Психологическое исследование сферы интересов и отношения к вредным привычкам обучающихся
статья

Чуйко Ольга Михайловна

В настоящее время весомое  внимание уделяется проблеме укрепления и сохранения здоровья детей и молодежи. Актуальность рассматриваемой проблемы можно  объяснить тем, что от уровня физического и психического здоровья детей и молодежи зависит  качество жизни общества в будущей перспективе. Безусловно,  здоровье зависит от множества факторов, основополагающим из которых являются и наследственность и экологическая обстановка и образ жизни в том числе. Но наиболее доступными для профилактического влияния в образовательной среде,  на наш взгляд является возможность формирования здорового образа жизни  у детей и молодежи.

Учитывая актуальность поставленной проблемы, нами проведено анонимное психологическое исследование, по запросу администрации образовательной организации, на предмет  изучения склонности к  пагубным привычкам обучающихся, их интересов, с целью планирования и организации профилактической работы. Психологическое исследование проводилось  в групповом режиме с обучающимися первого курса технического колледжа. Всего в исследовании приняли участие  9 групп респондентов 16-18 лет, в общем количестве 147 человек. По итогу проделанной работы подготовлена аналитическая справка и составлены актуальные данным исследования рекомендации.

Целью исследования  явилось изучение сферы интересов обучающихся  и склонности деструктивным привычкам. Исходя из цели мы выделили следующие задачи исследования:

- исследовать представления подростков о вредных (деструктивных) привычках, их пагубном влиянии на организм, о способах борьбы с ними;

- исследование  профессиональных интересов;

-исследование уровня риска к формированию зависимостей;

В соответствии с целью и выделенными задачами исследования нами  подобраны специальные методики, позволяющие оценить уровень риска к  формированию зависимого поведения,  личную  позицию обучающихся  по отношению  к  вредным привычкам и используемым мерам противостояния   им, а также  определение склонностей ребят  к различным сферам профессиональной деятельности, профессиональных интересов. Это  Анкета «Отношение к вредным привычкам», методика Л.А. Йовайши «Сфера интересов»,   тест – опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rezultaty_issledovaniya_sfery_interesov.docx30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое исследование   сферы интересов и отношения к вредным привычкам обучающихся

 В настоящее время весомое  внимание уделяется проблеме укрепления и сохранения здоровья детей и молодежи. Актуальность рассматриваемой проблемы можно  объяснить тем, что от уровня физического и психического здоровья детей и молодежи зависит  качество жизни общества в будущей перспективе. Безусловно,  здоровье зависит от множества факторов, основополагающим из которых являются и наследственность и экологическая обстановка и образ жизни в том числе. Но наиболее доступными для профилактического влияния в образовательной среде,  на наш взгляд является возможность формирования здорового образа жизни  у детей и молодежи.

Учитывая актуальность поставленной проблемы, нами проведено анонимное психологическое исследование, по запросу администрации образовательной организации, на предмет  изучения склонности к  пагубным привычкам обучающихся, их интересов, с целью планирования и организации профилактической работы. Психологическое исследование проводилось  в групповом режиме с обучающимися первого курса технического колледжа. Всего в исследовании приняли участие  9 групп респондентов 16-18 лет, в общем количестве 147 человек. По итогу проделанной работы подготовлена аналитическая справка и составлены актуальные данным исследования рекомендации.

Целью исследования  явилось изучение сферы интересов обучающихся  и склонности деструктивным привычкам. Исходя из цели мы выделили следующие задачи исследования:

- исследовать представления подростков о вредных (деструктивных) привычках, их пагубном влиянии на организм, о способах борьбы с ними;

- исследование  профессиональных интересов;

-исследование уровня риска к формированию зависимостей;

В соответствии с целью и выделенными задачами исследования нами  подобраны специальные методики, позволяющие оценить уровень риска к  формированию зависимого поведения,  личную  позицию обучающихся  по отношению  к  вредным привычкам и используемым мерам противостояния   им, а также  определение склонностей ребят  к различным сферам профессиональной деятельности, профессиональных интересов. Это  Анкета «Отношение к вредным привычкам», методика Л.А. Йовайши «Сфера интересов»,   тест – опросник «Аддиктивная склонность» (В.В. Юсупов, В.А. Корзунин)

Результаты применяемых методик,  мы отразили наглядно с помощью таблиц, по каждой методике, что позволило бы сформулировать общие выводы в результате проведенной работы.

