Адаптация обучающихся 1- ого курса к новым условиям обучения в профессиональном образовательном учреждении
методическая разработка

Мелехова Ольга Павловна

Адаптация  к новым условиям обучения в профессиональном образовательном учреждении обучающихся 1- ого в рамках  профессиональной мастерской как площадки профориентационной работы с первокурсниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_ped._sovetu.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическому совету филиала ОГБПОУ «РПК » в г. Касимове «Адаптация обучающихся 1- ого курса к новым условиям обучения в профессиональном образовательном учреждении»

Тема выступления: «Профессиональная мастерская как площадка профориентационной работы с первокурсниками»

преподаватель Мелехова О. П.

      Важную роль в становлении успешного функционирования человека в той или иной социальной роли играет уровень адаптации, как предпосылка активной и эффективной деятельности. Способность адаптироваться, преодолевать трудности, найти свое место в жизненном пространстве является решающим фактором успешного развития молодого человека, а в будущем – специалиста с профессиональным образованием. Поиск путей успешной адаптации к изменившимся социальным условиям и новой деятельности является насущной проблемой для каждого, кто переступил порог учреждений среднего профессионального образования.

Профессиональная адаптация - это, приспособление к требованиям и особенностям профессии.

Период жизни молодых людей, проходящих по схеме "школьник-студент первого курса", жизненно важен. Приобретение нового социального статуса студента требует от вчерашнего школьника выработки новых способов поведения, позволяющих им в наибольшей степени соответствовать этому статусу.

    Наблюдая за  процессом обучения и воспитания в колледже, можно сделать вывод, что необходимо внимательно относится, прежде всего, к набору студентов на обучение профессии педагога. Не всегда хороший аттестат и любовь к детям - залог успешного обучения и правильного выбора профессии. Абитуриенты, поступающие на первый курс, не представляют себе точно, чего хотят и не видят себя в будущей профессии. 15-16-летние дети с трудом представляют, какую ответственность они возложили на себя, поступив на специальность: дошкольное образование, слабо разбираются в тонкостях будущей профессии, где   педагог дошкольной образовательной организации — ключевая фигура в образовательном процессе. Именно поэтому перед профессиональным образованием стоит важная задача сформировать у будущих педагогов дошкольного образования личностно и профессионально значимые компетентности, определяющие их профессиональную готовность к работе с детьми дошкольного возраста.       Педагог должен быть новатором в своей деятельности, он должен любить свою профессию и добиваться положительных результатов в своей работе. Знания и умения студент приобретает в ходе учебной деятельности, приобретение опыта практической деятельности, в значительной мере, осуществляется на всех видах практики в ДОО. Но в колледже активно применяется и другие  форма обучения студентов в рамках профессиональной мастерской, которая создаёт условия для восхождения каждого участника к новому знанию и новому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, является творческая деятельность каждого и осознание закономерностей этой деятельности.

       Работа профессиональной мастерской специальности 44.02.01 Дошкольное образование осуществляется на основе Положения о профессиональной мастерской Областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Рязанский педагогический колледж», где обозначены её задачи и функции.

Деятельность профессиональной мастерской направлена на представление и углубление знаний студентов о будущей специальности.

Основными принципами деятельности профессиональных мастерских являются ведущие принципы образования: гуманизации, демократизации, интеграции, дифференциации и индивидуализации образования, увлекательности и творчества, системности, сотрудничества и прочее.

       Целью работы педагогической мастерской является создание условий для реализации научных и творческих способностей студентов, повышения из методологической культуры, мотивация к их будущей профессии – воспитателя детей дошкольного возраста, начиная с первого курса обучения.

Основными задачами профессиональной мастерской на специальности Дошкольное образование являются:

- социально-профессиональная адаптация обучающихся.  В рамках решения данной задачи проводятся: декада, посвящённая Дню дошкольного работника, в ходе которой студенты 1курса знакомятся с преподавателями, работающими на данной специальности, поздравляют ветеранов педагогического труда с Днём дошкольного работника. Встречи с ветеранами педагогического труда,  дают возможность студентам знакомиться с будущей профессией, приобретать практический опыт. Здесь надо отметить, что в большинстве заседаний профессиональной мастерской  принимают участие студенты всех курсов специальности.

        Будущие воспитатели проводят акции, посвященные праздничным датам: «Подарим книжки-малышки детям», «Радость творчества»,  традиционна ежегодная акция «Твори добро» в день Всемирного дня инвалида, когда студенты в том числе и 1 курсов посещают детей  ДОУ №13 г. Касимова; конкурсе нарисованных открыток, выставки «Ребенок, воспитатель –  творцы, мудрецы, ваятели».          

         Решая задачу -  формирование профессионального мировозрения студентов проводятся:

- научные конференции: «История развития дошкольного образования в г.Касимове,  «История развития дошкольного образования в Рязанской области» «Люби и знай природу родного края».  В предверии Дня победы студенты, преподаватели по традиции вспоминают тех, кто погиб на фронте годы Великой отечественной войны и тружеников тыла. И именно подвигу воспитателей в военные годы посвящен рассказ студентов 3 курса о работе детских садов тех лет.

