Теория и Методика обучения лыжной технике обучающихся
методическая разработка
Обучение спортивным двигательным навыкам проводится по определенным этапам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
«СПОРТИВНАЯ ШКОЛА ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМ. Т.В. АХАТОВОЙ»
(ГАУ ДО ЯНАО СШОР ИМ. Т.В. АХАТОВОЙ)
Теория и Методика обучения лыжной технике обучающихся
Подготовила
Ст. Инструктор-методист:
Леонгардт Алеся Александровна
2025г.
Обучение спортивным двигательным навыкам проводится по определенным этапам. Первый этап обучения.
Проводится изучение элементов с объединением этих элементов в целостный двигательный навык и разучивается способ передвижения в целом. На этом этапе происходит образование; необходимых условий рефлекторных связей и образование целостного динамического стереотипа. Человеку, не стоявшему на лыжах и не привыкшему передвигаться с таким отягощением, лыжи мешают. Носки и пятки лыж скрещиваются и цепляются одна за другую и за снег, при потере бокового равновесия они мешают быстро переставить ногу — все это вызывает у новичков падение и в связи с этим неуверенность, которая тормозит обучение. Следовательно, еще до обучения отдельным способам передвижения надо осветить общие основы владения лыжами. На первых занятиях выдвигаются две общие педагогические задачи: овладеть лыжами как снарядом («чувство лыжи»), развить чувство сцепления лыжи со снегом («чувство снега»). Эти задачи решаются применением подводящих упражнений: 1) поочередное поднимание ноги с лыжей и движение ею по воздуху вниз и вверх, вправо и влево; 2) поочередное поднимание носков лыж; выполнять движение лыжей вверх, вниз, вправо и влево, не отрывая пятку от снега; то же, но поднимая пятку лыжи, прижимая носок лыжи к снегу; 3)повороты переступанием на месте вокруг пяток и вокруг носков лыж; 4)боковые приставные шаги на два и четыре счета; упражнение выполняется 4—8 раз подряд в ускоряющем темпе; 5) повороты: махом кругом, через лыжу вперед и через лыжу назад с правой и с левой ноги, прыжком (с опорой и без опоры на палки); 6) ходьба ступающим шагом по неглубокой целине без палок; 7) ходьба ступающим шагом на лыжах с палками по целине, среди деревьев и кустарников, вслед за преподавателем, постоянно меняющим направление; при этом приобретается умение управлять лыжами, учитывать их длину или расстояние до препятствия (дерева, куста и т.п.); 8)подъемы и спуски лесенкой, прямо и наискось; 9) спуски в средней стойке с пологих склонов; 10) подъем на пологие склоны ступающим шагом в медленном и быстром темпе. Следует добиваться совершенного их выполнения путем многократного повторения. Они применяются на первых уроках, чтобы занимающиеся могли освоить общие основы для дальнейшего обучения способам передвижения на лыжах. После этого надо переходить к разучиванию всех способов передвижения на лыжах. Наиболее характерными новыми навыками являются спуски. У начинающих лыжников при спуске проявляется защитный рефлекс. Чтобы снять боязнь крутизны, не следует начинать обучение поворотам, пока лыжник достаточно не освоит спусков. Обучение элементам поворотов лучше начинать на горизонтальной площадке после небольшого спуска. Сначала надо освоить короткие, достаточно крутые спуски и затем постепенно более длинные и крутые. Поскольку страх вызывает возбуждение, сковывающее мышцы, надо приучить лыжника расслаблять мышцы перед спуском. Это ослабляет чувство страха и обеспечивает сохранность равновесия. После опасных упражнений внимание снижается, поэтому после них не следует давать новые трудные задания. Падения значительно учащаются при переходе в более грудные условия. Поворот выполняется с трудом, если скорость спуска выше скорости, обычной для этого лыжника. В начале обучения спускам, торможениям и поворотам не следует пользоваться склонами с плохим снежным покровом. Следует переходить с простых склонов на более сложные постепенно. Если переход будет совершен резко, то сильное раздражение, которым являются новые свойства местности, вызовут у лыжника сильные реакции, задерживающие закрепление и совершенствование навыков и соответственно защитную реакцию. Преодоление боязни и воспитание привычки противодействовать внешним раздражителям — первейшая задача при обучении спускам, торможениям, поворотам, падениям. Если лыжник с сильным типом высшей нервной деятельности хочет выполнить трудный спуск и настроится на это, то он сможет его выполнить. Но у лыжника со слабым типом высшей нервной деятельности, хотя он одинаково подготовлен в техническом отношении, при этом возникают торможение, угнетение центральной нервной системы боязнь неблагополучною