Сборник задач Для учащихся учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля
материал по теме

Сухачева Галина Михайловна

Данный сборник  задач составлен на основании образовательного стандарта по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» ОСТУ ПО 02-37.14-2000.

В настоящем сборнике приведены задачи, кроссворды, занимательные, познавательные и проблемные вопросы  по предметам: русский язык и литература, история, математика, химия, физика с учетом профессионального направления по профессиям «Автомеханик» и «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Основная цель данного сборника - закрепить знания учащихся, полученные ими при изучении предметов, научить использовать знания в решении практических вопросов, в первую очередь, связанных с сельскохозяйственным производством.

Задачи составлены так, что, решая их, учащиеся реально представляют устройство и принцип работы сельскохозяйственных машин, учатся эффективно использовать сельскохозяйственную технику и технологию сельскохозяйственного производства. Использование этих задач развивает у учащихся любознательность, способность наблюдать явления в окружающем мире, умение объяснять их на основе полученных знаний по физике, химии, математике; правильности  написания и произношения слов, используемых в технике, в сельском хозяйстве. Решение  этих задач привлекает внимание и интерес даже самых слабых учащихся, способствует совершенствованию профессионально важных качеств и профессионально значимых умений; логическое мышление, способность концентрировать внимание, развивать память, рационально использовать рабочее время, творчески подходить к работе, умение сосредоточиться, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gou_npo_pu.doc376 КБ

Предварительный просмотр:

            ГОУ НПО ПУ №22

             

Сборник задач

Для учащихся  учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля

с. Екатеринославка

2009 г

Сборник задач, занимательных и познавательных вопросов, кроссвордов разработан группой преподавателей ГОУ НПО ПУ 22.

Русский язык

Щербакова Е.В.

      Тесля Т.В.

История

Аверин А.В.

Математика

Шувалова Т.В.

Физика

Сухачева Г.М. – руководитель группы

Химия

Худорба Н.П.

Консультанты:

Зам директора по ООП ПУ-22  - Долгая Л.А.

Главный ведущий специалист департамента образования Амурской области – Жилевская В.А.

Предисловие

Данный сборник  задач составлен на основании образовательного стандарта по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» ОСТУ ПО 02-37.14-2000.

В настоящем сборнике приведены задачи, кроссворды, занимательные, познавательные и проблемные вопросы  по предметам: русский язык и литература, история, математика, химия, физика с учетом профессионального направления по профессиям «Автомеханик» и «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».

Основная цель данного сборника - закрепить знания учащихся, полученные ими при изучении предметов, научить использовать знания в решении практических вопросов, в первую очередь, связанных с сельскохозяйственным производством.

Задачи составлены так, что, решая их, учащиеся реально представляют устройство и принцип работы сельскохозяйственных машин, учатся эффективно использовать сельскохозяйственную технику и технологию сельскохозяйственного производства. Использование этих задач развивает у учащихся любознательность, способность наблюдать явления в окружающем мире, умение объяснять их на основе полученных знаний по физике, химии, математике; правильности  написания и произношения слов, используемых в технике, в сельском хозяйстве. Решение  этих задач привлекает внимание и интерес даже самых слабых учащихся, способствует совершенствованию профессионально важных качеств и профессионально значимых умений; логическое мышление, способность концентрировать внимание, развивать память, рационально использовать рабочее время, творчески подходить к работе, умение сосредоточиться, трудолюбие, усидчивость, самостоятельность.

Структура сборника:

  1. Раздел – Русский язык и литература

Задания составлены на основе программы по русскому языку и литературе с учетом сельскохозяйственного профиля. С помощью данных заданий повторяются и обобщаются орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка. Основная задача раздела – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися основами знаний современного русского языка и применение этих знаний в жизни, в профессии.

  1. Раздел – История.

Данные предметные вопросы составлены на основе рабочей программы по курсу: «История России с древнейших времен до  наших дней» и «Обществознание», утвержденными 06.02.2006г зам директора по УПР.

Цель данного раздела – развитие у учащихся умений формировать проблемы и предлагать пути их решения; находить и  прослеживать взаимосвязь и взаимозависимость знаний по предметам гуманитарного цикла и получаемой специальностью.

  1. Раздел – Математика

В раздел включены задачи по алгебре, анализу и геометрии. Задачи  предлагаемого сборника квалифицированы по двум направлениям:

а) задачи практического содержания, предназначенные для повышения математического уровня знаний учащихся;

б) прикладные задачи.

Все задачи по математике с профессиональным направлением, они могут быть применены и в работе со всем классом, и для индивидуальной работы с определенными учениками, и в качестве творческих заданий для учащихся, проявляющих интерес к математике и ее приложениям.  Одни взяты из школьных учебников, другие составлены преподавателем или совместно с учащимися, либо заимствованы из других книг и пособий.

Для того чтобы было легче ориентироваться в характере задач применяются  следующие обозначения:

* -  этим знаком отмечены задачи повышенной сложности,

0 -  таким знаком отмечены задачи, которые имеют указание в ответе.

 Раздел – Физика                                         

   

    Данный раздел задач физики составлен с учетом профессиональной направленности и содержит проблемно-качественные и расчетные задачи, с помощью которых повторяется и обобщается пройденный материал.

    Цель раздела разработанного в соответствии с программой, заинтересовать учащихся, развивать у них любознательность, способность наблюдать физические явления в технике, умение объяснить их на основе знаний физики, формировать познавательный интерес к физике и технике, осознанность мотивов учения и сознательность в выборе профессии.

    При решении задач у учащихся развиваются профессионально-важные качества: внимание, зрительная память, логическое мышление, точность воспроизведения.

    Основная задача раздела – обучение с профессиональной направленностью, единых  научных понятий, умений и навыков, использование общей терминологии, единиц измерения, обучение, наглядности. Реализация данной задачи характеризуется  глубоким изучением тех разделов, которые лежат в основе технологических процессов, принципа действия машин, механизмов, средств автоматизации. Усвоение профессионально значимых  качеств позволит учащимся быстро разобраться в реальных технологических процессах и опираться на эти знания в конкретных производственных условиях. Отсутствие дидактических сборников с профессиональной направленностью требуют от преподавателя систематизировать содержание учебного материала с учетом  профессионально значимых знаний. Это позволяет более продуктивно использовать память учащихся, освобождает их от запоминания частных сведений, а опирается на конкретные взаимосвязанные понятия, которые позволяют формировать у учащихся знаний о фундаментальных свойствах различных материалов, предметов труда, принципов действия, сущности производственных процессов. Осуществлению профессиональной направленности в процессе преподавания курса физики служат задачи с производственным содержанием. В задачах используется  конкретный известный учащимся материал профессионально-технического характера. Все задачи составлены по темам курса физики.

   

  1. Раздел – Химия

В раздел включены задачи с профессиональным содержанием, которые обеспечивают более глубокое и полное усвоение учебного материала и вырабатывают умение самостоятельно применять приобретенные знания, осуществляют  связь обучения с жизнью, повышают интерес учащихся к изучению предмета.

Задачи проклассифицированы  по основным разделам неорганической, органической химии, а также раздела региональный компонент «Химия в сельском хозяйстве».

Данный методический материал разработан и опробован в ГОУ НПО ПУ№22 с. Екатеринославка  и рекомендован методическим советом для использования в учебном процессе.

                   IV Раздел Физика.

Механика

1. Изменится ли сопротивление качания трактора, если уменьшится давление воздуха в шинах? Если изменится, то каким образом? Верно ли это для автомобиля, движущегося по асфальту?

