МДК.03.05 Авиационные электрические машины. Рабочая программа
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ. 03 Разработка конструкций типовых деталей и узлов авиационных приборов МДК.03.05. Авиационные электрические машины по специальности 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) Москва 2014 |
ОДОБРЕНА кафедрой технических дисциплин Протокол № ____ от «__» _________ 20___ г. | СОСТАВЛЕНА на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования по специальности 200105 Авиационные приборы и комплексы по профессиональному модулю ПМ. 03 Разработка конструкций типовых деталей и узлов авиационных приборов |
Заведующий кафедрой __________ /Левченко В.М. / | Заместитель директора по учебно-методической работе ___________/Фомина О.В./ |
Составитель (автор):
Штыков В.П., преподаватель спецдисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Московский колледж управления, гостиничного бизнеса и информационных технологий «Царицыно»
Рецензент:
СОДЕРЖАНИЕ
| 4 |
| 6 |
| 7 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 03 Разработка конструкций типовых деталей и узлов авиационных приборов
МДК 03.05 Авиационные электрические машины
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 200105 Авиационные приборы и комплексы (базовая подготовка) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): разработка конструкций типовых деталей и узлов авиационных приборов и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.1. Разработка конструкций типовых деталей и узлов авиационных приборов
ПК 3.1. Читать и анализировать принципиальные схемы и техническую документацию.
ПК 3.2. Разрабатывать и выполнять чертежи простейших деталей и узлов авиационных приборов с применением систем автоматизированного проектирования в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), производить простейшие расчеты деталей и элементов авиационных приборов и комплексов с использованием вычислительной техники.
ПК 3.3. Измерять электрические и радиотехнические величины с помощью современных методов и приборов.
Рабочая программа может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации, переподготовки и профессиональной подготовке экологов при наличии среднего (полного) общего образования и соответствующих профессиональных компетенций. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- проектирования конструкций узлов и деталей;
уметь:
- выполнять чертежи деталей и узлов по ЕСКД;
- анализировать техническое задание;
- разбираться и заполнять техническую документацию;
- вести расчет типовых деталей и узлов;
- выбирать материалы для деталей и узлов;
- пользоваться прикладными программами.
знать:
- принципиальные схемы авиационных приборов и комплексов;
- основные требования, предъявляемые к авиационным приборам и комплексам;
- основные законы технической механики;
- техническую терминологию;
- методы исследования и испытаний авиационных приборов и комплексов.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы раздела профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 96 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 64 часа, из них практических занятий 32 часа;
- самостоятельной работы обучающегося – 32 часа.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности: разработка конструкций типовых деталей и узлов авиационных приборов, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1 | Читать и анализировать принципиальные схемы и техническую документацию. |
ПК 3.2 | Разрабатывать и выполнять чертежи простейших деталей и узлов авиационных приборов с применением систем автоматизированного проектирования в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), производить простейшие расчеты деталей и элементов авиационных приборов и комплексов с использованием вычислительной техники |
ПК 3.3 | Измерять электрические и радиотехнические величины с помощью современных методов и приборов. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план раздела профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | ||||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | |||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | 6 семестр | 7 семестр | ||||
ПК 3.1 – 3.3 | МДК 03.05 Авиационные электрические машины | 96 | 64 | 32 | - | 32 | - | -- | - | - |
Производственная практика (по профилю специальности) | ------------------- | |||||||||
ВСЕГО: | 96 | 64 | 32 | - | 32 | - | -- | - | - |
3.2. Содержание обучения по разделу профессионального модуля
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
ПМ 04. Организация и проведение испытаний и тестирования авиационных приборов и комплексов | ||||
МДК 03.05. Авиационные электрические машины | ||||
Тема 1. Назначение и классификация авиационного оборудования | Содержание | 8 | ||
1. | Классификация авиационных электрических машин. Стандарты напряжения бортовой сети самолётов и вертолётов. | 6 | 1 | |
2. | Условия работы и требования по надёжности авиационных электрических машин. | |||
