Межличностные отношения и их виды
статья

Антонова Алёна Игоревна

В данной работе рассмотрены межличностные отношения в сфере образования 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhlichnostnye_otnosheniya_i_ih_vidy.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Межличностные отношения и их виды. Психологический климат.»

Введение

Сегодняшняя жизнь, взорванная переменами, новым мышлением и действиями, создающими множество экономических и психологических трудностей, требует от человека всех его моральных и физических резервов, чтобы приспособиться к новым условиям и не просто выжить, но и победить - в первую очередь сам, а потом обстоятельства. Проблема личных отношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов.

Исследования, проведенные психологами и социологами, убедительно показывают, что мы чаще всего озадачены тем, как изменить других людей или ситуацию. Гораздо сложнее увидеть причину своих бед, личных неудач, безрадостной жизни в себе, в своем отношении к жизни и другим людям. В настоящее время очень выросло количество исследований межличностных отношений.

Необходимо определить роль, которую играют отношения между сверстниками в формировании благоприятного психологического климата в коллективе. Его актуальность заключается в выявлении скрытых механизмов, лежащих в основе межличностных отношений в команде. 1. Понятие межличностных отношений и их развитие Межличностные отношения являются неотъемлемой частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте. Межличностные отношения тесно связаны с различными типами социальных отношений. «Существование межличностных отношений в рамках различных форм общественных отношений - это как бы реализация безличных отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия». Межличностные отношения объективно переживаются, в той или иной степени осознанные отношения между людьми. Они основаны на различных эмоциональных состояниях взаимодействующих людей и их психологических характеристиках. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть либо официально закрепленными, либо свободными, межличностные отношения иногда называют выразительными, подчеркивая их эмоциональное содержание.

Взаимосвязь бизнеса и межличностных отношений в научном плане недостаточно развита.[1]

Проблема межличностных отношений является наиболее традиционной и развитой проблемой социальной психологии. Интерес к изучению малых групп возник давно, по сути, сразу после обсуждения проблемы взаимоотношений общества и личности и, в частности, вопроса о взаимоотношениях личности и среды ее формирования. Интуитивно понятно, что любой исследователь, приступающий к анализу этой проблемы, в качестве основной среды, в которой человек делает свои первые шаги и продолжает свой путь развития, «захватывает» небольшую группу. Очевиден тот простой факт, что с первых дней своей жизни человек ассоциируется с определенными небольшими группами и не только испытывает их влияние на себя, но только через них и через них получает первую информацию о внешнем мире и организует свою деятельность в будущем. Межличностные отношения включают три элемента: когнитивный (гностический, информационный), аффективный и поведенческий (практический, регуляторный).[2]

Когнитивный элемент включает в себя реализацию того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях. Аффективный элемент находит свое выражение в различных эмоциональных переживаниях людей об отношениях между ними. Эмоциональный элемент является ведущим.

«Это, прежде всего, позитивные и негативные эмоциональные состояния, конфликт состояний (внутриличностный, межличностный), эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, работой». Поведенческий компонент межличностных отношений реализуется и конкретными действиями. Если один из партнеров будет похож на другого, поведение будет дружеским, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если объект не приятный, то интерактивная сторона общения будет сложной.

Между этими полюсами поведения существует большое количество форм взаимодействия, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат коммуниканты.[2]

Социально-психологический климат развивается в течение некоторого времени активного существования групп, будучи рожденным как устойчивое образование из многократного воспроизводства социально-психологической атмосферы, которая, в отличие от климата, является нестабильной и кратковременной, изменчивой и изменчивой. Чтобы установить климат, нужно время и некоторая история жизни группы, а также нормальные 5 межличностные отношения и контакты в группе.

Атмосфера - это прямая психологическая реакция в виде благополучия группы жизненных агентов (беспокойство, повышение общего тонуса и т. д.). Учитель может влиять на атмосферу, и, изменяя ее, улучшая ее и каждый раз воссоздавая ее с благоприятными характеристиками, он в конечном итоге создает климат как долговременный и устойчивый групповой атрибут.[1] Мы называем характеристики социально-психологического климата благоприятными для развития личности:

1. доброжелательность в отношении поведения любого члена группы в благоприятном для него смысле;

2. безопасность как безусловное отсутствие агрессии против любого человека и готовности помочь;

3. выступление как конструктивная деятельность группы позитивной мотивации и мобильности группы;

4. инициативность как индивидуальная активность каждого члена группы и свободное проявление личного «Я»;

