СД.ДВ.04.01 Основы инженерной психологии. Рабочая программа
рабочая программа на тему

Для СПО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

для специальности 200104

«Авиационные приборы и комплексы»

2011

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я     З А П И С К А

Программа дисциплины "Основы инженерной психологии" предусматривает изучение системы подготовки специалистов инженерно-технического профиля от инженера-исполнителя до руководителя, анализ социальной среды, усвоение психологических приемов, помогающих инженеру лучше понять взаимоотношения между людьми, между человеком и машиной в процессе производства, а также последствия инженерной деятельности.

Преподавание дисциплины необходимо вести с учетом современного состояния и развития психологической науки, современной техники, новых технологий и способов коммуникации и обработки информации.

При изложении теоретического материала, рассчитанного на 36 часов, следует опираться на знания студентов, полученных ими при изучении дисциплин  "Физика", "Химия", "Математика", "Информатика", а также акцентировать внимание студентов на учебном материале.

Преподавание  должно сопровождаться показом наглядных пособий, плакатов и схем, проведением деловых игр и тестированием.

В результате изучения предмета студенты должны знать основные закономерности развития науки и техники, новые способы приема и передачи информации, особенности инновационных процессов, их основные этапы: проектирование, конструирование, опытное производство, коммерческое производство и потребление.

Студенты должны знать основные приемы общения, способы расположить к себе людей, убеждения в  своей точке зрения, приемы работы с подчиненными, основные закономерности творческих процессов.

Проведение деловых игр, тестирования и написание рефератов на соответствующие темы способствуют закреплению теоретического материала и приобретению навыков общения, творчества, умения убеждать и располагать к себе людей.

Практические  занятия (10 часов) представляют собой деловые игры и моделирование игровых ситуаций,  проводятся в учебное время, отведенное на изучение данного предмета.

В программе предложены самостоятельные работы двух видов. Первый вид - написание рефератов на заданную тему с использованием предлагаемой литературы. Второй вид самостоятельной работы - подготовка к деловой игре, включающая в себя конспект с прогнозированием действий различных участников: руководителя и подчиненного, клиента и профессионала, членов производственного и творческого коллективов.

После изучения данной учебной дисциплины проводится экзамен.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование  

разделов  и тем

Максимальная учебная

нагрузка

студента

Количество аудиторных часов

при очной  форме  обучения

Самостоятельная  работа  студента

Всего

Час.

Лабораторные

работы

Практические  занятия

1

2

3

4

5

6

Введение

2

2

Раздел 1. Основы  психологических процессов.

Тема 1.1. Понятие о восприятии информации.  Восприятие зрительной и слуховой информации.

2

2

Тема 1.2. Память, ее виды и особенности.

8

6

4

2

Тема 1.3. Закономерности мышления и решение задач

2

2

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ

12

10

4

2

Раздел 2. Графическое  отображение  информации

Тема 2.1. Визуальный язык и его особенности.

2

2

Тема 2.2. Графическое высказывание и его виды.

2

2

Тема 2.3. Графический дизайн и промышленная графика

4

2

2

Тема 2.4. Элементы прикладной цветопсихологии.

2

2

 

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ

10

8

 

2

1

2

3

4

5

6

Раздел 3. Эргономика и психология. Построение систем управления

Тема 3.1. Система "человек – машина". Информационная модель и е особенности.

2

2

 

Тема 3.2. Элементы теории решений. Взаимосвязь эргономики и психологии

2

2

Тема 3.3. Инженерная психология и элементы систем управления.

4

4

2

 

Тема 3.4. Социально-экономические условия работы

2

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ

10

10

2

 

Раздел 4. Наука и искусство проектирования

Тема 4.1. Творческий процесс в проектировании.

5

2

3

Тема 4.2. Инженерное проектирование в инновационном процессе.

2

2

ИТОГО  ПО  РАЗДЕЛУ

7

4

3

Раздел 5. Практика психологии управления

 

         

     

     

 

Тема 5.1. Руководитель коллектива и особенности его личности.

8

4

2

4

Тема 5.2. Задачи и организаторские способности руководителя.

2

2

   

                   

     

 

1

2

3

4

5

6

Тема 5.3. Человек – манипулятор, особенности его личности.

2

2

Тема 5.4. Многообразие жестов и общение людей.

