"Знатоки ихтиологии"
методическая разработка

Байгыыжык Владиана Ролановна

разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znatoki_ihtiologii.doc93 КБ
Microsoft Office document icon znatoki_ihtiologii.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Тыва «Тувинский горнотехнический техникум»

Разработка урока

Предмет: «Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии»

Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки ихтиологии»

Группа: 6

Курс: І

Профессия: Обработчик рыбы и морепродуктов

Дата проведения: 08.04.2016

Преподаватель: Байгыыжык В.Р.

Тоора-Хем


Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки ихтиологии»

Цель урока: способствовать устранению существующих пробелов в усвоенных знаниях основ ихтиологии с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

Задачи:

1)обучающие: обобщить накопленные знания по промысловой ихтиологии, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета (рефлексия ЗУН)

2)развивающие: развитие репродуктивных навыков и способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении

3) воспитывающие: воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, к победе

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: игра-соревнование

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование:  

• задания к конкурсам

• секундомер

• записи спокойной музыки

• лист оценок за конкурсы

• призы победителям

План урока

  1. Организационный момент
  2. Введение в игру
  3. Этапы игры
  4. Подведение итогов
  5. Домашнее задание

 

 


Ход урока

І. Организационный момент

Добрый день учащиеся, приветствую вас на уроке по предмету  «Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии»

Тема нашего сегодняшнего урока : урок-игра «Знатоки ихтиологии»

Цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания усвоенные по  основе ихтиологии с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

Задачи:

1)обучающие: обобщить накопленные знания по промысловой ихтиологии, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета (рефлексия ЗУН)

2)развивающие: развитие репродуктивных навыков и способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении

3) воспитывающие: воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, к победе

II. Мотивация к уроку

Для более эффективной работы, вы сегодня поделились на 3 группы,  каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. И они будут соревноваться между собой.

Мы с вами долгое время изучали основы промысловой ихтиологии и гидробиологии. Кто нам скажет,  что за наука ихтиология?

(Ихтиология, раздел зоологии позвоночных, изучающий рыб, их строение, функции их органов, образ жизни на всех стадиях развитии, распространение рыб во времени и пространстве, их систематику, эволюцию).

Зачем изучать ее, чему она способствует?

(Ихтиологические исследования способствуют рациональному ведению рыбного хозяйства, обеспечивая развитие рыболовства и рыбоводства.)

Да, вы правы.

Разностороннее изучение рыб позволило сделать  ряд важных общебиологических обобщений: по проблеме вида, изменчивости и эволюции, распространению рыб, теории развития, миграций и динамике популяций

В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по ихтиологии в профессиональной деятельности обработчика рыбы, а тем более технолога приготовления блюд из рыбы и морепродуктов.

 На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире ихтиофауны. А проведем это мы с вами в форме игры – соревнования. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – способствовать устранению существующих пробелов в усвоенных вами знаниях основ ихтиологии.

Прежде чем начать наш конкурс, разрешите представить наше жюри.

А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.

ІIІ. Конкурсная программа

Конкурс №1. Представление команд

   

Каждая из трех команд представляет свое название, девиз, эмблему.

Максимальный балл – 3.

Конкурс №2. Разминка

 

За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма тела рыб». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.

Максимальный балл – 3.

Правильно: торпедовидная, стреловидная, симметрично сжатая с боков, не симметрично сжатая с боков, угревидная, лентовидная, макруровидная, кузовидная, шаровидная.

Конкурс №3. «Отряды  рыб»

 

Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.  

Максимальный балл – 3.

