Вечер, посвященный 230-летию со дня рождения Н.И.Лобачевского
классный час
Внеклассное мероприятие , посвященное 230 - летию Н.И.Лобачевского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Вечер, посвященный 230-летию со дня рождения Н.И.Лобачевского.
Преподаватель математики:
Краснова Л.Н.
Г.Нижний Новгород
2022г.
Цели:
1. Образовательные:
- в занимательной игровой форме расширить кругозор обучающихся;
- познакомить учащихся с интересными фактами из истории математики;
- повышение познавательной активности, гордости за граждан своей Родины.
2. Воспитательные:
- повысить мотивацию учащихся в изучении математики;
- воспитывать культуру общения и культуру поведения в коллективе.
Задачи :
- Повышение эффективности образовательного процесса путем проведения внеурочных занятий в игровой, познавательной форме, внедрения и использования современных инновационных технологий.
План мероприятия:
- Вступительное слово учителя.
- Определение участников игры ( в мероприятии принимают участие обучающиеся из трех групп, которые заранее определяют, кто из них участвует в каком конкурсе).
- Поле чудес.
- Некоторые факты биографии Н.И.Лобачевского.
- Викторина.
- Заключительное слово учителя.
- Подведение итогов, награждение .
Оборудование:
- проектор;
- экран;
- ноутбук;
- грамоты.
Содержание мероприятия:
Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, ребята. В истории науки часто бывает так, что истинное значение научного открытия выясняется не только через много лет после его открытия, а в результате исследований в совсем других областях знаний. Так произошло с одним из наших русских ученых. Сегодня вы немного узнаете об этом великом человеке, выдающемся ученом, нашем замечательном соотечественнике. Давайте сначала узнаем, о каком ученом сегодня пойдет речь.
Поле чудес.
На доске ( презентация, слайд 2)написано неизвестное слово , каждая буква которого закрыта. Трое участников по очереди называют буквы, пытаясь отгадать слово. За каждую отгаданную участником букву, его команда получает 1 балл.
Вопрос: «Кому принадлежат слова: «Математика – это язык, на котором говорят все точные науки»?»
Ответ: Лобачевский.
Учитель: Именно с геометрией, предложенной Николаем Ивановичем Лобачевским, которая носит его имя так и получилось.
Некоторые факты биографии Н.И.Лобачевского.
1 ведущий: Н. И. Лобачевский родился 1 декабря 1792года в Нижнем Новгороде. Его родителями были Иван Максимович Лобачевский (чиновник в геодезическом департаменте) и Прасковья Александровна Лобачевская. Николай был средним из их троих сыновей.
2 ведущий: После смерти мужа в 1802 году Прасковья Александровна съездила в Казань и отдала всех сыновей в гимназию, единственную в те годы на всём Поволжье, выпросив им «казённое разночинское содержание».
1ведущий: Лобачевский окончил гимназию в конце 1806 года, показав хорошие знания, особенно по математике и языкам — латинскому, немецкому, французскому. В проявившемся уже тогда его интересе к математике — большая заслуга преподавателя гимназии Г.И.Карташевского.
2 ведущий: В январе 1807 года 14-летний Лобачевский вместе с младшим братом поступил в основанный в 1804 году Казанский Императорский университет, которому отдал 40 лет жизни.
1 ведущий: Кроме Карташевского, большое влияние в период обучения в университете на Лобачевского оказал один из преподавателей — Мартин Бартельс, друг и учитель великого немецкого математика Карла Фридриха Гаусса, превосходный педагог. Он взял шефство над бедным, но одарённым студентом.
2 ведущий: На последнем году обучения (1811) в рапорте о поведении Лобачевского отмечаются: упрямство, «мечтательное о себе самомнение, упорство, неповиновение», а также «возмутительные поступки» и даже «признаки безбожия».
1ведущий: В 1811 году, окончив университет, Лобачевский получил степень магистра по физике и математике с отличием и был оставлен при университете. В 1814 году 21-летний Лобачевский был утверждён адъюнктом, то есть доцентом. В июле 1816 года Лобачевский был утверждён экстраординарным, а в 1822 году — ординарным профессором.
2 ведущий: ( слайд 3) Студенты высоко ценили лекции Лобачевского. За время работы в университете он вёл курсы по геометрии, тригонометрии, алгебре, анализу, теории вероятностей, механике, физике, астрономии и даже гидравлике, часто замещал отсутствующих преподавателей. Одновременно с преподаванием Лобачевский читал научно-популярные лекции для населения.
1 ведущий: И одновременно, он неустанно развивал и шлифовал главное дело своей жизни — неевклидову геометрию. Первый набросок новой теории — доклад «Сжатое изложение начал геометрии» Лобачевский сделал 11 февраля 1826 года, дата этого выступления считается днём рождения неевклидовой геометрии.
2 ведущий: ( слайд 4) Лобачевский был ректором Казанского университета в период с 1827 по 1846 годы, пережив эпидемию холеры (1830) и сильнейший пожар (1842), уничтоживший половину Казани. Благодаря энергии и умелым действиям ректора жертвы и потери в обоих случаях среди студентов были минимальны. Усилиями Лобачевского Казанский университет становится первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России.
