Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения по ОП 03 Метрология, стандартизация и сертификация специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (2023 г.)
учебно-методическое пособие
В методических указаниях для студентов заочной формы обучения рекомендована последовательность изучения дисциплины (ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам; изучение программного материала по рекомендуемой литературе; составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методические указания | 106.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
ОП.03 Метрология, стандартизация, сертификация.
программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование
Методические указания для
заочной формы обучения
КУРСК
Методические указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности СПО по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 823.
| |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Материал, выносимый на установочные и обзорные занятия, а также перечень выполняемых практических занятий и лабораторных работ определяется учебным заведением исходя из профиля подготовки выпускников, контингента студентов (работающих и не работающих по избранной специальности) и соответствующего учебного плана.
На установочных занятиях студентов знакомят с программой дисциплины, методикой работы над учебным материалом и выполнения контрольной работы.
Обзорные лекции проводятся по сложным для самостоятельного изучения темам программы. Проведение практических занятий предусматривает своей целью закрепление теоретических знаний и приобретение необходимых практических умений по программе учебной дисциплины.
Учебный материал рекомендуется изучать в той последовательности, которая дана в методических указаниях:
- ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам;
- изучение программного материала по рекомендуемой литературе;
- составление ответов на вопросы самоконтроля, приведенные после каждой темы.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- использовать в профессиональной деятельности документацию систем качества;
- оформлять технологическую и техническую документацию в соответствии с действующей нормативной базой;
- приводить несистемные величины измерений в соответствие с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- задачи стандартизации, ее экономическую эффективность;
- основные положения систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
- основные понятия и определения метрологии, стандартизации, сертификации и документации систем качества;
- терминологию и единицы измерения величин в соответствии с действующими стандартами и международной системой единиц СИ;
- формы подтверждения качества
В результате освоения учебной дисциплины формируются общие и профессиональные компетенции:
Код ОК | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
Код ПК | Наименование ПК |
ПК 1.1. | Осуществлять пуск и останов теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.2. | Управлять режимами работы теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 1.3. | Осуществлять мероприятия по предупреждению, локализации и ликвидации аварий теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 2.2. | Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к строительству и монтажу |
ПК 3.1. | Участвовать в наладке и испытаниях теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 3.2. | Составлять отчётную документацию по результатам наладки и испытаний теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения. |
ПК 4.1. | Планировать и организовывать работу трудового коллектива |
ПК 4.2. | Участвовать в оценке экономической эффективности производственной деятельности трудового коллектива |
ПК 4.3. | Обеспечивать выполнение требований правил охраны труда и произвоственной безопасности |
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 64 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 12 |
в том числе: | |
лекций | 12 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 52 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основные источники:
- Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении [Текст]: учебник. Рекомендовано ФГАУ "ФИРО" /[С.А.Зайцев, А.Н.Толстов, Д.Д.Грибанов, А.Д.Куранов].-М.: Академия, 2019. - 288 с. -(Профессиональное образование)
- Метрология, стандартизация и сертификация в машиностроении [Электронный ресурс]: учебник.Рекомендовано ФГАУ "ФИРО"/ [С.А.Зайцев, А.Н.Толстов, Д.Д.Грибанов, А.Д.Куранов. -Электрон.текстовые дан. - М.: Академия, 2020. - 288 с. -(Профессиональное образование)
- Хрусталева, З.А. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: практикум ; PDF-копия книги для СПО/ З.А. Хрусталева. - М.: КНОРУС ,2015. - 1 электрон.опт.диск (CD-R) . -(Электронные издания)
Дополнительный источник.
Никифоров А.Д. «Взаимозаменяемость стандартизация и технические измерения». -М.: Высшая школа, 2007 ».
Интернет-ресурсы: www.standartizac.ru/certifcation/osnovnie 3.html
www.qumer.info/bibliotek/Buks/sciene/biruk.01.php
http://nqjit.narod.ru/predmet:/metroloqia/1.doc
- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Тема 1. Качество. Показатели и оценка.
Тема 2. Объекты, цели, функции и методы стандартизации.
Тема 3. Общее понятие взаимозаменяемости.
Тема 4. Общие сведения о метрологии.
Тема 5. Сущность и принципы сертификации.
5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ТЕМАМ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.
Тема 2. Объекты, цели, функции и методы стандартизации.
