Методика организации проектной деятельности
методическая разработка по теме
Современный педагогический процесс требует использования инновационных технологий обучения. Ведущее место среди новых педагогических технологий в области профессионального образования занимает сегодня метод проектов. Работая по этой технологии я осмыслила что проектная деятельностьпозволяет формироватьцелостную систему универсальных знаний, умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_org.proekt.deyat_.doc | 39.5 КБ |
plan_ot._uroka.doc | 101 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Жаркова Н.И.,
преподаватель химии и материаловедения РГО НПО г.Чебоксары «ПУ №18».
Рынок труда от нас требует профессионально компетентных рабочих, поэтому в последние годы заметно возросли требования работотдателей к коммуникативным навыкам и исследовательским способностям выпускников, к их социальной адаптированности, к их овладению навыками самостоятельного приобретения и применения знаний и умений в профессиональной деятельности при решении производственных задач, а также к развитию интеллектуальных и деловых качеств, т.е. к ключевым компетенциям. Если выпускники училища смогут следовать этим требованиям, предъявленным к ним, то они окажутся более приспособленными и востребованными на рынке потребителей образовательных услуг.
Современный педагогический процесс требует использование инновационных технологий обучения в педагогической деятельности. Об этом говорится и в президентской программе «Новая школа» и в других целевых программах по обеспечению развития системы профессионального образования Чувашской республики.
Ведущее место среди новых педагогических технологий в области профессионального образования занимает сегодня метод проектов. Проектная деятельность – сложная деятельность, которая состоит из: работы с информацией, составления плана, работы с людьми, анализа и синтеза полученных материалов, составления рекомендации, проведения экспериментов.
Работая по этой технологии, я осмыслила, что проектная деятельность позволяет формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков. Особую роль играет опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности, т.е. ключевые компетенции обучающихся. Эффективность формирования ключевых компетенций во многом зависит от того, насколько умело преподаватель организует совместную и самостоятельную работу учащихся по теме проекта.
Метод реализации проектной деятельности учащихся по профессии «Автомеханик» был обобщен по дисциплине «Химия» при изучение раздела “Природные источники углеводородов и их переработка ”. Работа по проекту велась в 4 этапа:
I. Этап предпроектной подготовки.
На этом этапе работа велась по выбору темы исследовательского проекта, формулировке гипотезы, целей и задач проекта, выбору и обоснованию методов, разработке плана и структуры исследования, сбору и изучению источников информации по теме.
Исходя из содержания учебного материала раздела сформировали три темы.
человек и транспорт;
нефтепродукты и экология;
влияние автотранспорта на окружающую среду.
Обсудили круг вопросов и выбрали наиболее актуальную тему, тем самым смотивировали успешную работу учащихся над проектом. В результате обсуждения учащиеся решили, что наиболее злободневна тема «Влияние автомобильного транспорта на окружающую среду». По мнению учащихся, она актуальна, к тому же требует привлечения знаний не только по предмету «Химия», но и по смежным предметам: «Экология», «Материаловедение», «Биология», «Физика», «Устройство и техобслуживание автомобилей». Результат проектной деятельности решили представить в виде учебно-исследовательской работы и дидактических материалов для кабинета материаловедения и химии.
Тема проекта стала темой учебно-исследовательской работы.
Группа исследователей обсудили следующие вопросы:
все ли виды транспорта одинаково загрязняют окружающую среду?
почему вы считаете, что основной источник загрязнения окружающей среды – автомобильный транспорт?
можно ли нейтрализовать негативное воздействие автотранспорта, каким образом? После чего была учащимися выдвинута гипотеза: автомобильный транспорт – основной источник загрязнения окружающей среды и для снижения негативного влияния его необходимо создать альтернативные конструкции автомобилей и перевести автотранспорт на экологически чистое топливо. Истинность выдвинутой гипотезы учащимся предстояло проверить в дальнейшем в процессе самостоятельного исследования.
Методом «мозговой атаки» определили цель учебно-исследовательской работы. Для этого группу разделили на две подгруппы: “Генераторы идей “ и “Эксперты”. «Генераторы идей» в качестве целей исследования выдвинули:
выявление экологически безопасных видов автомобильного топлива и оформление результатов в виде таблицы;
изучение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу автомобильным транспортом в городах Чувашской Республики (результат оформить в виде таблиц);
поиск путей решения проблемы негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду (составить перечень путей решения).