3. | Особенности конструкции и режимы работы авиационных электрических машин. | |||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий, связанных с поиском наглядной информации в интернете по авиационному оборудованию. | 2 | 2 | ||
Тема 2. Принципы действия и принцип построения электрических машин | Содержание | 8 | ||
1. | Принцип работы элементарного электрогенератора и элементарного электродвигателя. Свойство обратимости электрических машин. | 6 | 1 | |
2. | Принципиальные схемы генераторов переменного и постоянного тока. | |||
3. | Обобщённая конструктивная схема электрической машины. | |||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий, связанных с изучением конструкций электрических машин. | 2 | 2 | ||
Тема 3. Авиационные генераторы постоянного тока | Содержание | 18 | ||
1. | Назначение и классификация. Принципиальные электрические схемы, основные соотношения и характеристики. Бесколлекторный генератор постоянного тока. | 6 | 1 | |
2. | Стабилизация напряжения авиационных генераторов. Параллельная работа и работа с аккумуляторной батареей. | |||
3. | Приводы генераторов. Полётная масса как один из главных параметров авиационного генератора. | |||
Практические занятия: | 6 | 2 | ||
№ 1. Изучение работы стабилизатора напряжения. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий по изучению принципиальных схем авиационного генератора и расчету его полётной массы. | 6 | 2 | ||
Тема 4. Авиационные двигатели постоянного тока силовых приводов | Содержание | 18 | ||
1. | Классификация авиационных электродвигателей. Схемы подключения, основные соотношения и характеристики двигателей постоянного тока. | 4 | 1 | |
2. | Особенности авиационных электродвигателей и их применение. Стартеры для запуска авиационных двигателей. Стартеры-генераторы. | |||
Практические занятия: | 8 | 2 | ||
№ 2. Изучение работы электродвигателей постоянного тока. Снятие скоростных и механических характеристик двигателей при различных условиях его работы. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий на изучение принципа работы двигателей постоянного тока. | 6 | 2 | ||
Тема 5. Авиационные электрические машины переменного тока | Содержание | 20 | ||
1. | Синхронные и асинхронные машины переменного тока. | 6 | 1 | |
2. | Особенности авиационных двигателей трёхфазного тока. Гистерезисные двигатели. | |||
3. | Исполнительные электродвигатели. Сельсины и шаговые двигатели. | |||
Практические занятия: | 8 | 2 | ||
№ 2. Изучение работы электродвигателей переменного тока. Снятие скоростных и механических характеристик двигателей при различных условиях его работы. | ||||
Самостоятельная работа: выполнение индивидуальных заданий на изучение принципа работы двигателей переменного тока. | 6 | 2 | ||
Тема 6. Электрооборудование летательных аппаратов | Содержание | 24 | ||
1. | Авиационные трансформаторы. Принцип действия, основные типы. | 4 | 1 | |
2. | Элементы схем электропитания переменным и постоянным током. Резервирование и индикация работы электрооборудования. | |||
Практические занятия: | 10 | 2 | ||
№ 3. Изучение общей схемы электропитания самолёта. | ||||
№ 4. Изучение функциональной схемы электропитания переменным током. | ||||
№ 5. Изучение функциональной схемы электропитания постоянным током. | ||||
№ 6. Изучение функциональной схемы резервной системы электропитания. | ||||
№ 7. Изучение функциональной схемы электроприводов систем автоматического управления самолётом. | ||||
Самостоятельная работа: работа с учебной и справочной литературой, выполнение индивидуальных заданий. | 10 | 2 | ||
Дифференцированный зачёт по материалу семестра. |
4.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов, лабораторий авиационных приборов и комплексов.
4.1.1. Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места студентов;
- наглядные пособия (учебники, справочники по испытаниям типовых элементов и устройств авиационной техники, плакаты, стенды, образцы приборов и их элементов, комплекты практических работ).
4.1.2. Технические средства обучения:
- Оборудование для испытаний, расходные материалы (типовые радиоэлементы приборов) и методика испытаний;
- ПК с наличием лицензионного ПО;
- мультимедийный проектор;
- проекционный экран;
- принтер;
- сканер;
- колонки.
4.1.3. Действующая нормативно-техническая и технологическая документация:
- правила техники безопасности и производственной санитарии;
- памятки студентам поведения при работе в кабинете.
4.1.4. Программное обеспечение:
- сертифицированная ОС Windows 8;
- лабораторный стенд «Электрические машины» с соответствующим ПО;
- наглядные пособия (учебники, справочники по электрическим машинам, плакаты, стенды, раздаточный материал, комплекты практических работ, элементы электрических машин, схемы электрооборудования пассажирского самолёта).
- антивирусная программа Kaspersky;
- учебно-методический комплекс по дисциплине.
4.2. Информационное обеспечение обучения
4.2.1. Основная литература
- Панасюк Г.И., Попов И.А., Привалов Г.В. «Авиационные электрические машины», М.: ВВИА им. Н.Е. Жуковского, reprint, 2010.
- Комисар М.И. «Авиационные электрические машины», М.: Изд-во «Машиностроение», reprint, 2011.
