Искусство речи как инструмент успеха личности в современном обществе.
методическая разработка

Холина Светлана Рудольфовна

В 

Главная задача данной разработки максимально доступно и конструктивно изложить основные позиции работы над речью. Методическая разработка предназначена для разных категорий читателей: всех, кто желает добиться успеха в социуме, для специалистов, занимающихся проблемами речи. В наше  время – эпоху креативного мышления, творческих находок и выборных технологий, особое внимание общественности обращено на такое явление как создание успешного имиджа личности. Одним из факторов успеха личности в современном обществе выделена человеческая речь, а точнее искусство речи как инструмент владения интересом слушателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka.docx63.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО Детская школа искусств с. Троицкое

Искусство речи как инструмент успеха

личности в современном обществе.

Составитель: Преподаватель театральных дисциплин

Холина С. Р.

Троицкое

2024

Содержание.

Введение ………………………………………………………………………………3

  1. Аспекты, помогающие человеку быть успешными…………………………..3
  2. Анализ голосовых и дикционных навыков с целью обозначения задач для работы над собственной речью……………………………………………................5
  3. Постановка голоса, упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса………………………………………………………………………….7

Дыхание - движущаяся сила голосового механизма………………………….9

Работа над дикцией…………………………………………………………….10

Освоение элементов речи (слоги, слова). Речевые упражнения. ……………14

4. Словесное действие. Логика речи. ………………………………………………16

Заключение…………………………………………………………………………...19

Список литературы…………………………………………………………………..20

Введение.

"Никакая другая способность не дает человеку возможности с такой быстротой сделать карьеру и добиться признания,

как способность хорошо говорить!" (Кто-то из великих)

«Заговори – чтобы я тебя увидел!» (Сократ)

В наше время – эпоху креативного мышления, творческих находок и выборных технологий, особое внимание общественности обращено на такое явление как создание успешного имиджа личности. Одним из факторов успеха личности в современном обществе выделена человеческая речь, а точнее искусство речи как инструмент владения интересом слушателя.

Главная задача данной разработки максимально доступно и конструктивно изложить основные позиции работы над речью, поделиться опытом структурирования данного процесса. Автором в ходе поиска материала по обозначенной проблеме выделены труды авторов, наиболее подробно рассматривающие и описывающие специальные методики по работе над голосом и дикцией:

  1. Бруссер А. М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, - 112с.
  2. Ласкавая Е. В., Радциг М. Н. Практикум по художественному чтению. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. – 112с.
  3. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. – М.: Искусство,1985. Сценическая речь / Под.ред. Козляниновой И.П., Промтовой И.Ю. М., ГИТИС, 2000
  4. Чехов М. Литературное наследие. В 2 т. – М.: Искусство, 1986. – Т.2. Об искусстве актера.
  5. Цабе – Рябая Н. А. Методика и практика работы над дикцией в условиях театральной школы. Учебное пособие – Хабаровск: ЗАО «КОЛОРИТ», 2005, - 76с.
  6. Яхонтов В. Театр одного актера. М., 1968

Методические рекомендации предназначены для разных категорий читателей: всех, кто желает добиться успеха в социуме, для специалистов, занимающихся проблемами речи. Нужно понимать также, что без подключения эмоций и «личностных особенностей исполнителя» подготовить чтецкий материал или публичное выступление крайне затруднительно или даже невозможно. На первом этапе необходимо проделать подготовительную работу, которая предполагает знание теории.

  1. Аспекты, помогающие человеку быть успешными.

Сегодня, когда машина практически может дать замену человеческому действию в любой области, особой популярностью у людей разных возрастов, профессий и интересов пользуются всевозможные семинары – тренинги, ставящие перед собой задачу с помощью специально разработанных авторских программ за короткий срок научить риторике, ораторскому мастерству, остроумию в речи. Именно такие навыки необходимы тем, кто хочет быть успешным в любой профессиональной области. Предложенная система работы над голосом и речью для каждого может стать шагом к личному успеху, продвижению и дать инструментарий для влияния на людей.

Предметы в театральных школах, связанные с речью, призваны научить учеников освоить сценическую речь. Именно в театре, где речь актера – специальный предмет обучения, в середине ХХ века была создана классификация словесных действий. Но приобретенные навыки в театральной школе неожиданно для самого ученика сцены становятся ключом к успеху в дальнейшей жизни. Таким образом, театр как вид искусства неожиданно открывает новую глубину человеческого общения и помогает обозначить цель – владение речевыми навыками дает возможность или помогает управлять аудиторией, а также добавляет новые краски в человеческое общение. Владение искусством блестящего рассказчика, умение говорить увлекательно, развитое красноречие становится для человека инструментом успеха в обществе.

Чаще человек говорит достаточно шаблонно, используя запас фраз и выражений, как в разговорнике иностранного языка. Зачастую речь нашего современника скудна, скучна, иногда откровенно бедна, малоинтересна и является простым повтором услышанных в детстве словосочетаний. Все это усугубляется от волнения, когда человек появляется на публике или в любой ответственной ситуации. Такие люди не используют свой речевой потенциал для успеха в общении и продвижения себя. А есть люди, умеющие говорить интересно, ярко, оригинально, обладающие «острым умом» и покоряющие своим красноречием и юмором. Такие люди обаятельны и добиваются признания, как только начинают говорить. Они умеют использовать и речь, и свой творческий потенциал для самопродвижения! Многие справедливо полагают, что такой дар достался творческим людям от рождения. Но есть и другая истина. Умение мыслить креативно и говорить остроумно можно развить, используя разлиные упражнения и техники. Приобретенные навыки помогают творчески относиться к своему мышлению и речи, и применять полученное мастерство в любой области: с большой и малой аудиторией, деловых переговорах, личном общении, и публичное выступление становится настоящим творчеством.

Что помогает человеку быть успешным? Владение содержанием речи: освоение основных стилей и жанров речи. Убеждающее, информационное выступление, художественный рассказ, анекдот, притча, торжественная речь, спонтанное выступление без подготовки. Умение оперативно мыслить на публике, точно выражать и четко формулировать содержание. Ясная речь - ясное мышление!

Техника речи и постановка голоса также способствует успешности человека: сила и полетность звука, четкость дикции и произношения, речевое дыхание, владение взором, темпом речи, устранение «зависаний», мусорных слов-паразитов, строение фраз. Мастерство донесения речи до публики четко и без искажений.

