Образовательная технология "Учебная фирма"
презентация к уроку по теме
Разработка образовательной технологии «Учебная фирма» может стать решением проблемы качества профессионального образования сегодня. Одним из источников информации о качестве подготовки выпускников служат тесные связи техникума с социальными партнерами. Проведенное анкетирование руководителей предприятий, на которых учащиеся проходят практику выявило следующие результаты:
° При наличии достаточных теоритических знаний у практикантов отсутств,ет понимание логики развития современного предприятия
° У многих выпускников нет представления о меж функциональных связях, существующих на предприятии между специалистами
° Возникает проблема профессиональной адаптации нерабочем месте молодых специалистов.
Для решения проблемы в сложившейся ситуации может быть использован метод моделирования профессиональной деятельности создание учебных мини-фирм для производственного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Образовательная технология "Учебная фирма" | 2.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Краевое государственное образовательное учреждение Профессиональное училище №81 Адрес: 662520 Красноярский край п. Березовка ул. Полевая 2 Телефон: 8 (39175) 2-17-04 Факс: 8 (39175) 2-12-04 e- mail bakaras@krasmail.ru goupy № 81@mail.ru
Авторский коллектив Руководитель: Бакарас А.А– мастер производственного обучения КГАОУ НПО ПУ №81 Члены проектной группы: Лелаус Г.В . –преподаватель КГАОУ НПО ПУ №81 Лапина Г.П . –преподаватель КГАОУ НПО ПУ №81 Матяш С.В- генеральный директор агрохолдинга «Огород» Никитин А.А . – мастер производственного обучения КГАОУ НПО ПУ №81 Любященко В . В . - мастер производственного обучения КГАОУ НПО ПУ №81
Актуальность проблемы В переходный период к рыночной экономике в профессиональном образовании одной из главных проблем стала адаптация выпускников на производстве. Даже самый успешный выпускник, придя в новый коллектив на производство, с трудом вписывается в рыночные отношения, и порой не может найти себе достойного применения. В первую очередь это касается частного предпринимательства и малого бизнеса. Наш выпускник получает теоретические знания и практические навыки по избранной профессии, в соответствии с государственным образовательным стандартом. В учебных программах и планах нет дисциплин, которые могли бы дать специальные знания и навыки работы в рыночных условиях.
Это: Работа в команде Основы маркетинга и менеджмента, бухгалтерского учета, финансов и кредита Налогообложения, анализа хозяйственной деятельности и др. При наличии таких специальных знаний и навыков выпускнику проще адаптироваться в новом коллективе или начать свое дело.
Каким образом решить проблему и преодолеть барьер между профессиональным образованием и рынком труда? Решением данной проблемы, на наш взгляд, может стать внедрение в учебный процесс активных методов и технологий обучения, самостоятельное место среди которых занимает «Учебная фирма»
«Учебная фирма» является местом обучения, где происходит имитационное моделирование деятельности предприятия со всеми присущими ему организационными формами и рабочими процессами. В «Учебной фирме» деятельность предприятия имитируется с образовательными целями. Теория бизнеса изучается через практику. Работая в учебной фирме, учащиеся приобретают навыки предпринимательства, менеджмента, бухгалтерского учета, делопроизводства, коммуникативные навыки, навыки работы в команде, необходимые работникам всех производственных структур от предпринимателя до исполнителя.
В «Учебной фирме» учащиеся осуществляют основные коммерческо – административные виды деятельности, начиная от оформления всех необходимых документов до предоставления услуг и реализации изготовленных ими товаров. Учащиеся изучают рынок услуг, заказы на произведенную ими продукцию, ведут переговоры, принимают и обслуживают клиентов, оформляют заявки, финансовые документы, совершают сделки с другими предприятиями. При этом вся деятельность проводится с учетом существующего законодательства и правовых норм.
Главная особенность образовательной технологии «Учебная фирма» состоит в том, что обучение организовывается в специфической среде, имитирующих деятельность реальных фирм и компаний различных отраслей. В этом случае суть дидактической концепции заключается в эффекте «погружения» учащихся в процессе принятия хозяйственных решений, в котором реальная ситуация имитируется образовательными целями.
Рабочие места в учебной фирме обязанности учащихся соответствуют рабочим местам и функциональным обязанностям сотрудников реальных предприятий. Таким образом, в учебной фирме происходит совершенствование и закрепление профессиональных ключевых умений и навыков, а сама работа в учебной фирме – это важнейший элемент практической работы, необходимой для будущей профессиональной деятельности учащегося.