4

4

2

 

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ

16

12

4

4

ВСЕГО ПО ДИСЦИПЛИНЕ

57

46

10

11

С О Д Е Р Ж А Н И Е    У Ч Е Б Н О Й    Д И С Ц И П Л И Н Ы

ВВЕДЕНИЕ

Общие понятия об инженерной психологии. Проблемы психологии инженерного труда. История развития инновационных процессов. Связь инженерной психологии, автоматики и системотехники.

Научные труды и достижения отечественных и зарубежных ученых в области инженерной психологии.

РАЗДЕЛ    1

ОСНОВЫ  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ПРОЦЕССОВ

Тема 1.1.  Понятие  о восприятии  информации

В результате изучения темы 1.1. студенты должны:

знать:

  • основные способы распознавания образов;
  • закономерности процесса зрительного восприятия;
  • воздействие звуков на работоспособность человека, влияние шумов на  качество и эффективность работы.

Понятие о восприятии информации человеком. Способность человеческого организма к восприятию и преобразованию информации. Восприятие  зрительной информации, распознавание образов. Особенности и свойства слухового восприятия информации человеком, организация слуховой информации.

Адаптивное поведение и ориентировка человека в различных ситуациях. Проблема фигуры и фона.

Тема 1.2. Память, ее виды и особенности.  

В результате изучения темы 1.2. студенты должны:

знать:

  • основные виды памяти, механизмы кратковременной и долговременной памяти;
  • основные теории памяти: психологические, физиологические, биохимические.

 

уметь:

  • развивать непроизвольную и кратковременную память;

 Память как непосредственный отпечаток сенсорной информации. Основные особенности и механизмы памяти человека. Кратковременная память, долговременная  память. Накопление информации. Основные психологические и физиологические теории памяти. Ассоциации и запоминания. Биохимические теории памяти. Виды памяти: эмоциональная, образная, словесно-логическая, двигательная.

 

Самостоятельная  работа  № 1 .  Подготовка  конспекта на тему: "Зрительные, слуховые и другие ассоциации" (2 часа)

Практическая работа № 1. «Особенности запоминания, кратковременная и долговременная память» (4 часа).

Тема 1.3.  Закономерности мышления и решение задач.

В результате изучения темы 1.3. студенты должны:

знать:

  • закономерности мышления - анализ, синтез и обобщения;
  • понятие алгоритма решения задачи;
  • сущность прямого и обратного поиска при решении задачи;

 

уметь:

  • разработать алгоритм решения задачи;
  • оценить смысловую направленность информации и запомнить ее.

Специфические закономерности мышления: анализ, синтез и обобщения. Мышление отдельной личности во взаимосвязи с природой, обществом и конкретными людьми. Целенаправленность мышления. Разработка алгоритмов решения.

 

РАЗДЕЛ   2

ГРАФИЧЕСКОЕ   ОТОБРАЖЕНИЕ   ИНФОРМАЦИИ

Тема 2.1.  Визуальный  язык  и  его  особенности.  

В результате изучения темы 2.1. студенты должны:

знать:

  • графические средства подачи технической и экономической информации, их особенности и возможности;
  • словарь графических форм от точки и линии до плоских форм, цвета и текстуры;
  • приемы представления плоского, многопланового и непрерывного пространства.

Азбука и словарь визуального языка: от точки и линии до плоских форм и цветового тона. Графические средства подачи информации. Отображение пространства: плоское, многоплановое, непрерывное, перспективное.  

 

Тема 2.2 Графическое высказывание и его виды

                           В результате изучения темы 2.2. студенты должны:

знать:

  • основные виды изображения: объективное, символическое, абстрактное;
  • средства визуализации.

Виды изображений: объективное, символическое, абстрактное. Средства визуализации идеи. Подготовка и редактирование графического высказывания, его смысловое значение.

Тема 2.3. Графический дизайн и промышленная  графика.

В результате изучения темы 2.3. студенты должны:

знать:

  • особенности графического дизайна, роль фирменного стиля в формировании имиджа фирмы;
  • историю создания товарных знаков и символов.

Создание промышленной графики, товарных знаков и символов. Индивидуальный графический стиль представления информации. Компьютерное проектирование и  компьютерная графика.

Товарные знаки и фирменный стиль продукции. Марка и имидж фирмы.

Самостоятельная  работа  № 2.  Подготовка  реферата  на тему "Товарные  знаки и престиж фирмы". (2часа)

                                       

Тема 2.4. Элементы прикладной цветопсихологии.

