методика подготовки следовых служебных собак
статья

Система подготовки собаки к следовой работе стоит на трех этапах: спокойствие, концентрация, последовательность.

«Спокойствие». Собака работает на следу в спокойном, уравновешенном состоянии. Это состояние тренируется на начальном этапе работы, и далее связывается со всей последующей практикой

«Концентрация» подразумевает сосредоточенность и внимательное поведение, которое также формируется в тренинге и далее закрепляется в полевой работе

«Последовательность» - это поэтапное обучение собаки по принципу «от простого к сложному». Сначала необходимому состоянию и концентрации, затем базовой работе и далее сложным следам, без чрезмерной физической и психической нагрузки, в форме непродолжительных, но регулярных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_podgotovki_sluzhebnyh_sobak.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

ОГАПОУ "Белгородский правоохранительный колледж

Имени Героя России В.В. Бурцева"

Доклад по теме:

«Особенности методики подготовки служебных собак следовой работе»

г. Белгород, 2021г.

Система подготовки собаки к следовой работе стоит на трех этапах: спокойствие, концентрация, последовательность.

«Спокойствие». Собака работает на следу в спокойном, уравновешенном состоянии. Это состояние тренируется на начальном этапе работы, и далее связывается со всей последующей практикой

«Концентрация» подразумевает сосредоточенность и внимательное поведение, которое также формируется в тренинге и далее закрепляется в полевой работе

«Последовательность» - это поэтапное обучение собаки по принципу «от простого к сложному». Сначала необходимому состоянию и концентрации, затем базовой работе и далее сложным следам, без чрезмерной физической и психической нагрузки, в форме непродолжительных, но регулярных занятий.

При работе на следу собака не должна быть голодна. Но, разумеется, собака должна обладать нормальной пищевой мотивацией и быть заинтересована получать и собирать корм. Сильное чувство голода ведет к ненужному возбуждению и невнимательности.

Для следовой работы используется обычный повседневный корм, с единственным условием – гранулы должны быть подходящего размера: не слишком крупные, чтобы собака могла их сразу проглотить, не жуя, и не слишком мелкие, чтобы не возникало трудностей и задержек при собирании их с земли.

Обучение следовой работе делится на несколько последовательных этапов.

1 ЭТАП

Спокойствие и концентрация

Инструменты: следовая шлейка, корм (обычный повседневный сухой корм).

Место: любое спокойное место без внешних раздражителей.

Цель: установить связь между шлейкой, одеваемой на собаку, и спокойным поеданием корма, с промежуточной концентрацией на проводнике. Задача проводника – своим поведением и техникой обеспечить спокойное состояние собаки, но в то же время сохранить заинтересованность.

Шлейка используется, прежде всего, как маркер, запускающий необходимую поведенческую программу у собаки. После достаточного тренинга надевание шлейки вызывает у собаки автоматический переход в наученное состояние внимательности и спокойствия, снятие шлейки означает окончание следовой работы и последующую разгрузку. Кроме того, шлейка позволяет лучше контролировать положение головы собаки при движении на следу.

Приучение щенка к шлейке можно начинать с возраста 10-15 недель. Обучение (или переучивание) взрослой собаки следовой работе также начинается с приучения к шлейке. Необходимо использовать специальную следовую шлейку, желательно такую, которая может быть легко снята, когда собака лежит.

Техника работы

Если собака еще не научена концентрации на проводника, сначала нарабатывают ее (можно отдельно, можно параллельно).

Собаку с пристегнутым к удавке (или обычному мягкому ошейнику) поводком проводник высаживает перед собой. Позиция может быть не строго фронтальной, но мордой к проводнику. Внимание на проводника в спокойном состоянии подкрепляется кусочками корма, выдаваемых поштучно из рук.

Затем проводник предъявляет собаке шлейку, которую держит в одной руке; для привлечения внимания собаки можно пощелкать карабином шлейки. Как только собака проявила интерес, ее подкрепляют кормом из той же руки, в которой удерживается шлейка. После этого собака снова высаживается перед собой и в спокойном, собранном состоянии подкрепляется очередным кусочком корма.  Далее проводник берет шлейку в другую руку, опять привлекает внимание собаки и подкрепляет кормом. Так повторяется несколько раз: шлейка в одной руке - интерес собаки к ней - подкрепление - усадка перед собой и внимание - подкрепление - шлейка в другой руке.

Через несколько повторений предыдущего упражнения шлейку пристегивают карабином к ошейнику собаки (еще не надевая ремень на корпус) и сразу же подкрепляют кормом. Потом шлейку снимают, снова внимание на проводника – подкрепление. Так несколько раз. Далее шлейку надевают, но не застегивают туго. Снова подкрепление – снова внимание на проводника – снова связь со шлейкой.

