Методическая разработка «Средства и методы воспитания скоростных способностей.»
методическая разработка

Средства и методы воспитания скоростных способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_i_metody_2022.docx68.32 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Методическая разработка

«Средства и методы воспитания скоростных способностей

Автор: Пискунова А.А.

учитель физической культуры

МОУ СОШ №13

Оглавление

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты изучения воспитания скоростных способностей 5

Понятие «скоростные способности» в педагогической литературе 5

Средства и методы воспитания скоростных способностей 9

Выводы по главе 1 16

Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию скоростных способностей у школьников 18

Организация и методы исследования 18

Методика воспитания скоростных способностей у школьников 21

Выводы по главе 2 28

Заключение 31

Список использованных источников 34


Введение

Скоростные способности – это способность человека совершать двигательное действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и импульсивностью. Скоростные способности характеризуется временем двигательной реакции, скоростью одиночного движения, частотой движений. Скоростные способности по праву являются одним из наиболее важных физических качеств. Они в значительной мере определяет успех выступления в соревнованиях по легкой атлетике.

Младший школьный возраст важный период в воспитании скоростных способностей в виду того что данный возраст имеет благоприятные предпосылки для воспитания скоростных способностей.

Цель исследования – теоретически изучить средства и методы воспитания скоростных способностей.

Объект: процесс воспитания скоростных способностей.

Предмет: средства и методы воспитания скоростных способностей.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие «скоростные способности» в педагогической литературе.
  2. Определить средства и методы воспитания скоростных способностей.
  3. Провести диагностику сформированности скоростных способностей у школьников.
  4. Рассмотреть методику по развитию скоростных способностей у школьников.

При решении поставленных задач используется совокупность следующих методов исследования:

1. Анализ научно-методической литературы;

2. Тестирование физической подготовленности;

3. Методы математической статистики.

База исследования: МАОУ СОШ г. Челябинска.

Структура работы включает в себя введение, две главы, выводы, список использованных источников.


Глава 1. Теоретические аспекты изучения воспитания скоростных способностей

Понятие «скоростные способности» в педагогической литературе

Для характеристики возможностей выполнять двигательные задания с максимальной скоростью в течение ряда лет использовался обобщенный термин «быстрота». Учитывая множественность форм проявления движений и высокую их специфичность, этот термин заменили на понятие «скоростные способности».

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени [11].

Под скоростными способностями понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также двигательной реакции.

Ю. Ф. Курамшин определяет скоростные способности как комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Автор различает элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. К элементарным формам относит четыре вида скоростных способностей:

  • способность к быстрому реагированию на сигнал;
  • способность к выполнению одиночных локальных движений с максимальной скоростью;
  • способность к быстрому началу движения (то, что в практике иногда называют резкостью);
  • способность к выполнению движений в максимальном темпе [18].

К комплексным формам проявления скоростных способностей относит:

  • способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовые скоростные способности) стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, бобслее, рывки в футболе, «доставание» укороченного мяча в теннисе;
  • способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (дистанционные скоростные способности) – в беге, плавании и других циклических локомоциях;
  • способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

Ю.Ф. Курамшин определил, что проявление факторов скоростные способности и скорости движений зависит от целого ряда факторов:

1) состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нервно-мышечного аппарата человека;

2) морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. соотношения быстрых и медленных волокон);

3) силы мышц;

4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное;

5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кислота – АТФ и креатинфосфат – КТФ);

6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности суставов;

7) способности к координации движений;

8) биологического ритма жизнедеятельности организма;

9) возраста и пола;

10) скоростных природных способностей человека.

На проявление скоростных способностей также влияет и температура внешней среды. Максимальная скорость движений наблюдается при температуре +20-22°С. При 16°С скорость снижается на 6-9° [9].

Наиболее благоприятными периодами для развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей скоростные способности продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях скоростные способности простой реакции и максимальной частоты движений.

Как отмечает Н. В. Королева, целенаправленные воздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияние на развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеют преимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях скоростные способности целостных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Задачи развития скоростных способностей состоят в следующем:

1. Первая задача состоит в необходимости разностороннего развития скоростных способностей (скоростные способностиа реакции, частота движений, скорость одиночного движения, скоростные способностиа целостных действий) в сочетании с приобретением двигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения в образовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить младший и средний школьный возраст - сенситивные (особенно благоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

2. Вторая задача – максимальное развитие скоростных способностей при специализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скорость реагирования или скоростные способностиа действия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

3. Третья задача – совершенствование скоростных способностей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.) [9].