             

В результате изучения темы 2.4. студенты должны:

знать:

  • особенности различных цветов и их комбинации, последовательность предпочитаемых цветов;
  • характер изменений состояния и работоспособности человека в зависимости от окраски помещений и оборудования;
  • практическую пригодность различных цветов, действие цветов на формирование различных ощущений;

Цвет как древнейшая реальность человеческого бытия. Человек и цвет: симпатии и антипатии к различным цветам. Последовательность предпочитаемых цветов.

Зависимость состояния работающего от цветовой гаммы. Свет и цвет, контрастность цветов. Влияние цветов друг на друга. Цветовое оформление помещений и его влияние на эффективность работы человека.

РАЗДЕЛ   3

ЭРГОНОМИКА   И  ПСИХОЛОГИЯ.

ПОСТРОЕНИЕ  СИСТЕМ  УПРАВЛЕНИЯ

Тема  3.1.  Система  "человек - машина". Информационная модель и ее особенности.

В результате изучения темы 3.1. студенты должны:

знать:

  • основные особенности работы автоматических систем и связь с физиологическими особенностями человека;
  • отличия и сходство детерминированных и недетерминированных систем;
  • структуру и характеристики информационной модели, ее роль в процессе восприятия и обмена информацией, основные требования к информационной модели;

Распределение функций между человеком и машиной. Разрыв между исследовательской и прикладной работой и способы его преодоления.

Детерминированные и  недетерминированные системы.   Игровая ситуация, основные понятия и определения.

Понятие информационной модели. Моделирование работы проектируемой системы управления. Требования к информационной модели как к элементу системы управления. Наглядность информационной модели и кодирование информации. Эффективность работы оператора в зависимости от качества модели.

Тема 3.2.  Элементы  теории  решений.

В результате изучения темы 3.2. студенты должны:

знать:

  • основные положения теории решений, особенности поведения человека в процессе принятия решений;
  • последствия принятия решений на различных стадиях работы;

Основные элементы и понятия теории решений. Поведение человека в процессе принятия решений. Основные задачи в теории принятия решений. Оптимальность решения.

Оценка полезности решения. Степень психической нагрузки на человека  в процессе принятия решения. Принятие решений в рискованной ситуации.

     

Тема 3.3.  Инженерная психология и элементы систем управления.

В результате изучения темы 3.3. студенты должны:

знать:

  • основные принципы конструирования дисплеев,  основные виды дисплеев и способы кодирования информации в них;
  • причины и цели усовершенствования  органов управления системами.

уметь:

  • отличать искусственный дисплей от естественного, качественный от количественного;.
  • выбрать тип дисплея для решения конкретной задачи.

 Ограниченность органов чувств человека. Обеспечение работающего необходимой информацией.

Понятие об элементах систем управления. Естественный и искусственный дисплеи. Конструирование дисплеев. Проблемы кодирования информации на дисплее. Качественный и количественный дисплеи.

Двойственность и переделка некоторых органов управления системой. Целесообразность улучшения органов управления с точки зрения: стоимости, удобства восприятия информации, количества допускаемых ошибок, полезной работоспособности.

 Практическая работа № 2. «Изучение видов дисплеев и выбор типа дисплея для решения конкретной задачи». (2 часа)

Тема 3.4. Социально-экономические условия работы.

                                   В результате изучения темы 3.4. студенты должны:

 

знать:

  • основные понятия эргономики, принципы экономии движений, приложения усилий;
  • основные принципы конструирования работы, понятия комфорта и дискомфорта в работе;
  • зависимость безопасности работы от степени усталости и напряженности работающего;
  • влияние размеров тела, позы, веса, возраста, пола и других факторов на  работоспособность человека.

Взаимосвязь эргономики и психологии. Основные понятия и определения эргономики. Обеспечение человеческого организма энергией. Реакции организма на стрессы.  Зависимость работоспособности человека от веса, возраста, пола, квалификации и мотивации. Методы измерения физической работы.

Влияние продолжительности рабочего дня, сменной работы на производительность труда человека. Зависимость физической работоспособности человека от возраста и пола.

 Проблема безопасности производственных процессов: ошибка работника и несчастные случаи. Эффективность работы исполнителя. Принцип конструирования работы. Комфорт и дискомфорт.

