МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
методическая разработка
Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а также для получения практических знаний. Практические задания выполняются студентом самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а также с использованием необходимых пояснений, полученных от преподавателя при выполнении практического задания. К практическому занятию от студента требуется предварительная подготовка, которую он должен провести перед занятием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_ukazaniya.docx | 27.95 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТЕХНИКУМ ИМ.К.А.ТИМИРЯЗЕВА»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
по специальности
Преподаватель: Мирзоян А.А.
СОДЕРЖАНИЕ
| 3 |
| 3 |
3. Планирование практических занятий | 4 |
4. Организация и проведение практических занятий | 4 |
5. Разработка учебно-методической документации по организации и проведению практических занятий | 6 |
6. Оформление практических занятий | 7 |
Введение
Практические занятия служат связующим звеном между теорией и практикой. Они необходимы для закрепления теоретических знаний, полученных на уроках теоретического обучения, а также для получения практических знаний. Практические задания выполняются студентом самостоятельно, с применением знаний и умений, полученных на уроках, а также с использованием необходимых пояснений, полученных от преподавателя при выполнении практического задания. К практическому занятию от студента требуется предварительная подготовка, которую он должен провести перед занятием. Список литературы и вопросы, необходимые при подготовке, студент получает перед занятием из методических рекомендаций к практическому занятию.
Практические задания разработаны в соответствии с учебной программой. В зависимости от содержания они могут выполняться студентами индивидуально или фронтально.
Зачет по каждой практической работе студент получает после её выполнения и предоставления в печатном или электронном виде, оформления отчета в котором указывает полученные знания и умения в ходе выполнения практической работы, а также ответов на вопросы преподавателя, если таковые возникнут при проверке выполненного задания.
2. Общие положения
2.1. Практические занятия, как виды учебных занятий, направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений и составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки. Семинар является видом практических занятий.
2.2. В процессе практического занятия обучающиеся выполняют одно или несколько практических заданий под руководством преподавателя в соответствии с изучаемым содержанием учебного материала.
2.3. Выполнение обучающимися практических занятий проводится с целью:
- формирования практических умений в соответствии с требованиями к уровню подготовки обучающихся, установленными рабочей программой дисциплины по темам дисциплин или междисциплинарных курсов;
- обобщения, систематизации, углубления, закрепления полученных теоретических знаний;
- совершенствования умений применять полученные знания на практике, реализации единства интеллектуальной и практической деятельности;
- развития интеллектуальных умений у будущих специалистов: аналитических, проектировочных, конструктивных и др.;
- выработки таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива при решении поставленных задач при освоении общих компетенций.
3. Планирование практических занятий
3.1. Состав заданий для практического занятия должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть выполнены качественно большинством обучающихся.
3.2. Содержание практических занятий по учебной дисциплине, междисциплинарному курсу должно охватывать весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывать всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.
3.3. При планировании состава и содержания практических занятий следует исходить из того, что они имеют разные ведущие дидактические цели.
3.3.1. Ведущей дидактической целью практических занятий является формирование практических умений как профессиональных (умений выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности), так и учебных (умений решать задачи, и др.). Практические занятия рекомендуется проводить при изучении дисциплин любого из циклов ППССЗ.
3.4. В соответствии с ведущей дидактической целью содержанием практических занятий являются решение разного рода задач, в том числе профессиональных: анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.), выполнение вычислений, расчетов, чертежей, работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой, работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками, составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации и др.
3.5.1. При разработке содержания практических занятий следует учитывать, что наряду с формированием умений и навыков в процессе практических занятий обобщаются, систематизируются, углубляются и конкретизируются теоретические знания, вырабатывается способность и готовность использовать теоретические знания на практике, развиваются интеллектуальные умения.
3.5.2. На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе курсового проектирования, практики по профилю специальности и преддипломной практики.
4. Организация и проведение практических занятий
4.1. Практическое занятие должно проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (площадках, полигонах и т.п.). Продолжительность занятия не менее двух академических часов.
В соответствии с требованиями ФГОС СПО реализация ППССЗ должна обеспечивать выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент практические занятия с использованием персональных компьютеров.
4.2. Выполнению практических занятий предшествует проверка знаний обучающихся - их теоретической готовности к выполнению задания.
4.3. По каждому практическому занятию должны быть разработаны и утверждены методические указания по их проведению.
4.4. Практические занятия могут носить репродуктивный, частично-поисковый и поисковый характер.
Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны: цель работы, пояснения (теория, основные характеристики), оборудование, аппаратура, материалы и их характеристики, порядок выполнения работы, таблицы, выводы (без формулировки), контрольные вопросы, учебная и специальная литература.
Работы, носящие частично-поисковый характер, отличаются тем, что при их проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок выполнения необходимых действий, и они требуют от обучающихся самостоятельного подбора оборудования, выбора способов выполнения работы в инструктивной и справочной литературе и др.
Работы, носящие поисковый характер, характеризуются тем, что обучающиеся, опираясь на имеющиеся у них теоретические знания, должны решить новую для них проблему.
