Доклад "Особенности обучения детей с ОВЗ в детской школе искусств" ( 2021 г.)
учебно-методический материал

Ольга Александровна Харитонова

Доклад "Особенности обучения детей с ОВЗ в детской школе искусств" ( 2021 г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                 МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

  Особенности обучения детей с ОВЗ в детской

                      школе искусств.

                                                                                                 Пр. ХАРИТОНОВА О.А.

Понятие «инклюзивное образование» относительно недавно вошло в отечественную педагогическую науку. Слово «инклюзивный» (от франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю, иначе – «включенное образование») означает процесс совместного обучения лиц, имеющих образовательные проблемы с основным контингентом обучающихся в учебном заведении общего вида.

Внимание к этой проблеме продиктовано наличием огромного количества художественно одаренных детей, относящихся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в качественном художественном образовании, особенно на начальном этапе. Дети с ограниченными возможностями здоровья часто изолированы от общества, они живут в своем замкнутом мире. Но эти дети хотят петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, они рисуют, лепят, их работы наполнены эмоциями, переживаниями. Дети с ограниченными возможностями здоровья в силу своих «ограничений» воспринимают этот мир ярче, острее, эмоциональней, чем их здоровые сверстники. И именно в занятиях творчеством дети - инвалиды находят отдушину, творчество помогает им в адаптации и реабилитации, оно является самовыражением и самореализацией. Ведь им, как и всем детям, необходимы внимание, любовь, понимание, возможность общаться.

Большие возможности для такой деятельности предоставляют занятия в ДШИ.

  Система обучения в ДШИ может легко адаптироваться под потребности любого ребенка благодаря следующим факторам: творческий характер обучения основам искусств, и сочетание в учебном процессе индивидуальных, групповых форм обучения и коллективных мероприятий. Такой режим занятий способствует удовлетворению образовательных потребностей каждого ученика, обеспечивает специальные условия для всех.

       В детской школе искусств они наравне с другими детьми могут   не только проявлять свои творческие способности, но и получить профессиональное образование, которое позволит им успешно определиться в жизни.

     Однако в настоящее время отсутствуют теоретически обоснованные подходы к осуществлению качественного и полноценного художественного образования лиц с особыми потребностями. Педагогическая практика носит интуитивный характер деятельности, отсутствует целенаправленная программа подготовки преподавателей к работе с этой категорией учащихся. Преподавателям, работающим с детьми с ОВЗ  в музыкальном образовании, путем проб и ошибок приходится накапливать опыт работы в этой сфере. 

         Главная проблема, стоящая перед преподавателем, обучающим ребенка с ОВЗ, связана с поиском более эффективных способов организации процессов обучения и воспитания.

       

«Методы и формы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дающие положительную динамику»

Типичные затруднения у детей с ОВЗ

1.Отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограничены

   представления об окружающем мире.

2. Низкий уровень свойств внимания.

3. Низкий уровень развития речи, мышления.

4. Инфантилизм.

5. Нарушение координации движения.

6.Низкая самооценка.

7. Повышенная тревожность.

8. Высокий уровень психомышечного напряжения.

9.Низкий уровень эмоциональной сферы.

Основными видами на уроке являются пение и слушание музыки.

При подготовке музыкального материала к уроку, необходимо обязательно

учитывать:

  • простоту и выразительность композиций
  • доступностью восприятия и исполнения песни
  • небольшой объём произведений
  • наглядность и эмоциональность

А также соблюдать основные педагогические принципы работы с

детьми с ОВЗ:

  • многократное повторение пройденного материала с элементами новизны, (т.к. старые рефлекторные связи изменяются с трудом, а новые быстро разрушаются);
  • частой смены видов деятельности;
  • дозировки заданий;
  • темп работы, соответствующий работе детей.

Спланировать, продумать все возможные вопросы при подготовке к уроку практически невозможно, нужно быть готовым к совершенно неожиданным вопросам и ситуациям.

Чаще всего рекомендуется использовать комбинированный урок, совмещающий  в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Определив структуру урока, выбираются методы работы на каждом этапе.

Для детей с ОВЗ используются три группы методов: словесные, наглядные, практические. Отобрав методы для работы на уроке, они комбинируются таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности на уроке, и тем самым реализовался охранительный режим обучения. Не допускается такое планирование урока, в ходе которого ученики работают в режиме одной беседы.

Задача педагогического воздействия на детей с проблемами в развитии заключается в приобщении ребенка к миру музыкального искусства, формировании у него необходимых знаний и практических умений в разнообразных видах музыкальной деятельности. Педагог должен помочь скорректировать отставание в развитии ребенка, стимулировать его самостоятельные действия, позволяющие более свободно и уверенно чувствовать себя в социуме.