РАЗДЕЛ  4

НАУКА   И   ИСКУССТВО   ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Тема 4.1. Творческий процесс в проектировании.

                   

знать:

  • особенности процесса творчества и свойства творческой личности;
  • особенности принципа генерирования идей;

уметь:

  • моделировать игровую ситуацию "мозгового штурма" и находить полезные варианты решения задачи.

Особенности творчества и творческой личности. Отыскание полезных вариантов решения задачи. Творческое воображение и внутренняя дисциплина.

Метод генерирования идей. «Мозговой штурм» и его особенности.  

Этапы творческого процесса. Создание творческой обстановки для сотрудников и преодоление препятствий личного и организационного порядка.

Самостоятельная работа № 3. Подготовка к деловой игре "Мозговой штурм" - генерирование идей" (конспект с различными вариантами предложений и проблем для создания игровой ситуации) (3часа).

               

Тема 4.2. Инженерное проектирование в инновационном процессе.

В результате изучения темы 4.2. студенты должны:

знать:

  • основные принципы проектирования и зависимость его эффективности   от грамотности, мастерства, заинтересованности, внутренней дисциплины;
  • основные этапы научного метода проектирования.

Понятие инновационного процесса. Принципы проектирования: эволюционное изменение и создание нового. Зависимость эффективности проектирования от грамотности, мастерства, заинтересованности, внутренней дисциплины.

Научный метод проектирования и его этапы.

РАЗДЕЛ   5

ПРАКТИКА   ПСИХОЛОГИИ   УПРАВЛЕНИЯ

Тема 5.1. Руководитель коллектива и особенности его личности.

                                  В результате изучения темы 5.1. студенты должны:

знать:

  • особенности личности руководителя коллектива, предприятия, фирмы в современных условиях;
  • этапы волевого действия, формы тренировки развития внимания;
  • творческие резервы личности.

уметь:

  • концентрировать свое внимание на решении одной проблемы.
  • совершенствовать свою память методом логического ассоциативного  запоминания;
  • моделировать игровую ситуацию "начальник-подчиненный", про-

                    являть интерес к человеку и его деятельности.

Искусство управления коллективом. Особенности руководителя нового типа. Познание руководителем самого себя: умение найти свое призвание, труд по душе, выявление способностей.

Тесты на устойчивость внимания, организаторские способности, продуктивность внимания, на определение "коэффициента интеллектуальности".

Самосовершенствование  руководителя. Стремление человека к цели.

Самообучение  руководителя. Способы получения максимума информации. Умение четко и стройно излагать мысли, отстаивать свое мнение, убеждать аудиторию в правоте своих взглядов, овладение основами ораторского искусства.

 

Самостоятельная  работа  №  4. Подготовка реферата на тему "Игра как возможность самовыражения" (4 часа).

Практическая работа № 3. Тест на исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации. (2 часа)

Тема 5.2.  Задачи и организаторские способности руководителя.

                                  В результате изучения темы 5.2. студенты должны:

знать:

  • знать основные качества личности организатора и требования к ней;
  • знать специфические организаторские свойства.

Качества личности организатора и требования к ней: практичность ума, общительность, активность, инициативность, самообладание, работоспособность, наблюдательность, организованность.

Специфические организаторские свойства личности: "организаторское чутье", эмоционально-волевая действенность, склонность к организаторской деятельности.

Тема 5.3.  Человек - манипулятор и особенности его личности.

                                  В результате изучения темы 5.3. студенты должны:      

знать:

  • особенности личности человека-манипулятора и человека-актуализатора, последствия их деятельности;
  • основные качества самоактуализирующейся личности, ее достоинства  и недостатки.

Особенности личности человека-манипулятора. Четыре манипулятивных типа: активный, пассивный, соревнующийся, безразличный. Философия человека-манипулятора.

Манипулятор и актуализатор, их сходства и различия. Самоактуализирующаяся личность, ее достоинства и недостатки.

Тема 5.4. Многообразие жестов и общение людей.

                              В результате изучения темы 5.4. студенты должны:

знать:

  • зависимость жестов от состояния человека;
  • основные типы "трудных" подчиненных и клиентов и приемы работы с ними.

               

уметь:

  • определять состояние человека по выражению  глаз, лица, жестам походки, пожатия рук;
  • моделировать игровую ситуацию "клиент и профессионал", располагать к себе людей и убеждать их в своей точке зрения;

Многообразие жестов, зависимость жестов от состояния человека. Особенности жестов в общении пары "начальник и подчиненный", "клиент и профессионал". Проявление интереса к человеку и его деятельности.

