Главные вкладки
Учебно-методический план по самбо
методическая разработка
Учебно-методический план группы СОГ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.posobie_po_sambo_oprya_p.i.1.docx | 56.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа г. Алдан» МР АР
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА по «Самбо»
Возраст учащихся -10 -18 лет Срок реализации - 3 года Уровень - базовый
Составитель:
Тренер-преподаватель
Опря П.И.
г. Алдан
2024 г.
Содержание программы
- Пояснительная записка
- Организационно-педагогические условия
- Модуль 1
- Модуль 2
- Модуль 3
- Список использованной литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Са́мбо (самозащита без оружия) — вид спортивного единоборства, а также комплексная система самозащиты, разработанная в СССР. Официальной датой рождения самбо принято считать 16 ноября 1938 года, когда Спорткомитет СССР включил самбо в число видов спорта, культивируемых в СССР.
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей, специалистов и руководителей учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, и рекомендуется для занятий с детьми от 10 до 18 лет.
Основной целью реализации Программы является осуществление образовательной деятельности по избранному виду спорта для детей до 18 лет и реализация услуг в интересах личности, общества, государства.
Основными задачами реализации Программы являются:
1. формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
2. формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
3. формирование навыков адаптации в жизни в обществе, профессиональной ориентации;
4. выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.
Программа направлена на:
1. создание условий для физического образования, воспитания и развития детей;
2. формирование знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе в самбо;
3. подготовку к освоению этапов спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем по программам спортивной подготовки;
4. подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта;
5. организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
Порядок зачисления в спортивно-оздоровительные группы. В спортивно-оздоровительные группы (СО) зачисляются обучающиеся общеобразовательных школ в возрасте от 10 лет, имеющие медицинский допуск к занятиям в спортивной школе, желающие заниматься, не достигшие возраста для зачисления в группы начальной подготовки, а так же не прошедшие конкурсный отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе по виду спорта самбо.
Организация образовательной деятельности и режим тренировочной работы. Тренировочная деятельность организуется в течение всего календарного года, в соответствии с календарным учебным графиком, годовым учебным планом и календарем спортивно-массовых мероприятий.
1 модуль
Цель первого года обучения: обеспечить насыщенный двигательный режим для улучшения здоровья, коррекция недостатков физического развития и адаптации учащихся к физическим нагрузкам.
Задачи:
- Обучение основам техники самбо: приемам безопасного падения, простейшим акробатическим элементам, выполнению бросков в стойке и приёмам борьбы лёжа.
- Совершенствование простейших двигательных навыков (ходьба, бег, прыжки, лазанье), развитие основных физических качеств.
- Ознакомление с историей самбо и правилами соревнований, изучение правил безопасности при проведении тренировок, привитие необходимых на занятиях единоборствами гигиенических навыков.
Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Формы контроля/ аттестации | Количество часов | ||||||||
Учащиеся 10-13 лет | Учащиеся 14-18 лет | ||||||||||
Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | ||||||
1 | Вводное занятие | Беседа | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | |||
2 | Общая физическая подготовка | Педагогичес кое наблюдение Анализ Самоанализ | - | 36 | 36 | - | 51 | 51 | |||
3 | Акробатически е элементы | 11 | 26 | 37 | 11 | 42 | 53 | ||||
4 | Техника самостраховки | 10 | 22 | 32 | 10 | 30 | 40 | ||||
5 | Промежуточная аттестация | Сдача контрольных нормативов | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | |||
6 | Техника борьбы в стойке | Педагогичес кое наблюдение Анализ Самоанализ | 10 | 31 | 41 | 10 | 48 | 58 | |||
7 | Техника борьбы лёжа | 10 | 31 | 41 | 10 | 48 | 58 | ||||
8 | Простейшие способы самозащиты | 2 | 16 | 18 | 2 | 26 | 28 | ||||
9 | Подвижные и спортивные игры, эстафеты | - | 16 | 16 | - | 20 | 20 | ||||
10 | Спортивно- массовые спортивные мероприятия | - | 14 | 14 | - | 5 | 5 | ||||
11 | Соревнования | 2 | 4 | 6 | 2 | 4 | 6 | ||||
12 | Промежуточная аттестация | Сдача контрольных нормативов | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | |||
Итого: | 36 | 198 | 234 | 36 | 276 | 312 |
Содержание тем
Тема 1. Вводное занятие. Введение в программу объединения "ОФП. Самбо". Правила безопасности при проведении тренировок, гигиенические требования, доведение плана на год, показательное выступление учащихся старших групп.
