Система организации самостоятельных работ обучающихся при изучении экономических дисциплин
статья на тему

Мирошниченко Татьяна Витальевна

Учение не может быть по-настоящему активным, если у обучающихся нет системы в знаниях. Прочные системные знания составляют основу для формирования научной картины мира и идейных убеждений обучающихся.

Теоретические знания служат основой для решения на занятиях учебных проблем. Так, например, при прочном усвоении понятия и причин цикличности экономики можно осознанно воспринять задачи стабилизации экономики.

В преподавании разрабатываются системы учебно-познавательных умений, которыми должны овладеть обучающиеся, а также складывается определённая система работы по формированию у обучающихся умений исследовательской деятельности. К их числу относятся умения сравнивать, проводить анализ, делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, наблюдать, построение моделей. Так в учебной дисциплине «экономика предприятия» при исследовании хозяйственной деятельности предприятия необходимо проведение анализа по разделам основные, оборотные средства, трудовые ресурсы, финансовые результаты деятельности предприятия. В учебной дисциплине «экономическая теория» обязательно формирование навыков по построению моделей спроса и предложения, кривой производственных возможностей, бюджетных линий и кривых безразличия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система организации самостоятельных работ обучающихся при изучении экономических дисциплин

В настоящее время всё большую актуальность приобретают вопросы подготовки обучающихся к жизни и труду, формирование у них самостоятельности мышления, активной жизненной позиции. Не случайно в настоящее время ставится задача: совершенствовать методы и средства обучения, выдвигая на первый план активные его формы, которые предполагают включение обучающихся в активную познавательную деятельность.

Учение не может быть по-настоящему активным, если у обучающихся нет системы в знаниях. Прочные системные знания составляют основу для формирования научной картины мира и идейных убеждений обучающихся.

Теоретические знания служат основой для решения на занятиях учебных проблем. Так, например, при прочном усвоении понятия и причин цикличности экономики можно осознанно воспринять задачи стабилизации экономики.

Проблемная ситуация будет методически обоснована только в том случае, если для её решения достаточно опорных знаний и умений у обучающихся и путь решения приведёт их к однозначному ответу. Абсолютно новая задача, не опирающаяся на предшествующий опыт обучающихся, не стимулирует их к активным поискам решения проблемных задач. Например, для определения рыночного равновесия необходимы опорные знания понятий спроса и предложения.

В преподавании разрабатываются системы учебно-познавательных умений, которыми должны овладеть обучающиеся, а также складывается определённая система работы по формированию у обучающихся умений исследовательской деятельности. К их числу относятся умения сравнивать, проводить анализ, делать индуктивные и дедуктивные умозаключения, наблюдать, построение моделей. Так в учебной дисциплине «экономика предприятия» при исследовании хозяйственной деятельности предприятия необходимо проведение анализа по разделам основные, оборотные средства, трудовые ресурсы, финансовые результаты деятельности предприятия. В учебной дисциплине «экономическая теория» обязательно формирование навыков по построению моделей спроса и предложения, кривой производственных возможностей, бюджетных линий и кривых безразличия.

В соответствии с современными требованиями к обучению необходимо чаще предоставлять обучающимся возможность самостоятельно работать с книгой на уроках. Умения работать с книгой важны для пополнения знаний путём самообразования и для последующей трудовой деятельности.

Иногда работа с учебником может предварять объяснение преподавателя. В некоторых случаях работа по учебнику может заменить рассказ преподавателя или способствовать подведению итогов объяснения на уроке. Например, в дисциплине «экономика» учащиеся самостоятельно изучают виды издержек предприятия, а на основе исследованного материала разбирают ситуации под руководством преподавателя.

На занятиях в некоторых случаях стоит проводить групповые самостоятельные работы, дающие возможность обучающихся консультироваться друг у друга, оказывать помощь при выполнении заданий, приобретать навыки коллективного труда, воспитывать ответственность за общее дело и за успехи каждого в группе, а также проводить самооценку. Например, в теме «Деньги» по дисциплине «Экономическая теория» исследование нового материала и закрепление уже полученных знаний можно осуществлять через викторину в соревновательной форме.

Сущность метода самостоятельной работы составляет сам процесс познавательной деятельности. Этот процесс, как известно, сложен и многообразен, однако, основные его звенья обозначены. Например, в структуре самостоятельной деятельности обучающихся различают три главных звена:

  1. Выделение обучающимся познавательной задачи (умение в структуре учебной ситуации выбрать цель, увидеть задачу);
  2. Подбор, определение и применение адекватных способов действий, ведущих к решению задачи (умения выбрать пути и средства для её решения);
  3. Выполнение операций контроля (слежения) за тем, решается ли поставленная задача найденными и применёнными способами (умение применять усвоенные знания и навыки в процессе практической реализации решения задачи).

Вот некоторые способы организации работы обучающихся для достижения названных целей.

Новые знания лучше усваиваются тогда, когда обучающиеся хорошо понимают стоящие перед ними задачи и проявляют интерес к предстоящей работе. Постановка целей и задач всегда должна учитывать потребность обучающихся к проявлению самостоятельности. Жажду познания нового. Если на занятии есть условия для удовлетворения таких потребностей, то обучающиеся с интересом включаются в работу.

