Технология преодоления нарушений слоговой структуры у детей
материал
В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный.
О важности использования технологии преодоления нарушений слоговой структуры у детей говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
Цель: Раннее выявление речевой патологии, своевременная коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в рамках логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Использование технологии преодоления нарушений слоговой структуры у детей будет успешной при условии решения следующих задач:
- Развивать и совершенствовать слуховое восприятие.
- Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.
- Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической структуры слов родного языка.
- Учит воспроизводить слова простого и сложного слогового состава.
- Развивать и совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
- Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
- Активизировать и обобщать словарный запас.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_preodoleniya_narusheniy_slogovoy_struktury_u_detey.docx | 91.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №9 им. Маршала Жукова Г.К.»
Технология преодоления нарушений слоговой структуры у детей.
. (Т.А. Ткаченко, С.Е. Большакова)
Учитель-логопед:
Скаткова О.А.
г. Ногинск, Богородский г.о.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У ДЕТЕЙ.
Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению.
Овладение речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создает необходимые условия для развития раз личных форм деятельности и участия в коллективном труде.
Известно, что основными функциями речи являются коммуникативная, обобщающая и регулирующая. Коммуникативная и обобщающая функции речи формируются в тесном единстве: с помощью речи человек не только получает новую информацию, но и усваивает ее. Вместе с тем речь является и средством регуляции высших психических функций человека. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению.
Становление регулирующей функции речи приводит к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития. Это следует учитывать при проведении коррекционной логопедической работы.
Для воспитания полноценной личности нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Важно, чтобы дети как можно раньше овладели родной речью, говорили правильно, четко, выразительно. В семье малыша понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если речь его несовершенна. Однако постепенно расширяется круг связей ребенка с окружающим миром; очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники, и взрослые.
Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи с поступлением ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится широко пользоваться речью: отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух и недостатки речи обнаруживаются очень скоро. Особенно необходимым для ребенка становится правильное произношение звуков и слов тогда, когда он начинает овладевать грамотой. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с дефектами фонетической стороны речи.
Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников.
Актуальность. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место, а процесс ее формирования, по словам некоторых исследователей (И.А.Сикорский, Н.И.Гвоздев и другие), следует выделять из процесса усвоения звуковой стороны речи как самостоятельный.
О важности использования технологии преодоления нарушений слоговой структуры у детей говорит тот факт, что усвоение слоговой структуры речи является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе. Овладение грамотой - это основа образовательного процесса ребенка, а нарушения слоговой структуры речи существенно задерживают его, часто являясь причиной возникающих здесь затруднений.
Цель: Раннее выявление речевой патологии, своевременная коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР в рамках логопедической работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова.
Использование технологии преодоления нарушений слоговой структуры у детей будет успешной при условии решения следующих задач:
- Развивать и совершенствовать слуховое восприятие.
- Развивать и совершенствовать речедвигательные навыки.
- Развивать и совершенствовать навыки усвоения ритмической структуры слов родного языка.
- Учит воспроизводить слова простого и сложного слогового состава.
- Развивать и совершенствовать навыки звукового и слогового анализа слов.
- Развивать и совершенствовать зрительное и слуховое внимание, память, мышление.
- Активизировать и обобщать словарный запас.
Усвоение слогового состава слова в онтогенезе.
Некоторые авторы (А.Н. Гвоздев, И.А. Сикорский, Н.Х. Сивачкин,
Б. Китерман) указывают на необходимость выделять внутри фонетической стороны речи особый процесс усвоения слоговой структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.
И.А. Сикорский приводит факты из своих наблюдений, свидетельствующие о возможности усвоения отдельными детьми преимущественно звуковой или слоговой характеристики речи. Всех детей второго года жизни он подразделил на два типа. У детей так называемого слогового напряжения речь кажется бойкой, так как развитие общения словами начинается с отработки точной ритмической структуры слов. При этом звуковой состав ритмических структур остается очень приблизительным. По выражению автора ребенок произносит "скелет" нужного слова по его слоговой структуре, по ударению: "титити" (кирпичи), "ниника" (взгляни-ка).
По-видимому, в развитии речи этих детей явный перевес имеет формирование ритмических слоговых структур русской речи под управляющим влиянием соответствующих гностических слуховых обобщений. Иначе говоря, формирующиеся двигательные навыки являются навыками кинетического артикуляционного праксиса, что обеспечивается функциональными интеграциями премоторной коры доминантного полушария.
Речь здоровых детей второго типа (так называемого звукового направления) производит впечатление беспомощной. Они пренебрегают ритмикой речи и сосредоточивают свое внимание на правильном произнесении звуков одного из слогов, представляющего в речи ребенка целиком все слово. Первые из употребляемых для обозначения слов слоги состоят из согласного и гласного звуков или только из гласного, причем вначале они неясны и неотчетливы. Правильная артикуляция звуков достигается постепенно, в процессе тренировки своего произнесения под контролем слуха.
А.Н. Гвоздев рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При овладении слоговой структурой ребенок научается воспроизводить слоги слова в порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется первый безударный слог и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и в этом смысле судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой структуры.
В 1 год 3 месяца, наряду со словами «пе» (печенье), «ка» (шкаф), «ти» (очки), «пи» (пить) у детей можно отметить слова типа «апа» (папа), «ади» (радио), «бата» (пожалуйста), «буду», состоящие из разных открытых слогов. В 1 год 6 месяцев появляются двусложные слова с закрытым слогом, как, например, губка, в то же время трехсложные слова дети сокращают на двусложные: «копка» (коробка), «деить» (делает), «гая» (другая)
Двусложные слова со стечением согласных возникают несколько позднее. В 1 год 11 месяцев дети могут произносить «тина» вместо стена, но уже в 2 года появляются слова: хвостик, спинка, «гваски» (глазки).
В этом периоде проявляется довольно определенная зависимость, имеющаяся между произношением отдельных звуков и уровнем структуры слова. Об этой зависимости свидетельствует тот факт, что дети очень рано обнаруживают способность пользоваться многими звуками (или их субститутами), но только в пределах двусложных слов или односложных, сосуществующих с ними. Те же звуки в трех или многосложных словах произносятся невнятно. "Схематичность описываемого процесса, – говорил Сикорский, – доходит до того, что ребенок сочиняет совершенно тождественные по звуковому составу слова, но разнящиеся между собой только ударением, например, слово бисквиты называла «татити», кирпичи – «атити». "Следует знать, – пишет М. Зееман, что музыкальные элементы речи функционально подвижны и заложены главным образом в аффективных началах речи. Это более важная функция, чем произношение, поэтому музыкальное строение слова для ребенка, начинающего говорить, имеет большее значение, чем фонетическое строение. Когда ребенок еще не может правильно расчленять слово, он схватывает его музыкальный состав и подражает, хотя и косноязычно, но музыкально правильно".
