Учебно-методическое пособие по организации проектной деятельности
методическая разработка

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей колледжа при написании индивидуального проекта или любого другого проекта в рамках образовательной деятельности.  

 В учебно-методическом пособии показаны основные этапы проектной деятельности, требования к содержанию проектной работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_proekt.docx65.93 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«ХАБАРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

(КГБ ПОУ ХКВТП)

Согласовано

Руководитель МЦ

________

«_____»__________2023г.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

_____Лебедева О.И.

«____»__________2023г.

Учебно-методическое пособие

по организации проектной деятельности

Хабаровск, 2023


Учебно-методическое пособие по организации проектной деятельности для студентов и преподавателей колледжа

Автор Прилуцкая И.В., преподаватель КГБПОУ ХТВТ

Методическая разработка рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин.

Протокол №______от____________2023г.

Председатель ПЦК _______________Прилуцкая И.В.

Учебно-методическое пособие предназначено для студентов и преподавателей колледжа при написании индивидуального проекта или любого другого проекта в рамках образовательной деятельности.  

 В учебно-методическом пособии показаны основные этапы проектной деятельности, требования к содержанию проектной работы.


СТРКУТУРА ПРОЕКТА

Так что же такое индивидуальный проект?

Индивидуальный проект представляет собой вид учебно-исследовательской деятельности студента, выполненный обучающимися самостоятельно под руководством преподавателя по выбранной теме в рамках одной или нескольких изучаемых общеобразовательных учебных дисциплин, предусмотренных программой подготовки специалистов среднего звена и учебным планом по специальности.

Целями реализации индивидуального проекта являются:

 - систематизация и закрепление полученных теоретических знании и практических умении с учетом специфики осваиваемой специальности СПО;

 - углубление представлений об осваиваемой специальности СПО;

 - формирование умения использовать справочную литературу;

 - формирование и развитие общих компетенций, предусмотренных ФГОС СПО по изучаемой специальности.

Большинство обучающихся, приступая к проектной деятельности, не имеют правильного представления о ее особенностях, часто путая ее с реферативной работой. Поэтому задача руководителя проекта познакомить обучающихся со спецификой этого метода познания.

При написании проекта следуют придерживаться следующей последовательности: проблема – тема – актуальность – цель – задачи - объект исследования – предмет исследования - методы – исследовательская часть – результат – выводы – защита.

Также указывается целевая аудитория и этапы реализации проекта.

Рассмотрим каждый из пунктов более подробно.

ПРОБЛЕМА. Это задача /вопрос/, требующая решения. Можно сказать, что проблема появляется там, где не хватает имеющихся знаний, а общественная практика требует решения возникших вопросов. Это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы.

ТЕМА. При выборе темы важно придерживаться следующих принципов:

1. Наличие социально, научно или личностно значимой проблемы. Здесь все просто: нет проблемы – нет проекта.

2. Актуальность темы. Студенту предлагается ответить на вопрос: «Почему эта тема может быть кому-то интересна, кроме тебя?»

ЦЕЛЬ проекта предлагает конкретное решение обозначенной проблемы. Она должна быть конкретной и доступной. Работа должна быть нужной. Ее результаты должны быть интересны не только вам, но и еще какому-то кругу людей.

Она должна быть сформулирована как изменение сложившейся ситуации: чего мы хотим достичь? При формулировке цели проекта используются слова: составить, сделать, выяснить, доказать, разработать, убедить и т.д.

ЗАДАЧИ – это шаги (этапы работы), которые нужно сделать, чтобы достигнуть цели работы. При формулировке задач проекта используются слова: изучить, описать, установить, выявить, сформулировать, привлечь, исследовать и т.д.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ то, что изучают

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ — это свойства и функции. Например, объект предмета – личность индивида, а предмет – особенности личности.

МЕТОД – это способ достижения цели. Примеры методов исследования: анализ и синтез, моделирование, наблюдение, сравнение, опрос, тестирование, эксперимент и т.д.

Все вышеперечисленное (тема, проблем, актуальность, объект и предмет исследования, цель, задачи, методы исследования, целевая аудитория, этапы работы, практическая значимость проекта) формулируются и записываются во введении проекта.

ОСНОВНАЯ (СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ) ЧАСТЬ. Основная часть состоит из двух разделов: теоретического и практического.