Креативность и остроумие в речи. Импровизация в речи. Композиция речи. Убедительность и влияние на публику. Выразительные средства речи: наглядность, модуляция, владение паузой, интонационная яркость, артистизм. Выразительность жестикуляции, детализация, драматизация, ролевое перевоплощение и гибкость, актерские техники.

  1. Анализ голосовых и дикционных навыков с целью обозначения задач для работы над собственной речью.

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов на словах, которые они произносят, поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха. Многие люди в немалой степени обязаны своим успехом именно голосу и тембр вашего голоса важен также, как ваша внешность, манеры и знания. Это тот инструмент, с помощью которого необходимо донести свою мысль до других людей, и взаимопонимание между людьми зависит от голосовых и речевых данных. Голос с хорошим тембром может привлечь людей и убедить их в правоте того, кто им пользуется, может расшевелить людей или усыпить их, очаровать или оттолкнуть. Голос лидера - могущественный инструмент и в тоже время это часть его, поэтому начинающему ученику следует полюбить свой голос, каким бы он ни был, научиться слушать его, наслаждаться им и уделять достаточно времени для развития голоса и совершенствования тембра голоса. Неприятный голос может оказаться ахиллесовой пятой имиджа, а в некоторых случаях он даже может перечеркнуть все достоинства, тогда как хорошо поставленный уверенный голос с хорошим тембром является ценным средством оказания влияния. Иначе говоря, голос лидера должен содействовать его судьбе и его карьере, а не портить их.

Как не бывает двух совершенно одинаковых лиц, рук, ног, так не бывает и совершенно схожих голосов. Эти различия в той или иной степени помогают раскрыть и выразить характер поведения того или иного человека (образа). В этом смысле К.С. Станиславский предлагает создать особые условия для воспитания той основной «речевой манеры» которая при сохранении природных, естественных качеств звучания - способствовала бы выражению мыслей и чувств в условиях сцены. Не вообще развивать громкость и силу голоса, не вообще вырабатывать четкую дикцию при соответствующей артикуляции, а воспитывать голос и произношение при помощи целого ряда элементов, заимствованных у вокала, технические средства которого намного тоньше и надежнее, чем «громкое чтение вслух по рычагам тона».

Всякий голос и манера речи отличаются целым рядом признаков от другого. Голосовой инструмент ученика принадлежит только ему, и только он можете им воспользоваться. По возможности рекомендуется записать свой голос на диктофон и прослушать запись и честно ответить на вопросы: «Вам понравилось? Вас устраивает тембр вашего голоса? Или вы воскликнули: Неужели это мой голос?». Тогда придет понимание, какие основные элементы участвуют в формировании голоса, чтобы выработать собственные приемы его улучшения. Голос создается в глубине человеческого организма, а не только в области голосовых связок. Глубокое диафрагмальное дыхание поддерживает голосовой процесс, гортань проталкивает воздух сквозь вибраторы, резонирующие ткани и полости, а артикуляторы позволяют произносить звуки и слова, и все эти процессы управляются на подсознательном уровне, отражая голосом всю человеческую сущность и то состояние, в котором человек в данное время находится. Вот несколько примеров предлагаемых для самотестирования: повышаете громкость голоса, то вы волнуетесь; повышаете тон голоса, то из-за волнения вы начинаете терять контроль над собой; ускоряете темп речи, то вы неуверенны в себе; отвечаете, не дослушав вопроса, то вы раздражены или оправдываетесь; взяв трубку беспроводного или мобильного телефона, начинаете без цели перемещаться по комнате, то вы смущены и волнуетесь; идете по улице быстрым шагом и при этом разговариваете по мобильному телефону, то вы не уважаете себя; услышав телефонный звонок, останавливаетесь, если вы были в движении, или устраиваетесь с комфортом в кресле, если вы находитесь в помещении, и делаете паузу прежде, чем ответить, то вы спокойны и уверенны в себе.

Дыхание является движущей силой голосового механизма. Этим положением можно определить всю неразрывную связь дыхания и звука. С того момента, как мы начнем мысленно проверять свой дыхательный механизм, мы по существу приступим к тренировке. Дыхание и звук являются элементами, существующими внутри нас, поэтому требуется особое внимание, хорошо развитый слух и знание как физического (анатомического) строения нашего речевого аппарата, так и изучения физиологических процессов в нашем организме, в частности дыхательного процесса, состоящего при звукопроизводстве из борьбы между вдыхательными и выдыхательными движениями.

Есть звуки, основанные на гласных, которые оказывают воздействие на различные органы. Например: и-и-и - вызывает колебания в голове; о-о-о - в средней части груди; э-э-э - в железах и в мозгу; су-су-су - в нижней части легких; о-о-о - в диафрагме; а-а-а - в голове; у-у-у - в глотке, гортани; м-м-м - в легких. Древние традиции утверждают, что в основе Творения Вселенной лежало пять изначальных звуков-ростков: А, У, Э, О, И, игра звучаний которых изменяет ритм Бытия. Этот ритм присущ всем объектам, включая человеческое тело. Ритмические вибрации, возникающие при произнесении мантр, порождают различные состояния ума.

Теория звуков-ростков тесно связана со всей системой мировоззрения. Например, все слоги мантры "Ом мани падмэ хум" ("Спасение в нас самих") соотносятся с медитативными цветами, олицетворяющими различные нравственные составляющие Просветления: ом - белый, ма - синий, ни - желтый, пад - зеленый, мэ - красный, хум - черный. Различные цвета соотносятся с различными проявлениями ума, со стихиями и силами Природы, а различные конфигурации рта при произнесении звуков и возникающие при этом вибрации также соответствуют стихиям, поэтому значимость голоса и дикции выходит далеко за пределы простого общения между людьми.

Вот перечень некоторых симптомов того, что целесообразно заняться собственным голосом: люди часто просят вас повторить только что сказанные вами слова; люди замечают у вас идиосинкразию (своего рода аллергию) к публичным выступлениям; у вас заметный акцент у вас устает горло после десятиминутного разговора; у слушающих вас людей через некоторое время начинает блуждать взгляд; вы теряете контроль над голосом в конце длинного предложения; вам приходится объяснять слушателям, что вы являетесь руководителем или занимаете иную высокую должность, потому что по вашей речи они этого не чувствуют; у вас солидная внешность, но голос звучит слишком молодо; вам не нравится собственный голос.