 2. По дороге с одинаковой скоростью двигаются трактор МТЗ-82 и автомобиль ГАЗ-53 с грузом. Им дан сигнал остановки. Какая из машин остановится раньше, автомобиль или трактор?

3. Планка мотовила может подводить стебли к ножу в том случае, если ее окружная скорость не менее чем 1,2 раза выше поступательной скорости комбайна. Почему необходимо такое превышение? В каком случае оно должно быть больше: при малой или большой скорости комбайна?

4.  Влияет ли скорость движения ножа режущего аппарата жатки на качество работы?

5. Как нужно установить тракторный стогометатель во время ветреной погоды: против ветра или навстречу ему?

6. Какая физическая закономерность должна выполняться в любой момент времени при работе напильником, чтобы опиливание было равномерным?

7. Каково должно быть соотношение между движущей силой автомобиля и силой сцепления его ведущих колес при буксировании?

8. Известно, что при транспортировке грузов трактор с места на первой передаче, затем переключают на вторую. Объясните необходимость такого переключения.

9. Когда вероятность опрокидывания трактора с навесными орудиями больше: в момент подъема орудий или когда они находятся в транспортном положении?

10. В какой части воздухоочистителя трактора проявляется действие силы, соответствующей частицам пыли центростремительное ускорение при всасывании? Какие (по величине) частицы попадают в пылесборник, а какие в отстойник? Почему?

11. При подходе к светофору автомобиль уменьшил скорость с 43,2 до 28,8км/ч за 8 секунд. Определите ускорение и длину тормозного пути.

12. Автомобиль движется по горизонтальному асфальтированному шоссе со скоростью 72км/ч. Определить тормозной путь негруженого и груженого автомобиля, зависит ли он от нагрузки,  при полном торможении (машина идет юзом)?

13. На токарном станке обрабатывается вал. Мощность, развиваемая двигателем станка, 3кВт. Какая совершается при этом работа, если на обработку вала уходит 2 мин?

14. Автомобиль массой 2000кг движется по горизонтальной дороге со скоростью 72км/ч, сила сопротивления движению составляет 0,05 его веса. Определите, какую мощность развивает при этом двигатель.

15. Шофер автомобиля выключает двигатель и начинает тормозить в 20м от светофора (дорога горизонтальная). Считая силу трения колес о дорогу равной 4000Н, найдите, при какой наибольшей скорости автомобиль  успеет остановиться перед светофором, если масса 1,6т.

16. Шофер выключил двигатель автомобиля при скорости 72км/ч. Пройдя после этого 34м, автомобиль остановился. Чему равна кинетическая энергия автомобиля в момент выключения двигателя, если сила трения колес о дорогу равна 5880Н? Какова масса автомобиля?

17. Какова скорость движения автомобиля, если его колеса радиусом 30см делают 600 оборотов в минуту?

Молекулярная физика. Тепловые явления.

18. Может ли засорение отверстия в крышке топливного бака стать причиной прекращения подачи топлива в систему питания двигателя?

19. Какая из машин скорее начнет буксовать на грунтовой дороге во время дождя – трактор или автомобиль?

20. Что целесообразнее сделать перед началом работы на тракторе: немного не докачать воздух в камере шин или перекачать его?

21. На поршнях карбюраторных двигателей ставят 3-4 компрессионных кольца, в дизельных двигателях число колец увеличивают. Почему?

22. Какие почвы имеют большую удельную теплоемкость: вспаханные или невспаханные?

23. Почему во время работы двигателей внутреннего сгорания температура воды в радиаторах повышается?

24. Почему шатунные подшипники автомобилей иногда плавятся?

25. Почему мощность двигателя при наличии глушителя уменьшается?

26. Какой клапан чаще заменяют: впускной или выпускной?

27. Почему трудно отвинтить гайку, бывшую длительное время туго завинченной, хотя она выполнена из нержавеющей стали?

28. Правила безопасности требуют, чтобы при открывании горловины радиатора автомобиля, водитель стоял с подветренной стороны, защищая руки и лицо. Чем вызвано это требование?

29. В какой период года глубина культивации почвы должна быть больше, в засушливый или сырой?

30. Когда производят боронование паров,  до дождя или после?

31. Существует мнение, что в осеннее время года засуха не опасна, так как ночью температура значительно уменьшается. Почему резкий перепад температуры уменьшает опасность засухи?

32. Комбайнеру необходимо заранее знать, можно ли будет убирать хлеб завтра рано утром (не будет росы). По радио передали, что вечером t воздуха была 180С, относительная влажность воздуха 60%, а утром t воздуха будет 100С. Какое решение он должен принять?

33. Определить давление в цилиндре двигателя автомобиля в конце такта сжатия при температуре смеси 573К. Давление в конце всасывания принять равным 8∙104Па, а начальную температуру 300К.

34. В цилиндре емкостью 10литров под поршнем находится воздух, давление которого 100мм.рт.ст., относительная влажность 70%, давление насыщенного пара 18мм.рт.ст. Каким станет давление воздуха в цилиндре, если его объем при той же температуре уменьшится в 10 раз?

35. В какое время года КПД трактора выше? Почему?

36. Почему преждевременное зажигание может быть причиной детонации?

37. Из-за отсутствия дизельного топлива тракторист решил использовать бензин. Каковы последствия такой замены?

38. Одинаковыми ли делают диаметры поршней теплового двигателя в верхней и нижней их частях?

39. Почему во время работы двигателей внутреннего сгорания температура воды в радиаторах повышается?

40. Чем объяснить, что при работе теплового двигателя во время больших нагрузок в выхлопной трубе появляется черный дым?

41. Емкость системы охлаждения трактора 60л. На сколько увеличилась внутренняя энергия воды в системе, если ее начальная температура была 150С, а затем достигла 850С?

42. Трактор К-700 массой 12т, идущий со скоростью 3,6км/ч, остановлен тормозам. Какое количество теплоты выделится при этом в тормозах?

43. Подсчитайте, какая работа будет совершена за рабочий ход поршнем двигателя ЗИЛ-66 без предварительного сжатия, если начальная температура горючей смеси равна 270С, при конечном сгорании температура равна 19000С.

Давление перед воспламенение Ро=9,8∙104Па. Рабочий объем цилиндра V=0,00053м2. Считать, что давление во время движения поршня изменяется равномерно.

44. Вычислите КПД трактора МТЗ-83, если температура горючей смеси в двигателе 2500С, а в окружающее пространство газ выходит с температурой 300С.

45. Трактор за 8 часов вспахивает поле площадью 2га при захвате лемехов l=1,2м и сопротивлением почвы Fтр=17640Н. Определить мощность трактора, если его КПД 80%.

46. Чем больше сжимается горючее в цилиндре карбюраторного двигателя, тем больше его мощность. Однако на практике объем горючей смеси в таком двигателе уменьшается в 7-9 раз. Чем это объяснить?

47. Тепловые двигатели большей мощности имеют больше кпд. Почему?

48. Почему у многоцилиндрового двигателя шейки кривошипов коленчатого вала не лежат в одной плоскости?

49. Для чего нужно охлаждать и как охлаждается двигатель внутреннего сгорания?

50. В чем преимущество многоцилиндрового перед одноцилиндровым?

51. Почему в многоцилиндровом двигателе рабочие такты во всех цилиндрах совершаются не одновременно?

Основы электродинамики.

52. Почему во время грозы  не рекомендуется быстро ехать на автомобиле?