Данная тема является вводной и должна дать понятие качества, его показателей и необходимости разрабатывать показатели при создании нормативных документов.
Качество — степень соответствия присущих характеристик объекта требованиям к нему. Показатель качества продукции — количественная характеристика основных свойств продукции, обеспечивающих ее качество.
Показатели качества закладываются в нормативные документы в виде определенных требований. Показатели качества: требования назначения, совместимость и взаимозаменяемость, требования эргономики, ресурсосбережения, безопасности, надежности, экологичности, технологичности, эстетические требования
На современном этапе принята СК, установленная в международных стандартах — ИСО серии 9000 международной организацией по стандартизации разработана серия стандартов серии 9000 (ISO 9001 — ISO 9004), распространяющихся на системы качества предприятий и организаций.
Стандартизация – это деятельность, направленная на разработку норм и правил, которые обеспечивают права потребителя на получение качественного товара. Цель стандартизации — выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения.
Найденное решение дает возможность достичь упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (организаций) и специалистов.
Объект стандартизации — продукция, работа, процесс и услуги, для которых разрабатываются требования в стандартах.
Для достижения социальных и технико-экономических целей стандартизация выполняет определенные функции: упорядочения ,охранная, ресурсосберегающая , коммуникативная, цивилизующая ,информационная функция.
- Понятие качества.
- Привести примеры объекта качества, его характеристик, требований.
- Перечислить показатели качества.
- Что такое взаимозаменяемость?
- Перечислить показатели качества для пластинчатого теплообменника.
- Как оценить качество продукции.
- Документация систем качества в теплоэнергетике.
- Виды инструкций на предприятии.
- Понятие и главное назначение стандартизации.
- Цели стандартизации.
- Функции стандартизации.
- Если область стандартизации – теплоэнергетика, то что является объектами стандартизации?
- Принципы стандартизации
- Понятие нормативных документов.
- Перечислить нормативные документы.
- Сравнить (найти общее и различное) технический регламент и стандарт.
- Виды стандартов по назначению (для чего каждый)
- Виды стандартов по категориям.
- Какие документы входят в состав системы стандартизации РФ?
- Структура управления и подчинения в системе стандартизации РФ.
- Функции федерального агентства , технических комитетов по стандартизации.
Тема 3,4 . Общее понятие взаимозаменяемости. Общие сведения о метрологии.
В этой теме студенты должны изучить назначение и виды взаимозаменяемости. Основное назначение взаимозаменяемости заключается в обеспечении производства изделий необходимого качества с минимальными затратами. Взаимозаменяемость как принцип конструирования и производства изделий включает в себя свойства собираемости изделий и выполнения ими своих функций.
Взаимозаменяемость деталей и сборочных единиц достигается изготовлением их элементов по всем геометрическим в определенных заранее нормируемых пределах — допусках – это погрешность размера, при которой сохраняется работоспособность изделий.
В данной теме нужно разобраться в понятиям о номинальном, действительном и предельном размерах, предельных отклонениях, допусках и посадках.
Метрология наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности. Предмет метрологии — измерения, их единство и точность.
Метрология включает в себя методы выполнения практически всех измерительных работ на производстве, а также их правовые и теоретические основы.
Правовые основы (законодательная метрология) обеспечивают единообразие средств и единство измерений посредством установленных государством правил. Теоретическая (фундаментальная) метрология разрабатывает фундаментальные основы данной науки. Прикладная (практическая) метрология освещает вопросы практического применения разработок теоретической и положений законодательной метрологии.
Метрологическая деятельность в России основывается на конституционной норме, которая устанавливает, что в федеральном ведении находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, и закрепляет централизованное руководство основными вопросами законодательной метрологии, такими, как установление единиц физических величин, эталонов и связанных с ними других метрологических основ.
В рамках обеспечения конституционной нормы были приняты законы «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации» и «О техническом регулировании», детализирующие основы метрологической деятельности.
- Факторы, обеспечивающие взаимозаменяемость.
- Что такое допуск на размер?
- Номинальный, действительный, предельный размер?
- Примеры применения различных посадок в механизмах.
- Назвать три составные части метрологии и их назначение.
- Погрешность измерения, виды погрешностей.
- Перечислить виды измерений.
- Методы измерений.
- Классификация средств измерений.
- Отличие измерительных прибора и преобразователя.
- Разновидности мер.
