+ РП_ОП.02_ Экологические основы
рабочая программа

Киселёва Лариса Борисовна

+ РП_ОП.02_ Экологические основы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon _rp_op.02_ekologicheskie_osnovy_-2018.doc163.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное   учреждение

Московской области «Электростальский колледж»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________Л. А Виноградова

03 октября 2018

                       РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                ОП.02 Экологические основы природопользования

                            Профессия среднего профессионального

                             образования

    110401.02 (35.01.10)  Овощевод защищенного грунта 

              Форма обучения очная

                                                            г.о.Электросталь, 2018 г

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.02 Экологические основы природопользования  разработана на основе:

1.  Федерального государственного образовательного стандарта по профессии среднего профессионального образования 110401.02  Овощевод защищенного грунта, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 2 августа 2013 г. № 893 с изменениями и дополнениями от 9 апреля 2015 г.

(Зарегистрировано в Минюсте РФ  20 августа 2013 г. Регистрационный № 29594).

2. Учебного плана по профессии 110401.02  (35.01.10)   Овощевод защищенного грунта, квалификация «овощевод; цветовод», утвержденного  «15» июня 2018г., приказ № 155-о

Автор программы: Киселева Лариса Борисовна, преподаватель_____________________

Фамилия И.О.,                                   должность,     подпись

Рабочая программа рассмотрена на заседании предметно-цикловой

комиссии овощных и декоративных  культур (корпус №1)

Протокол заседания №  1  от « 3 »  октября 2018 г.

Председатель  ПЦК  овощных и декоративных культур

Киселева Лариса Борисовна _________________________

  Фамилия И.О.,                                              подпись

                                                    Содержание

  1. Паспорт рабочей программы дисциплины

  1. Область применения программы

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

  1. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины

  1. Количество часов на освоение программы дисциплины

  1. Структура и содержание дисциплины

  1. Объем дисциплины и виды учебных занятий

  1. Тематический план и содержание дисциплины

  1. Условия реализации рабочей программы дисциплины

  1. Образовательные технологии

  1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

  1. Информационное обеспечение обучения

  1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                               ОП.02 Экологические основы природопользования

  1. Область применения программы

Рабочая программа дисциплины является частью основной профессиональной образова-

тельной программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих   ГБПОУ МО «Электростальский колледж»  по профессии        среднего профессионального        образования  110401.02  «Овощевод защищенного грунта».

Рабочая программа  учебной дисциплины может быть использована при всех формах профессиональной подготовки квалифицированных рабочих по профессии  «Овощевод защищенного грунта» образовательными организациями  профессионального образования на территории Российской Федерации, имеющими право на реализацию программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих по данной профессии.

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих:

Дисциплина ОП.02 Экологические основы природопользования входит в состав дисциплин общепрофессионального цикла. Индекс  по ФГОС – ОП.02.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности;

использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

принципы рационального природопользования;

источники загрязнения окружающей среды;

государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;

экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.

Выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Организовать собственную деятельность с соблюдением требований охраны труда и экологической безопасности.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:

1. Подготовка культивационных сооружений к работе.

ПК 1.1. Подготавливать к работе инвентарь и средства механизации.

ПК 1.2. Подготавливать к работе сооружения защищенного грунта.

ПК 1.3. Готовить почвенные смеси, субстраты.

ПК 1.4. Проводить в культивационных сооружениях профилактические и истребительные мероприятия по защите растений от болезней и вредителей.

ПК 1.5. Проводить в культивационных сооружениях послеуборочные работы.

2. Выращивание овощных культур в защищенном грунте.

ПК 2.1. Проводить подготовку и посев семян для выращивания рассады.

ПК 2.2. Выполнять технологические операции по уходу за рассадой овощных культур.

ПК 2.3. Высаживать рассаду овощных культур.

ПК 2.4. Выполнять технологические операции по уходу за овощными культурами.

ПК 2.5. Проводить сбор и товарную обработку урожая овощных культур.

3. Выращивание декоративных культур в защищенном грунте.

ПК 3.1. Проводить подготовку и посев семян для выращивания рассады декоративных культур.

ПК 3.2. Выполнять технологические операции по уходу за рассадой декоративных культур.

ПК 3.3. Высаживать посадочный материал декоративных культур.

ПК 3.4. Выполнять технологические операции по уходу за растениями.

            ПК 3.5. Проводить срез цветочных растений и готовить их к реализации

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося  51 час, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часа;

внеаудиторной самостоятельной работы обучающегося 17 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

   2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебных занятий

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

51

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

теоретическое обучение

8

лабораторные работы

практические занятия

26

контрольные работы

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося (всего)

17

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

(если предусмотрено)

 Работа с учебной, специальной литературой, интернет – ресурсами:

Формирование информационного банка об экологических нарушениях и их влиянии на природу.