53. В кабине бензовоза имеется надпись «При наливе и сливе горючего, обязательно включите заземление». Почему следует выполнять это требование?

54. Тракториста застала сильная гроза. Стоит ли ему оставаться в кабине трактора или лучше отойти от него?

55. С какой целью при перевозке горючей жидкости в автоцистернах устраивают заземление?

56. В тракторе было включено параллельно три осветительные лампочки, затем одна из них перегорела. Изменится ли накал двух других?

57. Будет ли изменяться напряжение на клеммах аккумулятора, если увеличивать число параллельно подключенных к нему потребителей?

58. Когда стартер быстрее заводится летом или зимой? Объясните почему?

59. При импульсной зарядке аккумулятора сила тока может быть более 1000А. Почему нельзя заряжать аккумуляторы постоянным током такой величины?

60. Правила техники безопасности предупреждают, что нельзя ввертывать лампы, не рассчитанные на номинальное напряжение. Почему?

61. Сопротивление всех электрических потребителей автомобиля ГАЗ-53 составляет 2Ом. Сопротивление обмотки генератора – 0,25Ом. Подсчитать напряжение во внешней цепи, если ЭДС генератора 14В. Каким будет напряжение во внешней цепи, если останутся включенными только две лампочки сопротивлением 6Ом каждая?

62. Двигатель автомобиля заводится стартером от аккумулятора. Стартер потребляет очень большой ток, поэтому во избежание порчи аккумулятора, его можно включать не более чем на 15 сек. Какое количество электричества пройдет через стартер, если он включается на 15 сек и потребляет ток 300А?

63. Автомобильный стартер за 10с работы потребляет 6,0∙104Дж. Какова сила тока, проходящего через стартер во время запуска двигателя, если напряжение на его клеммах 12В?

64. Для чего в северных районах увеличивают крепость электролита свинцовых аккумуляторов?

65. В правилах по эксплуатации аккумуляторов указывается, что стартер следует включать на 5-10с, а если он не заводится, то выждать 20-30с, а затем  повторить включение. Чем объяснить это требование?

66. Во время хранения аккумуляторов при положительной температуре их необходимо периодически подзаряжать, а при температуре ниже нуля подзарядка не требуется. Чем объяснить эти требования?

67. Из-за неисправности в системе зажигания карбюраторный двигатель работает с перебоями. Какова причина перебоев? Как можно их устранить?

68. Заряжается аккумулятор, происходит электрическое покрытие хромом поршневых колец, выделяется рафинированная медь, никелируется изделие, оксидируется алюминиевая пластина конденсатора. Что общего в этих явлениях?

69. В поддоне двигателя трактора имеется  спускное отверстие для слива масла, в которое ввинчивается намагниченная пробка. С какой целью намагничивают пробку?

70. Необходимо вращение электродвигателя изменить на противоположное. Укажите два пути решения этой проблемы.

71. Определите, какой энергией обладает магнитное поле бобины перед началом размыкания, если сила тока в обмотке 4А, а индуктивность катушки 0,07Гк.

72. Необходимо зарядить свинцовые аккумуляторы, но не видно надписи полюсов. Как определить полярность, если имеются магнитная стрелка или компас, проводники, реостат?

73. Ток, проходящий на холостом ходу через обмотки автомобильного стартера,  равен 80А, а при полном торможении 650А. Чем объяснить такую разницу в токах?

74. В первичной обработке системы зажигания карбюраторного двигателя сила тока изменяется с 4 до 0 примерно за 0,001с. Определите индуктивность катушки, если в ее первичной обмотке создается ЭДС самоиндукции, равна 300В.

75. Если двигатель не работает, то сила тока в первичной обмотке бобины достигает 4А. при скорости вращения двигателя 2000об/мин ток снижается 2А. Объясните, почему уменьшается ток?

76. Когда сила тока в стартере больше – в момент раскручивания или, когда он «наберет» обороты?

77. Определите, какой энергией обладает магнитное поле бобины перед началом размыкания, если сила тока в обмотке 4А, а индуктивность катушки 0,07Гн.

78. Какой ток целесообразнее использовать во вторичной цепи системы зажигания: ток, возникающий в момент замыкания или размыкания первичной цепи?

Колебания и волны.

79. Уравнение движения ножа сенокосилки  Х= 5 ∙sin40∙t. При какой фазе прекратится качественный срез, если известно, что скорость ножа должна быть не меньше скорости движения косилки. Трактор тянет косилку со скоростью 5,4км/ч.

80. Будет ли достигаться качественный срез пшеницы ножами жатки при частоте колебаний 10Гц и фазе 300, если комбайн идет по полю со скоростью 7,2км/ч, а скорость ножа должна быть не менее скорости комбайна. Уравнение колебаний Х=5 ∙ sinW ∙t

81. Во время работы трактора водитель совершает колебания частотой 3 Гц. Масса  тракториста 70кг. Какова жесткость пружины сидения?

82. Жесткость рессор автомобиля ГАЗ-52  5∙106н/м. Выдержат ли рессоры, если автомобиль будет двигаться по загону с грузом со скоростью 54км/ч, а на пути через каждые 150см будут встречаться бороздки. Масса автомобиля 6900кг.

83. Почему по достижении определенной скорости автомобиль начнет дрожать? Что должен сделать шофер, чтобы предотвратить это?

84. Клапаны пружины в тепловых двигателях делают с переменным шагом. Почему?

85. Почему в веялках-сортировках резонанс практически невозможен?

86. Можно ли первичную цепь системы зажигания считать колебательным контуром?

87. Как шоферы и трактористы определяют нормальную работу двигателя по звуку? Каким образом?

88. Тональность сигнала в автомобиле регулируется изменением упругости мембраны. Как зависит высота тона от упругости мембраны?

89. Звуки, издаваемые при работе двигателей, вредны и с ними борются, устанавливая глушители. Почему?

90. Опытные шоферы оценивают давление воздуха в баллоне колеса автомашины по звуку, получаемому при ударе о баллон металлическим предметом. Как зависит звук, издаваемый баллоном от давления воздуха в нем?

                     Оптика.

91. Осевые и поперечные разметки на дороге наносятся белой краской. Почему?

92. Какая почва лучше прогревается солнечными лучами, сухая или влажная?

93. Почему поверхность отражателя фары необходимо содержать в чистоте?

94. С какой целью отражатель фары покрывают тонким слоем серебра, хрома, а затем полируют?

95. Песок, дерево, земля кажутся более темными, если они смочены. Почему?

96. Почему луч света прожектора хорошо виден в тумане, хуже в ясную погоду?

97. С чем связано разнообразие для окраски различных предметов, освещенных одним и тем же источником, ведь эти предметы освещены светом одного состава?

98. Объясните радужную окраску некоторых автомобильных стекол. Будут ли меняться цвета радуги, если рассматривать стекло под разными углами?

99. Почему в свете фар автомобиля лужа на асфальте ночью кажется водителю темным пятном?

100. Выпуклые зеркала искажают форму предметов. Почему же рядом с кабинами водителей их устанавливают?

                  Квантовая физика

101. Чем объяснить выцветание красок от солнечного света?

102. Почему в засушливых районах при  обильном внесении в почву азотных удобрений растениям вместо пользы наносят вред?

103. Почему южные растения не могут развиваться на севере?

104. Известно, что злаковые растения во время поспевания белеют. Почему?

105. Почему растения ночью выделяют углекислый газ, а днем кислород?

Ответы

1. Да, изменится. При уменьшении давления увеличится сопротивление качения.

