урок по биологии 7 класс
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Краснянская средняя общеобразовательная школа»
Урок биологии
в 7 классе
на тему:
Учитель: Афонин Ярослав Александрович
Цель урока: раскрыть значение рыб в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные:
- повторить многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;
Развивающие:
- научиться узнавать изученных рыб;
- уметь работать с учебником;
- развивать логическое мышление, память.
Воспитательные:
- показать влияние человека на численность рыб.
Оборудование:
- мультимедийная презентация,
- бумажные рыбки (за правильные ответы).
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами информационных технологий.
Форма проведения урока: урок-путешествие.
Ход урока.
Слайд 1
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Я очень рад видеть вас. Сегодня морозный ясный день. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
2.Вступительное слово учителя.
Самое удивительное и замечательное явление природы - жизнь. Она превратила когда-то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: в знойных пустынях, в вечных снегах, на суше, в воздухе, в воде.
- Давайте прочтём слова Ф.И. Тютчева:
Слайд 2.
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой –
Они им чуют, слышат воды...”
Ф.И. Тютчев
Как вы считаете, кому они посвящены? (рыбам)
Конечно же, удивительным и таинственным животным – рыбам.
2 щелчка
3. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы с вами постараемся повторить изученное о представителях надкласса рыб, поговорим о значении рыб в природе и жизни человека.
Давайте откроем рабочие тетради, запишем число и тему урока «Значение рыб в природе и жизни человека».
Слайд 3.
- Я предлагаю нам всем отправиться в подводную экспедицию.
В этой экспедиции
На вас я буду полагаться,
На ваши знания и эрудицию
В дороге опираться!
- А отправимся мы в экспедицию на подводном спускательном аппарате – батискафе.
Слайд 4.
Он предназначен для наблюдения за рыбами и изучения морского дна.
- Ребята, а какая наука занимается изучением рыб? (ихтиология)
- Значит и мы с вами сегодня побудем ихтиологами.
- Батискаф - маленькая подводная лодка, находясь на которой, вы должны соблюдать определённые правила:
1. Не шуметь.
2. Быть внимательными, активными.
3. Отвечать на вопросы, выполнять предложенные задания.
От чёткого выполнения этих правил зависит успех всей нашей экспедиции.
Бортовым журналом будут служить нам ваши тетради.
Слайд 5.
Наша экспедиция будет проходить под девизом: «Наблюдай и восхищайся, изучай и береги!»
За каждый правильный ответ будет вручаться золотая рыбка.
Итак, начинаем погружение…
Слайд 6.
Слышен шум волн.
4. Работа по теме урока.
А) повторение изученного материала
Слайд 7.
Как здесь красиво!
Давайте вспомним внешнее строение рыб.
Слайд 8.
В данные предложения необходимо вставить пропущенные слова.
Рыбы – это животные, обитающие в ………… . (воде)
Практически у всех рыб…….форма тела. (обтекаемая)
Тело рыбы состоит из головы, туловища и ………. . (хвоста)
Тело рыб покрыто костной ….. (чешуёй)
Кожные железы вырабатывают……. (слизь), которая уменьшает трение рыб при движении в воде.
Органы дыхания рыб……. (жабры)
Органы передвижения рыб……. (плавники)
У рыб различают … и … плавники. (парные и непарные)
Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают с помощью …... (боковой линии).
Рыбы способны быстро менять глубину погружения с помощью …….. (плавательного пузыря).
Восстановим схему развития рыбы.
Слайд 9
Икринка - ? - ? - ? - взрослая особь.
( Икринка - зародыш - личинка - малек- взрослая особь)
Запишем эту схему в наши бортовые журналы.
Из всех ли икринок развивается зародыш? (Нет, икра часто не вся бывает оплодотворённой; много её поедают различные водные животные).
Все ли личинки и мальки выживают? (Нет. Личинки и мальки имеют множество врагов, много их погибает при неблагоприятных условиях среды).
Продолжается наше виртуальное путешествие в водной пучине.
Условия обитания рыб, пища, внешние особенности разные. Учитывая это, учёные предложили особую систематику.
Давайте вспомним, из каких двух классов состоит надкласс рыбы? (хрящевых и костных рыб)
- Представителей каких отрядов мы можем отнести к классу хрящевых? (отряд скатов и отряд акул)
Слайд 10
- На какие виды рыб подразделяется класс костных рыб?
костно-хрящевые (осетровые)
Слайд 11
двоякодышащие
Слайд 12
Кистеперые
- Кистепёрые – это древняя группа рыб. До первой половины 20 века их считали вымершей ветвью позвоночных.
