Патриотическое воспитание
методическая разработка

Истинного патриота своей страны. О необходимости патриотического воспитания писал В.А. Сухомлинский: «Советский патриотизм, - учил он, - тесно сливается с пролетарским интернационализмом. Быть патриотом - это значит чувствовать свою ответственность за судьбы мира, подавать руку братской помощи всем, кто борется против империализма и войны, за мир и социализм. Социалистическому патриотизму чужды враждебные идеи расовой и национальной исключительности, обособленности». Он указывал, что педагог, учитель обязан сформировать в «сознании молодого человека убеждения в том, что все нации и народности у нас в Советском Союзе развиваются и процветают только потому, что нерушимо и непобедимо братское единство народов нашей многонациональной Родины». Патриотическое воспитание является многосторонним процессом, который связан с формированием невидимых связей взглядов человека со своим Отечеством. Педагог должен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. В.А. Сухомлинский воспитывал в сознании и чувствах детей умение не только видеть окружающее, создавать новые ценности, но и умение защищать их от посягательств врага. Он рекомендовал использовать в воспитании молодого поколения героические примеры прошлого и настоящих дней. По мнению В.А. Сухомлинского при формировании патриотических чувств, необходимо начинать с воспитания любви к матери, отцу, т.е. с семьи, а потом любви к своей Родите и стране. Одним из инструментов данного процесса является игра, с помощью которой можно раскрыть и показать всю красоту окружающей нас природы, разные культурные черты и традиции, многогранность исторических 11 событий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patr_vospitanie.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

А.С. Макаренко говорил о необходимости воспитания гражданина, своего рода интернационалиста, любящего свою Родину и уважающего его людей. Он писал в своих трудах, что патриотические черты могут успешно сформироваться лишь только тогда, когда сами учащиеся осознают основные процессы, происходящие в своей стране и окружающем мире. На тот период времени патриотической основой воспитания являлась социалистическая идеология, идея всеобщего равенства, братства народов, огромного чувства патриотизма и любви к своей Родине. А добиться данной цели можно только в условиях систематического патриотического воспитания, путем всестороннего воздействия на учащихся с самого раннего детства, а также Макаренко выделял самое главное, что при воспитании патриотических чувств у ребенка просто необходим союз семьи, школы и общественных организаций. Данные три социальных института являются основополагающими в развитии ребенка и формируют в нем дальнейший взгляд на его убеждения и мнения

Роль коллектива в вопросах воспитания, на взгляд А.С. Макаренко, является одной из ключевых, это присуще социалистической идее того времени и политике проводившейся в жизнь правительством, в современном мире и в условиях демократии, основная роль в вопросах воспитания отводится институту семьи. Семья и ближайшее окружение ребенка- это основа формирования личности и индивидуализации ребенка.[22,] Педагогические взгляды А.С. Макаренко по вопросам патриотического воспитания молодого поколения важны и актуальны и по настоящее время. Так как А.С. Макаренко по указу Полтавского губернского комиссариата образования в 1921 г. основал и стал ее директором, трудовую колонию для несовершеннолетних изначально в селе Ковалевка и имени М. Горького, в последующем переведенную в г. Харьков и имени Ф.Э. Дзержинского.

Из данного биографического факта 10 можно сказать, что А.С. Макаренко занимался перевоспитанием молодого поколения, с уже сложившимися взглядами, которые были далеки от социалистического идеала и совершившие антисоветские проступки. Данный факт являлся нормой того времени, давался шанс на перевоспитание учащихся в условиях коллектива, тем самым в итоге данного процесса можно вырастить истинного патриота своей страны

