Тема: «Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов»
методическая разработка на тему
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по теме: «Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов».
В основе занятия – демонстрация умений проводить диагностику субклинических маститов различными способами.
Повторение и актуализация знаний по предыдущему разделу тесно связаны с изучаемым материалом.
Методическая разработка включает описание методических приемов, позволяющих решить задачи, особенно актуальные при подготовке ветеринарного специалиста: проверить сформированность знаний, умений и навыков; развить внимательность и профессиональное мышление при проведении исследований.
Для оценки сформированности профессиональных компетенций применяется фронтальная беседа, работа в малых группах, решение ситуационных задач.
Материал предлагаемого занятия можно брать за основу и в зависимости от конкретных условий дополнять и дорабатывать его.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сергиевский губернский техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
по ПМ.02 Участие в диагностике и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных
МДК.02.01 Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных
Тема: «Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов»
Преподаватель: Н.В.Базанова
с. Сергиевск, 2018 г.
Содержание
1.Аннотация……………………………………………………………………….2
2.План занятия…………………………………………………………………….3
3.Технологическая карта учебного занятия……………………………………..6
4. Инструкционно-технологическая карта……………………………………..12
5. Приложение……………………………………………………………………15
6. Список литературы……………………………………………………………16
АННОТАЦИЯ
Данная методическая разработка предназначена для проведения занятия по теме: «Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов».
В основе занятия – демонстрация умений проводить диагностику субклинических маститов различными способами.
Повторение и актуализация знаний по предыдущему разделу тесно связаны с изучаемым материалом.
Методическая разработка включает описание методических приемов, позволяющих решить задачи, особенно актуальные при подготовке ветеринарного специалиста: проверить сформированность знаний, умений и навыков; развить внимательность и профессиональное мышление при проведении исследований.
Для оценки сформированности профессиональных компетенций применяется фронтальная беседа, работа в малых группах, решение ситуационных задач.
Материал предлагаемого занятия можно брать за основу и в зависимости от конкретных условий дополнять и дорабатывать его.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сергиевский губернский техникум»
ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ПМ.02 УЧАСТИЕ В ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИИ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
МДК.02.01 МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЖИВОТНЫХ
ГРУППА 31 КУРС 3
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 36.02.01 ВЕТЕРИНАРИЯ
Цель открытого урока: показать методику проведения практического занятия по формированию навыков диагностического исследования молока различными способами
Преподаватель: Н.В.Базанова
Сергиевск, 2018 г.
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Сергиевский губернский техникум»
Учебное занятие № 32
Дисциплина: ПМ.02 участие в диагностики и лечении заболеваний сельскохозяйственных животных
МДК.02.01 методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных
Тема: Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов
Тип занятия: применение знаний
Вид: практическое занятие (ПЗ)
Форма работы: работа в малых группах
Группа: 31
Специальность: 36.02.01 Ветеринария
Курс: 3
Цель: показать методику проведения практического занятия по формированию навыков диагностического исследования молока различными способами
Задачи:
Образовательная: сформировать умения выявлять патологию молочной железы, содействовать актуализации полученных знаний по теме, сформировать у студентов практическую значимость полученных умений и знаний.
ПК 2.2 Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции;
ПК 2.3 Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3 | Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Развивающая: развитие интеллектуальных способностей, логического мышления, побуждение у студентов стремления к самообразованию, развитие способности профессионально решать проблемные вопросы.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда при работе в команде, умение применять профессиональный подход при проведении лабораторной диагностике.
Оборудование: молочно- контрольные пластинки; флаконы с автоматами – клювиками с диагностическими растворами: кенотест, масттест, бромтимоловый тест; молочные канюли; молоко; лабораторные стаканы; тампонницы.
Междисциплинарные связи: ПМ.01 осуществление зоогигиенических профилактических и ветеринарно - санитарных мероприятий; анатомия и физиология животных; ПМ.05
Внутридисциплинарные связи: анатомия и физиология животных
Обучающий должен уметь: исследовать молоко для диагностики маститов
Технологическая карта занятия № 32
Цели:
Образовательная: сформировать умения выявлять патологию молочной железы, содействовать актуализации полученных знаний по теме, сформировать у студентов практическую значимость полученных умений и знаний.