«Эксперты» обсудили выдвинутые предложения и остановились на последнем как на возможной цели исследования. Затем определили, какую информацию следует собрать и обсудить, какие наблюдения и эксперименты провести, выполнить задачи, чтобы проверить выдвинутую гипотезу и достичь поставленной цели. Поставили следующие задачи:
составить дизайн-спецификацию нефтепродуктов, используемых в автомобильном транспорте;
выявить причины ухудшения экологической обстановки;
собрать информацию о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду;
проанализировать составы и свойства отработанных газов автомобилей, их влияние на организм человека;
изучить мнение горожан г.Чебоксары и учащихся ПУ-18 о путях снижения негативного влияния автомобильного транспорта на экологию города и провести мини-эксперимент;
собрать информацию об альтернативных конструкциях автомобилей.
Соответственно для решения этих задач наметили шесть направлений исследования:
1.Нефтепродукты,в автомобильном транспорте.
2. Автомобильный транспорт и окружающая среда.
3.Влияние на человека отработавших газов автомобилей.
4. Мини-эксперимент.
5. Изучение мнений горожан г.Чебоксары и учащихся ПУ №18 о путях снижения негативного влияния автомобильного транспорта на здоровье человека.
6. Альтернативные конструкции автомобилей.
II.Этап планирования.
Руководителем проекта составлен индивидуальный план опытно-экспериментальной работы и запланирован процесс выполнения проекта по этапам. На одном из проектных уроков совместно с учащимися составлен план работы одной из творческих групп, остальные творческие группы составляли самостоятельно
III.Организационно-исследовательский этап.
Обсуждению и обработке собранной информации по всем направлениям исследования отводились целые проектные уроки.
Заслушаны отчеты творческих групп о результатах исследования, организована работа по оформлению результатов по всем шести направлениям в предложенном учащимися варианте: таблицах, схемах, рисунках, диаграммах и т.д.
IY.Заключительный этап.
Велась подготовка материалов к презентации в форме защиты учебно-исследовательской работы. Сценарий презентации учебно-исследовательской работы включал в себя письменное сообщение, схемы, таблицы, рисунки, фотографии и т.д.
Оценки за проектную работу выставлялись группе в целом и на основании общей групповой оценки каждому в соответствии со степенью его реального участия в работе.
По результаты мониторинга, проведенного в этой группе
- потребность к достижению успеха /высокую и среднюю/ имеют 59 %,
что на 20% больше чем до внедрения проектного метода;
- способность к саморазвитию – 23% что на 14% больше чем до внедрения метода проектов.
Также возросли и социальная адаптированность, автономность /самостоятельное принятие решений/, коммуникативность, организаторские способности.
Работа над проектом носит обучающий, воспитывающий и развивающий характер, способствует воспитанию значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог и т.д.), чувство ответственности, самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно. Развивает навыки проектной деятельности: исследовательские и творческие способности личности, коммуникативные умения и навыки, способность развиваться в информационном пространстве, чувство ответственности за принятое решение, повышается мотивация для развития аутокомпетенций. Улучшились отзывы социальных партнеров о выпускниках ПУ №18 по профессии «Автомеханик», «Машинист дорожно-строительных машин».
Предварительный просмотр:
Министерство образования и молодежной политики ЧР
АУ НПО «Профессиональное училище №18 г. Чебоксары».
План-конспект урока
преподавателя материаловедения Жарковой Надежды Ильиничны.
Предмет: Материаловедение.
Профессия: Автомеханик.
Чебоксары 2010
Тема раздела программы: Автомобильные топлива.
Тема урока: Нефть как источник сырья для производства автомобильных топлив.
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок-беседа с созданием аналитических ситуаций.
Цели урока:
Дидактическая: добиться от учащихся самостоятельного вывода о том, что нефть является источником сырья для производства автомобильных топлив.(3-4 уровень).
Развивающая: формировать познавательные умения ( умение задавать вопросы, доказывать, анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между составом , структурой и свойствами автомобильных топлив, делать выводы.
Воспитательная: развивать требовательность к себе и товарищам, добросовестное отношение к выполняемому заданию.