Беседы по патриотическому воспитанию:
- Выдающиеся спортсмены России
- Успехи российских борцов на международной арене
- Устремлённость к спортивным достижениям во имя Родины
Тема 2. Общефизическая подготовка. Строевые упражнения. Ходьба, бег, прыжки, лазанье. Упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, ловкости и гибкости.
Тема 3. Акробатические элементы. Кувырок вперёд. Кувырок назад.
Боковой кувырок. Перекаты. Гимнастический мост. Стойка на голове.
Тема 4. Техника самостраховки. Падение вперёд и падение назад из положения приседа. Падение назад и на бок через партнёра, стоящего на коленях и предплечьях. Кувырок вперёд через партнёра, стоящего на коленях и предплечьях. Падение назад и на бок через партнёра, стоящего на коленях и руках. Кувырок вперёд из положения стоя, держась за руку партнёра.
Промежуточная аттестация в форме сдачи контрольных нормативов.
Тема 5. Техника борьбы в стойке. Дистанция. Захваты. Выведение из равновесия. Стойки и передвижения. Игры с элементами борьбы в стойке.
Броски: задняя подножка, передняя подножка, задняя подножка с захватом ноги снаружи, бросок через бедро.
Тема 6. Техника борьбы лёжа. Захваты. Выведение из равновесия.
Перевороты. Удержания. Игры с элементами борьбы в стойке. Борцовский мост.
Тема 7. Простейшие способы самозащиты. Способы защиты от захватов и обхватов. Расслабляющие удары в болевые точки. Освобождение от обхватов туловища спереди и сзади. Освобождения от удушения. Освобождение
от захватов за руки и одежду.
Тема 8. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Футбол. Баскетбол.
Эстафеты с применением баскетбольного и набивного мячей.25
Тема 9. Спортивно-массовые мероприятия. Участие в агитационно- массовых спортивных мероприятиях, спортивных праздниках и показательных выступлениях, посещение соревнований.
Тема 10. Соревнования. Правила проведения соревнований. Весовые категории. Возрастные группы. Костюм участника. Правила судейства: ход и продолжительность схватки, борцовский ковёр, оценка приёмов. Участие в соревнованиях по самбо.
Промежуточная аттестация в форме сдачи контрольных нормативов.
2 модуль
Цель второго года обучения: укрепление здоровья занимающихся в объединении учащихся, формирование правильных двигательных навыков в выполнении технических действий и специальных упражнений.
Задачи:
- Обучение технике борьбы самбо: развитие навыков специальных видов движений, выполнению бросков и приёмов борьбы лёжа несопротивляющегося противника.
- Развитие основных физических качеств средствами и методами спортивной подготовки самбо.
- Воспитание устойчивого интереса к регулярным занятиям самбо.
Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Формы контроля/ аттестации | Количество часов | ||||||||
Учащиеся 10-13 лет | Учащиеся 14-18 лет | ||||||||||
Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | ||||||
1 | Вводное занятие | Беседа | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | |||
2 | Общая физическая подготовка | Педагогичес кое наблюдение Анализ Самоанализ | - | 36 | 36 | - | 51 | 51 | |||
3 | Акробатически е элементы | 11 | 26 | 37 | 11 | 42 | 53 | ||||
4 | Техника самостраховки | 10 | 20 | 30 | 10 | 24 | 34 | ||||
5 | Промежуточная аттестация | Сдача контрольных нормативов | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | |||
6 | Техника борьбы в стойке | Педагогичес кое наблюдение Анализ Самоанализ | 10 | 31 | 41 | 10 | 48 | 58 | |||
7 | Техника борьбы лёжа | 10 | 31 | 41 | 10 | 48 | 58 | ||||
8 | Простейшие способы самозащиты | 2 | 16 | 18 | 2 | 26 | 28 | ||||
9 | Подвижные и спортивные игры, эстафеты | - | 16 | 16 | - | 20 | 20 | ||||
10 | Спортивно- массовые спортивные мероприятия | - | 10 | 10 | - | 5 | 5 | ||||
11 | Соревнования | 6 | 6 | 12 | 6 | 6 | 12 | ||||
12 | Промежуточная аттестация | Сдача контрольных нормативов | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | |||
Итого: | 40 | 194 | 234 | 40 | 272 | 312 |
Содержание тем
Тема 1. Вводное занятие. Развитие самбо в России. Просмотр фильма
«Биография самбо». Меры безопасности при проведении тренировок. Профилактика травматизма. Гигиенические требования. План работы на год.
Беседы по патриотическому воспитанию:
- Выступление российских спортсменов на Олимпиадах.
- Гимн, флаг России для страны и для спортсмена.
- Беседа о службе в армии.
Тема 2. Развития основных физических качеств. Упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости и координации движений.
Тема 3. Техника самостраховки и акробатические элементы. Совершенствование упражнений первого года обучения. Кувырок прыжком в длину и в высоту. Кульбит. Колесо.
