Анализ деятельности психологической службы за 2021-2022 учебный год
рабочие листы
Анализ деятельности психологической службы
БУ "Советский политехнический колледж"
за 2023-2024учебный год
В организационно-методическом плане деятельность психологической службы строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых планом учебно-воспитательной работы.
Главной целью работы психологической службы БУ "Советский политехнический колледж" за 2023-2024 учебном году стало обеспечение психологического и психического здоровья обучающихся, т.е. создание спокойной и доброжелательной обстановки, способствующей психосоциальному развитию, созданию позитивной мотивации к обучению, а также определения и профилактики причин нарушения личностного и социального развития.
Общая направленность работы педагогов-психологов определялась следующими практическими задачами:
- усилить психолого-педагогическую поддержку категории студентов с девиантным поведением.
- усилить психолого-педагогическое сопровождение студентво с суицидальными наклонностями.
- создать единую психологически-комфортную образовательную среду для студентов с ОВЗ и детей-инвалидов.
- создать благоприятные условия обучения и пребывания в колледже для всех участников образовательного процесса.
В течение года велась совместная работа с социальным педагогом, кураторами, преподователями, родителями, администрацией колледже. Работа велась по следующим основным направлениям: диагностика, просвещение, профилактика, коррекция, консультирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет (анализ) работы педагога-психолога БУ «Советский политехнический колледж» за 2023 - 2024 учебный год
Основная цель работы педагога-психолога: Содействие в создании благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия, профессионально-личностного самоопределения и становления обучающихся колледжа.
В ходе реализации плана работы педагога-психолога решались следующие задачи:
- содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению обучающихся;
- мониторинг процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в колледже;
- формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющемся условиям жизнедеятельности у обучающихся «группы риска»;
- мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
- профилактика употребления ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) и суицида среди студентов;
- повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Вся работа педагога-психолога выполнялась в рамках психологического сопровождения обучающихся и в соответствии с поставленными целью и задачами через основные направления деятельности: диагностическую, консультативную, развивающую, просветительскую, и по запросам администрации техникума, руководителей групп, мастеров п/о, преподавателей, обучающихся, их родителей.
1.Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в техникуме
Целью психологического сопровождения процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в колледже стало изучение социальной ситуации их развития.
Проведены групповые диагностики обучающихся 1 курса с целью определения признаков склонности к аддиктивному поведению, выявления уровня эмпатических способностей, определения психологического климата и стиля воспитания в семье, изучения запросов и образовательных потребностей родителей, выявления интересов обучающихся и изучения профессиональной направленности, выявления незаконного потребления наркотических веществ и ПАВ, степени отношения к здоровому образу жизни, определения проявлений вредных привычек, определения уровня
удовлетворенности качеством образования в колледже, определения уровня тревожности, конфликтности, самооценки поведения в конфликтной ситуации, интеллекта и эрудиции. Анкетирование по проверке знаний по проблеме наркомании и табакокурения. Тестирование «Интеллектуальная лабильность» позволило спрогнозировать успешность в профессиональном бучении и освоении новым видом деятельности студентов 1 курса, выявить их способность переключать внимание, умение быстро переходить с решения одних задач на выполнение других, определить способность обучающегося к кратковременной интенсивной деятельности, владение точным анализом различных признаков.
Индивидуальная диагностика проводилась по определению эмоционального состояния внутреннего конфликта, по выявлению зависимости от табакокурения, измерению психофизиологического состояния, стрессоустойчивости и коммуникативности.
В начале учебного года проведено анкетирование «Психологический климат в семье и стили воспитания», анкетирование студентов с целью выявления обучающихся «группы риска», составлены рекомендации по работе с обучающимися «группы риска» для родителей и руководителей групп. Проведено тестирование студентов с целью определения признаков склонности к аддиктивному поведению, анкетирование по выявлению
незаконного потребления наркотических средств и ПВ (анкета «Отношение к вредным привычкам», «Наркотики и подросток» и т.д.), анкетирование по выявлению степени отношения к здоровому образу жизни и проявлению вредных привычек, тестирование по определению уровня тревожности и
степени одиночества, анкетирование по выявлению признаков агрессии, недоверия к людям, неуверенности и занятия по коррекции данного
поведения.
Результаты, полученные в ходе первичной экспресс-диагностики обучающихся I курса (428 человек) стали основанием для проведения психолого-педагогического консилиума, в рамках которого всеми его участниками был разработан план комплексного сопровождения обучающихся «группы риска» - детей, имеющих пониженный уровень адаптации к условиям обучения в техникуме.
