"Знатоки ихтиологии"
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Тыва «Тувинский горнотехнический техникум»
Разработка урока
Предмет: «Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии»
Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки ихтиологии»
Группа: 6
Курс: І
Профессия: Обработчик рыбы и морепродуктов
Дата проведения: 08.04.2016
Преподаватель: Байгыыжык В.Р.
Тоора-Хем
Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки ихтиологии»
Цель урока: способствовать устранению существующих пробелов в усвоенных знаниях основ ихтиологии с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.
Задачи:
1)обучающие: обобщить накопленные знания по промысловой ихтиологии, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета (рефлексия ЗУН)
2)развивающие: развитие репродуктивных навыков и способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении
3) воспитывающие: воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, к победе
Тип урока: урок систематизации знаний
Вид урока: игра-соревнование
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование:
• задания к конкурсам
• секундомер
• записи спокойной музыки
• лист оценок за конкурсы
• призы победителям
План урока
- Организационный момент
- Введение в игру
- Этапы игры
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока
І. Организационный момент
Добрый день учащиеся, приветствую вас на уроке по предмету «Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии»
Тема нашего сегодняшнего урока : урок-игра «Знатоки ихтиологии»
Цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания усвоенные по основе ихтиологии с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.
Задачи:
1)обучающие: обобщить накопленные знания по промысловой ихтиологии, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета (рефлексия ЗУН)
2)развивающие: развитие репродуктивных навыков и способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении
3) воспитывающие: воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, к победе
II. Мотивация к уроку
Для более эффективной работы, вы сегодня поделились на 3 группы, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. И они будут соревноваться между собой.
Мы с вами долгое время изучали основы промысловой ихтиологии и гидробиологии. Кто нам скажет, что за наука ихтиология?
(Ихтиология, раздел зоологии позвоночных, изучающий рыб, их строение, функции их органов, образ жизни на всех стадиях развитии, распространение рыб во времени и пространстве, их систематику, эволюцию).
Зачем изучать ее, чему она способствует?
(Ихтиологические исследования способствуют рациональному ведению рыбного хозяйства, обеспечивая развитие рыболовства и рыбоводства.)
Да, вы правы.
Разностороннее изучение рыб позволило сделать ряд важных общебиологических обобщений: по проблеме вида, изменчивости и эволюции, распространению рыб, теории развития, миграций и динамике популяций
В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по ихтиологии в профессиональной деятельности обработчика рыбы, а тем более технолога приготовления блюд из рыбы и морепродуктов.
На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире ихтиофауны. А проведем это мы с вами в форме игры – соревнования. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – способствовать устранению существующих пробелов в усвоенных вами знаниях основ ихтиологии.
Прежде чем начать наш конкурс, разрешите представить наше жюри.
А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.
ІIІ. Конкурсная программа
Конкурс №1. Представление команд
Каждая из трех команд представляет свое название, девиз, эмблему.
Максимальный балл – 3.
Конкурс №2. Разминка
За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма тела рыб». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.
Максимальный балл – 3.
Правильно: торпедовидная, стреловидная, симметрично сжатая с боков, не симметрично сжатая с боков, угревидная, лентовидная, макруровидная, кузовидная, шаровидная.
Конкурс №3. «Отряды рыб»
Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.
Максимальный балл – 3.
- Представители отряда имеют жировой плавник
- Боковая линия полная
- В скелете много хрящей, яйцеводы отсутствуют или недоразвиты
- Рыбы широко распространены в холодных и умеренных водах Северного и южных полушарий.
- К представителям отряда относятся горбуша, кета
(отряд лососеобразные)
- У представителей отряда тело серебристое, сжатое с боков
- Боковая линия отсутствует, чешуя гладкая
- Колючих лучей в плавниках нет
- Грудные плавники низко сидящие
- К представителям отряда относятся шпроты, кильки,
(отряд сельдеобразные)
- Представители отряда имеют угреобразное тело.
- Они не имеют парных плавников.
- У представителей рот имеет вид присасываемой воронки.
- Скелет образован хрящом и соединительной тканью
- К представителям отряда относят миксины, миноги
(отряд миксинообразные)
Конкурс №4. Из большого – малое
Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «ихтиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.
Максимальный балл – 3.
Конкурс №5. Терминологический
Каждая группа должна представить точное определение понятий:
- промысловый косяк (это смтая взрослой рыбы достаточная по размерам для облова добывающим судном за 1 цикл работы.)