Задачи для реализации дидактической цели:
1) объяснить содержание целей и задач урока;
2) отметить значимость темы урока для формирования профессиональных компетентностей обучающихся.
2) организовать самостоятельную работу учащихся по изучению физических свойств нефти;
2) организовать на уроке презентацию учащихся творческой группы по вопросу о происхождении нефти;
3) предложить набор вопросов, заданий для определения состава нефти;
4) раскрыть содержание состава и структуры углеводородов нефти, используя схему «Углеводороды нефти»;
5) организовать самостоятельную работу с учебником по изучению влияния структуры углеводородов нефти на свойства автомобильных бензинов;
6) помочь учащимся в ходе беседы доказать, что нефть является источником сырья для производства автомобильных топлив;
7) осуществить в процессе обучения межпредметные связи материаловедения с дисциплинами «Химия», «Физика», « Устройство автомобиля», «География».
Методы и приемы: беседа, рассказ, сообщение обучающихся с использование компьютерной технологии, использование тестовых заданий для контроля и самоконтроля знаний учащихся, самостоятельная работа с учебником.
Внутрипредметные связи: тема «Строение материалов», тема «Физические свойства материалов».
Оборудование: на каждом столе – флакон с нефтью, листок бумаги, салфетки, раздаточный дидактический материал, учебник «Материаловедение для автомехаников» (Ю.Т.Чумаченко).
Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран.
№/ | Структурные элементы уро ка | Вре-мя мя, мин. | Деятельность преподавателя | Деятельность учащих- ся |
1 | Организационныйый момент | 1 | Настраивает учащихся на активную результативную работу. |
2 3 4. 4.1. 4.2 4.3. 5. 6. 7. 8. | Актуализация Знаний. Постановка це лей и задач. Изучение новой темы. Изучение физи ческих свойств нефти. Обсуждение вопроса о происхождении нефти. Определение состава и струк- туры углеводо родов нефти. Закрепление материала. Проверка усвое- ния материала. Подведение итогов. Домашнее задание. | 5 3 5 5 10 7 5 4 | Сообщает о начале изучения раздела «Автомобильные топлива».В ходе беседы напоминает из курса физики , что автомобильные топлива являются источником тепловой энергии, которая в ДВС превращаются в механическую. Показывает 1 слайд. Вопросы к учащимся: Почему топлива являются источником тепловой энергии? Какие бывают топлива? Какие жидкие топлива вы знаете? Какие газообразные топлива? Что является основным источником получения топлив? Нефть! Чёрная нефть струится Плещет тайги прибой, И ощущают ноздри Запах её огневой Нефть – это ярость света, Ветра напор у виска, Нефть – голубая ракета, Рвущаяся в облака! Показ 2 слайда. Нефть и продукты ее перерaботки необходимы не только сегодня, но и в будущем! Объявляет тему урока. Показ 3 слайда. В ходе беседы задает вопросы: Какую цель поставим? Что нужно для этого сделать? - взглянуть на сырую нефть, пощупать, обратить внимание на цвет, ощутить за пах. Как называются эти свойства? От чего зависят свойства нефти? - изучение состава и структуры – главные вопросы урока. Почему? Как вы думаете, от чего зависит состав? Предлагает послушать сообщение уча щихся о происхождении нефти (презентация) - свойства авт.топлив зависят не только от состава , но и от структуры, поэтому необходимо ознакомиться и со структу- рой углеводородов нефти. Выполнение всех этих задач – достиже- ние целей урока. Демонстрирует сырую нефть. Предлага ет открыть пробку склянки c нефтью, понюхать. Большим пальцем прикрыть горловину, встряхнуть, растереть остав шееся на пальце. Обратить на цвет. Не бойтесь испачкаться: нефтеразведчики руки и лицо умывают нефтью – так пра зднуется успех открытия нефтеносного пласта. Пальцы вытереть салфеткой. Организует парную форму работы. От чего зависят свойства? Предлагает презентацию учащихся по вопросу происхождения нефти и подготовить вопросы. Организует беседу. Из сообщения узнали, что нефть произошла при разложении останков животных и раст. организмов Возникает вопрос: Из каких веществ состоит нефть? Органические вещества из каких эле ентов состоят? (С и Н ) – углеводо- роды. Диктует определение: нефть – смесь уг- леводородов (97-98%) и незначительно- го количества химических соединений, Содержащих кислород, серу и азот (2-3%). Предлагает для запоминания прочитать вслух. Какие углеводороды бывают? Организует работу с опорной схемой «Состав и структура углеводородов нефти» ( Приложение). Показывает на примерах, как структура влияет на эксплуатационные свойства автом.