Список наиболее распространенных определений неприятного голоса, гнусавый; резкий; скрипучий; хриплый; дрожащий; высокого тембра (писклявый); пронзительный; плаксивый; с одышкой; робкий; отрывистый; слишком громкий; слабый, неслышный; бесцветный помпезный; саркастический; неуверенный; монотонный; напряженный; скучный.

Характеристики голоса, способствующего самореализации и прекрасно подходящего для аффирмаций: приятный; вибрирующий; спокойный; хорошо модулированный; низкого тембра; доверительный; теплый; мелодичный; заботливый; уверенный; властный; дружеский; хорошо интонированный; выразительный; естественный; звучный.

Прослушав диктофонную запись голоса, а также учтя собственные субъективные ощущения от своего голоса, можно сделать вывод о том, нужно ли работать над своим голосом, а если нужно, то в каком направлении. Если вспомнить о том, что процесс генерации голоса управляется на подсознательном уровне, то станет понятно, что плохой голос - это прежде всего ситуация, которую можно "лечить" теми же самыми приёмами перепрограммирования подсознания, которыми исправляются и другие ситуации. А сформулировать ситуацию для перепрограммирования чрезвычайно просто, ибо она формулируется абсолютно прямолинейно - "У меня плохой голос", "У меня гнусавый (резкий, скрипучий, хриплый и т.п. в соответствии с вашими ощущениями) голос". При этом подсознание назовёт причины, по которым оно генерирует именно такой голос, и этими причинами чаще всего бывают разрушительные мысли класса гордыни (резкий и слишком громкий - "нечего церемониться с дураками!") или самоуничижения (дрожащий, робкий, слабый - "я недостойный, бедный, несчастный, слабый, больной, ничтожный"), хотя могут быть и какие-нибудь другие. В процессе перепрограммирования подсознания узнается то позитивное намерение, во исполнение которого подсознание снабдило именно таким голосом, которое обычно бывает весьма достойным (что-нибудь типа "не тратить силы на тех, кто всё равно этого не поймёт (для гордыни) или "уберечь себя от лишних проблем" в остальных случаях).

  1. Постановка голоса. Упражнения для развития голоса и формирования тембра голоса.

После перепрограммирования подсознания голос может измениться настолько, что больше никакой корректировки и не потребуется, но если необходимы дополнительные усовершенствования голоса, если захочется придать какой-то определенный тембр голосу или осуществить развитие голоса в другом направлении, то можно прибегнуть к помощи соответствующих упражнений, которые на очищенное от разрушительных инструкций подсознание будут ложиться очень хорошо, но в любом случае дальнейшую работу над голосом целесообразно начать с постановки правильного речевого дыхания, которое обеспечит нормальное голосообразование и звукообразование, а также музыкальность речи.

  1. Дыхание - движущаяся сила голосового механизма.

Дыхание является движущей силой голосового механизма. Этим положением можно определить всю неразрывную связь дыхания и звука. С того момента, как мы начнем мысленно проверять свой дыхательный механизм, мы по существу приступим к тренировке. Дыхание и звук являются элементами, существующими внутри нас, поэтому требуется особое внимание, хорошо развитый слух и знание как физического (анатомического) строения нашего речевого аппарата, так и изучения физиологических процессов в нашем организме, в частности дыхательного процесса, состоящего при звукопроизводстве из борьбы между вдыхательными и выдыхательными движениями.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

1). Выбрать удобную позу (лежа, сидя, стоя), положить одну руку на живот, другую – сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделать глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произвести свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение).

2). Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3). Сделать короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнести один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4). Произнести плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa; аaaaaooooooo; аaaaaуууууу.

5). Произвести счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три...), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следить за плавностью выдоха. Произвести обратный счет (десять, девять, восемь...).

6). Прочитать пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе. Обязательно соблюдать установку, данную в первом упражнении.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова – не руби дрова на траве двора.

7). Прочитать русскую народную сказку «Репка» с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Репка.

Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая.

Пошел дед репку рвать. Тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут, вытянуть не могут!

Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут - вытянули репку!

Упражнения для развития голоса.

Можно развить свой голос при помощи этих упражнений подобно тому, как развиваете мышцы при помощи занятий физкультурой. В результате тембр голоса изменится, голос разовьётся и станет более низким и благозвучным, его диапазон расширится, произношение станет более четким, модуляции выразительнее, а экспрессивность убедительнее. Дополнительный эффект от упражнений выразится в активизации сил ученика. Лучше всего выполнять эти упражнения регулярно, причем по утрам, ибо это зарядит вас бодростью на целый день. Теперь не только разовьется более приятный голос, но намного улучшится самочувствие. По мере того, как будет происходить развитие голоса, будет совершенствоваться и личность.

1). Упражнения перед зеркалом. Сделать выдох, затем вдох и произносить каждый звук до тех пор, пока у вас хватит дыхания: ииииииииии; эээээээээээ; аааааааааа; оооооооооо; ууууууууууу. Эта последовательность не случайна, начиная со звука самой высокой частоты - "и", при этом положив ладонь на голову, можно ощутить легкую вибрацию кожи. Это свидетельство более интенсивного кровообращения. Произнесение звука "э" активизирует область шеи и горла, можно почувствовать, приложив руки к шее. Произнесение звука "а" благотворно воздействует на область грудной клетки. При произнесении звука "о" усиливается кровоснабжение сердца, а упражнение со звуком "у" оказывает положительное воздействие на нижнюю часть живота. Произносить нужно медленно один за другим все звуки три раза. Для более глубокого, низкого и выразительного тембра голоса в течение дня многократно произносить звук "у".

2). Активизировать область груди и живота, для чего надо произносить звук "м" с закрытым ртом. Упражнения на звук "м" проделайте три раза. Один раз совсем тихо, второй раз - громче и в третий раз - как можно громче, чтобы голосовые связки напряглись. Положив ладонь на живот, ощутить сильную вибрацию. Особое внимание следует уделить звуку "р", поскольку он способствует улучшению произношения и придает голосу силу и энергичность. Для того, чтобы расслабить язык, провести предварительную подготовку: поднять кончик языка к небу за передними верхними зубами и "порычать" как трактор. Итак, сделать выдох, потом вдох и начинать "рычать": "рррр". После этого выразительно и эмоционально с подчеркнуто раскатистым "р" произнести следующие слова: роль, руль, ринг, рубль, ритм, рис, ковер, повар, сыр, товар, трава, крыло, сирень, мороз и т.п.