Если собака возбуждена и невнимательна при высадке перед проводником, следует негативно маркировать это поведение, вывешивая ее поводком за удавку и  сразу же подкрепляя желательное поведение (успокоение, внимание). Следует также обратить внимание на то, что  собака перед проводником должна находиться в состоянии внимания, но не управления. Состояние активного послушания (которое может начать взрослая собака) – нежелательно.

2 ЭТАП

Обучение команде «Ищи» (such)

Инструменты: следовая шлейка, корм.

Место: любой не затоптанный участок земли (лужайка, газон, пустырь, пашня и т.п.). Спокойное место без отвлекающих факторов.

Цель этапа: связать вербальную команду «Ищи» со спокойным и внимательным поиском кусочков корма на земле.

Техника работы

Собака в следовой шлейке высаживается перед проводником. Как только собака сконцентрировалась, ее поощряют кусочком корма. Затем проводник выбрасывает рукой один кусочек корма на землю недалеко от себя и одновременно с командой «Ищи» побуждает собаку искать его на земле, обозначая рукой направление поиска. На начальном этапе можно помогать более активно: показать кусочек на земле рукой и т.п., но постепенно эту помощь следует уменьшать. Как только собака подобрала корм, ее снова высаживают перед собой, ждут концентрации, после чего выбрасывают корм другой рукой, говорят «Ищи» и посылают на поиск.

Необходимо, чтобы собака искала корм носом, а не отслеживала глазами, куда он упал. Для этого, пока собака подбирает корм с одной стороны, проводник выбрасывает другой рукой кусочек в противоположную сторону и после высадки собаки перед собой посылает ее на поиск жестом и командой «Ищи».

Эта работа проводится так долго, пока собака не начинает уверенно искать корм в указанном направлении по команде проводника после промежуточной концентрации на нем во фронтальном положении.

Работа со щенком должна занимать не более 5 минут за один подход, а с взрослой собакой – примерно 10 минут. Но можно сделать несколько подходов в один день.

3 ЭТАП

Работа в следовом кругу

Инструменты: следовая шлейка, следовой поводок, корм, пластиковая баночка для корма для конца следа, приспособление для прокладки следа по окружности.

Место: пашня, трава, подходящая для прокладки следа. Спокойное место без отвлекающих факторов

Цель этапа: научить собаку внимательной спокойной работе по криволинейному следу, с прорабатыванием всех отпечатков и укладке перед баночкой в конце следа.

Почему используется след круговой траектории? Криволинейный след сразу же приучает собаку быть внимательной и хорошо работать носом, т.к. прямая траектория гораздо проще, собака разгоняется и не учится внимательно прорабатывать отпечатки. Обучение начинается с кругов малого радиуса (1-2 м), что дает большую кривизну и сложность и соответствующий опыт. Это как если учиться ездить на велосипеде по малому кругу: это можно делать только медленно и с хорошей координацией движений, после чего езда по кругу большего размера не создаст никаких трудностей. Кроме того, хождение по круговому следу приучает собаку к изменению направления ветра в пределах одного упражнения. И наконец, траекторию кругового следа проводнику легче отслеживать, т.к. собака своим корпусом не загораживает ближайшие отпечатки.

На начальной стадии работы в круге след прокладывают сплошной, однорядный, «пятка к носку» (см. рис.2). Однорядный след (без смещения правого и левого отпечатка друг относительно друга) важен для того, чтобы в дальнейшем избежать рысканья «влево-вправо». В дальнейшем, по мере усвоения навыка, начинается увеличение интервала между отпечатками по ширине и по направлению движения.

Корм укладывают в каждый отпечаток, в носок (для того чтобы собака привыкала пронюхивать весь отпечаток).

В конце следа в почву заглубляется (закапывается) примерно на 2/3 высоты баночка с кормом. После обучения собаки укладке перед баночками их можно закапывать глубже (оставляя на поверхности только крышку).

Техника работы

Проводник с собакой в шлейке и на поводке, распущенным не более чем на 1м, пропущенным между задними ногами собаки, подходит к началу следа (при правильной прокладке практически под прямым углом), посылает собаку на поиск командой «Ищи» и следует за ней.

Если собака собирает корм из каждого отпечатка и не ускоряется, каких-либо дополнительных воздействий не требуется. Если собака начинает торопиться, пропускать куски, необходимо:

- либо фиксацией поводка не пускать ее дальше, пока не будет подобран очередной кусок;

- либо (если пассивное удержание поводка не помогает) небольшими маркирующими рывочками одернуть собаку назад и к низу и побудить ее нюхать каждый отпечаток.

Собака, с которой была проведена в достаточном объеме работа на этапах 1 и 2, как правило, будет демонстрировать спокойное поведение и потребует минимальной помощи со стороны проводника. Темп движения не должен быть быстрым. Главное – внимательность собаки и спокойное состояние.