2

Работа с источниками учебной информации, в том числе с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета): подготовка доклада/презентации по теме: «Взаимосвязь живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности»

4

  Работа с учебной, специальной литературой, интернет – ресурсами:

  Новые виды экологически безопасных удобрений.

  Подготовка доклада/презентации по теме: «Экологические последствия негативного воздействия удобрений на природные экосистемы и биосферу в целом».

4

Работа с источниками учебной информации: Формирование информационного банка о формах (видах) экологической безопасности

2

 Составление  классификации органических и минеральных удобрений.

2

  Подготовка реферата/презентации по теме «Источники загрязнения окружающей среды».

2

Подготовка к дифференцированному зачету.

1

Форма промежуточной аттестации по дисциплине - зачет

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины   ОП.02 Экологические основы природопользования

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

Введение.

Элементы общей экологии.

Содержание учебного материала

1

     1

1

Введение. Экология как наука о видах и формах взаимоотношений в природе между живыми организмами. Предмет  и задачи экологии. Современная экологическая ситуация.

Практические занятия:

6

- Определение факторов среды и закономерности их действия

- Классификация основных сред жизни: наземно-воздушная, водная, почва, сами живые организмы.

- Определение основных свойств воды, дать физические характеристики воды.

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Работа с учебной, специальной литературой, интернет – ресурсами:

Формирование информационного банка об экологических нарушениях и их влиянии на природу.

2

Тема 2.

Влияние производственной деятельности человека на экологию

Содержание учебного материала

1

1

Рациональное природопользование. Общая характеристика загрязнения окружающей среды в процессе производительной деятельности, в части сельскохозяйственных работ.

2

Практические занятия:

- Виды загрязнителей природы. Определение их воздействия на окружающую среду.

- Мероприятия по охране окружающей среды.

6

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

- Изучение дополнительных источников информации по теме. Работа с учебной, специальной литературой, периодической печатью.

- Подготовка доклада/презентации по теме: «Взаимосвязь живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности»

4

 Тема 3.

Экологическая безопасность  сооружений тепличного хозяйства и удобрений.

Содержание учебного материала

1

1.

Экологическая защита внутренней среды теплиц от негативных воздействий. Химическое загрязнение воздуха в теплицах. Токсичность удобрений. Биоповреждения удобрений.

2.

Контрольная работа по темам  №1- №3

1

Практические занятия:

- Определение токсичности одного из видов удобрений.

- Характеристики экологически безопасных удобрений.

4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

- Работа с учебной, специальной литературой, интернет – ресурсами: Новые виды экологически безопасных удобрений.

- Подготовка доклада/презентации по теме: «Экологические последствия негативного воздействия удобрений на природные экосистемы и биосферу в целом».

4

Тема 4

Взаимосвязь природы и общества

Содержание учебного материала

1

1

Экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности. Влияние человека на окружающую среду

2

Практические занятия:

- Определение экологических проблем  г.о.Электросталь, агрокомплекса «Иванисово»

4

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся

- работа с источниками учебной информации, в том числе с использованием современных средств коммуникации: Формирование информационного банка о формах (видах) экологической безопасности

2

Тема 5

Рациональное природопользование

Содержание учебного материала

1

1

Принципы рационального природопользования. Развитие и совершенствования экологических технологий. Защита природной среды и человека от техногенного загрязнения. Экологические потребности человека, факторы здоровья.

2

Практические занятия:

- Экскурсия в теплицу. Определение видов техногенного загрязнения воздуха, воды и почвы.

7

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся:

- Составление  классификации органических и минеральных удобрений.

- Подготовка реферата/презентации по теме «Источники загрязнения окружающей среды».

- Подготовка к дифференцированному зачету.

5

 зачёт

1

Всего:

51

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Образовательные технологии

В учебном процессе, помимо теоретического обучения, которое составляет 18 % аудиторных занятий, широко используются активные и интерактивные формы проведения занятий. В сочетании с внеаудиторной самостоятельной работой это способствует формированию и развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся.

В программе в табличной форме приводится по семестрам перечень используемых при преподавании дисциплины активных и интерактивных форм проведения занятий по видам аудиторных занятий:

Активные и интерактивные формы проведения занятий, используемые в учебном процессе

Семестр

Вид занятия*

Используемые активные и интерактивные формы

проведения занятий

1

ТО

Информационные технологии. Групповой метод. «Круглый стол».

ПЗ

Творческие задания. Экскурсии.

ЛР

-

*) ТО – теоретическое обучение, ПЗ – практические занятия, ЛР – лабораторные работы

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета  «Экологических основ природопользования».

