ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ОТКРЫВАЯ МИР»
рабочая программа
ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ «ОТКРЫВАЯ МИР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proogramma_kovrigina_.docx | 46.58 КБ |
Предварительный просмотр:
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»
РАССМОТРЕНО: На заседание методического объединения КГКУ «Емельяновский детский дом» Протокол № ___ от «____» 2024г. | СОГЛАСОВАНО: заместитель директора по ВР _________ « ____» _________2024 г. | УТВЕРЖДЕНО: директор КГКУ «Емельяновский детский дом» ____________ О.Ф. Снежнина приказ № ___от «____» 2024 г. |
ПРОГРАММА
ПО НРАВСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«ОТКРЫВАЯ МИР»
Возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 2024 -2025 учебный год
составитель: Ковригина Татьяна Александровна
пгт. Емельяново 2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственно-эстетическое воспитание – условие успешной социализации воспитанников детского дома.
Становление личности ребенка – процесс сложный, многофакторный. Формируются качества личности, ее направленность, способы общения, мотивы поведения, в борьбе мотивов формируется нравственный выбор, определяется уровень нравственного сознания и самосознания. Воспитание личности – это не только воспитание способов и привычек поведения, соответствующего нравственным нормам.
У ребенка необходимо воспитывать сознательное отношение к нормам и правилам морали, их понимание – от этого зависит самостоятельность ребенка в нравственном выборе, в оценке поступка или качества личности, в способах разрешения конфликтных ситуаций. Осознанность нравственного выбора обеспечивает становление умения противостоять негативным воздействиям, т.е. фактически формирует нравственную устойчивость личности.
Общение со сверстниками – важная сфера развития эмоциональной жизни ребенка. Только в контактах со сверстниками дети учатся настоящему «языку общения», приобретают навыки коллективной жизни, именно в общении ребенка взрослеет, формируется его личность. Отсутствие или ограниченность общения приводит к обеднению багажа нравственных знаний в понимании качества личности, нравственных характеристик человека, мотивов его поступков.
Эстетическое воспитание играет важную роль в формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии хорошего вкуса и культуры поведения. Под выражением «эстетическое воспитание» подразумеваются чувства красоты, развития способности воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе и искусстве. Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего развития человека в части нравственного, духовного и физического воспитания.
Эстетика пронизывает всю нашу жизнь и призвана облагораживать ее.
Эстетическое восприятие окружающего зависит от духовного развития человека, от его мировоззрения, общеобразовательного уровня, условий его воспитания, характера.
Хороший вкус всегда стремится к жизненной правде, в то время как плохой способствует возникновению фальши. Вкус человека проявляется во всем: в отношении к жизни, к работе, в поведении с окружающими, в привычках, в речи, в тоне, одежде, в отношении к искусству, в том, какие он предпочитает книги, фильмы, какую музыку, как он обставляет свою квартиру, какие приобретает предметы потребления, как проводит свое свободное время, и даже в том, с кем он дружит.
По вкусу человека можно получить представление о его мировоззрении, степени развития и воспитанности.
Воспитанный человек познает истинно прекрасное как в искусстве, так и в жизни не только эмоционально, при помощи чувств, но и осмысленно.
Известно, что любому ребенку трудно адаптироваться к «взрослой» жизни по мере взросления. Этот период сопряжен с необходимостью решать множество подростковых проблем и сопровождается личностным кризисом. Представьте, насколько труднее проходит такой период адаптации у ребенка, лишенного родительской опеки, проведшего детство не в кругу семьи, а в детском доме.
