Тема: «Агрессия подросткового возраста».
консультация по теме
Конструктивное взаимодействие с родителями:
«Школа семейного воспитания». Психологическое просвещение родителей о причинах и особенностях агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shsv_agressiya_podrost.docx | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
17.01.2013г. Психологи ЗШ-Г: Отрощенко Е. Г. Мирзанурова Е.С.
Конструктивное взаимодействие с родителями:
«Школа семейного воспитания»
Участники: родители учащихся 5 – 11 классов
Тема: «Агрессия подросткового возраста».
Цель: психологическое просвещение родителей о причинах и особенностях агрессивного поведения детей подросткового возраста.
Ход выступления:
Агрессия — зачастую именно с этого для родителей начинается проявление «подростковости» у детей. Ещё недавно послушный ребенок становится обидчивым, ворчливым, раздражительным, порой в его словах прорывается гнев и грубость.
В такой ситуации родители часто чувствуют себя растерянными, не знают, как реагировать на агрессивные проявления характера своего ребенка. Что же происходит с подростком в это время? Что заставляет его так меняться? Причин тому много, но в любом случае — это отражение внутреннего дискомфорта ребенка.
Внутренний дискомфорт — ощущение, которое сопровождает человека в подростковом возрасте, в силу психологических особенностей этого периода. И агрессивное поведение в начале подросткового возраста — нормальное явление (если только не причиняет вреда ему самому и его близким).
Агрессия – самый доступный способ выразить свои эмоции. И в жизни человека она играет как отрицательную, так и положительную роль. К числу положительных моментов относятся разрядка эмоций, устранение препятствий на пути к цели, отстаивание автономии, повышение самооценки при помощи агрессивности. Однако если человек не научится контролировать агрессивные проявления, это чревато большими жизненными проблемами.
Уровень агрессии повышается у всех детей подросткового возраста, но выражаться она может по-разному, с разной степенью интенсивности. Существует несколько форм выражения агрессии:
- Физическая - использование физической силы против другого человека.
- Вербальная — выражение ребенком своих негативных чувств при помощи слов, визга, крика, угроз.
- Раздражение — готовность по малейшему поводу становиться резким, вспыльчивым, грубым.
- Подозрительность — склонность подростка к недоверию к окружающим на основании того, что «все они хотят причинить мне вред».
- Косвенная агрессия — воздействие на кого-либо при помощи других людей (сплетни, злые шутки, направленные в адрес обидчика).
- Обида — как проявление зависти и ненависти к окружающим. Такая обида вызвана чувством гнева и недовольства сверстником, взрослым, его поведением и миром вообще.
- Скрытая агрессия (или пассивно- агрессивное поведение). Это нарочитая медлительность, оттягивание времени, «забывчивость», «неспособность» сделать то, что просят. Когда родители пытаются «образумить» ребенка (криками, наказаниями, хорошими словами) — это не помогает, потому что в его поведении нет логики. Подросток и сам не знает, почему он так себя ведет. Эта скрытая агрессия направлена на то, чтобы разозлить, вывести из себя близких и окружающих.
Давайте разберемся, в чем же причины агрессии у подростков – ведь это одна из самых наболевших проблем этого периода взросления ребенка.
Причины агрессии у подростков кроются в специфике подросткового возраста – очень сложного периода в жизни любого человека.
Подросток обычно ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим людям, причём агрессия может проявляться как в физической, так и в вербальной форме. Подростки не учитывают мнение взрослых, воспринимают своих родителей как врагов, могут сознательно причинять боль другому человеку. В этом возрасте для ребёнка велика роль группы сверстников, в которой он находится, ему важно заслужить их уважение.
Причины агрессии:
- Одной из важных причин агрессии у подростков является конституциональная предрасположенность. Основные черты характера подростков, имеющих тенденцию к агрессивному поведению,– раздражительность, подозрительность, замкнутость, тревожность, боязнь общественного мнения, склонность испытывать стыд, а не чувство вины.
- В формировании агрессивного поведения ведущую роль играет негативное влияние журналов, газет, Интернета, компьютерных игр, телевизора. Слишком много фильмов, мультфильмов, статей, сайтов, компьютерных игр, основным содержанием которых являются жестокость, насилие, криминал.
