«Неделя психологии» в МБОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ».
методическая разработка

Авдеева Светлана Александровна

«Неделя психологии» - система запланированных мероприятий, в рамках которой на протяжении нескольких дней реализуется деятельность по психологическому просвещению и психопрофилактике участников образовательных отношений, а также мероприятия, обеспечивающие формирование стрессоустойчивости у детей и подростков, способствующих психологическому настрою и позитивной мотивации обучающихся.

В мероприятиях «Недели психологии» имели возможность принять участие обучающиеся, их родители и педагоги школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_3.docx34.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Неделя психологии» в МБОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ».

В период с 18 по 22 ноября 2024 г. в нашей школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья был проведен цикл мероприятий в рамках «Недели психологии».

«Неделя психологии» - система запланированных мероприятий, в рамках которой на протяжении нескольких дней реализуется деятельность по психологическому просвещению и психопрофилактике участников образовательных отношений, а также мероприятия, обеспечивающие формирование стрессоустойчивости у детей и подростков, способствующих психологическому настрою и позитивной мотивации обучающихся.

В мероприятиях «Недели психологии» имели возможность принять участие обучающиеся, их родители и педагоги школы.

При организации работы с учащимися с ОВЗ я стремилась, чтобы каждое мероприятие вызывало у наших детей положительные эмоции, заинтересовывало и настраивало на дальнейшую работу. Я стремилась к тому, чтобы родители, педагоги и дети, входя в здание школы, сразу чувствовали необычную атмосферу «Недели психологии».

Цели проведения в школе «Недели психологии»:

-создание в образовательном учреждении условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся,

-создание условий для формирования и поддержания устойчивых дружеских отношений на основе принятия и взаимоуважения,

-содействие духовно – нравственному развитию и воспитанию личности, поддержание психологически безопасной образовательной среды.

Из целей сформулированы задачи: 

  1. Повысить психологическую компетентность участников образовательных отношений.
  2. Создать благоприятный психологический климат в МБОУ «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
  3. Организовать мероприятия, направленные на формирование у школьников стрессоустойчивости, навыков саморегуляции в процессе разрешения конфликтов, на развитие навыков правильного общения.

Использованы следующие формы проведения:

- Конкурс рисунков;

- Викторины

- Психологические игры;

- Психологический час с элементами тренинга;

- Психологические акции и др.

 

Понедельник 18 ноября.

Девиз дня: «Чем больше в душе солнца, тем ярче жизнь вокруг»

  1. Открытие «Недели психологии».

  «Неделя психологии» началась с информирования. В актовом зале заранее был оформлен стенд, на котором находился план «Недели психологии».

  1.  Игра «Следопыт» среди 5-9 классов.

  Психологическая игра «Следопыт» прошла довольно живо, массово и весело. Она весьма уместно поддержала праздничный настрой обучающихся и педагогов вначале недели. Психологическая игра создала в школе определенный настрой, школа стала единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками. После проведения игры, у ребят остались самые приятные и радостные впечатления. Классы, давшие наибольшее число правильных ответов отмечены дипломами.

Вторник 19 ноября

Девиз дня: «С улыбки начинается день»

Этот день был насыщен разнообразными акциями, которые очень нравятся детям, вызывая у них море положительных эмоций.

  1. Акция «Дружные ладошки Добрых Дел».

В 5-6 классах прошла акция под названием «Дружные ладошки Добрых Дел». Каждый ребенок обвел свою ладошку и написал доброе дело, которое он сделал. Мы с ребятами собрали все ладошки, вырезали их. После чего яркие ладошки с добрыми делами были вывешены в актовом зале школы.

  1. Акция «Дерево пожеланий» среди 7- 9 классов. Вместе с ребятами мы создали свое дерево с пожеланиями школе, педагогам, родителям, друзьям и запечатлели все в виде презентации.

Эта акция позволила создать благоприятный климат в школе и поднять настроение нашим ученикам, поделиться своей улыбкой и добром.

  1. Завершился второй день «Недели психологии» беседой с педагогами школы на тему «Как воспитывать родителей или новый нестандартный ребенок»

 Я постаралась ответить на все интересующие педагогов вопросы и дала рекомендации по воспитанию и обучению детей с ОВЗ.

Среда 19 апреля

Девиз дня: «Доброта — это то, что может услышать глухой

и увидеть слепой»

Третий день «Недели психологии» прошел также очень увлекательно и насыщенно.