Цель: Развитие у учащихся таких профессиональных навыков и компетенций, которые повышают его конкурентоспособность на современном рынке и способствуют развитию его творческого потенциала и индивидуальных способностей
Задачи: Формирование навыков конкретных видов деятельности на рабочем месте при помощи имитации ситуации работы реальной фирмы; Организация занятий и деятельности, направленных на активное поведение, обучаемого, связанное с решением практических задач Овладение новыми технологиями, в том числе коммуникативными и информационными Ознакомление с коммерческой и другой деятельностью в бизнесе Развитие ключевых навыков самостоятельности, творческого отношения к работе, умения принимать решение, работы в команде, способности разрешать конфликты, коммуникабельности. Получение опыта работы с реальными фирмами без участия в реальном бизнесе
Задачи: Формирование навыков конкретных видов деятельности на рабочем месте при помощи имитации ситуации работы реальной фирмы; Организация занятий и деятельности, направленных на активное поведение, обучаемого, связанное с решением практических задач Овладение новыми технологиями, в том числе коммуникативными и информационными Ознакомление с коммерческой и другой деятельностью в бизнесе Развитие ключевых навыков самостоятельности, творческого отношения к работе, умения принимать решение, работы в команде, способности разрешать конфликты, коммуникабельности. Получение опыта работы с реальными фирмами без участия в реальном бизнесе
Центральный офис учебных фирм Учебная фирма «Фермер» Сеть учебных фирм ПУ №81 Учебная фирма «Механик» Учебная фирма «Сварщик» Учебная фирма «Офис»
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОФИС УЧЕБНЫХ ФИРМ Имитирует внешнюю среду, реализуя функции организаций рыночной инфраструктуры, включая органы управления. Центральный офис играет роль «системного интегратора», формируя условия для развития творческих инициатив и взаимного обучения всех участников сети. Менеджмент (руководство) Секретариат (кадры) бухгалтерия Отдел маркетинга Коммерческий отдел производственный отдел Деятельность этих организаций создает условия для обеспечения эффективной системы обучения, контроля и объективной оценки, как индивидуальных результатов учащихся, так и командных достижений каждой учебной фирмы
Тематический план «Учебной фирмы» Из времени на факультативные занятия выделено 102 часа на изучения курса № Наименование разделов и тем содержание Всего часов 1 Раздел первый. Создание учебной фирмы 1.1 Введение в курс «Учебная фирма» Предмет и задачи курса, принципы создания, функционирования учебных фирм. Центральный офис сети учебных фирм 1 1.2 Основы предпринимательской деятельности Основные положения о предпринимательской деятельности в РФ. Формы собственности. Виды предпринимательской деятельности, учредительные документы. Порядок регистрации фирмы 3 1.3 Сфера коммерческой деятельности Товар. Рынок товаров и услуг. Исследование спроса и предложений товара и услуг. Планирование бизнеса 3 1.4 Имидж фирмы Название, миссия фирмы, логотип. Бизнес-этикет. Корпоративная культура 3
Тематический план «Учебной фирмы» продолжение № Наименование разделов и тем содержание Всего часов 1.5 Организационная структура фирмы Понятие организационной структуры. Функции отделов. Штатное расписание. Должностные обязанности сотрудников фирмы 6 1.6 Документы фирмы и документооборот Документы и их классификация, назначение и формы. Порядок регистрации, хранение и документооборот 6 Итого по разделу 21 Раздел второй. Функционирование учебной фирмы 2.1 Управление фирмой Принципы, методы, стили, формы управления предприятием. Функции управления, стратегическое и текущее планирование. Прием на работу и работа с персоналом. Анализ работы фирмы 16
