Индивидуальная воспитательная работа со студентами в условиях общежития СПЦ.
методическая разработка
Особое место в воспитательной системе учебных заведений занимает организация воспитательной работы среди студентов, проживающих в общежитии.
Общежитие учебных заведений – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_v_obshchezhitii.docx | 34.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР № 5»
Методическая разработка
Формы и методы
индивидуальной воспитательной работы со студентами
в условиях общежития СПЦ.
Программа предназначена для обучающихся
1-4 курсов, в возрасте 15-19 лет
Срок реализации – 4 года
Составитель:
Сидельникова Татьяна Демьяновна
воспитатель
с. Горнозаводск 2022г
Воспитание - целенаправленный и организованный процесс формирования личности. В социальном смысле воспитание - передача накопленного опыта от старших поколений младшим. В широком педагогическом смысле воспитание — специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на воспитанника с целью формирования у него заданных качеств. В узком педагогическом смысле воспитание — процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.
Формы и методы воспитания - это способы взаимодействия воспитателя и обучающихся, в процессе которых происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Особое место в воспитательной системе учебных заведений занимает организация воспитательной работы среди студентов, проживающих в общежитии.
Общежитие учебных заведений – не только место проживания, но и новая социальная микросреда, определяющая перспективные направления профессионального и духовного развития личности, преодоление трудностей и противоречий процесса адаптации молодёжи к новым социально-бытовым условиям. Молодые люди приобретают опыт межличностных отношений, взаимодействия и общения. В общежитии в большой степени вырабатывается индивидуальный стиль жизни, деятельности и общения молодого человека.
Социокультурные условия общежития и личность воспитателя значительно влияют на личностное и профессиональное становление учащейся молодёжи.
Организация воспитательной работы в общежитиях направлена на развитие воспитывающей среды как совокупности окружающих студента социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его личностное развитие и содействующих формированию гражданской позиции, социальной зрелости, готовности к выполнению функций гражданина, патриота, семьянина в обществе.
Педагогические возможности студенческого общежития заключаются в создании хороших материально-бытовых условий для проживающих. В реализации социально-педагогической функции, направленной на реализацию у молодёжи коммуникативных, нравственных и социальных качеств личности: гуманности, порядочности, гражданственности, ответственности, профессиональной этики. Эта работа должна проводиться с учётом психолого-возрастных особенностей студентов и, прежде всего, с учётом того, что студенты становятся полноправными членами семей, у молодёжи активно формируются гражданские качества, развивается чувство коллективизма.
Важнейшим фактором воспитательной работы в студенческом общежитии является создание благоприятной психологической атмосферы – педагогически воспитывающей среды. Эта среда может быть, сформирована путём массового, и самое главное, качественного участия студентов в культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных мероприятиях, проводимых в общежитии.
Создание в общежитии единого воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность каждого студента, формирование духовно развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, на самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Особую роль играет выбор форм и методов воспитания. Не бывает методов и форм хороших и плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта тех условий, в которых они применяется. При выборе форм и методов воспитательной работы следует учитывать:
• особенности воспитанников, их подготовленности к эффективному восприятию воспитательных влияний;
• особенности содержания воспитания;
• сравнительную характеристику эффективности используемых форм, методов воспитания, возможности каждого средства и последствия его применения;
• особенности ситуации;
• меру использования тех или иных средств, взаимосвязь форм и методов воспитания;
• морально-психологические, материальные, гигиенические, эстетические и прочие условия. развития как
При организации воспитательного процесса создаются условия для:
- самоопределения - обретения человеком ценностей и смыслов жизни и их реализации;
- саморазвития - содержательного наполнения человеком своего жизненного поля, включающего в себя совокупность жизненных смыслов и пространства реального действия.
Основой организации воспитательного процесса и его психологического обеспечения являются представления об особенностях конкретного возраста и тех психологических механизмах, которые лежат в основе формирования личности на разных возрастных этапах.
Рассматривая процесс воспитания, можно выделить несколько составляющих элементов, которые осуществляет воспитатель:
а) формирование у воспитанников потребности в выработке того или иного качества;
б) овладение воспитанниками знаниями о личностных качествах;
в) формирование умений, навыков и привычек поведения.