          В целях ознакомления с опытом педагогической деятельности лучших специалистов дошкольного образования у нас в гостях побывали и поделились своим уникальным педагогическим опытом воспитатели, методисты и заведующие ДОУ Касимовского района: МДОУ Елатомский д/с, Крутоярский д/с, Погостинский д/с, Новодеревенский д/с», специалисты городского и районного управлений образования. Исакова Елена Александровна, воспитатель высшей квалификационной категории, победитель муниципального этапа, лауреат регионального этапа конкурса «Учитель года», победитель в номинации «Лучший сельский воспитатель в Рязанской области» затронула проблемы духовно-нравственного воспитания, патриотизма на основе ознакомления с традициями родного края. Королева Н. Н., - ОУ Крутоярский д/с Касимовского района, победитель муниципального и региональных этапов, лауреат российского этапа «Воспитатель года России-2014»,  провела мастер – класс по организации сюжетно-ролевой игры. Играли в сюжетно-ролевую игру все студенты специальности Дошкольное образование.

        Ежегодно проводились выездные семинары в лучшие детские сады Касимовского района. Студенты принимали участие в обсуждении актуальных вопросов дошкольного образования, в квест-играх, наблюдали занятия в разновозрастных группах ДОУ. На выездных семинарах студенты выпускных групп представляли новинки методической литературы, привозили подарки, сделанные своими руками, в том числе и первокурсниками.      

        Интересной формой работы, которая расширяет практический опыт обучающихся, является  фестиваль мастер-классов: «Интересное вокруг нас», « Осенние листья» - нетрадиционная техника рисования, «Игрушка для нас» -  использование игровых технологий для развития речи детей, «Игрушка за 5 минут» -  изготовление игрушки-забавы.

    Большую роль в приобретение практического опыта играет организация выставок: детских рисунков «В каждом рисунке солнце», студенческих работ «Веселые игрушки своими руками».

С целью  формирование взгляда обучающихся на педагогическую профессию как профессию широких и разнообразных возможностей.

проводится посвящение студентов первого курса в профессию «Моё признание-воспитатель».

       Студенты специальности Дошкольное образование с первого года обучения принимают активное участие в работе профессиональной мастерской. Они проводят музыкальные, спортивные программы в ДОУ города, в центре «Доверие», в центре культурного развития города, в центре «Ветеран». Это:

- праздничная программа, посвящённая Всемирному дню ребёнка с приглашением детей МБДОУ «Д/С №14»;

- новогодние представления.

       Студенты включаются в практическую деятельность мастерской, в процессе которой у них развиваются личностно-профессиональные качества, необходимые для формирования ключевых и профессиональных компетенций.

       Нельзя не сказать о такой форме работы профмастерской, как подготовке студентов к участию в профессиональных конкурсах «Молодые профессионалы» корпоративного и региональных этапах, олимпиаде профессионального мастерства, турнирах профессиональных знаний. Студенты первых курсов здесь являются не только активными зрителями, но и участниками турниров.

       В плане работы профессиональной мастерской  предусмотрены  ознакомительные, виртуальные экскурсии по дошкольным образовательным организациям города Касимова -  будущим базам педагогической практики.                           В беседах со студентами 1 курса выяснилось, что специальность воспитателя кажется им несложной, имеет небольшое социальное значение. Некоторые решили получить профессию, потому что нужен диплом, они не заинтересованы в работе в детском саду. Пути развития профессионально-направленной работы со студентами, в том числе – первокурсниками, видятся в сохранении традиций, в дифференциации участия студентов всех курсов специальности  в мероприятиях, имеющих профессиональную направленность. Студенты первого курса только начинают осваивать азы профессии, поэтому их участие должно быть больше ориентировано на общее развитие, на повышение эмоционального уровня с привлечением не только активных, но и пассивных студентов, которые по тем или иным причинам не могут проявить себя на учебных занятиях.

      Таким образом, профессиональная мастерская становиться активной площадкой профориентационной работы с первокурсниками.

        В заключении хочется сказать, что предстоит сделать ещё очень многое, чтобы наши студенты не разочаровались в своей будущей профессии, а получив её, стали отличными специалистами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Мероприятие по адаптации студентов первого курса к новым условиям обучения.

Квест-новая и интересная форма для работы с подростками. Сценарий данного квеста-основа для увлекательного мероприятия по адаптации студентов-первокурсников....

Интеграция образовательных программ профессионального образования в общеобразовательное, как одно из условий успешного развития инновационного образовательного учреждения

Существуют разные причины, благодаря которым возникает необходимость в организации сетевого взаимодействия между образовательными организациями ПОУ - СОШ. Во-первых, в поисках знаний обучающиеся...

Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Дорога длинною в 75 лет", посвященная юбилею ПРОФТЕХа

Работы обучающихся, выполненные в рамках областных конкурсов информационных технологий и конкурсов нашего образовательного учреждения....

Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"

Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"...

Развитие интереса к урокам литературы в условиях среднего профессионального образовательного учреждения

Статья посвящена вопросу, как воспитать вдумчивого и внимательного читателя на уроках литературы в СПО. Из опыта работы приведены примеры разнообразных методик и стратегий, направленных на развитие ин...