На следующей ступени происходит интенсивное развертывание тех тенденций развития, которые ранее лишь намечались.
Если для предыдущих месяцев было типичным пользование двусложными словами и лишь контурами двусложных слов, то теперь и такие слова становятся доступными достаточно внятному произношению. Вот пример первых трехсложных слов. В 1 год 9 месяцев ребенок произносит: «агыда» (ягода), «кассета» (конфета), «масина» (машина). Для этого периода характерны сокращения четырехсложных слов до трехсложных. Так, в 1 год 9 месяцев дети слово коробочка произносят «кобика», рубашечка – «батика». Как видно, при необходимости употребить четырехсложное слово происходит сокращение до трехсложных структур и вместе с тем утрата четкости звукового состава слова. Там, где сохраняется четырехсложная и многосложная структура, стирается звуковой состав слов.
Усвоение трехсложных структур также проходит ряд ступеней. Вначале ребенок начинает пользоваться открытыми прямыми слогами, и лишь позже появляются трехсложные слова со стечением согласных, с закрытыми слогами («кастюля» – кастрюля: 2 года 6 месяцев).
На следующем этапе развитие речи протекает с еще большей интенсивностью. Благоприятные условия для расширения активной речи создаются появлением способности к воспроизведению четырехсложных и многосложных структур. У детей в двухлетнем возрасте уменьшается число сокращений четырехсложных структур до трехсложных. В этом периоде они произносят: «волетики» (волосики), «битинитьки» (ботиночки), «матыськами» (с мальчишками).
К 3−4 годам оказываются преодоленными все трудности, связанные с произношением различных звуковых сочетаний. Вот примеры слов, произносимых детьми в этом возрасте: поворачивалась, учительница, пластмассовый. На этом уровне почти завершается процесс усвоения правильного произношения звуков.
В случаях речевой патологии данные возрастные нарушения к трем годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер.
Механизмы и типы нарушений слоговой структуры слова
Отклонения в воспроизведении слогового состава слова могут проявляться следующим образом:
1. Нарушение количества слогов:
− элизии – сокращение (пропуск) слога: «моток» – молоток;
− опускание слогообразующей гласной: «пинино» – пианино;
− увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «команата» – комната.
2. Нарушение последовательности слогов в слове:
− перестановка слогов: «деворе» – дерево,
− перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» – бегемот.
3. Искажение структуры отдельного слога:
− сокращение стечений согласных: «тул» – стул,
− вставки согласных в слог: «лимонт» – лимон.
4. Уподобление слогов: «кокосы» – абрикосы.
#1055;ерсеверации (циклическое повторение, настойчивое воспроизведение): «били…били…билитекарь» – библиотекарь.
6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» – ананасы.
7. Контаминации (смешение элементов слов): «в холодильнице» – в холодильнике и хлебнице.
В качестве причин нарушения слоговой структуры слова Гвоздев А.Н. , Швачкин Н.Х. выделяли следующие:
- сравнительная сила слогов (чаще всего ребенок произносит ударные и первые слоги в словах);
- состояние слухового восприятия;
- уровень артикуляционной моторики;
Данные причины следует учитывать в диагностике, а в дальнейшем опираться на них в коррекционной работе.
Классификация А.К.Марковой
А.К.Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование ударных и безударных слогов различной степени сложности и имеет четыре параметра:
- ударность,
- количество слогов,
- линейная последовательность слогов,
- модель самого слога.
Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по А.К.Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов.
Типы слов (по А.К.Марковой)
1 класс – двусложные слова из открытых слогов (ива, дети).
2 класс – трёхсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
3 класс – односложные слова (дом, мак).
4 класс – двусложные слова с одним закрытым слогом (диван, мебель).
5 класс – двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
6 класс – двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (компот, тюльпан).
7 класс – трёхсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон).
8 класс – трёхсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
9 класс – трёхсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
(ягнёнок, половник).
10 класс – трёхсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрёшка). 11 класс – односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
12 класс – односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
13 класс – двусложные слова с двумя стечениями согласных (плётка, кнопка).
14 класс – четырёхсложные слова из открытых слогов (черепаха, пианино).
Кроме слов, входящих в состав 14 классов оценивается произношение и более сложных слов: “кинотеатр”, “милиционер”, “учительница”, “термометр”, “аквалангист”, “путешественник” и т.п.
Также исследуется возможность воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов).
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как только ребенок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова (например, мотоциклист, парикмахерская). Дети школьного возраста часто сознательно избегают употребления в спонтанной речи наиболее труднопроизносимых для них слов, пытаясь тем самым скрыть свой дефект от окружающих.
Нарушение слоговой структуры слов представляет значительную сложность для логопедической работы. Недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии, а также вызывает появление так называемых вторичных психических наслоений, связанных с более или менее болезненным переживанием этих явлений, о чем свидетельствует повседневная логопедическая практика.
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению данного нарушения всегда предшествует обследование ребенка.
Обследование состояния слоговой структуры слов проводится по традиционной схеме с обязательным учетом общего уровня речевого развития ребенка, его интеллектуальных возможностей и возраста. Следует отметить, что логопедическое обследование ребенка с любой речевой патологией обязательно включает раздел «Состояние слоговой структуры слов».
Методика обследования состояния слоговой структуры слов.
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов; слова со стечением согласных в начале, середине и в конце слова. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок (предметных и сюжетных).
Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за логопедом слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.
Детям 4, 5 лет предлагаются различные типы слов: простые из открытых слогов без стечения согласных; более сложные из 4 - 5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: дом, каша, снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.
Виды работ должны варьироваться:
- назвать предметные картинки;
- повторить слова за логопедом;
- ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).
Если у ребенка выявляются трудности в воспроизведении слоговой структуры слова, его звуконаполняемости, то предлагается:
- повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных звуков (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка-ма); из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (па-по-пу); из одинаковых гласных и согласных звуков, но с разным ударением (па-па-па, па-па па, па-па-па);
- отстучать ритмический рисунок слова.
После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:
Водопроводчик чинил водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
В аквариуме плавают разноцветные рыбки.
Строители работают на строительстве высотного дома.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.