1 ведущий: ( слайд 5) Скончался Николай Иванович 12 февраля 1856 года, в тот самый день, в который 30 годами ранее впервые обнародовал свою версию неевклидовой геометрии. Похоронен ученый на Арском кладбище Казани.
2 ведущий: «Высокий лоб, нахмуренные брови,
В холодной бронзе – отраженный луч…
Но даже неподвижный и суровый
Он, как живой, - спокоен и могуч.
Когда-то здесь, на площади широкой,
На этой вот казанской мостовой,
Задумчивый, неторопливый, строгий,
Он шел на лекции – великий и живой.
Пусть новых линий не начертят руки,
Он здесь стоит, взнесенный высоко,
Как утверждение бессмертья своего,
Как вечный символ торжества науки». Написал про Николая Ивановича В.Фирсов).
Викторина.
Командам по очереди задаются вопросы, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если дается неправильный ответ, на вопрос отвечает следующая команда.
- Лобачевский как ученый ? ( математик) – слайд 6
- В каком возрасте Николай Иванович был подготовлен и поступил в Казанский Императорский университет ? ( в 14 лет) – слайд 7
- Создателем какой геометрии стал Н. И. Лобачевский? ( неевклидовой) – слайд 8
- По каким предметам остались труды Н. И. Лобачевского? ( алгебра, математический анализ, теория вероятностей, механика, физика, астрономия) – слайд 9
- Последняя книга Н. И. Лобачевского ? ( Пангеометрия) – слайд 10
- В каком году была учреждена международная премия имени Н. И. Лобачевского (В 1892 году в России и в других странах широко отметили 100-летний юбилей Лобачевского. В 1895г.была учреждена международная премия имени Н. И. Лобачевского) – слайд 11
- Где был открыт памятник ученому? ( В Казани, скульптор М. Л. Диллон, архитектор Игнатьев, 1896) – слайд 12
- В каком году банком России была выпущена памятная монета в серии «Выдающиеся личности России»? ( 200-летие Лобачевского отмечалось в 1992 году и была выпущена монета) – слайд 13, 14
- Что еще было названо в честь Лобачевского? ( Кратер на Луне, Научная библиотека Казанского университета. Улицы в Москве, Киеве, Казани, Липецке и др. городах, один из самолётов Аэрофлота) – слайд 15
- В каком году вышел указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении Нижегородскому университету имени Н. И. Лобачевского. ( 20 марта 1956 года ) – слайд 16, 17.
Заключительное слово учителя. ( слайд 1)
Я надеюсь, ребята, сегодня вы узнали много нового и интересного для вас о великом россиянине, нашем соотечественнике, труды которого оказали большое значение для развития науки. Геометрия Лобачевского нашла своё реальное истолкование на поверхности псевдосферы, т.е. эта геометрия реальна. Жалко, что Николай Иванович при жизни не получил признание за свои труды. Открытия Лобачевского составляют целую эпоху в науке. Идеи Лобачевского находят широкое отражение в современной физике и по сей день.
( Подводятся итоги, считаются заработанные командами балы. Проводится награждение команд )
Источники.
1) https://ru.wikipedia.org/wiki /Лобачевский,_Николай_Иванович
2) Великие россияне. Биографическая библиотека Ф. Павленкова.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
3) Большой энциклопедический словарь. М. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия», гл. редактор А.М. Прохоров, Санкт – Петербург, «Норинт», 2001г.
Приложение :
- Презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/06/picture-517794-1415303677.jpg)
Открытый урок, посвященный 213-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина.
Алекса́ндрСерге́евичПу́шкин (26 мая [6 июня] 1799, Москва — 29 января [10 февраля] 1837, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик.Александр Сергеевич Пушкин, «солнце русской поэзии», велик...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/25/picture-538640-1416919802.jpg)
Неделя химии, посвященная 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова
Методические рекомендации по проведению предметной недели по химии, посвященая 300-летие со дня рождения М.В.Ломоносова...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/20/picture-364751-1455990186.png)
Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»
Литературная гостиная, посвященная 125-летию со дня рождения Б.Пастернака «Поэты не рождаются случайно…»Презентация http://www.authorstream.com/Presentation/malnadiva-2393921/...
Классный час: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского
Класснй час для студентов: «Подари тепло души своей», посвященный 90-летию со дня рождения российского композитора Владимира Яковлевича Шаинского....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/27/picture-502979-1414354008.jpg)
Литературный вечер «Душа поэта и судьба солдата», посвященный 95 -летию со дня рождения Эдуадра Асадова
Литературный вечер,посвященный творчеству Эдуарда Асадова...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/27/picture-465835-1406466600.jpg)
Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 130- летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. (1889-1966)
Цели: 1) расширить представление учащихся о поэзии Серебряного века на основе знакомства с творчеством А.А.Ахматовой, представительницей женской поэзии...