Беседа для студентов «Помним, чтобы не повторить…..»
методическая разработка

30 октября День памяти жертв политических репрессий, он посвящён событиям, которые невозможно вычеркнуть из истории страны, потому, что они касаются многих российских семей. Многие поэты и писатели стремились выразить свою боль и протест против несправедливости, показать трагизм судеб миллионов людей, пострадавших от произвола власти. Их произведения стали памятником жертвам репрессий и напоминанием о том, что такое никогда не должно повториться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 30_oktyabrya_den_politrepresiy.docx20.98 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа для студентов проживающих в общежитии Байкальского Базового Медицинского Колледжа Министерства Здравоохранения Республики Бурятия.

Цель: 

  1. Сформировать у учащихся представление о том, что такое репрессии и кого называют жертвами политических репрессий.
  2. Воспитать патриотические чувства учащихся.

Задачи:

  1. Формировать представление о событиях 30-х годов 20 века.
  2. Показать бессмысленную жестокость репрессий с одной стороны, и необыкновенную стойкость и преданность своей стране людей, прошедших через «маховик» репрессий.

Актуальность: 30 октября День памяти жертв политических репрессий, он посвящён событиям, которые невозможно вычеркнуть из истории страны, потому, что они касаются многих российских семей. 30 октября – особый день, день памяти погибшим в годы репрессий. В нашей стране много памятных дат. Даже слишком много. Временами одни забываются, им на смену приходят другие. Может быть, они не настолько близки каждому из нас, а может в житейской суете нам некогда о них думать. Но забывать про это нельзя.

Тысячи людей были вынуждены провести лучшие годы в лагерях или были расстреляны по политическим мотивам. Немало жителей страны из-за своих убеждений оказались на принудительном лечении в психиатрических больницах, были поражены в правах. Чтобы россияне не забывали об этой части истории, после распада СССР был установлен специальный день памяти и скорби. 

Политические репрессии в Советском Союзе стали одной из самых трагичных страниц его истории. Они начались практически сразу после Октябрьской революции 1917 года и продолжались вплоть до распада СССР в 1991 году. Репрессии были направлены против различных слоев населения, включая представителей интеллигенции, крестьянства, религиозных деятелей, военных, партийных работников и даже простых граждан, которых власти считали «врагами народа».

Массовые потери населения: По разным оценкам, общее количество жертв политических репрессий составляет от нескольких миллионов до десятков миллионов человек. Люди гибли в результате массовых расстрелов, умирали в лагерях от голода, болезней и тяжелых условий труда.

 Разрушение социальной структуры: Репрессии разрушили традиционные социальные связи, уничтожили целые слои общества, такие как дворянство, духовенство, интеллигенция и зажиточные крестьяне. Это привело к утрате культурного наследия и ослаблению национальной идентичности.

Кто подвергся репрессиям в советское время?

Установить точное число пострадавших от репрессий практически невозможно. Называются разные цифры. По некоторым данным с 1921 по 1985 годы от 5 до 5,5 миллионов человек были осуждены только по политическим обвинениям органами государственной безопасности и приговоренные судебными инстанциями к смертной казни, к разным срокам заключения в лагерях и тюрьмах или к ссылке. Приговор нередко выносился без суда и следствия. В разные периоды советской истории репрессии велись по нескольким идеологическим направлениям. 

Атеизм против веры

С 1917 года начались гонения на священнослужителей и верующих. Были разрушены, взорваны и разграблены многие храмы. Многих священников расстреливали без суда и следствия. При этом одинаково «опасными» объявлялись православные, католики, протестанты, мусульмане, буддисты. В 1923-1924 годах было арестовано около 1,5 тысяч священнослужителей, а в 1931-1932 годах – уже около 20 тысяч. Периодически проводились показательные групповые процессы, нередко священников и верующих казнили.

Раскулачивание

Раскулачивание – это принудительная депортация зажиточных крестьянских семей и «середняков», которых объявили «кулаками», в отдаленные районы СССР с передачей их имущества, инвентаря и хозяйств колхозам. Раскулачиванию подверглись, по разным оценкам, от 3 до 4,5 миллиона человек. Часть из них были расстреляны или отправлены в лагеря, 1,8 миллиона — сосланы в необжитые районы страны, немало из них до места ссылки не доехали и скончались в пути. Остальных расселили в пределах своих же областей. Места ссылки: Новосибирская, Тюменская, Томская, Архангельская области, Красноярский край, Урал и Казахстан. Многие крестьяне раздавали и продавали свое имущество и бежали в города, спасаясь от репрессий и голода.

Партийные чистки

В 1930-е годы Сталин провел жесткую чистку партийных рядов. Около 20% членов было исключено из партии. Большинство партийцев, занимавших высокие посты в руководстве страны, были казнены или убиты. Эта участь постигла всех бывших соратников Сталина – Каменева, Зиновьева, Бухарина, Троцкого. Кроме того, по обвинению в подготовке военного переворота в 1937-1938 годах (это пик сталинских чисток) были репрессированы высшие чины Красной армии, в том числе казнен маршал Тухачевский.

Военнопленные

Во время Великой Отечественной войны немецкие войска захватили в плен несколько миллионов советских солдат. Некоторые военнопленные перешли на сторону фашистов, участвовали в карательных операциях и охраняли оккупированные территории. И хотя подобной деятельностью занималась небольшая часть военнопленных-коллаборационистов, после войны в СССР стали подозрительно относиться ко всем, кто побывал в немецком плену. Часть военнопленных попали в фильтрационные лагеря – военные тюрьмы строгого режима, еще часть – в рабочие батальоны, занимавшиеся восстановлением разрушенных во время войны объектов.