3). "Упражнение «Тарзан» помимо способа развития голоса представляет собой профилактическое средство против простудных заболеваний и инфаркта миокарда. Встать прямо, сделать выдох, затем глубокий вдох. Сжать руки в кулаки. Громко произнести звуки "ииииииииии" и одновременно колотить себя кулаками по груди, как это делал Тарзан в знаменитом фильме. Повторить это упражнение со звуками: эээээээээээ; аааааааааа; оооооооооо; ууууууууууу. По окончании упражнения будет заметно, как очищаются бронхи от слизи, дыхание становится свободным, тело заряжаетесь энергией. Это упражнение следует выполнять только по утрам, поскольку оно обладает возбуждающим и активизирующим действием.

4). Индийские йоги известны своим глубоким красивым голосом, который достигается с помощью вот такого простого упражнения. Встать прямо и поставить ноги на ширину плеч, сделать несколько спокойных вдохов и выдохов, после чего набрать воздуха в живот и сделать один резкий выдох, сопровождаемый звуком "Ха-а". Выдох должен быть полным, а звук таким громким, как это только возможно (эхо в соседних домах). При этом можно слегка согнуть корпус вперёд.

После нескольких недель тренировки по предложенной методике необходимо сравнить свой нынешний голос с прежним, который записан на диктофон, и убедиться, голос стал звучать более убедительно и сильнее воздействовать на окружающий мир. В результате такой тренировки и выполнения описанных упражнений спокойнее и глубже становится не только голос, но и мысли. Чем глубже и ниже голос, тем глубже он оседает в сознании, тем большее впечатление производят произносимые слова, и благодаря этому обучаемый начинает говорить не просто по-другому, а намного лучше. Рекомендуется не прекращать работать над собственным голосом, что является стимулятором постоянной работы над собственной личностью. Работа над своим голосом - это работа над собой!

Работа над дикцией. Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией при четком и внятном произнесении слов и фраз. Четкое и ясное произнесении слов обеспечивается за счет правильной артикуляции каждого звука, и, прежде всего, умения в процессе речи свободно и достаточно широко открывать рот, ибо при плохо открываемом рте звуки произносятся как бы сквозь зубы.

Артикуляция также управляется на подсознательном уровне, как и голосообразование, поэтому целесообразно прежде всего понять причины плохой дикции, и перепрограммировать их уже известными вам приёмами. Ситуация для перепрограммирования может быть сформулирована примерно так: "У меня плохая дикция", "Я говорю невнятно", "Я картавлю", "Я неправильно произношу (не могу произнести) звук "Л" (звуки "Р", "З", "С", "Ж" или другие в соответствии с вашими ощущениями.)". Причинами плохой дикции чаще всего являются самоуничижительные мысли типа "Моё дело помалкивать" или "В моём роду нет Цицеронов", которые перепрограммируются достаточно просто.

После перепрограммирования подсознания дикция, как правило, значительно улучшается, а для дальнейшего развития подвижности мышц нижней челюсти, умения достаточно широко открывать рот в процессе речи используются специальные упражнения.

Упражнения для развития подвижности нижней челюсти.

1). Свободно опускать нижнюю челюсть до тех пор, пока между зубами не будет промежуток в два пальца.

2). Беззвучно, протяжно (на одном выдохе) произносить гласные звуки: ааааааааааааа; яяяяяяяяяяяяяя (расстояние между зубами в два пальца); ооооооооооооо; ёёёёёёёёёёёёё (расстояние между зубами в один палец); иииииииииииии (рот слегка открыт).

3). Произносить гласные звуки с голосом: аaaaaaaaaaaaa; яяяяяяяяяяяяяя; ооооооооооооо; ёёёёёёёёёёёёё; иииииииииииии.

4). Слитно и протяжно произносить несколько гласных звуков на одном выдохе: аааааэээээ; аааааеееее; аааааиииии; иииииааааа; ооооояяяяя; аааааииииииооооо; иииииээээээаааааа; аааааиииииэээээооооо. Необходимо следить за тем, чтобы при произнесении звуков раскрытие рта было достаточно полным.

5). Произносить пословицы, поговорки, скороговорки, которые насыщены гласными звуками, требующими широкого раскрытия рта. Например:

Мал, да удал.

Знай край, да не падай.

Каков рыбак, такова и рыбка.

У ужа ужата, у ежа ежата.

6) . Прочитать стихотворение, четко произнося звуки а, я. Например:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора... А. Пушкин

В процессе выполнения упражнений следить за тем, чтобы нижняя челюсть опускалась свободно вниз, гласные звуки сначала произносить немного подчеркнуто.

Упражнения для развития подвижности губ.

При вялости и недостаточной подвижности губ страдает четкость и ясность произношения многих гласных и согласных звуков. Так для произнесения звуков у, ю требуется вытянуть губы вперед трубочкой, для звуков о, ё округлить губы, а для звуков с, з растянуть губы в улыбке. Для развития губ полезно использовать следующие упражнения:

1). Растяните губы в улыбке без обнажения зубов.

2). Растяните губы в улыбке с обнажением зубов при закрытом рте.

3). Плотно сомкнутые губы вытяните вперед (как при свисте).

4). Вытяните губы вперед в форме трубочки.

5). Попеременно чередуйте вытягивание губ в трубочку с растягиванием их в улыбке.

6). Поднимите верхнюю губу, обнажив верхние зубы, затем опустите нижнюю губу, обнажив нижние зубы

7). Протяжно произнесите гласные звуки (сначала без голоса, но с подчеркнутой артикуляцией, затем с голосом): ииииии (губы растянуты в улыбке); оооооо (губы овалом); уууууу (губы трубочкой).

8). Произнесите согласные звуки (сначала беззвучно, затем с голосом): сссссс, зззззз (губы растянуты в улыбке); шшшшшш, жжжжжж (губы вытянуты вперед овалом).

