СД.ДВ.02.01 Летательные аппараты. Рабочая программа
рабочая программа на тему
Для СПО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
no2_sd.dv_.02.01_letatelnye_apparaty_200104._rabochaya_programma.doc | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
МОСКОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЛЕТАТЕЛЬНЫЕ АППАРАТЫ»
для специальности 200104
«Авиационные приборы и комплексы»
2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программой дисциплины "Летательные аппараты" предусмотрено изучение вопросов, связанных с различными видами современных летательных аппаратов (ЛА), органами их управления, летно-техническими характеристиками, особенностями, достоинствами и недостатками. Также рассмотрены вопросы проектирования деталей, узлов, агрегатов летательных аппаратов, принципов выбора материалов конструкции, условий прочности и надежности элементов конструкции, вопросы ориентации ЛА в пространстве и способы управления ими.
Большое внимание уделено автоматизации управления летательными аппаратами, особенностям действий пилота и его месту в автоматизированных системах управления, безопасности полетов.
Программа рассчитана на знание студентами основных положений физики, математики, основ технической механики, материаловедения и электротехники. Все технические термины, понятия, определения и обозначения, приводимые преподавателем, должны соответствовать ГОСТам и отраслевым нормалям.
В результате изучения данной учебной дисциплины студенты должны знать основные виды летательных аппаратов, способы управления ими, основные летно-технические характеристики ЛА и способы их улучшения. Студенты должны знать основные типы двигателей, устанавливаемые на ЛА и уметь их классифицировать; знать задачи ручного, автоматического и автоматизированного управления самолетом, их особенности, достоинства и недостатки.
При выполнении самостоятельных работ студенты должны уметь пользоваться дополнительной литературой, учебными пособиями, уметь составлять отчеты и конспекты на заданную тему.
Преподавание учебной дисциплины должно сопровождаться демонстрацией наглядных пособий, диафильмов, макетов, плакатов и схем.
По окончании изучения данной учебной дисциплины проводится экзамен.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка студента | Количество аудиторных часов При очной форме обучения | Самостоятельная работа студента | ||
Всего Час. | Лабораторные работы | Практические занятия | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Введение | 2 | 2 | |||
Раздел 1.Общие вопросы проектирования самолетных конструкций | |||||
Тема 1.1. Характеристика условий работы конструкций ЛА и требования, предъявляемые к их проектированию | 2 | 2 | |||
Тема 1.2. Характеристика рациональных ТП изготовления самолетных конструкций | 4 | 2 | 2 | ||
Тема 1.3. Выбор материала конструкции. | 4 | 2 | 2 | ||
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ | 10 | 6 | 4 | ||
Раздел 2. Проектирование элементов конструкции |
| ||||
Тема 2.1. Элементы конструкции по ЕСКД. | 2 | 2 | |||
Тема 2.2. Основные принципы рационального проектирования элементов конструкции самолета. | 2 | 2 | |||
Тема 2.3. Способы обеспечения прочности при минимальной массе конструкции. | 2 | 2 |
| ||
Тема 2.4. Учет концентрации напряжений | 2 | 2 | |||
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ | 8 | 8 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 3. Летательный аппарат как объект управления. |
| ||||
Тема 3.1. Принципы работы, основные характеристики и режимы полета ЛА. | 4 | 2 | 2 | ||
Тема 3.2. Системы координат, применяемые в динамике полета. | 2 | 2 | |||
Тема 3.3. Математическое описание и динамические характеристики ЛА. | 2 | 2 | |||
Тема 3.4. Ручное управление ЛА. Задачи ручного управления. | 5 | 2 | 3 | ||
Тема 3.5. Автоматические и автоматизированные системы управления ЛА. | 4 | 2 | 2 | ||
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ | 17 | 10 | 7 | ||
Раздел 4. Системы автоматического управления центра масс ЛА. | |||||
Тема 4.1. Стабилизация ЛА на траектории полета. | 2 | 2 | |||
Тема 4.2. Системы управления скоростью и высотой полета ЛА. | 2 | 2 | |||
Тема 4.3. Управление ЛА при взлете и начальном наборе высоты. | 2 | 2 | |||
Тема 4.4. Автоматизация управления ЛА при посадке. | 2 | 2 | |||
ВСЕГО ПО РАЗДЕЛУ | 8 | 8 | |||
Раздел 5. Внешние формы крылатых ЛА. Внешние нагрузки на ЛА | |||||
Тема 5.1. Внешние формы ЛА: крыло, корпус оперение. | 2 | 2 | |||
Тема 5.2. Двигатели ЛА: турбовинтовые и воздушно-реактивные двигатели. | 2 | 2 |
| ||
Тема 5.3. Двигатели ЛА: турбовинтовые и воздушно-реактивные двигатели. | 2 | 2 | |||
Тема 5.4. Внешние нагрузки, действующие на ЛА. Нагрузки в полете. Перегрузки в полете. | 2 | 2 | |||
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ | 8 | 8 |
|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Раздел 6. Применение ЭВМ при проектировании конструкций ЛА. | |||||
Тема 6.1. Геометрическое представление информации. | 2 | 2 |
| ||
Тема 6.2. Учет технологических ограничений при проектировании на ЭВМ. | 2 | 2 |
| ||
ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ | 4 | 4 |
| ||
ИТОГО по ДИСЦИПЛИНЕ | 57 | 46 | 11 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
В В Е Д Е Н И Е
Краткое содержание и задачи дисциплины "Летательные аппараты". Вопросы проектирования деталей, узлов и агрегатов самолетов. Основные требования к конструкционным материалам, применяемым в самолетостроении, с точки зрения обеспечения минимальных габаритов и массы конструкции летательного аппарата, его прочности, надежности, долговечности и эксплуатационной технологичности.
