Разработка урока по теме: "Агротехника возделывания картофеля"
план-конспект урока
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка
- План урока
3.Этапы и хронология учебного занятия.
4.Список использованной литературы
Приложения
Пояснительная записка
Тема учебного занятия: «Агротехника возделывания картофеля» соответствует основной профессиональной образовательной программе для СПО по профессиональному модулю ПМ.02. «Производство семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур», по профессии 35.01.09. «Мастер растениеводства».
Данная методическая разработка представлена как подробный план, конспект, снабжённый материалом, необходимым по теме урока.
Открытый урок развивает у обучающихся творческие способности и вызывает интерес к изучаемой профессии.
Данная тема направлена на освоение профессиональной компетенции:
ПК 1.1. Выполнять работы по предпосевной обработке почвы.
ПК 1.2. Выполнять работы по основной обработке почвы.
ПК 1.3. Выполнять работы по подготовке и внесению удобрений в почву.
Общие компетенции:
ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК.2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК.3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК.4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК.5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК.6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК.7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.
План урока
по МДК 02.02. «Технологии производства посадочного материала с/х культур»
Профессия: 35.01.09 «Мастер растениеводства»
Группа, дата | №6 | ||
Тема урока | «Агротехника возделывания картофеля». | ||
Цель урока | Обучающая –изучить агротехнические мероприятия по возделыванию картофеля, показать значение картофеля для человека. Развивающая – развивать логическое мышление, учить обучающихся добывать знания из дополнительной литературы, современных справочников. Развивать познавательную поисковую деятельность, умение действовать ссамостоятельно, воспринимать и осмысливать знания. Воспитательная – воспитывать интерес к своей профессии, стремление к творчеству и активности. Формировать ценностное отношение к знаниям. | ||
Задачи | - сформировать положительное отношение друг к другу; - принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях; - осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач; - привить навыки оценочной деятельности. | ||
Студент должен | |||
Знать - основные способы обработки почвы и повышения ее плодородия; | Уметь -применять основные агротехнические приемы выращивания сельскохозяйственных культур; | ||
Формируемые компетенции (или их элементы) | ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. ОК5.Использовать информационно-коммутативные технологии в профессиональной деятельности. ОК 7. Организовывать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности. | ||
Средства обучения, оборудование | Технические средства: компьютер, проектор; дидактические материалы: конспект лекции, презентация, видео-материал, тестовое з | ||
Тип учебного занятия | Учебное занятие по совершенствованию знаний, умений, деятельности | ||
Вид учебного занятия | Урок усвоения новых знаний | ||
Методы обучения | Наглядный, словесный, репродуктивный, с элементами самостоятельной работы. | ||
Применяемые технологии | Развивающая, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативная. | ||
Форма проведения | Коллективная, фронтальная, работа в группах | ||
Межпредметные связи | МДК 01.01. Технология обработки почвы к посеву и посадке с\х культур | ||
. | Материально-технические: доска, парты, ручки, тетради; литература: Н.Н. Третьяков, Б.А. Ягодин, А.М. Туликов. «Основы агрономии» Учеб.для нач.проф.обр.- М.: ПрофОбрИздат, 2002. Н.П. Родников, Н.А. Смирнов, Я.Х. Пентилеев «Овощеводство» - М.: Колос, 1984.; Учебно-методическое: Задания, презентация, плакаты, гербарий сорняков картофеля, коллекция вредителей картофеля; Электронно-информационные: ПК, мультимедийный проектор,видеоматериалы. | ||
Формы и методы контроля | Фронтальный опрос, практическая работа, письменная работа, сообщения. | ||
Задание для внеаудиторной самостоятельной работы | Предлагает на выбор несколько вариантов домашнего задания: - создание презентации; - доклад; - придумать кроссворд |
Этапы и хронология учебного занятия.
№ п/п | Этапы урока | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Результат |
1 | Организационный момент | 5 | Приветствует обучающихся. Проверяет и готовность обучающихся к уроку. Создает положительно –эмоциональный настрой на урок. Высказывает добрые пожелания обучающимся; предлагает им пожелать друг другу удачи. | Приветствуют преподавателя. Староста докладывает о наличии и готовности обучающихся к занятиям. Желают друг другу удачи в освоении новой темы. Настраиваются на восприятие материала урока. | Психологическая подготовка к занятию, способность и желание работать. |
2 | Мотивация к учебной деятельности. | 15 | Использует эпиграф к уроку "С малой удачи- начинается большой успех". Говорит о перспективах специальности. Предлагает ответить на вопрос: "Как Вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?" Демонстрация слайдов презентации. | Смотрят на экран, слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы.