Истинного патриота своей страны. О необходимости патриотического воспитания писал В.А. Сухомлинский: «Советский патриотизм, - учил он, - тесно сливается с пролетарским интернационализмом. Быть патриотом - это значит чувствовать свою ответственность за судьбы мира, подавать руку братской помощи всем, кто борется против империализма и войны, за мир и социализм. Социалистическому патриотизму чужды враждебные идеи расовой и национальной исключительности, обособленности». Он указывал, что педагог, учитель обязан сформировать в «сознании молодого человека убеждения в том, что все нации и народности у нас в Советском Союзе развиваются и процветают только потому, что нерушимо и непобедимо братское единство народов нашей многонациональной Родины». Патриотическое воспитание является многосторонним процессом, который связан с формированием невидимых связей взглядов человека со своим Отечеством. Педагог должен заботиться о том, чтобы в сознании ребенка, в его эмоциональной памяти запечатлелись детали окружающей природы, те любимые уголки, из которых постепенно складывается дорогой человеку мир. В.А. Сухомлинский воспитывал в сознании и чувствах детей умение не только видеть окружающее, создавать новые ценности, но и умение защищать их от посягательств врага. Он рекомендовал использовать в воспитании молодого поколения героические примеры прошлого и настоящих дней. По мнению В.А. Сухомлинского при формировании патриотических чувств, необходимо начинать с воспитания любви к матери, отцу, т.е. с семьи, а потом любви к своей Родите и стране. Одним из инструментов данного процесса является игра, с помощью которой можно раскрыть и показать всю красоту окружающей нас природы, разные культурные черты и традиции, многогранность исторических 11 событий

«Самым главным успехом своей воспитательной работы, - писал В.А. Сухомлинский, - я считаю то, чтобы дети прошли школу человечности, научились чувствовать человека, близко принимать к сердцу его радости и горести, жить среди людей, любить свою Родину и ненавидеть ее врагов».[1,] Данный аспект является основой патриотического воспитания, по мнению В.А. Сухомлинского. Еще один из известных исследователей, данной проблематики – Е.И. Рерих, считал, что патриотические чувства скрываются в чувстве любви к своей Родине, определенной готовности исполнения своего долга перед Отчизной, формирую при этом культурные межнациональные связи, основанные на взаимовыгодных условиях доверия и сотрудничества[9,]. Основной задачей морального воспитания молодого поколения, по мнению Е.И. Рериха, является полноценное воспитание личности, способности в ней совершить необходимый героический поступок в определенной экстремальной ситуации, так и в повседневной жизни. Образцом могут служить примеры из истории, в истории нашей страны таких примеров огромное количество, при изучении определенных очерков или героических поступков, можно развить интерес у молодого поколения к изучению различных наук и дисциплин. В дальнейшем данным прообраз может повлиять и на мировоззрение ребенка, сложить стремление построить свой жизненный путь в соответствии с этими образами. По мнению Е.И. Рериха, гармонично развитую личность характеризуют не наличие отдельных нравственных качеств, а их согласованность, стройность в сочетании, совокупность качеств.[9,] Воспитательный процесс – это определенная деятельность, не шаблонная, так как каждый ребенок уникален и к каждому нужен свой подход, что требует от 12 педагога творческих решений, Е.И. Рерих рекомендовал использовать в профессиональной деятельности учителя все достижения педагогической теории и практики, а также авторские, оригинальные методы педагогического взаимодействия.

Русский философ Иван Ильин призывал не убегать и не прятаться от жизни, а смело идти к ней навстречу. «В школьный период жизни в детях нужно, прежде всего, воспитывать волю, мужество, умение искать и находить во всех явлениях жизни некий высший смысл. Незаменимая основа в этом деле - знание своих предков, истории своего народа. Из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысленного приятия своих родителей и предков - родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, это первая основа внутренней свободы». В своих размышлениях Ильин писал, что «нельзя любить родину и не верить в неё, ибо родина есть живая духовная сила, пребывание в которой даёт твёрдое ощущение её блага, её правоты, её энергии и её грядущих одолений. Вот почему отчаяние в судьбах своего народа свидетельствует о начавшемся отрыве от него, об угасании духовной любви к нему. Но верить в родину может лишь тот, кто живёт ею, вместе с нею и ради неё, кто соединил с нею истоки своей творческой воли и своего духовного самочувствия». Чувство любви к своей Родине является основополагающим чувством культурно развитой личности в человеке. Во избежание перегибов, при воспитании патриотических чувств, надо показывать и рассказывать не только положительные моменты, героические поступки и подвиги, но и отрицательные, которые присущи истории нашей страны. Если упустить данный момент, то возможно возникновения идей исключительности или избранности одних народов над другими, что является исходным для национализма. «Национальная гордость не должна вырождаться в тупое самомнение и плоское самодовольство; она не должна внушать народу манию величия. Настоящий патриот учится на политических ошибках своего народа, на недостатках его характера и его культуры, на исторических крушениях и на неудачах его хозяйства»

