ИННОВАЦИОННЫЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
статья
В данной статье представлен анализ современного состояния проблемы применения в образовательном процессе инновационных технологий, в том числе авторами рассмотрена возможность использования инновационных коррекционно-развивающих технологий в специальном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инновации, инновационные коррекционно-педагогические технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.53 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 37.014.3
ИННОВАЦИОННЫЕ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Шумилова Елена Аркадьевна, д-р пед. наук, зав. кафедрой дефектологии и специальной психологии,
Кубанский государственный университет
г. Краснодар, Россия
Черепанова Елизавета Валерьевна, студент,
1 курс, факультет «Педагогики, психологии
и коммуникативистики»
Кубанский государственный университет
г. Краснодар, Россия
АННОТАЦИЯ
В данной статье представлен анализ современного состояния проблемы применения в образовательном процессе инновационных технологий, в том числе авторами рассмотрена возможность использования инновационных коррекционно-развивающих технологий в специальном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: инновации, инновационные коррекционно-педагогические технологии, дети с ограниченными возможностями здоровья.
INNOVATIVE CORRECTIVE-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Elena Arkadyevna Shumilova,doctor of pedagogical Sciences,
head of the Department the Department of
therapeutic pedagogy and special psychology,
Kuban state University Krasnodar, Russia
shumilovae2005@yandex.ru
Elizaveta V. Cherepanova, student, 1st year,
faculty of Pedagogy, psychology
and communication studies»
Kuban state University Krasnodar, Russia
chea_05@mail.ru
ABSTRACT
This article presents an analysis of the current state of the problem of using innovative technologies in the educational process, including the possibility of using innovative correctional and developmental technologies in special education of children with disabilities.
Keywords: innovations, innovative correctional and pedagogical technologies, children with disabilities
Система специального образования в исторически сложившиеся периоды всегда имела недостатки, подвергающиеся критике и сегодня. Данные промахи могут быть отнесены не столько к слабым сторонам специальной науки, сколько к результатам исторических, мировоззренческих и экономических отступлений в развитии страны в прошлом. Современное общество не стоит на месте в своем развитии и требует модернизации во всех сферах. Основой апгрейда общества выступают инновации. Анализируя инновации в системе образования, мы, в первую очередь считаем важным говорить об изменении образовательных ориентиров и требований к качеству образовательных услуг.
В педагогическом терминологическом словаре инновация определяется как «основной элемент развития образования, выражающийся в стремлениях накопления и видоизменения различных идей в образовательном пространстве, приводящие в совокупности к более или менее тотальным изменениям в сфере образования и трансформации его содержания и качества» [1, с 31].
Инновационная деятельность направлена «на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность» [2, с. 19].
Целенаправленные перемены, которые вносят в образовательную среду стабильные элементы (новшества), считаются педагогическими инновациями, или, по-другому, - нововведениями.
Совершенствование системы образования заключается в первую очередь, в осмыслении результатов воспитания личности. Сегодня, не умаляя важности формирования у обучающихся надежных знаний в предметных областях, мы признаем необходимость формирования у подрастающего поколения способности достигать успеха в любой деятельности, быть позитивными, коммуникабельными, гармоничными и мобильными тем социальным условиям, которые являются актуальными. Важно осмыслить, в чем ресурсность образовательной системы для соответствия этим инновационным изменениям? Мы видим это, в первую очередь, в изменении работы специалистов профессионального педагогического сообщества посредством: преобразования сути процесса; создания новых способов и видов работы; в осуществлении поиска наиболее эффективных технологий в образовании.
Современные образовательные технологии сегодня тоже требуют инновационного осмысления и уточнения сущностных и ценностно-смысловых характеристик. Безусловно, все новые решения в области образовательных технологий должны быть согласованы с классическими и фундаментальными исследованиями в этом направлении. И.П. Волков определял «описание процесса достижения проектируемых результатов обучения как педагогическую технологию» [3, с. 14]. Технология рассматривается им как инструмент профессиональной деятельности педагога. Основа педагогической технологии выражается в том, что она имеет проявляющуюся стадийность (пошаговость), охватывает комплект определенных профессиональных действий, позволяя специалисту еще в процессе планирования предсказать промежуточные и итоговые результаты своей профессионально-педагогической деятельности.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) учитывает необходимость создания специальных коррекционно-развивающих условий, обеспечивающих получение образования каждым ребенком с учетом особенностей его психического, физического или интеллектуального развития. Инновационными примерами в организации образовательного процесса данной категории детей могут выступать Федеральные стандарты начального общего образования для детей с ОВЗ и детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), которые вступили в действие с сентября 2016 года.