Тематический план «Учебной фирмы» продолжение № Наименование разделов и тем содержание Всего часов 2.2 Секретарское дело Порядок работы с исходящими и входящими документами фирмы. Правила составления деловых писем. Порядок подготовки к проведению совещаний. Порядок ведения телефонных переговоров 16 2.3 Маркетинговая деятельность фирмы Роль и задачи маркетинга на предприятии. План маркетинга фирмы. Маркетинговые исследования рынка товаров и услуг. Прайс-лист и каталог продукции фирмы, реклама. Презентация. Ярмарки 16 2.4 Организация покупок и продаж Порядок осуществления и формирования торговых сделок (покупка/продажа) Работа с клиентом, работа с банком, ведение складской документации 16
Тематический план «Учебной фирмы» продолжение № Наименование разделов и тем содержание Всего часов 2.5 Бухгалтерский учет Варианты организации бухгалтерской службы предприятия. Оформление первичных документов, ведение учета, уплаты налогов, финансовая отчетность. 16 Итого по разделу 80 Всего 102
Материально –техническое оснащение учебных фирм Центральный офис учебных фирм оборудование Помещение 40 м 2 Офисная мебель (столы 6шт, стулья 6 шт, диван -1шт, журнальный столик -1шт) Компьютер – 2 шт. Принтер – 1 шт. Сканер-1шт Копировальный аппарат -1 шт Телефон -1 шт. Модем- 1шт Канцелярские товары и бухгалтерские бланки Информационное обеспечение (прикладные программы пакет MS Office , бухгалтерские программы, учебно- методические пособия, экономическая литература)
Материально-техническая база учебной фирмы «Фермер» Производственный корпус ремонтно-технических мастерских 1050 кв.м Сельскохозяйственная техника и автотранспорт - 15 единиц Земельные поливные угодия 50 га (аренда) Автотрактородром - 3,5 га Кабинеты для теоретических и лабораторно-практических занятий – 3шт Мастерские - 2шт
Материально-техническая база учебной фирмы «Механик» Автогараж 250 кв.м Бокс для мелкосрочного ремонта автомобилей 40 кв м Автосервис для ремонта и ТО автомобилей 150 кв.м Шиномонтажная мастерская 50кв.м Кабинеты для теоретических и лабораторно-практических занятий 120кв.м Мастерские 60 кв.м Автотранспорт -10 единиц Оснастка, инструмент – 20 комплектов
Материально-техническая база учебной фирмы «Сварщик» Сварочная мастерская 180 кв.м Слесарная мастерская 60кв.м Кабинет теоретического обучения по сварке 70 кв м Кузница 30 кв.м Бытовая комната 20 кв.м Склад для материалов 2 шт.
Материально-техническая база учебной фирмы «Офис» Серверная 1 Компьютерные кабинеты 130 кв.м Методический кабинет 100 кв м
1.4. Организационная структура и функции учебных фирм ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ОФИС УЧЕБНЫХ ФИРМ Менеджмент директор Секретариат (кадры) бухгалтерия Отдел маркетинга Коммерческий отдел Производст венный отдел Начальник отдела Менеджер по продажам Начальник отдела Маркетолог Начальник отдела Технолог Гл.бухгалтер бухгалтер
Функции отделов 1. Менеджмент (директор) Определяет миссию и цели деятельности учебных фирм Планирует деятельность учебных фирм Ведет работу по приему и управлению персоналом Визирует бухгалтерские, юридические и другие документы фирм Устанавливает и поддерживает партнерские отношения учебных фирм Директором учебных фирм является заместитель директора по производственной работе училища. Параллельно работает дублер из числа учащихся
2. Секретариат (кадры-секретарь) Ведет прием и оформление сотрудников на работу Ведет прием всех входящих и исходящих документов Составляет организационно – распорядительные документы Обеспечивает проведение собраний и совещаний Организует прием посетителей Оформляет кадровую документацию Ведет табель учета рабочего времени сотрудников фирм Организует мероприятия по формированию дружеских корпоративных отношений Руководит работой секретарь училища, а в отделе работает три сотрудника из числа учащихся
3. Коммерческий отдел Ведет поиск и учет поставщиков Осуществляет закупку товаров Ведет учет клиентов и работу с ними Ведет складской учет товаров Отгружает готовую продукцию заказчику Контролирует выполнение договорных обязательств и своевременную оплату счетов Руководит работой отдела мастер п/о, а в отделе работает четыре сотрудника из числа учащихся- менеджер по продажам, кладовщик и два сотрудника.