Ознакомление с современными методами проектировочных расчетов элементов авиационных конструкций, изучение новейших отечественных и зарубежных технологий изготовления авиационных материалов. Перспективы развития авиационной науки и техники.
РАЗДЕЛ 1
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
САМОЛЕТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ
Тема 1.1. Характеристика условий работы конструкций ЛА
и требования, предъявляемые к их проектированию.
В результате изучения темы 1.1. студенты должны:
знать:
- основные этапы проектирования самолета;
- соотношения для взлетной массы и других летно-технических характеристик ЛА;
- способы обеспечения надежности и живучести ЛА.
Основные этапы проектирования самолетов. Применение ЭВМ в процессе проектирования. Определение минимальной массы конструкции. Понятие взлетной массы ЛА. Летно-технические характеристики (ЛТХ) ЛА и способы их улучшения.
Технологичность конструкции ЛА. Обеспечение надежности, живучести, долговечности и удобства эксплуатации самолета.
Тема 1.2. Характеристика рациональных ТП изготовления
самолетных конструкций.
В результате изучения темы 1.2. студенты должны знать:
знать:
- основные технологические процессы изготовления конструкций ЛА;
- достоинства и недостатки технологических процессов;
- основы автоматизации технологических процессов.
Прогрессивные технологические процессы изготовления самолетных конструкций. Холодная и горячая штамповка деталей, трудоемкость ее. Литье, виды литья, достоинства и недостатки метода.
Механическая обработка деталей.
Самостоятельная работа № 1. Составление конспекта по теме: "Автоматизация технологических процессов изготовления деталей и узлов самолета" с использованием литературы [1], [6] (2 часа).
Тема 1.3. Выбор материала конструкции.
В результате изучения темы 1.3. студенты должны:
знать:
- критерии выбора материала конструкции;
- виды нагрузок, действующих на элементы самолетных конструкций;
- влияние ползучести на материалы конструкций;
- строение и характеристики композиционных материалов.
Факторы, влияющие на прочность и надежность конструкции. Требования к материалам авиационных конструкций. Виды нагрузок на материал конструкций.
Удельная прочность и ползучесть материала. Стоимость и технологичность материала.
Самостоятельная работа № 2. "Расчет элемента конструкции, работающего на растяжение, по критерию удельной прочности" с использованием конспекта лекций и литературы [1], [3] (2 часа).
Р А З Д Е Л 2
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ ЛА
Тема 2.1. Элементы конструкции по ЕСКД.
В результате изучения темы 2.1. студенты должны:
знать:
- основные элементы конструкции ЛА и уметь их классифицировать;
- основные элементы обшивки, каркаса, элементов управления;
- виды документации на различные виды конструкций.
Понятия "деталь", "сборочная единица, "комплекс" при проектировании конструкций самолета. Классификация основных элементов конструкции. Элементы обшивки, каркаса, соединения, элементы управления и механизмов.
Нумерация чертежей. Индекс изделия. Модификация изделия. Виды документации.
Тема 2.2. Основные принципы рационального проектирования
элементов конструкции самолета.
В результате изучения темы 2.2. студенты должны:
знать:
- четыре основных положения, обязательные при проектировании наивыгоднейших конструкций;
- способы уменьшения массы конструкции.
