Конспект урока музыки по теме "Патриотическая и народная тема в театре и кино"; по программе Е.Д.Критской УМК "Школа России"
план-конспект урока

Евгения Юрьевна Прокопенко

Данный материал представляет собой технологическую карту урока музыке по теме "Патриотическая и народная тема в театре и кино" для 4 класса по программе Е.Д.Критской УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.041.docx38.65 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. студента: Прокопенко Евгения Юрьевна

Тема урока: «Патриотическая и народная тема в театре и кино»

Класс: 4 «В»

Цель урока: создание условий для ознакомления учащихся с патриотическими и народными песнями в театре и кино.

Задачи урока:

Дидактические: актуализация полученных раннее знаний, формирование умения самостоятельно выполнять задания, расширение представления о средствах музыкальной выразительности;

Развивающие: развитие образного мышления, речи через учебную деятельность

Воспитательные: формирование интереса и любви к Родине, воспитать чувство патриотизма.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока: Образовательная задача этапа урока

Мето-ды и прие-мы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации уч.деят. (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные,

К - коммуникативные)

Личностные

#1052;отивации (самоопределение) к учебной деятельности

Цель: выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

(1 – 2 мин)

Словесный

Наглядный

Словесный

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Юрьевна. И сегодня урок музыки проведу у вас я.

Сейчас музыкальный начнется урок,

Об этом сказал нам веселый звонок.

Сказал, заливаясь на ноте высокой:

«Друзья, поздравляю с началом урока!»

-Ребята, прослушайте фрагмент из музыкального произведения и ответьте на вопрос: какое настроение у этой музыкальной композиции? Узнали ли вы эту песню?

Какие эмоции вы испытали при прослушивании?

О чем поется в этой песне?

Верно, это песня крошки енота от улыбки, я предлагаю вам улыбнуться и подарить хорошее настроение на весь оставшийся день

Приступим к работе!

Приветствуют учителя

Выполняют задание: слушают фрагменты из двух музыкальных произведений и выбирают тот, который соответствует их настроению в начале урока

Ф

Мультимедийная презентация

Р: умение организовать свое рабочее место.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Развитие мотивов учебной деятельности, оценивать результаты деятельности.

2. Актуализация и фикси-рование индивидуа-льного затрудне-ния

Цель: подготовка мышления учащихся и организма для осознания ими внутренней потребности в построении учебных действий

(5 – 7 мин)

Наглядный

Словесный

-Ребята, о чем вы говорили на прошло уроке?

- Что такое опера?

- Опера - это музыкальный спектакль, действующие лица которого поют под сопровождение оркестра

-Кто является героями оперы?

-Вспомним, что такое либретто.

- Либретто – это краткое содержание оперы, балета или оперетты.

- С какими оперными спектаклями вы познакомились на прошлом уроке?

1. «Снегурочка» — опера Николая Андреевича Римского-Корсакова (Кто является героями этой оперы? Каких героев мы видим?)

2. «Руслан и Людмила». Опера основана на произведении Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила», оперу к этому произведению написал Михаил Иванович Глинка.(Кто является героями этой оперы? Каких героев мы видим?)

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Ф

Мультимедийная презентация

П: формирование умения воспринимать на слух музыкальное произведение, давать образную характеристику прослушанного произведения;

К:

формирование умения планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкальной деятельности.

Л: - проявлять интерес к музыкальным произведениям;

#1042;ыявление места и причины затруднений

Цель: анализ возникшей ситуации и на ее основе выявление места и причины затруднений

(2 мин)

Словесный

-А сегодня мы познакомимся с интересной темой. Но для начала я предлагаю вам прослушать фрагмент песни «Темная ночь» в исполнении М. Бернеса (сл. В. Агатова, муз. Н. Богословского). и ответить на вопрос: какие чувства хотел передать композитор в этом произведении, удалось ли ему?

- О том, что если солдаты поют, это значит, что они охраняют наш покой, и все люди нашей Родины могут жить спокойно; а с солдатом ничего не случится потому, что его ждет любимая у детской кроватки.)

-Как вы думаете о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Предполагают тему урока

-Слушают произведение

-Отвечают на вопросы

-Предполагают

Ф

Презентация

Самоконтроль

Р

учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

К: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

#1055;остроение проекта выхода из затруднения

Цель постановка целей учебной деятельности, выбор способа и средств их реализации

(2-3 мин)

Словесный

-Чтобы проверить наши предположения предлагаю расставить слова в правильной последовательности.

Какие задачи мы поставим перед собой?

Продолжите предложения.

Я бы хотел (-а) больше узнать о…патриотической и народной музыке в театре и кино.

Хочу научиться… исполнять патриотические песни.

-Спланируем нашу деятельность. Для этого расставьте ступеньки лесенки в правильном порядке.

-Какая ступенька на нашей лестнице будет первая?

(Изучаю)

-Какая ступенька будет вторая?

(Применяю)

-Какая ступень будет третья?