2. трактор.

3. Скорость мотовила относительно земли должна быть больше нуля. При малой скорости комбайна окружная скорость мотовил выше.

4. Влияет. С возрастанием скорости машины, при Vн = const качество среза ухудшится.

5. Против ветра.

6. Момент силы правой руки  равен моменту силы левой руки.

7. Fдв = Fсц.

8. При трогании с места приходится преодолевать силу трения покоя и сообщать ускорение, для чего потребуется большая мощность.

9. В момент подъема орудия.

10. В верхней, в месте закручивания всасываемого воздуха. В пылесборник попадают крупные частицы.

11. а = -0,5м/с2;  l = S 80м.

12. S = , тормозной путь груженой машины меньше, если учесть, что при этом увеличивается коэффициент трения.

13. 360кДж

14.20кВт

15. 36км/ч

16.200кДж; 1000кг.

17. ≈ 19м/с.

18. Да, может. Засорение отверстия приводит к падению давления воздуха в баке. Нарушается условие подачи топлива. Ратм< Рв+ Рт.

19. Автомобиль. В шинах автомобиля давление больше и уменьшается сила сцепления.

20.Лучше не докачать. Давление повысится во время езды (воздух будет нагреваться).

21. В дизельном двигателе давление воздуха при сжатии и во время рабочего хода значительно больше, чем в карбюраторном.

22. Большую удельную теплоемкость имеют невспаханные почвы, так как в них содержится меньше воздуха.

23. Жидкость омывает более нагретые части двигателя, забирает часть тепла и нагревается, так как температура сгорания рабочей смеси в цилиндрах  двигателя достигает 25000. Температура  охлаждающей жидкости должна быть в пределах 80-900С.

24. При плохой смазке создается большое трение, механическая энергия переходит во внутреннюю.

25. Глушитель затрудняет выход газов, поэтому их давление в момент выхлопа возрастает. В результате уменьшается полезная работа поршня, а следовательно и мощность самого двигателя.

26. Выпускной, так как выше температура выхлопных газов.

27. Происходит своеобразная сварка поверхностей металла вследствие диффузии.

28. Водитель может получить ожог паром или брызгами воды из системы охлаждения двигателя.

29. В засушливый период – наибольшая глубина. В сырое время года культивацию проводят на большую глубину, чтобы улучшился доступ воздуха к корням растений и уничтожились сорняки.

30. Боронование паров производят после дождя, чтобы нарушить капиллярность верхнего слоя и сохранить в ней влагу.

31. Утром часто выпадает роса, поэтому влага испаряется меньше. В отдельные дни часть воды из воздуха переходит в почву.

32. Р1< Р2. Хлеб убирать можно.

33.  15,28 ∙104Па.

34.  892мм.рт.ст.

35. В летнее, так как меньше затрачивается энергии на рассеивании тепла и легче поддерживать нормальную вязкость масла.

36. Детонация возникает в областях с большим давлением и высокой температурой. Ранее зажигание приводит к образованию таких областей близ поршня в результате быстрого давления навстречу друг другу поршня и пламени горящей рабочей смеси.

37.   Вследствие быстрого сгорания бензина возникает детонация, что приведет к потере мощности и быстрому износу поршня, колец и цилиндра.

38. В верхней части диаметр меньше. В момент работы двигателя она нагревается сильнее и диаметры становятся примерно одинаковыми – поршень в виде усеченного конуса приобретает форму цилиндра.

39. Система охлаждения проходит через блок двигателя и забирает тепло и охлаждает двигатель.

40. Основная причина – неполное сгорание топлива. Одной из причин может быть детонация. При высоких температурах возможно так же сгорание масла и от недостатка воздуха получается «богатая» смесь.

41.   1930кДж

42.   6кДж.

43.   900Дж

44.   42%

46. При большом сжатии может произойти воспламенение горючей смеси еще до того, как поршень дойдет до «мертвой точки». Кроме того, большую опасность представляет детонация («взрывное» сгорание), при которой резко возрастает скорость горения.

47. Так как меньше затрачивается на механические потери и рассеивании в пространстве.

48. Потому, что одновременно в разных цилиндрах осуществляются разные такты.

49. Сгорание топлива в двигателе сопровождается выделением большого количества теплоты и повышении температуры до 1800-20000С. Поршень двигателя изготовлен из материала с большим коэффициентом теплового расширения, чем цилиндр. При перегреве поршень может «заклиниться» в цилиндре. Чтобы этого не произошло, в двигателях применяют принудительную систему охлаждения.

50. Увеличена мощность.

51. Потому, что одновременно в разных цилиндрах осуществляются разные такты.

52. Происходит электризация автомобиля при мощном потоке воздуха.

53. Заземление необходимо, чтобы заряды, образующие при трении  слоев жидкости «уходили» в землю, предотвращается искра.

54. Во время грозы трактористу лучше остаться в тракторе, так как при попадании молнии в трактор, заряды распределяются по его поверхности, а  затем постепенно «уйдут» в землю.

55. Для снятия статического заряда, возникающего при трении жидкости во время движения. Заземление выполняют с помощью металлической цепочки, касающейся  дороги.

56. Накал возрастает, так как увеличится внешнее сопротивление, а значит, и напряжение на этом сопротивлении.

57. Будет. Общее напряжение складывается из напряжения на внешней и внутренней частях цепи. При увеличении нагрузки общее сопротивление внешнего участка уменьшится, поэтому уменьшится и напряжение, тогда как на внутреннем участке сопротивление возрастает.

58. Летом. Зимой увеличивается вязкость электролита, увеличивается внутреннее сопротивление, уменьшается напряжение, а значит и ток.

59. При такой зарядке внутреннее сопротивление возрастает во много раз, внутренние слои не прорабатываются.

60. Нельзя ввертывать лампы, рассчитанные на меньшее напряжение, так как пойдет большой ток и волосок быстро сгорит. Пока лампа будет гореть с перекалом нити, разогреется газ и может произойти взрыв.

61. u1= 12,4В     u2= 12,8В

62. 4500Кл

63. 500А

64. С увеличением крепости электролита, уменьшается его температура замерзания.

65. При работе стартера идет большой ток. В результате через короткое время сопротивление электрода резко возрастет, а сила тока уменьшится. После 15-20с плотность электролита вследствие диффузии выравнивается.

66. При положительной температуре происходит самозаряд аккумулятора, уменьшается вязкость электролита и плотность в нижних и верхних слоях различна. В результате между ними проходит ток. При низких температурах это не проявляется.

67. На свечах образуется нагар. Нужно использовать дополнительный искровой промежуток и освободиться от нагара или поменять свечу.

68. Электролиз.

69.Пробку намагничивают для того, чтобы на ней собирались намагничивающиеся частицы, попадающие в масло. Вывинтив пробку, частицы удаляют.

70. 1. Изменить направление тока в индукторе на противоположное.

      2. Изменить направление тока в якоре на противоположное, а в индукторе оставить прежним.

72. Следует соединить полюсы проводников с включенным  реостатом, поднести к проводнику магнитную стрелку. По отклонению стрелки можно определить направление тока в проводнике, пользуясь правилом буравчика и определить полярность.

73. С увеличением скорости вращения якоря в обмотке появляется встречная ЭДС, которая приводит к уменьшению силы тока, а при полном торможении встречная ЭДС равна нулю.

74. 0,075Гн

75. Сила тока снижается из-за наличия ЭДС самоиндукции замыкания, вызванной разрывом цепи прерывателем.