Если собака отклоняется от траектории следа в сторону, следует остановиться и удерживать ее поводком до тех пор, пока она не вернется на траекторию следа. Здесь рывки не используются. Можно помочь командой «Ищи» и наведением на след. То же, как если собака подняла голову – говорим «Ищи» и побуждаем возобновить пронюхивание отпечатков.

В конце следа собаку побуждают лечь перед заглубленной баночкой. Если собака знает команду «лежать», можно использовать ее, если не знает – применить механическое воздействие. Как правило, 3-4 раз бывает достаточно, чтобы объяснить собаке укладку перед баночкой. Как только собака правильно легла (если неправильно, ее нужно поправить), проводник подходит, открывает баночку и высыпает корм перед собакой. Проводнику следует подходить и становиться над собакой, пропуская ее между ног, т.к. это способствует в дальнейшем корректной укладке на предметах.

После этого с собаки (пока она еще лежит) снимается шлейка, что означает окончание следовой работы. Как только шлейка снята, собаку можно эмоционально разгрузить (отыграть мячом, немного повозиться с ней и т.п.), после чего увести с поля.

Работа с круговым следом начинается с окружности радиусом 2 м. По мере приобретения собакой опыта, радиус дискретно увеличивается, шагами по +1м. При хорошем прохождении следа можно увеличивать радиус на 1м в неделю (примерно при 3 следах в неделю). Левый и правый круги чередуются.

Максимальный радиус кругового следа 10 м, что соответствует примерно 62 шагам.

Покрытие не имеет особого значения, но на этом этапе нужно избегать колючих поверхностей (типа стерни), чтобы не провоцировать собаку поднимать голову.

Выдержка после прокладки следа 5 минут – этого достаточно, вне зависимости от радиуса круга.

После того, как собака научилась ходить круговой след радиусом 10 м, следует вернуться на радиус 5 м и класть корм в отпечатки вариабельно:

2+/1-

3+/1-

4+/1-.

След по-прежнему прокладывается сплошной, без разбега между отпечатками по длине и ширине. Если собака начинает нервничать в пустых отпечатках, следует уменьшить размер круга, удерживать собаку от ускорения темпа.

После того, как 5-метровый круг с вариабельным подкреплением успешно усвоен, радиус круга увеличивают на +1 м и также увеличивают число пустых отпечатков:

3+/2-

4+/2-

5+/2-.

Если здесь собака показывает излишнее возбуждение, нужно вернуться на предыдущий шаг.

Далее работа продолжается по схеме:

Круг радиусом 7 м – 3 пустых отпечатка

8 м – 4 пустых

9 м – 5 пустых

10 м – 6 пустых.

Одновременно с увеличением размера круга увеличивают и выпуск поводка, подводя к тому, что на круге максимального размера собака могла ходить на полностью выпущенном поводке.

Так скоро, как собака станет способной пройти  круговой след 10 м радиуса без корма в отпечатках, сохраняя спокойствие и концентрацию, круговой след повторяется несколько раз, после чего происходит переход на следующий этап - прямые и углы.

Важное замечание: почему собаку не сдергивают сильными рывками назад? Когда проводник делает сильный рывок за поводок тянущей вперед собаки, непосредственно перед самим рывком он на короткое время ослабляет натяжение движением руки вперед. Собака со временем научается воспринимать ослабление натяжения как сигнал к последующему неприятному воздействию, и поэтому стремится его избежать, еще сильнее натягивая поводок и ускоряясь. Это, в конце концов, приводит к тому, что собака стремиться тянуть все время. Поэтому, если собака ускоряется, необходимо либо просто зафиксировать поводок и удерживать ее, либо применять легкие рывочки-маркеры, которые собака не будет стремиться избегать.

4 ЭТАП

Работа с прямыми и обучение углам

Инструменты: следовая шлейка, следовой поводок, корм, пластиковые баночки для корма

Место: пашня, трава, подходящая для прокладки следа

Цель этапа: научить собаку внимательной спокойной работе по прямому следу с углами без корма в отпечатках.

Техника работы

Сначала прокладываются следы простой конфигурации.

  1. Начальная конфигурация следа, с промежуточным подкреплением баночками.
  2. Альтернативная конфигурация.
  3. Увеличение остроты углов.
  4. Отработка прохождения углов.
  5. Окончательная конфигурация следа (подготовка к IPO-3).

На следу укладываются баночки с едой. Подкрепление в отпечатках на этом этапе уже не используется. Техника прохождения следа аналогична работе в кругах. Когда собака корректно укладывается перед баночками, проводник открывает банку, дает съесть корм. При переходе на этот этап можно уже начинать давать расстояние между отпечатками, но сначала только по длине, не раздвигая по ширине левые и правые отпечатки.