Таким образом, в ходе обследования учитель-логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки, которые до пускает ребенок в устной и письменной речи (нарушение количества и последовательности слогов в 2 ,5-сложных словах, в словах со стечением согласных, замена слогов и т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с которого следует начинать коррекционные упражнения.
Методика коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слов.
Формирование фонетической системы речи у детей нарушениями речи может идти по-разному: у одних детей трудности вызывает преимущественно усвоение произнесения звуков при сохранной слоговой структуре слов, у других наблюдается как затруднение усвоения звуков, так и недоразвитие слоговой структуры слова. При этом уровни недоразвития лексико-грамматического и фонематического компонентов речи этих групп детей, как правило, различны.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков. В коррекционной работе можно выделить два этапа:
- Подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка);
- Коррекционный (работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребенка).
Подготовительный этап
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан?).
2. Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.
Виды заданий следующие:
- Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на карточке);
- Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем сложный);
- Сравнение ритмов: !-!!; !!-!!-!;
- Узнавание ритмов и соотнесение их с определенным ритмическим рисунком, записанным символами;
- Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному рисунку;
- Задания с использованием ударения для выделения части ритмического рисунка: !!!; !!!!!;
- Произвольное воспроизведение ритма ребенком с после дующей записью ритмического рисунка символами;
- Воспроизведение долгих звуков (дудка, губная гармошка символ «-») и коротких (барабан, бубен символ «+»).
Ритмический рисунок может быть следующим: --++, ++-+-- и т.д.
3. Формирование общей координации движений под ритмическую музыку: маршировка, легкий бег, ходьба.
Примечание. Данные виды работ можно проводить и на музыкальных занятиях, и на логоритмике, если коррекция осуществляется в условиях логопедического дошкольного образовательного учреждения.
4. Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
5. Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой руки и т.д.).
Виды работ и способы предъявления задания выбираются с учетом возраста, интеллектуального и речевого раз вития ребенка.
Работа на вербальном материале
Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звуко-слоговым рядом можно рекомендовать создание дидактических игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре уточняются и закрепляются понятия: первый последний, начало середина конец, между за перед после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? И т.д.).
Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается отхлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да), слоги с разными звуками (ма-па, па-ма), закрытые и обратные слоги (пап-ап).
Коррекционный этап
Коррекционная работа проводится на вербальном материале и состоит из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводится «включению в работу» помимо речевого анализатора также слухового, зрительного и тактильного.
Уровень гласных звуков
Детям предлагаются следующие задания:
- Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;
- Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;
- Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты): А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;
- Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;
- Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом;
- Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.
Уровень слогов
Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:
- Составление всех возможных слогов из предложенных букв («Кто больше?»);
- Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо один слог);
- Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);
- Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);
- Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
- Наращивание слогов («Скажи на один слог больше, чем я»): са-со...;
- Уменьшение количества слогов («Скажи на один слог меньше, чем я»): са-со-су-сы;
- Чтение цепочек слогов: са-со-су-сы; сы-са-со-су;
- Отстукивание слоговых цепочек путем соприкосновения большого и среднего или большого и указательного пальцев ведущей руки, причем одинаковые слоги отстукиваются теми же пальцами: са-со-со, со-са-со;
- Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
а-са, а-со, а-су, а-сы;
и-са, и-со, и-су, и-сы;
у-со, у-со, у-су, у-сы;
о-са, о-со, о-су, о-сы;
- Запоминание и повторение цепочки слогов: са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са;
- Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных: ста-сто-сту-сты;
о-ста, а-сто, а-сту, а-сты;
и-ста, и-сто, и-сту, и-сты;
о-ста, о-сто, о-сту, о-сты;
у-ста, у-сто, у-сту, у-сты.
В некоторых случаях артикуляционные упражнения можно заменить упражнениями на проговаривание стечений согласных звуков, но в них включаются только те звуки, которые ребенок может правильно произносить.
- Придумать цепочку из стольких слогов, сколько точек выпадет на кубике, записать слоги;
- Придумать слог к схеме: СГ, ГС, СГС, ССГ, ГСС;
- «Скажи наоборот» (игра с мячом): са-ас, тса-аст;
Уровень слова
При отработке слов различной слоговой структуры надо учитывать следующее:
- структура осваиваемых слов расширяется и усложняется за счет уже имеющихся в речи ребенка конструкций;
- формирование слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фразы;
- в наиболее тяжелых случаях работу следует начинать с вызывания или закрепления имеющихся в речи ребенка слов-звукоподражаний. (Особое внимание нужно уделять повторению звукоподражаний, что создает определенные возможности для усвоения слогового ряда, например: ав-ав, мяу-мяу.)
- переход к двусложным словам осуществляется с помощью уже усвоенных простых слоговых конструкций: детям предлагаются двусложные слова типа СГ+СГ с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
- работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не освоенные звуки. Главное не упустить осмысление ребенком значения усваиваемого слова.
Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия и подготовке артикуляционной моторики. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед вводит слова со стечением согласных звуков, но только при условии, что звуки, составляющие эти стечения, уже правильно произносятся детьми. Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков (например, мна-мно-мну-мны). Отработанные стечения согласных звуков затем отрабатываются уже в составе слов, которые обязательно проговариваются деть ми по слогам.
На разных этапах усвоения родного языка виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются. Вначале логопед не требует от ребенка никакого осознанного отношения к слогу как части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно; деление на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слова. Это проговаривание связывается с ритмическим движением ведущей руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов в слове. Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью, в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм слов, например: мама мамина (образование притяжательных прилагательных); Вова Вовочка (образование слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов); белка белки (единственное и множественное число существительных), а также правильному построению фразы. При этом обращается внимание на изменение значения слова в зависимости от его грамматической формы.
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в составе фраз.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры предложен Е. С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками». Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению контура слова:
· Двусложные слова из открытых слогов (вата);
· Трехсложные слова из открытых слогов (машина);
· односложные: слова, представляющие собой закрытый слог (мак);
· двусложные слова с закрытым слогом (лимон);
· двусложные слова со стечением согласных в середине слова (банка);
· двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник);
· трехсложные слова с закрытым слогом (теремок);
· трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (автобус);
· трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка);
· односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (флаг, винт);
· двусложные слова с двумя стечениями согласных (звезда);
· четырехсложные слова из открытых слогов (кукуруза).