  1. Представители отряда имеют жировой плавник
  2. Боковая линия полная
  3. В скелете много хрящей, яйцеводы отсутствуют или недоразвиты
  4. Рыбы широко распространены в холодных и умеренных водах Северного и южных полушарий.
  5. К представителям отряда относятся горбуша, кета

                                                 (отряд лососеобразные)

  1. У представителей отряда тело серебристое, сжатое с боков
  2. Боковая линия отсутствует, чешуя гладкая
  3. Колючих лучей в плавниках нет
  4. Грудные плавники низко сидящие
  5. К представителям отряда относятся шпроты, кильки,

                                                 (отряд сельдеобразные)

  1. Представители отряда имеют угреобразное тело.
  2. Они не имеют парных плавников.
  3. У представителей рот имеет вид присасываемой воронки.
  4. Скелет образован хрящом и соединительной тканью
  5. К представителям отряда относят миксины, миноги

                                                     (отряд миксинообразные)

Конкурс №4. Из большого – малое

Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «ихтиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.

Максимальный балл – 3.

Конкурс №5. Терминологический

Каждая группа должна представить точное определение понятий:

          - промысловый косяк  (это смтая взрослой рыбы достаточная по размерам для облова добывающим судном за 1 цикл работы.)

  • Стая  (группировка близких по возрасту  и биологическому состоянию рыб, объединенных на более или менее длительный период)
  • Колонии (временные защитные группировки, обычно состоящие из особей одного пола, очень часто из самцов)
  • Прилов  (непромысловый объект)
  • Промысловые объекты  (рыбы или другие животные, для лова которых существует специальный промысел)
  • Поисковые признаки  (факты, указывающие на присутствие промысловых скоплений в районе поисков)

Максимальный балл – 6.

Конкурс №6.  Найди ошибку в тексте

Каждой команде выдается текст. После  учащиеся 1 минуту совещаются, а затем должны написать ошибки, которые, по их мнению, были допущены в тексте.

 

Задание Микробиология рыбы

Рыба является скоропортящимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи, внутри кишечника и в жабрах головы. После улова все эти микробы проникают внутрь ткани рыбы, вызывая ее порчу. В рыбе обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая тяжелое отравление – ботритиоз. (Правильно – ботулизм, а ботритиоз – серая гниль, грибковое заболевание овощей). При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ – эфирных масел (правильно – дурно пахнущих веществ – аммиака, сероводорода, индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится бесконечно долго, так как при температуре - 5ºС все микробы гибнут. (Правильно – довольно долго, т.к. при температуре - 5ºС микробиологические процессы приостанавливаются или идут замедленнее, вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний)

Конкурс №7 Кроссвордный (Приложение 1)

Каждой команде предлагается кроссворд

Максимальный балл – 3.

Задание. Отгадайте все слова по горизонтали и вы по вертикали получите слово, означающее метод эксплуатации биологических ресурсов водоемов, при котором из них с помощью различных технических средств извлекается рыбная продукция в виде промыслового улова

ІІІ. Обобщение. Подведение итогов. Награждение победителей. (Приложение 2)

С заданием все справились, молодцы! Можно подвести итоги нашего небольшого соревнования…

А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии, закончив фразы  «Я узнал(а)…», «Я понял(а) …»

В завершении я хочу пожелать Вам , чтобы Вы в полном составе успешно добрались до вершины горы под названием «Профессиональное мастерство» и получили высокие оценки на выпускных экзаменах. Спасибо всем. Урок закончен.


Приложение 2

Ведомость для выставления баллов жюри

Название конкурса

  1. Представление команд

  1. Разминка

  1. Определи отряд рыб по описанию

  1. Из большого – малое

  1. Терминологический

  1. Найди ошибку в тексте

  1. Кроссвордный

 

Общий итог


Приложение 1

Задание для конкурса «Кроссвордный»

Отгадайте все слова по горизонтали и по вертикали вы получите слово, означающее метод эксплуатации биологических ресурсов водоемов, при котором из них с помощью различных технических средств извлекается рыбная продукция в виде промыслового улова