- Стая (группировка близких по возрасту и биологическому состоянию рыб, объединенных на более или менее длительный период)
- Колонии (временные защитные группировки, обычно состоящие из особей одного пола, очень часто из самцов)
- Прилов (непромысловый объект)
- Промысловые объекты (рыбы или другие животные, для лова которых существует специальный промысел)
- Поисковые признаки (факты, указывающие на присутствие промысловых скоплений в районе поисков)
Максимальный балл – 6.
Конкурс №6. Найди ошибку в тексте
Каждой команде выдается текст. После учащиеся 1 минуту совещаются, а затем должны написать ошибки, которые, по их мнению, были допущены в тексте.
Задание Микробиология рыбы
Рыба является скоропортящимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи, внутри кишечника и в жабрах головы. После улова все эти микробы проникают внутрь ткани рыбы, вызывая ее порчу. В рыбе обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая тяжелое отравление – ботритиоз. (Правильно – ботулизм, а ботритиоз – серая гниль, грибковое заболевание овощей). При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ – эфирных масел (правильно – дурно пахнущих веществ – аммиака, сероводорода, индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится бесконечно долго, так как при температуре - 5ºС все микробы гибнут. (Правильно – довольно долго, т.к. при температуре - 5ºС микробиологические процессы приостанавливаются или идут замедленнее, вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний)
Конкурс №7 Кроссвордный (Приложение 1)
Каждой команде предлагается кроссворд
Максимальный балл – 3.
Задание. Отгадайте все слова по горизонтали и вы по вертикали получите слово, означающее метод эксплуатации биологических ресурсов водоемов, при котором из них с помощью различных технических средств извлекается рыбная продукция в виде промыслового улова
ІІІ. Обобщение. Подведение итогов. Награждение победителей. (Приложение 2)
С заданием все справились, молодцы! Можно подвести итоги нашего небольшого соревнования…
А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии, закончив фразы «Я узнал(а)…», «Я понял(а) …»
В завершении я хочу пожелать Вам , чтобы Вы в полном составе успешно добрались до вершины горы под названием «Профессиональное мастерство» и получили высокие оценки на выпускных экзаменах. Спасибо всем. Урок закончен.
Приложение 2
Ведомость для выставления баллов жюри
Название конкурса | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Общий итог |
Приложение 1
Задание для конкурса «Кроссвордный»
Отгадайте все слова по горизонтали и по вертикали вы получите слово, означающее метод эксплуатации биологических ресурсов водоемов, при котором из них с помощью различных технических средств извлекается рыбная продукция в виде промыслового улова
- Форма тела рыб, характеризующаяся заостренной конической головой, овальным телом, утонченным хвостовым стеблем
- У рыб, пространство от начала рта до переднего края глаза
- Сожительство полезное обоим видам рыбы
- Нижний слой кожи
- Наука, изучающая рыбы
- Водно-солевой баланс
- Качественная оценка рыбы
- Рыбы с громадным лопатовидным расширением на голове
- Тип миграции рыб от мест зимовки к нерестилищам
- Разведение и выращивание биологических ресурсов водоемов
- У рыб промежуток между глазами
Слово: рыболовство
1 | т | о | Р | п | е | д | о | в | и | д | н | а | я | ||||||
2 | р | Ы | л | о |
|
| |||||||||||||
3 | с | и | м | Б | и | о | з |
|
| ||||||||||
4 | к | О | р | и | у | м | |||||||||||||
5 | и | х | т | и | о | Л | о | г | и | я |
| ||||||||
6 | о | с | м | О | р | е | г | у | л | я | ц | и | я | ||||||
7 | б | о | н | и | т | и | р | о | В | к | а |
|
|
|
| ||||
8 | в | е | С | л | о | н | о | с | ц | ы | |||||||||
9 | н | е | р | е | с | Т | о | в | ы | й | |||||||||
10 | а | к | В | а | к | у | л | ь | т | у | р | а | |||||||
11 | л | О | б |
|
|
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Республики Тыва «Тувинский горнотехнический техникум»
Разработка урока
Предмет: «Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии»
Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки ихтиологии»
Группа: 6
Курс: І
Профессия: Обработчик рыбы и морепродуктов
Преподаватель: Байгыыжык В.Р.
Тоора-Хем
Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки ихтиологии»
Цель урока: способствовать устранению существующих пробелов в усвоенных знаниях основ ихтиологии с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.