Отработка слоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов и других текстов
Как правило, дети с тяжелой речевой патологией не запоминают стихов, тем более состоящих из 4 и более строк. Поэтому с ними следует начинать разучивать двустишия. Заучивание двустиший должно проводиться с обязательной опорой на предметные и сюжетные картинки, игрушки. При заучивании стихов необходимо убедиться в понимании детьми их содержания. Для этого учитель-логопед задает вопросы по картинке. Нередко разучивание стихотворений сопровождается упражнениями, направленными на развитие подражательности и координации речи с движениями. Рекомендуется также проводить подвижные игры, сопровождающиеся речью. Для наилучшего «вхождения» ребенка в роль можно предложить ему соответствующую маску или соответствующий атрибут (например, дудочку).
На данном этапе целесообразно использовать такие стишки, потешки, прибаутки, в которых присутствует многократное звукоподражание; это подготавливает речевой аппарат ребенка к усвоению слогового ряда. Во время занятий с «неговорящими» детьми рекомендуется сопряженное проговаривание рифмованных строк логопедом и ребенком (в пределах речевых возможностей ребенка), чтение стихотворений логопедом и ребенком по ролям. Например:
Учитель-логопед: Гуси! Гуси!
Ребенок: Га-га-га!
Учитель-логопед: Есть хотите?
Ребенок: Да-да-да!
Если ребенок запоминает стихотворную форму из двух строчек, можно расширить объем запоминания до 4-6 строк. Учитель-логопед подбирает литературный материал, исходя из задач данного этапа коррекционной работы. Параллельно ведется работа по уточнению звукопроизношения или автоматизации поставленных звуков на материале разучиваемых стихов, потешек, прибауток.
Речевой материал, рекомендуемый для заучивания на начальном этапе коррекционной работы
Потешки, прибаутки, стихи
1. Та-ра-ра! Та-ра-ра!
Ушли кони со двора!
2. Дон-дон! Дон-дон!
Загорелся кошкин дом!
3. Би-би-би, гудит машина.
Не поеду без бензина!
4. Ква-ква-ква, кричит лягушка.
Ку-ку-ку, кричит кукушка.
5. Ахи-ахи-ахи-ох!
Маша сеяла горох!
6. Наши уточки с утра:
Кря-кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда:
Га-га-га-га!
А индюк среди двора:
Бал-бал, балда-балда!
Наши гуленьки вверху:
Гру-гру!
Наши курочки в окно:
Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет: ку-ка-ре-ку!
7. Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу!
Ку-дах-тах-тах! Снеслась в кустах!
Пи-пи-пи! Воды попить!
Мур-мур-мур! Пугаю кур!
Кра-кра-кра! Завтра дождь с утра!
Му-у! Молока кому?
8. Две собачки очень строго
Нам сказали у порога:
Ав-ав-ав! Гав-гав-гав!
9. Ой, гу-гу-гу-гу-гу-гу!
Не кружитесь на лугу!
10. Белые гуси вышли на луга,
Закричали гуси: «Га-га-га!».
11. Гуси начали опять
По-гусиному кричать:
Га-га-га!
Кошки замурлыкали:
Мур-мур-мур!
Птицы зачирикали:
Чик-чирик!
Лошади заржали:
И-и-и!
Мухи зажужжали:
Ж-ж-ж!
Лягушата квакают:
Ква-ква-ква!
А утята крякают:
Кря-кря-кря!
Поросята хрюкают:
Хрю-хрю-хрю!..
12. Свистнул чижик: «Фью-фью-фью!
Я с утра росинки пью».
13. Тили-тили-тили-тили!
Три козы траву косили!
14. «Га-га-га! гогочет гусь.
Я семьей своей горжусь».
15. Петушок с утра не спит,
Громко-громко он кричит:
«Ку-ка-ре-ку!»
16. Я стройный и красивый,
Я потряхиваю гривой.
И копытами: топ-топ,
А по камню: цок-цок.
(Конь)
17. Цып-цып-цып, цыплятки.
Есть водица в кадке.
Кто меня боится,
Тем не дам водицы.
18. Он кричит: «Ку-ка-ре-ку!»
Солнцу, речке, ветерку.
И летит на всю округу:
«Добрый день, ку-ка-ре-ку!»
#1042;о дворе стоит забор.
На забор полез Егор.
«Куд-ку-да! кричит петух.
-Разорвешь все перья в пух!»
20. Сели куры на забор
И пустились в разговор:
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко!
Мы взлетели высоко!»
21. Ай, гу-гу-гу-гу-гу-гу!
Не кружись на лугу!
На лугу-то лужица,
Головушка закружится!
22. У леса на опушке,
Высоко на суку
С утра поет кукушка:
«Ку-ку, ку-ку, ку-ку!»
23. Скок-скок-поскок!
Молодой дроздок!
По водичку пошел,
Молодичку нашел!
24. Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!
Сидит ворон на дубу!
Сидит ворон на дубу
И играет во трубу!
25. Динь-дон! Динь-дон!
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон! Динь-дон!
26. Куд-куда! Куд-куда!
Ну-ка, ну-ка, все сюда!
Быстро к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?!
27. Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох-чох-чох, чу-чу-чу!
Далеко я укачу!
27. Жук, жук, пожужжи,
Где ты прячешься, скажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я на дереве сижу.
29. Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу!
Я на волю улечу!
30. Люли, люли, люли!
Прилетели гули.
Сели на кровать, стали ворковать.
31. Баю-бай, баю-бай.
Ты, собаченька, не лай!
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Упражнения, направленные на развитие подражательности и формирование координации речи с движениями
1. Тук-тук-тук-ток! Бей покрепче, молоток! (Дети имитируют удары молотком.)
2. Мы ручками похлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.
Мы ножками потопаем: топ-топ-топ.
Качаем головой: так-так-так.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы руки подаем и бегаем кругом.
(Дети выполняют соответствующие движения.)
3. Кукла, куколка, бай-бай!
Спи спокойно, засыпай!
(Дети имитируют укачивание куклы.)
4. Мяу-мяу, кот пищит.
У него живот болит.
(Дети поглаживают животики.)
5. Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
Мчится поезд во весь дух!
(Дети встают друг за другом и имитируют движения поезда.)
6. Маленькие ножки шли по дорожке: топ-топ-топ. (Дети топают ногами.)
7. Прыг-скок! Прыг-скок! Вот мой флажок!
(Дети подпрыгивают, а потом «достают» из-за спины «флажок».)
8. Бей в барабан, бей в барабан!
Громче бей в барабан! Тра-та-та! (Дети имитируют игру на барабане.)
9. Вот солдаты идут, вот идут, вот идут!
Ружья на плечах несут, вот несут!
Тра-та-та! (Дети маршируют с «ружьями» на плечах.)
10. Вот охотник в лес идет, он идет, он идет.
Волка серого убьет, он убьет, он убьет.
Пиф-пиф-паф, пиф-пиф-паф! Пиф! Паф! (Дети маршируют и имитируют стрельбу из «ружья».)
Подвижные и хороводные игры
1. Игра «Поезд».
Вагончики зеленые бегут, бегут, бегут.
А круглые колесики все тук, да тук, да тук. (Дети встают друг за другом и имитируют движение поезда.)
2. Игра «Гуси».
Гуси-гуси!
Га-га-га!
Пить хотите?
Да-да-да!
Гуси-гуси, вот вода!
Га-га-га! Га-га-га!
Так бегите все сюда! (Дети бегут к водящему.)
3. Игра «Цыплята» (хоровод).
Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней ребятки желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко! Не ходите далеко!
Лапками гребите, зернышки ищите!»
4. Подвижная игра «Лиса и гуси».
Гуси, гуси, я вас съем!
Подожди, лиса, не кушай!
Нашу песенку послушай:
Га-га-га! Га-га-га!
Надоело слушать вас!
Всех я съем сейчас! («Гуси» разбегаются, «лиса» ловит.)
5. Игра «Куры и петух».
Петух: Выходите, курочки, собирайте крошки.
Много здесь есть мушек на моей дорожке.
(Куры крыльями махали: ко-ко-ко!
Куры клювами стучали: ко-ко-ко!)
Кошка: Выйду, выйду на дорожку, мяу, мяу!
Там, где куры ищут крошки, мяу-мяу!
6. Игра «Пастушок».
Раным-рано поутру пастушок:
«Ту-ру-ру-ру!»
А коровки ему в лад затянули:
«Му-му-му».
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молоком.
(Пастух «пасет стадо», «играет в рожок», созывает коров: «Ту-ру-ру!». Коровы ему отвечают: «Му-му-му!»)
В зависимости от этапа коррекционной работы детям можно предложить следующие упражнения.
1. Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, например:
Ша-ша-ша-ша наша Маша хороша.
Жа-жа-жа мы видели ежа.
Ущ-ущ-ущ вырос плющ.
Со-со-со у Сони колесо.
Ос-ос-ос у собаки нос.
Алка-алка у меня палка.
Ирка-ирка у меня дырка.
2. Придумывание чистоговорки на заданный слог: Са-са-са ...
3. Заучивание речевок, выполнение движений в процессе речи.
4. Чтение простых стихов, чистоговорок, предложений, текстов сопряженно со взрослым.
5. Игра «Телеграф»: передать телеграмму: Я иду домой (отстучать ритмическую структуру слов в предложении): ! !! !!; аналогично с использованием ударения: ! !! !!.
6. Пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение: Ко-ко-ко, ко-ко-ко не хо дите далеко.
7. Договорить незаконченные слова в предложениях: На солнышке греется коте.., на него смотрит ще... У мышки детеныш мышо.., а у лисы лисе... (Какой одинаковый слог прибавляется?)
8. Составление предложений со словами сложной слоговой структуры по предметным и сюжетным картинкам.
9. Изменение по падежам слов сложной слоговой структуры: Это кто? Милиционер. Нет кого? Милиционера. Помогу кому? Милиционеру. Вижу кого? Милиционера. Говорю с кем? С милиционером. Говорю о ком? О милиционере.
10. Выбрать из трех слов то, которое подходит для рифмы:
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные...
(перина, подушка, рубашка).
11. Самостоятельно придумать рифму:
Где весною было пусто,
Летом выросла...
(капуста).
Собираем мы в лукошко
Очень крупную...
(картошку).
12. Игра «Подскажи словечко» (для развития у детей чувства рифмы и языкового чутья).
Односложные слова
Ночью темень.
Ночью тишь.
Рыбка, рыбка, где ты ...
(спишь)!
Эй, давай играть в футбол!
Забивай в ворота ...
(гол)!
Доски на гору везем,
Будем строить новый ...
(дом).
Мишка плачет и ревет:
Просит пчел, чтоб дали ...
(мед).
Прилетел из леса жук
И залез на толстый ...
(сук).
Жил в лесу один чудак,
Разводил в лесу он ...
(мак).
Динь-дон, динь-дон!
В переулке ходит ...
(слон).
Десять ночей Айболит
Не ест, не пьет и не ...
(спит).
Вдруг видят: стоит у колес
Огромный взъерошенный ...
(пес).
Для птенцов и для зверят
Тоже нужен детский ...
(сад).
Двусложные слова
Заглянула в дверь коза
Очень грустные ...
(глаза).
По ночам сове не спится,
Ведь сова ночная ...
(птица).
Говорит мартышка мишке:
«Я в гостях была у ...
(мышки).
Солнце светит очень ярко.
Бегемоту стало ...
(жарко).
Как на тоненький ледок
Выпал беленький ...
(снежок).
А слониха, вся дрожа,
Так и села на ...
(ежа).
Не придется старику
В тишине попить ...
(чайку).
Как у нашей дочки
Розовые ...
(щечки).
Не послушал зайка папу
Отдавили зайке ...
(лапу).
Нам темно. Мы просим папу
Нам включить поярче ...
(лампу).
Трехсложные слова
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая ...
(лисица).
На даче в лесу жили разные птицы:
Сороки, стрижи, воробьи и ...
(синицы).
Прицепившись к задней шине,
Мишка едет на ...
(машине).
И шалить без передышки
Целый день могли ...
(мартышки).
Уронила белка шишку,
Шишка стукнула ...
(мартышку).
Стала петь мышонку утка:
Га-га-га, усни, ...
(малютка).
Среди жирных голубей
Скачет тощий ...
(воробей).
Только жив ли петушок,
Золотой наш ...
(гребешок)!
Огуречик, огуречик,
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живет,
Тебе хвостик ...
(отгрызет).
Злая, как волчица,
Жжется, как горчица.
Что это за диво? Это же ...
(крапива).
Четырехсложные слова
А рядом бегемотики
Схватились за ...
(животики).
Елка, елка, елочка
Колкая ...
(иголочка).
И рыщут по дороге
Слоны и ...
(носороги).
На лугу среди букашек
Поднялся переполох
Оттеснил семью ромашек
Великан...
(чертополох).
Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ...
(одуванчик).
17. Проговаривание, заучивание
Скороговорки, рекомендуемые для детей старшего дошкольного
Б, БЬ, П, ПЬ
Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
У быка бела губа была тупа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Рыбы в проруби пруд пруди.
Т, Ть, Д, Дь
На дворе трава, на траве дрова.
От топота копыт пыль по полю летит.
Рододендроны из дендрария.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
К, Кь, Г, Гь
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб:
«Сено граблями, краб, грабь».
