Урок в 1 классе «Три калача и одна баранка» Работа с текстом. Функциональная грамотность
учебно-методический материал
Цели и задачи: формирование читательской и функциональной грамотности обучающихся во время знакомства с басней Л.Н.Толстого «Три калача и баранка», развивая умение работать с представленной информацией, воспитывая интерес к чтению.
Задачи:
Включение в осмысленную,продуктивную,мотивированную деятельность,в которой важнейшую роль играют личностные и метапредметные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 586.92 КБ |
![]() | 296.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала учитель начальных классов Садовникова Ольга Викторовна
Урок в 1 классе
«Три калача и одна баранка»
Работа с текстом. Функциональная грамотность
Цели и задачи: формирование читательской и функциональной грамотности обучающихся во время знакомства с басней Л.Н.Толстого «Три калача и баранка», развивая умение работать с представленной информацией, воспитывая интерес к чтению.
Задачи:
Включение в осмысленную,продуктивную,мотивированную деятельность,в которой важнейшую роль играют личностные и метапредметные результаты.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ,
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации
многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей
и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной
принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения
сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными
поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и
духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и
познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках,
словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с
коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,
осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации
и составления текстов в устной и письменной формах;
2
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей,
построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и
право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и
оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её
достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон
и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя,
элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое);
умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации,
составляя самостоятельно краткую аннотацию;
6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать
причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на
части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности,
пересказывать произведение;
7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне
овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по
аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика
героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;
8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный
текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по
иллюстрациям, на основе личного опыта.
Ход урока:
I.Организационный этап.
Приветствие
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять
И внимательно читать.
Звуки с буквами пришли
И порядок навели.
Проверка подготовленности, организация внимания. (дежурные)
-Проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке:
Учебник, ручка и тетрадка?
-Проверим готовность к уроку?
Литературное чтение
Задание 1.
Тренажёр №1.( Таблица картинка-слово. Задание: покажи пары)
Ход урока:
II Работа с текстом до чтения.
1)Нетрадиционное начало
- Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с вами с новым произведением?
2)Словарно-орфографическая работа
-Ребята, давайте откроем учебники на стр.76.Перед нами- текст. Давайте хором прочитаем название: «Три калача и одна баранка» Слайд №1
-Скажите, есть ли в названии известные слова?
-Что такое калач, кто знает? Слайд №2
В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
- Что такое баранка?
Булочное изделие в виде кольца, выпеченное из заварного теста. Связка баранок.
- Верите ли вы в то, что можно наесться одной баранкой?
-Давайте снова взглянем на весь текст целиком и попробуем определить его характер:
1)Это сплошной текст без визуальных(зрительных) изображений?(От слов: вижу картинки)
2)Или не сплошной текст с визуальными изображениями?
-Предположите, о чём пойдёт речь в этом тексте?
-Как вы думаете, о чём вам хотел рассказать автор Лев Толстой?
-Так кто же меня внимательно слушал и скажет имя автора произведения?
3)Глоссарий
-На доске записаны слова, давайте их прочитаем(спрашиваю по одному): металл, калач, покупка, еда, воздух, баранка, изба.
-Выберите те слова, которые могут быть связаны с текстом.(Дети называют, и возле выбранных слов учитель на доске ставит галочки.
III.Работа с текстом во время чтения.
-Ребята, сегодня на уроке мы с вами прочитаем басню Льва Николаевича Толстого «Три калача и одна баранка». О том, что такое басня, мы будем говорить с вами на последующих уроках.
1.Первичное чтение «знакомство с текстом». Предлагаю ознакомиться с текстом самостоятельно. Читаем текст «птичьим базаром».
-Вернёмся к нашим словам на доске, которые мы отметили галочкой. Все ли слова подошли?
Слайд 4.
-О чём вы сейчас прочитали?
2.Перечитывание текста. Читает учитель, а дети глазками следят и читают про себя.
3.Чтение текста по цепочке.(Дети, которые ещё очень плохо читают – читают в паре с соседом по парте).
4.Беседа по содержанию.
Найдите в тексте предложение со знаком вопроса.
Ответ:
Зачем же я напрасно съел столько калачей?
2. Рассмотрите рисунки на следующем слайде и покажите только те, которые связаны с содержанием басни. Слайд 5
Ответ: баранка, калач, мужик
-Какие предметы оказались лишними? (Батон и торт).
-В какой последовательности и что ел мужик? Назовите.
