Требования ФГОС ООО к результатам обучения иностранному языку_
методическая разработка
Требования ФГОС ООО к результатам обучения иностранному языку_
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_fgos_ooo_k_rezultatam_obucheniya_inostrannomu_yazyku_.docx | 28.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на ГМО учителей английского языка
Реализация требований к результатам освоения выпускниками школы программы основной школы по английскому языку
Иманкулова Айжан Жмабаевна, учитель английского языка
2022
Основная цель обучения иностранному языку в школе - развитие коммуникативной компетентности, личностное развитие школьника, который готов и способен коммуницировать на иностранном языке, способен к дальнейшему саморазвитию.
ФГОС выделяет основные принципы современного образования, а именно:
1) ориентация на результаты и реализация деятельностного подхода;
2) обучение умению учиться;
3) включение содержания обучения в решение жизненных задач;
4) учебное сотрудничество всех участников образовательного процесса[1].
Общество переходит от традиционных средств к применению дистанционных ресурсов, следовательно, информационно коммуникационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей жизни во многих сферах, включая образование. Работа с данными технологиями является одним из требований ФГОС нового образца основного общего образования: «Информационно-методические условия для реализации программы общего образования должны подкрепляться современной информационно-образовательной средой, которая включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационно-коммуникационных технологий: компьютеры, другое ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, которые обеспечивают обучение в современной информационно-образовательной среде»[2].
В современной школе учащемуся нужно усвоить и отработать на практике огромные объемы информации, и потому традиционные формы работы сегодня не позволяют достичь высоких результатов. Это особенно актуально при обучении иностранному языку, потому что для овладения всеми навыками речи (говорением, аудированием, чтением и письмом), а также лексическим и грамматическим аспектами требуется очень много практики. В связи с этим важным является вопрос внедрения в систему обучения школьников новых технологий, которые позволили бы повысить эффективность учебного процесса.
По нашему мнению, такой технологией является смешанное обучение, которое, являясь синтезом традиционного обучения и обучения с применением компьютерных технологий, позволяет взять от них лучшее, делая учебный процесс индивидуализированным и позволяя строить индивидуальную образовательную программу для каждого ученика, что необходимо для реализации ФГОС НОО, ООО и СОО. Кроме того, данная технология помогает решить задачи, поставленные в рамках нацпроекта «Образование», а именно способствует «Созданию ... современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней»[3].
Согласно Федеральному государственному стандарту образования, целью преподавания иностранного языка в школах является формирование коммуникативной компетентности учащихся и достижение высоких личных результатов[4].
Основной целью преподавания иностранных языков в школе является формирование коммуникативной компетенции иностранного языка. В ФГОС говорится, что коммуникативные компетенции – это овладение всеми видами речевой деятельности, основами устной и письменной речи, умение и навыки использования языка в различных областях и ситуациях общения, соответствующие опыту, интересам, психологическим особенностям учеников начальной школы на различных ее этапах[5]. Иными словами, коммуникативная компетентность – это знания, умения и навыки. А для того, чтобы добиться формирования коммуникативной компетентности, важно выучить язык наиболее интенсивно и полно. Формирование коммуникативной компетентности учащихся рассматривается как основа успешной социальной деятельности человека.
ФГОС начального и базового общего образования - составная часть Федерального государственного общеобразовательного стандарта.
ФГОС обеспечивает:
- единство пространства образования в России;
- преемственность программ основного образования в начальном, начальном и среднем (полном) общем образовании[6].
ФГОС содержит требования к:
- основной образовательной программе общего образования, включая требования к соотношению частей основной программы общего образования к их объему, а также соотношение обязательной части основной программы общего образования к части, формируемой участниками образовательного процесса;
- условиям реализации программы основного общего образования, включая условия финансового, кадрового, материально-технического и проч. характера;
- результатам разработки образовательной программы общего образования[7].
ФГОС - основа для объективного оценивания образовательного уровня, квалификации выпускника независимо от вида обучения.