- Семья, в которой живёт и воспитывается подросток, также может стать причиной агрессии подростка. Непонимание в семье, оскорбления, эмоциональное непринятие ребёнка, гиперопека, излишняя избалованность ребёнка, отсутствие эмоциональности в детско-родительских отношениях создают почву для агрессивного поведения. Наблюдая за агрессией, ребёнок невольно начинает подражать образцам такого поведения, а в будущем начнёт их воспроизводить.
Детско-родительские отношение - это вообще особая тема разговора. Тем не менее, мы решили затронуть её именно сейчас, говоря о подростковых проблемах. Ведь в этот период, отношения с родителями крайне противоречивы:
- с одной стороны у подростка есть потребность в любви, внимании, поддержке со стороны родителей;
- с другой - потребность в эмансипации (освобождении от опеки, контроля);
- а с третьей - стремление к равноправным отношениям (равенство в правах при разных обязанностях, потребность в самостоятельности).
Большое влияние на степень выраженности агрессии оказывают отношения в семье, особенно в родительской паре. Если у родителей отношения конфликтные, а уж тем более предразводные или в состоянии развода, словом, неустойчивые, то такие отношения усиливают психологическую «неустойчивость» подростка.
В ситуации, когда в родительской паре происходят конфликты, дети растут с чувством незащищенности. Тревога, чувство вины, агрессивные вспышки — это симптомы беззащитности, отсутствия внутренней опоры.
Большое влияние на формирование агрессии оказывает так называемый «стиль воспитания» — по сути, это набор семейных правил и родительских требований, к которым должен приспосабливаться ребенок.
По стилю воспитания семьи делятся на:
- авторитарные (в этих семьях дети находятся в жестком подчинении у взрослых, их мнения и желания не учитываются).
- принимающие или демократические (в этих семьях важно мнение и желание каждого её члена, решения которые принимают взрослые, а также родительские запреты понятны детям).
- непоследовательные (в этих семьях запреты, наложенные родителями работают недолго, и обещания, которые дают родители не выполняются).
- попустительские (в этих семьях ребенок растет как без родительского «глаза», сам по себе)
Самый высокий уровень агрессии формируется у детей из семей с непоследовательным типом воспитания, т.к. у детей нет чувства стабильной опоры и защищенности.
На втором месте подростки из семьи с авторитарным типом воспитания, там, где ребенок или подросток не надеется быть услышанным, понятым, а значит быть значимым для самых близких людей.
4. Употребление алкоголя и наркотиков также могут привести к агрессивному поведению. В алкогольном и наркотическом опьянении подросток раскрепощён и не до конца понимает, что делает.
5. На появление агрессии влияет специфичность окружающей обстановки и состояние самого общества. Так, повышенный уровень шумов и радиации, неблагоприятная экология, переизбыток информации создают предпосылки к агрессивному поведению. А экономические кризисы, неурегулированные законы вместе с ощущением раздражения и безнадёжности способны вызвать у подростка чувство протеста и желание выразить этот протест в виде агрессии.
Агрессивного ребенка очень трудно понять и принять со всей его грубостью и ершистостью. Однако он нуждается в поддержке и любви не меньше, чем любой другой ребенок. Ему самому не удобно с собой. Это внутреннее напряжение находит выход в виде вспышек агрессии.
Появившаяся раздражительность и агрессивность подростка, является одной из очень часто встречающихся причин обращения родителей к школьному психологу. Например, родители говорят: «Он перестал учиться, в оценках скатился до «3» и «2»; стал агрессивным и вспыльчивым: учителя жалуются на плохое поведение на уроках, на его агрессивные реакции на замечания; уроки делать не хочет, дома тоже отказывается от выполнения каких либо обязанностей, и т.д.)
Что здесь можно сказать? Ситуация эта конечно довольно типична, но не менее болезненна от этого. Родителям необходимо понимать, что ребенок проходит очередной возрастной кризис. Он становится взрослым. И все его поведение как бы кричит: ««Меня никто не понимает, мир устроен не правильно, я – один. И вместо того, чтобы помочь мне, все равнодушно меня воспитывают».
Что такое возрастной кризис? Если очень грубо – это невозможность сопоставить то новое, что приходит в жизнь, с тем привычным и старым, что дает чувствовать себя защищенным.
Родным, участвующим в жизни подростка очень тяжело, но подростковый возраст труднее всего переносится самими подростками. Очень тяжело быть одновременно ребенком и взрослым.