(Ответ: Мужик - калач -калач-калач-баранка )
-Подскажите, сколько букв и звуков в слове «кушать».(6 букв,5 звуков)(Запись на доске)
-Выйти к доске и подчеркнуть зелёным мелом букву, которая обозначает мягкий согласный звук. (Вызываю одного ученика)
-А теперь выйти к доске и подчеркнуть красным мелом все буквы, которые обозначают гласные звуки.
-Выйти к доске и подчеркнуть синим мелом буквы, которые обозначают твёрдые согласные звуки.
-Выберите на доске верный ответ, который поможет сосчитать, сколько баранок и калачей всего съел мужик.
А. 1 + 1 Б. 1 + 1 + 1+1 В. 2 + 1(Ответ: Б. 1 + 1 + 1 + 1 )
-Сколько всего калачей и баранок съел мужик? Покажите веером.(4)
-Какие продукты не нужны для того, чтобы испечь калач? Слайд 6 .
Мука пшеничная ,молоко ,дрожжи, сметана ,помидор, соль, растительное масло, яйцо, огурец.
Ответ: не нужны продукты: помидор, огурец
Запишите в таблице свои примеры. Работа в группах
Сделано руками человека
Баранка, стол, ......................................
...............................................................
.......................................................... .
Живая природа
Человек, яблоня, .................................
..............................................................
........................................................ .
Сделано руками человека
Баранка, стол, ......................................
...............................................................
.......................................................... .
Живая природа
Человек, яблоня, .................................
Сейчас мы с вами составим синквейн по этой басне и запишем на слайде.
--Кто захотел есть?(Мужик)
-Какой был мужик?(Голодный,глупый)
-Что делал мужик? (Купил,съел,ударил)
-Составьте предложение из 4 слов ,которое бы подошло к этому тексту или было бы про этот текст.( Быть умным очень пригодится.)
-Сделайте вывод одним словом. Когда человек наелся, что у него наступает?(Сытость)
Выберите слова, которые верно характеризуют мужика. Для этого можно перечитать текст ещё раз.
Умный, щедрый, глупый, жадный, забывчивый.
-Почему вы так думаете?
-Что обозначает слово «напрасно»? ( Тщетно, бесполезно, безрезультатно.)
IV.Работа с текстом после чтения.
- Чтение с помехой;
- Чтение «вверх-ногами»
- Половинки. Чтение текста с прикрытой верхней или нижней частью строчки.
- Выразительное чтение текста некоторыми учениками
*** Резерв – чтение стихотворения «Господин учитель жук» с.76-77 по цепочке.
V.Д.3 читать дома стр.76-77
VI. Рефлексия
-Ребята,на доске вы видите два сердечка,одно зелёное,другое оранжевое.Если вы считаете,что поработали на уроке хорошо,то дотроньтесь до зелёного сердечка рукой и сядьте на место,а если вы считаете,что поработали недостаточно хорошо,просто просидели и прослушали весь урок – то дотроньтесь до оранжевого сердечка.
- Почему вы дотронулись именно до сердечка определённого цвета?
-Какие вы сегодня молодцы! Хорошо поработали. Я благодарю вас за работу.
Булочное изделие в виде кольца, выпеченное из заварного теста. Связка баранок.
В Древней Руси калачи выпекали в форме замка с круглой дужкой. Горожане нередко покупали калачи и ели их прямо на улице, держа за эту дужку, или ручку. Из соображений гигиены саму ручку в пищу не употребляли, а отдавали её нищим либо бросали на съедение собакам. По одной из версий, про тех, кто не брезговал её съесть, говорили: дошёл до ручки. И сегодня выражение «дойти до ручки» значит совсем опуститься, потерять человеческий облик.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Калач
Баранка
Глоссарий Калач Баранка Покупка Еда
Мука пшеничная , молоко , дрожжи, сметана , помидор, соль, растительное масло, яйцо, огурец.
Синквейн Мужик Голодный, глупый Купил, съел, ударил Быть умным очень пригодится! Сытость
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование функциональной грамотности на уроках географии
функциональная грамотность...

Рабочая программа по теме:" РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-7 КЛАССОВ"
Функциональная грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью, то есть это знания...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Функциональная грамотность" 2 класс
Программа курса внеурочной деятельности для второго класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта н...

Мастер - класс "Работа с текстом как основной способ формирования функциональной грамотности"
Представление опыта работы с текстом на внеурочной . Представить приёмы работы с текстом и применить их на практике;Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками ма...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов"
Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов" по формированию функциональной гг...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс
Компетентностно-ориентированные задание по окружающему миру «Органы чувств», 3 класс для формирования функциональной грамотности в начальной школе...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма
Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...