76. В момент раскручивания, когда ЭДС самоиндукции близка к нулю.

77.   0,56Дж.

78. В момент замыкания цепи ЭДС самоиндукции, согласно правилу Ленца, направлена  противоположно направлению первичного тока в обмотке; в момент размыкания первичной цепи ЭДС индукции совпадает по направлению с током. Поэтому во вторичной обмотке возникает наибольшее напряжение в момент размыкания первичной цепи. Оно и нужно для  устойчивости искры между электродами свечи.

79. фаза ≈ 410

80. Будет. υ = 5ω cos   ;   ω = 2 πν;   υ= 2,7м/с  

81. Жесткость пружины k= m ω2;        ω = 2 πν;     k =2,5 ∙104Н/м.

82. k=2,7∙106Н/м. Не выдержат.

83. Автомобиль начинает дрожать при совпадении частоты собственных колебаний с числом оборотов коленчатого вала. Необходимо изменить скорость движения автомобиля.

84. Для превращения резонанса. Во время возникновения вибрации витки с меньшим шагом смыкаются и выключаются из работы, в результате чего частота  собственных колебаний пружины  изменяется, и резонанс не наступает.

85. Решетные станы колеблются в противофазах и результат вынужденных колебаний близок к нулю.

86. Можно.

87. При нормативном  режиме число оборотов двигателя приблизительно постоянно, поэтому поддерживается одинаковой высоты тон звука при его работе. Изменение режима нарушает высоту тона, что воспринимается на слух.

88. С возрастанием упругости растет высота тона, тон зависит от натяжения мембраны: чем сильнее она натянута, тем частота колебаний выше, а, следовательно, выше и тон звукового сигнала.

89. Звуки, создаваемые двигателями однообразны. Они действуют на одни и те же клетки коры головного мозга, вызывая утомление или даже разрушения ее клеток.

90. Чем больше давление в баллоне, тем выше тон.

91. Белый цвет отражает большее  количество  лучей и поэтому хорошо виден.

92. Влажная.

93. Увеличивается отражательная способность зеркал.

94. Для получения высокого коэффициента отражения.

95. Поверхность  шероховатая, поэтому  отраженный свет оказывается рассеянным.

96. Луч света виден в тумане, так как свет отражается (рассеивается) между мелкими каплями воды.

97. Разнообразие окраски связано с различием в коэффициентах отражения, пропускания и рассеивания.

99. Поверхность лужи отражает свет зеркально. Отраженный свет практически полностью направлен от водителя, асфальт, имея шероховатую поверхность, отражает свет диффузно, поэтому часть света от асфальта попадает в глаз водителя.

100. Выпуклые зеркала имеют широкую область обзора.

101. Краски окисляются кислородом под действием света.

102. Активизируется фотосинтез, что требует большего количества света и влаги – в конечном счете, растения пересушиваются.

103. Мало квантов света с большой энергией. Реакция фотосинтеза зависит от длины волны света.

104. Перестает образовываться хлорофилл.

105. В дневное время выделившийся углекислый газ под воздействием фотонов вступает в реакцию с водой, с образованием глюкозы  и кислорода.

Занимательные задания

Электродинамика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

По горизонтали:

1 – электрический прибор для измерения различных величин методом сравнения их с образцовой мерой; 3 – единица измерения магнитной индукции; 6 – двухэлектродный вакуумный или полупроводниковый прибор; 8 – единица измерения индуктивности; 9 – одна из характеристик магнитного поля; 10 – вещество, у которого температура в сверхпроводящее  состояние 0,8К; 11 – примесь в полупроводнике, способная отдавать электроны в зону проводимости; 12 – единица измерения электрической мощности.

По вертикали:

2 – греческая буква, обозначающая поверхностную плотность заряда; 3 – трехэлектродная электронная лампа; 4 – химический элемент, полупроводник; 5 – французский физик, один из основоположников электродинамики; 7 – один из видов разряда между электродами

Ответы:

По горизонтали: 1 – Мост. 3 – Тесла. 6 – Диод. 8 – Генри. 9 – Поток. 10 – Уран. 11 – Донор. 12 – Ватт.

По вертикали: 2 – Сигма. 3 – Триод. 4 – Селен. 5 – Ампер. 7 – Искра.

Электродинамика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

По горизонтали:

5 – французский ученый, который ввел в физику понятие «электрический ток» и установил закон взаимодействия электрических токов; 6 – характеристика магнитного поля; 7 – любая замкнутая электрическая цепь; 9 – единица электрической мощности, названная в честь английского изобретателя; 10 – добавочное электрическое сопротивление, включаемое параллельно участку  электрической цепи; 13 – система двух точечных электрических зарядов, равных по модулю и противоположных по знаку; 14 – трехэлектродное  полупроводниковое устройство; 15 – вещество, удельное электрическое сопротивление которого 0,10-0,14мкОм∙м.

По вертикали:

1 – потребитель электроэнергии; 2 – деталь электродвигателя; 3 – устройство, в котором используется электронно-лучевая трубка; 4 – прибор для измерения электрического напряжения; 7 – отрицательный электрод; 8 – вещество, у которого температура перехода в сверхпроводящее состояние 4,1К; 11 – вакантное место с недостающим электродом в полупроводнике, образующееся при разрыве атомных связей; 12 – участок поверхности намагниченного тела, на котором перпендикулярная составляющая намагниченности отлична от нуля.

Ответы:

По горизонтали: 5 – Ампер. 6 – Поток. 7 – Контур. 9 – Ватт. 10 – Шунт. 13 – Диполь. 14 – Триод. 15 – Сталь.

По вертикали: 1 – Лампа. 2 – Якорь. 3 – Телевизор. 4 – Вольтметр. 7 – Катод. 8 – Ртуть. 11 – Дырка. 12 – Полюс.                     

Связь профессионально значимых вопросов курса физики с изучением устройства двигателей внутреннего сгорания.

Вопросы курса физики

Информационные фрагменты темы

Температура. Абсолютная температура.

Температура при воспламенении горючей смеси, выхлопных газов, масла, воды в системе охлаждения.

Тепловое равновесие.

30-40% теплоты, выделившейся при сгорании топлива, идет на нагревание деталей двигателя. Если эту теплоту не отводить от деталей, то нарушится нормальная работа двигателей. Последний надежно работает при равновесии между теплотой, поступающей на детали и отдаваемой окружающей среде.

Изменение давления газа при измерении температуры. Закон Шарля (изохорический процесс)

а) Давление повышается за счет увеличения температуры при сгорании горючей смеси в цилиндре двигателя внутреннего сгорания. Вспышка происходит мгновенно, поэтому можно считать, что объем постоянный.

б) Увеличение давления воздуха в баллонах колес автомобиля при нагревании их от длительной езды.

Изменение давления газа при изменении объема

а) Степень сжатия показывает, во сколько раз уменьшается объем топливно-воздушной смеси в цилиндре карбюраторного двигателя или воздуха в цилиндре дизельного двигателя при перемещении поршня от нмт до вмт. Можно ли считать, что происходящее при этом сжатие газа подчиняется закону Бойля-Мариотта?

б) При такте сжатия в двигателе  внутреннего сгорания объем уменьшится в 6-7 раз и более, а давление возрастет до 1 МПа и более. Почему давление растет быстрее, чем происходит уменьшение объема?

Адиабатический процесс (возрастание температуры газа при резком сжатии)

При сжатии в цилиндрах дизельного двигателя температура увеличивается настолько, что впрыскиваемое через форсунку топливо самовоспламеняется.