  1. Начался день с творческой игры «Рукавички»

Цель игры: воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Дети в паре должны раскрасить рукавички, чтобы они были похожи.

2. Развлекательно-познавательная викторина «Умники и умницы» среди обучающихся 5-9 классов

 Игра прошла на одном дыхании. Ребята с удовольствием и азартом разгадывали ребусы, загадки, шифровки и многие другие интересные задания на развитие познавательных процессов. Все участники получили сладкий приз.

3. День завершился родительским лекторием «Знаю ли я своего ребенка». Родителям обучающихся даны рекомендации по установлению доверительных взаимоотношений с ребенком, предоставлены памятки и буклеты.

Четверг 20 апреля

Девиз дня: «Давайте жить дружно!»

1. В этот день во всех классных коллективах нашей школы прошел урок дружбы

Цели: обогащение духовного мира обучающегося, освоение навыков эффективного общения, сотрудничества с другими людьми, умения жить среди людей.

На мероприятии дети вспоминали литературных героев, продолжали пословицы о доброте, составляли цветные пазлы. Вместе обсудили, какая доброта истинная, а какая ложная, а в заключение писали друг другу пожелания.

2. По сплочению классного коллектива было проведено тренинговое занятие «Класс глазами каждого» Цель: сплочение классного коллектива и построение эффективного взаимодействия учащихся друг с другом. Создание благоприятного психологического климата.

Дети весело и охотно выполнили все задания (рисовали фотографию класса, играли, отвечали на вопросы педагога-психолога на тему классного коллектива) итогом занятия был отдых под релаксационную музыку.

Четвертый день «Недели психологии» завершился родительским лекторием «Вместе мы семья». Родителям обучающихся даны рекомендации по воспитанию подростков, как правильно с ними общаться, предоставлены памятки.

Пятница 21 апреля

Девиз дня: «Я в мире, мир во мне»

Этот день был заключительным днем «Недели психологии», и хотелось провести его так, чтобы он запомнился надолго. Поэтому были запланированы мероприятия яркие, впечатляющие и запоминающиеся.

  1. Информационно – тренинговое занятие «Мир профессий», которое прошло в 8-9-х классах.

 На этом мероприятии я хотела бы остановиться поподробнее.

   При планировании занятия я учитывала возрастные особенности детей с ОВЗ (14-16лет), выстраивалось занятие с опорой на имеющиеся у детей знания.

  В начале занятия для сплочения группы и поднятия эмоционального настроя   использовалось релаксационное упражнение «Искорка» (Детям предлагалось встать в круг, взяться за руки, далее по кругу дарить друг другу по очереди самые невообразимые подарки. При этом соблюдалось условие: в начале каждой реплики обязательно звучит благодарность, например, «Спасибо, Наташа, за …, а я дарю Кристине …» (Примеры подарков: вечный праздник, молодильное яблоко, земной шар, остров сокровищ и др.)

 Затем ребятам было предложено задание: из нескольких букв, которые были расположены в хаотичном порядке на интерактивной доске, угадать страну, в которой они должны побывать. Почти все справились с этим заданием и назвали страну - «мир профессий»

 Далее каждый обучающийся получил билет с маршрутом путешествия, во время которого они встретились с различными препятствиями, преодолев которые смогли вспомнить то, что уже знают о профессиях, а также узнали что – то новое.

 И первое, где побывали ребята - это проспект «Знатоки пословиц и поговорок»

Здесь ребятам предлагалось пройти задание, которое заключалось в том, чтобы закончить пословицу (поговорку) о труде. Дано начало пословиц и поговорок о труде, а дети должны из предложенных вариантов ответов выбрать их окончание. (на интерактивной доске были расположены с одной стороны начало пословиц и поговорок, а с другой стороны располагались окончания этих пословиц. Для этого задания я воспользовалась сервисом LearningApps, этот сервис позволяет удобно и легко создавать электронные интерактивные упражнения, которые очень нравятся детям)

  Хочется отметить, что тяжеловато было это задание для моих обучающихся, т.к. у детей с ОВЗ низкая познавательная активность и ограниченный словарный запас, некоторые не знали, что обозначает то или иное слово или вообще не слышали о таких поговорках. Значит, на будущее, для успешного выполнения такого рода заданий, необходимо предварительно проводить занятия, направленные на знакомство с новыми словами.