- Сапиро Д.Н. «Электрооборудование самолётов», М.: Изд-во «Машиностроение», reprint, 2010.
- Акопов М.Г. и др. «Системы оборудования летательных аппаратов», М.: Изд-во «Машиностроение», 2009.
4.2.2. Дополнительная литература
- Грузков С. и др. «Электрооборудование летательных аппаратов», М.: МЭИ, 2008.
- Федосеева А.Ф. «Конструкции авиационных электрических машин», М.: Академия, 2010
- Бушуев В.М. и др. "Электропитание устройств и систем телекоммуникаций", М.: Изд-во «Горячая линия – Телеком», 2011.
- Юферов Ф.М. «Электрические машины автоматических устройств», М.: Высшая школа, 2010
4.2.3. Интернет-ресурсы:
Название сайта | Форма доступа | |
Федеральный портал «Российское образование» | ||
Российский общеобразовательный портал | ||
Федеральный институт педагогических измерений | ||
Федеральное агентство по образованию РФ | ||
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки | ||
Официальный сайт Министерства образования и науки РФ | ||
Национальный проект «Образование» | ||
Единое окно доступа к образовательным ресурсам | ||
Учебное оборудование «National Instruments» (США) | ni.com/russia |
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения) | Коды формируемых профессиональных компетенций | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Читать и анализировать принципиальные схемы и техническую документацию. | ПК 3.1 | 1. Демонстрация знаний основных типов чувствительных элементов: упругих, инерционных, параметрических, генераторных, магнитных; их принцип действия и основные характеристики. 2. Демонстрация навыков и умений расчета основных параметров чувствительных элементов и механизмов приборов, моментов трения в опорах, печатных плат и другой электронной аппаратуры.
3. Демонстрация знаний и умения анализа принципиальных схем и электрических схем подключения типовых устройств авиационного оборудования. | 1. Выполнение практических и самостоятельных работ, выполнение и защита рефератов. 2. Решение ситуационных задач Текущий контроль в форме: - защиты практических занятий; - наблюдения и оценки выполнения практических действий. |
Разрабатывать и выполнять чертежи простейших деталей и узлов авиационных приборов с применением систем автоматизированного проектирования в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД), производить простейшие расчеты деталей и элементов авиационных приборов и комплексов с использованием вычислительной техники. | ПК 3.2 | ||
Измерять электрические и радиотехнические величины с помощью современных методов и приборов. | ПК 3.3 |
Результаты обучения (освоенные знания, усвоенные умения) | Коды формируемых общих компетенций | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | ОК 1 | Выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области авиационного приборостроения; оценка эффективности и качества выполнения. | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы. |
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | ОК 2 | Решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки технологических процессов изготовления деталей приборов и комплексов. | |
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | ОК 3 | Эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая сетевые ресурсы. | |
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | ОК 4 | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями. | |
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. | ОК 5 | Самоанализ и коррекция результатов собственной работы. | |
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | ОК 6 | Анализ инноваций в области авиационного приборостроения. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
[1] * Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций. Раздел профессионального модуля может состоять из междисциплинарного курса или его части и соответствующих частей учебной и производственной практик. Наименование раздела профессионального модуля должно начинаться с отглагольного существительного и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений и знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02.Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...
Учебное пособие. Курс лекций по МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты» студентов специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)»
Курс лекций по МДК 01.01 «Электрические машины и аппараты»студентов специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудо...
Рабочая программа (специальности) ПМ. 05 Выполнение работ по профессии 19814 «Электромонтажник по электрическим машинам»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПМ. 05 Выполнение работ по профессии 19814 «Электромонтажник по электрическим машинам»по специальности СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства (баз...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (специальности) УП 05 Выполнение работ по профессии 19814 «Электромонтажник по электрическим машинам»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИУП 05 Выполнение работ по профессии 19814 «Электромонтажник по электрическим машинам»35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйстваКоли...
Тестовые задания для контрольного среза знаний по дисциплинам "Электрические машины", "Судовые электрические машины", часть 1
Задания предназначены для контрольного среза остаточных знаний обучающихся по специальностям 13.02.11, 26.02.06...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОП. 12 Электрические машины и средства автоматизации по специальности СПО 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства
Рабочая программа...
Методические указания по выполнению лабораторных и практических работ по МДК01.01 Электрические машины и аппараты специальности 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования »2019,2020,2021г
Дано описание проведения лабораторных и практических работ по МДК01.01." Электрические машины и аппараты" специальности 13.02.11 . А такжеКритерии оценки:оценка «отлично» вы...