9). Слитно и протяжно произнесите несколько звуков на одном выдохе: ииииуууу (губы сначала растянуты, затем принимаютформу трубочки); ууууииии (губы из формы трубочки переходят в форму улыбки); оооуууииии (округлены, трубочка, улыбка); ааааииииууууыыыы; ссссссшшшшш (при произнесении звука с губы растянуты, при произнесении ш вытянуты вперед); ззззззжжжж (при произнесении з растянуть губы, при произнесении ж вытянуть вперед).

10). При плотно сомкнутых губах образовывать взрыв при произнесении звуков п, б (папа, баба, бублик, крупа, барабан, палка).

11). Закрепить четкость и ясность произношения звуков в словах ива, игра, утюг, урок, утиль, окунь, ослик, юла, юрист, юг, ёжик, ёлка, Ирина, институт, инкубатор, изумруд, укрытие, улитка, удилище, ощущение, окулист, оборудование, сок, замок, колесо, шапка, школа, жук, живот, сушки, солнышко, железо, папка, барабан, веник, велосипед, фартук, фуфайка, кофта При произнесении слов следите за положением губ перед зеркалом.

12). Прочитать пословицы, поговорки, скороговорки. Следить за правильным положением губ, за четкостью и ясностью произнесения слов и фраз.

Друг за друга стой и выиграешь бой.

От умного научишься, от глупого разучишься.

Капуста любит воду и хорошую погоду.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Волки рыщут, пищу ищут.

У ёлки иголки колки.

13). Прочтите вслух рассказ и проследите за тем, чтобы губы принимали активное участие в произнесении звуков и слов. «Колокольчики. Я очень люблю эти простые цветы - веселые колокольчики. Выйдешь из лесу на нескошенный, заросший высокой травою луг и от радости ахнешь - столько красуется всевозможных цветов, похожих на праздничный хоровод. По всему зеленому лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее - лиловые колокольчики. От легкого дыхания теплого летнего ветра колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя. Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, знакомые и милые цветы наших лугов и лесов.»

Упражнения для развития мышц языка.

Язык принимает активное участие в образовании большинства звуков речи. От его работы во многом зависит отчетливость речи. Особые трудности возникают при произнесении слов со стечением согласных, когда необходимо быстро переключить движение языка с одного положения на другое. Для укрепления мышц языка, улучшения его подвижности и переключаемости, перед тем, как использовать упражнения в произнесении звуков, слов и фраз со стечением согласных, четко отработать следующие движения.

1. Высунуть язык наружу, производить им движения влево, вправо, вверх, вниз.

2. Высунуть наружу язык и производить круговые движения слева направо, затем наоборот - справа налево.

3. При открытом рте и слегка высунутом языке сделать его широким, узким, чашечкой (кончик и боковые края слегка приподняты).

4. Слегка приподнятым напряженным кончиком языка "почистить" верхние зубы с наружной и внутренней стороны, в направлении от внутренней стороны зубов к наружной и наоборот.

Контроль за правильностью выполнения движений осуществлять при помощи зеркала. Добиться, чтобы все движения языком выполнялись легко и свободно, без особого напряжения.

Упражнения в четкости произнесения согласных звуков в слогах.

Прочитать слоги: па, по, пу, пы, пэ, пя, пё, пю, пи, пе, та, то, ту, ты, тэ, тя, тё, тю, ти, те, са, со, су, сы, сэ, ся, сё, сю, си, се, жа, жо, жу, жи, же; ап, оп, уп, ып, эп, ат, от, ут, ыт, эт, ас, ос, ус, ыс, эс, аш, ош, уш, ыш, эш.

Упражнения в четкости произнесения слов со стечением согласных звуков.

Прочитать вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнения в четкости и ясности произнесения звуков и слов во фразовой речи.

Для отработки четкости и ясности произнесения согласных звуков и слов полезно использовать скороговорки, которые построены на сочетании согласных звуков, трудных для произношения. Чтение скороговорок следует начинать в замедленном темпе, отчетливо произнося при этом каждое слово и каждый звук. Постепенно ускорять темп, но следить за тем, чтобы четкость и ясность произнесения не снижалась. Небольшие скороговорки произносите на одном выдохе. Соблюдайте плавность и слитность их произнесения.

Прохор и Пахом ехали верхом.

Галка села на палку, палка ударила галку.

От топота копыт пыль по полю летит.

У быка бела губа была тупа.

Водовоз вез воду из водопровода.

У Фени фуфайка, у Фаи туфли.

На семеро саней по семеро в сани уселись сами.

Цыпленок цыпли цепко цеплялся за цепь.

Пришел Прокоп - кипел укроп. Ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.

Зажужжала пчела, дожужжалась паука.

Чешуя у щучки, щетина у чушки.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова - не руби дрова на траве двора.

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

Дальнейшее закрепление хорошей дикции осуществляется при чтении вслух поэтических и прозаических текстов. При этом первое время необходимо продолжать следить за работой губ, языка, нижней челюсти, за отчетливым произнесением гласных звуков (ударных и безударных), за четким произнесением согласных, но не допускать при этом усиленного или подчеркнутого их произнесения. Каждое упражнение отрабатывается до тех пор, пока оно не будет выполняться легко и свободно, без особого напряжения.

При работе над дикцией необходимо учитывать правильное использование речевого дыхания и голоса. Так, при произнесении скороговорок необходимо правильно доносить их содержание, уместно делать паузы, своевременно добирать воздух. Переход к следующему упражнению осуществлять только после того, как будет достаточно четко отработано предыдущее.

Освоение элементов речи (слоги, слова). Речевые упражнения.

Слог является сочетанием согласного с гласным, и больше ничего. Но так как смысл этих речевых упражнений заключается в проверке всего - пройденного: готовности аппарата, активной работе дыхания в образовании звуков, а целый ряд букв мы не оговорили, то необходимо знать точный механизм образования каждого звука — положение губ, языка, челюсти на каждую из ник. Вот это необходимо узнать и натренировать, до того как браться за упражнения по слогам. Все, что относилось к элементам: дыхание, звук, гласные, согласные, опора, резонаторы, регистры, — все это было как бы подготовительным этапом работы для перехода к занятиям по сценической речи, в которых «слоги» и «слова» являются чисто речевыми упражнениями. Берем всем известную басню И. Крылова «Ворона и Лисица» и разрабатываем на ее тексте упражнения. Этот текст басни удобен как по своим буквенным сочетаниям, так и по размеру-объему текста, используемого для проверки выносливости дыхания, о чем поговорим дальше при изложении упражнения, называемого «скороговорочным». Моменты вдоха и выдоха, опоры, резонирования и регистрового выражения имеют значение в этой тренировке. Во всех разбираемых подготовительных тренировочных упражнениях необходимы точность, продуманность, обоснование и т. п.