Теоретический раздел включает анализ информации, отбор наиболее значимых данных, выстраивание общей логической схемы выводов.

Практический раздел — анализ экспериментальных данных, социологического опроса, описание изготовления проектируемого продукта, реализации проекта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

В конце работы приводится СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

В ПРИЛОЖЕНИИ помещаются вспомогательные и дополнительные материалы: таблицы, рисунки, графики, схемы и т. д., если они помогут пониманию полученных результатов (с указанием номера приложения в основной части).

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Проектная работа строится по определенной структуре.

Основными элементами

этой структуры в порядке их расположения являются:

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ

ВВЕДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК

ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Титульный лист является первой страницей работы и заполняется по образцу

(название ОО, тема проекта, ФИО обучающегося, группа, специальность, ФИО руководителя проекта, город, год). (Приложение 1)

ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ

Текст работы должен быть напечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А 4 компьютерным способом в текстовом редакторе Word, объем — не более 20 стр.

Основной текст: выравнивание по ширине, шрифт Times New Roman, кегль шрифта – 14 пт, начертание нормальное, межстрочный интервал – одинарный, отступ первой строки (красная) – 1,25. Форматирование – по ширине.

Заголовки разделов: для заголовков разрешается использовать шрифты кеглем 16-18 пт, регистр ВСЕ ПРОПИСНЫЕ. Переносы слов в заголовках не допускаются. Точку в конце заголовка не ставят.

Параметры страницы: левое поле - 3 см, правое - 1,5 см, верхнее - 2 см, нижнее –2 см. Нумерация страниц: справа внизу страницы, страницы нумеруются по порядку арабскими цифрами. На титульном листе номер страницы не ставится.

Рисунки, фото, схемы, графики, диаграммы: шрифт Times New Roman, 12 пт. должны иметь нумерацию и названия.

Простые чб рисунки (25 фото) скачать

Рис. 1. Спящая панда

На все рисунки должны быть указания в тексте;

Таблицы: таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые. Таблица должна иметь заголовок. Его следует помещать над таблицей. Точка в конце заголовка таблицы не ставится.

Таблица 1

Заголовок таблицы

Приложения оформляются в произвольной форме. Приложения нумеруются в порядке их использования, например, Приложение 1, Приложение 2 и т.д. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием в правом верхнем углу страницы слова «Приложение» и его номера.

Список использованных источников и литературы должен быть оформлен в алфавитном порядке (по алфавиту фамилий авторов или заглавий, если автор не указан)

РЕКОМЕНДАЦИИ

К КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРЕЗЕНТАЦИИ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Компьютерные презентации создаются в программе Microsoft Power Point.

3. Титульный лист презентации включает:

− полное наименование образовательной организации;

− наименование проекта;

− сведения об авторе и руководителе проекта;

− год разработки проекта.

4. Текст слайдов должен быть кратким, читаемым, максимально информативным и содержать основную информацию по всем разделам проекта.

5. Рекомендуется использовать размер шрифта не менее 18 пт.

6. Слайды должны быть озаглавлены.

7. Слайды должны быть оформлены в едином стиле.

8. Презентация может содержать иллюстрации, графики, схемы, таблицы, с лаконичным использованием анимационных и цветовых эффектов.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

ИДИВИДУАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Показатель оценивания

Баллы

Критерий 1. Постановка проблемы  

Проблема сформулирована, обоснована (для учебно-исследовательской работы - выдвинута гипотеза) 

3

Проблема сформулирована, в целом обоснована (для учебно-исследовательской работы - выдвинута гипотеза), но не приведены доказательства  

2

Проблема сформулирована, но частично обоснована, (для учебно -исследовательской работы - гипотеза отсутствует) 

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла

0

Критерий 2.. Актуальность и значимость темы проекта  

Актуальность темы проекта и ее значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе, тема имеет актуальность и значимость не только для обучающегося, но и для школы, города 

3

Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены на уровне утверждений, приведены основания 

2

Актуальность темы проекта и ее значимость для ученика обозначены фрагментарно на уровне утверждений 

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла

0

Критерий 3. Постановка задач  

Представлен список задач, намечены перспективы работы 

3

Представлен неполный список задач  по достижению целей, заявленных в проекте 

2

Задачи заменены кратким описанием хода и порядка работы

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла

0

Критерий 4.  Постановка цели, планирование путей ее достижения  

Цель сформулирована, четко обоснована, дан развернутый план ее достижения, самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности 

3

Цель сформулирована, в целом обоснована, задачи реализуются последовательно, контроль и коррекция частично осуществлялись с помощью руководителя проекта. 

