Урок в 1 классе «Три калача и одна баранка» Работа с текстом. Функциональная грамотность
учебно-методический материал

Садовникова Ольга Викторовна

Цели и задачи: формирование читательской и функциональной грамотности обучающихся во время знакомства с басней Л.Н.Толстого «Три калача и баранка», развивая умение работать с представленной информацией, воспитывая интерес к чтению.

Задачи:

Включение в осмысленную,продуктивную,мотивированную деятельность,в которой важнейшую роль играют личностные и метапредметные результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_1_klasse.docx586.92 КБ
Файл tri_kalacha_i_odna_baranka_prezentatsiya_1.pptx296.31 КБ

Предварительный просмотр:

Разработала учитель начальных классов Садовникова Ольга Викторовна

Урок в 1 классе

«Три калача и одна баранка»

Работа с текстом. Функциональная грамотность

Цели и задачи: формирование читательской и функциональной грамотности обучающихся во время знакомства с басней Л.Н.Толстого «Три калача и баранка», развивая умение работать с представленной информацией, воспитывая интерес к чтению.

Задачи:

Включение в осмысленную,продуктивную,мотивированную деятельность,в которой важнейшую роль играют личностные и метапредметные результаты.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации

многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей

и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной

литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других

народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной

принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной

деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе

представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных

ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения

сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными

поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и

духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,

поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в

соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и

способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и

познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,

словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с

коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации

и составления текстов в устной и письменной формах;

2

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,

классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,

построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и

право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и

оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её

достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон

и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства

сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о

Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических

представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в

систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской

компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,

элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных

текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);

умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,

участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков

героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться

справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,

составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать

причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на

части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,

пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне

овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по

аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика

героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный

текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по

иллюстрациям, на основе личного опыта.

Ход урока:

I.Организационный этап

Приветствие

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постараюсь всё понять
И внимательно читать.

Звуки с буквами пришли

И порядок навели.

 Проверка подготовленности, организация внимания. (дежурные)

-Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

-Проверим готовность к уроку?

Литературное чтение

Задание 1.

Тренажёр  №1.( Таблица картинка-слово. Задание: покажи пары)

Ход урока:

II Работа с текстом до чтения.

1)Нетрадиционное начало

- Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с вами с новым произведением?

2)Словарно-орфографическая работа

-Ребята, давайте  откроем учебники на стр.76.Перед нами- текст. Давайте хором прочитаем название: «Три калача и одна баранка»                                                                                    Слайд №1

-Скажите, есть ли в названии известные слова?

-Что такое калач, кто знает?                                                                                                             Слайд №2

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.

- Что такое баранка?

Булочное изделие в виде кольца, выпеченное из заварного теста. Связка баранок.

- Верите ли вы в то, что можно наесться одной баранкой?

-Давайте снова взглянем на весь текст целиком и попробуем определить его характер:

1)Это сплошной текст без визуальных(зрительных) изображений?(От слов: вижу картинки)

2)Или не сплошной текст с визуальными изображениями?

-Предположите, о чём пойдёт речь в этом тексте?

-Как вы думаете, о чём вам хотел рассказать автор Лев Толстой?

-Так кто же меня внимательно слушал и скажет имя автора произведения?

3)Глоссарий

-На доске записаны слова, давайте их прочитаем(спрашиваю по одному): металл, калач, покупка, еда, воздух, баранка, изба.

-Выберите те слова, которые могут быть связаны с текстом.(Дети называют, и возле выбранных слов учитель на доске ставит галочки.

III.Работа с текстом во время чтения.

-Ребята, сегодня на уроке мы с вами прочитаем басню Льва Николаевича Толстого «Три калача и одна баранка». О том, что такое басня, мы будем говорить с вами на последующих уроках.

1.Первичное чтение  «знакомство с текстом». Предлагаю ознакомиться с текстом самостоятельно. Читаем текст «птичьим базаром».

-Вернёмся к нашим словам на доске, которые мы отметили галочкой. Все ли слова подошли?

 Слайд 4.

-О чём вы сейчас прочитали?

2.Перечитывание текста. Читает учитель, а дети глазками следят и читают про себя.

3.Чтение текста по цепочке.(Дети, которые ещё очень плохо читают – читают в паре с соседом по парте).

4.Беседа по содержанию.

Найдите в тексте предложение со знаком вопроса.

Ответ:

Зачем же я напрасно съел столько калачей? 