По результатам проведенного анкетирования  «Отношение к вредным привычкам»:

На  как Вы относитесь к наличию вредных привычек у окружающих Вас людей (в школе, дома, на улице и т.д.)?»  40% обучающихся относятся безразлично, а 14% осуждающе. На вопрос «Какие из приведенных в вопросе вредных привычек, встречающихся в нашем обществе, Вы считаете допустимыми, а какие – нежелательные для общества?» 36% считают недопустимыми и 17% допустимым употребление алкоголя. При этом 59%  согласны, что наличие у человека вредных привычек вредно для его здоровья, но приемлемо, так как у каждого есть свобода выбора относительно своей жизни и своего здоровья.  Что касается  сцен курения в художественных фильмах, 67% испытуемых, относятся к этому безразлично, а к употреблению алкоголя главными героями в сценах фильмов 3% участников выразили неприятие.

На вопрос «Если бы Вы были президентом страны, запретили бы Вы продажу алкоголя и табачных изделий, как наносящих вред здоровью?» наибольшее количество респондентов 56% оставили бы продажу разрешенной, так как считают, что здоровье личное дело каждого, 6% оставили бы продажу разрешенной  и снизили бы возраст разрешения продажи хотя бы до 16 лет. Следует отметить понимание у 37% опрошенных, что от таких пагубных привычек, как курение и употребление алкоголя возникает привыкание, а 10% опрошенных считает что и такая вредная привычка, как сквернословие также вызывает привыкание как и употребление алкогольной и табачной продукции. Важно отметить,  весомое количество испытуемых 72%, считают, что вредные привычки  наносят вред здоровью, негативно влияют на жизненные планы, а 10%  в эту категорию включают и сквернословие. Лишь 0.5% от всей выборки считают,  что могут рассчитывать на сочувствие и сопереживание со стороны окружающих при наличии пагубных привычек.

Причина, по которой у людей появляются вредные привычки на взгляд 55% испытуемых является подражание близкому окружению имеющего такие пристрастия. При этом 23% исследуемых не задумывались над этим вопросом, тогда как 12% считают, что вредные привычки проявляются из-за низкой культуры  воспитания.

Отвечая на вопрос  «Как Вы считаете, может ли человек избавиться от вредных привычек?»  49%  уверены, что  человек может самостоятельно избавиться  от вредных привычек, в то время как 2% считают это затруднительным. Причинами затруднения избавления от вредных привычек 57% видят отсутствие силы воли, 8% выделяют нежелание выделяться будучи «белой вороной»  в компании, где эти привычки являются нормой. На вопрос «Есть ли у Вас привычки, которые считаются вредными?»,  респонденты ответили следующим образом: отсутствуют у 45%, 2% признают, что проявляются регулярно. При ответе на вопрос «В какой ситуации у Вас могли проявиться действия относимые к категории вредные привычки?» 35% респондентов отметили «случайно» не преднамеренно, при этом 8% считают, что этому способствует ситуация «дома в одиночестве». И в последнем вопросе анкеты обучающимся предлагалось ответить «Имеют ли  они желание избавиться от своих вредных привычек?», 36% признались, хотят и готовы  расстаться с вредными привычками, в то время как 6% желание имеет, но не готовы отказаться от вредных привычек, так как не верят, что у них получится.

  Подводя итог анкетированию, можно сделать вывод о том, что:

- отношение к наличию вредных привычек у окружающих людей в основном безразличное, нейтральное. Каждый делает выбор самостоятельно (употреблять или вести здоровый образ жизни);

- отношение к наличию в художественных фильмах сцен курения и употребления алкоголя главным положительным героем в основном также безразличное;

- если бы студенты были  президентом, то остановили  бы продажу разрешенного алкоголя и табакокурения, т.к. не считают, что здоровье – личное дело каждого человека;

- большинство опрошенных достаточно осведомлены, что курение, употребление спиртных напитков вызывает привыкание,  понимают, что эти привычки наносят вред здоровью;

- значительную роль в формировании негативного отношения к пагубным привычкам оказывает ближайшее окружение, срабатывает фактор подражания;

- большинство опрошенных питают иллюзию, что самостоятельно избавиться от вредных привычек не составит труда, для этого достаточно волевых усилий.