Слайд 13
- А все ли кистепёрые рыбы вымерли более 60 млн. лет назад?» (Латимерия - единственный современный вид из отряда целакантообразных группы кистеперых рыб. Это «живое ископаемое», возможно, самый древний из всех видов животных, ныне обитающих на Земле. Длина до 1,8 м, весит до 95 кг. Живородящая. Очень редка, впервые обнаружена в Индийском океане у побережья Южно-Африканской республики (у Ист-Лондона), а затем в 1952 году у Коморских о-вов, где позднее было поймано еще около 100 особей; в 1992 году латимерию выловили также у побережья Мозамбика. Коморские острова объявили латимерию государственным достоянием).
костистые
Слайд 14
* Физминутка
- Ох, и устали же мы с вами. Давайте немножко отдохнём. Сядьте поудобнее и представьте, что мы с вами находимся не в тесном батискафе под водой, а на лазурном берегу моря.
Слайд 15
Включается музыка.
Расслабьтесь, закройте глаза. Вы спокойны, легкий бриз обдувает ваше лицо, набегающие волны доходят до ваших ног. Шум моря и крики чаек навевают хорошие воспоминания.
Б) Объяснение нового материала
- Итак, мы с вами повторили многообразие рыб, ещё раз поговорили об их систематике. Немаловажное значение имеет и практическое значение рыб в природе и жизни человека, и, конечно, их охрана.
Роль рыб в природе весьма значительна благодаря разнообразию их деятельности и большой численности.
- Давайте в тетрадях запишем схему «Значение рыб в природе и жизни человека»
Значение рыб:
- Регуляция численности водных беспозвоночных.
Слайд 16(1)
- Корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих.
- Звено в целях питания живых организмов.
Слайд 16(2)
- Общий мировой улов рыбы в год равен примерно 50 млн. т. Главная ценность рыбы, как пищевого продукта, в белках.
- Из рыбы получают жир, богатый витаминами, и в особенности витамином Д, который необходим и детям, и взрослым.
- Рыба – богатейший источник витаминов и минеральных веществ: К, Na, P, Mg, S, Cl, Fе, I.
- Рыба может быть рекомендована для диетического питания гипертоникам, больным атеросклерозом, предрасположенным к полноте, страдающим заболеваниями желудка и печени. Особенно питательна печень трески. Калорийность такой рыбы, как сельдь, не уступает калорийности куриных яиц. Ни в коем случае нельзя употреблять в пищу сырую рыбу, так как при этом можно заразиться паразитическими червями, поэтому рыбу употребляют в варёном, жареном, копчёном, солёном, консервированном виде. Из неё можно приготовить множество блюд.
Слайд 16(3)
- Кроме этого, рыбу используют для производства кормовой муки для откорма скота, а из отходов рыбной промышленности изготавливают удобрения.
Слайд 16(4)
- Согласитесь, что роль рыб в жизни человека неоценима. Поэтому их необходимо охранять. Большое значение в сохранении и увеличении численности ценных промысловых рыб имеют рыболовные заводы, на которых производят искусственное оплодотворение икры и выращивание мальков.
- Откройте учебник на стр.140, давайте вместе рассмотрим рисунок 216 «Инкубирование икры и выращивание мальков».
- Молодцы, ребята. Вы сегодня очень активно работали на уроке, были внимательны к жизни рыб. Экспедиция подходит к концу и нам пора возвращаться.
Слайд 17
Шум волн
5. Итог урока и задание на дом.
- Ну вот мы снова на суше.
Слайд 18
- Вам понравилась экспедиция?
- Какие открытия для себя вы сделали?
- Каково же значение рыб в природе и жизни человека?
- Давайте посчитаем, сколько у вас получилось золотых рыбок?
Выставление оценок за урок
Слайд 19
Задание на дом: п. 33 вопросы 1-7 стр. 142
Кто больше всех вспомнит о рыбах: песен, стихов,
рассказов, мультфильмов, кино.
- Ребята, я рад, что вы на уроке испытали радость познания нового.
О рыбах много знаем мы,
И в то же время мало;
И нужно всем: и вам, и нам,
Чтоб их побольше стало!
На этой оптимистической ноте мы и закончим наш урок.
Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии 6 класса "Строение семяни однодольных и двудольних растений"
Урок предназначен для учеников 6 класса с использованием информационных технологий....
Химический состав клетки Урок-контроль биология 6 класс
Химический состав, органические вещества, неорганические вещества, минеральные соли, белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты....
Конспект урока по биологии на тему _Деление клетки. Митоз_ (10 класс)
Сформировать знания о митозе, процессах, происходящих в различные периоды митотического цикла и понимание его биологического смысла их роли в передаче наследственной информации и значении деления клет...
Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение.
Конспект урока по биологии на тему Класс насекомые. Общая характеристика, их строение....
конспект урока по биологии 8 класс
Конспект урока биологии по теме "Внешнее строение и приспособления к полету" 7 класс...
Конспект урока по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"
Урок- исследование по биологии в 5 классе по теме "Бактерии"...