Изменение давления газа при изменении его объема. Изменение внутренней энер-гии и температуры газа.

При рабочем ходе поршня объем увеличивается, а давление уменьшается. То же происходит и при выпуске газа. Можно ли считать эти процессы изометрическими? Применим ли к ним закон Бойля – Мариотта?

Необратимые процессы

Тепловые процессы, происходящие в двигателе внутреннего сгорания.

Теплопроводность. Хорошие и плохие проводники теплоты.

а) У двигателя внутреннего сгорания имеется блок цилиндров и головка блока. Алюминиевая головка блока имеет бόльшую теплопроводность, чем чугунная. Поэтому она предохраняет двигатель от перегрева и позволяет увеличить мощность двигателей внутреннего сгорания.

б) Вода – плохой проводник теплоты. В верхнем бачке вода, охлаждающая двигатель, может кипеть, а в нижнем превратиться лед.

Вопросы курса физики

Вопросы устройства и работы двигателя внутреннего сгорания.

Работа и теплота

Работа, совершаемая поршнем во время рабочего такта двигателя.

Количество переданной теплоты

Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива в цилиндрах двигателя, частично передается различным деталям, охлаждающей среде.

Эквивалентность между количеством теплоты и работой.

 Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива в цилиндрах двигателя, частично идет на совершение работы. Кпд двигателя внутреннего сгорания.

Теплоемкость

Применение воды в качестве охлаждающей жидкости в двигателе. Вода имеет большую теплоемкость.

Внутренняя энергия и ее преобразование

Внутренняя энергия, увеличивающаяся при сгорании топлива в цилиндре двигателя. Она преобразуется в механическую энергию движущегося поршня..

Переход механической энергии во внутреннюю

При недостаточной смазке или отсутствии ее трение в подшипниках резко увеличивается. На его преодоление затрачивается больше механической энергии. Совершаемая работа по  преодолению трения приводит к увеличению внутренней энергии трущихся деталей. Это  выражается в увеличении температуры, которая может достигнуть точки плавления вкладышей подшипников скольжения.

Второй закон термодинамики.

Нагревание окружающей среды (холодильника) при совершении работы двигателя за счет теплоты от сгорания топлива

Тепловой двигатель. Кпд теплового двигателя  

Карбюраторные (бензиновые) и дизельные двигатели. Тепловые двигатели и их применение в сельском хозяйстве.

Нагреватель

и

 холодильник

Цилиндр двигателя и атмосферный воздух. Охрана окружающей среды.

Невозможность создания вечного двигателя

Кпд идеального теплового двигателя меньше 1, а реального еще меньше.

Строение газообразных, жидких и твердых тел

Применение в устройстве и работе машин с двигателями внутреннего сгорания газообразных, жидких и твердых тел.

Идеальный газ

Упрощенная модель реального газа. В некоторых случаях приближенно может отражать механические и тепловые свойства паром топлива и газов, получающихся при сгорании горючей смеси.

Вопросы курса физики

Вопросы устройства и работы двигателя внутреннего сгорания.

Сущность понятия  

   «температура»

Мера средней кинетической энергии хаотического движения молекул газа в цилиндре.

Испарение

а) Действие термостата системы охлаждения автомобилей и тракторов основано на свойстве жидкостей интенсивнее испаряться при повышении температуры.

Термостат служит для автоматической регулировки постоянной температуры воды в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

б) Способность  к испарению является важным показателем качества легкого топлива.

Чем легче топливо испаряется, тем лучше оно смешивается с воздухом.

Полученная смесь быстрее воспламеняется от электрической искры. Почему для тяжелого топлива способность к испарению не имеет такого значения, как для легкого?

Кипение

Кипение воды в системе охлаждения  двигателя внутреннего сгорания.

Почему нельзя допускать этого при работе двигателя внутреннего сгорания?

Сжижение газов

При охлаждении газов и увеличении давления их можно перевести в жидкое состояние.

Для некоторых газов достаточно незначительного сжатия и охлаждения. Некоторые газы имеют бόльшую теплоту сгорания и их используют как топливо в автомобилях.

Смачивание

Автотракторное и дизельное масла должны хорошо задерживаться (смачивать) на смазанных поверхностях.

Маслянистость (вязкость) характеризует способность масла образовывать пленку на поверхности металлических изделий.

Кристаллические

         тела

Асбест – агрегат тонких волокнистых кристаллов, расположенных параллельно, радиально-лучисто и беспорядочно. Его используют для различных прокладок.

Тепловое расширение  

            тел.

Коэффициент теплового расширения.

а) Поршень при нагревании расширяется и может заклиниться в цилиндре.

Что делается для уменьшения заклинивания поршня?

б) Антифриз заливают в систему охлаждения в меньшем количестве, чем воду, так как он имеет больший коэффициент теплового расширения, чем вода. При заполнении системы охлаждения до краев горловины нагретая жидкость может переливаться через паровой клапан.

Вопросы курса физики

Вопросы устройства и работы двигателя внутреннего сгорания.

треннего сгорания.

Электродинамика

Электризация

Электризация корпуса комбайна, бензовоза вследствие трения стеблей растений и жидкости о стенки цистерны.

Заряды через цепь, соприкасающуюся с землей, отводятся в землю.

Электрическое поле

Между электродами свечи в системе зажигания двигателей внутреннего сгорания периодически возникает электрическое поле.

Конденсатор

Конденсатор в прерывателе-распределителе, в магнето трактора, звуковом устройстве автомобиля.

Закон Джоуля-Ленца

Выделение теплоты и свечение спиралей от происходящего по ним тока в лампах освещения и сигнальных лампах у тракторов, автомобилей.

Электродвижущая

           сила

Эдс аккумуляторов, генераторов тока и магнето автомобилей и тракторов.

Электрический ток

     в жидкостях

Ток, идущий через электролит при зарядке аккумуляторов.

Ток в газах

а) Электрическая искра как один из видов тока в газах. Воспламенение горючей смеси в цилиндре от электрической искры свечи.

б) Перед грозой и во время грозы не разрешается работать на машинах в открытом поле (местности).

Электромагнитная

         индукция

Получение токов низкого и высокого напряжения с помощью магнето трактора, в катушке системы зажигания, в генераторе автомобиля.

Действие магнитного поля на проводник с током.

Принцип работы стартера как электродвигателя постоянного тока.

Самоиндукция

Вследствие меняющегося по значению тока, идущего по первичной обмотке, в ней возникает эдс самоиндукции в момент размыкания контактов прерывателя. Это приводит к образованию искры в контактах. Для уменьшения искрения в  контактах параллельно им включается конденсатор, который заряжается током самоиндукции при размыкании контактов.

            Закон

электромагнитной

        индукции

Используется в действии генератора постоянного тока автомобиля и индукционной катушки. При возрастании частоты вращения коленчатого вала увеличивается и частота вращения якоря генератора, а проводники обмотки с большей скоростью пересекают магнитное поле. Эдс генератора растет.

Вопросы курса физики

Вопросы устройства и работы двигателя внутреннего сгорания.

Колебания и волны. Оптика. Квантовая физика.

Вынужденные механические колебания

а) Колебательное движение поршней, клапанов, толкателей, коромысла, плунжеров топливного насоса.

б) Колебания спидометра, гусеницы трактора, кабины и кузова автомобиля.

Вредное влияние механических колебаний

а) Масса отработавшего поршня двигателя внутреннего сгорания трактора К-700 должна быть равна 2780±10г. Значительная разница в массе поршней может привести к ненужной вибрации (колебаниям) кривошипно-шатунного механизма.