5. Мейджор и оптимизм как стремление группы к радостным перспективам. Характеристики неблагоприятного климата группы схожи: агрессивность, незащищенность, лень, пассивность, пессимизм, тупость, инерция. Эти характеристики определяют состояние молодого человека в группе, а ключевые отношения в группе определяют формирование ценностных отношений. Первое и второе тесно связаны.[3]

2. Функции и цели общения

Принято различать три функции общения: информационную, аффективную и регулятивную. Информационная функция связана с передачей партнерами общения информации друг другу, аффективная — с взаимообменом (по механизму заражения) эмоциями. Под регулятивной функцией имеется в виду такое психологическое воздействие одного партнера общения — индуктора — на другого — реципиента, которое должно вызывать у последнего изменение либо его поведения (когда руководитель, например, дает распоряжение подчиненному), либо его эмоционального состояния, либо свойств его личности (при воспитательных воздействиях).[2]

Цели общения могут быть функциональными и объектными. Функциональными целями общения могут быть:

• оказание помощи другому человеку;

6 • получение помощи;

• поиск партнера для беседы, совместной игры, деятельности и т. п. (т. е. партнера для взаимодействия);

• поиск человека, от которого можно получить понимание, сочувствие, эмоциональный отклик, похвалу;

• самовыражение (общение с теми, кто дает возможность проявить силу, ум, способности, умения);

• приобщение другого (других) к своим или общечеловеческим ценностям (воспитание, обучение);

• изменение мнения, намерения, поведения другого человека. В соответствии с содержанием общения выделяют следующие функции общения:

• информационную (передача-прием информации, знаний и умений);

• экспрессивную (понимание переживаний и эмоционального состояния друг друга; его изменение: ведь потребность человека в общении очень часто возникает в связи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние);

• регулятивную (обоюдное воздействие на партнера по общению с целью изменения или сохранения его поведения, активности, состояния, отношения друг к другу);

• социального контроля (регламентирование поведения и деятельности с помощью групповых и социальных норм путем использования позитивных — одобрение, похвала или негативных — неодобрение, порицание — санкций);

• социализации (формирование у членов коллектива умения действовать в интересах коллектива, понимать интересы других людей, выражать доброжелательность).[2]

3. Виды общения

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами. Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности. В этом случае мотив общения формируется на базе других потребностей: стремления к достижению (успех возможен только при общении и взаимодействии с другими людьми), потребности во власти (для этого нужны подчиненные), потребности в аффилиации (стремление 7 постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные отношения с ними).[3]

Вербальное общение чаще всего принимает форму разговора. Разговор, ставший для людей обычным делом, подчиняется определенным правилам, имеет определенный порядок и структуру.

Выделяют три типа разговора:

1) формализованный, где разговор следует строгой, заранее оговоренной регламентации (например, переговоры, совещания, конференции и т. д.);

2) полуформализованный, где отсутствует предварительно заданная регламентация, но все же какие-то каноны соблюдаются (светские беседы, официальные приемы);

3) неформализованный, где также существуют правила, которые, однако, регулируют не внешнюю, а внутреннюю, сущностную сторону разговора. Эти правила довольно гибкие, изменяемые в зависимости от ситуации (например, повседневные разговоры с близкими, знакомыми, случайными собеседниками). Вне зависимости от типа все разговоры подчинены единой логике, выраженной в последовательности фаз: инициирование (вызывание на разговор, завязывание его), сам разговор и его окончание.

Первая фаза неформализованного разговора включает в себя признание людьми друг в друге потенциальных собеседников, что может достигаться с помощью различных средств коммуникации, в том числе с помощью приветствия, взгляда. Неформализованный разговор характеризуется следующими признаками:

1) длительность разговора заранее не оговаривается;

2) речь, перебивая друг друга, одновременно ведут оба или несколько собеседников, но только до тех пор, пока они не убеждаются, что они не понимают друг друга;

3) порядок вступления в разговор каждого участника и время его высказывания не регламентируются;

4) в процессе разговора участники используют различные приемы, чтобы взять слово или перейти на позицию слушателя. Такими приемами могут быть задаваемый собеседнику вопрос или взятие паузы.[1]

Выделяют также вербальное, невербальное и проксимальное общение. Вербальное общение — это общение с помощью языка. По своим коммуникативным возможностям оно гораздо богаче всех остальных видов общения, хотя и не в состоянии их заменить. Невербальное общение — это общение с использование неречевых средств — мимики, жестов, через сенсорные и телесные контакты. Проксимальным называют общение, которое осуществляется через особое расположение людей в пространстве относительно друг друга. Э. Холл 8 установил, что расположение людей на определенном расстоянии друг от друга отражает информацию об отношениях между людьми. Он выделил четыре расстояния (зоны), свидетельствующие о различных взаимоотношениях людей:

#1055;убличная зона. Она составляет от 3,5 м и больше и указывает на то, что в процессе общения находятся люди, не имеющие каких-либо личных или деловых отношений, и что они не намерены идти на сближение друг с другом или установление личных взаимоотношений. Это зона, в пределах которой относительно друг друга располагаются люди во всех случаях их публичного общения.