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо около-предельной скоростью (т.е. скоростные упражнения) [7].

В. И. Лях разделяет средства развития скоростных способностей на три основные группы [17].

1. Упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

a) быстроту реакции;

б) скорость выполнения отдельных движений;

в) улучшение частоты движений;

г) улучшение стартовой скорости;

д) скоростную выносливость;

е) быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей (например, спортивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.).

3. Упражнения сопряженного воздействия:

a) на скоростные и все другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);

б) на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем – через воспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качеств скоростные способности [20].

Таким образом, скоростные способности – это комплекс функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Средства и методы воспитания скоростных способностей

При анализе литературных источников по вопросу развития скоростных способностей было выявлено, что наиболее благоприятным периодом является возрастной диапазон от 7 до 11-12 лет. В дальнейшем, с 12 до 14-15 лет прирост этих показателей увеличивается в гораздо меньшей степени. Это обусловлено стабилизацией показателей времени простой двигательной реакции и темповыми показателями [17].

В процессе спортивной подготовки при развитии быстроты движений немаловажную роль играет закономерность переноса физических способностей. Это обусловлено тем, что воздействие на силовые и скоростно-силовые способности будут оказывать положительный эффект на развитие скоростных способностей. Специалистами отмечается слабая степень взаимного переноса скоростных способностей (высокая стартовая скорость не является гарантом хорошей дистанционной скорости, и наоборот).

Во многих источниках отмечается, что достижение максимальных результатов в избранном виде спорта зависит от двух взаимовлияющих факторов: эффективности используемых методик и мышечного состава подопечных. Поэтому отмеченные специфические особенности скоростных способностей требуют применения соответствующих средств и методов тренировки [11].

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью, то есть скоростные упражнения. Их можно разделить на три основные группы:

1. Упражнения направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

а) на быстроту реакции;

б) на скорость выполнения отдельных движений;

в) на улучшение частоты движений;

г) на быстроту выполнения целостных действий;

д) на улучшение стартовой скорости.

2. Упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей:

  • спортивные и подвижные игры;
  • эстафеты;
  • единоборства и т. д.

3. Упражнения сопряжённого воздействия:

а) на скоростные и силовые способности (скоростно-силовые упражнения);

б) на скоростные и координационные способности (скоростно-координационные упражнения);

в) на скоростные способности и выносливость (упражнения на скоростную выносливость).

Основной метод при развитии двигательной реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования. Для совершенствования скоростные способности реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Простые реакции обладают свойством переноса, если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быстро реагировать на них и в других ситуациях.

Для воспитания быстроты сложных двигательных реакций необходимо использовать специально-подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двигательной деятельности.

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент реакции, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть времени сложной двигательной реакции (обычно больше половины). Стремясь сократить это время, воспитывают умение заблаговременно «включать» и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время реакции у него значительно сокращается, а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта).

При воспитании реакции выбора стремятся, прежде всего научить занимающихся искусно пользоваться «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Такую информацию можно извлечь из наблюдений за позой противника, мимикой, подготовительными действиями, общей манерой поведения. Применяя для совершенствования реакции специально-подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определённом порядке как число вариантов действий, разрешённых партнёру, так и число ответных действий.

Что касается средств развития скоростных способностей, то к ним относятся упражнения, которые выполняются с предельной либо околопредельной скоростью (т.е. скоростные упражнения). В.И. Лях (2006), разделил их на три основные группы:

1. Первую группу составляют упражнения, направленно воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей:

  • быстрота реакции;
  • скорость выполнения одиночных движений;
  • улучшение частоты движений;
  • улучшение стартовой скорости;
  • скоростную выносливость;
  • быстроты выполнения последовательных двигательных действий в целом (например, бега, плавания, ведения мяча).

2. Ко второй группе относятся упражнения комплексного (разностороннего) воздействия на все основные компоненты скоростных способностей:

  • спортивные игры;
  • подвижные игры;
  • эстафеты;
  • единоборства и т.д.

3. В третью группу входят упражнения сопряженного воздействия:

  • на скоростные и другие способности (скоростные и силовые, скоростные и координационные, скоростные и выносливость);
  • на скоростные способности и совершенствование двигательных действий (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

В спортивной практике для развития скоростных способностей применяются те же упражнения, что и для развития взрывной силы. Если при развитии взрывной силы применяются упражнения с отягощением, то при воспитании скоростных способностей важным условием является использование отягощения, которое не снижает скорости движений. Наряду с этим практикуются упражнения с неполным размахом, с максимальной скоростью и с резкой остановкой движений, а также старты и спурты.