Обучая и воспитывая ребенка, педагог прежде всего опирается на положительные тенденции в развитии личности, а также на те  сохранные функции организма, которые присущи той или иной категории детей с нарушением в развитии. Стимулирование этих функций, опора на них направляют усилия детей на преодоление отставания в развитии и вселяют в них уверенность в собственных силах.

Музыкальное воспитание детей с нарушением речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственной отсталостью предполагает коррекционную направленность, поскольку решает задачи не только музыкального развития такого ребенка, но коррекции и компенсации имеющихся у него отклонений в развитии средствами музыки.

Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психотерапевтического, психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коммуникативную, регулятивную, катарсистическую (умение сопереживать и сострадать при восприятии произведений искусств) функции.

        Актуальность музыкальных занятий для детей с ОВЗ заключается в том, что они позволяют каждому ребенку, независимо от его способностей и дарований, раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить песни, музыку, принимать участие в концертной деятельности, преодолевая при этом определенные отклонения в физическом и психическом развитии. В связи с этим, можно выделить положительную роль музыкальных занятий в улучшении физического и морально-психологического состояния детей с ОВЗ, коррекции имеющихся недостатков эмоционально-волевой сферы, развития эстетического восприятия и т.д.

       Исходя из особенностей детей, на музыкальном занятии решаются как общие, так и коррекционные задачи:

 оздоровление психики, воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера, предоставить возможность каждому ребенку ощутить свой успех, самореализоваться в каком-либо виде деятельности, развиваться гармонично;

 нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, процессов возбуждения и торможения;

 тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; формирование правильной осанки и походки;  развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности;

 обогащение эмоциональной сферы, расширение кругозора, формирование коммуникативных качеств.

          Для этого на занятиях осуществляется дифференцированный подход к детям, обеспечивается преемственность в усвоении материала и формирования умений и навыков, активизируются самостоятельные и творческие проявления детей в музыкальной деятельности, используется вариативность в построении занятия.

         Помимо этого, используются педагогические технологии, адекватные имеющимся нарушениям развития у ребенка, включается различный наглядно-дидактический материал. Коррекция нарушений у детей осуществляется путем их участия в различных видах деятельности:

- слушание

- пение

- музыкально-ритмические движения,

-игра на музыкальных инструментах.

      Очень важным направлением в коррекционной работе является пение. Пение развивает у детей вокальный слух, умение различать высоту звуков, их длительность, ритм, ладовое чувство, умение определять правильное и неправильное исполнение, слушать себя во время пения и слышать других, приобщает к исполнительской деятельности, развивает художественно-эстетический вкус.

      Учитывая особенности развития и восприятия детей с ОВЗ, нужно подбирать соответственный этому песенный материал, который должен выполнять не только этическую, нравственную и эстетическую функцию, но и способствовать умственному, физическому и творческому развитию, используя при этом игровые моменты для развития и поддержания интереса к музыкальной деятельности.

Из опыта работы

Уроки  должны быть яркими и интересными, чтобы увлечь детей, пробудить у них эстетическое чувство, желание петь и слушать музыку, воспроизводить свои музыкальные впечатления в своих рисунках. Наиболее эффективной формой воспитания школьников  элементов музыкальной культуры являются уроки, на которых используются элементы:

  • ритмические игры, упражнения на координацию движений (совмещение пульса и ритма: руки - ритм, ноги – пульс; левая рука – пульс, правая рука – ритм.)
  • сочинение мотивов и музыкальных фраз,
  • игра на шумовых инструментах и воображаемых инструментах,
  • скороговорки,
  • разнообразие вокального репертуара,
  • разнообразие заданий для развития музыкальной культуры.

После прохождения какой либо темы можно проводить тестовые задания, музыкальные викторины (с использованием готовых рисунков).

По итогам своей работы, следует сделать такой вывод, что учитель не имеет права терять  ни минуты на уроке, всё должно быть подготовлено: Музыкальный материал, пути его реализации. Ведь главное, какое знание и настроение унесёт с собой ребёнок, захочет ли петь, слушать или творчески интерпретировать музыкальные произведения.

Предлагаю Вам свои наработки и методический материал:

Раздаточные материал:

  1. карточки на выявления теоретических знаний  на первые 6 уроков в каждом классе по темам: «Регистры», «Длительности»,  «Динамические оттенки», "Музыкальная грамота" (мажор - минор, интервалы, схемы аккордов);
  2. карточки по слушанию музыки: «Динамические оттенки», "Жанры", «Музыкальные спектакли», "Музыкальные инструменты", "Средства музыкальной выразительности"
  3. Схемы для анализа музыкальных произведений, "Словарь эмоций".
  4. Словарь музыкальных терминов.
  5. Дополнительная информация о композиторах М.И.Глинки, С.В. Рахманинове, С.С. Прокофьеве.