Сознавая это, педагоги детского дома используют весь свой творческий потенциал и душевные силы, чтобы помочь воспитанникам обрести себя, избавиться от нарушений в нравственной сфере, восстановить гармоничную картину окружающего мира и вырасти полноценными гражданами своей страны. Мы должны не только обеспечить воспитанников всем необходимым, не только помочь им усвоить определенную сумму знаний, но и мобилизовать весь свой творческий и профессиональный потенциал на нравственно-эстетическое воспитание детей, какой бы трудной ни казалась эта задача в условиях детского дома. Ведь дети-сироты испытывают трудности в формировании ценностных ориентаций, во взаимоотношениях с окружающими людьми, что обусловлено нарушениями в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), иждивенчеством, привычкой жить по указке других, а не планировать свою деятельность самостоятельно. В отношениях со взрослыми у них часто появляются переживания своей ненужности, утрата самооценки и ценности другого человека, состояние беспомощности.
В вопросе организации воспитательной среды, способствующей развитию личности ребенка, воспитывающегося вне семьи, мы опираемся на индивидуальный подход в воспитании: в каждом ребенке признается изначально уникальная, неповторимая личность.
Актуальность программы: программы обусловлена тем, эти дети не осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок, они склонны к нарушению норм и правил поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойным нравственному выбору. Поэтому воспитателям предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.
Педагогическая целесообразность программы: целесообразность программы заключается в формировании эстетических чувств и нравственно-этических норм поведения.
Цель программы: формирование у воспитанников положительного социального опыта по средствам нравственно – эстетического воспитания.
Задачи программы
- Научить социально-положительному опыту через общение, приобрести навыки культурного общения.
- Научить умению сопереживать, стремлению прийти на помощь тем, кто в этом нуждается.
- Научить воспринимать, чувствовать и понимать красоту в общественной жизни, природе.
- Развивать эстетический вкус и культуру поведения.
- Формировать юридическую грамотность детей и способность противостоять внешним негативным влияниям.
- Развивать умение заниматься самовоспитанием.
- Расширять кругозор детей через познавательную активность.
- Прививать детям желание быть полезными обществу, быть достойными гражданами государства.
Нормативно-правовые основания программы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 февраля 2015 г. № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; устав КГКУ «Емельяновский детский дом».
Методологическая основа программы: принципы гуманизма (гуманистический характер взаимодействия между участниками программы); научности (представление для усвоения подлинных, прочно установленных наукой знаний); системности (соблюдение системы и последовательности предлагаемого материала); ориентации на зону ближайшего развития (учет объема накопленных знаний, умений и навыков воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей); связь теории с практикой (закрепление полученных знаний на практических занятиях, связь с жизнью).
Теоретическая основа программы: разработана на основе подходов работы классиков русской педагогики К.Д. Ушинского, А.П. Усовой, современных педагогов М.И. Богомоловой, Э.К. Сусловой Е.И. Соловьевой.
Новизна программы: заключается в том, учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». В данной программе представлен наиболее приемлемый путь – ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.
Адресность программы: воспитанники, с 7 до 18 лет, в том числе с ЗПР, ТНР, УО.
Методы и формы работы:
Методы:
- Словесные: беседа, диалог, дискуссия, анализ образца, рассказ.
- Наглядные: показ образца изделия, иллюстрации, презентации, показ видеоматериалов, организация выставок.
- Практические: показ технологических приемов, тренировочные упражнения.
- Объяснительно-иллюстративные: объяснения, чертежи, схемы, таблицы, журналы.
Формы:
Для успешной реализации используются групповые занятия, по 10-15 человек.
Методическое и материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:
- необходимой мебелью (столы, стулья, учительская доска).
- компьютером с сетью «Интернет»;
- мультимедийным оборудованием;
2. Инструкция по технике безопасности.
3. Специальная литература.
4. Наглядно-иллюстрированные и дидактические материалы:
- демонстрационные образцы;
- шаблоны, заготовки;
- журналы, книги;
- подборка фото и картинок по тематике;
- методические разработки;
Продолжительность программы: программа рассчитана на 1 год обучения 28 академических часов.
Режим и структура занятий:
Режим занятий: 1 раза в две недели продолжительность 40-30 минут.
Структура занятий:
Основные этапы работы:
1 этап «Создание интереса».