Для развития частоты движений применяются:

  • циклические упражнения в условиях, способствующих повышению темпа движений – бег под уклон, за мотоциклом, с тяговым устройством;
  • быстрые движения ногами и руками, выполняемые в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения;
  • упражнения на повышение скорости расслабления мышечных групп после их сокращения.

Для развития скоростных способностей в их комплексном выражении применяются три группы упражнений:

  • упражнения, направленные на развитие быстроты реакции;
  • упражнения, которые используются для развития скорости одиночных движений, (в том числе на коротких отрезках от 10 до 100 м);
  • взрывные упражнения [7].

При развитии и совершенствовании скоростных способностей во основу необходимо ставить комплексный подход, заключающийся в использовании в рамках занятия различных скоростных упражнений.

Эффективность целенаправленного воздействия на скоростные способности определяется рациональным использованием различных методов.

Фундаментальным методом при развитии скоростных способностей считается повторный метод. Он заключается в повторном выполнении упражнений, где скорость практически равна (а в некоторых случаях равна) соревновательной.

Дозировка этого метода напрямую зависит от скорости выполнения упражнений: необходимо прекращать тренировку, когда скорость спортсмена становится ниже на 5% от исходной [10].

Еще одним методом воспитания скоростных способностей является метод вариативного упражнения, обусловленный варьированием скорости и ускорений в определенных условиях. Его суть – чередование высокоинтенсивных движений (4-5 с.) с менее интенсивными движениями.

Наряду с вышеперечисленными методами значительный вес имеют игровой и соревновательный методы, поскольку они одновременно воздействует на различные формы проявления скоростные способности, связанные с оперативным мышлением. Их положительной чертой также является то, что они создают предпосылки для максимальной реализации скоростных способностей за счет высокого эмоционального фона, волевой мобилизации.

Большое значение в практике спортивной тренировки принадлежит методу динамических усилий. Основное значение его – использование непредельных отягощений (10-20 кг) при выполнении обще- и специально-подготовительных упражнений. Целесообразным методом повышения скорости выполняемых движений является контрастный метод, основанный на выполнении упражнений в затрудненных, обычных и облегченных условиях. Его основным предназначением считается стимулирование активных мышечных напряжений, способствующих повышению скорости движений.

Облегченные условия (бег с горы, по ветру, с помощью специальных устройств), в которых бы спортсмен превысил свою наивысшую скорость, создаются, прежде всего, для предупреждения возникновения «скоростного барьера». Упражнения, выполняемые в затрудненных условиях, также призваны улучшить скорость движения. Например, бег в гору, по лестнице, по песку, по снегу и т.д.

Для подбора тренировочных средств, их соотношения, при развитии двигательных способностей и обеспечения разносторонней физической подготовленности, следует знать, какие двигательные способности требуются для преимущественного овладения программным материалом в целом, затем, какие двигательные способности обеспечивают успех в отдельных видах движений, и, далее, установить проявление физической активности и характер работы отдельных мышечных групп в дисциплинах различных видов спорта, избранных как предмет специализации [9].

При развитии скоростных способностей у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции, быстроту отдельных движений и способность увеличивать темп движений без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроту двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный).

Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах.

Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к отрицательным явлениям: возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте.

При повышении уровня развития скоростных способностей можно выделить два методических подхода:

1. Аналитическое совершенствование отдельных составляющих скоростных способностей, определяющих их проявление.

2. Целостное совершенствование, которое предусматривает объединение локальных способностей в целостных двигательных актах, характерных для данного вида спорта.

В качестве средств развития комплексных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью (обычно их называют скоростными). В зависимости от направленности занятия эти средства будут носить комплексный характер, т.е. оказывать одновременное влияние на различные виды скоростные способности или избирательно воздействовать на ту или иную форму скоростные способности.

Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Поэтому ходьба, гимнастические упражнения на перекладине, брусьях или на коне с ручками малопригодны для развития скоростных способностей. Упражнения должны быть настолько хорошо усвоены, чтобы при их выполнении основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.