Здесь же собаку начинают учить прохождению углов. Сперва прокладываются простые тупые углы, которые по мере приобретения опыта становятся более острыми (см. рис. 5, схема 3). После угла устанавливается баночка – примерно на расстоянии длины корпуса собаки от угла. Углы сперва делают закрытыми – отпечатки один к другому. По мере приобретения собакой опыта угол постепенно раскрывается.

Баночки также устанавливаются и в конце следа, а начальном этапе и на прямых. Таким образом, цель для собаки на следу – это поиск и обозначение баночек, что в дальнейшем трансформируется в обозначение предметов.

На этом этапе собака работает до тех пор, пока не станет демонстрировать стабильного прохождения следового трека с четким прохождением углов и в нужном состоянии (спокойствие, внимательность). След постепенно усложняется от конфигурации 1-2 к 4 и 5 (см. рис. 5). Конфигурация 5 с длинной 800 шагов используется при подготовке к сдаче IPO-3.

Если собака начинает терять концентрацию и спокойствие, необходимо вернуться на базовую работу – круговой след. Но начатый след необходимо все равно доработать до конца.

5 ЭТАП

Обозначение предметов

Инструменты: следовая шлейка, следовой поводок, корм, пластиковые баночки для корма, предметы из разных материалов (дерево, кожа, металл, пластик).

Место: любая поверхность, подходящая для прокладки следа.

Цель этапа: научить собаку обозначать найденные на следу предметы.

Техника работы

Обучение предметам проводится на прямых следах. Прямой след нужен для того, чтобы научить собаку корректно ложиться перед предметом (не диагонально и др.).

Предпосылкой для работы с предметами являются баночки, перед которыми собака укладывается во время обучения на предшествующих этапах.

Как правило, делается прямая длиной 30 м, на которой равномерно раскладывается 8-10 предметов, рядом с баночками. Но в отличие от предыдущего этапа, здесь собаке корм дается не из баночки, а из руки. Проводник следует за собакой на коротком поводке (0,5 м). Над предметом собаке помогают лечь (командой или механическим воздействием), встают над собакой и подкрепляют кормом. Укладка собаки также поощряется похвалой. Если собака легла далеко от предмета, она не поощряется; проводник стоит за собакой с поводком и посылает ее дальше командой «Ищи», пока она не займет правильного положения перед предметом. Маркером для собаки, что она все сделала верно, является положение проводника над ней (сверху) и выдача корма. Далее предмет поднимается вверх и убирается, проводник берет поводок и посылает собаку на поиск остальных предметов. Если собака пытается встать раньше команды на поиск, это пресекается запрещающей командой («но-но-но») и механически.

Если собака после команды на поиск  систематически пытается проскочить несколько первых отпечатков без пронюхивания, следует уменьшить расстояние между предметами на прямой.

После обозначения последнего предмета, как обычно, следует снятие шлейки – маркер окончания работы.

1 стадия обучения: Предмет + Баночка + корм из руки;

2 стадия обучения: Предмет + корм из руки.

Эта схема отрабатывается до тех пор, пока собака самостоятельно, без помощи проводника, не станет укладываться на всех предметах, после чего  число предметов уменьшают, а конфигурацию следа усложняют.

Таким образом, предмет становится мотивационным объектом, который собака стремится найти и обозначить, т.к. на нем она получает подкрепление. Поиск предметов продолжается для собаки до тех пор, пока с нее не снимут шлейку – маркер окончания работы.

Главное в работе с предметами, как и на других этапах обучения, - это спокойствие и планомерность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий для дошкольников

Не для кого не секрет, как сложно писать сценарии  концерта..особенно подводки к номерам художественной самодеятельности...Мой материал поможет вам .....

Стаья "Методика подготовки и проведения «мозговой атаки» как метода и формы активного обучения"

Метод «мозговой атаки» возник в 30-е годы XX в. как способ коллективного продуцирования новых идей. Еще в 1938 г. А. Осборн предложил использовать «мозговую атаку», или «мозговой штурм» как групповой ...

Особенности подготовки служебных собак и постановки на след, на базе апортировочной реакции

Первоначальная постановка собаки на следПодобрав пригодную для дрессировки собаку, кинолог в течение нескольких дней основное время должен уделить установлению с ней первоначального контакта и только ...

Эффективные методики подготовки к демонстрационному экзамену

Статья на тему "Эффективные методики подготовки к  демонстрационному экзамену"...

Методические указания к курсовой работе по МДК 03.02. Методы подготовки и применения собак по породам и видам службы

Методические указания к курсовой работе по МДК 03.02. Методы подготовки  и применения собак по породам и видам служб...