2

Цель сформулирована, частично обоснована, дан краткий план ее достижения, контроль и коррекция осуществлялись с помощью руководителя проекта.  

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

Критерий 5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе   

Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением автора к идее проекта 

3

Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора, предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены элементы творчества 

2

Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности творческого подхода

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла

0

Критерий 6. Полезность и востребованность продукта  

Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован. Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта, спланированы действия по его продвижению 

3

Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан. Названы потенциальные потребители и области использования продукта.

2

Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть востребован, указан неявно 

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла

0

Критерий 7. методы проекта

Методы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта достигнуты

3

Использованные методы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются недостаточными 

2

Часть используемых методов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут быть до конца не достигнуты

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла

0

Критерий 8. Глубина раскрытия темы проекта  

Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания, выходящие за рамки программы дисциплины

3

Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках программы учебной дисциплины

2

Тема проекта раскрыта фрагментарно 

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла

0

Критерий 9.  Качество проектного продукта  

Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в использовании, соответствует заявленным целям) 

3

Продукт не полностью соответствует требованиям качества 

2

Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика, удобство использования, соответствие заявленным целям)

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1,2,3 балла

0

Критерий 10. Использование средств наглядности, технических средств  

Средства наглядности, в т. ч. ИКТ, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, подача материала логична, презентация и текст доклада полностью согласованы 

3

Средства наглядности, в т. ч. ИКТ, используются, выдержаны основные требования к дизайну презентации, отсутствует логика подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада 

2

Средства наглядности, в т. ч. ИКТ, используются фрагментарно, не выдержаны основные требования к дизайну презентации

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

Критерий 11. Соответствие требованиям оформления письменной части  

Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с установленными правилами 

3

Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении 

2

Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными правилами, придать ей соответствующую структуру  

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

Критерий 12. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада  

Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы 

3

Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте 

2

Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и полученного результатов

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

Критерий 13 Умение отвечать на вопросы, умение защищать свою точку зрения  

Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою точку зрения 

3

Автор уверенно отвечает на поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения 

2

Ответы на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать свою точку зрения

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

Критерий 14. Оформление компьютерной презентации проекта  

Презентация полностью соответствует теме и плану проекта, выполнена с использованием графической информации (иллюстрации, графики, таблицы, диаграммы и т.д.) и в соответствии с требованиями к оформлению (сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста). Высокий уровень владения ИКТ компетентностью

3

Презентация в целом соответствует теме и плану проекта, выполнена с использованием графической информации и в целом в соответствии с требованиями к оформлению. Средний уровень владения ИКТ-компетентностью

2

Презентация соответствует теме и плану проекта, выполнена с частичным использованием графической информации, не соответствует требованиям к оформлению. Низкий уровень владения ИКТ-компетентностью

1

Все случаи, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла

0

ИТОГО

42

Полученные баллы на защите проекта переводятся в оценку в соответствии с таблицей:

 

УРОВЕНЬ

КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ

ОТМЕТКА

Высокий  

42-36 баллов

отлично

Повышенный  

35-25 баллов

хорошо

Базовый

24 -14 баллов

удовлетворительно

Ниже базового

менее 13 баллов

неудовлетворительно

 


Приложение 1

Министерство образования и науки Хабаровского края

краевое государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«ХАБАРОВСКИЙ КОЛЛЕДЖ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА И ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

(КГБ ПОУ ХКВТП)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

на тему «__________________________»

Выполнил:                        

Ф.И.О. обучающегося

номер группы

специальность

Руководитель проекта:

Ф.И.О.________________________

______________________________

Хабаровск, год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации проектной деятельности

Современный педагогический процесс требует использования инновационных технологий обучения. Ведущее место среди новых педагогических технологий в области профессионального образования занимает сегодня...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ

Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...

Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат  коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...

Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...

Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"

Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...