Диссиденты

В 1950-е годы при Хрущеве жертвах сталинских репрессий частично реабилитировали, наступила «оттепель», и у советских граждан появилась надежда на смягчение режима и реформирование существующего строя. Появились те, кто стал открыто заявлять о своих политических взглядах и о несогласии с принятой идеологией. Их стали называть «диссидентами». В 1960-х борьба с «инакомыслием» началась с новой силой. Под давлением государства некоторым пришлось уехать, они были лишены советского гражданства. Среди известных диссидентов — академик Андрей Сахаров, поэт Иосиф Бродский, музыкант Мстислав Ростропович, писатель Александр Солженицын.

Какие же выводы?

Первое и очевидное — мы должны понимать, что репрессии — это зло, зло и социальное, и личное зло тех, кто их устраивал. Никакого оправдания этому злу — ни прагматического, ни богословского — нет.

Второе — это правильное отношение к жертвам репрессий. Не следует их всех скопом считать идеальными. Это были очень разные люди, и в социальном, и в культурном, и в нравственном смысле. Но воспринимать их трагедию нужно безотносительно их индивидуальных особенностей и обстоятельств. Все они не были виноваты перед властью, подвергшей их страданиям. Мы не знаем, кто из них праведник, кто грешник, кто сейчас в раю, кто в аду. Но мы должны их жалеть и молиться за них. А вот чего точно не надо делать — это не надо спекулировать на их памяти, отстаивая наши собственные политические взгляды в полемике. Репрессированные не должны стать для нас средством.

Третье — надо четко понимать, почему эти репрессии стали в нашей стране возможными. Причина их не только в личных грехах тех, кто был в те годы у руля. Главная причина — это радикальное мировоззрение, в данном случае, основанное на безбожии и на отрицании всей предшествующей традиции — духовной, культурной, семейной и так далее. Большевики хотели выстроить рай на земле, при этом позволяли себе любые средства. Нравственно лишь то, что служит делу пролетариата, утверждали они. Неудивительно, что они оказались внутренне готовы убивать миллионами. Важно при этом знать, что репрессии бывали в разных странах, в том числе и в нашей.

Глядя на разные ужасы прошлого, мы часто произносим фразу «этого не должно повториться». Но это может повториться, если отбросить моральные и духовные барьеры, если исходить исключительно из прагматики и идеологии. И неважно, какого цвета будет эта идеология — красного, зеленого, черного, коричневого... Все равно кончится большой кровью.

Многие поэты и писатели стремились выразить свою боль и протест против несправедливости, показать трагизм судеб миллионов людей, пострадавших от произвола власти. Их произведения стали памятником жертвам репрессий и напоминанием о том, что такое никогда не должно повториться.

  • Александр Исаевич Солженицын - крупный русский писатель и лауреат Нобелевской премии, был арестован 9 мая 1945 года за критику установившихся в стране порядков и власти. Приговорили Солженицына к вечной высылке и 8 годам лагерей.
  • Осип Эмельевич Мандельштам - один из крупнейших поэтов XX-го века, был арестован в ночь с 16 на 17 мая 1934 года. Арестовали поэта, по всей видимости, за прилюдное чтение крамольного стихотворения: "Мы живем под собою не чуя страны". Сначала его выслали в Чердынь, но потом, после вмешательства в дело Сталина, Мандельштаму самому разрешили выбрать город, куда его сошлют, и Осип выбрал Воронеж. В мае 1937 года поэт вернулся в Москву, так как закончился срок ссылки. Но это было только начало столкновения Осипа Мандельштама с машиной Советской репрессии. В ночь с 1 на 2 мая 1938 года поэта арестовали во второй раз. В обвинительном заключении было указано, что поэт несмотря на запрет вернулся в Москву и вел антисоветскую агитацию. Мандельштам был приговорен к 5-ти годам лагерей и этапирован на Дальний Восток.
  • Николай Степанович Гумилев - виднейший поэт Серебряного века, прозаик и путешественник, был арестован 3 августа 1921 года. Причиной ареста было подозрение в заговоре "Петроградской боевой организации В. Н. Таганцева". Существует несколько версий об участии поэта в этом заговоре: некоторыми исследователями он признается полноценным участником, другие же считают, что заговора не было вовсе. Долго не могли установить точное время расстрела, но в итоге выяснили: что расстрел был произведен в ночь с 25 на 26 августа 1921 года. Точное место погребения до сих пор неизвестно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Сохраним, чтобы помнили..."

Данный проект создан совместно с организацией "Боевое братство" и Советом ветеранов Наро-Фоминского муниципального района....

ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ ПОСВЯЩАЕТСЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ "ЧТОБЫ ПОМНИЛИ"

70-летию Великой Победы в Великой Отечественной войне...

Классный час. Чтобы помнили

Классный час. Чтобы помнили...

Методическая разработка классного часа на тему: ХОЛОКОСТ: ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ НЕ ПОВТОРИЛОСЬ

Данная методическая разработка может использоваться для проведения классных часов патриотической тематики в любом образовательном учреждении для обучающихся в возрасте от 16 лет. Предлагаемое меропри...

Классный час «Помнить, чтобы жизнь продолжалась». (Трагедия Беслана.)

СЛАЙД № 1(название презентации)Всего лишь несколько лет назад человечество вступило в XXI век и в третье тысячелетие. После окончания “холодной войны” мы, как и все народы земли, ожидали э...

Урок мужества по теме «Холокост. Помнить, чтобы жить!»

Урок мужества по теме «Холокост. Помнить, чтобы жить!» направлен на  формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида.  Информация мероп...