Все эти этапы осуществимы только при включении воспитанников в различные виды и формы активной деятельности. Для решения задач, стоящих на каждом из этих этапов, воспитатель организует какое-либо дело и прикладывает усилия для включения в него воспитанника. Только включив их в деятельность, можно добиться успешного решения задач, стоящих на данных этапах.
Организацию индивидуально-воспитательной работы со студентами центра, проживающими в общежитии, основываю на личностно-ориентированном подходе, который предполагает:
-знание и учёт индивидуальных особенностей воспитанников;
-учёт специфических условий, повлиявших на какую либо из особенностей личности;
-знание мотивов.
В личностно-ориентированном воспитании недопустимо акцентировать внимание воспитанников на их промахах и недостатках. Воспитатель, выявляя и поддерживая отдельные положительные стороны, формирует у них ощущение постоянного успеха, атмосферу эмоционального подъема. Положительный эмоциональный фон позволяет воспитателю сделать удивительно притягательной для воспитанников саму деятельность, стиль воспитательских отношений и даже «дух» всего образовательного учреждения.
Цель: создание условий для успешной адаптации и гармонического развития личности студентов, проживающих в общежитии.
Задачи:
- Обеспечить предпосылки для успешной адаптации и психологического комфорта у студентов к условиям проживания в общежитии;
- Создать условия для успешного обучения и досуга;
- Воспитать навыки культуры проживания в коллективе;
- Создать органы самоуправления в коллективе студентов;
- Улучшить условия быта студентов, проживающих в общежитии;
- Сократить случаи девиантного и делинквентного поведения;
- Привить трудовые навыки
Содержание воспитательной работы определяются с учетом специфики учреждения, контингента ребят, проживающих в общежитии СПЦ, это позволяет определить формы и методы воспитательной деятельности, присущие личностно-ориентированному воспитанию и применяемые в индивидуальной работе. К ним относятся:
- Методы формирования сознания:
рассказ, объяснение, лекция, этическая беседа, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
- Метод убеждения - главным образом обращен к сознанию личности. Основной инструмент, источник методов убеждения - слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения воспитанников. Слово взрослого бывает сильным методом воздействия на умы и чувства воспитанников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. Поэтому метод убеждения я применяю в своей деятельности, когда рассматриваю какую-либо ситуацию наряду с такими методами, как беседа, рассказ, объяснение, пример, внушение.
- Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, воспитывающие ситуации.
Педагогическое требование применяются как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, обозначенных в «Правах и обязанностей проживающих в общежитии». По форме требования бывают прямые и косвенные. В моей воспитательной работе предпочтительны косвенные требования в виде просьбы, совета. Например: прошу нарисовать стенгазету или помочь с оформлением для проведения мероприятия.
Общественное мнение - это выражение группового требования. Его использую в коллективе при обсуждении поступков, проведения мероприятий. В решении обсуждения принимаю общественное мнение, побуждаю к выступлениям воспитанников с оценкой их деятельности.
Приучение и упражнение содействуют формированию устойчивых способов поведения, привычек. Это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Напоминаю, что:
• в здании нужно головной убор снимать;
• входящий должен здороваться с людьми, находящими в здании, вежливо обращаться к сверстникам и взрослым;
• в комнате должно быть ежедневно порядок;
Привычки становятся устойчивыми свойствами и отражают сознательные установки личности, поэтому их так важно формировать.
Воспитывающие ситуации - это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию. Такие ситуации я применяю в мероприятиях темы, которых требуют обсуждения значения слов «долг» и «ответственность», а также показывают значимость этих понятий в жизни человека, создаю условия для сознательной активной деятельности, в которой формируются новые нормы поведения, ценности.
- Методы стимулирования:
соревнование, поощрение, наказание.
Это методы стимулирования поведения и деятельности, в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступают поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка. Психологической основой этих методов является переживание, самооценка воспитанника, осмысление поступка, вызванные оценкой товарищей. Человеку в коллективе свойственно ориентироваться на признание, одобрение и поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения воспитанника с помощью его оценки.