У елки иголки колки.
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
Сшит колпак, да не по-колпаковски.
В, ВЬ, Ф, ФЬ
Фараонов фаворит
На сапфир сменял нефрит.
Водовоз вез воду из водопровода.
Верзила Вавила весело ворочал вилами.
Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ
Маланья-болтунья молоко болтала,
выбалтывала, да не выболтала.
Мимозы Мила маме купила.
Раз солгал навек лгуном стал.
Л, ЛЬ, Р, РЬ
Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.
Два дровосека, два дроворуба,
Два дровокола говорили про Ларьку,
Про Варьку, про Ларькину жену.
Лара у Вали играет на рояле.
Тридцать три корабля лавировали,
Лавировали, да не вылавировали.
С, СЬ, 3, ЗЬ
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
По семеро в сани уселись сами.
Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, все в сугроб.
Из кузова в кузов
Шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи, от груза арбузов
Развалился кузов.
С, СЬ, Ш, Ж
Шли сорок мышей, нашли сорок грошей.
Две мыши поплоше нашли по два гроша.
У ежа ежата, у ужа ужата.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Что посеешь, то и пожнешь.
Ч, Щ, Ц
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Расчувствовавшаяся Варвара
Перерасчувствовала расчувствовавшегося Вавилу.
Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.
Молодец против овец, против молодца сам овца.
Список литературы:
- Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей, Спб., 2001.
- Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова, М., 2005.
- Бондарко Л.В. Структура слога и характеристики фонем. Вопросы языкознания. - 2007 - № 1.
- Большакова С.Е. Преодаление нарушений слоговой структуры слова у детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 56с.
- Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. СПб.: Гиппократ, 1995.
- Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка. М., 2008.
- Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи. М., 2005.
- Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961. – с. 59-70
- Правдина О.В. Логопедия. М., 2003.
- Ткаченко Т.А. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М., 2001.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 2001.
Анализ эффективности использования
технологии преодоления нарушений слоговой структуры слова у дошкольников.
Для оценки состояния слоговой структуры слов у детей используются диагностические методики, рекомендуемые А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкого, О.А. Сафоновой, Г.А. Волковой.
Процесс диагностики нарушений слоговой структуры и звуконаполняемости слов включал несколько этапов:
#1048;сследование фонематических процессов.
#1048;сследование динамической организации двигательного акта.
#1048;сследование слухо-моторной координации.
#1042;ыявление нарушений собственно слогового состава слов.
Исследование фонематических процессов.
- Повторение слоговых рядов.
Инструкция: «Внимательно послушай и повтори за мной слоги» (рот учителя-логопеда закрыт экраном)
- Да-та-та; ба-па-ба; то-то-до; вы-ви-вы; ка-га-га; ко-го-ко; бу-бу-пу; ма-мя-ма; (для детей 4-5 лет цепочка из 2 слогов)
- Различение слов со сходным звуковым составом.
Инструкция: «Внимательно послушай и повтори за мной слова»
- Кот-ток; том-дом; суп-зуб; тень-день; коза-коса; рак-лак; бочка-почка; мышка-мишка; корка-горка.
- Определение звука в ряду других звуков.
Инструкция: Ребенка просят хлопнуть в ладоши, когда он услышит заданный звук.
- Отбор картинок в названиях которых есть заданный звук.
Инструкция: «Найди картинки в названиях которых есть звук..»
- Выделение ударного гласного в начале слова
Инструкция: «Выдели голосом первый звук в слове»
- Выделение первого и последнего звука в словах (с 6 лет).
Инструкция: «Внимательно послушай слово и назови первый (последний) звук».
- Подбор слов с заданным звуком.
Инструкция: «Придумай слово со звуком…»
Оценка результатов:
5 баллов - Все фонетические процессы в норме
4 балла - Затрудняется в различении и анализе только нарушенных в произношении звуков, весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируется правильно.
3 балла - Недостаточно различает большое количество звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной артикуляции. Допускает ошибки при проведении звукового анализа
2 балла - Не слышит звуки в слове, затрудняется выделять их из состава слова и определять их последовательность.
1 балл - Не различает на слух фонемы в своей и чужой речи, причем из разных фонетических групп.
Исследование динамической организации двигательного акта.
- "Перебор пальцев";
Инструкция:
"Пусть все пальчики по очереди поздороваются с большим пальчиком - раз, два, три, четыре".
- Реципрокная координация движений (проба Озерецкого);
Инструкция:
"Положи обе руки на стол. Одну руку сожми в кулак, а другая пусть пока лежит ладошкой на столе. Теперь – наоборот – вот так. Продолжай движения вместе со мной".
- "Ассиметричное" постукивание;
Инструкция:
Задание выполняется по зрительному образцу и состоит из двух частей.
1 часть: поочередное постукивание два раза одной рукой, затем один раз
другой (2-1). В умеренном темпе воспроизводится пять таких серий.
2 часть: задание состоит в переключении с одной серии движений на другую, противоположную: 2-1 (5 раз) – 1-2 (5 раз).
Оценка результатов:
- Графическая проба;
Инструкция:
"Закончи ряд, не отрывая карандаш от бумаги. В начале по наглядному образцу: "рисуй и подсказывай себе: башня – крыша – башня – крыша".
Оценка результатов:
5 баллов – все задания выполняются правильно (в предложенном темпе).
4 балла – все задания выполняются правильно, автоматизированно, но в замедленном темпе.
3 балла – в начале задания выполняются правильно, затем возникает деавтоматизация движений.
2 балла – с самого начала выполнения задания движения не автоматизируются, выраженные явления дискоординации приводят к распаду формулы движения.
1 балл – задания не выполняются.
Исследование слухо-моторной координации.
- Воспроизведение ритмов на слух;
Инструкция:
"Постучи во так". Выстукивание различных по сложности ритмических групп, с чередованием слабых и сильных ударов.
- Выполнение ритмов по словесной инструкции;
Инструкция:
"Постучи два раза сильно, один раз слабо". Сообщение ребенку различных словесных инструкций.
Оценка результатов:
5 баллов – все задания выполняются правильно, в заданном темпе.
4 балла – задания выполняются правильно, но в замедленном темпе.
3 балла – вначале ритмическая структура воспроизводится и выполняется правильно, но вскоре возникает деавтоматизация движений.
2 балла – с самого начала выполнения движения не автоматизируются, на истощении возникают персеверации,
1 балл – задания не выполняются из-за выраженной персевераторности движений.
Исследование состояния слоговой структуры и звуконаполняемости слов.
- Воспроизведение ряда слогов, состоящих:
– из разных гласных и согласных звуков (тамоку),
– из разных согласных, но одинаковых гласных звуков (мабата),
– из разных гласных, но одинаковых согласных звуков (какоку),
– из одинаковых согласных и гласных звуков, но с разным ударением (па папа; папа -папапа; папа па ).
- Повторная речь;
Инструкция:
"Повтори за мной: рыбки в аквариуме; часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас".
Оценка результатов:
5 баллов – все задания выполняются правильно.
4 балла – затруднения возникают только при произношении слов со сложной слоговой структурой, причем их повторные проговаривания удаются правильно; в заданиях на переключения с одной оральной позы на другую наблюдается излишнее напряжение языка, губ, лица.
3 балла – правильное произношение слов со сложной слоговой структурой не удается даже при неоднократном их повторении; при переключении с одной оральной позы на другую возникают гиперкинезы, синкинезии мышц лица.
2 балла – произношение слов со сложной слоговой структурой не удается, вызывают затруднения задания на повторение парных фонем, переключение с одной оральной позы на другую не удается.
1 балл – к затруднениям, перечисленным выше, присоединяются следующие: искаженное произношение артикулем, предъявленных изолированно; трудности воспроизведения оральных поз, предъявленных изолированно.
МОНИТОРИНГ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У ДЕТЕЙ
2022-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД.
№ П\П | ФАМИЛИЯ, ИМЯ РЕБЕНКА | ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ | ДИНАМИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО АКТА | СЛУХО-МОТОРНАЯ КООРДИНАЦИЯ | СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА | ||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | ||
1 | Иман А. | 1 | 5 | 2 | 4 | 2 | 4 | 1 | 4 |
2 | Виктория А. | 2 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 |
3 | Анна Г. | 2 | 5 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 |
4 | Михаил Г. | 1 | 4 | 1 | 4 | 1 | 3 | 2 | 3 |
5 | Екатерина Г. | 2 | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 3 | 5 |
6 | Николь Д. | 1 | 5 | 2 | 5 | 2 | 4 | 2 | 5 |
7 | Дмитрий Д. | 1 | 5 | 2 | 4 | 2 | 4 | 2 | 5 |
8 | Варвара Д. | 2 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 2 | 5 |
9 | Владислав Е. | 2 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 |
10 | Кира К. | 2 | 5 | 2 | 5 | 2 | 4 | 3 | 5 |
11 | Антонина К. | 1 | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 |
12 | Виктория Л. | 2 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 |
13 | Ксения М. | 2 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 |
14 | Евгения П. | 2 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 |
15 | Анатолий С. | 2 | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 3 | 5 |
16 | Алина Т. | 2 | 5 | 3 | 5 | 3 | 5 | 4 | 5 |
17 | Ангелина Ш. | 2 | 5 | 2 | 4 | 2 | 4 | 3 | 5 |
18 | Анастасия Щ. | 2 | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 3 | 5 |
19 | Макар Щ. | 2 | 5 | 2 | 5 | 2 | 5 | 3 | 5 |
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | 19 | |
СРЕДНИЙ БАЛЛ | 1,7/34% | 4,9/98% | 2,3/46% | 4,7/94% | 2/40% | 4,6/92% | 2,2/44% | 4,8/96% |
Учитель-логопед: Скаткова О.А.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА.
Проследить положительный результат в работе, направленной на преодоление нарушений слоговой структуры у детей, можно, опираясь на сравнительный анализ мониторинга за 2022-2024 уч. г.г. (А.Р. Лурия, Н.И. Озерецкий, О.А. Сафонова, Г.А. Волкова).
Внедрение технологии преодоления нарушений слоговой структуры слова у детей с нарушениями речи в коррекционно-образовательный процесс, реализуемый путем систематического использования дидактических игр и упражнений, как на индивидуальных, подгрупповых занятиях, так и в разнообразных формах организованной деятельности, показывает положительные результаты, что подтверждается сравнительным анализом данных мониторинга за 2022-2024 уч.г.г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №9 им. Маршала Жукова Г.К.»
Учитель-логопед: Скаткова О.А.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОТРАБОТКИ СЛОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ.
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру (количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звуко-слогового состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей, сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом кот, двухэтажный лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.
11. Исправить ошибку в словах: мотолок, моколо. Варианты:
· слова написаны неправильно;
· слова произносятся неправильно (если ребенку трудно выполнить задание, то в помощь дается картинка).
12. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
13. Что изменилось в слове? Лис лиса лисица.
14. Ребенку предлагается ряд картинок (слов), из них надо выбрать самое длинное слово название изображенного предмета, самое короткое, назвать одинаковые по количеству слогов слова.
15. Логопед показывает картинки, а дети должны показать цифру, обозначающую ударный слог в слове, соответствующем картинке.
16. Анализ слов: изменилось ли количество слогов в слове с появлением новой буквы (звука)? Низ вниз; шил сшил.
17. Назвать ласково: Оля Оленька, Вова Вовочка и т.д. (слоговой анализ слов).
18. Чтение слов, лишенных смысла, с отхлопыванием ритмической структуры слова.
19. Какие слова рифмуются, а какие нет; анализ количества слогов в них: рак, бак, так, банан.
20. Найти одинаковые звукосочетания из трех звуков (букв) в словах: парик, пар, парикмахер, парикмахерская, пароход. Объединить эти слова в 2 группы по смыслу. Найти самое длинное слово и самое короткое. Объяснить значения слов.
21. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех этих словах: самолет, молоко, прямо, мороженое.
22. Уточнение правила переноса слов в русском языке и слогообразующей роли гласных: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов; но нельзя отделять переносом слог, состоящий из одной буквы Аня, юла, оса и т.д. (2 слога, но переносить слово нельзя).
Фонематический и слоговой синтез слов
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+
2. Разгадать ребусы: КОФ. ЛАС. КОС.
3. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО
4. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
5. Логопед медленно произносит слово по слогам: со-ба-ка, а ребенок произносит это слово целиком.
6. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово потеряет смысл.
7. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом домик, кот ... Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
8. Изменить по аналогии: дом дома, лес ... (упражнение в словоизменении). Уточнить, изменилось ли количество слогов.
9. Дополнить слово подходящим слогом: землями..., смо-роди...
10. Выбрать слоги из таблицы и составить слова: МАША, ЛАПА, УРА, УШИ, РАМА, НАШИ, НАША, ЛАРА, РАНА, ШИНА, МАРА, ПАША, МАЛА, МАШИ, ЛАМА. МА РА НА ША У ЛА ШИ ПА
11. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, лишенные смысла, прочитать их.