На данном этапе педагог обращает внимание детей на средства выразительности разных материалов, с помощью которых можно передать состояние природы, придать новый образ знакомым предметам, расширяет кругозор детей, содействует познанию новых свойств, качеств знакомых материалов, проявляет интерес к новым техникам изображения.
2 этап: «Формирование практических навыков и умений».
Этот этап предусматривает работу по развитию основных практических навыков с различными исходными материалами, над развитием замыслов детей, формирование умения создавать образ и композицию по образцу, предложенному педагогом. Роль взрослого на этом этапе – создать условия для дальнейшего развития интереса, не лишая детей свободы и разнообразия в выборе средств.
3 этап: «Собственное творчество».
Задача педагога: создать условия для самостоятельности в творчестве, формировать умение самостоятельно придумывать и создавать композицию, экспериментировать с разными техниками и материалами. Рефлексия.
Планируемый результат:
Дети должны иметь представление:
- о семейных традициях;
- об особенностях семейных отношений;
- о нравственных ценностях;
- о ценностном отношении к ЗОЖ, к окружающему их миру;
Дети должны быть знакомы с историей и культурой своей страны:
- проявлять сострадание, сочувствие, сопереживание, поддерживать красоту;
- стремиться к добру и неприятию зла;
- не допускать дурных поступков;
- быть честными и правдивыми;
- бороться с вредными качествами и привычками личности; ленью, жадностью, безразличием, завистью, курением, сквернословием и др.
Формы оценки достижений планируемых результатов:
#1057;тартовая:
- результаты первичной диагностики;
#1055;ромежуточная:
- мониторинг освоения знаний, умений и навыков;
- наблюдения результатов практических занятий;
#1048;тоговая: Проект.
СДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ
1 ГРУППА
Раздел 1: «Культура общения»
Цель: Формирование социального опыта через изучение комплекса правил общения, т.е., установление и развитие контактов между людьми для совместной деятельности, для обмена информации.
Воспитанники должны знать:
-ладить с людьми (отдыхать в обществе, трудиться);
-выбирать друзей для себя;
-выходить из конфликтной ситуации;
-входить в ситуацию общения и находить темы для диалога;
-уметь сопереживать партнёрам по общению (стиль и тон общения с человеком в конкретной ситуации);
Примерный план занятий по разделу «Культура общения»
- «Общение или одиночество?»
- «Скажи кто твой друг?»
- «Друзей не выбирают»
- «Товарищество и «Дружба», что это такое?»
- «Может ли общение по обязанности?»
- «Человек среди людей»
- «Умей сказать «НЕТ»
- «Помощь престарелым»
Раздел 2: «Этикет»
Общение и культура общения.
Цель: Привитие воспитанникам навыков общения через культуру поведения в социуме.
Воспитанники должны знать:
- правильно вести себя в общественных местах;
- совершенствовать манеру поведения;
- соблюдать правила поведения за столом;
- выбрать и вручить уместный подарок;
- пользоваться телефоном;
- соблюдать культуру речи при общении по телефону;
Примерный план занятий по культуре поведения:
- Оглянись внимательно вокруг;
- Гражданином быть обязан;
- Правила поведения в общественных местах, в кино, театре, музее, транспорте, на лоне природы….
- Твой стиль поведения;
- Добру откроется сердце;
- Умей быть щедрым;
- Присмотритесь друг к другу;
-«Я и он» (о взаимоотношении юноши и девушки);
- Умей понять другого.
Раздел 3: «Эстетика»
Цель: Развитие культуры и эстетического вкуса.
Воспитанники должны уметь:
- Грамотно строить предложения и ясно излагать свои мысли;
- Уметь одеваться соответственно обстановки, умело пользоваться косметикой;
- Видеть красоту природы.
Примерный план занятий по разделу «Эстетика»
- Гости у нас дома;
- Разговор по телефону;
- Поведение дома;
- Культура быта;
- Об одежде и моде;
- Кому что дарить;
- Что и как едят;
- Красота внешнего облика;
- Одежда и косметика.