Механическое повторение того или иного упражнения ничего не даст в лучшем случае и зачеркнет всю предшествующую работу — в худшем случае. Перед тем как взяться за тренировку слогов — «части» слова, необходимо проверить степень своей готовности. Текст басни надо знать наизусть, чтобы не «вспоминать» его во время упражнения, что будет мешать и переключать наше внимание с необходимого нам объекта на ненужный, лишний. Разбить весь текст на слоги. По слогам получим следующий буквенный материал (выписываем орфоэпически): Ва-ро-не-где-то-бох-па-слал-ку-со-чек-сы-ру, На-ель-ва-р-о-на-взгра-ма-здяс-па-за-фтра-кать-сафсем-бы-ло-уш-са-бра-лае-да-па-за-ду-ма-лас, а-сыр-ва-рту-дер-жа-ла и т. д. Если вглядеться, мысленно вслушиваясь в эти сочетания «согласного с гласным», то можно ощутить «знакомые» мышцам языка челюсти, знакомые зубам и дыханию звуковые сочетания.

  • Каждый слог произносится стаккато, легко, на одной ноте, в течение всей строки. Не тянуть эту ноту, не выпевать ее, а только каждым слогом (его ударной гласной) как бы подбрасывать звучание этой ноты кверху. Причем произносится вслух только согласный звук, а на гласный приготовим необходимую позу для его выражения — не больше! Запомнить положение губ на букву «в». Каждую букву надо знать на память. Верхние зубы слегка прижимают нижнюю губу — «ва-а» (нижняя челюсть под напором воздушной струи отпадает): вва-рро-нн-е и т. д. Чрезвычайно ритмично с одинаковыми интервалами, равномерно чередуются слоги, составленные из различных букв. К произнесению каждой такой «пары» приготовиться к произнесению вслух «подумавши», точный и меткий слог. Короткий, а не растянутый, так, в различных буквосочетаниях будем работать над первой нотой голоса. Берется любая «самая удобная» нота, и от нее потом двигаться и вверх и вниз. Но четыре строчки (целых 44 слога!) произносить на одной ноте. Почувствуйте, что не все буквы «захотят» звучать на выбранной ноте. Почувствуйте, что гласный «у» хочет более низкого звучания, а гласный «и» — более высокого и г. д. Никакой поблажки! Все буквы в звучании должны повиноваться, для чего и существует это первое дикционное упражнение. Ни одного звука произнесенного механически. Слоги произносятся организованно и ритмично, с равномерными интервалами между ними.
  • Четыре строчки слогов — так же, на одной ноте (медиума — наиболее удобной для голоса). Произносить каждый слог отрывисто, легко, как бы нанизывая все слоги на улетающий кверху поток дыхательной струи. В интервалах между произнесением слогов нужно подумать о том, что тренируем и зачем, но не как. Слоги произносятся коротко, четко. Чем короче и легче — тем вернее. Не громко, на выдохе, с таким ощущением, как будто каждый слог, как «глоток», который пьем, а не выплевываем вместе со звуком. Представить себе, что взяв дыхание, произнося слог, его посылаем в череп — в «самую макушку». Не заботиться, чтобы он летел «вперед». Он и так вылетит вперед — рот ведь открыт!
  • Следующие четыре строчки произносить по слогам на полтона выше (соль диез). Последующие четыре строчки — на ноте ля и т. д. Весь текст, разбитый на слоги, повышать сначала через четыре строчки, впоследствии — каждую строчку. Помнить, что каждый последующий звук будет стремиться вверх, как по лесенке, один над другим, один над другим. Чем выше идет тональное изменение звука, тем привычнее и свободнее владеете вашим аппаратом. Итак, весь текст разбит на слоги, и все они тренируются в повышении и затем в понижении тонально. Понижение также не несет никаких изменений в настрое нашего голоса, в аппарате. Важен здесь слух, а не особое положение головы, гортани и т. п.
  • Из слогов, повышая по строчке и затем понижая, сложить слова, и, как в первом упражнении тренировали один слог, так же произносить одно слово, состоящее из нескольких слогов. Здесь важна ударная гласная, которая все слово делает как бы «выпуклым»: Вароне гдета бох и т. д. Необходимо сильно выделить эту опорную гласную, сохраняя четкое, неторопливое произнесение начала и конца слова. Причем надо помнить о «вертикали», чтобы конечная буква-звук была направлена по своему верхнему пути, а не «свалилась вниз» — «в живот», «в грудь». Опорную гласную в слове не тянуть напевно, все слово вылепляется, отливается, а не «тянется». Это упражнение также произносится по строчкам. После каждой строчки берется новое дыхание, а старое — остаток его — сбрасывается. Затем повышается по полутонам и тонам. Можно рассказать смысл упражнения, но рекомендовать, как его делать, нецелесообразно.
  • «Опорное», так как, помимо всего того, что тренировалось прежде, фиксируем внимание на «ощущении диафрагмы», на продлении вдоха (при выдохе) и т. д. Одно слово произносить громко — «вароне», затем проверяем свое выдыхательное, медленное движение и произносим «цепь слов» — всю строчку до конца, не выделяя ни одной буквы, как одно слово: «гдетабохпаслалкусочиксыру», «на!» (обязательно выдох):

«ельваронавзграмаздяспазавтракатьсафсембылоушсабралас». (На пол тона выше взять дыхание): «Да!» («затаить дыхание») «пазадумаласасырвартудержала» и т. д. весь текст. Особенно важно в этом упражнении абсолютная ровность произношения всей цепочки слов («как бусинки»), в которых одна буква должна переливаться в другую. Но ни в коем случае нельзя скандировать, чеканить, подчеркивать каждую букву. Это будет неверно. Смысл данного упражнения в использовании опорного звучания для постепенной выработки правильного произношения любой буквы — главной и неглавной.