уметь:
- рассчитывать главные центральные моменты инерции сечений конструкций.
Положения, обязательные при проектировании конструкций. Требования наименьшей массы. Уравновешивание сил в конструкции. Равнопрочность всех сечений.
Равномерное предельное нагружение в сечении. Использование технологичных методов при проектировании.
Практическое занятие № 1 (4 часа)
Тема 2.3. Способы обеспечения прочности
при минимальной массе конструкции.
В результате изучения темы 2.3. студенты должны:
знать:
- понятия общей и местной потери устойчивости конструкции ЛА;
- практическое применение кривой Эйлера;
уметь:
- выбирать форму сечения конструкции в зависимости от вида нагружения конструкций;
- рассчитывать необходимые размеры конструкций из условия прочности;
- определять допускаемую нагрузку на элементы конструкции;
- рассчитывать прочность конструкции для выбранного сечения.
Выбор формы сечения конструкции. Общая и местная потери устойчивости. Кривая Эйлера и ее практическое применение. Расчет моментов инерции сечений. Нагружение элементов балки при изгибе, срезе, сдвиге.
Практическое занятие № 2 (6 часов)
Тема 2.4. Учет концентрации напряжений
В результате изучения темы 2.4. студенты должны:
знать:
- влияние резкого изменения площади сечения на прочность конструкции;
- условие равнопрочности при включении элементов конструкции в работу;
- влияние вырезов и крепежных изделий на прочность конструкции;
- методы усиления конструкций.
Учет силового потока при включении элементов конструкции в работу.
Учет концентрации напряжений при изменении площади сечения.
Учет ослабления конструкции в местах стыка. Способы усиления конструкции в опасных местах.
РАЗДЕЛ 3
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ
Тема 3.1. Принципы работы, основные характеристики и режимы полета ЛА.
В результате изучения темы 3.1. студенты должны:
знать:
- способы полета ЛА, их основные характеристики;
- виды конструкций ЛА в зависимости от способов их полета;
- знать схему расположения органов управления в самолете.
уметь:
- классифицировать ЛА по видам органов управления.
Три способа полета ЛА: аэродинамический, реактивный и баллистический. Принципы конструктивного оформления ЛА в зависимости от способов полета.
Зоны полетных режимов ЛА. Классификация ЛА по видам органов управления.
Управление самолетом в горизонтальной и вертикальной плоскостях.
Самостоятельная работа № 3. "Изучение схемы расположения органов управления самолета и составление конспекта" с использованием литературы [4], [5] (2 часа).
Тема 3.2. Системы координат, применяемые в динамике полета.
В результате изучения темы 3.2. студенты должны:
знать:
- основные системы координат, применяемые для определения местоположения ЛА в пространстве;
- уравнения движения ЛА в каждой из систем координат;
- область применения каждой из систем.
Координаты, применяемые для характеристики движения ЛА. Системы координат, служащие для определения положения ЛА в пространстве: нормальная, нормальная земная, связанная, скоростная, траекторная системы координат.
Тема 3.3. Математическое описание и динамические характеристики ЛА.
В результате изучения темы 3.3. студенты должны:
знать:
- понятие математической модели движения самолета и требования, предъявляемые к ней;
- основные уравнения движения самолета;
- воздушные потоки при полете самолета и причины их возникновения.
Математическая модель движения самолета и требования к ней. Дифференциальные уравнения движения ЛА.
Продольное движение ЛА. Характеристики атмосферы. Воздушные потоки и причины их возникновения.
Тема 3.4. Ручное управление ЛА. Задачи ручного управления.
В результате изучения темы 3.4. студенты должны знать:
знать:
- понятие и назначение ручного управления и его задачи;
- виды режимов пилотирования при ручном управлении;
- органы управления: рули, штурвалы, педали и др.;
- основные требования к системам ручного управления.
Назначение системы ручного управления. Режимы пилотирования самолета при ручном управлении. Виды органов управления.
Требования к системам ручного управления.
Самостоятельная работа № 4. "Изучение принципа действия триммера руля высоты" с использованием литературы [4], [5] (3 часа).
Тема 3.5. Автоматические и автоматизированные системы управления ЛА.
В результате изучения темы 3.5. студенты должны:
знать:
- сущность, достоинства и недостатки автоматического управления ЛА;
- сущность автоматизированного управления ЛА и его преимущества;
- действия летчика и его место в автоматизированной системе управления.