  1. Форма тела рыб, характеризующаяся заостренной конической головой, овальным телом, утонченным хвостовым стеблем
  2. У рыб, пространство от начала рта до переднего края глаза
  3. Сожительство полезное обоим видам рыбы
  4. Нижний слой кожи
  5. Наука, изучающая рыбы
  6. Водно-солевой баланс
  7. Качественная оценка рыбы
  8. Рыбы с громадным лопатовидным расширением на голове
  9. Тип миграции рыб от мест зимовки к нерестилищам
  10. Разведение и выращивание биологических ресурсов водоемов
  11. У рыб промежуток между глазами

Слово: рыболовство

1

т

о

Р

п

е

д

о

в

и

д

н

а

я

2

р

Ы

 л

о

 

 

3

с

и

м

Б

и 

о 

з 

 

 

4

к

О

р 

и 

у 

м 

5

и

х

т

и

о

Л

 о

 г

 и

 я

 

6

о

с

м

О

 р

е 

г 

у

л

я

ц

и

я

7

б

о

н

и

т

и

р

о

В

 к

 а

 

 

 

 

8

в

е

С

л 

о 

н 

о 

с 

ц

ы

9

н

е

р

е

с

Т

о

в

ы 

й 

10

а

к

В

а

 к

 у

 л

 ь

т

у

р

а

11

л

О

 б

 

 



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Республики Тыва «Тувинский горнотехнический техникум»

Разработка урока

Предмет: «Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии»

Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки ихтиологии»

Группа: 6

Курс: І

Профессия: Обработчик рыбы и морепродуктов

Преподаватель: Байгыыжык В.Р.

Тоора-Хем


Тема: Интеллектуальная игра «Знатоки ихтиологии»

Цель урока: способствовать устранению существующих пробелов в усвоенных знаниях основ ихтиологии с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

Задачи:

1)обучающие: обобщить накопленные знания по промысловой ихтиологии, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета (рефлексия ЗУН)

2)развивающие: развитие репродуктивных навыков и способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении

3) воспитывающие: воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, к победе

Тип урока: урок систематизации знаний

Вид урока: игра-соревнование

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый

Оборудование:  

• задания к конкурсам

• секундомер

• записи спокойной музыки

• лист оценок за конкурсы

• призы победителям

План урока

  1. Организационный момент
  2. Введение в игру
  3. Этапы игры
  4. Подведение итогов
  5. Домашнее задание

 

 


Ход урока

І. Организационный момент

Добрый день учащиеся, приветствую вас на уроке по предмету  «Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии»

Тема нашего сегодняшнего урока : урок-игра «Знатоки ихтиологии»

Цель нашего урока: обобщить и систематизировать знания усвоенные по  основе ихтиологии с использованием принципов игры, соперничества и сотрудничества.

Задачи:

1)обучающие: обобщить накопленные знания по промысловой ихтиологии, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета (рефлексия ЗУН)

2)развивающие: развитие репродуктивных навыков и способностей учащихся, умения преодолевать трудности в учении

3) воспитывающие: воспитание коллективизма, стремления к достижению цели, к победе

II. Мотивация к уроку

Для более эффективной работы, вы сегодня поделились на 3 группы,  каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. И они будут соревноваться между собой.

Мы с вами долгое время изучали основы промысловой ихтиологии и гидробиологии. Кто нам скажет,  что за наука ихтиология?

(Ихтиология, раздел зоологии позвоночных, изучающий рыб, их строение, функции их органов, образ жизни на всех стадиях развитии, распространение рыб во времени и пространстве, их систематику, эволюцию).

Зачем изучать ее, чему она способствует?

(Ихтиологические исследования способствуют рациональному ведению рыбного хозяйства, обеспечивая развитие рыболовства и рыбоводства.)

Да, вы правы.

Разностороннее изучение рыб позволило сделать  ряд важных общебиологических обобщений: по проблеме вида, изменчивости и эволюции, распространению рыб, теории развития, миграций и динамике популяций

В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по ихтиологии в профессиональной деятельности обработчика рыбы, а тем более технолога приготовления блюд из рыбы и морепродуктов.