Продолжительность упражнений, направленных на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приемов в спортивных играх, единоборствах, скоростно-силовых и сложно-координированных видах спорта может быть до 5-10 сек. При развитии абсолютного уровня дистанционной скорости в видах спорта циклического характера продолжительность упражнений может колебаться в более широких пределах - от 5-6 сек. до 1 мин и более.

Выводы по главе 1

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени

Рассмотрев физиологическую характеристику скоростных способностей, мы заметили, определенное влияние на проявление скоростных способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.

Мы выявили, что основными методами развития скоростных способностей являются методы строго регламентированного упражнения, соревновательный метод, игровой метод, а к основным средствам относятся упражнения: целевые (соревновательные), специально-подготовительные и обще развивающие. Средствами развития скоростных способностей являются специальные упражнения.


Глава 2. Опытно-поисковая работа по воспитанию скоростных способностей у школьников

Организация и методы исследования

Экспериментальная работа проходила на базе МОУ СОШ г. Челябинска. Участие приняли 15 младших школьников 2 класса.

Цель работы – изучить сформированность скоростных способностей у младших школьников и описать методику воспитания скоростных способностей младших школьников.

Задачи:

1. Подобрать выборку исследования.

2. Провести диагностику сформированности скоростных способностей младших школьников.

3. Описать методику воспитания скоростных способностей младших школьников.

Методический инструментарий:

Для определения уровня скоростных способностей нами использовались следующие тесты:

  1. Челночный бег 3х10 м.
  2. Приседания.
  3. Прыжки через скакалку.

Методика проведения тестов для определения скоростные способности:

«Челночный бег 3х10 м». До начала выполнения в 10 метрах от линии старта проводится линия финиша и на нее кладется кубик. По сигналу испытуемый бежит до кубика, берет его в руку, разворачивается, бежит к линии старта, кладет кубик на линию старта, разворачивается и финиширует, пробегая линию финиша на скорости. Учитывается время, затраченное на выполнение этого упражнения.

«Прыжки через скакалку». Исходное положение для теста – ровная прямая спина, ноги вместе, локти прижаты к телу. Скакалку держать на уровне бедер или пояса, ладони направлены к телу. В таком положении нагрузка будет распределяться правильно и равномерно. Руки должны быть неподвижными, слегка согнутыми в локтях. Скакалку надо вращать кистями и предплечьями рук, плечи не должны двигаться. Приземление во время прыжков должно быть на слегка согнутые ноги, мягко и исключительно на подушечки стоп, пятки не должны касаться пола (это может увеличить нагрузку на сухожилия ног и спины). Не нужно выпрыгивать высоко, оптимальная высота прыжка 2-4 см. Подсчет прыжков за 1 мин.

«Приседания». Приседания представляют собой физическое упражнение, которое предусматривает опускание корпуса сгибанием колен. Подсчет приседаний за 1 мин.

Для распределения по уровням, мы представили нормы выполнения тестов в таблице 1.

Таблица 1 – Нормативы для мальчиков и девочек для проведения тестирования

Тест

мальчики

девочки

низкий

средний

высокий

низкий

средний

высокий

Челночный бег

10,0

9,5

9,1

10,6

10,1

9,7

Приседания

40

38

36

38

36

34

Прыжки через скакалку

70

60

50

80

70

60

Результаты тестирования представлены в таблицах 2 и на рисунке 1.

Таблица 2 – Диагностика сформированности скоростных способностей для учащихся 2-х классов

Уровень

Челночный бег

Приседания

Прыжки через скакалку

N

%

N

%

N

%

Высокий

4

27

5

33

4

27

Средний

6

40

8

54

7

46

Низкий

5

33

2

13

4

27

Таким образом, мы провели диагностику сформированности скоростных способностей, и определили:

Челночный бег:

  • высокий уровень показали 4 ребенка (27 %);
  • средний уровень показали 6 детей (40 %);
  • низкий уровень показали 5 детей (33 %).

Приседания:

  • высокий уровень показали 5 детей (33 %);
  • средний уровень показали 8 детей (54 %);
  • низкий уровень показали 2 детей (13 %).

Прыжки через скакалку:

  • высокий уровень показали 4 ребенка (27 %);
  • средний уровень показали 7 детей (46 %);
  • низкий уровень показали 4 ребенка (27 %).

Представим полученные данные на рисунке 1.

Рисунок 1 – Результаты констатирующего этапа работы

По результатам изучения сформированности скоростных способностей у младших школьников мы получили следующее: нами сделан вывод, что скоростные способности у младших школьников развиты не достаточно.