Развитие познавательного интереса – сложная задача, от решения которой зависит эффективность деятельности обучающихся. Установлено, что интерес может проявляться как к содержанию учебного материала, так и организации познавательной деятельности. Интерес возбуждается и подкрепляется материалом неизвестным, поражающим воображение, заставляющим удивляться. Но яркие факты не всегда и не для всякого урока можно найти.

Для поддержания познавательного интереса важно учить умению видеть новое в знакомом материале, постепенно переводить обучающихся с уровня элементарных, простейших представлений о мире на уровень научных понятий и обобщений. Познавательный интерес возникает, если раскрывать перед обучающимися историю научных открытий, борьбу идей, труд учёных. Все эти возможности представляет учебный материал курса экономики.

Активизация процесса обучения достигается применением разнообразных самостоятельных работ обучающихся, организуемых в соответствии с особенностями их интересов и конкретных учебно-воспитательных целей. Осознанная работа начинается с понимания и принятия обучающимися учебных задач, которые должны логически оправданно выдвигаться перед ними. Для этого применяется ряд способов. Чаще всего основа для выдвижения новой задачи создаётся в процессе повторения изученного ранее. Тогда обучающиеся сами формулируют цель предстоящей работы. Если же содержание занятия логически мало связано с материалом предшествующих занятий, то обучающихся специально готовят к осознанию важности изучения нового вопроса. При этом должно быть подчёркнуто научное и практическое значение изучаемого вопроса. Обучающиеся узнают какие необходимые в жизни знания и умения они приобретут на занятии.

Увлекательная форма повторения пройденного материала также может послужить основой для возбуждения и поддержания познавательного интереса, привлечь внимание к самому главному в изучаемом материале.

Для возбуждения интереса обучающихся применяют и такую форму работы как дидактическая игра: игры-упражнения, настольные игры, игры-моделирование и др. Во время игры проявляется активность каждого обучающегося, происходит соревнование. Поскольку играть могут лишь обучающиеся, знающие материал, то они воспринимают игру не как развлечение, а как серьёзную и интересную работу.

При повторении материала в начале урока можно применять экранные пособия, которые показывались обучающимся на предыдущих занятиях. Обучающиеся видят на экране изображение и отвечают на вопрос: что показано в кадре? (Узнавание). Затем, в зависимости от содержания кадра, перед ними ставят вопросы. Например, при демонстрации кадра с линией спроса, обучающиеся отвечают на вопрос о том, как можно сформулировать закон спроса; как должна быть изображена линия, отражающая отклонение от закона спроса; как графически отображается изменение ценовых и неценовых факторов, влияющих на величину спроса.

Во всех случаях применяемые средства обучения должны привлекать внимание и возбуждать интерес к главному материалу.

В процессе обучения должны быть установлены чёткие взаимосвязи между понятиями, формируемыми у обучающихся. Таким путём у них создаётся определённая система знаний. Каждая новая тема рассматривается лишь после того, когда у обучающихся будут в наличии необходимые знания для восприятия нового материала.

В этом случае необходимо обратить внимание на обеспечение оперативности контроля за результатами усвоения опорных знаний путём применения специальных форм фронтальной проверки (использование экономических диктантов, карточек, тестов и заданий для самопроверки правильности ответов).

Проверку знаний и умений в начале занятия имеет смысл провести за короткое время. Для этих целей, кроме традиционных методов проверки знаний используют графические и цифровые диктанты, вопросы с выборочным ответом (тестовые задания).

В целях экономии времени урока у обучающихся целесообразно формировать умения и навыки самоконтроля. При проверке не следует ограничиваться тем, что что обучающиеся укажут на ошибку товарища и исправят её, а желательно найти и обосновать причину её появления.

При закреплении и проверке умений решать расчётные задачи, следует учесть, что при традиционном способе проверки - обучающиеся узнают о результатах своей письменной работы через несколько дней, а поэтому забывают порядок решения задачи. Поэтому обучающимся можно дать возможность самим оценить результат сразу. Как только обучающийся сдал работу, он имеет возможность получить образец правильного решения своей задачи. При сравнении сделанного с образцом, обучающийся видит недочёты, осознаёт причины ошибок, задаёт вопросы. Таким образом, можно приучать обучающихся проводить самоконтроль и делать самооценку своего труда.

Обычно преподаватель предпочитает сам изложить новый материал, особенно на занятиях, во время которых планируется довести до сведения обучающихся довольно большой объём информации. Однако практика показывает, что слушание рассказа преподавателя, даже сопровождаемое конспектированием, не столь эффективная форма усвоения нового материала по сравнению с самостоятельной его проработкой под руководством преподавателя. Вместе с тем существуют ограничения для организации самостоятельной работы. В их числе на первое место надо поставить особенности вновь рассматриваемого материала, заключающиеся в том, насколько много связей можно установить между элементами новых между элементами новых знаний и теми, которые известны обучающимся. Если содержание нового материала раскрывается в значительной мере на основе приобретённых ранее знаний и умений, то можно с помощью заданий организовать самостоятельное его изучение.