 На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире ихтиофауны. А проведем это мы с вами в форме игры – соревнования. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – способствовать устранению существующих пробелов в усвоенных вами знаниях основ ихтиологии.

Прежде чем начать наш конкурс, разрешите представить наше жюри.

А сейчас давайте приступим к конкурсной программе.

ІIІ. Конкурсная программа

Конкурс №1. Представление команд

   

Каждая из трех команд представляет свое название, девиз, эмблему.

Максимальный балл – 3.

Конкурс №2. Разминка

 

За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма тела рыб». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.

Максимальный балл – 3.

Правильно: торпедовидная, стреловидная, симметрично сжатая с боков, не симметрично сжатая с боков, угревидная, лентовидная, макруровидная, кузовидная, шаровидная.

Конкурс №3. «Отряды  рыб»

 

Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.  

Максимальный балл – 3.

  1. Представители отряда имеют жировой плавник
  2. Боковая линия полная
  3. В скелете много хрящей, яйцеводы отсутствуют или недоразвиты
  4. Рыбы широко распространены в холодных и умеренных водах Северного и южных полушарий.
  5. К представителям отряда относятся горбуша, кета

                                                 (отряд лососеобразные)

  1. У представителей отряда тело серебристое, сжатое с боков
  2. Боковая линия отсутствует, чешуя гладкая
  3. Колючих лучей в плавниках нет
  4. Грудные плавники низко сидящие
  5. К представителям отряда относятся шпроты, кильки,

                                                 (отряд сельдеобразные)

  1. Представители отряда имеют угреобразное тело.
  2. Они не имеют парных плавников.
  3. У представителей рот имеет вид присасываемой воронки.
  4. Скелет образован хрящом и соединительной тканью
  5. К представителям отряда относят миксины, миноги

                                                     (отряд миксинообразные)

Конкурс №4. Из большого – малое

Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «ихтиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.

Максимальный балл – 3.

Конкурс №5. Терминологический

Каждая группа должна представить точное определение понятий:

          - промысловый косяк  (это смтая взрослой рыбы достаточная по размерам для облова добывающим судном за 1 цикл работы.)

  • Стая  (группировка близких по возрасту  и биологическому состоянию рыб, объединенных на более или менее длительный период)
  • Колонии (временные защитные группировки, обычно состоящие из особей одного пола, очень часто из самцов)
  • Прилов  (непромысловый объект)
  • Промысловые объекты  (рыбы или другие животные, для лова которых существует специальный промысел)
  • Поисковые признаки  (факты, указывающие на присутствие промысловых скоплений в районе поисков)

Максимальный балл – 6.

Конкурс №6.  Найди ошибку в тексте

Каждой команде выдается текст. После  учащиеся 1 минуту совещаются, а затем должны написать ошибки, которые, по их мнению, были допущены в тексте.

 

Задание Микробиология рыбы

Рыба является скоропортящимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи, внутри кишечника и в жабрах головы. После улова все эти микробы проникают внутрь ткани рыбы, вызывая ее порчу. В рыбе обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая тяжелое отравление – ботритиоз. (Правильно – ботулизм, а ботритиоз – серая гниль, грибковое заболевание овощей). При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ – эфирных масел (правильно – дурно пахнущих веществ – аммиака, сероводорода, индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится бесконечно долго, так как при температуре - 5ºС все микробы гибнут. (Правильно – довольно долго, т.к. при температуре - 5ºС микробиологические процессы приостанавливаются или идут замедленнее, вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний)

Конкурс №7 Кроссвордный (Приложение 1)

Каждой команде предлагается кроссворд

Максимальный балл – 3.