- Государственная метрологическая служба РФ.
- Порядок поверки.
- Отличие поверки от калибровки.
- Метрологические характеристики средств измерений.
Тема 5. Сущность и принципы сертификации.
Сертификация продукции – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям, т.е. сертификация – это прогрессивное направление развития стандартизации, важнейший механизм управления качеством продукции.
Цели и задачи сертификации. Основные цели российской системы сертификации ГОСТ Р определены в Законе РФ «О сертификации продукции и услуг».
Сертификация направлена на достижение следующих целей: создание условий для деятельности предприятий, учреждений, предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;
защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя); контроль безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; содействие потребителям в компонентном выборе продукции; содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции; подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителями.
Система сертификации продукции третьей стороны создается сторонней организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям научно-технического документа (НТД). Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории.
- Сущность сертификации.
- Принципы подтверждения соответствия.
- Цели сертификации.
- Состав Системы сертификации
- Почему знак соответствия получить сложнее, чем сертификат?
- Понятие обязательной сертификации.
- Какие товары должны подвергаться обязательной сертификации.
- Понятие добровольной сертификации.
- Причины, которые заставляют производителя добровольно обращаться для сертификации.
6. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ – ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
(экзамен)
Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием следующих форм и методов выполнение заданий экзаменационного билета.
Текст задания (экзаменационный билет).
Экзаменационный билет состоит из теоретического и практического задания.
Задание 1:
Подготовить письменный ответ на вопросы экзаменационных билетов.
- Главное назначение стандартизации. Сравнить технический регламент и стандарт.
- Перечислить виды стандартов, указать назначение каждого.
- Привести примеры международных организаций по стандартизации, порядок утверждения стандартов.
- Структура Государственной системы стандартизации РФ.
- Штангенинструменты. Виды. Конструкция. Правила измерения.
- Измерения. Погрешность измерений. Причины возникновения погрешностей. Точность измерений. Поверка.
- Перечислить три раздела метрологии и их назначение.
- Понятие сертификации. Цели сертификации. Где проводится сертификация продукции.
- Два вида сертификации в РФ. Где проводятся. Какие объекты охватывают.
- Понятие сертификации. Этапы сертификации продукции
Задание 2:
Выполнить практическое задание.
Если размер вала по чертежу 13-0,1+0,5, определить наибольший и наименьший предельный размер. Дать характеристику выполненных действительных размеров: 13,7; 13,3; 12,7 (годен, брак исправимый, брак неисправимый).
Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, если он творчески подошел кответу, свободно ориентируется в теоретическом материале, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, верно выполнил практическое задание
- оценка «хорошо»: выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос в целом правильный, с единичными ошибками в деталях, некоторыми затруднениями в теоретическом обосновании , при выполнение практического задания допущены ошибки в схематических изображениях,
- оценка «удовлетворительно»: выставляется обучающемуся, ответ на вопрос дан недостаточно полный, непоследовательный, с ошибками, слабым теоретическим обоснованием, практическое задание не выполнено.
- оценка «неудовлетворительно»: выставляется обучающемуся, если ответ на вопрос дан с грубыми ошибками, без теоретического обоснования, практическое задание не выполнено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения
Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) по специальности СПО 270841 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. ПМ 02. «Организация и выполне...
ОП 08. СМЕТЫ Методические рекомендации и контрольные задания для заочной формы обучения
Учебная дисциплина «Сметы» предусматривает изучение организации проектирования и ценообразования в строительстве для дальнейшего составления сметной документации при определении стоимости строительств...
Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения
Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения(ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта. МДК 01.01 Устройство автомобилей) 2015 г.Учебный материал в методических ...
СТАТИСТИКА Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения
СТАТИСТИКА Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения...
ФИНАНСЫ Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения
ФИНАНСЫ Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения...
Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения по ОП 05 МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ, СЕРТИФИКАЦИЯ специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (2024г.)
В методических указаниях для студентов заочной формы обучения рекомендована оследовательность изучения дисциплины (ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по т...
Методические указания и контрольные задания для заочной формы обучения по МДК 03.01. Наладка и испытания теплотехнического оборудования и систем тепло- и топливоснабжения специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование (2023 г.)
В методических указаниях для студентов заочной формы обучения рекомендована последовательность изучения дисциплины (ознакомление с тематическим планом и методическими указаниями по темам; изучен...