Метод поощрение, похвала, благодарность очень значимы в воспитании. Доброе слово вызывает у ребят чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, стимулирует воспитанника к улучшению его поведения. Методика поощрения позволяет нам одобрять не только результат, но мотив и способ деятельности, приучать детей ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес. Поощрение чаще требуется воспитанникам с девиантным поведением и неуверенным в себе.
Наказание - это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. В воспитательной работе применяется метод наказания при нарушении воспитанниками правил проживания в общежитии. Делаются замечания, предупреждения, проводятся беседы. Реже – используется вызов на Совет профилактики училища. Частым случаем наказания является метод естественных последствий: насорил - убери, нагрубил - извинись. Эта система форм и методов включает в себя: воздействие словом и другими средствами, обращенными к разуму и чувству с целью формирования этических представлений, организация деятельности и взаимодействия, обучающихся и взрослых с целью развития навыков поведения, усвоения опыта и способов деятельности.
К наиболее приемлемым и часто используемым в деятельности формам личностно-ориентированного воспитания относятся: индивидуальные, групповые.
Но в условиях особого спортивного режима, неодинакового чередования времени, отведенного для труда и отдыха, приоритеты отдаются индивидуальным формам воспитательной работы.
Эффективность личностно-ориентированного воспитания зависит от сложившихся воспитательных отношений, от активности участников в педагогическом взаимодействии, от интенсивности воздействия на «внутреннюю сферу» личности, т.е. на систему мотивов, потребностей, эмоций, интеллекта личности, от интенсивности и качества взаимоотношений между воспитанниками..
Во время процесса личностно-ориентированного воспитания обязателен контроль. Это постоянная диагностика уровня воспитанности на основе критериев воспитанности (показателей уровня сформированности различных качеств личности и коллектива).
На основе комплексного изучения личностных качеств воспитанников, анализа результатов воспитательной деятельности, отслеживания положительной динамики данных результатов, осуществляется индивидуальный подход, определяются дальнейшие пути достижения поставленных целей.
Организационно-педагогические мероприятия
- оказание практической помощи в самовоспитании;
- всестороннее изучение личности проживающих в общежитии;
- формирование межличностных отношений в коллективе, адаптация первокурсников;
- правильная организация режима и порядка в общежитии, ведение контроля над соблюдением Правил внутреннего распорядка;
- вовлечение обучающихся в жизнедеятельность общежития.
Воспитательная работа со студентами, проживающими в общежитии, проводится в соответствии с планом по всем направлениям и включает в себя организацию дежурств, контроль санитарного состояния комнат, работу с родителями, кружковую работу, индивидуальную работу со студентами при участии общежития, психологическую помощь и т.п. Таким образом, воспитывающая деятельность воспитателя центра СПЦ, определяется общей тактикой и основными стратегиями через мировоззренческий, познавательный, нравственный, духовный, креативный, коммуникативный, общекультурный, эстетический, физический, общественно - политический потенциал воспитанников. Достигается формирование и развитие личностно - и профессионально-значимых качеств будущих и работающих специалистов
Приложение 1
Памятка студенту, проживающему в общежитии
1.Общежитие – это общее житьё! Комната не является собственностью какого-либо студента. Каждый имеет равные права на проживание, неважно жил он в этой комнате или только приехал.
2. Уважайте друг друга, стремитесь найти общий язык. Поставьте себя на место первокурсников – им сейчас очень сложно адаптироваться в новой обстановке, ведь вокруг столько чужих людей!
3. Все люди имеют разные характеры, и они не обязаны быть такими, какими вы хотите их видеть. Пытайтесь увидеть в другом человеке личность.
4. Учитесь смотреть на другого человека по-новому. Представьте что это ваш друг, родственник или любимый человек и увидите, как изменится ваше отношение к нему.
5. Первое впечатление бывает обманчиво. Пройдёт время, вы узнаете новых соседей лучше, и может быть завязавшаяся дружба может продлиться всю жизнь.
6. Учитывайте интересы другого человека. Уважайте других и к вам начнут относиться так же.
7. Если возникают серьёзные разногласия – не выясняйте отношения на уровне «разборок». Вы личность. Это ниже вашего уровня. В отдельных ситуациях всегда можно обратиться к воспитателю, коменданту общежития, и они помогут разобраться в проблеме.