исхода попытки. Ему кажется, что он не в . силах выполнить спуск. Воспитывая уверенность в своих силах, можно изменить реакцию на сильные раздражители или хотя бы ослабить их отрицательное действие. Такое воспитание может быть основано на принципе доступности и постепенности в освоении навыка. В этих целях, при обучении спускам на лыжах следует требовать, чтобы занимающиеся начинали спуск с движения скользящим шагом, а не ждали, ч пока лыжи сами тронутся с места. При обучении большое значение имеет так называемый перенос навыков. Если у обучаемого имеется запас двигательных навыков, сходных с навыком изучаемого способа передвижения на лыжах, то усвоение последнего значительно облегчается. Запас сходных навыков создается при помощи различных упражнений, главным образом специально - подготовительных. Овладение новым движением обогащает двигательный опыт лыжника, при этом устанавливается большое количество связей, которые могут быть использованы при последующем обучении. Одни навыки могут положительно влиять на другие (положительный перенос), иные же, наоборот, тормозят развитие последующих (отрицательный перенос). Перенос навыка будет положительным в том случае, если упражнения, применяемые для одного навыка, сходны по своей форме и характеру и для другого. Отрицательный перенос навыка появляется в том случае, если подготовительные упражнения сходны только по внешнему виду, но различны по координации. Если движения в имитационных упражнениях сходны с движениями лыжной техники, то стереотипы, образующиеся при применении имитационных упражнений, также сходны со стереотипами движений в лыжной технике. Вырабатывая стереотипы имитационных движений, лыжники формируют определенные навыки, которые облегчают и ускоряют овладение лыжной техникой и ее совершенствование. Преподавателю очень важно знать условия, замедляющие темпы развития и вызывающие ослабление навыка. Эти условия можно разделить на: 1) объективные: плохие инвентарь, снаряжение, одежда, обувь, учебная площадка и склон; неудовлетворительное состояние снега, плохая погода, ветер, снегопад, мороз; неудачно подобранная мазь для смазки лыж и т. д.; 2) субъективные: пассивное отношение занимающихся к данному упражнению, плохая заинтересованность, неуверенность в своих силах и возможностях; пониженное настроение и самочувствие занимающихся. Неправильные методические приемы могут "вызвать задержку в усвоении навыка при условиях, когда происходит замена одних методов работы или способов выполнения упражнений другими; закрепленные старые способы выполнения движения возникают в неизменной форме при выполнении нового движения. Примером этого может служить замедленное изучение нового способа передвижения из-за того, что ранее усвоена техника передвижения с ошибками. При длительном перерыве в обучении или отсутствии повторения упражнения навык может разрушаться, причем сначала разрушаются детали движения, а сама структура, основа движений, остается. Угасание условного рефлекса зависит в некоторой степени от индивидуальных особенностей. Чем слабее закреплен навык, тем скорее он угасает, и наоборот. Навык передвижения на лыжах представляет собой целостное единство более простых навыков (элементов). Поэтому обучение всегда должно охватывать сложные действия в их целостном единстве. Часто возникает необходимость расчленить сложное действие на ряд более легких, подобранных так, чтобы облегчить дальнейшее усвоение движения в целом. При этом отдельные элементы не следует доводить до закрепленного спортивного навыка. Расчленяя сложное действие на составные части, надо выделить наиболее существенные, важные элементы движения, типичные для данного сложного действия. При этом надо следить за тем, чтобы не было коренного изменения самой структуры этого действия. Например, изучение попеременного лыжного хода эффективнее тогда, когда выработаны следующие элементы этого навыка: отталкивание ногой с использованием силы маха другой ноги, позволяющее быстро скользить на одной лыже; своеобразное отталкивание палкой, увеличивающее скольжение; движение туловищем, связывающее воедино движения рук и ног. Соединение этих элементов в целостные движения выполняется при участии сознания. Само объединение элементов навыка в сложное действие может проводиться двумя путями: постепенным наращиванием последовательно связанных элементов, вплоть до полного изучения всего сложного навыка; объединением всех отдельных элементов навыка фазу в полный сложный навык. Применение того или иного метода обучения зависит от подготовленности занимающихся и их способности воспринимать и выполнять упражнения.
Второй этап обучения.