Задачи:
1)обучающие: обобщить накопленные знания по промысловой ихтиологии, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета (рефлексия ЗУН)
2)развивающие: развитие репродуктивных навыков и способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении
3) воспитывающие: воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, к победе
Тип урока: урок систематизации знаний
Вид урока: игра-соревнование
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый
Оборудование:
• задания к конкурсам
• секундомер
• записи спокойной музыки
• лист оценок за конкурсы
• призы победителям
План урока
- Организационный момент
- Введение в игру
- Этапы игры
- Подведение итогов
- Домашнее задание
Ход урока
І. Организационный момент
Добрый день учащиеся, приветствую вас на уроке по предмету «Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии»
Тема нашего сегодняшнего урока : урок-игра «Знатоки ихтиологии»
Цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания усвоенные по основе ихтиологии с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.
Задачи:
1)обучающие: обобщить накопленные знания по промысловой ихтиологии, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета (рефлексия ЗУН)
2)развивающие: развитие репродуктивных навыков и способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении
3) воспитывающие: воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, к победе
II. Мотивация к уроку
Для более эффективной работы, вы сегодня поделились на 3 группы, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. И они будут соревноваться между собой.
Мы с вами долгое время изучали основы промысловой ихтиологии и гидробиологии. Кто нам скажет, что за наука ихтиология?
(Ихтиология, раздел зоологии позвоночных, изучающий рыб, их строение, функции их органов, образ жизни на всех стадиях развитии, распространение рыб во времени и пространстве, их систематику, эволюцию).
Зачем изучать ее, чему она способствует?
(Ихтиологические исследования способствуют рациональному ведению рыбного хозяйства, обеспечивая развитие рыболовства и рыбоводства.)
Да, вы правы.
Разностороннее изучение рыб позволило сделать ряд важных общебиологических обобщений: по проблеме вида, изменчивости и эволюции, распространению рыб, теории развития, миграций и динамике популяций
В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по ихтиологии в профессиональной деятельности обработчика рыбы, а тем более технолога приготовления блюд из рыбы и морепродуктов.
На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире ихтиофауны. А проведем это мы с вами в форме игры – соревнования. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – способствовать устранению существующих пробелов в усвоенных вами знаниях основ ихтиологии.
Прежде чем начать наш конкурс, разрешите представить наше жюри.
А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.
ІIІ. Конкурсная программа
Конкурс №1. Представление команд
Каждая из трех команд представляет свое название, девиз, эмблему.
Максимальный балл – 3.
Конкурс №2. Разминка
За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма тела рыб». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.
Максимальный балл – 3.
Правильно: торпедовидная, стреловидная, симметрично сжатая с боков, не симметрично сжатая с боков, угревидная, лентовидная, макруровидная, кузовидная, шаровидная.
Конкурс №3. «Отряды рыб»
Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.
Максимальный балл – 3.
- Представители отряда имеют жировой плавник
- Боковая линия полная
- В скелете много хрящей, яйцеводы отсутствуют или недоразвиты
- Рыбы широко распространены в холодных и умеренных водах Северного и южных полушарий.
- К представителям отряда относятся горбуша, кета
(отряд лососеобразные)
- У представителей отряда тело серебристое, сжатое с боков
- Боковая линия отсутствует, чешуя гладкая
- Колючих лучей в плавниках нет
- Грудные плавники низко сидящие
- К представителям отряда относятся шпроты, кильки,
(отряд сельдеобразные)
- Представители отряда имеют угреобразное тело.
- Они не имеют парных плавников.
- У представителей рот имеет вид присасываемой воронки.
- Скелет образован хрящом и соединительной тканью
- К представителям отряда относят миксины, миноги
(отряд миксинообразные)
Конкурс №4. Из большого – малое
Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «ихтиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.
Максимальный балл – 3.
Конкурс №5. Терминологический
Каждая группа должна представить точное определение понятий:
- промысловый косяк (это смтая взрослой рыбы достаточная по размерам для облова добывающим судном за 1 цикл работы.)
- Стая (группировка близких по возрасту и биологическому состоянию рыб, объединенных на более или менее длительный период)
- Колонии (временные защитные группировки, обычно состоящие из особей одного пола, очень часто из самцов)
- Прилов (непромысловый объект)
- Промысловые объекты (рыбы или другие животные, для лова которых существует специальный промысел)
- Поисковые признаки (факты, указывающие на присутствие промысловых скоплений в районе поисков)
Максимальный балл – 6.
Конкурс №6. Найди ошибку в тексте
Каждой команде выдается текст. После учащиеся 1 минуту совещаются, а затем должны написать ошибки, которые, по их мнению, были допущены в тексте.