Развивающая: развитие интеллектуальных способностей, логического мышления, побуждение у студентов стремления к самообразованию, развитие способности профессионально решать проблемные вопросы.
Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда при работе в команде, умение применять профессиональный подход при проведении лабораторной диагностике.
Тип занятия: применение знаний
Вид занятия: практическое занятие (ПЗ)
Методы: наглядно-демонстративные, метод сотрудничества, самостоятельная работа.
Формы: работа в малых группах
№ п/п | Элементы структуры занятия | Задачи | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся | Развиваемые УУД | Хронометраж |
1 | Организационный этап. | Обеспечение благоприятной обстановки для работы на занятии, психологическая подготовка студентов к усвоению материала. | Приветствует студентов, проводит контроль посещаемости, заполняет журнал. | Сообщение старосты группы об отсутствующих и причинах отсутствия. | Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками. Регулятивные: умение организовать свою деятельность. Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения. | 1мин. |
2 | Постановка цели и задач занятия. | Концентрация внимания. Психологический настрой на активную работу. | Сообщает тему и цели урока. Объясняет значение знаний по теме занятия | Записывают тему занятия. Воспринимают разъяснения преподавателя. | Коммуникативные: умение интегрироваться в группу, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Регулятивные: умение проводить целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно с тем, что еще не известно. Личностные: умение осознавать место и роль изучаемой темы в формировании специалиста | 1 мин. |
3 | Актуализация знаний. | Воспроизведение знаний, проверка уровня освоения пройденного материала | Показывает презентацию «Клинические признаки маститов». Проводит фронтальную беседу по следующим вопросам: 1. Перечислите характерные клинические признаки серозного мастита. 2. Как изменяется секреция и консистенция молока при катаральном мастите? 3. Перечислите характерные клинические признаки фибринозного мастита. 4. Перечислите характерные клинические признаки гнойно-катарального мастита. 5. Перечислите характерные клинические признаки геморрагического мастита. 6. Перечислите характерные клинические признаки абсцесса вымени. | Отвечают на вопросы преподавателя, при необходимости дополняют ответы своих одногруппников | Коммуникативные: умение аргументировано отвечать на вопросы, формулировать свое собственное мнение. Регулятивные: умение проводить самооценку своих ранее полученных знаний. Личностные: профессиональное самоопределение, развитие познавательных интересов и учебных мотивов. | 10 мин. |
4 | Инструктаж по выполнению учебного занятия | Сформировать понятийный аппарат по теме практического занятия | Организует самостоятельную работу группы, делит студентов на микрогруппы, инструктирует по ходу выполнения работы. | Воспринимают информацию, задают вопросы | Регулятивные: умение выделять необходимую информацию Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, обобщение Коммуникативные: умение слушать и понимать других | 3 мин. |
5 | Инструктаж по технике безопасности | Формирование ответственности при работе с лабораторным оборудованием и реактивами | Проводит инструктаж по технике безопасности | Расписываются в журнале инструктажа по технике безопасности | Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с преподавателем и сверстниками. Регулятивные: умение организовать свою деятельность с соблюдением правил техники безопасности при работе Личностные: профессиональное самоопределение, развитие познавательных интересов и учебных мотивов. | 7 мин. |
6 | Самостоятельная работа студентов | Формирование умений и навыков лабораторного исследования молока для постановки диагноза на мастит | Инструктирует по ходу выполнения работы. | Проводят исследование молока на мастит, оценивают результат | Коммуникативные: умение интегрироваться в группу, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Регулятивные: умение проводить самооценку своих ранее полученных знаний. Личностные: профессиональное самоопределение, развитие познавательных интересов и учебных мотивов. | 55 мин |
7 | Закрепление знаний по теме | Закрепить и углубить знания по теме | Предлагает решить ситуационные задачи | Решают ситуационные задачи | Коммуникативные: умение слушать и понимать других Регулятивные: умение отличать верно сформулированные ответы от неверных Личностные: формирование готовности к саморазвитию и личностному росту | 10 мин. |
8 | Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | Обеспечение понимания и способа выполнения домашнего задания | Объясняет объем и технику выполнения домашнего задания | Записывают домашнее задание | Коммуникативные: умение воспринимать вербальную информацию Регулятивные: внесение необходимых дополнений и коррективов в изученный материал Личностные: осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе в рамках самостоятельной деятельности | 2 мин. |
9 | Рефлексия (подведение итогов занятия) | Соотнесение цели занятия и его результатов, самооценка работы на уроке | Подводит итог проведенного занятия | Оценивают степень полученных умений и навыков | Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности Коммуникативные: умение выражать свои мысли Личностные: умение определять значимость профессиональных знаний для будущей профессии | 1 мин. |
Инструкционно-технологическая карта
практического занятия №32
по ПМ. 02 МДК 02.01 Методики диагностики и лечения заболеваний сельскохозяйственных животных
Тема: Лабораторные методы исследования молока для диагностики маститов
Цель: исследовать молоко лабораторным методом на мастит.