Особенности внедрения ФГОС ООО предопределены спецификой Стандарта и связаны с особенностями трех составляющих стандарта:
- Требования к результатам освоения основных образовательных программ;
- Требования к структуре основной общеобразовательной программы;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы.
Требования к результатам представлены описанием предметных, метапредметных и личностных результатов и указываются в примерных основных образовательных программах в виде планируемых результатов по учебным предметам, результатам освоения междисциплинарных программ.
Метапредметные результаты в начальной школе следует понимать как освоенные универсальные учебные действия, в средней школе добавляется умение использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять образовательную деятельность, выстраивать индивидуальный образовательный план[8].
Итоговая оценка учитывает формирование навыков реализации индивидуальных проектов. Итоговая аттестация формируется из двух компонентов: результатов промежуточной аттестации и государственной (итоговой) аттестации выпускников. Результаты промежуточного оценивания свидетельствуют о динамике индивидуальных достижений обучающегося, а второй компонент закрепляет не только знания, умения и навыки, но и уровень овладения основной образовательной программой, включая основные методы действий, умение решать практические и учебные задачи[9].
По мнению Е.И. Пассова[10], никакого речевого умения не будет, если человек не владеет необходимым запасом слов и не умеет правильно их использовать, не умеет грамотно построить несколько фраз, не умеет произнести слово так, чтобы оно звучало правильно, то есть должны быть сформированы лексические, грамматические и орфоэпические навыки.
Лексика представляет собой совокупность слов, устойчивых выражений, фразеологических единиц, речевых клише и т.д. Слово – минимальная единица лексики и более сложный феномен, чем это может показаться на первый взгляд.
Перед изучающим иностранный язык стоит несколько проблем: умение провести правильную связь между значением слова и употреблением его в конкретной речевой ситуации, использовать правильную фонематическую и грамматическую форму слова, а также уметь предугадывать значение посредством установления аналогий с уже знакомыми словами.
Согласно Федеральному Государственному стандарту обучения, лексический минимум выпускников средней школы должен составлять примерно одну тысячу четыреста лексических единиц, на профильном уровне – одну тысячу шестьсот[11]. На наш взгляд, такая задача для учащихся представляется трудновыполнимой, так как для практики, закрепления и повторения лексических единиц учителя, как правило, отводят недостаточно времени, оставляя именно лексику на самостоятельное изучение.
Итак, можно подытожить, что в современной информационно-образовательной среде обучение иностранному языку характеризуется своими особенностями, обусловленными спецификой иностранного языка как предмета, которая видится нам в том, что основным компонентом содержания обучения иностранным языкам являются не основы определенных наук, а способы и средства деятельности, в частности, обучение говорению, аудированию, чтению и письму как видам коммуникативной деятельности.
Л.В. Щерба утверждает, что «обучение иностранному языку – это обучение деятельности: овладение речью, общение, формировании речемыслительной деятельности»[12].
Во второй половине XX ст. была выделена группа предметов, формирующих умения, связанные с общением, к которым отнесли родной и иностранный языки.
Другой особенностью предмета «Иностранный язык» является возможность общаться по любой теме, соответствующей возрасту и интересам учащихся.
Цель изучения иностранного языка как носителя информации (об истории, культуре и т.д.) – это формирование коммуникативной компетенции, а не обучение определенному кругу идей, понятий. Исключение составляют языковые понятия и знание языковой системы, необходимые для функционирования языка как средства коммуникации.
Таким образом, иностранный язык выступает и как цель, и средство обучения. Отличие предмета «Иностранный язык» от предмета «Родной язык» заключается в объёме речевой практики. В отличие от родного языка, общение на иностранном языке ограничивается уроками (определенным количеством часов в неделю).
Специфика предмета «Иностранный язык» предполагает эффективное использование технологий дистанционного обучения, основными особенностями которого являются удаленное взаимодействие всех участников учебного процесса и более самостоятельная работа, интерактивность, подбор и структурирование учебного материала, педагогические технологии и т.д.