У большинства диагностируемых отсутствуют вредные привычки, а также у их близких родственников. Частой причиной приобретения вредной привычки не являются специфические факторы по предположению испытуемых.

Результаты проведенной  методики Л.А. Йовайши Сфера интересов,  предназначенной для определения склонностей личности к различным сферам профессиональной деятельности, мы отразили наглядно, с помощью таблицы:http://testoteka.narod.ru/0.png 

Наименование шкалы

Количество (147 человек)

Количество чел с преобладанием более 1 сферы  (16 чел.)

1

сфера искусства

18

1

1

1

1

2

сфера технических интересов

17

1

2

1

1

1

3

сфера работы с людьми

8

1

1

1

1

4

сфера умственного труда

18

1

1

5

сфера физического труда

37

1

2

2

1

6

сфера материальных интересов

35

2

1

2

1

1

1

 При выполнении данной методики из общего числа обследуемых, у 16 обучающихся были выбраны варианты по нескольким сферам одновременно.

Опираясь на  полученные данные проведенной методики можно отметить,  что наибольшее количество выборов 30%,  получила «сфера физического труда», что может говорить о преобладании потребности самореализации в профессии через производственную деятельность. Также, 30% выборов получила «Сфера материальных интересов», что предположительно может  говорить о желании студентов иметь достаточный уровень дохода, стабильность и возможность реализовывать свои материальные потребности. Наименьшее количество выборов 6% получила «Сфера работы с людьми».

Что касается данных опросника «Аддиктивная склонность»,  мы также отразили их в процентном соотношении, согласно полученным результатам. Таким образом, У 85% опрошенных риск зависимого поведения не выражен,  у 8%  – умеренно выраженный риск формирования зависимого поведения. То есть, можно предположить, что у  данной группы испытуемых присутствует любопытство, интерес, первые пробы. И у 6% испытуемых выявляются  выраженные признаки риска к зависимому поведению, то есть нестойкие признаки, отражающиеся в категории исследуемых  вредных привычек.

    Подводя итог, можно заметить, что  у большинства опрошенных,  склонность к аддикциям не выражена. Важно отметить,  полученные  результаты  исследования могут носить лишь предполагаемый характер,  не являясь при этом веским  основанием для оценки  наличия или отсутствия  аддикции у испытуемых.

    Согласно полученным результатам  исследования, для эффективного формирования здорового жизненного стиля целесообразно использовать следующие подходы:

- формирование у обучающихся сознательного негативного отношения к вредным привычкам, через дискуссии, конференции, наглядный материал и другие психолого-педагогические формы работы;

-педагогам в работе учитывать  особенности возрастного диапазона, организовывать мероприятия по профилактике  вовлечения, приобщения к вредным привычкам, через  овладение способами отказа, расширение представлений об  альтернативных способах досуга включающих спортивную, творческую  деятельность.

-использовать полученные результаты и анализ данного психологического исследования при планировании учебно-воспитательной работы с обучающимися.

Подготовили педагоги-психологи: Чуйко О.М., Кармазь О.С, Бужинаева А.И.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нет - стране вредных привычек"

Классный час по профилактике курения,  употребления алкоголя и наркотических веществ для учащихся 6-7 классов....

вредные привычки-курение

беседа о курении...

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение. "Суд над сигаретой"

Внеклассное мероприятие по профилактике курения....

Презентация к уроку по теме: "Вредные привычки. Профилактика профессиональных заболеваний и вредных привычек".

Обсудим вредные привычки и их влияние на организм человека. Разберем как можно предотвратить профессиональные заболевания у парикмахеров....

Творческая работа среди обучающихся по антинаркотической профилактике на тему "Жизнь без вредных привычек!"

Творческая работа среди обучающихся  по антинаркотической профилактике на тему "Жизнь без вредных привычек!"...

Тема 1.5. "Вредные привычки , их влияние на здоровье человека. Профилактика вредных привычек".

Каждый человек имеет, либо сталкивался с наличием вредных привычек. Одни пытаются от них избавиться, другие сумели приучить себя к полноценной жизни и без вредных привычек, третьи ...

Психологическое исследование сферы интересов и отношения к вредным привычкам обучающихся

В настоящее время весомое  внимание уделяется проблеме укрепления и сохранения здоровья детей и молодежи. Актуальность рассматриваемой проблемы можно  объяснить тем, что от уровня физическог...