Происходит дальнейшее изучение целостного навыка и его закрепление. Закрепление навыка является следствием упрочения временных связей в коре больших полушарий головного мозга. Упрочению подлежат не все двигательные реакции. Сохраняются и закрепляются только те движения, которые действительно необходимы и выражают постоянные отношения взаимодействия лыжника с внешней средой. Случайные же связи пропадают в процессе повторения упражнений. С самого начала следует добиться, чтобы лыжник мог сам анализировать свои движения и определять ошибки, а преподаватель только направлял бы его на верный путь. Чем точнее будет осознан каждый элемент навыка, тем более совершенным станет движение. Дальнейшее совершенствование, доведенное до автоматизма, нисколько не снижает роль сознания в управлении движениями. В нужный момент хороший спортсмен всегда может сосредоточить внимание на каком- либо элементе техники и выделить его из общего числа элементов. Поворот на лыжах продолжается доли секунды, однако спортсмен успевает проконтролировать и исправить положение лыжи тела, обратив внимание на любой элемент, любую деталь движения неосознанное движение не может быть расчленено на элементы, оно воспринимается слитно. Обычно более медленные движения запоминаются легче, а быстрые — труднее. Надо не просто механически повторить много раз подряд одно и то же движение полностью, чтобы его прочно запомнить, а добиваться активного воспроизведения непрочно разученных элементов! этого движения. Часто начальная и конечная часть движения закрепляется в памяти лучше, чем середина; в других случаях быстрее усваивается та часть, которая выполняется на меньшей скорости. Часть, наиболее трудную для усвоения, следует изучать дополнительно. Для прочного закрепления важно, чтобы количество одновременно изучаемого материала было не слишком большим, посильным для занимающихся. При закреплении навыка необходимо предупреждать возникновение ошибок. В случае, если ошибка все же появилась, следует немедленно прекратить закрепление навыка до тех пор, пока соответствующими упражнениями ошибка не будет исправлена. Не следует переходить к изучению следующего приема, пока предыдущий не закрепится в достаточной степени. Это особенно важно, когда изучаемый прием сходен с первым, например при изучении поворота из упора непосредственно вслед за поворотом упором. Вторая причина смешения материала заключается в недостаточном использовании сравнения и сопоставления одного приема с другим. Все приемы должны быть закреплены прочно. Поверхностное изучение нередко приводит к ошибкам. Надо давать такие конкретные задания, чтобы занимающиеся могли сосредоточить внимание на определенных моментах техники. Например, чтобы они следили только за тем, как переносить вес тела, или за плавностью движения по дуге выполняемого поворота, или за постоянным нарастанием крутизны постановки лыж на ребро и т. д. Часто удавшееся однажды движение лыжник не может воспроизвести вторично потому, что он не закрепил его в достаточной степени. Чтобы закрепить движение, надо постепенно приучить лыжника к Устойчивому выполнению движения при наличии любых раздражителей (возгласы, флаги и т. п.). При этом большое значение имеют контрольные тренировки, участие в соревнованиях и прогулках по незнакомой местности. Таким образом, в процессе правильного обучения различным способам передвижения на лыжах происходит постепенное закрепление навыков, находятся правильные пути для решения двигательной задачи. Третий этап обучения.
Совершенствуется целостный спортивный навык путем устранения излишних движений, многократного повторения и доведения его до автоматизма. В совершенствовании навыка принимает участие весь организм в целом, повышается его функциональная подготовленность. Ведущая роль при этом принадлежит коре больших полушарий головного мозга. Многократное повторение определенного способа передвижения на лыжах приводит к автоматизации движений. Лыжник, выполняющий движение точно и согласованно, сможет перенести сравнительно большую нагрузку, чем лыжник, не овладевший автоматизированным навыком. По мере совершенствования определенных навыков на стадии автоматизации происходит уточнение мышечной афферентации, в результате уточняются и движения, но роль органов зрения, слуха, вестибулярного аппарата и осязания сохраняется. В связи с совершенствованием двигательного навыка, в результате взаимодействия различных анализаторов достигается более точное дифференцирование отдельных деталей движения, что выражается в различных специфических ощущениях. Становится очень тонким «чувство лыж», «чувство снега», «чувство динамического равновесия», что помогает регулировать уступающие и преодолевающие усилия мышц. Совершенствуется чувство скорости, темпа и ритма, развивается умение передвигаться экономично в любых изменяющихся условиях. В целом дальнейшее совершенствование навыков идет за счет развития физических качеств, причем эти качества совершенствуются не всегда параллельно, одни из них могут быть развиты лучше,, другие хуже. При этом перестраивается деятельность не только двигательного аппарата, но и всего организма в целом. В процессе совершенствования двигательного навыка увеличивается интенсивность обменных процессов, происходят сложные биохимические изменения в обмене веществ. Эти изменения особенно значительны в процессе тренировки, которая является дальнейшим продолжением третьего этапа