топлив. Организует самостоятельную работу с учебником.(стр.362-364). по составле- нию таблицы «Влияние углеводородов нефти и примесей ( S,N, O) на свойства автомобильных топлив.(Приложение) Делает выводы по результатам самост. работы. Далее предлагает возвртиться к теме урока. Почему именно нефть является источ- ником автомобильного топлива? Делает выводы. Организует работу с тестовыми задани- ями для контроля усвоения учебного материала. 3 уровня сложности. (Приложение). Выявляет уровень усвоенности учебного материала. В ходе беседы делает вывод о достиже- нии целей урока. Комментирует выставленные оценки. Показывает на слайде, комментирует. Ю.Т.Чумаченко, Г.В.Чумаченко «Материаловедение для автомехаников» стр. 361 – 364. Выучить схему «Углеводороды нефти и их структура». Найти и выписать определения понятий «перегонка» и «крекинг». Творческой группе: Григорьеву А., Трофимову А., Трофимову Е.: продумать и составить схему «Перегонка нефти». | Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы Эталоны ответов. При сгорании выделя ют тепловую энергию Жидкие и газообраз ные. Авт. бензины и диз.топ л лива. Сжижен. и сжат.газы. Нефть. Учащиеся слушают и наблюдают. Читают вслух тему уро ка и записывают в тет радь. Участвуют в беседе Отвечают на вопрсы Получить информацию о нефти и доказать, что нефть является источником сырья для производства автом.топлив. Физические свойства Отвечают на вопросы. От состава и структуры. Изучив состав можно доказать, что нефть является источником сырья для пр-ва ав- том.топлив. От происхождения. Работают в паре. Изуча ют физические свой- ства нефти. Рассказы- вают друг другу. Записывают в тетрадь. Делают выводы. 1 уч-ся выступает с выводами. От происхождения. 1 учащийся – сообще ние, 2 – подготовили и провели презента цию. Отвечают на во- просы. Другие уч-ся задают вопросы. Участвуют в беседе, Отвечают на вопросы. Из органических. Из С и Н. Учащиеся записывают И читают вслух, чтобы запомнить. Рассказыва- ют друг другу. Ответы учащихся. (предельные : метан, этан и др. и непред.) Слушают рассказ пре- подавателя и участву ют в беседе. Составляют схему. Делают выводы. Самостоятельно рабо тают по составлению таблицы (4ур.). 3 уч-ся выступают с ре-зультатами работы. Читают вслух еще раз тему урока. Отвечают: так как сос- тоит из углеводородов,/ а они обладают свой- ством гореть и выде- лять при этом больш. кол-во тепловой энер- гии , кот. в ДВС прев- ращается в механическ. Отвечают на вопросы тестов на листочках. Организуют самокон- троль знаний. Участвуют в беседе, де- лают выводы . Записывают в тетрадь. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ КАК СПОСОБ РАСКРЫТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ
Проектная деятельность уже в процессе обучения дает возможность студентам приобретать новые умения и добывать новые знания. Работа над проектом стимулирует творчество обучающихся, побуждает их к самос...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Методическая разработка по теме: «Организация проектной деятельности на уроках информатики как способ формирования профессиональных компетенций обучающихся»
Методическая разработка...
Формирование коммуникативных навыков у младших школьников через организацию проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
В начальной школе у учащихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, и...
Формирование личности учащихся в процессе организации проектной деятельности на уроках физики
формирование у учащихся положительного отношения к труду (обученью) в процессе выполнения творческого задания...
Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации
Статья "Организация проектной деятельности в образовательных учреждениях СПО в условиях реализации ФГОС при изучении ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их заменяющими) и сотрудниками образ...
Методическое пособие для студентов специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах "Особенности организации проектной деятельности в образовательной деятельности "Технология"
Данное пособие разработано в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 преподавание в началь...