(Проверяю себя)

-Какая четвертая?

(Оценива)

-Определяют тему урока

Ставят цели на урок

-Припоминают план действий

Ф

Презентация

Самоконтроль

Р

Принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия, используют необходимые средства, высказывают свои мысли, оценивают свои результаты

К: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

5.Реализация построенного проекта

Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задач, вызвавших затруднение, так и при решении задач такого типа

(10 мин)

Словесный

Наглядный

Практический

Словесный

Практический

Словесный

Наглядный

Словесный

Практический

-На какую ступень мы переходим?

(изучаю)

- Давайте вспомним, что такое песня?

(Песня – это слова, положенные на музыку.)

Из чего состоит песня?

(Из нескольких куплетов с припевами.)

В чем же заключается необыкновенная сила песни?

Но сначала вспомним, какую песню можно назвать патриотической?

(Это песня о преданности и любви к своему Отечеству, к своему народу.)

Как вы считаете, что является самым главным в песне – мелодия или слова?

(Мелодия – это самая выразительная часть песни, но слова тоже играют очень важную роль.)

Я предлагаю рассмотреть роль мелодии в создании вашего настроения. Предлагаю поработать в группах, сейчас прозвучат две мелодии, а задача каждой группы написать на листочке, какие чувства и эмоции вы испытали при слушании этих отрывков, к чему призывает каждое произведение?

1. Звучит мелодия песни «Священная война». (Решительный характер музыки, быстрый темп, тревожность призывают к борьбе.)

2. Звучит мелодия песни «Моя Россия» (Спокойное звучание музыки вызывает лирическое настроение и желание отдохнуть, помечтать.)

-А теперь давайте прослушаем одну из этих песен со словами. Название первой песни «Священная война». (Звучит песня, учащиеся могут подпевать.)

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Припев: Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна,

Идет война народная,

Священная война!

-Легко ли запоминаются слова песни? (Да.)

-Какие слова там встречаются не один раз? (Вставай, война.)

-Если проанализировать слова песни, то заметим, что автором в первом куплете написано:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!

а в последнем куплете мы слышим:

Встает страна огромная,

Встает на смертный бой.

Такими решительными словами заканчивается эта песня. Автор дает нам понять, какая огромная сила слов и мелодии в этой песне подняла всю страну на защиту своей Родины.

А теперь послушайте, как появилась эта песня.

Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР Василий Лебедев-Кумач просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, написал стих. 24 июня 1941 года это стихотворение было опубликовано, и композитор Александр Васильевич Александров, прочитав эти проникновенные строки, сочинил к ним музыку. И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала столицы состоялась премьера этой песни в исполнении Ансамбля песни и пляски под руководством Александрова. Отсюда за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всей стране. Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа.

-Часто именно слова в песне служат мощным средством воздействия. Во время войны каждая песня сначала прослушивалась Сталиным и только потом звучала по радио. Известен случай, когда было приказано поменять слово в песне «Случайный вальс».

Прослушайте начало песни и обратите внимание на то, где лежит в песне «незнакомая ваша рука».

(Звучит начало песни.)

Ночь коротка,

Спят облака,

И лежит у меня на ладони

Незнакомая ваша рука.

(На ладони).

В оригинале было написано: «и лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука».

Сталин сказал, что советский солдат не может быть такого маленького роста, чтобы женщина спокойно могла положить ему руку на плечи. В результате слово заменили.

-А вот враг изображался глупым, трусливым, слабым. Как вы думаете, почему?

(Чтобы люди не боялись врагов, а смеялись над ними.)

-Как вы думаете связана ли музыка с кино? (да)

-Почему? (потому что музыку вставляют в сцены в кино)

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывок из кино «Битва за Москву» Священная война и определить настроение этой песни

-Какое настроение вызвала у вас эта песня? О чем автор хочет нам рассказать этой песней?

-Как вы думаете связана ли музыка с театром? (да)

-Почему? (потому что музыка сопровождает постановки в театре )

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент балета танец со шпагами и определить настроение этой музыки ( )

-Какое настроение вызвала у вас эта песня? О чем автор хочет нам рассказать этим музыкальным произведением?

Отвечают на вопросы

-Отвечают на вопросы учителя:

-Слушают рассказ учителя

-Отвечают на вопросы учителя

-

-Слушают учителя.

-Слушают учителя

-Отвечают на вопросы учителя

-Отвечают на вопросы учителя

-Отвечают на вопросы учителя

-Отвечают на вопросы учителя

-Отвечают на вопросы учителя

Ф

Г.

Ф

Ф

Мультимедийная презентация

Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.

Развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного мышления, фантазии и творческого воображения.

Учиться размышлять

П: формирование умения использовать различные способы анализа информации.

К: формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Формирование умения высказывать и аргументировать свою точку зрения,проявлять интерес к музыкальным произведениям;

#1055;ервич-ное закре-пление с проговари-ванием во внешней речи

Цель: освоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач

(2 мин)

Практический

-На какой ступени вы находитесь сейчас? (Применяю)

-Сейчас мы с вами прослушаем песню «Россия, ты – моя звезда»

-Сядьте как слушатели.