Тема 4. Техника борьбы в стойке. Игры в касания, в блокирующие захваты, теснения и выталкивания. Подготовка и проведение бросков руками. Боковая подножка. Передняя подножка с захватом разноимённой и одноимённой ноги. Выведение из равновесия рывком, скручиванием. Подсечки: передняя боковая, задняя. Бросок через спину с захватом рукава и куртки соперника.
Тема 5. Техника борьбы лёжа. Игры в касания, в блокирующие захваты, теснения и выталкивания. Переворачивания. Удержания. Болевые приёмы: рычаг локтя через бедро от удержания сбоку, узел ногой от удержания сбоку, рычаг локтя с захватом руки между ногами, ущемление ахиллесова сухожилия.
Промежуточная аттестация в форме сдачи контрольных нормативов. Тема 6. Учебные и учебно-тренировочные схватки.
Тема 7. Защитные действия и приёмы. Отводящие, гасящие и подставные блоки. Защита от ударов руками в голову и живот бросками передней подножкой, через бедро и через спину. Защита от удара ногой снизу бросками с захватом ноги. Освобождения от удушения: сбиванием рук, загибом руки противника, броском через спину. Освобождение от захватов за одежду, конечности и обхватов за корпус сзади и спереди: сбиванием рук, с помощью бросков, с помощью загиба руки.
Тема 8. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Футбол. Баскетбол. Эстафеты с элементами акробатики. Регби на коленях на борцовском ковре с набивным мячом.
Тема 9. Спортивно-массовые мероприятия. Участие в массовых спортивных мероприятиях и спортивных праздниках. Подготовка к показательным выступлениям перед обучающимися первого года обучения.
Тема 10. Соревнования. Основные положения правил проведения соревнований по борьбе самбо. Взвешивание участников. Обязанности и права участников. Результат схватки. Оценка технических действий. Участие в соревнованиях по самбо.
Промежуточная аттестация в форме сдачи контрольных нормативов.
3 модуль
Цель третьего года обучения: обеспечить укрепления здоровья занимающихся в объединении детей на основе всесторонней физической подготовки и развития специфических физических, нравственных качеств и способностей, характерных для самбистов.
Задачи:
- Совершенствовать навыки специальных движений, обучать технике, основам тактики и правилам борьбы самбо. а так же овладение основами техники и тактики самбо.
- Обеспечить развитие быстроты, скоростной и скоростно-силовой выносливости, гибкости, кондиционных и координационных способностей.
- Воспитывать коммуникативные навыки, уважительное отношение к сопернику в духе "faire play", самостоятельность, настойчивость, выдержку и самообладание.
Учебно-тематический план
№ | Темы занятий | Формы контроля/ аттестации | Количество часов | ||||||||
Учащиеся 10-13 лет | Учащиеся 14-18 лет | ||||||||||
Теория | Практика | Всего | Теория | Практика | Всего | ||||||
1 | Вводное занятие | Беседа | 1 | - | 1 | 1 | - | 1 | |||
2 | Общая физическая подготовка | Педагогичес кое наблюдение Анализ Самоанализ | - | 36 | 36 | - | 51 | 51 | |||
3 | Акробатически е элементы | 11 | 26 | 37 | 11 | 42 | 53 | ||||
4 | Техника самостраховки | 10 | 12 | 22 | 10 | 20 | 30 | ||||
5 | Промежуточная аттестация | Сдача контрольных нормативов | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | |||
6 | Техника борьбы в стойке | Педагогичес кое наблюдение Анализ Самоанализ | 10 | 31 | 41 | 10 | 48 | 58 | |||
7 | Техника борьбы лёжа | 10 | 31 | 41 | 10 | 48 | 58 | ||||
8 | Простейшие способы самозащиты | 2 | 16 | 18 | 2 | 26 | 28 | ||||
9 | Подвижные и спортивные игры, эстафеты | - | 16 | 16 | - | 20 | 20 | ||||
10 | Спортивно- массовые спортивные мероприятия | - | 14 | 14 | - | 5 | 5 | ||||
11 | Соревнования | 8 | 8 | 16 | 8 | 8 | 16 | ||||
12 | Промежуточная аттестация | Сдача контрольных нормативов | - | 1 | 1 | - | 1 | 1 | |||
Итого: | 42 | 192 | 234 | 42 | 276 | 312 |
Содержание тем
Тема 1. Вводное занятие. Меры безопасности при проведении тренировок. Профилактика травматизма. Гигиенические требования. План работы на год. Календарный план проведения соревнований.
Тема 2. Развития основных и специальных физических качеств. Упражнения для развития быстроты, скоростной и скоростно-силовой выносливости, гибкости, кондиционных и координационных способностей.