12. Дописать слог в названиях изображенных на картинках предметов: маши..., куби...
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады дыра, сосна насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста = чайка малина + машина = мама
3. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит это слово целиком.
4. Определить, какой слог пропущен: ко#1074;а; са#1083;ет.
Фонематические представления
1. Разложить картинки под схемы слов: (дуб) (сосна) (береза) (кот) (коза) (корова)
2. Построить «дома», «поселить» туда любые слова (на каждый «этаж» вписывать один слог):
· РАК ЗИ ВО
· МА РО
· ТА
3. Придумать родственные слова к слову снег (снеговик, снежок, снежинка, снежный) задание аналогичное предыдущему.
4. Назвать любое слово, придумать слово на один слог длиннее (короче); аналогичное задание с картинками (выбор картинок).
5. Придумать слова, состоящие из 1, 2, 3, 4 слогов.
6. Цепочка слов (дети придумывают слово, начинающееся с последнего звука услышанного слова): тигр рыба.
7. Закончить слово: ла.., ла.., ла.., ма.., ку...
8. Придумать слова к схемам:
· КА (каша)
· КА (калина)
· ...-КА (рукавицы, макароны)
· ...-КА (ложка, ручка)
9. Придумать слова, оканчивающиеся на -ЧОК (каблучок, сверчок).
10. Придумать куклам имена, состоящие из 2 и 3 слогов; подарить им подарки, названия которых состоят соответственно из 2 и 3 слогов (используются картинки); объяснить, почему никому не подарили ПЛАЩ и БОСОНОЖКИ.
11. Придумать слова, соответствующие ритмическому рисунку:
· !; !!; !!!; !!!!;
· ! !!' !!!' !!!' !!!.
12. Придумать чистоговорку по образцу: шо-шо-шо хоро шо; ши-иш-ши ...
13. Подобрать рифму к словам: мак гамак; зайка ...
14. Разложить картинки на две кучки: кто это? и что это? Объяснить значение слов: строитель, строительство; парик, парикмахерская, парикмахер; водопровод, водопроводчик; часы, часовщик; милиция, милиционер.
15. Ребенку предлагается звукосочетание со стечением согласных; придумать с этим звукосочетанием слова (хвалить, хватать, хватит).
В ходе отработки слов различной слоговой структуры не обходимо обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №9 им. Маршала Жукова Г.К.»
Учитель-логопед: Скаткова О.А.
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ И ПОДГРУППОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
МЕСЯЦ | ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ | ВИДЫ РАБОТ |
ОКТЯБРЬ | Формирование ритмико-интонационной структуры слова |
|
Развитие слухового восприятия |
| |
Формирование пространственно-временных представлений |
| |
Формирование фонематического восприятия |
| |
Формирование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте |
| |
Образование единственного и множественного числа существительных по лексическим темам: «Фрукты, овощи, деревья, птицы» | Дидактические игры:
| |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам: «Фрукты, овощи, одежда» (с сохранением звуковой структуры корня: помидор – помидорчик) | Дидактические игры:
| |
Образование относительных прилагательных по лексической теме: «Одежда» | Дидактическая игра: «Экскурсия в магазин» | |
НОЯБРЬ | Формирование ритмико-интонационной структуры слова |
|
Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики |
| |
Формирование пространственно-временных представлений |
| |
Формирование фонематического восприятия |
| |
Формирование звукового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте |
| |
Образование притяжательных прилагательных по лексической теме: «Животные» |
| |
Образование родственных слов по лексической теме: «Осень» |
| |
ДЕКАБРЬ | Формирование ритмико-интонационной структуры слова |
|
Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики |
| |
Формирование пространственно-временных представлений |
| |
Формирование фонематического восприятия |
| |
Формирование звукового и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте |
| |
Образование притяжательных прилагательных по лексической теме: «Птицы» |
| |
Образование относительных прилагательных по лексической теме: «Новый год» |
| |
Употребление простых и сложных предлогов лексической теме: «Птицы» |
| |
ЯНВАРЬ | Формирование ритмико-интонационной структуры слова |
|
Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики |
| |
Формирование пространственно-временных представлений |
| |
Формирование звукового и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте |
| |
Закрепление употребления в речи относительных и притяжательных прилагательных |
| |
Образование родственных слов по лексической теме: «Зима» |
| |
ФЕВРАЛЬ | Формирование ритмико-интонационной структуры слова |
|
Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики |
| |
Формирование пространственных представлений |
| |
Формирование звукового и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте |
| |
Закрепление образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами с чередованием глухих и звонких звуков в корне |
| |
Дифференциация глаголов с наиболее продуктивными приставками: В – ВЫ, ПОД – ОТ, ПРИ – У – ПЕРЕ |
| |
Закрепление предложно-падежных конструкций по лексической теме: «Мебель» |
| |
МАРТ | Формирование ритмико-интонационной структуры слова |
|
Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики |
| |
Формирование пространственно - временных представлений |
| |
Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте |
| |
Образование существительных, обозначающих профессии и лиц, осуществляющих действия; |
| |
Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида |
| |
АПРЕЛЬ | Формирование ритмико-интонационной структуры слова |
|
Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики |
| |
Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте |
| |
Закрепление словообразования глаголов |
| |
Закрепление произношения слов со сложной слоговой структурой в связной речи |
| |
МАЙ | Формирование ритмико-интонационной структуры слова |
|
Развитие слухового восприятия, слуховой памяти, совершенствование артикуляционной моторики |
| |
Формирование фонематического и слогового анализа и синтеза слов, подготовка к обучению грамоте |
| |
Закрепление произношения слов со сложной слоговой структурой в связной речи |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе
СОДЕРЖАНИЕ Паспорт Программы 1. Пояснительная записка 2. Концептуальная ча...
«Взаимодействие логопеда, учителя и воспитателя в системе коррекционной работы по преодолению нарушений письма в условиях детского туберкулезного стационара»
Данная методическая разработка предназначена для практикующих логопедов медицинских и педагогических учреждений. В работе раскрываются особенности взаимодействия учителей и воспитателей с логопедом с ...
Игра на развитие слоговой структуры слова
В данной публикации представлена игра на развитие слоговой структуры слова у умственно отсталых младших школьников...
Интерактивная игра на развитие слоговой структуры слова
Данная интерактивная игра позволяет сформировать у учащихся с интеллектуальными нарушениями представления о словой структуре слов...
Упражнения для формирования слоговой структуры слова
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков и проводится в два этапа. Подготовительный этап (ра...