В соответствии с новым профессиональным стандартом педагога, развитие метадеятельности включает следующие аспекты:
1) универсальная функциональная компетенция как способность нормативно реализовывать социальные роли, основанная на эффективном приобретении теоретических знаний и имеющегося практического опыта в различных сферах общественной деятельности (политика, технологии, культура, экономика);
2) надфункциональная грамотность как совокупность знаний, развитие духовно-нравственной сферы и интеллектуального потенциала педагога, превышающая планку функционально необходимых требований,
3) творческая грамотность как способность к грамотной инновационной деятельности, способность разрабатывать и создавать новый образовательный продукт, обогащать накопленный социальный опыт личным вкладом[13].
По мнению В. В. Смирновой, «методологическая компетенция – это составная часть профессиональной компетенции, которая может обеспечить творческую направленность педагогической деятельности учителя, включающая в себя объективную оценку его способностей и способностей обучающегося, владение общей культурой интеллектуальной (научной) деятельностью, способность ориентироваться в текущих интеграционных процессах, тенденциях развития мирового образовательного пространства»[14].
Основной составляющей формирования педагога является развитие его специальной предметной компетенции, в ходе которой проводится работа по овладению знаниями и навыками, формированию смыслов и ценностей, решению профессиональных задач путем моделирования конкретной образовательной среды, построению индивидуального пути профессионального развития, решению личных образовательных задач.
Компетентность преподавателя иностранного языка состоит из нескольких компонентов: мотивационная, когнитивная, диагностическая, проектная, коммуникативная, организационная, творческая, рефлексивная. В рамках подготовки к внедрению нового поколения ФГОС, основанного на компетентностно-ориентированном подходе, особую актуальность приобретает проблема подготовки будущих специалистов общей профессиональной компетенции в целом и различных типов специализированных компетенций, в частности.
Что касается общих профессиональных компетенций, то следует отметить, что Совет Европы выделил пять ключевых компетенций, которыми должны владеть все молодые специалисты, включая преподавателя иностранных языков:
1) политические и социальные компетенции – способность брать на себя ответственность, участвовать в групповом принятии решений, разрешать конфликты без насилия, участвовать в поддержании и совершенствовании демократических институтов;
2) общекультурные компетенции, в следующих областях: мультикультурное общество, межкультурные компетенции – признание различий, уважение к другим и способность жить вместе с людьми, принадлежащими к другим культурам, языкам и религиям;
3) компетенции, связанные с владением устной и письменной речью, знание нескольких языков;
4) компетенции, связанные с растущей информатизацией общества – владение современными интернет технологиями, понимание их применения, сильных и слабых сторон и способов критической оценки информации, распространяемой средствами массовой информации и рекламой;
5) способность к самообразованию как основе для профессиональной компетенции.
Урок иностранного языка интересен и для учеников, и для учителя, когда он современен в самом широком смысле этого слова. Главное отличие современного подхода - ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Результатами являются не только предметные знания, но и умение применять эти знания на практике.
Требования, предъявляемые к уроку иностранного языка, подразумевают то, что урок хорошо организован, проведен в хорошо оборудованном кабинете, имеет хорошее начало и хорошее окончание.
Учитель должен планировать свою собственную деятельность и деятельность учащихся и четко излагать тему, цель и задачи урока:
- урок должен носить сложный и развивающий характер: учитель направляет учащихся на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- заключение делают сами ученики;
- основное внимание на уроке уделяется детям;
- учитывают такие аспекты, как профиль класса, устремления учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи[15].
Современные формы уроков:
- урок изучения нового,
- урок консолидации обучения,
- урок интегрированного управления знаниями,
- урок по обобщению и систематизации знаний,
- урок по мониторингу, оценке и коррекции знаний.
Методы современного обучения:
- метод проектов;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии (интеграция).
