Характеристика общей выносливости как вид физического качества
методическая разработка
Критерием выносливости является время, в течение которого реализуется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (бег, плавание, ходьба и т.п.) измеряется минимальное время, затрачиваемое на выполнение заданной дистанции. В игровых видах физических упражнений и единоборствах измеряют время, в течение которого выполняется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), признаком выносливости является правильное по технике и стабильное выполнение двигательного действия. Различают общую и специальную выносливость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya2.docx | 17.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика общей выносливости как вид физического качества
Выносливость – это умение сопротивляться физическому утомлению в процессе мышечной деятельности.
Критерием выносливости является время, в течение которого реализуется мышечная деятельность определенного характера и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (бег, плавание, ходьба и т.п.) измеряется минимальное время, затрачиваемое на выполнение заданной дистанции. В игровых видах физических упражнений и единоборствах измеряют время, в течение которого выполняется уровень заданной эффективности двигательной деятельности. В сложнокоординационных видах деятельности, связанных с выполнением точности движений (спортивная гимнастика, фигурное катание и т.п.), признаком выносливости является правильное по технике и стабильное выполнение двигательного действия. Различают общую и специальную выносливость.
Общая выносливость — это умение длительно выполнять работу умеренной интенсивности при максимальном функционировании мышечной системы. По-другому данный вид выносливости называют аэробной. Человек, который в состоянии выдержать длительный бег в умеренном темпе достаточно длительное время, может выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возможности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и биомеханическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимизации жизнедеятельности, выступает как важный компонент физического здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой развития специальной выносливости .
Средствами развития общей (аэробной) выносливости являются упражнения, вызывающие максимальную производительность как сердечно-сосудистой, так и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника; интенсивность работы может быть умеренной, большой, переменной; суммарная длительность выполнения упражнений составляет от нескольких до десятков минут.
В практике физического воспитания применяют огромное количество самых разных по форме физических упражнений циклического и ациклического характера, например бег на длительные дистанции, бег по пересеченной местности (кросс), езда на лыжах и велосипеде, бег на коньках, плавание, игры и игровые упражнения, упражнения, выполняемые по методу круговой тренировки (включая в круг 7—8 и более упражнений, выполняемых в среднем темпе) и др. Основные требования, предъявляемые к ним, следующие: упражнения необходимо выполнять в зонах умеренной и большой мощности работ; продолжительность таких упражнений от нескольких минут до 60—90 мин; работа осуществляется при глобальном функционировании мышц.
Основными методами развития общей выносливости являются: 1) метод слитного (непрерывного) упражнения с умеренной и переменной нагрузкой; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) метод круговой тренировки; 4) игровой метод; 5) соревновательный метод.
Для формирования общей выносливости чаще всего применяются циклические упражнения, продолжительность которых не менее 15-20 минут, выполняемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом придерживаются следующих правил .
Доступность. Сущность правила доступности в том, что нагрузка должна соответствовать индивидуальным возможностям занимающихся. Также необходимо учитывать особенности возрастного развития, пол и уровень общей физической подготовленности. После определенного времени в организме человека произойдут изменения физиологического состояния, т.е. организм адаптируется к нагрузкам. Следовательно, необходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Таким образом, доступность нагрузки обозначает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия се на организм занимающегося без ущерба для здоровья.
Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом задается системой и последовательностью воздействий нагрузки. Добиться положительных результатов в воспитании общей выносливости возможно только в том случае, если будет соблюдаться строгая повторяемость нагрузочных требований и отдыха, а также непрерывность тренировочных занятий. В работе с начинающими спортсменами дни тренировочных занятий по воспитанию выносливости обязательно должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега его необходимо сочетать с ходьбой, т.е. ходьба выступает как отдых перед очередным бегом.
Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систематического повышения нагрузки. Значительных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно добиться только в том случае, если нагрузка будет увеличиваться постепенно. Следовательно, необходимо найти меру повышения нагрузочных требований и меру длительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Используя метод равномерного упражнения, необходимо, прежде всего, определить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140-150 уд/мин. Для школьников в возрасте 8-9 лет продолжительность работы 10-15 мин; 11-12 –15-20 мин; 14-15 лет – 20-30 мин .
Значительный эффект при воспитании общей выносливости дает метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, стимулирующим функциональные перестройки сердечной деятельности. Повышается потребление кислорода, увеличивается ударный объем крови и т.д. Основная сложность при применении данного метода заключается в правильном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха. Если интенсивность работы выше критической (75-85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, то повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120-130 уд./мин. Длительность повторной работы 1-1,5 мин, характер отдыха – активный. Число повторений определяется возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3-5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения используется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение свыше 2-3 месяцев не рекомендуется [49].
Фитнес-клубы, спортивные оздоровительные центры и студии включают в занятие специальные программы по тренировке выносливости. Одновременно увеличились предложения по изготовлению различного оборудования, способствующего развитию данного качества. Уверенная походка, ловкость приносят удовлетворение от занятий, радость жизни, повышают чувство уверенности. Специальные тренировочные программы способствуют наращиванию мускулатуры, укреплению суставов, снижению риска получения травмы в быту и во время занятий физической культурой и спортом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по воспитанию общей выносливости на уроках физической культуре
В данной работе дается определение общей выносливости , видах выносливости, методах тренировки общей выносливости. Приводится примерный план тренировки на неделю....
Учебно-исследовательская работа "РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
Министерство образования и науки Челябинской областиГБОУ СПО (ССУЗ) Челябинский педагогический колледж №1 РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗ...
Методические рекомендации Комплексы лечебных упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, развития зрения, профессионально-прикладных физических качеств на уроках физической культуры для студентов 1-4 курсов специ
Комплексы упражнений и мероприятий по профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата, улучшения и развития зрения, развития профессионально-прикладных физических качеств предназначены для студ...
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»
Статья на тему «Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры с элементами баскетбола»Предназначена для пе...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ УРОК ПО ТЕМЕ: «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ УЧАЩИХСЯ»
Данная разработка представляет собой конспект нестандартного урока физкультуры, проведение которых в системе, помогает решить одну из главных задач физического воспитания в современной школе - формиро...
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9-10 ЛЕТ
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему :РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ 9-10 ЛЕТ...
Развитие общей выносливости у детей среднего школьного возраста с задержкой психического развития на уроках физической культуры
Загрязнение окружающей среды оказывает серьезное негативное влияние на здоровье, особенно на психическое, увеличивая распространенность аллергии, респираторных заболеваний, инфекций, тревожности и деп...