б) Чтобы не возникало биений вала и маховика, их тщательно уравновешивают, балансируют.

в) Колебание двигателя внутреннего сгорания при его работе, автомашины, трактора, комбайна и других машин при его резком торможении, остановке и движении. Для уменьшения ускорения при колебаниях применяют рессоры.

Звук. Звуковая частота механических колебаний.

а) Глухой звук характерен для коренных и шатунных подшипников, звонкий – для поршневых пальцев и клапанов (в случае неисправности кривошипно-шатунного механизма).

б) Звуковой сигнал. На тракторе К-700 установлен сигнал вибрационного типа. Он состоит из корпуса, электромагнита с обмоткой, якорька, мембраны, диска. Постоянный ток прерывается, якорек вместе с мембраной колеблется со звуковой частотой.

      Переменный

электрический ток

Ток, вырабатываемый генератором трактора К-700. Генератор трехфазный, синхронный (мощность 1000Вт, напряжение 12В).

      Получение  

  постоянного    тока с помощью выпрямителей

Переменный ток генератора трактора К-700 выпрямляется селеновым выпрямителем. Селеновый столбик собран из 18 селеновых шайб диаметром 100-200мм по схеме трехфазного моста.

Трансформатор

Высокое напряжение для зажигания рабочей смеси в карбюраторном двигателе получается преобразованием тока низкого напряжения с помощью индукционных катушек, имеющих, как и в трансформаторе, две обмотки. Индукционная катушка.

Использование электрической энергии

В системе зажигания. В системе освещения. При пуске двигателя внутреннего сгорания с помощью стартера.

Электротракторы и электроавтомобили.

Преобразование электрической энергии в другие виды энергии.

а) При зарядке аккумулятора электрическая энергия преобразуется в химическую.

б) Электрическая энергия в источниках света преобразуется

Вопросы курса физики

Вопросы устройства и работы двигателя внутреннего сгорания.

в тепловую энергию электромагнитных волн.

в) В электромагнитных приборах электрическая энергия преобразуется в энергию магнитного поля.

г) Электрическая энергия в стартере переходит в механическую.

д) В спиралях датчиков электрическая энергия преобразуется во внутреннюю.

е) Механическая энергия (генератор) преобразуется в электрическую.

Последовательное соединение источников тока

Аккумуляторы соединяются в батарею последовательно.

Стоячие волны

Колебание приводных ремней в ременной передаче и цепей – в цепной передаче.

Ультразвук

Применяется при проверке качества коленчатых валов.

Электромагнитные

        волны

Изучаются во время возникновения электрической искры между контактами.

Свет. Отражение света.   Фокус сферического зеркала

Фары с дальним и ближним светом. Для получения дальнего света электрический ток нагревает спираль, расположенную в фокусе отражателя.

Законы освещенности

Изменение косинуса угла падения лучей при ближнем и дальнем  свете (при ближнем – больше).

Отражение света    

     (зеркальное)

Отражение света от мокрого асфальта, стекла кабины встречной машины, зеркала отражателя фары.

Преломление света

Стеклянный рассеиватель фары преломляет и рассеивает прямые и отраженные световые лучи. Изготовляется методом прессования из бесцветного стекла.

Выпуклое сферическое зеркало и изображение в нем

Выпуклое сферическое зеркало кабины автомашин. Изображение прямое, уменьшенное, мнимое.

Интерференция

Явление интерференции используется при определении качества шлифовки стальных деталей различных машин.

Фотолюминесценция

Светящиеся краски, используемые на дорожных знаках, шкалах различных приборов.

Спектральный анализ

Используется для определения химического состава сплавов металлов.

Рентгеновские лучи

Используются в дефектоскопии (определение дефектов в металлических изделиях).

Вопросы курса физики

Вопросы устройства и работы двигателя внутреннего сгорания.

Радиоактивные изотопы

а) Добавляются в состав красок для светящихся циферблатов (шкал) приборов.

б) Облучая поршневое кольцо нейтронами, делают егорадиоактивным. По радиоактивности смазочного масла через некоторое время определяют степень износа кольца.

Интенсивность радиоактивного излучения.

а) Основан способ обнаружения отложений в цилиндрах двигателей внутреннего сгорания.

б) По степени радиоактивного излучения судят о качестве фильтров двигателей внутреннего сгорания.

Меченые атомы

С помощью радиоактивного фосфора определяется износ автомобильных покрышек.

Радиоактивные вещества

Предлагается их применять для облегчения зажигания в двигателях внутреннего сгорания карбюраторного типа.

                       

                             Повторение

1.    Вопросы курса физики

Устройство и работа двигателей внутреннего сгорания.

Виды движения:

Поступательное,       вращательное.

а) Поршни, толкатели, клапаны совершают прямолинейное, поступательное движение.

Сложение движений

б) Коленчатый вал, распределительный вал, зубчатые колеса коробки передач и другие детали находятся во вращательном движении.

в) Шатун совершает сложное движение, которое складывается из прямолинейного и вращательного движений.

Кинематика прямолинейного движения и движения по окружности

а) При движении автомобиля – тело отсчета.

б) Примеры движения машин, зубчатых колес в коробке передач, шкивов и т.д.

в) Частота вращения коленчатого вала, распределительного вала и т.п.

Первый закон Ньютона. Инерция.

а) Применение маховика большой массы для равномерного вращения коленчатого вала двигателя внутреннего сгорания.

б) Изготовление поршней из легких сплавов или алюминия для уменьшения их инертности.

в) Явление инерции используется в воздухоочистителе масляно-инерционного типа. Воздух, идущий в карбюратор, очищается за счет большой инерции движения частиц пыли, которые не могут резко изменить направление движения  и попадают в слой масла.

г) Явление инерции учитывается в правилах уличного движения.

             Вопросы курса физики

Устройство и работа двигателей внутреннего сгорания.

Сила

а) Сила тяги трактора, автомобиля. Давление газов на поршень двигателя внутреннего сгорания. Упругая сила рессор, троса автокрана.

б) Трение между колесами автомобиля и полотном дороги. Уменьшение скорости машин на поворотах. Безопасность движения.

Третий закон Ньютона

С помощью третьего закона Ньютона можно объяснить передвижение автомобиля, трактора, комбайна. Вращающие колеса с определенной силой взаимодействуют с землей (полотном дороги), а земля с той же силой действует на колеса, и через последние – на всю ходовую часть машины.

Трение. Способы уменьшения трения. Коэффициент трения.

Трение между сопряженными подвижными деталями кривошипно-шатунного механизма уменьшается при смазывании, использовании подшипников качения (шариковые, роликовые) и подшипников скольжения с баббитовой заливкой или свинцовисто-бронзовых втулок (эти материалы имеют низкий коэффициент трения по стали).

Полезная роль трения

а) Трение между дисками фрикционной муфты (сцепление). Передача вращательного движения от ведущего вала к ведомому.

б) Тормоза. Трение между тормозными барабанами и колодками с накладками из фрикционных материалов.

в) Ременная передача вращательного движения. Вращение от шкива коленчатого вала передается шкиву вентилятора с помощью клиновидного  ремня. Между ремнем и шкивом действует сила трения.

г) Передвижение автомобилей, тракторов, комбайнов, кранов по дороге. Сцепление колес с полотном дороги. Насечка на шинах колес.