Тема 3. Техника самостраховки и акробатические элементы. Кувырки.
Кульбит. Рондад. Сальто с опорой на руки страхующих. Ходьба на руках.29
Тема 4. Техника борьбы в стойке. Подготовка бросков. Благоприятные моменты для бросков. Бросок захватом одной и двух ног. Бросок через спину захватом руки на плечо. Зацеп стопой. Отхват. Сбивания.
Тема 5. Техника борьбы лёжа. Переворачивания. Удержания. Болевые приёмы: узел руки и обратный узел руки поперёк, рычаг локтя заваливанием назад и кувырком вперёд, ущемление икроножной мышцы голенью.
Промежуточная аттестация в форме сдачи контрольных нормативов. Тема 6. Учебные и учебно-тренировочные схватки.
Тема 7. Защитные действия и приёмы. Расслабляющий удар в болевые точки. Добивающий удар. Защита от ударов руками. Защита от ударов ногами. Защита от ударов ножом снизу, сверху и сбоку. Защита от ударов короткой и длинной палкой.
Тема 8. Подвижные и спортивные игры, эстафеты. Футбол. Баскетбол.
Эстафеты с элементами акробатики, гимнастики и борцовской техники.
Тема 9. Основы тактики самбо. Разведка. Оценка обстановки. Принятие решения. Реализация решения. Основные положения правил проведения соревнований по борьбе самбо. Первая доврачебная помощь при травмах. Запрещённые приёмы и действия. Оценка технических действий.
Тема 10. Спортивно-массовые спортивные мероприятия. Участие в массовых спортивных мероприятиях и спортивных праздниках, конкурсах и
викторинах. Подготовка к показательным выступлениям перед обучающимися первого года обучения.
Тема 11.Соревнования. Участие в соревнованиях по самбо. Итоговая аттестация в форме сдачи контрольных нормативов.
5.Список используемой литературы
1. Агафонов Э.В., Хориков В.А. Борьба самбо: Учебное пособие. – Красноярская высшая школа МВД России, 1998
2. Гаткин Е.Я., Самбо для начинающих, Москва, ООО «Издательство АСТ», ООО «Издательство Астрель», 2001
3. Гаткин Е.Я., «Букварь самбиста», Москва, «Лист, 1997
4. Годик М.А. Совершенствование силовых качеств. Современная система спортивной подготовки. - М.: СААМ, 1995.
5. Гулевич Д.И., Г.Н.Звягинцев, «Борьба самбо», Москва, «Воениздат», 1976
6. Зверев С.М., Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, «Просвещение» Москва 1986
7. Литвинов Е.Н., Г.И. Погадаев и др. Методика физического воспитания учащихся 1-4 классов, «Просвещение» Москва 1997
8. Лях В.И., Физическая культура 1-4 классы, «Просвещение» Москва 2012
9. Мальков А.Л., Авторская образовательная программа по борьбе самбо, г.Гаврилов-Ям, 2008
10. Переверзин И.И., Школьный спорт в России, Москва 1994
11. Погадаев Г.И., Настольная книга учителя физической культуры, Москва, «Физкультура и спорт», 1998
12. Рудман Д.Л., Самбо. Техника борьбы лёжа. Нападение. Москва, «Физкультура и спорт», 1982
Используемые видеоматериалы:
1. «Самбо: Уроки самообороны»
2. «Искусство самбо»
3. «Искусство броска»
Используемые интернет-сайты:
1. www.minsport.gov.ru – Министерство спорта Российской Федерации
2. www.mon.gov.ru – Министерство образования и науки Российской Федерации
3. www.sambo.ru – Федерация самбо России
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Учебно-методическое пособие по дисциплине "История" для среднего профессионального образования
Тематика и планы семинарских занятий...
Учебно-методическое пособие по сольфеджио для 1 класса музыкальной школы – поурочные планы на 1-ое полугодие.
Предлагаемая работа- распределённый по урокам материал на 1-ое полугодие по предмету "сольфеджио" для детей 1 класса ДШИ, инструментальных отделов, не обучавшихся на подготовительном отделен...
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 1-15 из 48
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий. №№ 1-15 из 48...
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 1-15 из 48
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий. №№ 1-15 из 48...
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий.№№ 16-30 из 48
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий №№ 16-30...
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий №№ 31-48
Учебно- методический комплекс предмета: Устройство, текущее содержание и ремонт железнодорожного пути. Профессия: Монтер пути 2,3 разряда. Рабочие планы и технологические карты занятий №№ 31-48...
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на основе примерных для обеспечения образовательного процесса с учетом области деятельности, особенности.
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы и др.) на ос...