Хочется независимости и права принимать решения. В то же время хочется, чтобы пожалели и поняли. Но показать это – «проявить слабость», так они считают.
Он мучается от собственных противоречий, от собственного несовершенства, он злится в первую очередь на себя, а выплескивает эту злость на все что видит. Понимает, что не прав, и злится еще больше.
Дело не в том, что он вдруг из послушного ребенка стал таким плохим. Он растерян, потерян и очень недоволен собой. А впереди уже маячит взрослая самостоятельная жизнь, она с одной стороны притягивает, а с другой - дико страшно.
С подростком ни в коем случае нельзя воевать. Или он чувствует, что Вы – рядом, что Вы принимаете его, Вы на его стороне, или, если он чувствует Вас «напротив», «в чужом лагере» - это постоянные конфликты, угрозы и шантаж.
Его сейчас не интересует Ваш взгляд на жизнь и на его поведение. Ему важнее, чтобы Вы поняли его взгляд.
Ему не нужно, чтобы Вы говорили. Ему нужно, чтобы Вы выслушали.
Он не воспринимает сейчас опыт взрослых, он приобретает свой опыт – на своих шишках и ссадинах.
Ваша позиция должна быть сопричастной, сострадательной, но достаточно невмешательной (конечно, если это не касается криминала, наркотиков и т.д.)
То, что у него сейчас двойки и тройки, это огорчает Вас, но для него сейчас главное – не это. Много людей плохо учатся, а потом нагоняют и перегоняют других в институте или уже во взрослой жизни. Это дело интереса – встретит он свое любимое дело или нет.
Сейчас самое важное – его самооценка и уверенность, что чтобы не случилось – у него есть дом и люди, которые его защитят.
Очень хорошо, если у Вас с ребенком доверительные отношения. Потому, что обычно в этом возрасте авторитет родителей сводится к нулю. Самый оптимальный вариант, когда рядом с ним есть кто-то старше лет на 10, еще помнящий свои переживания, но уже достигший чего-то в жизни. К таким людям подростки очень охотно прислушиваются.
Что же следует делать родителям?
В первую очередь не надо его критиковать, указывать, что он не прав. Он и сам это знает. Он и сам собой не доволен, а если это усугубляется Вами, то ему становится совсем плохо.
Не давите на него с учебой. Пусть сам разбирается. Пусть сам почувствует ответственность (а он ее почувствует). Я знаю людей (да и Вы тоже), которые не закончив в свое время школу, сейчас являются известными высококлассными специалистами. Все будет в свое время. Сейчас самое главное, чтобы он верил в себя и знал, что Вы верите в него.
Очень хорошо действует, если подростков привлекать к какой-то деятельности (конечно, если он в ней заинтересован), давая ощущение, что без него ничего не получится. (Это может быть все что угодно – ремонт машин, сборка компьютера, кулинария, спортивные секции и т.д.) Дайте ему почувствовать себя значимым и важным – Вы удивитесь, какой будет результат,
если Вы сможете поддержать в нем самоуважение, Вы откроете ему самую важную дверь в жизни.
Остается только надеяться, что родители сумеют найти подход к своему ребенку, который пытается доказать всем, что он уже вырос. Только любовью, пониманием и уважением можно нейтрализовать излишнюю тревожность и агрессивность у подростка и помочь ему преодолеть этот сложнейший период в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте
В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем случае он взывает о пом...
Проблемы подросткового возраста
Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости. Важным новообразованием этого возраста является формирование своеобразного чувства взрослости, выраж...
Анализ теории социальной адаптации и дезадаптации в подростковом возрасте в образовательном учреждении
В предоставленной статье теория адаптации и дезадаптации отклоняющегося поведения подростков; целостно раскрыта сущность отклонений сознания и поведения подростков; разработаны критерии проявления дев...
Тема: «Агрессия подросткового возраста».
Конструктивное взаимодействие с родителями:«Школа семейного воспитания». Психологическое просвещение родителей о причинах и особенностях агрессивного поведения детей подросткового возраста...
Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше»
Классный час на тему: «Психологические проблемы подросткового возраста» или «Как узнать себя лучше» поможет помочь выявить и обсудить основные проблемы, переживаемые подростками, показать некото...
Нравственное воспитание учащихся подросткового возраста
Статья о нравственном воспитании...
Презентация по теме "Агрессия. Виды агрессии"
Презентация по теме "Агрессия. Виды агрессии"...