8. Чтобы чувствовать себя в новом коллективе общежития комфортно – принимайте активное участие во всех проводимых мероприятиях. Это позволит поближе познакомиться с большим количеством проживающих там студентов, будет вас сплачивать!
9. Цените тех людей, которые рядом с вами. Представьте, что вы остались совсем один, никто с вами не общается или вас просто не замечают ни в общежитии, ни в центре. Долго вы сможете без внимания и общения.
Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ:
Уважаемые родители!
В связи с тем, что в колледже обучается большое количество
несовершеннолетних студентов (большинство из них иногородние) -
возникла необходимость усилить связь с родителями.
Известно, что, попадая в город, находясь вдалеке от дома, многие
несовершеннолетние теряют связь с родителями и чувство ответственности. В городе для них появляется множество соблазнов. Родителям необходимо заранее готовить своих детей к самостоятельной жизни.
1. Отправляя своих несовершеннолетних детей в город на учебу,
настраивайте их на соблюдение определенных норм и правил, принятых в центре и в обществе в целом: соблюдать Устав центра и правила внутреннего распорядка центра и общежития; знать, что
несовершеннолетние не должны находиться в общественных местах после 22.00 (на основании Закона №148 РК) «О
некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетними»
2. Старайтесь посещать каждое родительское собрание. Оперативно реагируйте на приглашение в центр. Если не можете приехать, сообщите, пожалуйста, об этом заблаговременно.
3. Еженедельно интересуйтесь жизнью, посещаемостью и успеваемостью Ваших несовершеннолетних детей у воспитателя.
4. Перед каждым выездом из дома, а также в телефонных разговорах постоянно напоминайте Вашим несовершеннолетним детям, что в центре и общежитии категорически запрещено: распитие спиртных и энергетических напитков, пива; курение, употребление нецензурной лексики.
5. Беседуйте с Вашими несовершеннолетними детьми о бережном отношении к имуществу центра и общежития (мебели, бытовой техники, оборудования и т.д.)
6. Материальную ответственность за порчу имущества несут родители
несовершеннолетних студентов.
7. Помните: по Конституции Российской Федерации забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей, именно родители несут ответственность за успеваемость и поведение своих несовершеннолетних детей.
В центре работают квалифицированные педагоги и созданы все условия для качественного обучения, но, усилий только педагогов недостаточно. Необходима тесная взаимосвязь педагогов и родителей. Только в союзе с педагогическим коллективом центра можно добиться желаемых результатов в воспитании и обучении Ваших детей. Воспитатель - ваш союзник. Поддерживайте их авторитет.
Центр - это наш общий дом, который мы любим, заботимся о его развитии и процветании, чтим его историю и традиции!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация воспитательной работы со студентами
Цель статьи: описание воспитательного процесса в ГБОУ "АМТ" КК...
Примерный тематический план воспитательной работы со студентами, проживающими в общежитии
Данный тематический план содержит цели и задачи, названия мероприятий и их форм проведения по следующим направлениям: организационная работа; адаптация студентов в социуме, сплочение коллектива; право...
Календарный план воспитательной работы с учащимися, проживающими в общежитии АТРиПТ, на 2014-2015 учебный год
Календарный план воспитательной работы в общежитии...
Адаптация студентов в условиях общежития.
Процесс профессионального обучения в колледже и адаптация студентов к новым условиям обучения и проживания в общежитии, последующая интеграция в общество, протекают с большими трудностями. В связи с э...
Программа социально-педагогического сопровождения студентов в условиях общежития
интеллектуальное, психологическое и социальное развитие студентов...
Публикация «Познавательно-эвристические возможности художественного произведения в процессе воспитательной работы со студентами»
В статье затрагивается проблема использования познавательно-эвристических возможностей художественных произведений различных жанров в процессе воспитательной работы со студентами в системе среднего пр...
Программа воспитательной работы «Адаптация студентов, проживающих в общежитии»
Адаптация студентов к условиям проживания в общежитии представляет собой многоаспектный процесс приспособления к новому окружению. Данный процесс является основополагающим фактором для активной и плод...