Задание Микробиология рыбы
Рыба является скоропортящимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи, внутри кишечника и в жабрах головы. После улова все эти микробы проникают внутрь ткани рыбы, вызывая ее порчу. В рыбе обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая тяжелое отравление – ботритиоз. (Правильно – ботулизм, а ботритиоз – серая гниль, грибковое заболевание овощей). При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ – эфирных масел (правильно – дурно пахнущих веществ – аммиака, сероводорода, индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится бесконечно долго, так как при температуре - 5ºС все микробы гибнут. (Правильно – довольно долго, т.к. при температуре - 5ºС микробиологические процессы приостанавливаются или идут замедленнее, вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний)
Конкурс №7 Кроссвордный (Приложение 1)
Каждой команде предлагается кроссворд
Максимальный балл – 3.
Задание. Отгадайте все слова по горизонтали и вы по вертикали получите слово, означающее метод эксплуатации биологических ресурсов водоемов, при котором из них с помощью различных технических средств извлекается рыбная продукция в виде промыслового улова
ІІІ. Обобщение. Подведение итогов. Награждение победителей. (Приложение 2)
С заданием все справились, молодцы! Можно подвести итоги нашего небольшого соревнования…
А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии, закончив фразы «Я узнал(а)…», «Я понял(а) …»
В завершении я хочу пожелать Вам , чтобы Вы в полном составе успешно добрались до вершины горы под названием «Профессиональное мастерство» и получили высокие оценки на выпускных экзаменах. Спасибо всем. Урок закончен.
Приложение 2
Ведомость для выставления баллов жюри
Название конкурса | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Общий итог |
Приложение 1
Задание для конкурса «Кроссвордный»
Отгадайте все слова по горизонтали и по вертикали вы получите слово, означающее метод эксплуатации биологических ресурсов водоемов, при котором из них с помощью различных технических средств извлекается рыбная продукция в виде промыслового улова
- Форма тела рыб, характеризующаяся заостренной конической головой, овальным телом, утонченным хвостовым стеблем
- У рыб, пространство от начала рта до переднего края глаза
- Сожительство полезное обоим видам рыбы
- Нижний слой кожи
- Наука, изучающая рыбы
- Водно-солевой баланс
- Качественная оценка рыбы
- Рыбы с громадным лопатовидным расширением на голове
- Тип миграции рыб от мест зимовки к нерестилищам
- Разведение и выращивание биологических ресурсов водоемов
- У рыб промежуток между глазами
Слово: рыболовство
1 | т | о | Р | п | е | д | о | в | и | д | н | а | я | ||||||
2 | р | Ы | л | о |
|
| |||||||||||||
3 | с | и | м | Б | и | о | з |
|
| ||||||||||
4 | к | О | р | и | у | м | |||||||||||||
5 | и | х | т | и | о | Л | о | г | и | я |
| ||||||||
6 | о | с | м | О | р | е | г | у | л | я | ц | и | я | ||||||
7 | б | о | н | и | т | и | р | о | В | к | а |
|
|
|
| ||||
8 | в | е | С | л | о | н | о | с | ц | ы | |||||||||
9 | н | е | р | е | с | Т | о | в | ы | й | |||||||||
10 | а | к | В | а | к | у | л | ь | т | у | р | а | |||||||
11 | л | О | б |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брейн-ринг знатоков математики
Внеклассное мероприятие по математике. Развивает интуицию, догадку, логическое мышление и грамотную речь. Воспитывает познавательную активность, чувство ответственности, коллективизма и уважительного ...
Игра-викторина "Музыкальные знатоки"
Игровой метод формы контроля учебного материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ. Идея игры заключается в формировании самостоятельного желания общения с высокохудожественной м...
презентационный материал к игре-викторине Музыкальные знатоки
Предлагаю варианты слайдов к игре-викторине "Музыкальные знатоки". Полную версию, к сожалению, выложить не получается из-за большого объема. Между вопросами на слайдах различная интересная музыкальная...
Турнир знатоков информатики
Конкурс между двумя-тремя командами на знание основ информатики и не только. Игра проводилась между 2 и 3 курсами в колледже. Но можно использовать и в 10-11 классе. В каждой команде по 5-6 человек....
Методическая разработка «Знатоки молока» Конкурс-исследование
Методическая разработка включает этапы организации и проведения конкурса - исследования по практике для получения первичных профессиональных умений и навыков в форме игры.Преимущество игр перед ...
Использование компьютерных технологий на уроках биологии, ихтиологии и микробиологии.
Одной из основных задач преподавателя среднего профессионального заведения является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся....
ОП 01 Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С.ТООРА-ХЕМРЕСПУБЛИКИ ТЫВА «Утверждено»И.о. директора ГБПОУ с.Тоора-Хем РТ___...