В специальном образовании традиционно предполагается использование коррекционно-педагогических технологий, позволяющих не только качественно освоить академический компонент образовательной программы, но обеспечивающих каждому обучающемуся возможность сохранения здоровья. В то же время к инновационным решениям можно отнести введение в образовательное пространство новых специалистов: тьюторов, супервизоров, обеспечивающих сопровождение образовательного маршрута «особого» ребенка и наполняющих компоненты образовательной среды максимально полезным содержанием с учетом возможностей и потребностей обучающегося. Другими словами, процесс специального обучения строится на технологии индивидуализированного обучения, что обеспечивает каждому учащемуся шанс получить максимальные по его способностям знания и реализовать личностный потенциал.
Сравнительно недавно появилась новая технология организации образовательного взаимодействия – разноуровневое обучение. Данная технология позволяет учитывать характерные черты каждого ребёнка, а также сформировать благоприятные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности обучающихся [4, с.184]. Главная цель заключается в том, чтобы все дети овладели базовыми знаниями и имели потенциал для дальнейшего развития.
В современным условиях, учитывая непростую ситуацию в эпидемиологическом аспекте, в обучении детей с ОВЗ актуализировалось применение информационно-коммуникационных технологий, предполагающих использование специальных способов, программных и технических средств для обеспечения интерактивного программно-методического сопровождения всех субъектов образовательного процесса. Данные решения вносят новизну в учебный процесс, хотя, безусловно, на сегодняшний день использование дистанционных технологий еще требует вдумчивой и профессиональной проработки [5].
Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что применение современных коррекционно-педагогических технологий на основе интеграции традиционных решений и инновационных предложений обеспечивает легкость и доступность обучения, увеличивает образовательный интерес учащихся, в том числе детей с ОВЗ, повышает уровень мотивации к обучению, и обеспечивает решение вопросов коррекции нарушений развития. Благодаря введению в образовательный процесс инновационных технологий, дети с ОВЗ могут приобрести необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной социализации.
Список литературы
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 176 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ. – М.: Легион, 2015. – 212 c.
- Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с.
- Евсюткина П.А. Инновационные коррекционные педагогические технологии // Актуальные вопросы современной педагогики – Уфа: Лето, 2015. – 183-185 с. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7417/ (дата обращения: 26.10.2020)
- Шумилова Е.А. Педагог и родитель цифровой эпохи в призме инклюзии // Преемственная система инклюзивного образования: теоретические и практические аспекты. материалы IX Международной научно-практической конференции. Казань, 2020. С. 12-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА повышения квалификации Технологии образования детей с особыми образовательными потребностями, психолого-педагогические аспекты инклюзивного образования.
Предлагаемый курс повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, направлен на формирование у слушателей более глубокого понимания современных подходов в организации инклюзивного образ...
Дополнительное образование детей и взрослых Рабочая программа «Современные методики и технологии начального общего образования»
Программа «Современные методики и технологии начального общего образования» имеет социально – педагогическую направленность, т.е направлена на создание условий для развития инновационного опыта,...

Опыт инновационного обновления содержания и технологий дополнительного образования детей МАУ ДО «ДЮСШ №1» города Тамбова
Современная спортивная детско-юношеская школа призвана создавать условия для такого образования, которое ориентировано на прогноз будущего. Это обновление управления образов...

Коррекционной-педагогическая работа по развитию коммуникативных навыков у детей младшего дошкольного возраста с РДА.
В статье освещены вопросы о необходимости организации коррекционно-педагогической работы с детьми младшего дошкольного возраста с ранним детским аутизмом. Развитие коммуникативных умений у...

Scrum-подход как инновационная технология в проектой деятельности учреждений дополнительного образования детей на примере Центра инженерных компетенций (ЦИК) СПбГЦДТТ Методическая разработка
В методической разработке показана возможность внедрения Scrum-подхода в дополнительное образование детей при выполнении полномасштабных учебных проектов на примере инновационной практики Центра инжен...

Инновационные педагогические технологии в системе Дополнительного образования детей
Инновационные технологии в дополнительном образовании дают возможность учащимся понять тенденции эволюции производительных сил и производственных отношений, это связано непосредственно с будущей...

Инновационные технологии в системе дополнительного образования детей
Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отнош...