Таким образом, иностранный язык как предмет изучения обладает большим воспитательным потенциалом, который в полной мере учитывается при разработке современных учебно-методических комплексов для общеобразовательных школ, где значительное место отводится формированию ценностно-эстетических идеалов в соответствии с ФГОС. Ценностные ориентиры содержания предмета «Иностранный язык» базируются на концепции духовно-нравственного развития и личностного воспитания российских граждан, которая является методологической основой реализации ФГОС общего образования. В образовательном процессе российские школьники, представлены в ситуациях, позволяющих на доступном уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, уважение к родителям, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в различных его проявлениях. Значительное место отводится современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознания необходимости сохранения разнообразия природы не только родной страны, но и всей планеты, что закладывает основу формирования экологического сознания школьников.
В соответствии с требованиями ФГОС, в структуре планируемых результатов представлены личностные и метапредметные результаты, так как их достижение обеспечивается всей совокупностью учебных дисциплин[16].
Требования ФГОС к результатам освоения основных образовательных программ по предмету «Иностранный язык» и конкретизация их планируемых результатов представлены в типовой программе по иностранному языку с учетом целевых задач изучения предмета.
Метапредметными результатами изучения иностранного языка в общеобразовательной школе являются:
- развитие способности взаимодействовать с другими учащимися;
- развитие коммуникативных способностей учащегося, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер;
- формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением работать в координации с различными компонентами учебно-методического комплекта (учебник, рабочая тетрадь, справочные материалы и т.д.)[17].
Предметные результаты освоения предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта основного общего образования второго поколения:
- приобретение навыков общения с носителями иностранного языка на основе их разговорных способностей и потребностей;
- овладение языковыми понятиями, необходимыми для овладения устной и письменной речью на среднем уровне на иностранном языке[18].
Учитывая вышесказанное, можно сделать выводы, что:
- основной целью обучения иностранному языку является развитие компетентности в общении на иностранном языке, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка;
- качественному формированию собственно лексических навыков на уроках английского языка с применением дистанционных образовательных технологий уделяется недостаточно внимания.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 05.12.2019).
[2] Там же.
[3] Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г.) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 16 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c 23f0055ca4 (дата обращения: 31.10.2019).
[4] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 05.12.2019)
[5] Там же.
[6] Там же.
[7] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 05.12.2019).
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] Пассов Е.И. Урок иностранного языка: учебное пособие / Е. И. Пассов, Н. Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С. 143.
[11] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 05.12.2019).
[12] Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. – Л., 1974. – С. 49.
[13] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 05.12.2019)
[14] Смирнова В. В. Методологическая компетентность педагога в контексте непрерывного образования // Человек и образование. – 2018. – № 4 (17). – С. 101.
[15] Пассов Е.И. Урок иностранного языка: учебное пособие / Е И. Пассов, Н.Е. Кузовлева. – Ростов н/Д: Феникс, 2015. – С. 68-69.
[16] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 05.12.2019).
[17] Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5–9 кл.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 05.12.2019).
[18] Там же.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мобильного обучения как информационной технологии при обучении иностранному языку в учреждениях СПО
Статья посвящена технологии мобильного обучения ( m Learning) в учреждениях СПО. Цель статьи - познакомить читателя с особенностями данной технологии, а также её возможностями....
К вопросу об использовании новых технологий в обучении иностранным языкам. Дистанционное обучение.
В статье освещены основные преимущества дистанционного обучения иностранным языкам. Достоинства электронных учебников и использование современных средств обучения, а также поднят вопрос о широких возм...
Обучение иностранному языку в условиях реализации ФГОС
Обучение иностранному языку в условиях реализации ФГОС...
тема по самообразованию «Практическая направленность при обучении английскому языку как средство повышения качества образования в обучении иностранному языку»»
Тема по самообразовани.ю " Практическая направленность приобучении английскому языку как средство повышения качества оюразования в обучении иностранному языку" представлена на 2016-2021 год....
Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»
Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...
Роль носителя языка в обеспечении качества обучения иностранным языкам
Программа научно-практического семинара....
Метапредметные и предметные результаты обучения иностранному языку
ВведениеОтличительной чертой личности нового типа в современном обществе становится способность решать сложные вопросы межкультурного взаимодействия в эпоху глобализации. Человек оказывается в ситуаци...