  После чего мои старшеклассники попали на улицу под названием «Отгадай профессию».  Обучающимся нужно было назвать профессии: самые модные, самые забытые, самые отважные, профессии, которые всегда нужны. Дети, с моей помощью, справились с заданием, подбирая подходящие профессии к каждой группе.

  На бульваре «Имя-профессия» ребята по очереди называли свое имя и на первую букву имени-профессию, следующий ученик называл имя, предшествующего учащегося и профессию, по такому же принципу.

  Затем у нас с ребятами было обсуждение по теме тренингового занятия. Мы поговорили в каком образовательном учреждении они могут продолжить свое обучение и какие профессии доступны им при обучении, кто уже определился с выбором профессии и где они могут получить информацию о профессиях.

  Учитывая, что для ребенка с ОВЗ характерна повышенная утомляемость, они быстро становятся вялыми, раздражительными, с трудом сосредотачиваются на задании, а у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство, я провела с ними релаксационную игру «Дерево» (Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол – тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки – свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шевелятся», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы -  прекрасное могучее дерево, вы уверенны в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится!) После релаксации все дети чувствовали себя спокойно, мышечное напряжение было снято.

   По плану занятия наступило время для "Дерева возможностей детей с ОВЗ". На экране детям была показана информационная картинка. Здесь мы обсудили с ними схему их дальнейшей жизни в виде дерева.

  На переулке «Мой тип профессии» ребятам было предложено пройти онлайн тест определение типа профессии: профориентационный тест Климова. Все обучающиеся с интересом проходили тест, а затем обсуждали его результаты.

  В завершении нашего тренингового занятия, вместе с детьми были подведены итоги и вынесен главный итог: какую бы профессию каждый из них не выбрал, им всегда пригодятся знания, полученные в школе.

 Хочется отметить, что на протяжении всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, почти всегда справлялись с заданиями. Темп занятия был оптимальным, дети с поставленными задачами справились. Эмоциональное состояние детей оставалось положительным на протяжении всего занятия, даже тогда, когда что-то получалось не так.

  1. В течение недели дети писали «Письмо психологу». Эта акция направлена на психологическую разгрузку, развитие умения на письме выражать свои мысли и чувства. Создалось доверительное пространство для общения между учащимися и педагогом-психологом.
  2. Завершилась «Неделя психологии» психологическими играми «Весёлые переменки».

Цель - активный отдых во время перемены; психологическая и эмоциональная разрядка; переключение внимания, профилактика утомления; снижение зрительного напряжения; создание условий для укрепления здоровья и разностороннего развития детей; обогащение двигательного опыта; формирование у учащихся с ОВЗ устойчивой потребности в занятиях физической культурой и спортом, воспитание нравственных и волевых качеств.

Эти игры поставили позитивную запоминающуюся точку в цикле мероприятий в рамках «Недели психологии».

ВЫВОДЫ

 Все мероприятия прошли живо, с хорошей активностью, с высоким познавательным интересом. В рамках проведения «Недели психологии» была организована просветительская, профилактическая и методическая работа. Несомненным достижением можно считать то, что обучающиеся, принимая участие в мероприятиях «Недели психологии», получили позитивные эмоции, а для наших детей с ОВЗ это самое важное! Все участники образовательного процесса школы выразили свое желание о необходимости проведения «Недели психологии» как можно чаще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Неделя психологии в школе"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Методическая разработка «Неделя психологии в школе»...

Неделя психологии в школе

Целями данного мероприятия являлись:1.       Расширение и углубление знаний учащихся относительно предмета психологии и развитие интереса к нему.2....

Неделя психологии

наше участие в Неделе психологии...

"Неделя психологии в колледже"

Предметные недели давно стали одной из традиций жизни каждого колледжа. Но не только математика, русский язык или история становятся центром внимания в такие недели, но и те области знаний, оценки за ...

Неделя психологии в колледже Московия ОСП Львовское

в данной презентации вы можете увидеть,как проходила первая "неделя психологии" в нашем колледже...

План воспитательной работы МБОУ "Школа-гимназия"

Данный материал содержит планы воспитательной работы МБОУ  "Школа-гимназия" за 4 года, а также справку по проверке состояния ученического самоуправления в классных коллективах 6-10 клас...

План проведения недели психологии

План проведения недели психологии...