Для развития скоростных способностей нами представлена методика воспитания скоростных способностей у школьников в следующем параграфе работы.

Методика воспитания скоростных способностей у школьников

Методика включает в себя такие направления работы как:

  1. Воспитание быстроты простой двигательной реакции.
  2. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций.
  3. Воспитание быстроты движений.
  4. Методы воспитания скоростных способностей.
  5. Контрольные упражнения.

Рассмотрим более подробно каждое направление.

Воспитание быстроты простой двигательной реакции

Простая реакция – это ответ определенным движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (например, выстрел стартового пистолета) Основной метод при развитии скоростные способности реакции – метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повторном реагировании на внезапно возникающий (заранее обусловленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реагирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в облегченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в легкой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражняются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, элементы игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствования быстроты простой двигательной реакции применяют упражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятельности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физическом воспитании и спорте – это реакции «выбора» (когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект Период реакции на движущий объект складывается из четырех элементов:

1. Человек должен увидеть движущий объект (мяч, игрока).

2. Оценить направление и скорость его движения.

3. Выбрать план действий.

4. Начать его осуществление.

Основная доля этого времени (более 80%) уходит на зрительное восприятие, т.е. на умение увидеть предмет. Для тренировки этой способности используются упражнения, при выполнении которых следует:

  • постоянно увеличивать скорость движения объекта;
  • сокращать дистанцию между объектом и занимающимся;
  • уменьшать размеры движущегося объекта.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигательных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направленное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные упражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления скоростные способности сложных реакций в той или иной двигательной деятельности. Вместе с тем создаются специальные условия, способствующие сокращению времени реакции.

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект особое внимание уделяется сокращению времени начального компонента реакции – нахождения и фиксации объекта (например, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект появляется внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реакции – обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:

  • воспитывают умение заблаговременно включать и «удерживать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время реакции у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;
  • направленно увеличивают требования к быстроте восприятия объема и другим компонентам сложной реакции на основе варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.

Время реакции выбора во многом зависит от возможных вариантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один.

Применяя для совершенствования реакции выбора специально подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действии, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

Воспитание быстроты движений

Внешнее проявление скоростные способности движений выражается скоростью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоростными, но и другими способностями (силовыми, координационными, выносливостью и др.).

Основными средствами воспитания быстроты движений служат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью:

1) собственно скоростные упражнения;

2) общеподготовительные упражнения;

3) специально подготовительные упражнения.

Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью и анаэробным алактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно пропорционально).

В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упрощенным правилам, мини-футбол и т.п.).

При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной. При использовании в целях воспитания скоростные способности движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15-20% от максимума. Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).

После достижения определенных успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом усилиями.

Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы:

1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Самый распространенный способ облегчения условий проявления скоростные способности в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях.

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стремясь облегчить достижение повышенной скорости в таких упражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в условиях, облетающих увеличение темпа и частоты движений:

а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподавателя (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях);

б) ограничивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.);

в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.);

г) применяют дозированно внешние силы, действующие в направлении перемещения (например, механическую тягу в беге).

2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, толчок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряженностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скорости движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее.

Контрольные упражнения для определения уровня развития скоростных способностей.

Контроль скоростные способности определяется по двум критериям: комплексному и элементарному. Комплексная быстрота измеряется временем выполнения целостного упражнения, соревновательной дистанции, технико-тактической комбинации, серии ударов, бросков, передач. Элементарная быстрота измеряется путем регистрации времени двигательной реакции в различных условиях, времени одиночного движения и времени старта. При оценке быстроты необходимо ориентироваться на комплекс различных показателей, совокупность которых дает более полное представление о развитии данного качества

Контрольные упражнения для оценки скоростных способностей делятся на четыре группы:

1) для оценки быстроты простой и сложной реакции;

2) для оценки скорости одиночного движения;

3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах;

4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Контрольные упражнения для оценки быстроты простой и сложной реакции. Время простой реакции измеряют в условиях, когда заранее известен и тип сигнала, и способ ответа (например, при загорании лампочки отпустить кнопку, на выстрел стартера начать бег и т.д.).

При измерении простой реакции можно применять линейку длиной 40 см. В соревновательных условиях время простой реакции измеряют с помощью контактных датчиков, помещаемых в стартовые колодки (легкая атлетика), стартовую тумбу в бассейне (плавание) и т.д.