Задание. Отгадайте все слова по горизонтали и вы по вертикали получите слово, означающее метод эксплуатации биологических ресурсов водоемов, при котором из них с помощью различных технических средств извлекается рыбная продукция в виде промыслового улова

ІІІ. Обобщение. Подведение итогов. Награждение победителей. (Приложение 2)

С заданием все справились, молодцы! Можно подвести итоги нашего небольшого соревнования…

А сейчас мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии, закончив фразы  «Я узнал(а)…», «Я понял(а) …»

В завершении я хочу пожелать Вам , чтобы Вы в полном составе успешно добрались до вершины горы под названием «Профессиональное мастерство» и получили высокие оценки на выпускных экзаменах. Спасибо всем. Урок закончен.


Приложение 2

Ведомость для выставления баллов жюри

Название конкурса

  1. Представление команд

  1. Разминка

  1. Определи отряд рыб по описанию

  1. Из большого – малое

  1. Терминологический

  1. Найди ошибку в тексте

  1. Кроссвордный

 

Общий итог


Приложение 1

Задание для конкурса «Кроссвордный»

Отгадайте все слова по горизонтали и по вертикали вы получите слово, означающее метод эксплуатации биологических ресурсов водоемов, при котором из них с помощью различных технических средств извлекается рыбная продукция в виде промыслового улова

  1. Форма тела рыб, характеризующаяся заостренной конической головой, овальным телом, утонченным хвостовым стеблем
  2. У рыб, пространство от начала рта до переднего края глаза
  3. Сожительство полезное обоим видам рыбы
  4. Нижний слой кожи
  5. Наука, изучающая рыбы
  6. Водно-солевой баланс
  7. Качественная оценка рыбы
  8. Рыбы с громадным лопатовидным расширением на голове
  9. Тип миграции рыб от мест зимовки к нерестилищам
  10. Разведение и выращивание биологических ресурсов водоемов
  11. У рыб промежуток между глазами

Слово: рыболовство

1

т

о

Р

п

е

д

о

в

и

д

н

а

я

2

р

Ы

 л

о

 

 

3

с

и

м

Б

и 

о 

з 

 

 

4

к

О

р 

и 

у 

м 

5

и

х

т

и

о

Л

 о

 г

 и

 я

 

6

о

с

м

О

 р

е 

г 

у

л

я

ц

и

я

7

б

о

н

и

т

и

р

о

В

 к

 а

 

 

 

 

8

в

е

С

л 

о 

н 

о 

с 

ц

ы

9

н

е

р

е

с

Т

о

в

ы 

й 

10

а

к

В

а

 к

 у

 л

 ь

т

у

р

а

11

л

О

 б

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брейн-ринг знатоков математики

Внеклассное мероприятие по математике. Развивает интуицию, догадку, логическое мышление и грамотную речь. Воспитывает познавательную активность, чувство ответственности, коллективизма и уважительного ...

Игра-викторина "Музыкальные знатоки"

Игровой метод формы контроля учебного материала на уроках музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ. Идея игры заключается в формировании самостоятельного желания  общения с высокохудожественной м...

презентационный материал к игре-викторине Музыкальные знатоки

Предлагаю варианты слайдов к игре-викторине "Музыкальные знатоки". Полную версию, к сожалению, выложить не получается из-за большого объема. Между вопросами на слайдах различная интересная музыкальная...

Турнир знатоков информатики

Конкурс между двумя-тремя командами на знание основ информатики и не только. Игра проводилась между 2 и 3 курсами в колледже. Но можно использовать и в 10-11 классе. В каждой команде по 5-6 человек....

Методическая разработка «Знатоки молока» Конкурс-исследование

Методическая разработка включает этапы организации и проведения конкурса - исследования по практике для получения первичных профессиональных умений и навыков в форме игры.Преимущество игр перед ...

Использование компьютерных технологий на уроках биологии, ихтиологии и микробиологии.

Одной из основных задач преподавателя среднего профессионального заведения  является развитие учебно-познавательной деятельности учащихся....

ОП 01 Основы промысловой ихтиологии и гидробиологии

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ С.ТООРА-ХЕМРЕСПУБЛИКИ ТЫВА       «Утверждено»И.о. директора ГБПОУ с.Тоора-Хем РТ___...