4. Отдел маркетинга Разрабатывает и координирует стратегию поведения на рынке товаров и услуг Разрабатывает фирменный стиль Регулярно следит за состоянием рынка, проводит его исследования Предлагает и разрабатывает новые виды товров и услуг Занимается ценообразованием Планирует и организует мероприятия по продвижению и формированию спроса Проводит анализ продаж товаров и услуг Руководит работой отдела мастер п/о ( помогает дублер из числа учащихся), а в отделе работает четыре сотрудника из числа учащихся
5. Производственный отдел Планирует производственную деятельность фирм Ведет учет сырья, материалов и рабочего времени Планирует повышение эффективности производства продукции Обеспечивает контроль качества выпускаемой продукции Развивает технологию производства продукции и услуг Руководит работой отдела мастер п/о ( помогает дублер из числа учащихся), а в отделе работает четыре сотрудника из числа учащихся (технолог и три сотрудника)
6. Бухгалтерия Ведет учет первичных документов по хозяйственным операциям фирм Составляет смету доходов и расходов учебных фирм Ведет расчеты по заработной плате Ведет работу с бюджетом по налогам и взносам в социальные фонды Регулярно ставит в известность руководство фирм о их финансовом состоянии Составляет финансовую отчетность фирм Представляет финансовую отчетность в налоговую инспекцию Руководит работой отдела бухгалтер училища ( помогает дублер из числа учащихся), а в отделе работает четыре сотрудника из числа учащихся (бухгалтер и три сотрудника)
СХЕМА УЧЕБНОЙ ФИРМЫ №1 ФЕРМЕР УЧЕБНАЯ ФИРМА «ФЕРМЕР» ПРОИЗВОД СТВЕННЫЙ КОРПУС РЕМОНТНЫХ МАСТЕРСКИХ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УГОДИЯ С/Х ТЕХНИКА И АВТОТРАНСПОРТ АВТО ТРАКТОРО ДРОМ СЛЕСАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ Кабинеты Для теоретических И лабораторно -Практических Занятий
Функции учебной фирмы №1 «Фермер» Производственное обучение по профессиям: «тракторист- машинист с/х производства», «овощевод», «фермер» Выращивание и реализация овощей (картофель, морковь, свекла, капуста) Оказание с/х услуг населению (вспашка огородов, вывоз с/х продукции) Техническое обслуживание и ремонт с/х техники В фирме работают 50 человек учащихся, руководит фирмой –менеджер-мастер п/о, у него есть дублер из числа учащихся
СХЕМА УЧЕБНОЙ ФИРМЫ № 2 « МЕХАНИК » УЧЕБНАЯ ФИРМА МЕХАНИК БОКС мелкосрочного РЕМОНТА Автогараж Слесарн ы е мастерские АВТОСЕРВИС для ТО и ремонта Автотранспорт КАБИНЕТЫ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЛАБОРАТОРНО- ПРАКТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ ОБОРУДОВАНИЕ, ОСНАСТКА, ИНСТРУМЕНТ ШИНОМОНТАЖНАЯ МАСТЕРСКАЯ
Функции учебной фирмы№2 «Механик» Производственное обучение по профессиям: «автомеханик»; «слесарь по ремонту автомобиля» Техническое обслуживание автомобилей Кузовной ремонт легковых автомобилей Мелкосрочный ремонт автомобилей Шиномонтаж Оказание транспортных услуг В фирме работают 30 человек учащихся. Руководит фирмой менеджер –мастер производственного обучения и у него есть дублер из числа учащихся
СХЕМА УЧЕБНОЙ ФИРМЫ №3 « СВАРЩИК-МОНТАЖНИК» СВАРОЧНАЯ МАСТЕРСКАЯ СЛЕСАРНАЯ МАСТЕРСКАЯ КАБИНЕТ ТО ПО СВАРКЕ БЫТОВАЯ КОМНАТА СКЛАДЫ МАТЕРИАЛОВ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ КУЗНИЦА УЧЕБНАЯ ФИРМА СВАРЩИК
Функции учебной фирмы №3 «Сварщик» Производственное обучение по профессиям: «Сварщик», «Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования» Выпуск и реализация товаров народного потребления из металла Оказание услуг населению в сфере ЖКХ В фирме работают 50 человек учащихся. Руководит фирмой менеджер –мастер производственного обучения и у него есть дублер из числа учащихся
СХЕМА УЧЕБНОЙ ФИРМЫ №4 «ОФИС» УЧЕБНАЯ ФИРМА «ОФИС» СЕРВЕРНАЯ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ КОМПЬЮТЕРНЫЙ Кабинет № 8 КОМПЬЮТЕРНЫЙ Кабинет № 5
Функции учебной фирмы№4 «Офис» Производственное обучение по профессиям: «секретарь», «оператор ЭВМ», «делопроизводитель» Оказание услуг населению по копированию документации Интернет -услуги Оказание методической помощи (дипломы, рефераты, курсовые работы, методические разработки) В фирме работают 30 учащихся. Руководит фирмой менеджер –мастер производственного обучения и у него есть дублер из числа учащихся
1 .5 Этапы реализации проекта I этап -2012-2013 годы –организационный (разработка проекта, нормативно-правовых документов) II этап -2013 год –апробация, корректировка, отработка механизмов реализации проекта III этап -2014 год – функционирование учебных фирм комплектов