В современный период происходит возврат к патриотическим идеалам. На данный момент патриотическое воспитание молодого поколения, это реальная необходимость, так как за предыдущий 20-ти летний период истории России произошли глобальные изменения в патриотическом воспитании. Многие идеалы были утрачены, в начальной школе нет октябрятских звездочек, пионерских отрядов не проводятся сборы и линейки, которые были основой патриотического воспитания советской школы. Сегодня на внеучебную деятельность дается лишь десять часов в месяц, и проводить воспитательную работу в связи с этим очень сложно. Особенно это касается патриотического воспитания

Внеурочная деятельность - важная составляющая целостного образовательного процесса в школе, позволяющая решать широкий спектр задач обучения, воспитания, развития и оздоровления школьников вне классной комнаты, за пределами урока.

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность организуется по различным направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Содержание внеурочной деятельности и ее формы должны соответствовать целям, задачам и планируемым результатам воспитательной деятельности. Вводимый постепенно в школах России новый Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (ФГОС ОО) предусматривает обязательность внеурочной деятельности в школе и выделение для ее проведения определённого числа (до 10) часов в неделю.

Внеурочная деятельность относится к общему, а не дополнительному образованию детей, является обязательной частью основной образовательной программы, финансируется из регионального бюджета. При этом к ее организации могут привлекаться как педагоги школы, так и организации дополнительного образования детей, организации культуры и спорта.

Сущность и основное назначение внеурочной деятельности заключается в создании дополнительных условий для развития интересов, склонностей, способностей школьников и разумной организации их свободного времени при высокой степени свободы выбора вариантов внеурочной деятельности со стороны детей и их родителей.

Частью внеурочной деятельности является патриотическое воспитание младших школьников, и это одна из основных задач образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Патриотическое воспитание младших школьников - это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.

Одна из основных форм воспитательной работы - это классный час. Эта форма деятельности способствует формированию у младших школьников системы отношений к окружающему миру.

Выделяют три основных функции классного часа:

Просветительская

Ориентирующая

Направляющая

Чаще всего классный час одновременно и просвещает, и ориентирует, и направляет.

Таким образом, классный час является основной формой воспитательной работы, ее ядром, т. к. помогает осмысливать все дела, в которых участвуют дети, приучает видеть за своими действиями и делами отношение к обществу, людям. Он помогает осознавать социальную направленность всех дел, переводя их из позиции предметной конкретности («собрать макулатуру», «посадить деревья», «вымыть парты и стены») на позицию социальную («помочь природе (стране)», «украсить землю», «беречь школу»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание студентов

Этот материал может пригодиться для подготовки классных часов по историко-патриотической тематике на основе краеведческого материала...

Программа патриотического воспитания обучающихся ГБОУ СПО «Кинельский государственный техникум» на 2012-2015 г.г.

Программа патриотического воспитания обучающихся разработана в соответствии с Государственной  программой “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2012 - 2015 годы” (утв. постан...

ГРАЖДАНСКОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

статья для участия в Межрегиональной научно-пратической конференции " Гражданское и патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики"...

Патриотическое воспитание в профессиональном училище № 34

Патриотическое воспитание - сложный процесс, который не входит во временные рамки. Это, с одной стороны, профессиональная работа преподавателя, с другой стороны, творческая и целеустремленная деятельн...

взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...