На основании решения консилиумов педагогом-психологом были проведены:
1. индивидуальные консультации с учащимися «группы риска»;
2. групповые консультаций (собрания) для родителей;
3. индивидуальные консультации по запросу родителей и педагогов;
4. повторная экспресс-диагностика обучающихся I курса (114 человек).
Анализ полученных результатов мониторинга адаптации обучающихся I курса к условиям обучения в техникуме позволяет констатировать следующее:
• 99% обучающихся – хорошо адаптировались к условиям обучения в колледже;
• 91% обучающихся имеют положительный социальный статус в группе;
• в параллели групп I курса преобладает целом благоприятный психологический климат.
Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что адаптационный процесс к условиям обучения в техникуме у студентов I курса прошёл без серьезных осложнений. А сопровождающая деятельность педагога- психолога, руководителей групп, мастеров п/о с обучающимися I курса «группы риска» способствовали положительной динамике в их адаптации к условиям обучения в колледже.
1. Психологическое сопровождение детей «группы социального риска».
Основной целю данного сопровождения: выявить затруднения в социальной адаптации обучающихся, стоящих на внутреннем учёте колледжа или на других видах учёта, вызванные либо их психологическими особенностями (склонность к повышенной тревожности, наличие страхов, особенности мотивационной сферы и т.д.), либо особенностями поведения (агрессивность, избегание контактов, демостративность, повышенная двигательная активность и т.д.) и составить рекомендации для руководителей групп и мастеров п/о по оказанию помощи им.
Всего психологическим сопровождением было охвачено
32 обучающихся, которые на начало учебного года или в течение года были поставлены на учёт. Эта работа заключала в себе:
- проведение углубленной диагностики детей «группы риска»;
- индивидуальное консультирование подростков, руководителей групп, мастеров п/о, родителей по результатам диагностики обучающихся, по вопросам их индивидуальных и возрастных особенностей;
- составление рекомендаций руководителям групп и мастерам п/о по работе с каждым подростком;
- проведение индивидуальных консультаций с детьми по решению их проблем;
- проведение повторной диагностики учащихся «группы риска» и анализ результатов сопровождения «детей группы риска».
Проанализировав полученные результаты первичной и повторной диагностики обучающихся «группы риска» можно сделать следующие выводы о том, что психолого-педагогическое сопровождение способствовало:
1. снижению количества проявлений различных форм агрессивного поведения: физической агрессии, негативизм, обиды, вербальной агрессии;
2. овладению навыками саморегуляции и релаксации;
3. повышению уверенности в себе и своих возможностях;
4. положительному отношению к окружающему миру;
5. овладению начальными навыки нравственного поведения и представлениями о социальной жизни.
2. Психологическое сопровождение профилактики суицида среди обучающихся.
В рамках профилактики суицида среди обучающихся I курса проводились исследования выявление уровня сформированности суицидальных намерений с целью предупреждения серьезных попыток самоубийства.
В мониторинге приняли участие обучающиеся I курса в количестве 422 человека. По результатам мониторинга с обучающимися, имеющими суицидальные знаки – «стремление к изоляции», «возбуждение и гиперактивность, нетерпеливость и озлобленность», «употребление алкоголя», «резкое изменение стиля поведения и способов общения» (12 человек) педагогом-психологом были проведены индивидуальные консультации по снижению рисков суицида, руководителям групп, мастерам п/о и преподавателям выданы рекомендации по работе с такими студентами.
На основании анализа результатов проведенных мониторингов можно сделать выводы о том, что психологическое сопровождение суицидального риска среди обучающихся снизило количественный показатель рисков суицида. Однако, принимая во внимание, что еще 11% студентов имеют этот риск, следует оказывать им психолого-педагогическую поддержку и в дальнейшем.
3. Психологическая подготовка к экзаменам обучающихся и выпускников колледжа.
Совместно с руководителями групп была оказана практическая помощь обучающимся и выпускникам техникума через психологические уроки (практикумы самовоспитания), на которых студентам анализировали свой опыт подготовки и сдачи экзаменов, оценивая важность каждой рекомендации, а в ходе дальнейшей самостоятельной работы намечали пути улучшения своей деятельности и использовали при подготовке и сдаче экзаменов.
Психологическая поддержка обучающихся и выпускников была полноценной и имела положительные результаты так, как педагогу- психологу, руководителям групп удалось совместно выработать единую стратегию сопровождения студентов в период подготовки и сдачи экзаменов.
4. Психологическое просвещение преподавателей, руководителей групп, мастеров п/о, обучающихся, родителей.
Цель психологического просвещения: повышение психолого - педагогической компетентности руководителей групп, мастеров п/о, преподавателей, родителей, обучающихся.
Для достижения этой цели были проведены:
1. Психолого – педагогический лекторий для педагогических работников, родителями проблемных обучающихся: «Сохранение и укрепление психологического здоровья студентов».
2. Родительское собрание: «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях».
3. Групповая дискуссия «Подросток и ответственность».
4. Родительское собрание: «Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида».
5. Семинары руководителей групп: «Причины и формы проявления невротических расстройств у современных подростков», «Психологический климат в группе».
6. Выдача рекомендаций по работе с тревожными детьми для родителей и руководителей групп.
7. Методические занятия по использованию в работе методических
рекомендаций по организации работы по профилактике суицидального поведения подростков.
8. Составление и утверждение индивидуальных программ комплексного сопровождения.
9. Родительское собрание «Психологический климат в семье и стили воспитания»
10. Родительское собрание: «Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях».
11. Педагогический совет на тему: «Морально-психологический климата в техникуме».
12. Педагогический совет «Социально - психологическое сопровождение обучающихся группы риска по эмоциональному неблагополучию»
13. Семинар с элементами тренинга «Психологическое просвещение педагогических работников и других специалистов работающих с девиантными подростками, обучение эффективному взаимодействию с обучающимися».
14. Методические рекомендации по составлению и реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения обучающихся группы суицидального риска
15. Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков
16. Семинары «Программа профилактики эмоционального выгорания и профессиональной деформации педагогических работников»,
«Профилактика терроризма, экстремизма и суицида в образовательных организациях».
5. Психологическое сопровождение обучающихся, проживающих в общежитии.
Еженедельно (по вторникам и/или четвергам) с обучающимися проводилась работа по следующим направлениям:
1. индивидуальные консультации с проживающими, у которых были выявлены склонности к аддиктивному поведению: употребление алкоголя, психоактивных веществ, курение, бродяжничество;
2. групповые консультации по темам:
• Тайм-менеджмент: Как организовать свой режим дня, недели…
• Зачем человеку нужны правила в жизни.
• Я+Я: Приручи своих драконов.
• Я+ другие: Типы личностей, с которыми нежелательно контактировать.
• Я и моя внешность.
• Увлечение или зависимость.
• Я и моё обучение.
• Я и моё будущее.
• Я и моя безопасность.
• Сквернословие изменяет гены.
• Свобода выбора: что ты хочешь – выбирай.
• Как научиться осознанному потреблению.
• Как организовать свой досуг во время зимних каникул.
3. психологический тренинг: «В мире, где есть СПИД…».
6. Психологическое консультирование.
Цель этого вида работы - помочь клиенту осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Этот вид деятельности проводился по запросам руководителей групп, мастеров п/о, педагогов, обучающихся, родителей. Всего за учебный год было проведено 327 консультация.
Из них:
с обучающимися – 82 % с преподавателями – 2 % с родителями – 16 %
Значительную долю из них составляют консультации обучающихся, преимущественно из числа первокурсников. Следовательно, услуги педагога- психолога востребованы и необходимы им в разрешении имеющихся трудностей.
Основные проблемы, которые были затронуты на консультациях: поведенческие, эмоциональные, проблемы отношений с родителями, педагогами, однокурсниками, проблемы воспитания, проблемы обучения. В ходе консультаций педагогом-психологом были предложены рекомендации по развитию и формированию коммуникативных навыков, навыков взаимодействия в группе, снижению уровня скрытой агрессии, повышению самооценки, проводилось обучение конструктивному поведению в конфликтных ситуациях в системах «учитель-ученик», «ученик-родитель», навыкам саморефлексии, приемам снижения уровня тревожности, избавлению от зависимостей.
7. Работа по запросу администрации.
В течение учебного года к педагогу-психологу поступило 357 запросов от руководителей групп, мастеров п/о, педагогов и администрации.
В конце учебного года все запросы были выполнены. Среди них:
- тестирование обучающихся на предмет раннего выявления немедицинского потребления наркотических средств, психотропных веществ и алкоголя в рамках ежегодного СПТ – 988 человек.
- анкетирование «Определение степени адаптированности студентов»
- тестирование «Аддиктивная склонность» (определение степени зависимого поведения
- проведена ролевая интерактивная игра «Интернет – друг, интернет – враг или помощник?» (Формирование информационной культуры студентов, представления о «плюсах» и «минусах» Интернета на основе игрового диспута).
- проведена методика «Мотивация обучения» (В данной методике имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть
профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
- проведены информационные встречи по профилактике экстремизма и экстремистской деятельности в молодежной среде. Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних. Разработана программа работы с подростками с девиантным поведением.
1. Разработана краткосрочная индивидуальная программа «Коррекция девиантного поведения у подростков».
