных заданий по вариантам* 2 Вопросы для устного (письменного) зачета по учебной дисциплине, МДК Перечень вопросов по учебной дисциплине, МДК 3 Тест по учебной дисциплине, МДК Тест по учебной дисциплине, МДК * 4 Экзаменационные билеты для устного (письменного) экзамена по учебной дисциплине, МДК 1. Перечень вопросов для подготовки обучающихся к экзамену 2. Утвержденный комплект экзаменационных билетов для устного (письменного) экзамена по учебной дисциплине, МДК 5 Дневник и (или) отчет по учебной практике перечень выполняемых работ на зачете по учебной практике*, требования по ведению дневника, требования к структуре и содержанию отчета 6 Отчет по производственной практике перечень выполняемых работ на зачете по производственной практике*, требования к структуре и содержанию отчета 7 КОС для экзамена (квалификационного) Приложение 6 материалы, отмеченные * должны содержать критерии оценки показателей результатов обучения, эталоны решений заданий, ключи к тестам и т.п., шкала оценивания Примерный состав КОС для промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине/МДК, профессиональному модулю Приложение 8
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонд оценочных средств по физике
Фонд оценочных средств по учебной дисциплине «Физика» для специальностей СПО 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», 140448 «Техническая эксплуатация и обслуживание элект...
Методические рекомендации по формированию фонда оценочных средств
Методические рекомендации по ФОС написаны на основании рекомендаций ФИРО с изменениями в части оформления КОСов, т.к. шаблон КОСов отличается от рекомендуемых (своя разработка) в части оформлени...
Доклад для методического совета колледжа на тему: Формирование в рамках ФГОС фондов оценочных средств по общепрофессиональным дисциплинам и профессиональным модулям.
ФГОС СПО формулируют приоритеты подготовки специалиста, усиливая ориентацию на конечные результаты, в частности на формирование профессиональных и общих компетенций, необходимых для будущей трудовой д...
Фонд оценочных средств по дисциплине "Технические средства информатизации"
Фонд оценочных средств по дисциплине "Технические средства информатизации"...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплине Математика для специальности 11.02.08 "Средства связи с подвижными объектами (базовая подготовка)"
ПАСПОРТФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по учебной дисциплинематематика 11.02.08 Средства связи с подвижными объектами (базовая подготовка)2. Состав КОСдля текущего контроля знаний, умений обучающи...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по Заправке транспортных средств горючими и смазочными материалами
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по профессиональному модулю ПМ. 02 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами профессия 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобиле...
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ по профессиональному модулю ПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материалами образовательной программы (ОП) по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик
ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВпо профессиональному модулюПМ.03 Заправка транспортных средств горючими и смазочными материаламиобразовательной программы (ОП)по профессии СПО23.01.03 Автомеханик...