Статья на тему: " Инновационные методы обучения социально-экономическим дисциплинам"
статья
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные методы обучения социально-экономическим дисциплинам
Анна Владимировна Матова – преподаватель, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сахалинский политехнический центр №5», Невельский район, с. Горнозаводск.
«Учитель должен обращаться не столько к памяти учащихся, сколько к их разуму, добиваться понимания, а не одного запоминания».
(Федор Иванович Янкович де Мариево).
Аннотация: в статье рассматриваются инновационные методы в преподавании дисциплин социально-экономического цикла. Показаны различные формы основных методов активных средств обучения в целях повышения качества образования.
Список литературы:
1. Антипина Л. Б. Компетентностный подход в реализации образовательного процесса/Л. Б. Антипина // Методист. - 2010. – N 2. - С. 39-44
2. Демченкова С. А. Формирование инновационного поведения у студентов учреждений СПО на основе компетентностного подхода / С. А. Демченкова // Приложение к "СПО". - 2009. – N 5. - С. 12.
3. Казаков А. Ю. К вопросу о развитии ключевых компетентностей педагога в условиях инновационного развития образования: психологический аспект / А. Ю. Казаков // Актуальные проблемы реализации современной модели профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, 18-19 ноября 2009г.): в 3 ч. Ч.3 / сост.: Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева; - Кемерово: Изд-во ГОУ "КРИРПО", 2009.
4. Трофименко А. С. Инновационные методы обучения в высшем образовании. [Электронный ресурс]: Журнал «Sci-article.ru» № 13, 2014 г.
5. Бондаренко О. В. Современные инновационные технологии в образовании. Журнал «РОНО». Выпуск 16. Сентябрь 2012 [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://sites.google.com/a/shko.la/ejrono_1.
6. Пушкарева В. В. Игра и ее роль в образовательном процессе // International Scientific Review № 2 (12) / International Scientific Review of the Problems and Prospects of Modern Science and Education: IX International Science Conference (USA, Boston, 07-08 February, 2016). p. Педагогические науки. [Электронный ресурс],
7. Клаус Дитер Гофман Мотивация в бизнесе. Серия «Бизнес-технология». – Ростов н/Д: Феникс. 2004.
Урок постоянно вбирает в себя новые педагогические тенденции, совершенствуется в плане соответствия потребностям современного общества, его моральным ценностям.
Современный урок – это не просто красивое название (урок-конференция, урок-путешествие, урок-диспут и др.), это необычная структура и форма, большое разнообразие методов и нетрадиционная последовательность этапов.
В первую очередь на современном уроке должны реализовываться те общеметодологические и дидактические подходы, которые обусловлены новыми тенденциями в педагогической науке [1], [2].
Целевая установка современного урока заключается, прежде всего в том, чтобы умело использовать все возможности для развития личности обучающегося, воспитывать их как социально активных членов общества, которые умеют принимать самостоятельные решения и заниматься самообразованием на протяжении всей последующей жизни.
Для того чтобы урок был развивающим, необходимо при его конструировании придерживаться основных принципов:
- Самодеятельность обучающихся в ходе урока. Важнейшим условием развития человека являются его собственные действия с предметным миром.
- Самоорганизация обучающихся в ходе урока. Кратко этот принцип звучит так: «Учить учиться». На уроке необходимо учить обучающихся рациональным приемам и методам, которые будут помогать в овладении содержанием учебного материала.
- Развитие личности. При организации и проведении урока учитывать индивидуальные особенности обучающихся. Строить урок таким образом, чтобы обучающиеся всегда ощущали необходимость в преодолении посильных трудностей, находясь в зоне ближайшего развития.
- Личная ответственность. Необходимо формировать в обучающихся чувство ответственности за свою учебную деятельность. Необходимо широко использовать приемы самоконтроля и самооценки обучающихся своей учебной деятельности. Для этого педагог должен знакомить обучающихся с планом изучения темы, целями деятельности и результатами, которые планируются, а также с достоверными критериями оценки этой деятельности.
- Психологическое обеспечение. Подразумевает такую организацию и проведение урока, при которых будут обеспечиваться положительные эмоциональные отношения к этим занятиям и предмету в целом, а также мотивация обучающегося и психологический комфорт [3].
Построение современной эффективной системы образования, отвечающей требованиям соответствия знаний, умений и навыков специалиста не только функциональным профессиональным обязанностям, но и потребностям рынка труда, базируется на совершенствовании образовательного процесса на основе создания и внедрения новых, современных и эффективных технологий, активных методов и форм обучения.
Главным критерием качества подготовки кадров становится их компетентность, которая отражает не только владение необходимой системой знаний, умений и навыков, но и развитие личностного, социального, интеллектуального потенциала работника, его профессионально важных качеств, позволяющих и в будущем в соответствии с возрастающими требованиями работодателей, осуществлять профессиональную деятельность.
Для себя в качестве определения компетенции я взяла понятие, данное в статье Ирины Алексеевны Зимней «Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования».
«Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным».
Современной экономике нужен работник, владеющий профессией, имеющий знания, умения и практические навыки в области экономики, маркетинга, менеджмента, информационных систем и технологий.
Таким образом, я пришла к выводу, что мне необходимо формировать у обучающихся общую культуру экономики, вырабатывать адекватные представления о мире, сути экономических явлений и процессов. Убедить их в том, что экономические знания – это составная часть общей культуры делового человека. Будь то менеджер, банкир или рабочий любой профессии.