#1057;оциальная зона. Она составляет от 1,2 до 3,5 м и указывает на то, что общающиеся люди являются знакомыми, партнерами или коллегами по работе и между ними сложились не только деловые взаимоотношения.

#1051;ичная зона. Она равна примерно 45 см — 1,2 м. В пределах этой зоны располагаются люди, между которыми сложились личные взаимоотношения, не переходящие, однако, в интимные. #1048;нтимная зона. Она составляет от 0 до 45 см. В эту зону допускаются только самые близкие люди, между которыми сложились интимные отношения или которые готовы пойти на установление таких отношений. [3]

4. Перцептивная сторона общения

Социальная перцепция – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна.

Экспериментально обнаружено 4 основных способа интерпретации внешности и личностных характеристик человека: 1) Аналитический – каждый из элементов внешности связывается с конкретным психологическим свойством личности (массивный подбородок – хорошо развитые волевые качества, пухлые губы – чувственность, сексуальность, худой – злой, полный – добрый, высокий лоб – признак большого ума и т.п.);

2) Эмоциональный – качество личности приписывается человеку в зависимости от эстетической привлекательности его внешности; 3) Индивидуально-ассоциативный – человеку приписываются качества другого человека, внешне на него похожего; 9 4) Социально-ассоциативный – человеку приписываются качества того социального типа, к которому он отнесен, на основе восприятия его внешности.[1]

В результате стереотипизации формируется социальная установка – предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Установка может помогать воспринимать образ другого человека более правильно, действуя по принципу «увеличительного стекла» при аттракции, а может и блокировать нормальное восприятие, подчиняясь принципу «искажающего зеркала». В любом случае установка является своеобразным фильтром доверия или недоверия по отношению к поступающей информации.

Слагаемые человеческого обаяния:

• внешняя привлекательность,

• склонность к общению и лидерству,

• легкая адаптация к новым условиям,

• умение сохранять уверенность в кругу незнакомых людей,

• терпимость к инакомыслию,

• психологическая андрогиния (наличие у человека психологических качеств, присущих противоположному полу).[3]

Заключение

Человек – как существо социальное – неразрывно связан с обществом. В процессе своего взаимодействия с окружающим миром человек выполняет различные роли. Ведь каждый может быть чьим – то другом, товарищем, членом какого-либо коллектива. Даже в самых мимолетных контактах в транспорте, на улице, в магазине – возникают элементы межличностных отношений. Человек испытывает различные эмоции и чувства, кого-то любит, уважает или нет, ценит или пренебрегает, стремиться кому-либо помочь или, наоборот, будет равнодушен к проблемам другого человека. В процессе продолжительного общения возникают устойчивые отношения, характер которых зависит как от индивидуальных качеств личности, так и от норм, принципов, ценностей, принятых в обществе. 10 Список используемой литературы 1. Ильин Е.П., Психология общения и межличностных отношений 2. Психология межличностных отношений / А.Л. Церковский, О.И. Гапова, Е.А. Скорикова. – Витебск: ВГМУ, 2017 3. "...Психология семейных отношений.— М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие межличностных отношений у студентов педагогического колледжа во вне учебной деятельности

Современная  образовательная  ситуация предъявляет новые требования к личностным и  социальным установкам, мировоззрению личности,  социальной направленности,  профессионально...

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ...

Роль межличностных отношений в образовательном процессе

Рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса....

Методическая разработка "Межличностные отношения"

"Межличностные отношения в группе"-Методическая разработка...

Межличностные отношения старшеклассников

Межличностные отношения старшеклассников. Исследование...

практическое занятие Изучение межличностных отношений в группе сверстников

Практическое занятие Изучение межличностных отношений в группе сверстников предназначено для студентов по специаальности 44.02.01 Дошкольное образование по МДК 02.06. В работе представлен теоретически...

Статья "Формирование межличностных отношений в групповом коллективе. Развитие коммуникативных навыков через тренинговую работу"

Психологическая атмосфера, которая складывается в групповом коллективе не должна остаться без внимания для каждого педагога. Благоприятные межличностные отношения подростков положительно влияют не тол...