Формируемые ПК:
2.2 Выполнять ветеринарные лечебно-диагностические манипуляции;
2.3 Вести ветеринарный лечебно-диагностический процесс с использованием специальной аппаратуры и инструментария.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: молочно- контрольные пластинки; флаконы с автоматами – клювиками с диагностическими растворами: кенотест, масттест, бромтимоловый тест; молочные канюли; молоко; лабораторные стаканы; тампонницы.
Правила техники безопасности: соблюдать меры предосторожности при работе с диагностическими растворами, студенты занимаются в халатах, по окончанию работы вымыть руки с мылом и обработать спиртовым тампоном.
Литература: В. П. Гончаров, Д.А. Черепахин « Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных»
Задание:
1. Составить таблицу, состоящую из следующих граф:
Четверти вымени | Проба с Кенотест | Проба с Масттест | Бромтимоловый тест |
Правая передняя | |||
Правая задняя | |||
Левая передняя | |||
Левая задняя | |||
Результат (содержание в молоке соматических клеток, изменение рН в щелочную сторону) |
2. Внимательно прочитайте инструкционные указания, проведите исследование, заполните таблицу
№ п/п | Содержание работы и последовательность выполнения операций | Применяемое оборудование и инструменты | Инструкционные указания | Норма времени |
1 | Подготовить молочно- контрольные пластинки | молочно- контрольные пластинки, спиртовые тампоны | Перед началом и после окончания исследования молочно- контрольные пластинки хорошо протереть спиртовым тампоном | 2 мин |
2 | Проба с кенотестом | молочно- контрольные пластинки, спиртовые тампоны, кенотест, молоко | В каждое углубление пластинки из соответствующей четверти вымени влить по 1 мл молока и добавить 1 мл реактива кенотест из флакона с автоматом – клювиком. Смесь молока с реактивом перемешать путем горизонтального вращения пластинки в течении 10-15с Интерпретация результатов исследования (Количество соматических клеток в 1 мл.) 1. Смесь остается жидкой. Гель не содержится. Смесь имеет равномерную окраску (0 – 170 000) Легкий прозрачный гель, исчезающий через 10 секунд 2. Окраска смеси имеет оранжево-красные нити ( >170 000 – 500 000) 3. Неисчезающий, легкий прозрачный гель Окраска смеси имеет оранжевые и бордовые включения (>500 000 – 1 000 000) 4. Четко выраженный гель, прилипающий к плашке и имеющий нитевидное строение. Основной цвет окраски желтый с красноватыми включениями( >1 000 000 – 5 000 000) 5. Консистенция геля напоминает плотный куриный белок желтого цвета (>5 000 000) Запишите результат в таблицу, сделайте вывод | 16мин |
3 | Проба с масттест | молочно- контрольные пластинки, спиртовые тампоны, масттест, молоко | В каждое углубление пластинки из соответствующей четверти вымени влить по 1 мл молока и добавить 1 мл реактива масттест из флакона пипеткой. Смесь молока с реактивом перемешать путем горизонтального вращения пластинки в течении 10-15с Результат: Цвет смеси молока с мастотестом: 1. светло-зеленый - нормальная слабокислая реакция молока рН 6,5-6,8; 2. зеленый - сдвиг в щелочную сторону рН 6,8-6,9; 3. темно-зеленый, синий - повышение щелочности, рН 7,0 и выше. Запишите результат в таблицу, сделайте вывод | 16мин |
4 | Бромтимоловый тест | молочно- контрольные пластинки, спиртовые тампоны, бромтимоло- вый тест, молоко | Капните одну каплю молока на соответствующее желтое пятно. Результат: 1. Молоко из здоровой четверти вымени дает желтую или желто-зеленую окраску 2. Молоко из больной четверти вымени -зеленую или синюю, в зависимости от тяжести заболевания. Запишите результат в таблицу, сделайте вывод | 15мин |
5 | Уборка рабочих мест | 6мин |
Контрольные вопросы:
1. Каково строение молочной железы коровы?
2. В чем особенности лактации коров?
3. В чем особенности скрытых (субклинических) маститов?
4. Как диагностируют маститы?
5. Из чего складывается экономический ущерб от маститов?
Производственные ситуации
Ситуационная задача – 1
На МТФ с целью своевременной диагностики у отелившихся коров маститов субклинической формы, было рекомендовано проводить их обследование с одним из быстрых диагностических тестов.
Обоснуйте данную рекомендацию.
Как часто проводят контрольное исследование коров на мастит?
Каков экономический ущерб при маститах?
Ситуационная задача– 2
При лабораторном исследовании молока выявлено, что смесь молока с реактивом имеет оранжево-красные нити, содержание соматических клеток более 800тыс/мл.
Молокозавод не принял данное молоко, было решено выпаивать его телятам.
Может ли данное молоко стать причиной заболевания телят при выпаивании?
Какие заболевания могут развиваться у животных при выпаивании молока от больных маститом коров?
Ситуационная задача – 3
При лабораторном исследовании молока на молокозаводе было выявлено в нем содержание соматических клеток 500 тыс/мл.
Какое количество соматических клеток допустимо в молоке здоровых животных?
Пригодно ли данное молоко для реализации?
Ситуационная задача– 4
В хозяйстве на МЖФ отмечают массовые случаи субклинического мастита.
Определите возможные причины заболевания.
Куда направляют молоко от больных маститом коров в данной ситуации?
Список литературы
1.Гончаров В.П., Черепахин Д.А. «Акушерство, гинекология и биотехника размножения животных».-М.: Колос С, 2004г.
2. Никитин В.Я., Миролюбов М.Г. «Ветеринарное акушерство, гинекология и биотехника размножения животных».-М.: Колос С, 2006г.
3.Никитин В.Я., Миролюбов М.Г. «Практикум по акушерству, гинекологии и биотехнике размножения животных».-М.: Колос С, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/03/picture-810781-1580747349.jpg)
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя на тему «Лабораторные методы исследования»
Методическая разработка теоретического занятия составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/17/picture-1118338-1550422524.jpg)
Методическое пособие по теме "Инструментальные методы исследования. Эндоскопические методы исследования" для проведения практического занятия по ПМ.04 специальность Сестринское дело
Инструментальные методы исследования – это одни из самых распространенных в настоящее время дополнительных методов обследования, применяемые при патологии практически всех систем организма. Диаг...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/13/picture-866039-1481627982.jpg)
Методическая разработка практического занятия по ПМ 06.01. по теме Санитарно-гигиеническое исследование молока и молочных продуктов
Данная методическая разработка поможет сформировать у студентов медицинского колледжа умений и профессиональных компетенций по санитарно-гигиеническому исследованию молока и молочных продуктов питания...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/18/picture-572986-1582032497.jpg)
методическое пособие для студентов специальности Лабораторная диагностика, ПМ 01, ПМ02, ПМ03, ПМ04, ПМ05 " Микроскопический метод исследования (световая микроскопия)"
Методическое пособие «Микроскопический метод исследования (световая микроскопия)» адресовано студентам, обучающимся по специальности Лабораторная диагностика, и представляет собой методиче...
Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика")
Методический и контролирующий материал по теме: "Лейкозы" (курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике" специальность Лабораторная диагностика"...
методический материал. курс "Современные методы клинических исследований в лабораторной диагностике"
лекции и тесты для курса общее усовершенствование "Современные методы клинических исследований"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/02/picture-974190-1530560562.jpg)
Методы исследования в индивидуальном проекте обучающегося колледжа и типичные ошибки при формулировке методов исследования.
Методическая разработка предназначена для преподавателей, осваивающих проектную деятельность в урочной и внеурочной практике, при подготовке студентов к выполнению индивидуальных проектов и их успешно...