МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «Моделирование профессиональной деятельности на дисциплине «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»
методическая разработка на тему

Абаева Айгуль Ирековна

Автор: Абаева А.И.

Тема урока: «Определение периодичности государственного контроля предприятий»

                                      Тип урока: практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

 Октябрьский нефтяной колледж им. С. И. Кувыкина

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МАСТЕР-КЛАССА

«Моделирование профессиональной деятельности на дисциплине

 «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»

 

для специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйст  венных комплексов».

«Определение периодичности государственного контроля предприятий»

Составил преподаватель ОНК:

Абаева А.И.

2015


Содержание

Пояснительная записка                                                                                3

План урока                                                                                                4

Литература                                                                                                5

Приложение 1 – Презентационный материал по теоретическому курсу         7

Приложение 2 - Методические указания к практической работе                     12


Пояснительная записка

Тип урока: практикум.

Вид урока: урок закрепления знаний и практического применения навыков

Цель:

  • образовательная: закрепление навыков определения периодичности государственного контроля предприятий
  • развивающая: формирование умений и приобретение практического опыта, моделирование профессиональной деятельности
  • воспитательная: способствовать формированию коммуникативных умений, нравственно-эстетического отношения к окружающей природной среде.

Основные дидактические задачи, которые решаются на уроке: а) повторение и закрепление ранее усвоенных знаний; в) применение знаний на практике; г) формирование умений и навыков; д) контроль за ходом изучения учебного материала и совершенствования знаний, умений и навыков.

Видом этого типа урока являются: обобщающий урок—практикум (практическая работа). Основной способ организации деятельности студентов на практикуме является индивидуальная форма работы. Студенты самостоятельно упражняются в практическом применении усвоенных теоретических знаний и умений.

Средством управления учебной деятельностью студентов при проведении практикума служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия студента.

Урок—практикум разработан по учебной дисциплине «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды» на тему «Определение периодичности государственного контроля предприятий» для специальности 20.02.01 «Рациональное использование природохозяйственных комплексов».

В результате освоения темы обучающийся должен знать:

  • Понятие экологический контроль
  • Виды экологического контроля
  • Методику расчета периодичности гос. контроля

Компетенции, формирующиеся при освоении темы:

ПК 1.1  Проводить мониторинг окружающей природной среды.

ПК 1.2  Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий

   В ходе проведения практической работы используется педагогическая технология -  моделирование профессиональной деятельности. Данная технология реализуется путем  моделирования  деятельности государственного инспектора гос. природоохранной службы, выполнив работу по составлению программы гос. экологического контроля предприятия и определив периодичность контроля, соблюдая всю процедуру в соответствии с  природоохранным законодательством.

  Цель проведения мастер-класса - это передача знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания с молодыми педагогами, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия, а так же создание условий для профессионального самосовершенствования преподавателя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды обучающихся, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности. 
     


План урока

Тема: «Определение периодичности государственного контроля предприятий»

Тип урока: урок-практикум

Цели урока:

  1. Образовательные

- закрепление навыков определения периодичности государственного контроля предприятий;

- закрепление навыков и получение практического опыта составления программы экологического контроля;

- закрепление навыков и получение практического опыта работы с первичной документацией природоохранного назначения ;

- закрепление теоретических знаний и практических навыков, полученных при изучении данной дисциплины.

2. Развивающие – формирование компетенций:

ПК 1.1  Проводить мониторинг окружающей природной среды.

ПК 1.2  Организовывать работу функционального подразделения по наблюдению за загрязнением окружающей природной среды.

ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые

методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды

(подчиненных), за результат выполнения заданий

  1. Воспитательная 

- формирование интереса к выбранной специальности;

- воспитание моральных качеств;

- вовлечение в активную деятельность;

- привить чувство профессиональной ответственности за соблюдение предприятиями основных правил экологической безопасности

        Межпредметные связи:

  •  Обеспечивающие учебные дисциплины – Химия, Промышленная экология
  •  Обеспечиваемые учебные дисциплины – Курсовое и дипломное проектирование

Обеспечение мастер-класса: 

  • Методическое: учебно-методическое пособие "Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды"
  • Оборудование и материалы: слайдовые презентации в системе PowerPoint, проектор, ноутбук
  • Рабочие материалы (документы ПДВ,ПДС,ПНООЛР предприятий, отчеты формы 2тп воздух, 2тп водхоз, 2тп отходы и т.д.)