-Какое чувство передается в музыке?

-Какую картину вы представили при прослушивании песни?

-Как вы думаете для чего автор создал это произведение?

-Что бы вы захотели сделать, прослушав эту музыку?

-Сейчас мы с вами будем разучивать первый куплет песни по фразам.

«Россия, ты - моя звезда»


Куплет:
Хохлома, волжский плес,
Ширь полей, плач берез -
Это ты, Родина моя,
Это ты, Россия.
Купола, неба высь,
Для тебя наша жизнь -
Это ты, Родина моя,
В мире нет красивей.

Припев:
Россия, Россия, ты - моя звезда!
Россия, Россия, ты - моя судьба!
Россия, Россия, повторю я вновь,
Россия, Россия, ты - моя любовь!

Куплет:
Журавли, тополя,
Хлеб, да соль, лик Кремля -
Это ты, Родина моя,
Это ты, Россия!
Детский смех, перепляс,
Доброта синих глаз -
Это ты, Родина моя,
В мире нет красивей.

Припев:
Россия, Россия, ты - моя звезда!
Россия, Россия, ты - моя судьба!
Россия, Россия, повторю я вновь,
Россия, Россия, ты - моя любовь!

-Слушают учителя

-Выполняют задание

Ф

Взаимо-контроль

Р: формирование умения оценивать успешность выполненной деятельности

#1057;амостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель: исполнительская рефлексия, применение нового знания в типовых заданиях.(3 мин)

Практический

-На какой ступени мы находимся?

-Проверяю себя

Сейчас я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу по теме нашего урока.

1. Чувство любви и гордости за свою Родину называется _______

2.Музыка тесно связана с такими видами искусства как _____ и _____

3.Патриатические песни создавались с целью:

-Ребята, сейчас давайте посмотрим на слайд и проверим ваши работы.

Выполняют самостоятельную работу по теме урока

Ф

Мультимедийная презентация

Р: способность к контролю, самоконтролю; совершенствование действий контроля, коррекции и оценки действий партнёра в коллективной и групповой музыкальной деятельности.

#1042;ключение в систему знаний и повторение

Цель:

повторение и закрепление ранее изученного, подготовка к изучению следующих разделов

(1-2 мин)

-Ребята, а сейчас я предлагаю вам проверить как вы усвоили знания, полученные на уроке, я предлагаю вам поиграть выполнить задание. Вам нужно соотнести фрагмент из видео с его названием.

-Выполняют задание

Ф

Карточки

Самоконтроль

Р: оценивать совместно с учителем результат своих действий.

#1056;ефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности; формирование умений отслеживать выполнение поставленной цели и задач; анализ успеха и трудностей в достижении цели;

Словесный

Наглядный

Сегодня на уроке мы проделали большую работу, не так ли? Вы активно отвечали и внимательно слушали

Кто помнит тему нашего урока? Какие задачи мы ставили на урок? Достигли ли мы их?

Продолжите предложения:

-Мне было интересно…

-Мне понравилось…

-Я узнал(а)….

Домашнее задание (выучить песню).

Если у вас всё получилось, то нарисуйте радостные эмоции смайликам , если возникали трудности, тогда грустные

-Всем спасибо за урок! До свидания!

Отвечают на вопросы учителя

Дополняют предложения

Выполняют задание

Записывают домашнюю работу

Прощаются с учителем

Ф

Мультимедийная презентация

Научиться основам смыслового восприятия художественных музыкальных произведений.

Р: - оценивать свою работу и осуществлять рефлексию своей деятельности.

Учитель:______________________________________ Методист:___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока музыки по теме: "Музыка Италии".

Урок  музыки , проводится в 4 классе по общей теме  " Музыка разных народов мира" . Цель урока: познакомить с муыкальной культурой Италии, с её характерными  чертами, свойствами и особе...

Конспект урока музыки в 4 классе «Обрядовые семейно – бытовые песни»

Конспект  урока  музыки  в  4  классе   «Обрядовые  семейно – бытовые  песни»...

Конспект урока музыки в 4 классе «Обрядовые семейно – бытовые песни»

Конспект  урока  музыки  в  4  классе   «Обрядовые  семейно – бытовые  песни»...

Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок

В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...

конспект урок музыки в 1 классе "Музыка осени"

Конспект урока в 1-м классе на тему "Музыка осени" Тема четверти: «О чем говорит музыка».Цели: Активизировать воображение нравственно-эстетических и эмоциональных переживаний учащихся на основе ...

Технологическая карта урока музыки для 2 класса по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И. Чайковский».

Технологическая карта урока музыки по теме«Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик».  П.И. Чайковский»....

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский».

Анализ конспекта урока музыки для второго класса по теме урока: «Детский музыкальный театр. Балет «Щелкунчик». П.И Чайковский»....