Автоматизация управления движением ЛА. Сущность автоматического управления ЛА его недостатки. Автоматизированное управление полетом ЛА и его задачи.
Особенности деятельности летчика в автоматизированных системах управления.
Самостоятельная работа № 5. "Составление структурной схемы автоматизированной бортовой системы управления" с использованием литературы [4], [5](2 часа).
РАЗДЕЛ 4
СИСТЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ
ЦЕНТРА МАСС ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Тема 4.1. Стабилизация ЛА на траектории полета.
В результате изучения темы 4.1. студенты должны:
знать:
- способы задания траектории ЛА;
- способы стабилизации движения ЛА;
- задачи, возникающие при проектировании органов управления;
- основные законы управления самолетом при движении по заданной траектории.
Задание траектории ЛА. Задачи, возникающие при проектировании систем управления.
Стабилизация ЛА по угловым параметрам и с помощью органов управления. Законы управления при стабилизации самолета на траектории.
Тема 4.2. Системы управления скоростью и высотой ЛА.
В результате изучения темы 4.2. студенты должны:
знать:
- основной способ построения контура управления высотой полета;
- два подхода к построению систем управления скоростью полета;
- эффективность способов управления при помощи автоматов тяги и руля высоты.
Построение контура управления высотой полета за счет изменения угла тангажа. Использование математической модели движения ЛА для анализа управления высотой полета.
Автоматическое управление скоростью полета. Два подхода к построению систем управления скоростью полета: построение автоматов тяги и управление с помощью руля высоты.
Тема 4.3. Управление ЛА при взлете и начальном наборе высоты.
В результате изучения темы 4.3. студенты должны:
знать:
- понятие взлета, его этапы и их составляющие;
- способы выдерживания направления движения самолета на всех этапах взлета;
- основные этапы набора высоты, их параметры и алгоритм управления.
Понятие взлета. Этапы взлета и их составляющие. Выдерживание заданного направления движения самолета на этапах взлета. Управление самолетом на этапах набора высоты.
Тема 4.4. Автоматизация управления ЛА при посадке.
В результате изучения темы 4.4. студенты должны:
знать:
- понятие посадки, ее фазы и их содержание;
- изменения режимов полета, конфигурации самолета и режимов работы двигателей при посадке;
- системы управления заходом на посадку и их особенности.
Понятие посадки. Три фазы посадки и их содержание. Изменения режимов полета (скорости, высоты), конфигурации самолета (выпуск шасси, закрылков и т.д.), режимов работы двигателей.
Посадка в сложных метеорологических условиях. Системы управления заходом на посадку.
РАЗДЕЛ 5
ВНЕШНИЕ ФОРМЫ КРЫЛАТЫХ ЛА. ВНЕШНИЕ НАГРУЗКИ НА ЛА
Тема 5.1. Внешние формы ЛА: крыло, корпус, оперение.
В результате изучения темы 5.1. студенты должны:
знать:
- различные формы крылатых ЛА, их характеристика и классификация;
- особенности аэродинамических схем: классической, "утки", "бесхвостки", "летающего крыла", их достоинства, недостатки и область применения.
Различные формы крылатых ЛА и их характеристика. Аэродинамические схемы крылатых ЛА: классическая, "утка", "бесхвостка", "летающее крыло".
Достоинства и недостатки схем.
Тема 5.2. Двигатели ЛА: турбовинтовые и воздушно-реактивные двигатели.
В результате изучения темы 5.2. студенты должны:
знать:
- основные виды двигательных установок, принципиальные схемы и особенности работы;
- основные характеристики турбовинтовых и воздушно-реактивных двигателей, их достоинства и недостатки.
Разновидности двигательных установок, применяемых на ЛА. Турбовинтовые (ТВД), воздушно-реактивные (ТРД, ТРДФ, ПВРД) двигатели, их основные характеристики, достоинства и недостатки.
Тема 5.3. Двигатели ЛА: газотурбинные и ракетные двигатели.
В результате изучения темы 5.3. студенты должны:
знать:
- основные характеристики газотурбинных и ракетных двигателей;
- достоинства и недостатки двигателей;
- принципы расчета удельной и максимальной тяги двигателя.
Газотурбинные (ГТД) и ракетные (РД) двигатели, их основные характеристики, достоинства и недостатки.
Методы расчета характеристик двигателей.
Тема 5.4. Внешние нагрузки, действующие на ЛА. Нагрузки в полете.
Перегрузки в полете.