1 .6 Организационно-правовые механизмы и и инструменты Разработка учредительных документов учебной фирмы; Протокол учредительного собрания №1 по организации ООО Учредительный договор ООО Устав ООО 2. Разработка организационных структур учебных фирм
3. Разработка документов для работы учебной фирмы; Положение о персонале Штатное расписание Контракт с директором фирмы Контракт с работниками учебных фирм (УФ) Трудовой договор с работниками УФ Табель учета использования рабочего времени Форма составления протокола совещаний Шаблон письма Форма проведения исследования потребителя Формы составления плана продаж Рекламное письмо Прайс-лист Бланк заказа Карточка складского учета Книга продаж Счет покупателю Накладная на отпуск товара покупателю Доверенность на покупателя товара Заявка персонала на покупку товара Журнал регистрации хозяйственных операций Расходный кассовый ордер Счет Отчет о прибылях и убытках
4. Разработка учебных планов и программ «учебная фирма» 5. Разработка положения «Учебная фирма» 6. Переподготовка и повышение квалификации преподавателей и мастеров п/о для работы в условиях Учебной фирмы
1 .7 материально-финансовые механизмы и инструменты (продолжение) Наименование финансирования Источники доходов финансирования, тыс.руб 2012 2013 2014 Целевые средства из внебюджета на укрепление и обновление материально-технической, учебно-методической базы учебных фирм 150 150 150 итого 150 150 150 всего 450
1 .8 Ожидаемые результаты от внедрения «учебных фирм» Существенное сокращение разрыва между профессиональным образованием и требованиями рынка труда путем максимального приближения условий работы учебной фирмы к условиям работы реальных фирм Совершенствование качества профессионального образования за счет определенной реструктуризации практического обучающего блока, как важнейшего элемента образовательного процесса Установление новых взаимоотношений как между учащимися, так и между инженерно-педагогическими работниками и учащимися в рамках работы учебной фирмы
4. Значительное повышение требований к уровню практических знаний и умений преподавателем и мастеров – консультантов, которые основываются на современных условиях экономических и трудовых взаимоотношениях- это означает повышение качества образования 5. Выявление учащимися своих личных возможностей в профессиональном, морально-нравственном росте, рост их мотиваций в обучении по избранной профессии, умение работать в команде 6. Приобретение опыта работы в рыночных условиях, но безлопастных для бизнеса, что исключит значительные ошибки выпускников уже в условиях реального бизнеса.
1 .9 Литература Григорьева Е.Н. Инновации в профессиональном образовании. Образовательная технология «учебная фирма», СП -2004 Никитин М.В. Практический маркетинг в микроэкономике учреждений профессионального образования, М-1999 Фрейкман Р.Ф. Экономика и бизнес, М-2004 Никитин М.В. , Глазуков А.Г Особенности организации внебюджетной подготовки учащихся в НПО , М-2001 Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в профессиональном образовании, М-2005 Розов В.Н. Инновации как способ модернизации системы НПО, Тамбов-2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Использование учебно-лабораторного оборудования немецкой фирмы "PHYWE" при проведении исследовательской работы по дисциплинам "Химия", "Эпизоотология с микробиологией"
Презентация подготовлена к выступлению на научно-практической конференции....
Анализ общей задолженности фирм перед банком
Данная разработка создана совместно с коллегой – учителем информатики Киреевой И.С. - с целью повторения учащимися 11 классов основных приемов обработки числовой информации и освоения более сложных пр...
Интерактивная контрольная работа по дисциплине "Экономика" на тему "Издержки и прибыль фирмы"
Интерактивная контрольная работа по дисциплине "Экономика" на тему "Издержки и прибыль фирмы" выполнена в программе MS Excel и позволяет автоматически получить оценку по завершению всех заданий....
Положение об учебной фирме колледжа
Фрагмент Положения об учебной фирме "Импульс Югры" как одного из видов организации практики студентов...
Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"
Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...
Образовательная технология «Учебная мини-фирма» как средство формирования профессиональной мобильности обучающихся системы СПО
Использование образовательной технологии "Учебная мини-фирма" способствует актуализации полученных обучающимися теоретических знаний, интеграции их в единую систему - пассивное накопление зн...