При планировании практических занятий необходимо находить оптимальное соотношение репродуктивных, частично-поисковых и поисковых работ, чтобы обеспечить высокий уровень интеллектуальной деятельности.
4.5. Формы организации обучающихся при проведении практических занятий - фронтальная, групповая и индивидуальная.
При фронтальной форме организации занятий все обучающиеся выполняют одновременно одну и ту же работу.
При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.
При индивидуальной форме организации занятий каждый обучающийся выполняет индивидуальное задание.
4.6. Для повышения эффективности проведения практических занятий рекомендуется:
- разработка сборников задач, заданий и упражнений;
- разработка контрольно-диагностических материалов для контроля за подготовленностью обучающихся к практическим занятиям, в том числе в форме педагогических тестовых материалов для автоматизированного контроля;
- подчинение методики проведения практических занятий ведущим дидактическим целям с соответствующими установками обучающимся;
- использование в практике преподавания поисковых практических работ, построенных на проблемной основе;
- применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого обучающегося за самостоятельное выполнение полного объема работ;
- проведение практических занятий на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором обучающимися условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;
- подбор дополнительных задач и заданий для обучающихся, работающих в более быстром темпе, для эффективного использования времени, отводимого на практические занятия.
5. Разработка учебно-методической документации по организации и проведению практических занятий
5.1. Объем времени, отводимый на выполнение практических занятий, отражается в рабочем учебном плане.
5.2. Суммарный объем времени, отведенный учебным планом на выполнение практических занятий, отражается в рабочих программах учебных дисциплин с распределением на практические занятия по темам дисциплины. Распределение отведенного объема времени осуществляется преподавателем соответствующей дисциплины с учетом специфики изучаемой дисциплины и в соответствии с ведущей дидактической целью содержания практических занятий.
5.3. Темы практических занятий разрабатываются преподавателем соответствующей дисциплины, МДК самостоятельно, в соответствии с содержанием образования по соответствующей теме.
5.4. Для проведения практических занятий преподавателями СПО разрабатываются методические рекомендации по их выполнению. Рекомендации разрабатываются по каждому практическому занятию, предусмотренными рабочей программой учебной дисциплины: в соответствии с количеством часов, требованиями к знаниям и умениям, темой практических занятий, установленными рабочей программой учебной дисциплины по соответствующим темам.
5.5. Методические рекомендации по выполнению практических занятий должны включать в себя:
- пояснительную записку;
- наименование темы;
- объем учебного времени, отведенный на практическое занятие;
- наименование темы практического занятия;
- цель практического занятия (в т.ч. требования к знаниям и умениям обучающихся, которые должны быть реализованы);
- перечень необходимых средств обучения (оборудование, материалы и др.);
- требования по теоретической готовности обучающихся к выполнению практических занятий;
- содержание заданий;
- рекомендации/инструкции по выполнению заданий;
- требования к результатам работы, в т.ч. к оформлению;
- критерии оценки и формы контроля;
- список рекомендуемой литературы;
- приложения.
5.6. Методические рекомендации по выполнению практических занятий должны быть доступны обучающимся.
6. Оформление практических занятий
6.1. Структура оформления практических занятий по дисциплине, МДК определяется преподавателями, ведущими дисциплины.
6.2. Оценки за выполнение практических занятий могут выставлять по пятибалльной системе, в форме зачета и учитываться как показатели текущей успеваемости обучающихся.
Текущий контроль знаний проводится за счет времени, отведенного рабочим учебным планом на изучение дисциплины, результаты заносятся в журнал успеваемости обучающихся.
6.3. Контроль планирования, нормирования, организации методического сопровождения по проведению практических работ обеспечивают руководители СПО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания для проведения практических занятий
Методические указания для проведения практических занятий по дисциплине "Маркетинг" для специальности 080108 "Банковское дело"...
Методические указания по проведению практических занятий ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружений
...Методические указания для практических занятий по ПМ.03 Организация деятельности структурных подразделений при выполнении строительно-монтажных работ, эксплуатации и реконструкции зданий и сооружен...
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Обществознание".
Данные методические указания предназначены для проведения практических работ студентами среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В работе содержатся тематическое планир...
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Право".
Данные методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий студентами среднего професионального образования социально - экономического профиля. В работе содержатся тем...
Методические указания по проведению практических занятий по учебной дисциплине "Экономика".
Данные методические указания предназначены для подготовки и проведения практических занятий студентами среднего профессионального образования социально-экономического профиля. В методической разработк...
Методические указания по проведению практических занятий для специальности 230111 Компьютерные сети (по программе углубленной подготовки) по МДК 01.02. Математический аппарат для построения компьютерных сетей
Методические указания по проведению практических занятий для специальности 230111 Компьютерные сети (по программе углубленной подготовки) по МДК 01.02. Математический аппарат для построения компьютерн...
Методические указания по проведению практических занятий для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации
Методические указания по проведению практических занятий для дисциплины ОП. 05. Базы данных специальность 10.02.01 Организация и технология защиты информации...