  • «Скороговорочное». Все предыдущие используются как возможность развить в себе навык к быстрому, стремительному произношению любых букв, слов, цепи слов. Тренируется это упражнение на одном дыхании, и как если бы надо было произнести такое слово:

Варонегдетабохпаслалкусочексырунаельваронавзграмаздяспазафтракатьсафсембылоушсабраласдапозадумаласасырвортудержаланатубедулисаблизеханькабежала! От долгого и многократного повторения одних и тех же «слов речевой аппарат налаживается настолько, что приучается выполнять ту же работу в самом быстром темпе. Это требует постоянных упражнений, и вам необходимо их делать, так как сценическая речь не может обойтись без скороговорок». Плавность и медленное звуко- слияние вырабатываются на всех упражнениях без исключения, так как в основе этого требования лежит голосовой настрой и вся вытекающая из него «манера говорить: не рвать слова», а выражать мысль — чувство — образ — это слитная речь.

  • Оно тоже по манере тренировки является упражнением на плавное и быстрое чередование различных букв в слово-говорении. Но в этом упражнении на весь текст дыхание берется всего три раза. Этим упражнением проверяются выносливость дыхания и опорное звучание (упор в речи). Дыхание берется перед началом текста и затем на реплики — «пленил» (дыхание) и «голосок» (дыхание):

Варонегдетабохпаслалкусочексырунаельваронавзграмаздяспазафтракатьсафсембылоушсабраласдапозадумаласасырвортудержаланатубидулисаблизеханькабежалавдругсырнайдухлисуастановиллисицавидитсырлисицусырпленил! (дыхание) и т. д. до конца. В тексте подчеркнуты гласные, которые несколько выделяются при произнесении.

4. Словесное действие. Логика речи.

В методических разработках разных авторов законы и правила логики речи изучают на примерах классической и русской литературы. В речи необходимо различать смысл и мысль. Мысль определяется грамматически организованным сочетанием слов и выявляется в ходе логического анализа. Смысл же определяется намерением автора и исполнителя, и в полной мере раскрывается лишь в совокупности анализа. Очень важно отметить, что при всех допустимых интонационных изменениях, которые возникают в ходе литературного, действенного, исполнительского анализов, прямая мысль не должна быть утрачена.

Техника речи рассматривается нами как предмет, воспитывающий голос и речь путем сознательного овладения процессом дыхания, звукообразования и произношения. Слово — наше главное оружие. Поэтому мы должны развивать, двигать вперед, совершенствовать науку о слове. Система Станиславского и опыт старых мастеров дают нам для этого все возможности. «…Слово является самым конкретным выразителем человеческой мысли».

Вопрос об интонации неразрывно связан как с основами техники речи, так и с образным мышлением, свойственным словесному действию. Это — основной вопрос в искусстве словесного воплощения. Именно через интонацию мы знакомимся с индивидуальностью человека, определяем глубину его чувства, яркость его фантазии, подробности его видений, органичность и целенаправленность его действий. Стоит нам только обратиться к живой действительности и внимательно вслушаться в живую человеческую речь, и мы без труда уловим слухом ясно различимое, точное и необычайно своевольное (тональное) колебание в звучании. В любой фразе активного разговора, например в споре между двумя людьми, мы легко расслышим, что каждое слово фразы отличается от другого некоторым повышением и понижением тона, а также и различными ритмами произнесения в зависимости от направления, намерения, желания, мысли этого словесного действия. Мало того, в каждом отдельном слове, выражающем ту или иную мысль, также наблюдается свое голосовое выражение — некоторое понижение и повышение тона. Например, в одном коротком слове-вопросе «разве?», стремящемуся выразить активное возражение на предмет спора, мы также услышим и повышение и понижение тона. В жизни голос, ритм и темп речи все время меняются в зависимости от тех или иных обстоятельств, требующих точного выражения в слове. Даже простая логическая пауза, определяемая или знаком препинания, или необходимостью выделить слово, указывающее направление мысли, требует после себя обязательного изменения ритма и темпа произношения и тона голоса. Все вышеуказанное разберем на самом простом словесном примере. Возьмем первые строки басни И. Крылова «Ворона и Лисица».

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона, взгромоздясь,

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась, а сыр во рту держала,

На ту беду Лиса близехонько бежала.

Не делая подробного действенного разбора всей басни в целом, мы лишь расставим необходимые для взаимного понимания логические акценты и логические паузы в приведенном выше тексте. Акценты обозначим знаком, а паузы V. Соотношение более сильных и более слабых акцентов обозначать не будем так же, как и длительность пауз.

Вороне V где-то бог V послал кусочек сыру;

На ель ворона V взгромоздясь V

Позавтракать было совсем уж собралась,

Да позадумалась V, а сыр во рту держала.

На ту беду V лиса V близехонько бежала.

Разбор смысла и значение расстановки акцентов.

1. «Вороне»: о ком идет речь. Кого мы имеем в виду под определением «ворона».

2. «Где-то бог»: каким образом ей случайно удалось получить еду.

3. «Послал кусочек сыру»: что именно она заполучила и ее отношение к лакомству.

4. «На ель ворона, взгромоздясь»: где именно она с удобствами расположилась. 5. «Позавтракать было совсем уж собралась»: ее намерение и желание выполнить это намерение.

6. «Да позадумалась»: предвкушая удовольствие, она размечталась.

7. «На ту беду лиса близехонько бежала»: новый кусок — событие, связанное с появлением нового действующего лица, с предупреждением от автора-рассказчика, что «это» появление не несет в себе ничего хорошего для размечтавшейся вороны.

Произнося вслух приведенный пример, необходимо почувствовать потребность опускать и повышать тон голоса, менять темпо- ритм речи и т. д. Необходимо отметить, что даже при таком грубом и примитивном логическом построении текста голос после каждого акцента и паузы уже придет в движение, меняя частоту колебаний в зависимости от направления мысли произносимого текста. Оправдывая расставленные в тексте акценты и паузы, можно легко убедиться в исключительной изменчивости голосовых колебаний в речи, При произнесении первого слова вороне голос или снизу вверх или сверху вниз, в зависимости от индивидуальности говорящего (видения, намерения исполнителя), обязательно «прогнется», т. е. изменит частоту колебаний звуковой волны. А так как это слово начинает действенный наш рассказ и мы хотим разбудить у слушателя зрительное восприятие нашего точного и подробного видения, мы после произнесения «фамилии» делаем логическую паузу, хотя никакого знака препинания здесь нет и быть не может. «Где-то бог» произносится только как мимолетное уточнение, указание на то, что чисто случайно ей «подвезло». В произнесении таких неглавных, «маленьких» слов мы можем различить также голосовые колебания вверх — вниз — вверх.