Работа обучающихся будет активной тогда, когда они достаточно хорошо подготовлены к выполнению действий, требующихся по заданию.

Добиться усвоения знаний можно разными способами. Можно проводить многократное повторение, закрепление, требуя воспроизведения изученного материала. А можно вовлекать обучающихся в исследовательскую деятельность, где они самостоятельно решают встающие перед ними вопросы, непроизвольно запоминают и ясно осознают изучаемое.

Самостоятельно и активно разбираться в новом материале обучающиеся будут тогда, когда преподаватель сумеет пробудить в них интерес к исследованию. Для этого не только нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на занятиях, но и обучать всем необходимым приёмам самостоятельного исследования. Разумеется, речь в данном случае идёт об ученическом исследовании, значение которого выражается не в объективной ценности полученных результатов, а в субъективной необходимости их для развития обучающихся.

Исследовательскую деятельность обучающихся можно понимать как совокупность действий поискового характера, ведущих к открытию неизвестных обучающимся фактов, теоретических знаний и способов деятельности. Обучающиеся таким путём знакомятся с основными методами исследования в экономике, овладевают умениями самостоятельно добывать знания.

Исследовательские умения – это система интеллектуальных практических умений, необходимых для самостоятельного выполнения исследования.

Исследование может проводиться с целью получения новых знаний, их обобщения и с целью приобретения обучающимися умений применять полученные знания.

При выполнении исследовательского задания обучающиеся осуществляют действия в таком порядке:

  1. Ознакомление с содержанием задания и формулирование цели деятельности.
  2. Прогнозирование направлений выполнения заданий и выбор методов исследования.
  3. Проведение исследования и оценка полученных результатов в соответствии с поставленными целями.

Преподаватель создаёт ситуации, при которых обучающимся либо необходимо выбрать определённый путь решения из ряда возможных вариантов, либо разрешить противоречия между имеющимися знаниями и новыми фактами, требующими теоретического объяснения, либо осознать необходимость в систематизации, обобщении знаний, найти закономерности для объяснения нового факта, явления или процесса. Подобные ситуации вызывают интерес и стимулируют активную мыслительную деятельность обучающихся.

Методика, способствующая формированию у обучающихся умений самостоятельно проводить исследования, зависит от многих факторов, и прежде всего от особенностей содержания учебного материала. Характер содержания – теоретический материал – обуславливает вариативность метода обучения и отражается на структуре урока, включающего исследования обучающегося.

Организация самостоятельного исследования и управление деятельностью обучающихся начинается с того, что преподаватель проводит логический анализ учебного материала, подлежащего изучению, и на основе этого ставит задачи, решение которых возможно с помощью проведения исследования. При этом обязательно намечает промежуточные задачи занятия, уточняет соотношение деятельности преподавателя и обучающихся, выясняет связи между различными частями урока.

Знания и умения обучающихся, полученные ими на занятии необходимо закреплять, чтобы добиться осмысления связей между ранее усвоенными понятиями и вновь приобретёнными, обеспечить возможность использовать эти знания и умения для получения новых и для решения различных вопросов.

Любую форму работы на занятии можно характеризовать как активную, если она позволяет управлять процессом учения, способствует развитию самостоятельности мышления, стимулирует учебную деятельность.


Список литературы

  1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса – М.: 1982. – 216 с.
  2. Панина, Татьяна Семеновна. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. - 3-е изд., стер.. - М.: Академия, 2007. - 176 с.
  3. Полат, Евгения Семеновна. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. - М.: Академия, 2007. - 368 с.
  4. Селевко, Герман Константинович. Энциклопедия образовательных технологий : в 2-х томах / Г. К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Народное образование.
  5. Современные образовательные технологии : учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. - 2-е изд., стер.. - М.: КноРус, 2011. - 432 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СПО 220703.02 «Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике»

МЕТОДИЧЕСКИЕ  УКАЗАНИЯ для организации  самостоятельной работы студентов   по изучению дисциплины ОДП.6 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для профессии СП...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины "История"

Методические указания предназначены для упорядочивания самостоятельной работы студентов в процессе изучения дисциплины ОГСЭ. 02    «История».Количество часов, отводимое на самостоятельную ра...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.13 «Компьютерная графика» для специальности СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для организации самостоятельной работы студентов  по изучению дисциплины ОП. 13 «Компьютерная графика» для специальности СПО 110809 «Механизация сельского хозяйства». Разраб...

Опыт организации самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека»

Статья представляет собой обобщение опыта по организации самостоятельной работы студентов на практических занятиях по дисциплине «Анатомия и физиология человека». В статье определены необх...

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (пот отраслям)

Методические указания для организации самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины ОП.11 Финансово-экономические расчеты в электронных таблицах для специальности СПО 38.02.01 Экономика и бу...

Организация самостоятельной работы обучающихся специальности 53.02.01 Музыкальное образование при изучении курса сольфеджио

Данное учебно-методическое пособие предназначено для организации самостоятельной работы обучающихся СПО по специальности 53.02.01 Музыкальное образование. Материал учебно-методического пособия составл...