обучения. Учитывая единство обучения и тренировки, следует заметить; что методы обучения больше применяются на первых двух этапах. На третьем же преобладают методы тренировки. В дальнейшем полностью переходят на тренировочный процесс, хотя совершенствование спортивной техники продолжается. Подводящие упражнения. Эти упражнения представляют собой упражнения, сходные по форме и характеру с элементами сложного навыка. Подводящие упражнения имеют наибольшее применение на первом, частично на втором и эпизодически на третьем этапе обучения. Выбор подводящих упражнений во многом зависит от методической подготовленности преподавателя. Следует иметь в виду, что подводящие упражнения нередко требуют многократного повторения, но не доводятся до закрепления как самостоятельный спортивный навык. Ошибки и их исправление. В течение всех трех этапов у обучающегося часто возникают ошибки. Своевременное определение ошибок и их исправление намного ускоряют само обучение. Ошибки по их значению можно разделить на основные и частные. Основные ошибки нарушают основу движения, частные ошибки являются индивидуальным отклонением от правильной техники, снижают эффективность движений, но не искажают основы движения. Частных ошибок бывает больше, чем основных, и они очень разнообразны. В практике различают ошибки случайные и привычные. Случайные ошибки появляются у лыжников, когда владение техникой у них еще не автоматизировалось. Эти ошибки легче ликвидировать; они непрочны и довольно быстро исчезают. Привычные ошибки — это те отклонения, которые своевременно не были исправлены и автоматизировались, за- крепились, стали устойчивыми Для предупреждения ошибок надо, чтобы обучающиеся правильно поняли способ передвижения. Первоначальное разучивание надо проводить особенно тщательно, следя за тем, чтобы быстрота движений не нарушала правильности передвижения. Плохо выполняем мое движение занимающиеся должны повторять, стараясь понять и исправить ошибку, добиваясь правильного выполнения. Наблюдать сложное движение трудно. Преподавателю, чтобы заметить какую-либо ошибку, надо вначале следить за передвижением в целом, а затем поочередно наблюдать только за элементами движения, например за правым (левым) коленом или движениями рук и т. д. Наблюдать за выполнением какого-либо хода лучше всего на расстоянии 15—20 м, причем надо просмотреть 3—4 последовательных, цикла движений. Следя за выполнением передвижения, важно уметь определить правильность формы движений, найти ошибку и установить ее происхождение. Прежде всего надо исправить основные ошибки; На ошибках частных можно вначале не останавливаться, но необходимо следить, чтобы они не стали привычными. Чтобы исправить ошибки, следует еще раз разъяснить и показать способ передвижения, повторить его, дать подготовительные упражнения; если возможно выделить из способа передвижения трудно усваиваемые движения, то необходимо разучивать их отдельно. После вторичного объяснения надо потребовать от занимающихся принять правильное положение и проделать движение на месте, а затем на небольшой скорости, чтобы проверить, правильно ли выполняется движение. При повторном появлении ошибки надо вновь прекратить выполнение движения и добиться того, чтобы обучающиеся поняли и запомнили нужное движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат по дисциплине «Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности» по теме: «Воспитательные задачи подвижных игр»
В настоящее время в современно меняющемся окружающем мире, в мире информационно-коммуникативных технологий, на первый план выходит задача приобщения подрастающего поколения к занятиям разл...

«Теория и методика обучения иноязычной культуре в 10—11 классах»
Актуальность исследования обусловлена возросшим интересом современной лингвистики к такому явлению как обучения иноязычной культуре в старшей аудитории, а также необходимостью разработки методики обуч...
Технологическая карта по предмету "Теория и методика обучения иностранному языку" для студентов 4 курса 8 семестр
Материал представляет собой технологическую карту по предмету "Теория и методика обучению иностранному языку" для студентов 4 курса (8 семестр) при изучении предмета 2 часа в неделю.В технол...
Календарно-тематическое планирование по учебной дисциплине "Теория и методика обучения иностранному языку"(5 курс 1 семестр)
Календарно-тематическое планирование по дисциплине "Теория и методика обучения иностранному языку" рассчитано на 16 учебных часов. В нем представлены разделы "Иноязычная коммуникативная...

Диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования Общая педагогика Теория и методика обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС
Общая педагогика Теория и методика обучения и воспитания в рамках реализации ФГОС...

Реферат по дисциплине: «Теория и методика обучения базовым видам физкультурно-спортивной деятельности".
Реферат по дисциплине:«Теория и методика обучения базовым видамфизкультурно-спортивно деятельность:Баскетбол. Футбол. Волейбол. Лыжный спорт. Легкая атлетика. Гимнастика. Подвижные игры. Т...

Сборник лабораторных и практических работ по МДК 01.05 Естествознание с методикой преподавания/Теория и методика обучения предмету "Окружающий мир"
В сборнике приведен перечень лабораторных и практических работ с использованием цифрового оборудования (цифрового микроскопа и цифровой лаборатории) по МДК 01.05 «Естествознание с методикой преп...