Переходим к следующей группе слов более значительных, определяющих что именно вышеназванная ворона получила и каково ее, воронье, отношение к данному кусочку сыра. Опять же, выделяя ведущее (по смыслу) слово, мы ощутим движение в голосе и изменение темпоритма произношения.

Памятуя о размеченных смысловых акцентах, необходимо попытаться произнести хотя бы одну первую строчку слитно, не отделяя слова от слова, а словно переливая их одно в другое. Таким образом, создаются соответствующие предлагаемые обстоятельства, чтобы оправдать такое произнесение: это уже не будет спокойный рассказ, а сообщение уху и глазу партнера (например, по секрету от подслушивающей лисы) о том, как «этой дуре повезло» (в подтексте). Внутренний слух упражняющегося услышит, как сильно прогнется вверх — вниз — вверх голос, стремясь передать заданный подтекст без помощи пауз, которые не соответствовали бы задаче «сообщить потихоньку от лисы». Все это общеизвестно, но напомнить об этой существующей звуковой линии в речи необходимо.

Конечно, паузы и смысловые акценты в тех или иных фразах могут и должны быть осознаваемы как более или менее сильные, долгие и короткие и т. д. На данных примера особое внимание нужно обратить на изменчивость тонов в речи, зависящих от любого смыслового изменения. Даже самая маленькая пауза (воздушная) требует после себя изменения тона и ритма в действенно устремленной образной речи.

В работе над рассказом, докладом или каким – либо текстовым материалом, исполнители часто полностью полагаются при словесном воплощении на правильный выбор верно определяемых, действенных задач. Принято считать, что подлинное, продуктивное и целесообразное действие само по себе обязано вызвать соответствующее голосовое выражение с его самой яркой и точной интонацией. В таком понимании кроется ошибка. Полагаться полностью на непроизвольное и обязательное рождение точной интонации нельзя. Если голос не звучит «сам по себе», если в нем нет гибкости, чистоты в звуке, то никогда не будет гармонии между тем, что чувствует исполнитель и возможностью его выразить все это в слове интонационно точно, ярко и полно. Бывает и так, что рассказчик условно, приблизительно обозначает степень возможного повышения и понижения тона в речи. Интонация у таких исполнителей тоже становится приблизительной, лишенной своих прекрасных качеств «отлить мысль в слово».

Термин «интонация» необходимо различить по двум направлениям: а) интонация как средство точного и подробного раскрытия содержания через слово и б) интонация как понятие физиолого-акустическое, т. е. как способность человека издавать голосом тона заданной высоты. Но интонацию как способность человека издавать голосом тона самой различной высоты (гибкость голосоведения, владение глубиной, близостью, тембром, выносливостью голоса) необходимо долго и упорно вырабатывать, т. е. развивать, совершенствовать сознательно, изучая и используя свои природные данные.

Заключение.

Известно, что любая профессиональная деятельность требует определенной предрасположенности. К этому прибавляются знания, опыт, интеллект и другие составляющие элементы. Однако, создание успешного имиджа личности обусловлено также таким фактором как речь. Искусное владение речевым инструментом помогает контактировать в обществе, правильно вести диалоги и очаровывать слушателей красноречием. Автоматизация речи после обработки звука идет постоянно в бытовой речи, постепенно включая в качестве контролера речевой слух. Этап овладения звуком, дикционными навыками демонстрируется при практических применениях непосредственно в публичных выступлениях.

Описанные выше методические рекомендации, практические задания и подбор рекомендуемой литературы помогут всем желающим пройти увлекательный путь становления и формирования речевой индивидуальности. Все упражнения, предложенные в данной работе, помогают развивать и совершенствовать слухоречевую функцию, но, безусловно, успех работы зависит от активности и воли самих респондентов.

Список литературы.

  1. Бруссер А. М. Сценическая речь. Методические рекомендации и практические задания для начинающих педагогов театральных вузов.. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2008, - 112с.
  2. Владимирова З. М.О.Кнебель. – М.: Искусство, 1991.
  3. Ершов П.М. Технология актерского искусства – М.: ТОО “ГОРБУНОК”, 2002.
  4. Ласкавая Е. В., Радциг М. Н. Практикум по художественному чтению. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2009. – 112с.
  5. Немирович-Данченко В.И. О Творчестве актера. М., 1984
  6. Соловьева И.Н., Шитова В.В. К.С.Станиславский. – М.: Искусство,1985.
  7. Станиславский К.С. Работа актера над собой. Ч.1. – М.: Искусство,1985.
  8. Сценическая речь / Под.ред. Козляниновой И.П., Промтовой И.Ю. М., ГИТИС, 2000.
  9. Толстых А.В. Искусство понимать искусство. – М.: Педагогика, 1990.
  10. Чехов М. Литературное наследие. В 2 т. – М.: Искусство, 1986. – Т.2. Об искусстве актера.
  11. Цабе – Рябая Н. А. Методика и практика работы над дикцией в условиях театральной школы. Учебное пособие – Хабаровск: ЗАО «КОЛОРИТ», 2005.
  12. Яхонтов В. Театр одного актера. М., 1968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль информационной деятельности в современном обществе"

Презентацию "Роль информационной деятельности в современном обществе" выполнила преподаватель ГБОУ СПО Баймакский сельскохозяйственный техникум Мусина Ж.М. Работа состоит из 12 слайдов, с комментариям...

Роль начально профессионального образования в современном обществе

К мастеру производственного обучения, как к воспитателю квалифицированных рабочих кадров предъявляются особенно высокие требования: « Он должен быть примером для учащихся в поведении на работе и...

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ " Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"

ТЕЗИСЫ ДОКЛАДОВ"Эвтаназия как социально-этическая проблема современного общества"по результатамнаучно-практической конференции...

Тезисы докладов "Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе"

ТЕЗИСЫ   ДОКЛАДОВ Гендерные роли в произведениях мыслителей прошлого и в современном обществе по результатамнаучно-практической конференции...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства "струнно-смычковые инструменты" музыкальное исполнительство - ансамбль        ...

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-специальность Скрипка

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства «струнно-смычковые инструменты» музыкальное исполнительство-Специальность Скрипка...