д) Крепление (соединение) деталей с помощью клина. Между щеками клина (плоского и круглого) и деталью возникает большое давление (нормальное к поверхностям), которое, как известно, приводит и к большой силе трения (разъемные неподвижные соединения – клиновые)

Пара сил

Сила давления газов на поршень двигателя, действующая на коленчатый вал через палец и шатун, и сила реакции опоры коленчатого вала – пара сил, приводящая к вращению коленчатого вала.

Силы упругости. Закон Гука.

Пружины балансиров гусеничных тракторов, кранов. Рессоры автомобилей. Рама автомобиля, трактора. Клапанная пружина и ее периодическая деформация.

Разложение силы на две составляющие, направленные под углом друг к другу

а) Клин (клиновое, шпоночное соединение деталей; клиноременная передача; нож отвала бульдозера, лемех плуга, зубья ковша экскаватора).

             Вопросы курса физики

Устройство и работа двигателей внутреннего сгорания.

б) При выявлении причины овального износа зеркала цилиндра двигателя нужно силу, с которой поршень действует на палец, разложить на две составляющие: одну в направлении оси  шатуна, другую – под прямым углом к зеркалу цилиндра. Последняя обычно и вызывает износ.

Центр тяжести.  

Параллельные силы (сложение параллельных сил)

а) Центр тяжести коленчатого вала и соединенного с ним маховика находится вблизи маховика, там, где расположен задний подшипник. Поэтому задний подшипник изготавливают более массивным с большой поверхностью для опоры коленчатого вала.

б) Изменение положения центра тяжести машин в зависимости от расположения груза на них.

в) Уравновешивание коленчатого вала противовесами, чтобы центр тяжести не выходил за ось вращения вала.

Механическая работа и мощность

а) Индикаторная и эффективная мощность двигателя. Индикаторная мощность развивается получившимися в результате сгорания топлива газами (внутри цилиндров)

б) Мощность, получаемая на коленчатом валу двигателя, называется эффективной. Почему эффективная мощность всегда меньше индикаторной?

в) Мощность двигателей внутреннего сгорания различных машин. Сравнение мощностей двигателей и совершаемых ими работ за одно и то же время. Зависимость мощности двигателя от скорости движения и силы тяги, развиваемой машиной. Измерение мощности двигателя внутреннего сгорания в Международной системе единиц СИ.

Кинетическая и потенциальная энергии. Закон сохранения и превращения энергии

Кинетическая энергия движущегося легкового и грузового автомобилей. Движение автомобилей в гору и под гору. Меры безопасности при движении автомобиля на спуске.

Проявление атмосферного давления

а) При такте впуска поршень идет вниз, что приводит к разрежению в цилиндре. Под действием атмосферного давления в цилиндр поступает смесь воздуха с парами бензина.

б) При запуске двигателя закрывается воздушная заслонка, под которой образуется разреженное пространство. Под действием  атмосферного давления в поплавковой камере бензин вытекает из распылителя, образуя богатую смесь.

Зависимость теплопередачи от площади поверхности тела

У трубок радиатора имеются пластины, которые увеличивают площадь соприкосновения воздуха с радиатором, что приводит к значительному теплообмену.

             Вопросы курса физики

Устройство и работа двигателей внутреннего сгорания.

Конвекция

а) В двигателях внутреннего сгорания с термосифонной системой охлажденная вода циркулирует за счет различия в плотностях нагретой и холодной  жидкости. Передача теплоты осуществляется в результате перемещения самой жидкости.

б) При прогреве двигателя пусковым подогревателем циркуляция воды и передача теплоты осуществляется вследствие разности плотностей слоев воды при различной их температуре.

Закон Паскаля

а) Создание напора насосом в смазочной системе (масляной магистрали) давление передается во всех направлениях равномерно, в том числе и на шарик редукционного клапана, который отжимает под действием давления пружину и  создает свободный путь к маслу.

б) Давление поршня на тормозную жидкость в главном тормозном цилиндре (гидравлический привод тормозов) передается равномерно по всем направлениям, в том числе в рабочие цилиндры тормозов колес. Под действием давления тормозные колодки прижимаются к тормозным барабанам.

Закон сообщающихся сосудов

а) Действие этого закона проявляется (используется) в системе передачи бензина к карбюратору.

б) распылитель карбюратора и поплавковая камера – сообщающиеся сосуды. Уровень бензина в поплавковой камере и распылителе одинаков, если на последний не действует разрежение в диффузоре.

Зависимость между скоростью потока жидкости или газа в трубе и площадью сечения трубы

Воздушный клапан карбюратора имеет сужение – диффузор, в котором скорость воздуха наибольшая.

Зависимость между давлением в жидкости (газе) и скоростью протекания жидкости (газа)

Вследствие большей скорости потока воздуха в диффузоре давление в нем меньше атмосферного. Под действием разности давлений в поплавковой камере и у устья распылителя бензин попадает в диффузор.

Обтекаема форма тел

а) Обтекаемая форма автомобилей, судов и других машин.

б) Обтекаема форма у головки выпускного клапана для лучшего наполнения цилиндров.

Вихревое движение  

  жидкостей и газов.

Поверхность камер сгорания имеет сложный профиль, способствующий образованию завихрений при выпуске горючей смеси и тем самым лучшему ее перемешиванию.

Архимедова сила

(Закон Архимеда).

а) Принцип регулировки уровня топлива в поплавковой камере.

б) Уровень топлива в поплавковой камере может повыситься из-за неплотной посадки в седло запорной иглы, что возможно, если применяется более легкое топливо, чем то, на которое отрегулирован карбюратор.

             Вопросы курса физики

Устройство и работа двигателей внутреннего сгорания.

в) Архимедова сила используется для измерения плотности жидкости (электролита аккумулятора). При изменении плотности электролита меняется выталкивающая сила, действующая на ареометр. По плотности электролита судят о состоянии кислотного аккумулятора.

Рычаг как простой механизм

В устройстве автомобилей, тракторов, самоходных комбайнов и других машин с двигателями внутреннего сгорания применяется более двадцати деталей в виде рычага: рычаги переключения передач, ручного тормоза, педали тормоза и сцепления, рычаг привода рулевого управления и т.д.

Ворот. «Золотое правило»    механики.

Рулевое колесо в сочетании с валом и червяком (червячной передачи) можно рассматривать как ворот, позволяющий выиграть в силе при повороте колес, проиграв при этом в расстоянии.

Зубчатая передача. «Золотое правило» механики

Зубчатая передача коробки передач служит для преобразования усилия и скорости вращения. Выигрывая в усилии, во столько же раз проигрываем в расстоянии.

Расширение воды при пре-вращении в лед

Замерзание воды в системе охлаждения приводит  к разрыву, трещинам в системе, так как лед занимает больший объем, чем вода, из которой он образовался.

Манометр

Давление масла в смазочной системе и гидравлических системах различного назначения измеряют манометрами различных типов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление тенде...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выявление...

Профессионально-прикладная физическая подготовка в специальном учебном заведении начального профессионального образования.

В настоящее время проблемы модернизации системы начального профессионального образования, такие как: установление факторов и средств, способных оказать влияние на эффективное развитие; выя...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для преподавателей русского языка учреждений начального профессионального образования (сборник диктантов с практическим заданием)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕдля преподавателей русского языка учреждений начального профессионального образования (сборник диктантов с практическим заданием)...

Сборник задач для учащихся учреждений начального профессионального образования сельскохозяйственного профиля

Данный сборник  задач составлен на основании образовательного стандарта по профессии «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства» ОСТУ ПО 02-37.14-2000.В настоящем сборнике приведены ...