Высококвалифицированный специалист должен уметь анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских отношений, обладать навыками предпринимательской деятельности.
Социально - экономические дисциплины формируют образ мышления, поэтому от качества их преподавания зависит формирование у обучающихся экономических ориентиров, не противоречащих ценностям общества.
Для достижения всех перечисленных задач использование новых инновационных подходов неоспоримо.
Главной отличительной чертой инновационных методов в образовании является то, что обучающиеся проявляют инициативу в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции партнера, помощника, координатора, наставника.
Инновационная образовательная технология включает:
1. Современное содержание, которое передается обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной бизнес-практике. Это содержание должно быть хорошо структурированным и представленным в виде мультимедийных учебных материалов, которые передаются с помощью современных средств коммуникации.
2. Современные методы обучения - активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала - проблемное обучение, разноуровневое обучение, проектные и исследовательские методы обучения, семинарская система, технология использование в обучении игровых методов, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникативные технологии.
3. Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие обучения [5].
В литературе предлагается множество инновационных методов обучения на занятиях. В практической педагогической деятельности активно применяются более 30 инновационных методов [4].
Методы инновационного обучения, на мой взгляд, могут использоваться тогда, когда обучающиеся уже владеют основами необходимых знаний. Так, например, вводные лекции по всем социально - экономическим дисциплинам возможно проводить как беседу-дискуссию. В ходе такой беседы можно выяснить так называемые «остаточные знания», объяснить содержание курса в целом и этим побудить обучающегося оценить роль и значение изучения данного курса в системе его подготовки.
Некоторые знания у обучающихся имеются по вопросам бизнес-планирования. Поэтому лекции по данным темам проводится в формате «лекция проблемная», когда обучающиеся, работая в подгруппах, готовят презентации своих проектов.
Однако есть темы, по восприятию обучающихся, сложны для их самостоятельного изучения, например, «Методы оценки инвестиций», «Теории мотивации». Целесообразно, на мой взгляд, использовать традиционный способ - объяснительно-иллюстративный метод с добавлением частично-поискового метода.
В составе учебно-методического комплекса дисциплины обязательно наличие презентаций по всем темам дисциплины.
В наибольшей степени инновационные формы реализуются на лабораторных занятиях. Для проведения этих занятий используются следующие методы активного обучения: занятия в форме соревнований и игр.
Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» по выражению Алексея Николаевича Леонтьева.
Обучающиеся с огромным энтузиазмом участвуют в деловых играх («Бизнес-консультант», «Деловые переговоры и совещания», «Вступление в должность», «Формирование коллектива», «Испорченный телефон», «Получение кредита банка», «Конфликт», «Беседа с подчиненным», «Повышение и увольнение», «Проведение дискуссии», «Контракт с руководителем», «Черный PR», «Определение характера собеседника и общение с ним», «Хитрецы»). Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и обучающихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.
Практика показывает, что обучающиеся в основной массе не умеют ясно и четко излагать свои мысли. В связи с этим на семинарских занятиях, провожу беседу с каждым обучающимся по заданиям самостоятельной работы. Считаю, что в экономических дисциплинах есть понятия и категории, которые следует запоминать. Обучающиеся имеют рабочие тетради. В них они ведут вручную записи ответов, заданий, решение задач. Написание рефератов я не практикую, так как обучающиеся копируют их из сети «Интернет», а вот умение вести беседу, грамотно излагать свои мысли и суждения, культурная речь необходимы для успешной карьеры будущих специалистов.
Вывод: Основой качественного образования должны стать такие методы преподавания, которые развивают у обучающихся критическое мышление и способность к саморазвитию. Инновационные методы обучения позволяют решить такие задачи, как: лучшее усвоение и понимание учебного материала, осознание и развитие мотивации к познанию, коммуникативность, развитие навыков публичного выступления; умений аргументировать свою позицию, развитие аналитических способностей, творческого мышления, умение работать в команде и другие. Инновационные методы работы с обучающимися разрабатывает и применяет преподаватель, поэтому преподаватель должен обладать необходимой методологической и личностной (индивидуальной) компетенциями [6], [7].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»
Статья на тему: «Интерактивные методы обучения»...
Применение инновационных методов обучения при преподавании Истории Дагестана
В данной статье автор рассматривает проблемы преподавания предмета История Дагестана, анализирует имеющуюся методическую базу, предлагает современные методы обучения на уроках. Статья может быть интер...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/07/picture-902175-1488871665.jpg)
Статья на тему "Активные методы обучения"
Современные активные методы обучения – это методы, направленные на активизацию мышления обучаемых, характеризующиеся высокой степенью интерактивности, мотивации и эмоционального восприятия учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/07/picture-902175-1488871665.jpg)
Статья на тему "Интерактивные методы обучения"
Современная педагогика ориентирована на то, чтобы ребёнок научился учиться, открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.Успех процесса обучения во мног...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/01/picture-828306-1551410834.jpg)
Презентация к статье на тему: "Инновационные методы обучения социально-экономическим дисциплинам"
....
Статья "Проектная технология как один из инновационных методов обучения иностранному языку" в сборнике IV заочной межрегиональной педагогической конференции "Педагог и инновации: идеи, опыт, практика"
Статья в сборнике IV заочной Межрегиональной педагогической конференции "Педагог и инновации:идеи, опыт, практика"...