2 ГРУППА
Раздел 1. «Нравственность»
Цель: Формирование нравственной культуры личности. Воспитание интереса к самим себе, пробудить ответственность по отношению к окружающим людям.
Воспитанники должны уметь:
- Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
- Сформированные навыки культурного поведения в общественных местах;
- Следование правилам поведения в различных ситуациях;
- Сформированный навык сервировки стола;
- Умение пользоваться столовыми приборами.
Примерный план занятий по разделу «Нравственность»
- Искусство милосердия;
- Зачем всё время учиться?
- Умение управлять собой;
- В чём залог твоего успеха?
- Чувство времени;
- Твоя комната – твой характер;
- Как стать честным?
Раздел 2: «ЗОЖ»
Цель: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей, пропаганда ЗОЖ через участие в организации и проведении различных мероприятий.
Воспитанники должны уметь:
- Ежедневно выполнять утрен.зарядку;
- Следить за личной гигиеной;
- Планировать свой день;
- Негативно относиться к вредным привычкам;
- Уважать физическую культуру, заниматься спортом;
- Следовать укрепляющему здоровье жизненному режиму.
Примерный план занятий по разделу «ЗОЖ»
- О пользе физических нагрузок;
- Личная гигиена;
- Кушайте на здоровье;
- В здоровом теле – здоровый дух;
- Мой режим;
- Я и моё здоровье;
- Весёлые старты.
Раздел 3: «Патриотизм»
Цель: Формирование гражданско – патриотических чувств, воспитание чувство гордости за подвиг своего народа ; обобщать и расширять знания детей о ВОВ; героях войны, боевых наградах…Воспитание патриотических чувств через худ.литературу, ИЗО.
Воспитанники должны уметь:
- Воспитывать в себе чувство любви к своей семье, дому, городу;
- Расширять своё представление о городах России;
- Уважать культуру своего народа, своего края;
- Гордиться и радоваться за достижения республики;
- Толерантно относиться к другим народам и их традициям.
Примерный план занятий по разделу «Патриотизм»
- «Моя малая Родина»
- «Наши земляки – известные люди»
- «Гражданином быть обязан»
- «Они спасли мир – герои войны»
- «Герои твоего города»
3 ГРУППА
Раздел 1: «Трудолюбие на каждый день»
Цель: Формирование у воспитанников положительного отношения к труду , желания и умения трудиться, уважения к труду взрослого и товарища.
Воспитанники должны уметь:
- Замечать непорядок в одежде, в окружающей обстановке и устранять его;
- Самостоятельно заботиться о своём здоровье;
- Поддерживать порядок в помещении;
- Соблюдать режим дня;
- Уметь трудиться в коллективе и индивидуально;
- Уважать свой труд и труд взрослого.
Примерный план занятий по разделу: «Труд»
- «Труд красит человека»
- «Без труда мы никуда»
- «Труд в жизни человека»
- « Все работы хороши»
- «Труд – основа жизни»
- «Мы славим работу и труд воспеваем»
- «Дело – мастера боится»
Раздел 2: « Экология»
Цель: Расширить экологические знания воспитанников; учить решать экологические проблемы нестандартными методами; учить понимать взаимосвязанность всего живого в окружающем мире. Развивать познавательную деятельность детей.
Воспитанники должны уметь:
- Понимать какое значение имеет природа в жизни людей;
- Соблюдать правила поведения в природе;
- Соблюдать основные экологические законы4
- Любить и беречь природу;
- Не разжигать костры, беречь почву;
- Самостоятельно составлять экологические памятки.
Примерный план занятий по разделу: «Экология»
- «В природе много необычного»
-« История чая»
- «День воды»
- «День пернатых»
- «Я – эколог» (викторина)
- «Международный день Земли»
- «Природа нашего края»
Раздел 3: «Культура жизненного самоопределения»
Цель: Определить свои личные особенности; развивать умение правильно оценивать себя и других; побуждать детей к самопознанию, самооценки.