Сложная реакция характеризуется тем, что тип сигнала и вследствие этого способ ответа неизвестны (такие реакции свойственны преимущественно играм и единоборствам). Зарегистрировать время такой реакции в соревновательных условиях весьма трудно.

В лабораторных условиях время реакции выбора измеряют так: испытуемому предъявляют слайды с игровыми или боевыми ситуациями. Оценив ситуацию, испытуемый реагирует либо нажатием кнопки, либо словесным ответом, либо специальным действием.

Контрольные упражнения для оценки скорости одиночных движений. Время удара, передачи мяча, броска, одного шага и т.п. определяют с помощью биомеханической аппаратуры.

Контрольные упражнения для оценки максимальной частоты движений рук и ног. Частоту движений рук, ног оценивают с помощью теппинг-тестов. Регистрируется число движений руками (поочередно или одной) или ногами (поочередно или одной) за 5-20 с.

Контрольные упражнения для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях. Бег на 30, 50, 60, 100 м на скорость преодоления дистанции (с низкого и высокого старта). Измерение времени осуществляется двумя способами: вручную (секундомером) и автоматически с помощью фотоэлектронных и лазерных устройств, позволяющих фиксировать важнейшие показатели: динамику скорости, длину и частоту шагов, время отдельных фаз движения.

Выводы по главе 2

По результатам работы во второй части исследования, нами проведена опытно-поисковая работа, которая проходила на базе МОУ СОШ г. Челябинска. Участие приняли 15 младших школьников 2 класса.

Цель работы – изучить сформированность скоростных способностей у младших школьников и описать методику воспитания скоростных способностей младших школьников.

Задачи:

1. Подобрать выборку исследования.

2. Провести диагностику сформированности скоростных способностей младших школьников.

3. Описать методику воспитания скоростных способностей младших школьников.

Методический инструментарий:

Для определения уровня скоростных способностей нами использовались следующие тесты:

  1. Челночный бег 3х10 м.
  2. Приседания.
  3. Прыжки через скакалку.

Полученные результаты тестирования:

Челночный бег:

  • высокий уровень показали 4 ребенка (27 %);
  • средний уровень показали 6 детей (40 %);
  • низкий уровень показали 5 детей (33 %).

Приседания:

  • высокий уровень показали 5 детей (33 %);
  • средний уровень показали 8 детей (54 %);
  • низкий уровень показали 2 детей (13 %).

Прыжки через скакалку:

  • высокий уровень показали 4 ребенка (27 %);
  • средний уровень показали 7 детей (46 %);
  • низкий уровень показали 4 ребенка (27 %).

По результатам изучения сформированности скоростных способностей у младших школьников мы получили следующее: нами сделан вывод, что скоростные способности у младших школьников развиты не достаточно.

Для развития скоростных способностей нами представлена методика воспитания скоростных способностей у школьников в следующем параграфе работы.

Методика включает в себя такие направления работы как:

  1. Воспитание быстроты простой двигательной реакции.
  2. Воспитание быстроты сложных двигательных реакций.
  3. Воспитание быстроты движений.
  4. Методы воспитания скоростных способностей:
  • облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
  • использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).
  1. Контрольные упражнения:

1) для оценки быстроты простой и сложной реакции;

2) для оценки скорости одиночного движения;

3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах;

4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Таким образом, работа, построенная с учетом данной методики, будет способствовать воспитанию быстроты школьников.

Заключение

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени.

При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических качеств.

При воспитании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании средств и методов развития скоростных способностей.

Для целенаправленного воспитания скоростные способности реакции с большой эффективностью используются различные методы. Основными средствами воспитания различных форм скоростных способностей являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.

Нами проведена опытно-поисковая работа, которая проходила на базе МОУ СОШ г. Челябинска. Участие приняли 15 младших школьников 2 класса.

Цель работы – изучить сформированность скоростных способностей у младших школьников и описать методику воспитания скоростных способностей младших школьников.

Задачи:

1. Подобрать выборку исследования.

2. Провести диагностику сформированности скоростных способностей младших школьников.

3. Описать методику воспитания скоростных способностей младших школьников.

Для определения уровня скоростных способностей нами использовались следующие тесты:

  1. Челночный бег 3х10 м.
  2. Приседания.
  3. Прыжки через скакалку.

Полученные результаты тестирования:

Челночный бег:

  • высокий уровень показали 4 ребенка (27 %);
  • средний уровень показали 6 детей (40 %);
  • низкий уровень показали 5 детей (33 %).