В результате изучения темы 5.4. студенты должны:
знать:
- нагрузки, действующие на ЛА и их классификацию;
- особенности полета на малых и больших скоростях и распределение давления по профилю крыла;
- перегрузки, действующие в полете и их виды.
Классификация внешних нагрузок, действующих на ЛА. Силы, действующие на ЛА в прямолинейном и криволинейном полете. Полет на малых и больших скоростях и распределение аэродинамического давления по профилю крыла.
Понятие перегрузки. Осевая, нормальная и поперечная перегрузки. Полная перегрузка ЛА.
РАЗДЕЛ 6
ПРИМЕНЕНИЕ ЭВМ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОНСТРУКЦИЙ ЛА
Тема 6.1. Геометрическое представление информации.
В результате изучения темы 6.1. студенты должны:
знать:
- понятие САПР и САКР, их обеспечение и особенности работы;
- основные этапы разработки конструкций при помощи ЭВМ;
- понятие геометрической модели и ее содержание.
Понятие о системах автоматизированного проектирования (САПР) и автоматизированного конструирования (САКР). Основные этапы разработки конструкции с помощью ЭВМ.
Геометрическая модель конструкции и ее содержание. Описание различных элементов конструкции ЛА с помощью специализированных языков для ЭВМ.
Тема 6.2. Учет технологических ограничений при проектировании на ЭВМ.
В результате изучения темы 6.2. студенты должны:
знать:
- понятие оптимизации конструкции и ее задача;
- учет условий прочности швов и стыков в конструкции;
- учет сохранения общей и местной устойчивости элементов конструкции;
- понятие минимизации массы конструкции.
Задача оптимизации конструкции. Распределение материала в детали. Технологические ограничения при описании конструкции: условия по прочности швов и стыков, сохранение общей и местной устойчивости элементов, минимизация массы конструкции.
ЛИТЕРАТУРА
ОСНОВНАЯ
- Войт Е.С. и др. "Проектирование конструкций самолетов", М.: Машиностроение, 1987.
- Домотенко Н.Т. и др. "Авиационные силовые установки", М.: Транспорт, 1976.
- Киселев В.А. "Проектирование оптимальных конструкций", М.: МАИ, 1984.
- Синяков А.Н. и др. "Системы автоматического управления ЛА и их силовыми установками", М.: Машиностроение, 1991.
- Шульженко М.Н. "Конструкция самолетов", М.: Машиностроение, 1981.
- Шурков В.Н. "Основы автоматизации производства и промышленные роботы", М.: Машиностроение, 1989.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
- Бесекерский В.А. и др. "Системы автоматического управления с микроЭВМ", М.: Наука, 1987.
- Боднер В.А. "Оператор и летательный аппарат", М.: Машиностроение, 1976.
- Бугаев Б.П. и др. "Пилот и самолет", М.: Машиностроение, 1976.
- Черкасов В.А. "Автоматика и регулирование воздушно-реактивных двигателей", М.: Машиностроение, 1988.
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
- Кодоскоп.
- Диапроектор.
- Слайды, диафильмы.
- Наглядные пособия, плакаты, установки.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
Раздел 2. |
|
ТЕМАТИКА
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ СТУДЕНТОВ
- Составление конспекта по теме: "Автоматизация технологических процессов изготовления деталей и узлов самолета" с использованием литературы [1], [6] (2 часа).
- Расчет элемента конструкции, работающего на растяжение, по критерию удельной прочности" с использованием конспекта лекций и литературы [1], [3] (2 часа).
- Изучение схемы расположения органов управления самолета и составление конспекта" с использованием литературы [4], [5] (2 часа).
- Изучение принципа действия триммера руля высоты" с использованием литературы [4], [5] (3 часа).
- Составление структурной схемы автоматизированной бортовой системы управления" с использованием литературы [4], [5](2 часа).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Электронные приборы по специальности 210310 Радиотехнические комплексы и системы управления космических летательных аппаратов
Рабочая программа дисциплины « Электронные приборы » предусматривает изучение студентами радиоэлектронных полупроводниковых и электронных приборов используемых в производстве радиоэлектронной аппарату...
Рабочая программа по дисциплине "Двигатели летательных аппаратов"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 160108 «Производство летательных аппаратов»....
Рабочая программа модуля ПМ2. Проектирование несложных деталей и узлов летательных аппаратов и его систем, технологического оборудования и оснастки
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальности...
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 24.02.01 Производство летательных аппаратов 2014 г.
Рабочая программа...