Воспитанники должны уметь:
- Развиваться, мыслить, пробовать себя в творчестве, ставить цели;
- Иметь представления о собственных правах и обязанностях;
- Находить в себе сильные и слабые стороны;
- Организовать свою деятельность, выбирать профессию;
- Объединять усилия со сверстниками для достижения коллективных целей.
Примерный план занятий по разделу: «Культура жизненного самоопределения»
- «Семья в жизни человека»
- «Зеркала самооценки, самопознания»
- «Верный путь»
- «Успех в наших руках»
- «Мир моих увлечений»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 1 ГРУППА
№ | Названия мероприятия | Количество часов |
1 | «Общение или одиночество?» | 1 |
2. | «Правила и нормы поведения; кодекс товарищества» | 1 |
3. | «Что может человек?» | 1 |
4. | «Может ли быть общение по обязанности?» | 1 |
5. | «Выход из конфликта» | 1 |
6. | «Скажи кто твой друг?» | 1 |
7. | «Учись общению» | 1 |
8. | «Дружба, что это такое?» | 1 |
9. | «Друзей не выбирают» | 1 |
10. | Час делового разговора «Если бы я знал закон» | 1 |
11. | «Не позволяй душе лениться» | 1 |
12. | «Я и он» (о взаимоотношении юноши и девушки) | 1 |
13. | «Правила поведения человека» | 1 |
14. | «Добру откроется сердце» | 1 |
15. | «Этикет в твоей жизни» | 1 |
16. | «Правила вежливого человека» | 1 |
16. | «Умей понять другого» | 1 |
17. | «Поведение дома и культура быта» | 1 |
18. | «Одежда и косметика» | 1 |
19. | «Поведение за столом» | 1 |
20. | «Гражданином быть обязан» | 1 |
21. | «Оглянись внимательно вокруг» | 1 |
22. | «Умей быть щедрым» | 1 |
23. | «Твой стиль поведения» | 1 |
24. | «Кому что дарить?» | 1 |
25. | «Доброта и доброжелательность» | 1 |
26. | «Помощь престарелым» | 1 |
27. | «Умей сказать «НЕТ» | 1 |
28. | «Красота внешнего облика» | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2 ГРУППА
№ | Названия мероприятия | Количество часов |
1 | «Искусство милосердия» | 1 |
2. | «Человеческая порядочность» | 1 |
3. | «Что такое честь?» | 1 |
4. | «Зачем всё время учиться?» | 1 |
5. | «Умение управлять собой» | 1 |
6. | «Что такое цель жизни?» | 1 |
7. | «Этика поведения в спорных ситуациях» | 1 |
8. | «В чём залог твоего успеха?» | 1 |
9. | «Чувства времени» | 1 |
10. | «Твоя комната – твой характер» | 1 |
11. | «Наши земляки – известные люди» | 1 |
12. | «Один день воспитанного человека» | 1 |
13. | «Как стать честным?» | 1 |
14. | «Что значит быть принципиальным» | 1 |
15. | «Моя семья, моя малая родина» | 1 |
16. | «От тюрьмы и от сумы не зарекайся» | 1 |
16. | «Гармония тела» | 1 |
17. | «Что такое цель жизни?» | 1 |
18. | «Я и моё будущее» | 1 |
19. | «Умение работать. Как экономить время?» | 1 |
20. | «Как надо защищать свои убеждения?» | 1 |
21. | «В здоровом теле – здоровый дух» | 1 |
22. | «Хочу всё знать» | 1 |
23. | «Мои мысли» | 1 |
24. | «Я люблю трудиться» | 1 |
25. | «В мире прекрасного» | 1 |
26. | «Я и моё здоровье» | 1 |
27. | «Кушайте на здоровье» | 1 |
28. | «Я и мои друзья» | 1 |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3 ГРУППА
№ | Названия мероприятия | Количество часов |
1 | «Это интересно» | 1 |
2. | «Шалость или проступок» | 1 |
3. | «Семья в жизни человека» | 1 |
4. | «Как надо разговаривать, чтобы окружающие тебя поняли?» | 1 |