2. Разработана программа по профилактике суицидального поведения подростков «Рука в руке».
3. Разработан комплекс социально - развивающих занятий по профилактике асоциальных проявлений подростков.
4. Разработана программа по профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании и употребления ПАВ и ВИЧ СПИДа «Хозяин своей судьбы».
5. Разработан цикл коррекционно - развивающих занятий с подростками по развитию эмоциональной сферы в условиях учебной и внеклассной деятельности.
6. Разработана программа педагогического сопровождения слабоуспеваюших и неуспевающих студентов.
7. Цикл тренинговых занятий с обучающимися «группы риска» (Программа социального тренинга «Взрослые шаги» предназначена для групповых занятий с подростками и молодежью в возрасте от 14 до 21 года, в том числе с несовершеннолетними в трудной жизненной ситуации, несовершеннолет- ними, находящимися в конфликте с законом и состоящими на учете в отделах полиции и уголовно-исполнительных инспекциях. Данная программа также может быть использована на базе учреждений системы образования с целью предупреждения совершения правонарушений несовершеннолетними).
8. Разработана программа социально – психологической адаптации и мотивации первокурсников (Создание условий для успешной социально-психологической адаптации, гармоничного развития личности студента, мотивации на успешное освоение профессиональных компетенций).
9. Разработана программа адаптационного периода для обучающихся первого курса (Программа предназначена для адаптации обучающихся нового набора к условиям учебного заведения. Основополагающими методами исследования являются анкетирование, тестирование, социально- психологический тренинг общения).
Проанализировав свою деятельность за 2023-2024 учебный год можно сделать вывод о том, что задачи, которые были определены на этот период, реализованы почти полностью.
На основании выше изложенного в следующем 2024 – 2025 учебном году мною поставлены следующие цели и задачи.
Цель: Содействие в создании благоприятных условий для сохранения психологического здоровья, социального благополучия, профессионально- личностного самоопределения и становления обучающихся колледжа.
Задачи:
- содействие личностному развитию, профессиональному самоопределению и становлению обучающихся;
- мониторинг процесса адаптации обучающихся I курса к новым условиям обучения в колледже;
- формирование навыков и умений эффективной адаптации к меняющемся условиям жизнедеятельности у обучающихся «группы риска»;
- мониторинг социально-психологических проблем образовательного пространства, выявление и определение причин их возникновения, путей и средств разрешения;
- профилактика и коррекция отклонений в социальном и психологическом здоровье, личностном развитии обучающихся;
- профилактика: употребления ПАВ (алкоголь, табак, наркотики) среди студентов; суицида; совершения противоправных действий; самовольных уходов из общежития; экстремистских и террористических склонностей;
- повышение психолого-педагогической компетентности обучающихся, родителей, педагогов.
Педагог – психолог Лысенко Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации Для студентов по выполнению заданий учебной практики ПМ 02 «Анализ деятельности диспетчерской службы» по профессии «Оператор диспетчерской (производственно – диспетчерской) службы на тему: «Описание деятельности предприятия»
Методические рекомендации предназначены для студентов по профессии Оператор диспетчерской службы, которые окажут помощь в выполнении заданий учебной практики на тему "Описание деятельности предпр...

Методическая разработка практических заданий по ПМ 02 «Анализ деятельности диспетчерской службы» по профессии «Оператор диспетчерской (производственно – диспетчерской) службы на тему: «Календарно производственное планирование производственного процесса»
Практическая работа состоит из практических задач для решения производственных ситуаций в деятельности диспетчерской службы...

Активизация педагогической деятельности педагогов методического объединения "Школа наставничества" 2021-2022 учебный год
23.12.2021г в рамках профориентационной деятельности «Знакомство с профессией», мастер производственного обучения Акаев Арсанали Садрутдинович посетил провел классный час с 9-т...

Приказ №05-01/164 от 07.09.2021 "О наставничестве опытных педагогов над молодыми специалистами на 2021-2022 учебный год"
О назначении наставников с целью оказания помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, повышения уровня их методической, научно-теоретической, психолого-педагогической компетентности...

Приказ №05-01/160 от 6.09.2021 "О создании аттестационной комиссии I уровня и аттестации педагогических работников на 2021-2022 учебный год"
Утверждается состав аттестационной комиссии колледжа для проведения аттестации педагогических работников колледжа...

План работы социально-педагогической службы на 2021-2022 учебный год
Календарно - тематический план социального педагога...

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ НОРМАТИВНО – ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ СЛУЖБЫ. По профессии СПО 38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-диспетчерской) службы
Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) (ППКРС) в соответствии с ФГОС по профессии СПО38.01.01 Оператор диспетчерской (производственно-ди...