Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности по обществознанию
статья

Эрнест Юрьевич Енгоян

Общеобразовательные дисциплины, такие как обществознание, должны сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В современных условиях образованность начинает осознаваться как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_-_17_oktyabrya_2024.docx26.38 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«Гуковский строительный техникум»

ДОКЛАД

Использование современных инновационных

технологий во внеурочной деятельности                                                                    по обществознанию

Преподаватель:

Енгоян Эрнест Юрьевич

2024 г.

Общеобразовательные дисциплины, такие как обществознание, должны сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. В современных условиях образованность начинает осознаваться как умение владеть различными техниками работы с информацией, совершенствования навыков самообразования, целеполагания и мотивации собственной деятельности.

Современные методики преподавания наделяют педагога огромным арсеналом инновационных средств, позволяющих результативно решать задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, в том числе во внеурочное время.

Что же такое «инновационная образовательная технология»? Это комплекс из трёх взаимосвязанных составляющих:

1.        Современное содержание, которое передаётся обучающимся, предполагает не столько освоение предметных знаний, сколько развитие компетенций, адекватных современной практике.

2.        Современные методы обучения — активные методы формирования компетенций, основанные на взаимодействии обучающихся и их вовлечении в учебный процесс, а не только на пассивном восприятии материала.

3.        Современная инфраструктура обучения, которая включает информационную, технологическую, организационную и коммуникационную составляющие.

В настоящий момент в образовательном процессе, в том числе во внеурочное время, применяются самые различные педагогические инновации.  

Рассмотрим такие инновационные образовательные технологии, как информационно – компьютерные, проектные и игровые.

Информационно-коммуникативные технологии.

Использование ИКТ на уроках обществознания позволяет подготовить обучающихся к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. Одной из самых актуальных и эффективных форм ИКТ является интерактивная доска. Использование интерактивной доски предоставляет преподавателю новые возможности для оптимизации процесса обучения, создании содержательных и наглядных заданий, развивающих познавательную активность учащихся, структурировании урока, улучшении темпа и течения занятия.

Достоинства использования интерактивной доски на уроках обществознания:

- демонстрация работы одного студента всем остальным студентам группы; 
- демонстрация учебных видеороликов; 
- создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши;

- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат.

Другие варианты использования ИКТ на уроках обществознания:

1. Урок-лекция по изучению нового материала – ИКТ используется в качестве иллюстративного материала

2. Урок – семинар или урок – конференция – обучающиеся готовят собственные выступления с использованием ИКТ

3. Подготовка к ЕГЭ – выполнение тестовых заданий в рамках мультимедиа презентаций и проведение тестирования в онлайн режиме и др.

Технология проектного обучения.

На первый план в педагогической деятельности сейчас вышли исследовательские и творческие методы обучения. Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции обучающихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо в профессиональной деятельности. Во время выполнения проекта студенты переосмысливают роль знаний в социальной практике.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем преподавателя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего учёного; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными,  которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование, инсценирование  реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.

Усвоение специализированного знания, а также методов научного поиска в ходе работы над подобными исследовательскими проектами имеет для студентов личностную значимость, поскольку содержание деятельности отражает круг их непосредственных интересов и волнующих их проблем. Работая в проекте, студент погружается в какую-то ситуацию, он добывает знания не потому, что преподаватель будет спрашивать и поставит плохую оценку, а потому, что ищет ответ на действительно интересующий его вопрос.

Технология проектного обучения как инновационный  метод учит и критическому отношению к различным источникам: письменным, устным, научным.    

Так, например, в курсе обществознания, при изучении темы «Глобальные проблемы человечества и пути их решения» студентам, можно предложить темы: «Мировой экологический кризис: причины и механизмы разрешения», «Проблема исчерпаемости и рационального использования ресурсов» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов, в том числе во внеурочное время. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, студенты выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой – завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания и навыки самостоятельной работы, и творческий потенциал студента получает возможность для выражения.

Подобная работа позволяет осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлекать необходимую информацию из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), производить  отделение основной информации от второстепенной, критически оценивать достоверность полученной информации, передавать содержание информации, уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства – то есть развивать организационно-коммуникативные навыки обучающихся. На наш взгляд проектная и исследовательская деятельность студентов при изучении обществознания  тесно взаимосвязана.  

Деловые игры.

Применение деловых игр во внеурочное время позволяет реализовать следующие цели при изучении обществознания: развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях; развитие умений находить и анализировать необходимую информацию; формирование навыков групповой деятельности; повышение коммуникативной культуры; овладение основными видами публичных выступлений.

Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры: формирование групп; моделирование реальной ситуации; работа в группах; подготовка к публичному выступлению; выступления групп; подведение итогов.

Очень удачными являются деловые игры на темы «Выборы»,                                            «Я – предприниматель», «Устраиваемся на работу», «Молодой избиратель», «Политические партии», «Судебное разбирательство», «Составляем договор» и др.

Таким образом, формирование исследовательской культуры участников образовательного процесса является одной из приоритетных задач, в том числе во внеурочное время. Исследовательская деятельность реализует одну из естественных потребностей человека – познавательную и способствует развитию и проявлению творческого потенциала личности. В условиях информационного общества именно наука становится важной составляющей  деятельности, формирующей научный стиль мышления. Например, предлагая индивидуальную проектную тему студенту, преподаватель должен обучить его методам, принципам, формам и способам научного исследования: умению выдвигать гипотезы, анализировать, синтезировать, обобщать, самостоятельно делать выводы и прогнозы, доказывать и опровергать утверждения. Эти формы и способы научного исследования могут и должны вырабатываться не только в аудиторных занятиях, но и во внеурочное время, где осуществляется самостоятельная работа с источниками обществоведческой информации, с таблицами и логическими схемами.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в сборник Проект “Современная школа”. Современный урок: эффективные педагогические технологии и приемы.“Использование современных компьютерных технологий (интерактивная доска с программой «3D Инструктор 2.0» и интерактивный автотренажер “Форсаж”) в

Хорошо известно, что научно-техническое творчество, как система человеческих ценностей, находят достойное отражение в образовательном процессе, являясь одним из важнейших направлений работы с детьми в...

«Использование современных образовательных технологий на уроках обществознания как средства развития познавательной активности обучающихся и создания условий для их самореализации».

Поддержание и развитие интереса к процессу обучения и учебному предмету, формирование умений в применении практических решений, развитие мышления и коммуникативных способностей учащихся, возникновение...

Использование современных воспитательных технологий во внеурочной деятельности олигофренопедагога

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования воспитательного процесса, способы повышения мотивации к различным видам деятельности воспитанников. Овладение современными педа...

Инновационные технологии на уроках истории и обществознания

Один известный человек заметил, что в метрических свидетельствах пишут, где и когда человек родился, но не пишут самого главного – для чего он родился. Направленность личности – это и есть...

Использование современных инновационных технологий во внеурочной деятельности по обществознанию

Общеобразовательные дисциплины, такие как обществознание, должны сформировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственност...