Адаптивная физическая культура в школе.
методическая разработка

Курдина Татьяна Владимировна

Инклюзия прочно вошла в наше образовательное пространство — дети с ОВЗ учатся в школах совместно с другими детьми, осваивая программу в адаптированном варианте. Разбираемся, что нужно знать учителю физкультуры, чтобы работать с детьми с ОВЗ, и как создать рабочую программу по предмету АФК

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptivnaya_fizicheskaya_kultura_v_shkole_-statya1.docx18.35 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивная физическая культура в школе.

Инклюзия прочно вошла в наше образовательное пространство — дети с ОВЗ учатся в школах совместно с другими детьми, осваивая программу в адаптированном варианте. Разбираемся, что нужно знать учителю физкультуры, чтобы работать с детьми с ОВЗ, и как создать рабочую программу по предмету АФК

Что такое адаптивная физическая культура

Адаптивная физическая культура — это проект физиологического обучения, который призван удовлетворить личные двигательные, а кроме того, эмоциональные потребности людей с ограниченными возможностями здоровья и помочь им справиться с трудностями, сопряженными с инвалидностью.

Часто занятия адаптивной физической культурой для детей с ОВЗ носят характер восстановления, нахождения утраченной связи с миром. АФК включает необходимые психологические инструменты для восстановления связи с социумом.

АФК: нормативно-правовая база

Начиная с 2021 года существенно обновилась нормативно-правовая база общего образования: появились ФГОС третьего поколенияфедеральные образовательные программы и др. Изменения коснулись и работы с детьми с ОВЗ в школе.

В соответствии с последними изменениями ФГОС на всех уровнях общего образования — начального (1–4-е классы), основного (5–9-е классы) и среднего (10–11-е классы) — в учебном плане предмет «Физическая культура» заменен предметом «Адаптивная физическая культура» (АФК) для всех категорий детей с ОВЗ (Приказ Министерства просвещения РФ от 12.08.2022 №732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования»).

Таким образом, учитель физкультуры в каждой школе должен проводить уроки адаптивной физкультуры.

Какие задачи решает АФК

Главная цель адаптивной физкультуры — улучшить и гармонизировать все грани и качества ребенка с ОВЗ, используя физические упражнения, социальные и гигиенические факторы.

Задачи АФК:

восстановить и сформировать мышечную деятельность, двигательные навыки;

сформировать дополнительные навыки — туристические, плавание, спортивные игры;

освободить от эмоциональных барьеров и опасений, обеспечить эмоциональный комфорт, развить познавательные навыки;

укрепить и сохранить здоровье учеников.

Грамотное использование педагогических и методологических инструментов позволит школьному учителю АФК обеспечить эффективную работу с детьми, страдающими нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

Функции адаптивной физической культуры

Практически все функции АФК имеют социально-педагогический характер:

Профилактическая — предупредить осложнения или нежелательные исходы основного заболевания.

Коррекционно-компенсаторная — достичь максимально доступной компенсации нарушений здоровья.

Образовательная — предоставить доступное обучение, включая подготовку к самостоятельной жизни и по возможности к труду.

Воспитательная — обеспечить возможности личностного роста, самоопределения и мотивации к активной деятельности.

Лечебно-восстановительная и оздоровительная — восстановить здоровье и обеспечить профилактику заболеваний, а также физических и эмоциональных перегрузок.

Социально-интегративная — обеспечить максимально успешную интеграцию человека в общество, в его культурную, трудовую, повседневную жизнь.

Коммуникативная — обеспечить полноценную коммуникацию с окружающими.

Миссия педагога по АФК заключается не в достижении определенного уровня «образованности» и «развития» на разных этапах обучения, а в максимально возможной реабилитации и адаптации к реалиям жизни в социуме.

Особенности адаптивной физкультуры

Важно помнить, что для детей с ОВЗ в школе должны быть предусмотрены конкретные специальные условия обучения (ст. 79 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Они включают использование специальных технических средств и методов обучения, организацию пространства и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. 

Например, спортивный зал должен быть оснащен необходимым оборудованием и инструментами со специальными приспособлениями, учитывающими особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

Что нужно знать учителю физкультуры, чтобы работать с детьми с ОВЗ

Учителю важно знать нормативно-правовые основы работы с детьми с ОВЗ: документы федерального и регионального уровня, а также локальные акты образовательной организации. Чтобы быть в курсе всех законодательных изменений, подпишитесь на рассылку одной из справочно-правовых систем.

Изучите психологические и физические особенности той категории детей, к которой относятся ваши ученики. Учитывайте специфику их поведения, общения и образовательные потребности.

Познакомьтесь с системой психолого-педагогического сопровождения в вашей школе. Эту работу организует психолого-педагогический консилиум (ППк), куда могут входить тьютор, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог и другие специалисты. Участники консилиума окажут необходимую поддержку и профессиональную помощь, расскажут об индивидуальных особенностях развития ребенка, о трудностях в обучении, о характере взаимоотношений с ребенком и его родителями. Учитель физкультуры, как и все педагоги, работающие с детьми с ОВЗ, участвует в деятельности ППк на регулярной основе.

Как создать рабочую программу по адаптивной физической культуре

Ориентир для составления рабочих программ по АФК — примерные рабочие программы по адаптивной физической культуре для всех категорий детей с ОВЗ:

для глухих обучающихся,

для слабослышащих и позднооглохших обучающихся,

для слепых обучающихся,

для слабовидящих обучающихся,

для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,

для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА),

для обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР),

для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Примерные рабочие программы дают представление о целях и общем направлении коррекционно-образовательного процесса детей с ОВЗ. Кроме того, они определяют примерное содержание предмета «АФК» с указанием видов деятельности и условий, планируемые результаты освоения программы, критерии и нормы оценки знаний и др.

Содержание программ распределено по тематическим модулям: инвариантным и вариативным.

Инвариантные, или обязательные модули направлены на разностороннюю физическую подготовленность обучающихся, освоение ими технических действий и физических упражнений. Это, например, зимние виды спорта, подвижные и спортивные игры, плавание — при наличии возможностей в школе.

Содержание вариативного модуля учитель физкультуры определяет самостоятельно с учетом:

образовательных потребностей обучающихся;

региональных особенностей (климатических, этнокультурных и др.);

реабилитационного потенциала конкретного вида спорта для обучающихся с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной по ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02. Адаптивная физическая культура ОГАПОУ СПК, созданные...

Методические указания по выполнению практических работ по ОГСЭ.06 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Образовательный процесс в колледже предполагает не только обучение и воспитание, но и оздоровление подрастающего поколения. Научно-технический прогресс, ранняя компьютеризация образования, плотный рас...

Методические рекомендации по проведению практических занятий студентов по учебной дисциплине ОУД .06 Физическая культура по специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по проведению практических занятий студентов по учебной дисциплине ОУД.06 Физическая культура созданы на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для студентов специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для студентов по дисциплине ОУД.06 Физическая культура для специальности  49.02.02   Адаптивная физиче...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной по ОГСЭ.05 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине ОГСЭ.05 Физическая культура специальности 49.02.02. Адаптивная физическая культура ОГАПОУ СПК, созданные...

Методические указания по выполнению практических работ по ОГСЭ.05 Физическая культура специальности 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Введение данной учебной дисциплины предопределено ее значимостью в изучении теоретического аспекта физической культуры личности, формирующей мировоззренческую систему научно-практических знаний и отно...