Методическое оснащение уроков:

1). Музыкальный репертуар, в фоно и видео хрестоматии.

2). Картины, фотографии раскрывающие тему раздела.

               Пребывание ребенка на занятиях нужно сделать интересным, вызывающим возвышенные чувства. Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными — это мертвый груз.

        Максимальное развитие личности каждого воспитанника осуществляется в процессе творчества и сотрудничества педагогов, воспитанников и родителей.

       Таким образом, исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод, о том, что музыкальное занятие является эффективным и действенным средством в организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ, способствующим развитию положительного психоэмоционального состояния, повышающим интерес к окружающему миру, позволяющим ощущать ребенку себя успешно и комфортно.

       Процесс обучения детей с ОВЗ проходит в тесном контакте с родителями, потому что успех таких ребят – это, прежде всего огромный повседневный труд родителей. Поэтому необходимо проводить работу, направленную на повышение уровня родительской компетенции и активизации роли родителей  в обучении ребенка.

        На начальном этапе обучения стоит приглашать родителей на уроки.

        Преподавателю: изготовить необходимый дидактический материал по различным темам (наглядные пособия с названиями нот, их длительностей, динамических оттенков, знаков альтерации и т.д.)

       Вот методы и приёмы, которые  дают положительную динамику в работе с детьми ОВЗ:

  1. индивидуальный подход  на всех этапах обучения (положительная оценка результатов работы, всегда ободряющее слово, вселение веры в то, что у детей всё получается, при опросе на уроке, посильная работа на уроке;
  2. дифференцированный подход к домашнему заданию;
  3. контакт с родителями;
  4. максимальное использование наглядности, опорных схем, карточек (с посильными заданиями), рисунков;
  5. картины, фото, портреты, компьютер.           

          В результате успешного проведения инклюзивного обучения в ДШИ происходит раннее распознавание одаренности и создание условий  для предпрофессиональной  направленности обучения детей с ОВЗ. Позволяет вовлечь таких детей в общественную, социальную и культурную жизнь, помочь им адаптироваться к среде сверстников и разрушить барьеры в общении со здоровыми детьми.

        Работа с детьми ОВЗ - это постоянный творческий поиск, который в итоге должен помочь маленькому человеку поверить в себя, раскрыться и стать полноправным участником общественной, социальной, культурной жизни.   

 Список литературы:

  1. Голованов В.П. Инклюзивный потенциал современного дополнительного образования. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2015, №1.
  2.  Буйлова  Л.Н. Дополнительное образование детей в современной школе. 
  3. Огородникова Г.С. Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Журнал «Дополнительное образование и воспитание», 2016.
  4. Обучение музыке детей с ограниченными возможностями здоровья (сборник методических материалов) Составитель: преподаватель теоретических дисциплин Васильева Т.В.
  5. Королькова Е.А. Музыкальное занятие как средство коррекционного развития при обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Межд. научной конференции. — Казань, 2016.
  6. Константинова И.С. Музыкальные занятия с особым ребёнком. — М., 2018.
  7. Котышева Е.Н. Музыкальная коррекция детей с ОВЗ. — Омск, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Целостность процесса обучения и воспитания на уроках изобразительного искусства в условиях Детской Школы Искусств.

Многие годы я проработала в общеобразовательной школе учителем изобразительного искусства, где проблема обучения и воспитания всегда стояла остро. И сейчас, работая в школе искусств, вижу, что э...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОТДЕЛЕНИЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ ПО ИСТОРИКО-БЫТОВОМУ ТАНЦУ...

Принципы подбора учебного материала в скрипичном классе детской школы искусств школы

Трудно переоценить значение правильного выбора учебного ре­пертуара для успешной педагогической практики. С первых занятий когда, только начинается обучение ребенка игре на скрипке, актуаль­ными стано...

Дидактические приёмы обучения на занятиях теоретических дисциплин в детской школе искусств

Дидактические приёмы адаптированные для теоретических дисциплин в детской школе искусств, конкретно для уроков музыкальной литературы, сольфеджио, музыкальной грамоты....

Сценарий к концерту, посвящённому 25-летию со дня основания образцового показательного детского коллектива- оркестра русских народных инструментов Новоаганской детской школы искусств "Югорская фантазия"

Юбилейный концерт был проведен 18.05.2018 года. Это мероприятие - творческий отчет о деятельности оркестра, о его репертуаре, о составе и солистах. В сценарии озвучены достижения оркестра и ансамбля р...

Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств.

Начальный период обучения в классе трубы детской школы искусств....