Приседания:

  • высокий уровень показали 5 детей (33 %);
  • средний уровень показали 8 детей (54 %);
  • низкий уровень показали 2 детей (13 %).

Прыжки через скакалку:

  • высокий уровень показали 4 ребенка (27 %);
  • средний уровень показали 7 детей (46 %);
  • низкий уровень показали 4 ребенка (27 %).

По результатам изучения сформированности скоростных способностей у младших школьников мы получили следующее – скоростные способности у младших школьников развиты не достаточно.

Для развития скоростных способностей нами представлена методика воспитания скоростных способностей у школьников.

Методика включает в себя такие направления работы как:

Воспитание быстроты простой двигательной реакции.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций.

Воспитание быстроты движений.

Методы воспитания скоростных способностей:

  • облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.
  • использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.
  • лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).

Контрольные упражнения:

1) для оценки быстроты простой и сложной реакции;

2) для оценки скорости одиночного движения;

3) для оценки максимальной быстроты движений в разных суставах;

4) для оценки скорости, проявляемой в целостных двигательных действиях, чаще всего в беге на короткие дистанции.

Работа, построенная с учетом данной методики, будет способствовать воспитанию быстроты школьников.

Таким образом, цель исследования достигнута, задачи выполнены.


Список использованных источников

  1. Абрамишвили, Г. А. Современный взгляд на проблемы физического воспитания учащихся младшего школьного возраста / Г. А, Абрамишвили, В. Ю. Карпов // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2014. – №. 11 (117). – С.7-12
  2. Андрианова, О. П. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе / О.П. Андрианова//Евразийский научный журнал. – 2016. – №. 4. – С. 14-15.
  3. Антропова, Е. В. Основные виды и функции двигательной активности / Е. В. Антропова // Наука ЮУрГУ. Секции социально-гуманитарных наук. – Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – 2108 с.
  4. Безруких, М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) : учеб. пособие для студентов высш. пед. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. – Москва : Академия, 2012. – 416 с.
  5. Богданов, Г. П. Школьникам – здоровый образ жизни : внеурочные занятия с учащимися по физической культуре / Г. П. Богданов. – Москва : ФиС, 2013. – 192 с.
  6. Болдырева, В. Б. Подвижные игры в физическом воспитании молодежи / В. Б. Болдырева // Вестник Тамбовского университета. – 2016. – Т. 21. – №. 5-6 – С. 157-158.
  7. Болонов, Г. П. Физкультура в начальной школе / Г. П. Болонов. – Москва : Сфера, 2005. – 128 с.
  8. Болонов, Г. П. Физкультура в начальной школе / Г. П. Болонов. – Москва : Сфера, 2005. – 128 с.
  9. Бутин, И. М. Развитие физических способностей детей / И. М. Бутин. – Москва : ВЛАДОС- ПРЕСС, 2002. – 80 с.
  10. Былеева, Л. В. Подвижные игры : учебник / Л. В. Былеева. – Москва : Физическая культура, 2008. – 288 с.
  11. Былеева, Л. В. Подвижные игры: учебник / Л. В. Былеева. – Москва : Физическая культура, 2008. – 288 с.
  12. Верхлин, В. Н. Технические средства обучения на уроках физической культуры: учебное пособие для студентов ВУЗов / В. Н. Верхлин. – Москва : Просвещение, 2014. – 79 с.
  13. Виленская, Т. Е. Физическое воспитание детей младшего школьного возраста / Т. Е. Виленская. – Москва : Феникс, 2006. – 256 с.
  14. Володина, В. С. Основы, теории и методы физического воспитания : учебное пособие для студентов / В. С. Володин. – Минск, 2013. – 112 с.
  15. Выдрин, В. М. Введение в специальность / В. М. Выдрин. – Москва : Физкультура и спорт, 2012. – 119 с.
  16. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие дня студентов высших учебных заведений / Е. Н. Гогунов, Б. И. Мартьянов. – Москва : Академия, 2016. – 288 с.
  17. Гужаловский, А. А. Основы теории и методики физического воспитания: учебное пособие для ВУЗов / А. А. Гужаловский. – Москва, 2015. – 98 с.
  18. Гужаловский, А. А. Развитие двигательных качеств у школьников: учеб. пособие / А. А. Гужаловский. – Минск, 2015. – 82 с.
  19. Деркач, А. А. Педагогическое мастерство тренера : учебное пособие / А. А. Деркач, А. А. Исаев. – Москва : Физкультура и спорт, 1981. – 375 с.