5. | «Ваше поведение – это ваше всё» | 1 |
6. | «Кончил дело – гуляй смело!» | 1 |
7. | «Делай хорошее дело для других – станешь сам лучше» | 1 |
8. | «Фестиваль дружбы» | 1 |
9. | «Гостеприимство – это не так просто» | 1 |
10. | «Труд красит человека» | 1 |
11. | «Банка глупостей» | 1 |
12. | «Пойми меня правильно» | 1 |
13. | «Мы такие вежливые» | 1 |
14. | «Без труда мы никуда» | 1 |
15. | «Смелость или трусость» | 1 |
16. | «Телевизор в жизни ребёнка» | 1 |
17. | «Чему я научился?» | 1 |
18. | «Доставляй людям радость своими делами» | 1 |
19. | «Дело – мастера боится» | 1 |
20. | «Все работы хороши» | 1 |
21. | Акция «Международный день Земли» | 1 |
22. | «Что в жизни зависит от меня?» | 1 |
23. | «История чая» | 1 |
24. | «Труд – основа жизни» | 1 |
25. | «Жить – с книгою дружить» | 1 |
26. | «Мы славим работу и труд воспеваем» | 1 |
27. | «Сто друзей, ста мастей» | 1 |
28. | «Шалость или проступок» | 1 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать / Ю.П. Азаров. - М., 2005 г.
5. Амосова, Р.Г. Единство нравственного и эстетического воспитания / Р.Г. Амосова. - Рига, 2023 г.
6. Ананьев, В.Т. Человек как предмет воспитания / В.Г. Ананьев // Избр. психол. тр.: В 2 т. - М.: Педагогика, 2018 г.
7. Аничкин, С.Л. Единство нравственно-эстетического сознания и поведения как педагогическая категория / С.Л. Аничкин // Единство нравственного и эстетического сознания и поведения сельских школьников. - Свердловск, 2019 г.
9. Басин, Е.Я. Психология художественного творчества (личностный подход) / Е.Я. Басин. - М.: Знание, 2023 г.
10. Колесниченко, Г.С. Единство эстетического и нравственного воспитания на уроках литературы в старших классах / Г.С. Колесниченко. - 197 Л., 2011 г.
11. Кутьев, В.О. Внеурочная деятельность школьников: Пособие для классных руководителей / В.О. Кутьев. - М.: Просвещение, 2019.
12. Тутолмин А. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников Глазовский государственный педагогический институт 2023 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "открываем православный календарь"
Интересная информация для учащихся. Проводится в игровой форме....
Мы открываем дорогу в будущее.
Профессия специалиста по сварочным работам подразделяется на несколько специализаций: сварщик ручной дуговой сварки, газосварщик, оператор автоматических сварочных аппаратов. Рабочие всех этих специал...
Деловая игра " Я ОТКРЫВАЮ СВОЁ ПРЕДПРИЯТИЕ"
Целью данных мероприятий является формирование у студентов знаний и умений, возбуждения интереса и привитие любви к будущей профессии....
Программа «Организация трудового воспитания как залог успешного развития нравственно-эстетических качеств личности ребенка»
«Нравственность учит не тому, как стать счастливым, а тому, как стать достойным счастья».Иммануил Кант Пояснительная запискаПрограмма по самообразованию на тему : « Организация трудового воспитан...
Отчет по месячнику нравственно-эстетического воспитания «Новый год у ворот».2023год
Месячник «Новый год у ворот» проходил с 01 декабря по 30декабря. В месячнике участвовали воспитатели ивоспи...
Месячник нравственно-эстетического воспитания «Новый год у ворот»
Разработка месячника нравственно-эстетическоговоспитания«Новый год у ворот»...