Презентация "Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста"
презентация к уроку

Прокофьева Елена Валерьевна

Презентация предназначена для педагогов дошкольного образования. В ней представлена классификация связной речи, задачи, приёмы обучения, примеры игр для развития связной речи, последовательность работы педагога.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста Подготовила учитель-логопед Прокофьева Е.В.

Слайд 2

РЕЧЬ Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими культурами. Диалог, творчество, познание, саморазвитие – вот те фундаментальные составляющие, которые оказываются вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития дошкольника. Это те основы, на которых строится дошкольное воспитание в целом и которые составляют фундамент любой образовательной программы развития дошкольника.

Слайд 3

Связная речь « Связная речь , - подчеркивал Ф. А. Сохин, - это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях… Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя».

Слайд 4

Монолог Диалог Связная речь Классификация

Слайд 5

Виды диалогов 2 1 3 Беседа — вид диалога, ориентированный на обмен информацией в ходе общения. Обсуждение — вид диалога, представляющий собой разбор и оценку рассматриваемой проблемы в ходе общения. Спор — вид речевой коммуникации, характеризующийся столкновением точек зрения участвующих сторон.

Слайд 6

Виды монологов 4 Описание – достаточно развёрнутая характеристика предмета или явления. 1 2 3 Повествование – сообщение о каком-то событии, содержащем динамику или о ряде последовательных событий. Рассуждение – высказывание, отражающее причинно-следственную связь каких-либо фактов, явлений или отражение отношения говорящего к чему-либо.

Слайд 7

Задачи В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы. В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми. Следует воспитывать потребность делиться своими впечатлениями, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и семье), рассказывать о том, что сделал, как играл, поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

Слайд 8

Приемы обучения  показ и рассматривание предмета;  выполнение действий с предметом;  просьбы, поручения;  повторение за ребенком слов, словосочетаний предложений;  вопросы — ответы;  опосредованное общение через куклу (игрушку);  многократное проговаривание речевого материала;  комментирование действий.

Слайд 9

Задачи В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях. Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей. Продолжается воспитание культуры общения: формирование умений приветствовать родных, знакомых, товарищей по группе, с использованием синонимических формул этикета (Здравствуйте! Доброе утро!), отвечать по телефону, не вмешиваться в разговор взрослых, встречать гостя, общаться с ним.

Слайд 10

Критерии речевого развития

Слайд 11

Игры "Слово на ладошке" "Что бывает?" "Общие слова" "Четвертый лишний" "Посчитай" "Скажи наоборот" "Подбери слово" "Большой - маленький" "Отгадай загадку" "Назови, какой..." "Расскажи стихотворение" "Расскажи сказку" «Расскажи сказку по-другому» " Скороговорки "

Слайд 12

Пример «усложнённой» беседы - Каких животных ты видишь на этой картинке? - Волка, медведя и лису. - Что ты знаешь о волке? - Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет. - А что ты можешь сказать о медведе? - Он большой, коричневый, зимует в берлоге. - А что ты знаешь о лисе? - Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост. - Где ты видел этих зверей? - В зоопарке, там они живут в клетках. - Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

Слайд 13

Составление описательного рассказа

Слайд 14

Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Слайд 15

Составление рассказа по сюжетной картинке

Слайд 16

Обучение пересказу Игры-драматизации на сюжет пересказываемого произведения. Упражнения в моделировании сюжета пересказываемого произведения (с помощью картинного панно, наглядной схемы). Рисование на тему (сюжет) пересказываемого произведения с последующим составлением рассказов по выполненным рисункам. Восстановление "деформированного" текста с последующим его пересказом: а) подстановка в текст пропущенных слов (словосочетаний); б) восстановление нужной последовательности предложений, Составление "творческих пересказов" с заменой действующих лиц, места действия, изменением времени действия, изложением событий рассказа (сказки) от 1-го лица и др.

Слайд 17

Обучение описанию предметов Игра-упражнение "Узнай, что это!" (узнавание предмета по указанным его деталям, отдельным составным элементам.) Составление описания предмета по собственному рисунку. Применение игровых ситуаций при составлении описательных рассказов ("Магазин", "Пропала собачка" и т. д.).

Слайд 18

Обучение рассказыванию по картинкам Придумывание названия к картине или серии картин. Придумывание названия к каждой последовательной картинке серии (к каждому фрагменту - эпизоду). Игры-упражнения на воспроизведение элементов наглядного содержания картины ("Кто самый внимательный?", "Кто лучше запомнил?" и т.д.). Разыгрывание действий персонажей картины (игра-драматизация с использованием пантомимы и др.). Придумывание продолжения к действию, изображенному на картине (их серии). Составление завязки к изображенному действию (с опорой на речевой образец педагога). Восстановление пропущенного звена при составлении рассказа по серии картинок. Игра-упражнение "Угадай-ка" (по вопросам и указаниям педагога дети восстанавливают содержание изображенного на картине, но закрытого экраном фрагмента).

Слайд 19

Последовательность работы над связной речью 1 - развитие понимания связной речи; 2 - развитие диалогической связной речи; 3 - развитие монологической связной речи: - работа над пересказом; - работа над составлением рассказа-описания; - работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок; - работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке; - работа над самостоятельным рассказом.

Слайд 20

Работа с родителями по вопросам развития связной речи:

Слайд 21

Правильность – соответствие речи языковым нормам Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Выразительность – владение педагогом различными средствами выразительности речи Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОТОВИМСЯ К ЭКЗАМЕНУ ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Настоящее учебно-методическое пособие позволит студентам по специальности 44.02.01 Дошкольное образование систематизировать знания в области методики развития речи детей дошкольного возраста.Структура...

«Сказка как средство воспитания и развития речи детей дошкольного возраста»

Цель: показать актуальность сказкотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста....

Статья "Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности"

Статья для родителей и педагогов о развитии речи детей дошкольного возраста....

Мастер-класс для воспитателей на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Развитие речи детей дошкольного возраста» ...

Отчет работы по самообразованию «Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Они мало о...

Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредством художественной литературы"

Выпускная квалификационная работа Специальное дошкольное образование "Развитие культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта первого года обучения посредств...