  20. Жуков, М. Н. Подвижные игры : учебное пособие для студентов педагогических вузов / М. Н. Жуков. – Москва : Академия, 2014. – 160 с.
  21. Каджаспиров, Ю. Г. Физкульт-ура! Ура! Ура! : учебное пособие / Ю. Г. Каджаспиров. – Москва, 2013. – 202 с.
  22. Кениман, А. В. Детские подвижные игры народов СССР : учебное пособия для школ / А. В. Кениман. – Москва, 2012. – 124 с.
  23. Королева, Н. В. Роль игры в формировании положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста : Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте / Н.В. Королева. – Москва, 2012. – 10 с.
  24. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры : учебник для ВУЗов / Ю. Ф. Курамшин, В. М. Выдрин, Н. Е. Латышева. – Москва : Советский спорт, 2014. – 68 с.
  25. Лях, В. И. Двигательные способности школьников : основы теории и методики развития / В. И. Лях. – Москва : Терра - Спорт, 2015. – 192 с.
  26. Макаров, Н. А. Лекции по курсу физического воспитания / Н. А. Макаров, А. А. Степанов. – Москва, 2010. – 200 с.
  27. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки : учебное пособие / Л. П. Матвеев. – Москва : ФиС, 2005. – 271 с.
  28. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры : учебник для институтов / Л. П. Матвеев. – Москва : Физкультура и спорт, 2010. – 543 с.
  29. Мейксон, Г. Б. Оценка техники движений на уроках физической культуры: Пособие для учителей / Г. Б Мейксон, Г. П Богданова. – Москва: Просвещение, 2013. – 96с.
  30. Набатникова, Н. Ю. Управление подготовкой юных спортсменов : учебное пособие / Н. Ю. Набатникова. – Москва, 2016. – 107 с.
  31. Наумчик, В. Н. Этика педагога / В. Н. Наумчик, Е. А. Савченко. – Минск : Университет, 2010. – 216 с.
  32. Новосельский, В. Ф. Физическое воспитание: учебное пособие для студентов / В. Ф. Новосельский. – Москва, 2011. – 109 с.
  33. Пензулаева, Л. И. Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет: пособие для педагогов дошкольников / Л. И. Пензулаева. – Москва : 2013. – 112 с.
  34. Портных, Ю. И. Спортивные и подвижные игры / Ю. И. Портных. – Москва : ФиС, 2014. – 344 с.
  35. Решетников, Н. В. Физическая культура : учеб. пособие / Н. В. Решетников, Ю. Л. Кислицын. – Москва : Академия, 2014. – 152 с.
  36. Селуянов, В. Н. Основы научно-методической деятельности в физической культуре : учебное пособие / В. Н. Селуянов, М. П. Шестаков, И. П. Космина. – Москва : СпортАкадемПресс, 2014. – 184 с.
  37. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – Москва : Академия, 2000. – 480 с.
  38. Эльконин, Д. Б. Психология игры.: учебное пособие для ВУЗов / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – Москва : Просвещение, 2014. – 300 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Формы и методы практического обучения

Содержание и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Мастерство мастера-преподавателя состоит в умении правильно оценивать эти взаимосвязи и находить рациональные варианты вз...

Автор: Аристархов М. П. Методическая работа «Средства и методы восстановления спортсменов отделения фехтования этапов совершенствования спортивного мастерства»

Средства и методы восстановления спортсменов  отделения фехтования этапов  совершенствования спортивного мастерства...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА родительского собрания «ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА родительского собрания  «ПАРАДОКСЫ ВОСПИТАНИЯ»...

Средства и методы развития скоростных способностей лыжников-гонщиков

Средства и методы развития скоростных способностей лыжников-гонщиков...

Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"

Методическая разработка на тему: "Формирование музыкально-ритмических способностей учащихся в классе специального фортепиано"...

Средства и методы развития силовых способностей юных пловцов на суше и в воде

Данная методическая разработка посвящена развитию способностей обучающихся-пловцов на суше и в воде с целью повышения эффективности спортивной деятельности и повышения  уровня достигаемых результ...

Средства и методы воспитания мышечной силы в борьбе

Сила — одно из главных двигательных ка­честв борца. Развитые мышцы туловища и конечностей, высокий уровень силовой подго­товленности — предпосылка сохранения здо­ровья и показа...