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;  
  • аудиторная доска с набором приспособлений для крепления плакатов, таблиц;
  • штатив для плакатов, таблиц;
  • комплект учебно-методической документации и учебно-наглядных материалов по

         программе дисциплины;

         стенд по технике безопасности;

      -          стенд  экосистемы;

      -        стенд биоразнообразие;

      -        карта особо охраняемых территорий;

 Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;
  • проектор;
  • экран;
  • телевизор;
  • видеоплеер;
  • видеофрагменты на DVD-носителях.

      -       диски: способы размножения, биологические особенности зерновых культур,

               зернобобовые, овощных, декоративных культур;

       -       диски: Экология и растения;                                  

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Апарин Б.Ф. Почвоведение, учебник, Издательский центр «Академия», 2015г. (254 стр.)

2. Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности, учебное пособие, Издательский центр «Академия», 2012г. (378 стр.)

3. Шумакова Е.В. Ботаника и физиология растений, учебник, Издательский центр «Академия», 2015г. (200 стр.)

4. Бобылева О.Н.Выращивание цветочно-декоративных культур в открытом и защищенном грунте, учебник,  Издательский центр «Академия», 2014г. (351 стр.)

Дополнительные источники:

1. Гриценко В.В. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур, учебное пособие, Издательский центр «Академия», 2008г. (220 стр.)

2. Щербакова Л.Н. Защита растений, учебное пособие, Издательский центр «Академия», 2008г. (270 стр.)

Интернет-ресурсы:

"Консультант Плюс" (consultant.ru);

Федеральный портал «Российское образование»

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

обеспечивать соблюдение экологических норм и правил в производственной деятельности;

Защита внеаудиторных самостоятельных работ /анализ самостоятельной работы преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий.

использовать представления о взаимосвязи живых организмов и среды обитания в профессиональной деятельности;

Защита внеаудиторных самостоятельных работ /анализ самостоятельной работы преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем. Оценка освоенных умений в ходе выполнения индивидуальных заданий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

принципы рационального природопользования

Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем;

источники загрязнения окружающей среды;

 Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем;

государственные и общественные мероприятия по охране окружающей среды;

Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем;

экологические аспекты сельскохозяйственной деятельности.

Фронтальный опрос (письменно, устно) /

анализ результатов опроса преподавателем; тестирование /самоконтроль и самооценка обучающихся;

индивидуальный опрос (письменно) /анализ результатов опроса преподавателем; практическая работа / анализ результатов выполнения практической работы преподавателем;

Результаты обучения

(освоенные компетенции)

Основные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.2. Подготавливать к работе сооружения защищенного грунта.

ПК 1.3. Готовить почвенные смеси, субстраты.

ПК 1.4. Проводить в культивационных сооружениях профилактические и истребительные мероприятия по защите растений от болезней и вредителей

Полнота информации об обеспеченности экологических норм и правил в производственной деятельности.

Экспертная оценка на практическом занятии

ПК 2.4. Выполнять технологические операции по уходу за овощными культурами.

ПК 3.2. Выполнять технологические операции по уходу за рассадой декоративных культур.

ПК 3.4. Выполнять технологические операции по уходу за растениями

Обоснованность выбора минеральных и органических удобрений при выращивании растений в защищенном грунте

Экспертная оценка на практическом занятии.

Тестирование

ПК 1.5. Проводить в культивационных сооружениях послеуборочные работы.

ПК 2.5. Проводить сбор и товарную обработку урожая овощных культур.

            ПК 3.5. Проводить срез цветочных растений и готовить их к реализации

Соблюдение принципов рационального природопользования

Решение ситуационных задач.

Экспертная оценка выполнения  практического задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по дисциплине "Экологические основы природопользования"

УМК по дисциплине "Экологические основы природопользования" предназначен для изучения по специальностям "Ветеринария", "Обработка биоресурсов", "Земельно-имущественные отношения"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

   Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего проф...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

Примерная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образо...

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования

Рабочая программа ОПД.08 Экологические основы природопользования является частью ОПОП в соответсвии с ФГОС по профессии НПО 110800.01 Мастер сельскохозяйственного производства...

Инструкционно-технологическая карта по выполнению практической работы №1 "Макет экологического паспорта промышленного предприятия" по дисциплине "Экологические основы природопользования"

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИГАПОУ СО «САРАТОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА МОСТОВИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ» Инструкционно – технологическая карта на выполнение ...

Презентация для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования». Указанная дисциплина изучается на первых и четвертых курсах отделениях ко

Презентация предназначена для изучения темы “Городская среда. Экологические проблемы урбанизированных территорий” по дисциплине «Экологические основы архитектурного проектирования&ra...

Презентация на тему: «Экологический менеджмент» предназначена для использования на парах по дисциплине Экологические основы природопользования» для специальности 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»

Аннотация Презентация на тему: «Экологический менеджмент» предназначена для использования на парах по дисциплине Экологические основы природопользования» для специальности 15.02...