| Подготовка обучающихся к усвоению темы. Организация работы на уроке, рациональное использование учебного времени. |
3 | Объявление темы и целей урока. | 5 | Инициирование обучающихся к сообщению темы и целей урока. | Обучающиеся включаются в беседу, самостоятельно определяя тему урока. Обучающиеся в парной работе определяют цель урока, например, проговаривают цель урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. | Обучающиеся самостоятельно определяют тему и цели урока. |
4 | Актуализация знаний, фиксирование затруднений. | 10 | Предлагает тестовое задание на определение владения знаниями, необходимых для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося. | Самостоятельная (индивидуальная) деятельность обучающихся. Самопроверка обучающимися своей работы по готовому образцу (взаимопроверка). Оценивание работы своего коллеги.
| Активная работа обучающихся в парах. |
5 | Промежуточная рефлексия. | 5 | Предлагает обсудить, какие затруднения возникли при решении поставленной задачи. Спрашивает, каким, на взгляд обучающихся, должно быть домашнее задание? | В парах обсуждают, какие возникли затруднения, почему они возникли. | Обучающиеся самостоятельно осуществляют самоконтроль, взаимопроверку. |
6 | Открытие нового знания. | 30 | Знакомит с новым материалом по теме урока. Демонстрация слайдов презентации. | Смотрят на экран, слушают преподавателя. | Изучение нового материала и определение способов действия. |
7. | Первичное закрепление. | 10 | Предлагает выполнить продуктивное задание - решение кроссворда. | Обучающиеся, допустившие ошибки уточняют алгоритм исправления ошибок; определяют место ошибки (где?); уточняют цель дальнейшей деятельности. Обучающиеся, не допустившие ошибок: сравнивают своё решение с эталоном; консультируют других обучающихся. Оценивание работы своего коллеги. | Достижение результата посредством выполнения продуктивного задания. |
8. | Введение нового знания в систему знаний и повторение. | 15 | Предлагает викторину, в которой новое знание используется вместе с изученным ранее. | Делятся на две команды. Участвуют в викторине, отвечают на вопросы. | Развитие интереса к специальности и дисциплине через использование игровых технологий. |
9. | Рефлексия. | 5 | Фиксирует содержание, изученное на уроке, и организует рефлексию и самооценку обучающимися собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. Предлагает заполнить оценочный лист работы на уроке и дать оценку своим впечатлениям от урока. | Дают оценку своей деятельности на уроке, заполняют оценочный лист. Дают оценку своим впечатлениям от урока. | Результативность реализации целей урока. |
10. | Домашнее задание. | 5 | Предлагает на выбор несколько вариантов домашнего задания: - создание презентации; - доклад; - придумать кроссворд. | Выбирают и записывают в рабочую тетрадь вариант домашнего задания. | Выбор и освоение домашнего задания самостоятельно. |
Приложение 1
Тест
Ответьте на вопросы тестового задания. Поработайте в парах, обсудите ответы, сравните с образцом на слайде. Оцените работу своего коллеги.
1. Какой континент является родиной картофеля?
- Африка
- Австралия
- Южная Америка.
2. Чего больше всего в клубнях картофеля?
- белков
- жиров
- крахмала.
3. Какое насекомое – главный враг картофеля?
- Колорадский жук
- тля
- саранча.
4. Какой должна быть средняя масса семенных клубней?
- 50–80 г
- 15-45 г
- 90-120 г.
5. Без какого простого агротехнического приема невозможно вырастить картофель?
- окучивание
- прополка
- полив.
Максимальное количество баллов - 5(по 1 баллу за каждый правильный ответ). ___________баллов
Приложение II
Кроссворд «Картофель»
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 | ||||||||||||||
5 | ||||||||||||||
6 | ||||||||||||||
7 | ||||||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 |
1.Образуются на подземных побегах столонах (клубни).
2. Углубления на поверхности клубня (глазки.)
3. На ней расположена большая часть глазков (верхушка).
4. Он состоит из отдельных пластинок (лист).
5. Они располагаются в верхнем слое почвы (корни).
6. Болезнь картофеля (фитофтороз).
7. На поверхность почвы при прорастании клубня образуются… (стебли).
8. У картофеля они ядовитые (плод).
9. Как называют картофель в Беларуси? (бульба)
Максимальное кол-во баллов - 9( по 1 баллу за каждый правильный ответ).
____________баллов.
Приложение III
Вопросы викторины:
- Сколько дней обычно проращивают клубни перед посадкой? (30–35.)
- Из скольких стеблей обычно состоит куст картофеля (Из 4–5, реже 6–8.)
- Через сколько дней после посадки обычно появляются всходы картофеля? (Через 20–30.)
