Мероприятие к Дню Математика
классный час
В 2024 году в России появился еще один замечательный праздник-День Математика, который отмечается 1 декабря. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
den_matem_2024.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕНЬ МАТЕМАТИКА
Много памятных дат в нашем календаре: знаменательных, торжественных, трогательных, веселых, печальных…
В этом году в России появился еще один замечательный день. 5 мая 2024 года Министерство Просвещения РФ утвердило 1 декабря отмечать День Математика.
Почему именно эта дата была выбрана для математики?
1 декабря 1792 г., в Нижнем Новгороде, в семье чиновника геодезического департамента, родился Николай Иванович Лобачевский.
Николай Иванович всю жизнь прожил в Казани, посвятив лучшие годы Казанскому университету. Как многие великие учёные, Лобачевский опередил своё время, бросив вызов в математике самому Евклиду. Современники его не поняли и не оценили – учёный умер в нищете. И лишь десятки лет спустя благодарные потомки нарекли учёного «Коперником в геометрии».
Имя Николая Ивановича Лобачевского не гремело в обществе, пока он был жив. Современник Пушкина, Лермонтова и Пирогова, он не получал премий, о нем не писали.
В чем же величие открытия Лобачевского?
В феврале 1826 года Лобачевский выступил с докладом «Сжатое изложение начал геометрии», где выступил с революционным заявлением, опровергающим один из, казалось, незыблемых постулатов древнегреческого математика Евклида о параллельных прямых. У Евклида они никогда не пересекаются, а в неевклидовой геометрии Лобачевского через одну точку можно провести две прямые, не пересекающиеся с первой прямой.
Вообще только представьте себе масштаб - две тысячи лет! Евклид вывел свои постулаты в III веке до нашей эры. И всё эти столетия всех это устраивало. Можно сказать, это была своя рода «Библия» для математиков. И вдруг появляется Лобачевский со своей, как он её назвал, «воображаемой геометрией». Воображаемой – потому, что учёному требовалось оторвать своё воображение от плоскости, на которой действуют законы евклидовой геометрии и «переместиться» в другое пространство – гиперболическое
Николай Иванович изменил существующую аксиому на другую. Она звучит так: “через точку, не лежащую на прямой, может проходить множество прямых параллельных с первой”.
Учёные того времени восприняли открытие Лобачевского как «святотатство». Его современник, математик и будущий академик Михаил Остроградский, с сарказмом писал, что ничего не понял в труде Лобачевского. А в журнале «Сын Отечества» вышел анонимный пасквиль, где Лобачевский издевательски сравнивался с приходским учителем, а его труд назывался «нелепой фантазией».
Пытаясь найти понимание за границей, в 1837 г. Лобачевский опубликовал свою статью “Воображаемая геометрия” в немецком журнале “Крелле”. Идеи русского учёного удалось продвинуть “королю математиков” К. Ф. Гауссу. Заинтересованный его трудами, он даже начал изучать русский язык, чтобы ознакомиться с ними в оригинале. И только десятилетия спустя выяснилось, что Гаусс и сам пытался развить неевклидову геометрию. Но побоялся выступить с этим открыто и лишь в письмах к близким друзьям восторженно отзывался об открытии Лобачевского.
А Лобачевский не побоялся!!!
Открытие Лобачевского сыграло важнейшую роль в развитии мировой науки. Именно на неевклидовой геометрии пространства-времени базируется Теория относительности Альберта Эйнштейна.
То есть Лобачевский как бы устроил геометрии фазовый переход – «оторвал» её от двухмерной плоскости.
Открытие геометрии Лобачевского оказало большое влияние на развитие математики, оно показало, что геометрия земная — только частный случай абсолютной геометрии. Это открытие такого же рода, как и то, что в мире, кроме нашей Земли, существуют и другие планеты. Вот откуда совершенно заслуженное сравнение Лобачевского с Коперником.
Кроме того, открытие Лобачевского нашло своё применение в геодезии, космологии, теории управления, криптографии и других областях.
Его узнали и оценили только через сто лет; сегодня его открытия по праву составляют славу русской науки!
Это ложь, что в науке поэзии нет.
В отраженьях великого мира
Сотни красок со звуков уловит поэт
И повторит волшебная лира.
За чертогами формул, забыв о весне,
В мире чисел, бродя, как лунатик,
Вдруг гармонию выводов дарит струне,
К звучной скрипке, прильнув, математик.
Настоящий учёный, он тоже поэт
Вечно жаждущий знать и предвидеть.
Кто сказал, что в науке поэзии нет?
Нужно только понять и увидеть!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное внеклассное мероприятие по математике и информатике "Мы самые умные и сообразительные"
Данное мероприятие я проводила в Набережночелнинском медколледже со студентами, поступившими в колледж на базе 9 классов. Вашему вниманию представлены разработка мероприятия и презентация. Мероприятие...
Внеклассное мероприятие по математике "Дорогами Великой Отечественной Войны"
Данная разработка содержит сценарий внеклассного мероприятия по математике, посвященного событиям Великой Отечественной Войны. Цель проведения данного мероприятия - расширить интерес к математик...
Внеклассное мероприятие по математике: "Математика вокруг нас"
В начале вечера объявляю студентам цели проведения: -- расширить знания...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Вкусная математика"
разработка внеклассного мероприятия...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине «Математика»
В данной методической разработке представлен сценарий математического турнира для учащихся I курса. Данный материал можно использовать как во внеучебной деятельности, так и на уроках математики ...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА внеклассного мероприятия по дисциплине «Математика» для студентов первого курса «Математический турнир»
Цель: обучение коллективному поиску ответов на вопросы, развитие уважительного общения, воспитание чувства ответственности за коллективное дело, стимулирование процесса развития познавательного и...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике "Занимательная математика" для обучающихся первого курса колледжа
Данная методическая разработка составлена для проведения внеклассного мероприятия по математике на 1-2 курсе в среднем профессиональном учебном заведении. Мероприятие проводится в форме игры, состоит ...