Исследовательская деятельность мастера производственного обучения по профессии Машинист крана крановщик
статья на тему
Исследовательская деятельность мастера производственного обучения по профессии Машинист крана крановщик
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская деятельность мастера производственного обучения в процессе подготовки и проведения учебной практики по профессии «Машинист крана (крановщик)»
На современном этапе развития общества происходит реформирование системы образования России в соответствии с запросами рынка труда, претерпевающего постоянные изменения. Мастер производственного обучения в современной системе профессионально образования будет соответствовать современным требованиям ФГОС, если он обладает специальными профессиональными и педагогическими знаниями, умениями и практическим опытом. Только такой подход к оценке деятельности мастера п/о позволит сформировать обучающихся, которые будут способны быстро адаптироваться в изменяющихся условиях производства.
Главным условием эффективности учебной практики является высокий уровень квалификации мастера, который оптимизирует познавательную активность обучающихся и поддержит её в течение всего периода обучения. В процессе производственного обучения происходит постоянное взаимодействие мастера и обучающегося. Обучение имеет яркую выраженную личностную окраску, и каждый обучающий осуществляет изучение предмета по-разному. Один не может продемонстрировать усвоенные знания, другой на основе ранее полученного ответа, наоборот, показывает профессиональные способности, а третий, усвоив определенный стиль отношения к уроку упорно «не хочет» учиться. Личностный характер так же носит процесс передачи знаний, опыта обучающемуся. Так, передавая учебную информацию, мастер вносит и свою эмоциональную и ценностную окраску. На этом этапе возникает проблема необходимости развития творческого мышления в процессе приобретения знаний и опыта обучающихся [1, 95с.].
На современном этапе развития системы профессионального образования основными направлениями совершенствования процесса производственного обучения учащихся является:
- соединение обучения с производительным трудом;
- формирование у обучающихся умений применять в работе современную технику и технологию, передовой производственный опыт;
- творческое разнообразие организационных форм и методов проведения учебной практики (УП), обеспечивающих формирование у ребят прочных профессиональных умений и навыков, способствующих развитию самостоятельности, творческой активности и технического мышления, формированию умений применять знания в производственных условиях и навыков самоконтроля;
-комплексное всех средств обучения, в том числе и информационно- коммуникативных;
- индивидуализация процесса обучения, совместно с обучением умения работать в команде
Таким образом, использование исследовательской деятельности в образовании неизбежна, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений обучающихся. В основе такой деятельности лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве[2,150с.].
В процессе своей профессиональной деятельности на уроках учебной практики я провела исследование качества формирования профессиональных и общих компетенций своих обучающихся. С этой целью мною используется «методика лётного обучения» и оценка качества усвоения программы УП Суть обучения состоит в том, что каждое занятие по УП проводится по следующему алгоритму:
- Устное изложение цели и актуальности занятия
- Беседа с обучающимися по теме, согласно их знаний МДК
- Демонстрация упражнений мастером («Розыгрыш полёта»)
- Выполнение упражнений в тренажёрном классе («Показ в полёте»)
- Выполнение практического задания в условиях автодрома («Полёт»)
Исследование качества формирования компетенций проводится так же по этой методике, суть которой заключается в следующей схеме:
Педагогический метод оценивания | Педагогический объект проверки и оценки | ||||||||||||||
Цели проверки и оценки | Содержание и форма представления знаний | Способ получения исходных знаний | Предмет оценивания (результаты деятельности) | ||||||||||||
Обученность | Воспитанность | Развитость способностей | |||||||||||||
Критерии оценки | Исходные данные | ||||||||||||||
Предварительная обработка | |||||||||||||||
Показатели по качеству | Показатели по эффективности | ||||||||||||||
Результаты оценивания (отметки) |
По первому из указанных оснований выделяются методы контроля объяснения и уяснения содержания учебного материала, по второму — методы пооперационного контроля и контроля по результату, по третьему — контроль с помощью заданий на воспроизведение знаний (пересказ содержания как письменно, так и устно), постановки вопросов по содержанию задач, решаемых с применением знаний. По четвертому основанию методы контроля подразделяются на контроль с помощью конструируемых ответов. По пятому основанию различаются систематический и эпизодический, частый и нечастый контроль, промежуточный и конечный (рубежный, итоговый). Итак, основная задача контроля объяснения и уяснения содержания материала — проверить уровень сформированности компетенций.
Таким образом, в моей группе итогом изучения профессионального модуля 01.01 «Транспортировка грузов» является освоение ПК и ОК и данного Вида профессиональной деятельности.
Качество освоения модуля, включая междисциплинарный курс (МДК), учебную практику (УП), производственную практику (ПП) и квалификационный экзамен (ЭК), представлено в данной диаграмме:
МДК УП ПП КЭ
Современные требования к подготовке рабочих высокой квалификации определяют позицию мастера не как носителя готовых знаний, а в организатора познавательной, практической и творческой деятельности своих обучающихся. Изменяется и психологический климат, так как мастеру приходится переориентировать свою учебно - воспитательную работу и работу обучающихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности, на приоритеты деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС НПО «Машинист крана (крановщик)»
2. Новые педагогические информационные технологии в системе образования // Под.ред. Е.С. Полат.- М., 2010
3. Лазарев, В.С., Ставринова, Н.Н. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности: монография/ В.С. Лазарев, Н.Н. Ставринова.- Сургут: РИО СурГПУ, 2007
4. Окунев А.А. Как учить не уча.- СПб, 2011
5.Пособие по методике лётного обучения. – М., Министерство обороны, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной и производственной практик по профессии Машинист крана крановщик
Рабочая программа учебной и производственной практик по профессии Машинист крана крановщик...
Конкурс по профессии машинист крана (крановщик)
Конкурс профмастерства по профессии машинист крана (крановщик)...
Вопросы для аттестации по профессии «Машинист крана (крановщик)"
Вопросы для аттестации студентов и сотрудников колледжа по профессии "Машинист крана (крановщик)"...
Исследовательская деятельность мастера производственного обучения по профессии Машинист крана крановщик
Исследовательская деятельность мастера п/о...
Конкурс "Лучший по профессии Машинист крана (крановщик)"
Конкурс "Лучший по профессии Машинист крана (крановщик)"...
Анализ мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления». по профессии «Машинист крана (крановщик)» для учащихся общеобразовательных школ 8-9кл
Анализ мастер - класса по теме «Профессиональные пробы – как способ профессионального становления».по профессии «Машинист крана (крановщик)»для учащихся общеоб...