- Какие существуют типы сортов картофеля? (Столовые, технические, кормовые.)
- Какой орган растения представляет собой клубень картофеля? (Утолщенный стебель.)
Приложение IV
Фамилия, имя обучающегося_____________________________
Оценочный лист
1. Тестовое задание | 2. Кроссворд | 3.Викторина | |
Итого: | |||
Оценка за урок: |
Критерии оценивания:
1. Тестовое задание
Максимальная оценка – 5 баллов (по 1 баллу за правильный ответ)
2. Кроссворд
Максимальная оценка – 9 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
3. Викторина
Оценка ставится по количеству баллов, заработанных командой.
В графе «итого» выставляется совокупное количество баллов.
Оценка за урок: 15 – 19 баллов - «5»
10 -14 баллов - «4»
6-9 баллов - «3»
Приложение V
Оцените свои впечатления от урока:
1. Интересный, захватывающий, заставляющий работать урок;
2. Обычный урок;
3. Неинтересный, скучный, бесполезный урок.
Используемая литература:
1. Агробиологические основы производства, хранения и переработки продукции растениеводства / В.И. Филатов, Г.И. Баздырев, М.Г.Обьсдков и др.; Под ред. В,И.Филатова.- М.: Колос, 2004, - 724 с.
2. Агротехника и производство картофеля, составитель Писарев Б. А., М., - Росагропромиздат, -2000г.
3. Земледелие / С.А. Воробьев, А.Н. Каштанов, A.M. Лыков; Под ред. С.А. Воробьева. - М.: Агропромиздат, -2001. - 527 с.
4. Картофель и его культура/ Аверкиева Е. Г.-М.: Колос, 1988.-253с..
5. Производство картофеля, Барнаков Н. В. , Баиров В.П., Кушнарёв А.Г. и др., Саратов, БГСХА, 2001 год с.156 - 181.
6. Производство картофеля: возделывание, уборка, послеуборочная доработка, хранение. Справочник/ Писарев Б.А.- М.: Росагропромиздат, 1990.-221 с.
7. Растениеводство с основами селекции и семеноводства /" Г.В.К оренев, П.И.Подгорный, С.Н.Щербак; Подред, Г.В.Коренева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агропромиздат, 2000. - 575 с.
8. Растениеводство / Г.С. Посыпанов, В. Е.Д от авторов, Г.В. Коренев и др.; Под ред. Г.С. Посыпанова. - М.: Колос, 1997. - 447 с.
9. Растениеводство/ Посыпанов Г.С. - М.: Колос,1997,-448 с.
10. Технология производства продукции растениеводства/ Гатаулина Г.Г.- М.: Колос, 1995.-448 с.
11. Технология возделывания картофеля/ Фирсов И.П. – М.: Колос., С, 2005.-472 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Применение активных методов обучения на уроках профессионального цикла"
Урок разработан по профессиональному модулю "Продажа продовольственных товаров" МДК 02.01. Розничная торговля продовольственными товарами...
Методическая разработка урока истории "Уроки гражданской войны"
Материал представляет собой методическую разработку урока истории "Уроки гражданской войны"с использованием инновационных образовательных технологий для образовательных учреждений системы СПО....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока производственного обучения по профессии продавец, контролёр-кассир Тема урока «Размещение и хранение товаров и тары в подсобном помеще-нии»
Данная методическая разработка – это пособие, показывающее элементы современной педагогической технологии «урок-семинар» применительно к конкретной теме урока производственного обучения по профессии п...
Методическая разработка урока по теме «Урок письма» предмет: МДК 01.01. Технология приём, сортировка, вручение и контроль почтовых отправлений.
Методическая разработка по теме «Урок письма» предназначена для проведения урока в группе обучающихся по профессии «Оператор связи». Знакомит с историей письма. Данная разработка мож...
Методическое пособие разработка урока производственного обучения Комплексная разработка урока-конкурса по производственному обучению Гордиенко Елена Григорьевна - мастер производственного обучения СПБ ГБПОУ «Техникум «Автосервис» (МЦПК)»
Данный урок производственного обучения является заключительным в профессии «повар» и поскольку учащиеся уже получили определённый профессиональный опыт, на уроке организуется осмысление, формулировани...
Методическая разработка урока по теме: "Агротехника возделывания овощных культур семейства паслёновые(томата)".
Методическая разработка урока по теме:"Агротехника возделывания овощных культур семейства паслёновые (томата)"....
Технология возделывания картофеля в условиях крайнего севера на примере п.Сангар
Картофель-важнейшая продовольственная культура, получившая название «второго хлеба». Картофель культура универсального использования. В клубнях картофеля содержится в среднем от 14 до 22 % крахм...