2. Рассмотрите рисунки на следующем слайде и покажите только те, которые связаны с содержанием басни.                                                                                                          Слайд 5

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/24/s_5e2a9146007bc/1328499_1.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/24/s_5e2a9146007bc/1328499_3.jpeg https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/24/s_5e2a9146007bc/1328499_2.png

               Picture background      Picture background      Picture background               Picture background           

Ответ: баранка, калач, мужик

-Какие предметы оказались лишними? (Батон и торт).

-В какой последовательности и что ел мужик? Назовите.

(Ответ: Мужик - калач -калач-калач-баранка )

-Подскажите, сколько букв и звуков в слове «кушать».(6 букв,5 звуков)(Запись на доске)

-Выйти к доске и подчеркнуть зелёным мелом букву, которая обозначает мягкий согласный звук. (Вызываю одного ученика)

-А теперь выйти к доске и подчеркнуть красным мелом все буквы, которые обозначают гласные звуки.

-Выйти к доске и подчеркнуть синим мелом буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.

-Выберите на доске верный ответ, который поможет сосчитать, сколько баранок и калачей всего съел мужик.

А. 1 + 1    Б. 1 + 1 + 1+1   В. 2 + 1(Ответ: Б. 1 + 1 + 1 + 1 )

-Сколько всего калачей и баранок съел мужик? Покажите веером.(4)

-Какие продукты не нужны для того, чтобы испечь калач?                                                            Слайд 6 .

Мука пшеничная ,молоко ,дрожжи, сметана ,помидор, соль, растительное масло, яйцо, огурец.

Ответ: не нужны продукты: помидор, огурец

Запишите в таблице свои примеры. Работа в группах

Сделано руками человека

Баранка, стол, ......................................

...............................................................

.......................................................... .

Живая природа

Человек, яблоня, .................................

..............................................................

........................................................ .

Сделано руками человека

Баранка, стол, ......................................

...............................................................

.......................................................... .

Живая природа

Человек, яблоня, .................................

Сейчас мы с вами составим синквейн по этой басне и запишем на слайде.

--Кто захотел есть?(Мужик)

-Какой был мужик?(Голодный,глупый)

-Что делал мужик? (Купил,съел,ударил)

-Составьте предложение из 4 слов ,которое бы подошло к этому тексту или было бы про этот текст.( Быть умным очень пригодится.)

-Сделайте вывод одним словом. Когда человек наелся, что у него наступает?(Сытость)

Выберите слова, которые верно характеризуют мужика. Для этого можно перечитать текст ещё раз.

Умный, щедрый, глупый, жадный, забывчивый.

-Почему вы так думаете?

-Что обозначает слово «напрасно»? ( Тщетно, бесполезно, безрезультатно.)

IV.Работа с текстом после чтения.

  • Чтение с помехой;
  • Чтение «вверх-ногами»
  • Половинки. Чтение текста с прикрытой верхней или нижней частью строчки.
  • Выразительное чтение текста некоторыми учениками

*** Резерв – чтение стихотворения «Господин учитель жук» с.76-77 по цепочке.

V.Д.3 читать дома стр.76-77

VI. Рефлексия

-Ребята,на доске вы видите два сердечка,одно зелёное,другое оранжевое.Если вы считаете,что поработали на уроке хорошо,то дотроньтесь до зелёного сердечка рукой и сядьте на место,а если вы считаете,что поработали недостаточно хорошо,просто просидели и прослушали весь урок – то дотроньтесь до оранжевого сердечка.

- Почему вы дотронулись именно до сердечка определённого цвета?

-Какие вы сегодня молодцы! Хорошо поработали. Я благодарю вас за работу.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/24/s_5e2a9146007bc/1328499_1.jpeg

Булочное изделие в виде кольца, выпеченное из заварного теста. Связка баранок.

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/01/24/s_5e2a9146007bc/1328499_4.jpeg

В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Три калача и одна баранка Л.Н.Толстой Презентацию составила учитель начальных классов Садовникова Ольга Викторовна

Слайд 2

Калач

Слайд 3

Баранка

Слайд 4

Глоссарий Калач Баранка Покупка Еда

Слайд 6

Мука пшеничная , молоко , дрожжи, сметана , помидор, соль, растительное масло, яйцо, огурец.

Слайд 7

Синквейн Мужик Голодный, глупый Купил, съел, ударил Быть умным очень пригодится! Сытость


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по теме:" РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ"

Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью, то есть это знания...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс

Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...

Мастер - класс "Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности"

Представление опыта работы с текстом на внеурочной . Представить приёмы работы с текстом   и применить их на практике;Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками ма...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов"

Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов" по формированию функциональной гг...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс

Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс для формирования функциональной грамотности в начальной школе...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...