Способы располагать к себе людей. Четыре правила похвалы подчиненных. Правильная и неправильная похвала. Формы критики подчиненного: созидательная, конструктивная, недоброжелательная.

Практическая работа № 4. Тест на определение уровня коммуникативного контроля в общении. (2 часа)

ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ

  1. Грачев Н.Н. "Психология инженерного труда", М.: 1998.

  1. Душков Б.А. и др.  "Инженерно-психологические основы конструкторской деятельности", М.: 1990.

  1. Зигерт Р. и др. "Руководитель без конфликтов", М.: 1990.

  1. Столяренко Л.Д. «Основы психологии. Практикум», Ростов-на Дону, 2002.

  1. Кричевский Р.Л. "Если вы руководитель...Элементы психологии и менеджмента в повседневной работе", М.: 1996.

  1. Лук А.Н. "Психология творчества", М.: 1978.

  1. Ниренберг Д.И. "Искусство творческого мышления", Минск, 1996.

  1. Панов Д.К.  др. "Инженерная психология", М.: 1964.

  1. Синглтон В.Т. "Введение в эргономику", М.: 1974.

  1. Фрилинг Г. и др. "Человек - цвет - пространство", М.: 1973.

  1. Шадриков В.Д. "Деятельность и способности", М.: 1994.

  

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

  1. Ильенкова С.Д. и др. "Инновационный менеджмент", М.: 1997.

  1. Карнеги Д. "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей", М.: 1989.

  1. Лебедев В.И. "Психология и управление", М.: 1990.

  1. Сомов Ю.С. "Композиция в технике", М.: 1977.

  1. Тутушкина М.К. и др. "Практическая психология для менеджеров", М.: 1996.

  1. Швальбе Б. и др. "Личность, карьера, успех", М.: 1993.

ТЕХНИЧЕСКИЕ  СРЕДСТВА  ОБУЧЕНИЯ.

  1. Кодоскоп.

  1. Диапроектор.

  1. Слайды, диафильмы.

  1. Наглядные пособия, плакаты, тесты.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ  РАБОТ

Раздел 1.

  1. Особенности запоминания, кратковременная и долговременная память

Раздел 3.

  1. Изучение видов дисплеев и выбор типа дисплея для решения конкретной задачи

Раздел 5.

  1. Тест на исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации

  1. Тест на определение уровня коммуникативного контроля в общении

ТЕМАТИКА

САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ

  1. Подготовка  конспекта на тему: "Зрительные, слуховые и другие ассоциации"
  2. Подготовка  реферата  на тему "Товарные  знаки и престиж фирмы".
  3. Подготовка к деловой игре "Мозговой штурм" - генерирование идей" (конспект с различными вариантами предложений и проблем для создания игровой ситуации).
  4. Подготовка реферата на тему "Игра как возможность самовыражения".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 « Основы инженерной графики» профессия 15643 «Оператор котельной»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.01 « Основы инженерной графики» профессия 15643 «Оператор котельной»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.01 « Основы инженерной графики» профессия 19756 «Электрогазосварщик»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ  ОП.01 « Основы инженерной графики»  профессия 19756 «Электрогазосварщик»...

Основы банковского дела - рабочая программа

Банковское дело - один из самых старых видов финансового бизнеса. Это часть инфраструктуры. Формирование современной банковской системы России. закон о центральном Банке РФ. Два уровня банковской сист...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы инженерной графики

Рабочая программа учебной дисциплиныОсновы инженерной графики  Программы подготовки квалифицированных рабочих ,служащих по    профессии 35.01.11. Мастер сельскохозяйствен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОДБ.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений

рабочая Программаучебной дисциплины ОДБ.10 ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ для специальности 08.02.02 Строительство и эксплуатация инженерных сооружений «общеобразовательный...

Обучающий семинар для педагогов СПО по теме: Нормативная основа для составления рабочих программ(литература в рабочих программах)

Обучающий семинар для педагогов СПО по теме: Нормативная основа для составления рабочих программ(литература в рабочих программах)...

ОП.14 Основы коммерческой деятельности. Рабочая программа

ОП.14 Основы коммерческой деятельности. Рабочая программа...