Ход мастер-класса

1. Теоретическое обоснование применения данного типа урока.

Цель: обмен опытом наставника по повышению мотивации к изучаемой дисциплине через применение уроков-практикумов и моделирования профессиональной деятельности.

Преподаватель-наставник делится опытом организации деятельности студентов на уроках-практикумах при изучении дисциплины "Мониторинг загрязнения окружающей природной среды" с помощью технологии «Моделирование профессиональной деятельности»

(Каюкова Ж.Ю. Урок-практикум как основа формирования практикоориентированной личности. С.90 Практико-ориентированный подход - важнейшее условие реализации модели специалиста.)

Модель урока

№ п/п

Название этапа

Деятельность преподавателя

Время
(мин.)

1.

Организационный момент

Приветствие учащихся. Объявление темы. Постановка целей и задач занятия: Смоделировать деятельность государственного инспектора, выполнив работу по составлению программы гос. экологического контроля и определив периодичность контроля, соблюдая всю процедуру в соответствии с  природоохранным законодательством.

Мотивация учебной деятельности студентов

Необходимость приобретенных знаний, умений и навыков для курсового проектирования и дипломного проектирования, а так же в профессиональной деятельности

4

2.

Актуализация знаний студентов

Фронтальная беседа с обучающимися о том, что такое экологический контроль, в чем принципиальное отличие контроля от мониторинга, виды контроля, программа контроля, последовательность работ.(Приложение 1)

15

3.

Ознакомление с планом работ и методикой практикума

Пояснения преподавателя об организации работ по моделированию деятельности государственного инспектора по проведению экологического контроля предприятия, ознакомление с методикой расчета. Работа выполняется в соответствии с Методическими указаниями к практикуму (Приложение 2).

15

4

Проведение практикума

Контролирует работу обучающихся, отвечает на вопросы, выступает в роли эколога предприятия которое контролирует инспектор (студент)

50

5.

Итоги урока

  • Преподаватель делает анализ деятельности студентов, объявляет результаты работы на уроке, ошибки и оценки.
  • Подведение итогов – достигнуты ли цели урока?
  • Домашнее задание- оформление отчета

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Тема: Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды

Тема: Расчет платы за загрязнение окружающей природной среды...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА «Исследовательская деятельность в рамках реализации дисциплины «Мониторинг загрязнения окружающей природной среды»

Автор: Абаева А.И.Тема: «Определение содержания пыли в воздухе  населенных  мест»Тип урока: лабораторная работа...

презентация доклада "«Сохранение окружающей природной среды и повышение экономической эффективности работы железнодорожного транспорта за счёт внедрения инновационных и ресурсосберегающих технологий»

Презентация к докладу  обучающиеся  на открытой студенческой конференции на тему «Ресурсосберегающие технологии на железнодорожном транспорте (экономические и экологические аспекты)»....

«Масштабные проблемы современности: загрязнение окружающей нас среды»

Загрязнение окружающей среды представляет собой глобальную проблему современности, которую регулярно обсуждают в новостях и научных кругах. Создано множество международных организаций, направленных на...

Календарно - тематическое планирование по МДК 01.02 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды

Календарно - тематическое планирование по МДК 01.02 Мониторинг загрязнения окружающей природной среды...

Комплект контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации по МДК.01.02 МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

Комплект контрольно-оценочных средств для промежуточной аттестации  по МДК.01.02 МОНИТОРИНГ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ...

Загрязнение окружающе природной среды таксичными вещесвами

Загрязняющее вещество (также поллютант) — один из видов загрязнителей, любое химическое вещество или соединение, которое находится в объекте окружающей природной среды в количествах, превышающих...